Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта). Детская патопсихология - Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта)

В данной статье речь пойдет о методике «Кольца Ландольта». Вы узнаете о том, где именно может применяться данная методика, для чего ее используют и в целом как работать с теми данными, которые вы получили после работы с этой пробой. Данная методика является модификационной работой Б. Бурдона, которая основана на корректурной пробе Э. Ландольта, французского офтальмолога. После этих слов можно обратить внимание на некоторую неточность в названии. Но так или иначе, пробу все равно называют методикой «Кольца Ландольта». Теперь следует перейти к самому описанию этой методики.

Методика «Кольца Ландольта»

Эта проба помогает выявить уровень внимания тестируемого человека и усовершенствовать его. Если впервые взглянуть на тестовый лист, на котором в плотных рядах расположены круги с прорезями в разных местах, можно прийти в небольшое недоумение от мысли о том, что далее с этим рисунком тестируемому предстоит работать. Кольца Ландольта относятся к одному из видов тестовых заданий. Это очень легкий и довольно быстрый способ проверки внимания. Помимо этого, не составляет большой сложности проверка результатов.

Где проводится корректурная проба

Иногда в медицине требуется проверка внимания людей с какими-либо заболеваниями или же для получения какого-либо медицинского допуска. В таком случае самым распространенными методом проверки является проба Ландольта. Но чаще всего именно в школах применяют кольца Ландольта. Для младших школьников этот тест является достаточно простым и понятным. Как и технику чтения, у учащихся проверяют уровень внимания, а также с помощью этой же пробы совершенствуют его. Делать проверку Ландольта следует с детьми старше возраста семи или восьми лет. Для более младших данная проба может показаться слишком сложной и просто не даст необходимого результата.

Ход работы с тестом

Перед тестируемым размещается листок с кольцами Ландольта. После того, как ему объяснят цель его работы, необходимо будет засечь время начала тестирования. Иногда школьников или тестируемых не ограничивают во времени проверки, но чаще всего так поступают только в процессе тренировки. В этом же пункте будет описываться ход проверки внимания. Этап работы, следующий уже после тренировки с пробой Ландольта.

Цель тестируемого заключается в том, чтобы найти кольцо, прорезь которого находится в определенном месте, к примеру, двенадцати (верху) или пятнадцати (справа) часов. В процессе поиска необходимого кольца важно не помогать себе пальцами или ручкой, которой тестируемый должен будет помечать (лучше всего, зачеркивать) найденные им кольца. Обычно на работу дается пятнадцать минут. И каждые пять минут тестируемому должны давать команду «черта», после которой он должен будет ставить вертикальную черту на том месте, на котором находился в момент команды. После того, как время истекло, результат теста забирается на проверку.

Если работа проводится с ребенком, то лучше всего будет варьировать время тестирования в зависимости от того, какое количество времени школьник практикуется в пробе Ландольта. Для начала будет достаточно всему тесту уделить только пять минут времени, а команду «черта» давать после каждой минуты работы с кольцами. После этого все время, потраченное на тест, может возрасти до десяти, а позже уже и до пятнадцати минут.

Оценка распределения внимания

Когда главной целью тестирования становится оценка распределения внимания ребенка, то детям предлагают зачеркивать сразу два типа колец. Например, с прорезью сверху и справа. При этом зачеркивать определенные виды колец необходимо по-разному.

В зависимости от того, каким становится результат ребенка в ходе тренировок и сколько раз он занимался поиском вида того или иного кольца, можно изменять задачу. Например, всегда нужно было найти кольца с прорезью сверху и справа. В следующий раз нужно будет найти кольца с прорезью снизу и справа. В остальном же ход тестирования остается точно таким же, каким он был в предыдущем способе проверки.

Такой метод поможет ребенку лучше понимать поставленную перед ним задачу и заставить больше концентрировать свое внимание и действия в зависимости от поставленных перед ним требований.

Определение объема внимания

Объем внимания оценивается по шкале, состоящей из десяти баллов. Средний объем внимания взрослого человека оценивается числом от трех и до семи единиц. Для детей нижняя единица так же, как и для взрослых людей, составляет три единицы. Верхняя граница напрямую зависит от возраста ребенка. Если ребенку четыре года или пять лет, то верхняя граница объема внимания должна также располагаться на уровне четырех-пяти единиц, пять или шесть лет - пять-шесть единиц и в том же духе.

Существует определенная шкала перевода единиц объема внимания в десятибалльную систему. Если объем внимания находится в промежутке от шести единиц и выше, то тестируемому присваивается десять баллов. Четырем и пяти единицам соответствуют восемь и девять баллов. Двум и трем единицам четыре и семь баллов. Если объем внимания меньше двух единиц, то этому промежутку соответствуют границы от нуля до трех баллов.

Если ребенок получает около восьми-десяти баллов за тестирование, это означает, что он полностью готов к школе. Нормой считаются показатели от четырех до семи для тех детей, которые только поступают в школу. Если ребенок получает от нуля до трех баллов, это означает, что его объем внимания недостаточно высокий.

Методика «Кольца Ландольта» и обработка результатов

Обработка результатов теста заключается в том, что следует посчитать количество колец, которые были зачеркнуты тестируемым, а также количество допущенных ошибок. Необходимо посчитать результат, как в суммарном количестве за все время тестирование, так и за каждый отдельный этап до того момента, когда давалась команда «черта». Показатель устойчивости и продуктивности внимания можно вычислить по специальной формуле:

Буквы в этой формуле имеют такие значения:

  • N - число колечек, просмотренных тестируемым за 1 минуту;
  • n - число ошибок, допущенное за это же время.

На этом, пожалуй, все. Теперь вы знаете все о том, что такое методика «Кольца Ландольта», в каких ситуациях и на ком может использоваться данная проба, как посчитать результаты тестирования.

Другие публикации на тему данной статьи:

- Диагностика развития внимания у детей
- Развитие внимания у детей (игры и упражнения)
- Ошибки по невнимательности
- Проблемы внимания

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.

Оценка распределения внимания .

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.

Оценка распределения внимания .

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания - 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле:

V=0.5936∙N, где

N - общее количество просмотренных знаков, 0.5936 - средний объем информации, приходящийся на один знак (бит).

Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:

t - время выполнения задания (с); Р - количество пропущенных знаков; О - количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V - объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.

В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, так и за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q).

Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:

Возраст (лет)

Показатель Q можно оценить и в баллах по следующей шкале:

Для взрослых нормой скорости переработки информации считается Q=1.6±0.16.

I.3.2. Оценка распределения внимания

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (разрыв на 9 часов), и такие, у которых разрыв расположен сверху (разрыв на 12 часов) (или другие варианты расположения разрывов), и зачеркивать их. При этом первое кольцо следует зачеркивать справа налево, а второе - слева направо (или другими способами). По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же как в корректурной пробе Бурдона–Анфимова, разделе 1.3.1.

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и в разделе 1.3.1. Опыт желательно провести в две серии, т. к. в этом случае, на основании изменения количества ошибочных действий (пропуски и неправильно зачеркнутые знаки), можно будет также оценить уровень эмоциональной устойчивости испытуемого.



Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строчке. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу до команды «Стоп».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнять его необходимо значительно лучше, чем предшествующее».

Обработка. С целью оптимизации обработки в данном опыте на пустом (шаблонном) бланке можно вырезать те кольца, которые необходимо искать испытуемому. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как в разделах I.1. (корректурная проба Бурдона–Анфимова) и I.3.1, а также с помощью номограммы (рис. 1).

Рис. 1. Номограмма для оценки результатов к методике, описанной в разделе 1.3.2 (Опыт 2)

Замечание. Необходимо отметить, что результаты, полученные при исследовании внимания по методикам данного раздела, указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

I.3.3. Оценка переключения внимания

Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1.4, 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «В течение первой минуты Вы должны будете находить и зачеркивать справа налево кольца, разорванные слева (или с другой ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты слева направо - кольца, разорванные сверху (или с другой ориентацией разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

Обработка. Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в предыдущих методиках, причем к данному опыту в равной степени относится замечание, касающееся предыдущего эксперимента.

Бурдон

Назначение теста

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание теста

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тестовый материал

Бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаБланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона

Детский бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаДетский бланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Тест зрительной и слуховой памяти .

Тест зрительной и слуховой памяти. Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря. Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино. Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра. сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь. После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Интерпретация результатов по диагностике работоспособности с помощью колец Ландольта Приступая к интерпретации результатов, прежде всего необходимо четко осознавать, что в данном случае мы измеряем работоспособность нервного субстрата (нервной системы), т.е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности. Особенности этой базовой работоспособности проявляются в нашем исследовании косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии c определенными правилами. На какое "волевое усилие" способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая, от этого будут зависеть эффективность и стиль не только профессиональной деятельности, но и всей жизнедеятельности человека в целом. Интерпретация количественных показателей работоспособности Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Показатель скорости переработки информации (S) Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы - это скорость распространения нервных импульсов, a также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Скорость движения нервного импульса имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности. Скорость распространения процессов по нейронам м комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения. Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы пo следующей шкале: Величина S Стандартные баллы < 0,57 0,57-0,63 0,64-0,73 0,74-0,83 0,84-0,91 0,92-1,04 1,05-1,19 1,20-1,34 1,35-1,36 > 1, При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом: 1

2 10 баллов - высокая скорость переработки информации (высоко подвижные); 8-9 баллов - скорость переработки информации выше среднего (подвижные); 4-7 баллов - средняя скорость переработки информации (подвижные); <4 баллов - низкая скорость переработки информации (инертные). Показатель средней продуктивности (Рт) Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель Рт имеет тесную корреляционную связь c показателем S (0.891 при р<0.01). Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность (Рт), оценивая ее по следующей шкале: > высокий уровень продуктивности; уровень продуктивности выше среднего; средний уровень продуктивности; < низкий уровень продуктивности. Таким образом, лица c высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. Описанные особенности будут способствовать успешности деятельности этик людей в тех профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости. Они смогут выполнять рабочие операции. в повышенном темпе, 6удут более успешны при выполнении сложных алгоритмических операций, особенно скоростных. Лица c инертной (<4 баллов) нервной системой со скоростной работой справляются плохо. Индивидуальный стиль деятельности, направленный на компенсацию недостаточной подвижности, может состоять в использовании различных подготовительных и профилактических приемов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Но в целом инертность нервной системы ограничивает возможности формирования скоростного двигательного навыка, что является прямым противопоказанием для обучения профессиям, связанным с высоким двигательным темпом (водители, машинистки, радиотелеграфисты. телефонисты, работа на конвейере). Инертность нервной системы может стать причиной неуспеваемости в школе, если данная особенность ребенка не учитывается и он вынужден работать в общем, слишком быстром для него, темпе. Таким детям необходим индивидуальный темп учебной деятельности для полного раскрытия имеющихся y них способностей. 2

3 Люди c инертной нервной системой всегда "проигрывают" в скоростных ситуациях. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе. Коэффициент выносливости (Кр). Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности (Рт) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя. Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале: < 0% - высокий уровень выносливости; 0-15% - средний уровень выносливости; > 15% - низкий уровень выносливости. Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т. e. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности, можно предположить Также их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки. Лица c низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности c умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления. Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о "главном звене" деятельности, т. e. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности. 3

4 Интерпретация качественных показателей работоспособности Показатель средней точности (Аt) Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе. Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале: высокий уровень точности; уровень точности выше среднего; средний уровень точности; низкий уровень точности. Коэффициент точности (Та) Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (Аt) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы. Как и Кр, коэффициент точности характеризует выносливость человека, но c точки зрения поддержания безошибочности деятельности. Коэффициент точности оценивается по следующей шкале: колебания точности в пределах 5% падение точности на 5-15% падение точности более чем на 15% - не учитываются; - умеренный, допустимый уровень изменений - значительные изменения, нарастание утомления. Лица, склонные допускать в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок, наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей повышенные требования к точности работы (вождение транспорта, операторская деятельность, бухгалтер, кассир, налоговый инспектор, статистик, метролог, корректор, редактор, картограф, чертежник и другие профессии типа "Человек - Знаковая информация"). Очевидно, что индивидуальный стиль деятельности (трудовой, учебной), позволяющий скорректировать недостаточную точность, должен включать обязательную проверку выполненных частей работы. Показатель надежности Определяет вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени. Для определения надежности рекомендуется построить графики продуктивности и точности работоспособности. Анализ характера изменений продуктивности в 4

5 процессе выполнения задания и сопоставление ее c динамикой точности позволяют вынести заключение o надежности работы и наличии признаков утомления. Некоторые критерии оценки надежности: ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ незначительная амплитуда колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin < 50 единиц) при высоком уровне точности работы (Аt 0.90); средняя амплитуда колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin = от 50 до 100 единиц) при высокой точности (Аt 0.90) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к высокой". СРЕДНЯЯ НАДЕЖНОСТЬ низкая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmax- Рmin < 100 единиц) при среднем уровне точности работы (Аt =); высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Pmiп > 100 единиц) при высоком уровне точности работы (Аt 0.90). НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Рmin > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (Аt < 0.80); даже при незначительной амплитуде колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin < 50 единиц) низкий уровень точности (Аt < 0.80) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к низкой"; высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Рmin >100 единиц) при среднем уровне точности (Аt =). При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивноcти работы Рt не имеет значения. Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом: Рmax - Рmin > 100 единиц - высокая амплитуда колебаний; Рmax - Рmin = от 50 до 100 единиц - средняя амплитуда колебаний; Рmax - Рmin < 50 единиц - незначительная амплитуда колебаний. Амплитуду колебаний точности можно оценить по следующей шкале: колебания в пределах одного диапазона оценки точности (в зависимости от показателя средней точности Аt; например, Аt = A за каждые 2 минуты работы - в диапазоне от) незначительные; 5

6 колебания в пределах двух диапазонов оценки точности колебания в пределах трех-чeтырех диапазонов оценки точности умеренные; значительные. Типовые соотношения изменений продуктивности c динамикой точности представлены вариантами 1-5. Вариант 1. После кратковременного повышения продуктивность стабилизируется, практически не изменяясь до окончания работы. Аналогично уровень точности после кратковременного снижения (или без него) остается постоянным в течение всей работы. Это свидетельствует o надежности работоспособности обследуемого при высоком или среднем уровне точности работы (Аt> 0.80). При этом уровень продуктивности Рt не играет роли. Даже в случае Рt < 150 мы будем иметь дело c надежной работой на низком уровне продуктивности. Вариант 2 После некоторого снижения уровень продуктивности постепенно повышается, достигая своего максимума на 6-8 минутах работы. K окончанию работы продуктивность несколько падает, оставаясь выше первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может быть выше среднего уровня (Рmax - Рmin < 100 единиц). Кривая точности постепенно снижается, но ее колебания не превышают умеренного уровня изменений. При этом общая точность работы должна быть средней (Аt =). Такое сочетание показателей свидетельствует o средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности к концу работы отражает появление признаков yтомления. Вариант 3 Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется 6

7 постепенным или резким снижением. K окончанию работы продуктивность достигает первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Рmax - Рmin < 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня. При среднем уровне общей точности работы (Аt =) подобное сочетание показателей свидетельствует o средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности, a также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков yтомления. Вариант 4 После кратковременного повышения продуктивности (либо без него) начинается ее прогрессирующее падение. K концу работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. Амплитуда колебаний продукгивности высокая (Рmax - Рmin > 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются незначительными колебаниями уровня точности. При среднем или низком уровне общей точности работы (Аt < 0.90) такое сочетание показателей свидетельствует o низкой надежности работоспособности обследуемого. Постоянное падение продуктивности, которое начинается практически в начале работы, при среднем или низком уровне точности отражает раннее развитие признаков утомления. Вариант 5 Выраженные колебания.продуктивности и точности на протяжении всей работы позволяют сделать вывод o низкой надежности работоспособности обследуемого, независимо от того, будyт ли рассчитанные по формулам показатели общей продуктивности и точности работы высокими, средними или низкими. 7

8 Следует иметь в виду, что построенные кривые характеризуют колебания продуктивности и точности работы обследуемого непосредственно в процессе выполнения задания теста. Для более точной пролонгированной характеристики изменений продуктивности, точности и надежности можно предъявлять обследуемому тест в различные периоды рабочего дня, по крайней мере, дважды: до начала работы и после ее окончания. B этом случае изменения продуктивности и точности оцениваются следующим образом: колебание показателя Рт или Ат в пределах 5% ухудшение показателя Рт или Ат на 5-15% ухудшение показателя Рт или Ат на 16-19% ухудшение показателя Рт или Ат более чем на 19% - не учитываются - умеренные, допустимые - выраженное yтомление - переутомление. Интегральная оценка уровня работоспособности Интерпретация описанных частных показателей работоспособности характеризует ее качественное своеобразие и составляет наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений. Кроме того, сочетание отдельных показателей позволяет ориентировочно судить об интегральном уровне работоспособности обследуемого. Сочетания отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как высокую продуктивность В ВС В В В ВС ВС ВС В В В В ВС ВС ВС выносливость ВС В ВС В В ВС В В ВС В ВС ВС В ВС ВС точность В В В ВС В В ВС В ВС ВС В ВС ВС ВС В надежность В В В В ВС В В ВС В ВС ВС ВС ВС В ВС Сочетания отдельных показателей; позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как низкую продуктивность Н С Н Н Н С Н Н Н С С ВС В Н Н Н Н выносливость Н Н С Н Н С С Н С Н С Н Н В ВС Н Н точность Н Н Н С Н Н С С Н Н С Н Н Н Н ВС В надежность Н Н Н Н С Н Н С С С Н Н Н Н Н ВС В Обозначения: В - высокий уровень, ВС - уровень выше среднего, С - средний уровень, Н - низкий уровень. 8

9 Сочетания показателей, не вошедшие в Табл. 2 и 3, будут свидетельствовать o среднем уровне работоспособности обследуемого. Характеристика личностных и трудовых качеств обследуемого по показаниям работоспособности Формулировка предположений o личностных и трудовых качествах обследуемого требует опыта работы c методикой и применения определенной схемы для анализа личности. Одна из таких схем разработана Хосковцев. В сoответствии c ней, на основании результатов теста можно выделить четыре грyппы обследуемых: 1. C хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы. Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить y обследуемого силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину. 2. C хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на безошибочность работы. В данном случае можно предположить наличие y обследуемого таких личностных особенностей как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности. З. C хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на высокую скорость, результативность работы. Это позволяет предположить y обследуемого такие личностные черты как импульсивность, самоуверенность, трудовой энтузиазм, a также, возможно, легкомысленность и поверхностный характер. 4. Слабые количественные и качественные результаты работы. Общую неудачу демонстрируют люди, которые, скорее всего, Не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне неуравновешенны, неуверенны в себе, тревожны. Иногда это может быть связано c заниженными интеллектуальными способностями. Методика диагностики работоспособности широко применяется в психологии труда и военной психологии для профессионального отбора, распределения и психологического сопровождения (помощь в формировании индивидуального стиля деятельности) персонала. Также она может быть применима и в других областях: педагогической, клинической, консультативной психологии и др. Необходимо специально отметить, что выявленные c помощью Методики 9

10 психофизиологические параметры работоспособности необходимо интерпретировать c учетом мотивационного аспекта работоспособности. Высокая продуктивность, выносливость, точность, надежность работы, доступные обследуемому в соответствии c его психофизиологическими особенностями, могут не проявиться в реальной профессиональной или учебной деятельности, если она Не мотивирует обследуемого своим содержанием, материальным вознаграждением, т.e. не является для него мотивационно значимой. По материалам: В.Н.Сысоев. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб.,


Проведение мониторинга развития нормально развивающихся детей с помощью аппаратных методов психофизиологического тестирования (ПАКПФ-02) В ходе экспериментального исследования была использована программа

Джига Надежда Дмитриевна д-р психол. наук, профессор Степанович Елена Валерьевна студентка ЧУО «БИП Институт правоведения» г. Минск, Республика Беларусь ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 г. Выпуск 1 (32). С. 43 47 УДК 613.955 ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

Физиология труда Доктор медицинских наук, профессор Н.П. Сетко Физиология труда специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА (Продолжительность практической работы 2 часа) Цель работы Изучение характера и степени влияния условий производственной

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Османова Н.А. Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия FEATURES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» Уровень высшего

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 2004. 2. Безруких, М.М., Хрянин, A.B. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Березина А.С. Екатеринбург, РГППУ, ГМУ-104 Руководитель: доктор. биол. наук, профессор Селиверстова Г.П. Отец русской физиологии академик

О. И. Дорогина, А. А. Печеркина. Работоспособность и профессиональное здоровье учителя 81 УДК 37.011.31-051 + 159.924.22 + 159.944 О. И. Дорогина А. А. Печеркина РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Применение АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителей в учебном процессе автошкол ЗАО «НЕЙРОКОМ» Актуальность проблемы человеческого фактора на транспорте Анализ происшествий на

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

УДК 378.042.2:796.966 Минченкова Наталья Владимировна Учебный мастер I категории Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected] Новокузнецк Овечкина Ирина Викторовна Учебный мастер

{jathumbnail off} Наряду со статистической нормой - используется процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результаты которой равны процентильному показателю или ниже него.

Приложение 4 Перечень аппаратурных диагностических и коррекционных методик, реализуемых на АПК «Активациометр» моделей АЦ-9К и АЦ-6К Примечание. «Активациометр» модели АЦ-9К имеет полный диалоговый режим

Методика «Таблицы Шульте» Консалтинговая компания "Территория роста" "Живые" тренинги, on-line обучение, индивидуальные консультации, полезные материалы для бизнеса и личностного роста. г. Барнаул, пр.

УДК: :613.64 ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ А. В. Гиндюк, Л. Л. Гиндюк Белорусский

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

Оценка надежности водителей психометрическими методами Кабанцева Анастасия Валериевна аспирант Украинской инженерно-педагогической академии (Украина, г.харьков) практический психолог, мл. научный сотрудник

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО

Особенности психологического состояния подростков в период подготовки и во время экзаменов. Рекомендации родителям по профилактике стрессовых состояний Геккель Валентина Николаевна, педагог-психолог БОУ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж» Березина И.С. Мельникова М.А. Тихонова О.Н. ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Мерлин В. С. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3 18. Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной

1 ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Направление

Ваться в профессиональных предпочтениях студентов и разработать мероприятия способствующие повышению в глазах студентов значимости работника как профессионала своего дела. На проявление ценностных ориентаций

200 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ТРЕВОЖНОСТИ М.С. Копылов Тюменский государственный университет, институт физической культуры, Россия, [email protected] Ключевые

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060601 «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 1 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Кокарева М. В. Согласованность между восприятием студентами произведений современной живописи и их творческими характеристиками // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы Всероссийской

Медицинские науки МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ Балюк Валерий Геннадьевич канд. биол. наук, доцент Балюк Наталья Викторовна канд. мед. наук, доцент Институт физической культуры, спорта и здоровья ФГАОУ ВПО «Северный

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» С.Н. Купряжкина, Э.П. Галембо В.И. Лихтенштейн, В.В. Конашков ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ

БУЛАТЕЦКИЙ С.В. РязГМУ им. академика И.П. Павлова, Рязань, Россия [email protected] КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРОБЕ В ГРУППАХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ

УДК 3.4:378.46 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Н. Н. Подольная, канд. экон. наук, доцент кафедры статистики ГОУ ВПО «Мордовский

История метода Теоретические основы Практика применения ООО «Биоэнергетические техногии» МИП «Телебиомет» МТУСИ К методикам, направленным на тренировку психофизиологической регуляции можно отнести множество

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛАМ «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» 1. Установите соответствие имеют характеристики: А. Память 1. Функция присущая только человеку, является

Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации

УДК 159.973 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3 О. В. Защиринская, П. Ю. Кулага ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 Развитие умственно отсталого ребенка

Роль квалификации водителя на безопасное движение Васильев Алексей Павлович, Негодин Игорь Петрович, мастера производственного обучения МБУ ДО «ЦТТ и ПО» г. Старый Оскол Автомобиль-источник повышенной

Темпера мент (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, их творческого мышления и способности к нестандартному

Сыроватко Зоя Викторовна Национальный технический университет Украины «КПИ» Значение и особенности развития ловкости у занимающихся на занятиях по волейболу в НТУУ «КПИ» 1.Характерные черты ловкости у

Психологические особенности работающих инвалидов по слуху специализированных предприятий А.В. Гиндюк, Г.Е. Косяченко ГУ «РНПЦ гигиены», Минск, Республика Беларусь Введение. Состояние инвалидности вместе

Информативность психологических тестов и методов для оценки психоэмоционального состояния различных профессиональных групп Амиров Н.Х., Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Казанский государственный

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ТОНИЗИРУЮЩИХ НАПИТКОВ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Махова Т. М., Ларионова О. В. Институт химии, Институт физической

Влияние типа ВНД на успешность запоминания учебного материала Бондарева Т.М. Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь, Россия Influence of the type of GNI on the success of remembering educational

Принято Педагогическим советом МБДОУ 108 14.03.2012 Утверждаю Заведующий МБДОУ 108 О.Н. Бердникова 12.03.2012 Положение о системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной

Темперамент определение Темперамент совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. По мнению Б.М. Теплова, темперамент

Особенности ВНД умственно отсталого ребенка Сообщение на заседание школы «Молодого педагога», 03.11.2016г. Подготовила: воспитатель Ольховик Л.А. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых

SWorld 18-29 June 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE, TRANSPORT,

Ведяскин Юрий Алексеевич преподаватель Кулагин Анатолий Васильевич старший преподаватель Александров Алексей Анатольевич курсант ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» г. Иваново,

Возрастные особенности высшей нервной деятельности Иван Михайлович Сеченов 1829-1905 Иван Петрович Павлов 1849 1936 Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность

ЭКОНОМИКА Пушина Лариса Михайловна магистрант Афанасьев Владимир Николаевич д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Оренбургская

Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА). Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л. Т. Баранская, О. С. Чаликова ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА С ПОМОЩЬЮ ШКАЛЫ Д. ВЕКСЛЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Интеллектуальная шкала Д. Векслера до сих пор остается

ДИАГНОСТИКА ПСИХОМОТОРНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психомоторная одаренность подразумевает наличие комплекса органически связанных компонентов психомоторных способностей. Широко известны

Название документа: Программа учебной дисциплины «Психгенетика» Разработчик д.б.н., профессор Мулик А.Б., Стр. 1 из 8 Версия 2 Копии с данного оригинала при распечатке недействительны без заверительной

Разработка психофизиологических методов оценки функционального состояния работников локомотивных бригад (РЛБ) при различных видах движения с учётом сменного графика работы А.С. Кремез, ЗАО «НЕЙРОКОМ»,

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОККЕИСТОВ: Аспекты отбора и воспитания Физкультурно-спортивная деятельность как профессиональная деятельность предъявляет основные требования к состоянию

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ 2013-2014 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ ВАРИАНТ 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1.Высший

Письменная контрольная работа по теме 1 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но

А.Н.КИЛИВНИК Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, г. Винница, Украина ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ

Ключевых компетенций будет эффективным только в том случае, если на всех этапах учебно-воспитательного процесса будет доминировать творческая, поисковая, профессионально и социально ориентированная деятельность

Развитие выносливости фехтовальщиков и ее значение В этой статье рассматриваются аспекты интегральной подготовки спортсменов, специализирующихся в видах выносливости. Анализ литературных источников по

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛИЦЕЕ А.Н. Рыблова, В.В. Мишле Саратовский государственный социально-экономический университет Анализ современной педагогической

Психологическая служба и психологическое сопровождение ребенка в ДОУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Борзило Лилия Вениаминовна педагог психолог МДОУ «Д/С комбинированного

Профессия Водитель входит в тройку опаснейших профессий в России. Она предполагает значительный уровень ответственности за жизни других людей. Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать

Что еще почитать