Фелтинг для начинающих игрушки простые. Секреты и приемы техники сухого валяния. Милый шерстяной котик


Иногда основной причиной того, что человек что-то не делает, является то, что у него недостаточно информации, он не знает, с чего начать и не представляет себе сам процесс. Так было и со мной, когда я только мечтала о том, чтобы сделать игрушку своими руками в технике сухого валяния . Я постоянно терзалась вопросами: "Как свалять игрушку?" , "Какие необходимы материалы?" и "Какова последовательность действий?"

Именно поэтому я понимаю теперь, насколько важно детальное описание всех действий при валянии .


Итак, давайте приступим. Для начала определимся с необходимыми материалами.

Материалы для создания енота в технике сухого валяния:

  • Шерсть для валяния: темно-серая, светло-серая, черная, белая. Я использовала австралийский меринос.
  • Сливер. Его мы будем использовать в качестве основы для валяния деталей игрушки.
  • Губка или специальная щетка для валяния.
  • Иглы для валяния: треугольная средняя игла (№ 38) для формирования деталей, "зведочка" № 40, крученая треуголная № 40 и обратная игла для придания пушистости игрушке.


  • Тонкая медная проволочка для создания каркаса.
  • Клей для закрепления пучка шерсти на каркасе и глаз. Я использовала "Момент".
  • Глазки. Можно купить специальные глазки для игрушек, они продаются в магазинах рукоделия. Или же сделать глазки самим из пластика или глины.
  • Клей ПВА для пропитки носика.
  • Валяние головы.

    Валять енота начнем с головы. От сливера оторавите пучок, слегка спутайте шерсть пальцами и придайте ей форму шара. Я старалась, чтобы на фото были запечатлены руки, чтобы Вы имели представление о размерах той или иной детали.


    На губке при помощи игл для валяния сформируйте шарик. Начинаем валять средней иглой, затем, когда форма уже угадывается, меняем ее на тонкую треугольную и дорабатываем.


    Приступаем к оформлению мордочки валяной игрушки. Для начала сделаем щечки. Для этого берем два небольших пучка шерсти (сливера) и приваливаем их к нижней части мордочки.

    Размер пучка шерсти для одной щечки показан на фото:


    Я сразу приваливаю пучок шерсти к нижней части шара. Хотя, конечно, есть еще один способ: можно на губке сформировать щечку, а затем привалять ее к голове. Выберайте тот способ, который Вам ближе:)

    Голова с двумя приваляными щечками должна выглядеть примерно так:


    Теперь будем валять носик для енота. Снова берем небольшой пучок сливера:


    Спутываем волокна сливера пальцами и придаем ему форму носика. Затем приваливаем этот пучок к мордочке:


    Приступаем к раскрашиванию головы и мордочки енота. Для начала берем темно-серую шерсть, слегка спутываем ее и полученное облачко из шерсти приваливаем к задней части головы и по контуру мордочки. Сейчас я объясню, почему использовала именно темную шерсть для задания основного цвета игрушки. Дело в том, что в дальнейшем, когда игрушка будет готова, мы будем делать ее пушистой при помощи обратной иглы. Принцип действия обратной иглы заключается в том, что в игрушку она входит беспрепятственно, а выходя, вытаскивает волокна шерсти. Основу игрушки мы делали из светлого сливера. Поэтому, когда мы начнем "распушать" игрушку, обратная игла вытащит светлые волокна шерсти, и енот станет чуть светлее.

    Приваливаем к середине мордочки полоску черной шерсти.


    Черной шерстью намечаем полоски на мордочке у енота. Для того, чтобы получить ровную линию при приваливании какого-либо цвета, можно взять маленькое волокно шерсти и не спутывая его при помощи тонкой иглы наметить контур. А затем уже заполнять оставшуюся область цветом.


    Оформляем нос. Для этого сначала описанным выше способом намечаем контур носика (акккуратно приваливаем по контуру волокно черной шерсти), а затем приваливаем пучок черной шерсти в центр носа.


    Теперь сгладим переход от темно-серого цвета к белому. Для этого возьмем светло-серую шерсть и приваляем ее к границе двух цветов.


    Валяние ушек.

    Для того, чтобы свалять ушки енота, возьмите два одинаковых пучка светло-серой шерсти.


    На губке или щетке начинаем им придавать форму треугольника. Так как пучки шерсти достаточно небольшие, я сразу использовала тонкие иглы для валяния. Если у Вас имеются несколько одинаковых игл для валяния, их можно связать вместе при помощи резинки, и тогда дело пойдет быстрее. Нижний край ушка валять не нужно, за него мы будем крепить ушки к голове.


    Сваляв одно ушко, приступаем к валянию второго. Старайтесь, чтобы они были одинаковыми, периодически прикладывайте одно к другому.


    Берем пучок темно-серой шерсти, спутываем его и приваливаем на заднюю часть ушек. Нижний край опять же не трогаем.


    Так выглядит ушко на данном этапе:


    При помощи черной шерсти оттеняем внутреннюю часть ушка. Приваливаем ушки к голове енота. Вы можете поэкспериментировать с положением ушек и выбрать понравившееся.


    Валяние туловища игрушки.

    Из сливера начинаем валять туловище. На фото показано размерное соотношение головы и туловища енота.


    Придаем туловищу необходимую форму и приваливаем к нему темно-серую шерсть. Обратите внимание, что в верхней части туловища в области шеи шерсть не валяем.


    Приваливаем голову к туловищу:


    Валяние лапок для игрушки на каркасе.

    У енотов очень трогательные лапки с маленькими пальчиками. Для того, чтобы сделать для нашего енота такие же, мы рассмотрим валяние на каркасе . Нам понадобиться тонкая проволочка, которая и будет выполнять роль каркаса. Возьмите кусок проволоки длиной 15 см и согнув, придайте ему форму лапки с пальчиками.


    Возьмите маленькое волокно темно-серой шерсти, один из концов слегка сваляйте при помощи тонкой иглы. Нам понадобиться клей для фиксации пучка шерсти на каркасе.


    Капаем капельку клея на кончик пальчика и прижимаем к этому месту сваляный конец волокна шерсти. Когда клей подсохнет, можно начинать обматывать шерсть вокруг пальца. Когда я пишу обо всех действиях, я конечно же, имею в вижу проволочные пальчики енота, а не наши с Вами. :)


    Продолжаем обматывать пальчики шерстью, а оставшиеся "хвостики" заправляем в ладошку.


    После того, как все пальчики обмотаны шерстью, необходимо свалять ладошку. Для этого берем маленький пучок шерсти и на губке при помощи тонкой иглы делаем из него "лепешечку", которую затем приваливаем на месте ладошки.


    После этого валяем еще одну "лепешечку" и приваливаем ее к тыльной стороне ладошки. Проволочный каркас можно слегка согнуть, придав пальцам желаемое положение.


    Из сливера будем делать ручку. Берем небольшой пучок и придаем ему форму цилиндра. Здесь уже валяние можно начать с иглы среднего размера, а затем перейти к тонкой.


    На одном из концов цилиндра сделайте углубление и вставьте туда кисть:


    Аккуратно приваливаем кисть к сливеру. Действуйте очень соторожно, не забывайте про проволочный каркас. Продолжаем валять, придавая руке необходимую форму:


    После того, как лапка обретет необходимую форму, обваляйте ее темно-серой шерстью. Наверно, Вы уже сами догадались, что верх лапки мы не валяем - это место крепления к туловищу.


    Приваливаем лапку к туловищу:


    По аналогии делаем вторую лапку:


    Для ножек каркас будет выглядеть несколько иначе. Его необходимо сделать чуть побольше и пальцы должны быть длиннее.


    По аналогии с ручками обваливаем ножки шерстью:


    Из сливера формируем основу для ножки:


    Приваливаем ступню к ноге и обваливаем темно-серой шерстью.


    Приваливаем ножку к туловищу. Для того, чтобы сгладить переход возьмите пучок шерсти и приваляйте его к границе ножки и туловища.


    Одна ножка готова:

    По аналогии валяем вторую ножку:

    Валяние пушистого хвостика.

    Теперь приступаем к валянию хвостика. Для начала сваляем сам хвост, а потом приваляем к нему шерсть, сделав его тем самым пушистым.

    Из темно-серой шерсти начиаем валять хвостик:


    Придаем хвостику нужную форму, немного изгибаем его.


    Приваливаем хвостик к туловищу енота:


    Берем тонкую прядь черной шерсти (длина примерно 5-6 см) и начинаем приваливать ее посередине к концу хвостика. Используем для этого иглу "звезда" № 38.


    Теперь берем прядь светло-серой шерсти.


    Отступаем от черной пряди примерно на 1 см и приваливаем серую прядь.


    Затем снова приваливаем черную прядь:


    Так, чередуя серые и черные пряди доходим до того места, откуда растет хвост:) Хвост получает пушистым, правда полоски пока не заметны.


    Теперь маникюрными ножницами постригаем хвостик:


    Теперь уже больше похоже на правду.

    Обратной иглой обрабатываем всю игрушку за исключением белой области на мордочке.


    Оформление мордочки у валяной игрушки.

    Я специально оставила оформление мордочки напоследок, как говориться, вкусное - на третье. Оформлять мордочку - это мой самый любимый этап в создании игрушки.

    Давайте начнем!

    Для начала прикрепим глазки. Для этого сделать небольшие углубления в области глаз на мордочке. Это делается средней иглой для валяния.

    Вообще глазки для игрушек бывают самые разные: какие-то из них необходимо пришивать, какие-то - приклеивать. Для этого енота я использовала те, которые фиксируют клеем.


    Совсем небольшим количеством белой шерсти приваляем белки глаз. Делается это тонкой иглой.


    Получился очень пучеглазенький малыш:) Давайте сделаем веки, чтобы он не был таким удивленным!

    Возьмите прядь черной шерсти, немного сваляйте ее на губке тонкой иглой.


    Аккуратно тонкой иглой приваляйте веко, слегка прикрывая глаз сверху. Иглой "звезда" наметьте очертания ротика.


    Черной шерстью оттеняем ротик:


    При помощи обратной иглы делаем пушистой мордочку:


    Теперь нам предстоит сделать гладкий и блестящий нос. Если из носа енота торчат маленькие волоски черной шерсти, аккуратно постригите их маникюрными ножницами.

    Для того, чтобы носик стал гладким и жестким, пропитаем его клеем ПВА. Некоторые мастерицы разводят клей водой перед пропиткой. Но я подумала, что чем жестче носик, тем лучше, поэтому разбавлять клей водой не стала. У меня были опасения, что остануться белые пятна от клея. Но когда клей высох, никаких пятен не оказалось. Поэтому смело пропитывайте носик клеем ПВА.

    Когда клей полностью высохнет, покройте нос лаком. Я использовала обычный лак для ногтей. Покрывала в три слоя.


    Енотик готов! Осталось только сделать ему красивый бант-цветок. Как его делать, Вы можете посмотреть здесь:

  • Маленький цветок-канзаши из атластной ленты. Мастер-класс.
  • А теперь пора на фотосессию! :)


    С наилучшими пожеланиями в творчестве, Jeiana Johanssen

    И попробовав на практике , можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

    Материалы для сухого валяния игрушки

    • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
    • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
    • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
    • подложка
    • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

    Техника сухого валяния игрушки

    Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

    Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

    В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

    Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

    Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.





    Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

    Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

    Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

    Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

    Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

    Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.





    Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

    Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

    Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

    Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

    Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.





    Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

    Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

    Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы - оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

    Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них - приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

    Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

    Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

    Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

    Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти - тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

    Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

    Валяние из шерсти, или фелтинг — очень интересный, увлекательный вид рукоделия, пользующийся сегодня популярностью. Современные мастерицы изготавливают в этой технике одежду, обувь, всевозможные аксессуары и украшения. В их руках “оживают” уникальные игрушки. С помощью валяния выполняется рисунок на ткани и войлоке, создаются картины и даже целые панно.

    Картина в технике фелтинг

    Итак, что же представляет собой этот вид рукоделия? Давайте разбираться.

    Валяние из шерсти (от англ. felt — войлок, фильц, набивание) — техника, при которой из пышной, воздушной шерсти получают плотный войлок. Способностью сваливаться обладает только натуральная шерсть: волокна сцепляются между собой благодаря чешуйчатой структуре.

    Думаете фелтинг — увлечение современных рукодельниц, появившееся относительно недавно? Глубоко ошибаетесь. Валяние из шерсти — один из древнейших видов рукоделия: люди изготавливали вещи из войлока уже порядка 8 тыс. лет назад. В настоящее время техника приобретает все более художественные черты, с помощью нее можно создавать поистине потрясающие вещи.


    Шерстяные бусы и браслет. Фото: inhomes.ru


    Белочка из войлока. Фото: madeheart.com


    Палантин с тюльпанами. Фото: livemaster.ru


    Валяная детская жилетка. Фото: mbuzgorpolbk.ru


    Валяная сумочка с котом. Фото: livemaster.ru


    Тапочки из шерсти. Фото: livemaster.ru

    Виды валяния

    Различают два основных вида валяния — сухое и мокрое. С помощью техники сухого валяния, осуществляемой путем протыкания шерсти специальными иглами, чаще всего создаются объемные изделия: игрушки, сувенирные фигурки, украшения. Техника мокрого валяния, осуществляемая при помощи мыльной воды и трения волокон, подходит для изготовления одежды, панно, полотен, сумок — иными словами, плоских изделий.

    Нередко в изготовлении одного изделия применяется сухое и мокрое валяние. Например, при изготовлении игрушек, с помощью техники мокрого валяния делаются какие-то плоские элементы: ушки, лапки.

    Остановимся подробнее на наиболее вошедшем сегодня в моду сухом валянии.

    Человеку, ранее не сталкивающемуся с фелтингом, рекомендуем начать знакомство с этой техникой с набора для валяния : благо, современными производителями предоставлен достаточно широкий выбор. В дальнейшем можно перейти к воплощению в жизнь своих задумок.


    Анна Рыбальченко

    мастер по изготовлению игрушек из войлока

    Материалы и инструменты

    Какие бы вещи вы ни решили изготовлять из шерсти путем сухого валяния, материалы и инструменты понадобятся одни и те же.

    Непряденая шерсть

    Для валяния сухим способом используют грубую или полутонкую окрашенную непряденую шерсть. Слишком тонкую (мериносовую) шерсть выбирать нежелательно, так как она быстро разрушается иглой — а это может привести к перевалу изделия, который практически невозможно исправить.


    Полутонкая шерсть для валяния. Фото: realtex-yug.ru

    Шерсть для валяния продается в виде гребенной ленты и кардочеса. Гребенная лента — это аккуратно уложенные в длинную ленту шерстяные волокна. Чтобы процесс валяния был более эффективным, такую шерсть нужно тщательно перепутывать перед работой с ней. Кардочес выглядит как вата, только шерстяная. Такая масса, состоящая из спутанных волокон, не нуждается в предварительной подготовке и быстро сваливается.

    Помните о том, что шерсть усаживается приблизительно на треть – так что запаситесь большим объемом.

    «В качестве основы игрушек некоторые используют неокрашенную шерсть под названием «сливер» (она более дешевая), затем ее обваливают основной шерстью. Я бы не советовала использовать для основы сливер, так как он очень плохо уваливается, и игрушка внутри получится мягкой, из-за чего будет хуже держать форму. Если есть желание сэкономить, то для основы лучше взять полутонкую русскую шерсть в гребенной ленте.

    В целом, чем грубее шерсть и больше тонина (толщина волокна), тем она быстрее сваливается, что очень ускоряет процесс создания изделия. Если вы планируете сделать игрушку с эффектом пушистой шерстки, то в основу закладывайте ту же шерсть, что и на поверхность, потому что при распушке изделия иглы будут вытягивать наверх шерстяные волокна, находящиеся в середине основы».

    Анна Рыбальченко

    Иглы для валяния

    Иглы для валяния — это специальные иглы с маленькими зазубринками в нижней части. При втыкании игл в шерсть, волокна цепляются за насечки и спутываются друг с другом.


    Иглы для валяния. Фото: saleslook.ru

    Для работы используются иглы разной толщины: обычно процесс сваливания начинается с игл потолще, которые затем заменяют тонкими. Толстыми иглами производится непосредственно валяние, то есть уплотнение материала, средними придаются очертания изделию, тонкими формируются окончательные штрихи. Толстые иглы (№№ 30, 32, 36) способствуют быстрому сваливанию, однако после их использования на изделии остаются отчетливые следы проколов. Именно для того, чтобы их “заретушировать”, применяются более тонкие иглы (№№ 38-42).

    Иглы бывают не только разной толщины, но и разных форм сечения: треугольные (трехлучевые) и звездчатые (четырехлучевые). Для начальных работ обычно используют треугольные иглы; для заключительных — в форме звездочки: проколы от них более аккуратны и незаметны.

    Для того чтобы облегчить себе рабочий процесс, приобретайте качественные иглы, лучше импортные (производства Англии, Германии, США).

    «Несмотря на многообразие видов и форм игл, для валяния чаще всего нужны иглы № 36 («треугольник» или «звездочка») для работы над основой и игла № 38 «звездочка» для более тонких работ, шлифовки и оформления мордочки игрушки. Я бы порекомендовала иметь в запасе хотя бы по пять штук игл обоих видов, потому что у новичков поначалу ломаются даже самые качественные иглы.

    Кроме того, есть еще один вид игл, который помогает создавать эффект пушистой шерстки на войлочных игрушках, — это так называемые иглы обратного хода. Эти иглы легко входят в изделие и выдергивают из него шерстку на поверхность. Для создания эффекта шерстки советую использовать иглы № 40 обратные: они бережно выдергивают шерсть, не разрывая при этом игрушку».

    Анна Рыбальченко

    Щетка для фелтинга

    Специальная щетка для фелтинга защитит рабочую поверхность и ваши руки от уколов иголки, которая, кстати, острее, чем обычная швейная. Щетку можно заменить губкой для мытья посуды.


    Щетка для валяния.Фото: 9.paraalisveris.me

    Кусочек шерсти кладется на щетку или губку и протыкается иглами до состояния сваливания.

    «Если нет возможности использовать щетку или мат для валяния, то при выборе губки обратите внимание на то, чтобы она была твердой и не проминалась при давлении, иначе валять на ней вы не сможете.

    В случае использования щетки для валяния, открою один секрет: чтобы изделие не травмировалось о щетину в том месте, где оно лежит, я подкладываю вискозную тряпочку, сложенную в два слоя (она продается в любом хозяйственном магазине как для вытирания пыли). Благодаря этому изделие не страдает от соприкосновения с щеткой, а иглы легко проходят сквозь тряпочку.

    В любом случае, периодически отделяйте деталь от щетки или губки, чтобы она не привалялась к ним».

    Анна Рыбальченко

    Для того чтобы уберечь пальцы от уколов игл, начинающим валяльщикам рекомендуется использовать специальные резиновые или кожаные наперстки.

    Декоративные элементы

    В качестве декора изделия используются ленты, тесьма, кружево , бисер и бусины , глазки из стекла и другие элементы.

    «Иногда при изготовлении объемного изделия используется синтепон: он служит основой, на которую накладывается шерсть. Я не рекомендую его применять, так как он практически не уваливается – игрушка внутри будет мягкой и легко проминаться».

    Анна Рыбальченко

    Работы Анны









    При работе иглу следует втыкать перпендикулярно изделию или под углом, в зависимости от цели. Анна Рыбальченко говорит о таком правиле: под каким углом втыкается игла, под таким и вытаскивается. Быстрые и резкие удары иглой будут способствовать ускорению процесса на начальном этапе – так изделие сваливается намного эффективнее. Однако скорость и силу нужно сочетать с внимательностью.

    «Важно постоянно двигать и крутить изделие, чтобы оно равномерно уваливалось с разных сторон. Таким образом игла не будет долго воздействовать на шерсть в одном и том же месте, и шерстяные волокна не повредятся. В противном случае, вы рискуете получить вместо плотной основы шерстяную труху».

    Анна Рыбальченко

    При вхождении иглы в валяемую деталь должен быть слышен звук хруста. Если игрушка начала «хрустеть» — продолжайте, вы на верном пути!

    При создании основы старайтесь хорошо увалять середину изделия. Для начала берите небольшое количество шерсти и постепенно наращивайте объем, добавляя шерсть понемногу.

    «Не нужно брать сразу большое количество шерсти и придавать ей форму – у вас или не получится задуманное, или внутри игрушка будет недовалянной, что будет влиять потом на качество готового изделия. Если изделие внутри плотное, то будет намного легче его уваливать и шлифовать».

    Анна Рыбальченко

    При финишной отделке проколы нужно делать как можно ближе друг к другу. Работа на этом этапе идет на поверхности, игла вводится на пару зазубрин. Тщательнее убирайте с помощью иглы все неровности – в идеале, на готовом изделии не должно быть ни одной бугринки. Если в каких-то местах пряди не выравниваются, можно приложить маленькие кусочки перепутанных шерстяных волокон, и таким образом отшлифовать изделие ими.

    «Помните: при шлифовке размер изделия еще уменьшится, поэтому к данному этапу нужно приступать, когда изделие уже твердое и не проминается пальцами».

    Анна Рыбальченко

    Если вы с усилием сжимаете готовое изделие, а оно совершенно не меняет форму, то увалка достаточная. Постучите о стол пальцем, а затем игрушкой – звук должен быть одинаковым.

    Для соединения деталей, которое происходит путем приваливания их друг к другу, необходимо оставлять место соединения «распущенным». Свободные волокна одной детали заправляются в другую с помощью иглы. Место соединения укрепляется: закладывается кусочком шерсти, заваливается и шлифуется.

    Для парных деталей (например, ушек, лапок) рекомендуется сразу приготавливать одинаковое количество шерсти. Сложно отмерить шерсть на вторую деталь, если первая уже сваляна.

    Если изделие изготавливается по вашей задумке, перед началом валяния сделайте эскиз будущего изделия. Не забывайте, что предварительная подготовка лежит в основе всякой работы.

    Анна Рыбальченко делится своим опытом в создании игрушек:

    • Валяние основы – процесс долгий и кропотливый. Поэтому чтобы хотя бы немного ускорить этот этап, я советую использовать в работе над основой одновременно не одну, а две или три иглы. Можно сочетать две иглы № 36 и одну № 38, к примеру. Это значительно ускорит процесс валяния. Также я распушаю игрушку сразу двумя или тремя иглами. Если делать это одной иглой, то шерстка у игрушки получается редкой, что выглядит некрасиво. На фото ниже видно, как примерно я держу иглы. Когда иглы находятся именно на таком расстоянии друг от друга, они лучше и быстрее всего уваливают шерсть. Также на фото видно, как и какую тряпочку я использую, чтобы закрыть щетину щетки.
      • Чтобы основа игрушки была плотной, я начинаю работу с небольшой пасмы (пряди) шерсти, скручиваю ее в валик (как на фото ниже) и тщательно уваливаю, и только потом, шаг за шагом, добавляю новую шерсть. Благодаря такому способу валяния, вы не переборщите с объемами основы. В работе с шерстью проще добавить объем, чем убрать.


      • Два и даже три разных цвета шерсти можно смешивать между собой при помощи двух щеток для вычесывания, и тогда может появиться совершенно новый интересный оттенок, который придаст изюминку вашему изделию.
      • Если вы увлечены идеей создания игрушек из шерсти, но не имеете художественных навыков и знаний, вам на помощь может прийти детальное изучение анатомии животных по фотографиям. Понимая основы строения тела животных, вы намного легче достигнете схожести с оригиналом.

      Фелтинг может стать отличным семейным досугом. Шерсть совершенно безопасна, если только на нее не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного.

      «Детям будет легко работать с шерстью в технике мокрого валяния (валять бусинки, шарфики и другие простые вещи) – это действительно достаточно безопасный вид рукоделия. Пробовать сухое валяние я бы рекомендовала с ребенком старше 10 лет, потому что к этому времени уже хорошо развита мелкая моторика, и ребенок справится с острыми иглами. 44

    По валянию из шерсти.

    Валяние или фелтинг -интересная техника рукоделия, набирающая обороты. Используя технику сухого валяния можно создавать необычные фигурки, сувениры, украшения, предметы декора и аксессуары. Валяние - это оригинальный смесь скульптуры и рукоделия, позволяющая максимально раскрыться творческой фантазии мастера.

    (Мастер Кристина Майорова)

    Инструменты для сухого валяния

    Давайте разберем что нам необходимо для сухого валяния для начинающих.

    • Иглы


    Для сухого валяния вам будут необходимы специальные иглы с засечками. Так как при втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон шерсти зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для различных видов сваливания и этапов работы есть несколько разных игл:

    По форме сечения иглы бывают треугольные, трёхлучевые и четырёхлучевые (звёздочки)

    Если вы заметили, то на каждой грани лезвия иглы для валяния есть специальные засечки, и тем самым, чем больше граней, тем больше засечек, и тем быстрее происходит процесс сваливания. Стоит дополнить, что от сечения иглы зависит аккуратность отверстий, оставляемых ею.

    По направлению засечек бывают иглы для валяния прямые и обратные


    Иглы для валяния прямого хода вталкивают волокно внутрь изделия, а иглы обратного хода выдёргивают волокно шерсти из изделия, это служит для изготовления изделия из валяния и коррекции его.

    Также иглы для валяния различаются по номерам. Например, чем выше номер иглы, тем она тоньше. Так иглы для валяния под номерами 30,32,36 - грубые, эти иглы используют на начальном этапе валяния. Толстые иглы для валяния имеют более толстое лезвие, благодаря чему охватывают чуть большую площадь, и быстрее протаскивают волокна шерсти в глубь изделия, тем самым быстрее сваливают плотную основу валяния, однако они оставляют за собой отчётливые, крупные следы проколов, которые на готовом изделии недопустимы. Поэтому чтобы избежать следов проколов при валянии используют тонкие иглы под номерами 38 - 42. Также для финишной шлифовки изделия нужно использовать иглы сечения звёздочка, потому что проколы после них смотрятся аккуратнее и менее заметны.

    • Подложка для валяния

    Иглы для сухого валяния очень острые и довольно длинные, во время валяния ими можно легко проткнуть войлочное изделие насквозь, соответственно поцарапается рабочая поверхность, например, стол. Поэтому для того, чтобы не травмировать себя и не сломать иглу об твердую поверхность мебели, применяется специальная подложка для валяния или мат для валяния.

    Чаще всего в качестве мата для валяния используется обычная толстая поролоновая мочалка. Минус использования мочалки: в процессе валяния зазубрины на конце иглы для фильцевания выдергивают из мочалки куски поролона, которые в дальнейшем застревают между свалянными волокнами шерсти. Это, как вы понимаете, наносит существенный ущерб изделию из шерсти.

    Часто в работе можно встретить подложки для валяния, или так называемые «коврики для валяния», которые сделаны из вспененного полиэтилена. Такие коврики-маты для валяния намного более долговечны и качественнее вышеописанных мочалок. Большой плюс: каждая из сторон такого коврика для валяния имеет поверхность, предназначенную для шерсти для валяния разного вида.

    Для начинающих рукодельниц в технике фильцевания мы советуем использовать пленку из вспененного полиэтилена, в которую упаковывают обычную бытовую технику. Если ваше увлечение техникой сухого валяния перерастет нечто большее, поменяйте подложку для валяния на более профессиональную.


    Еще вариант подложки для сухого валяния – щетка-мат. Она достаточно дорога, однако щетка-мат для валяния является наиболее удобной для использования в качестве подложки при сухом валянии., потому что специальные щетинки из синтетического волокна не препятствуют движениям иглы и в то же время не дают игле для валяния соприкаснуться с твердой поверхностью рабочего стола, тем самым предупреждая порчу иглы.


    Недорогой альтернативой профессиональной щетке-мату является обычная щетка с щетиной. Такой вариант щетки вполне подойдет для опыта сухого валяния начинающим.

    Правило: перед повторным использованием щетки-мата тщательно удалите волокна шерсти, которые остались между щетинками, иначе в следующем изделии будет смешение шерсти.

    • Наперстки для валяния

    Для предостережения пальчиков от проколов во время валяния из шерсти используйте кожаные или резиновые напёрстки

    • Шерсть для валяния

    Для сухого валяния используется натуральная шерсть для валяния. Шерсть для валяния отличается по толщине - чем меньше количество микрон, тем тоньше шерсть. Шерсть бываеттонкая, полутонкая и грубая. Лучше всего для валяния сухим способом подойдет полутонкая окрашенная шерсть, брать слишком тонкую шерсть мериноса не стоит, она будет быстро разрушаться иголкой, приводя к перекосу изделия, который практически невозможно исправить.

    Для основы игрушек чтобы сэкономить часто используют более дешёвую неокрашенную шерсть низкого качества, такая шерсть называется Сливер. Затем её обваливают основной шерстью.


    • Гребенная лента

    Гребенная лента - это аккуратно уложенные в длинную ленту в одном направлении прямые вытянутые волокна шерсти для валяния.


    Перед сваливанием шерсть нужно сильно перепутывать. Чем лучше волокна будут перепутаны, тем более эффективным и аккуратным будет процесс валяния, можно это делать с помощью щётки для расчесывания животных или же путём многократного вытягивания и перекладывания волокон «крест на крест».


    • Кардочёс (шерстяная вата)

    Кардочес - это готоваямасса шерсти для валяния, состоящая из спутанных волокон, благодаря чему кардочес быстро сваливается и экономит время мастера из-за отсутствия необходимости предварительной подготовки шерсти для валяния. Отлично подходит для начинающих рукодельниц.


    Приведем несколько полезных советов и правил от мастера по валянию Кристины Майоровой.

    • Использовать качественные иглы.
    • Вводим иглу перпендикулярно к валяемой поверхности
    • Не спешите при работе
    • Помним, что игла проходит гораздо глубже, чем вы думаете
    • Быстрые и резкие удары иглой не способствуют ускорению процесса. Это приводит к поломке иглы и повреждению шерстяных волокон.
    • Вводите иглу глубоко к центру, старайтесь протянуть шерстяные волокна внутрь, тогда сначала будет создавать плотность внутри поделки из шерсти, и постепенно станут уплотняться внешние слои изделия.
    • При вхождении иглы в изделие из шерсти, вы должны слышать звук, похожий на хруст
    • Достаточно уваляным изделие считается тогда, когда оно совершенно не меняет форму при нажатии. Для этого постучите об стол пальцами, а потом изделием, если звук стука одинаковый, то увалка удалась.
    • При шлифовке изделия используйте тонкую иглу сечения звёздочка, проколы должны быть близко друг к другу
    • Убирайте все неровности в местах, где не можете выронить пряди, приложите маленькие кусочки перепутанной шерсти и зашлифуйте изделие.
    • При обработке обратной иглой следует так же старательно делать проколы близко друг к другу
    • Соединение деталей изделия из шерсти происходит путём приваливания друг к другу, для этого необходимо оставлять место соединения распушенным, затем свободные волокна одной детали заправляем в другую деталь при помощи иглы. После этого место соединения деталей укрепляем - закладываем пучком шерсти, заваливаем и шлифуем
    • При работе учитываем,что шерсть уваливается примерно на треть
    • Для парных деталей сразу готовим одинаковое количество шерсти для валяния

    Мастер-класс по валянию из шерсти для начинающих видео

    Текст подготовила: Вероника

    Инструкция

    Нарисуйте игрушку на бумаге. Создайте ее образ в самых мелких деталях, определите размеры всех составных частей поделки, способы их крепления. Чтобы во время работы не отвлекаться на измерение детали линейкой, заранее приготовьте . На плотном картоне нарисуйте контур детали необходимого размера, вырежьте отверстие по этому контуру. Во время валяния можно будет укладывать заготовку в отверстие и подгонять под нужный размер.

    Подготовьте рабочее место и инструменты. Поскольку во время работы шерсть протыкается насквозь, стол нужно защитить от царапин, а иголки – от поломок. Достаточно обзавестись щеткой, на которой обрабатывают детали. Если вам не хочется тратиться на специальную щетку, замените ее плотным и достаточно толстым поролоном. Купите несколько игл для валяния. Они различаются по размеру. Чем крупнее игрушка, которую вы делаете, тем больше должна быть игла. Для проработки мелких деталей используют самые тонкие иголки.

    Шерсть значительно уменьшается в размерах после процедуры валяния. Поэтому берите кусок, примерно в 2 раза превышающий размер будущей детали игрушки . Разделите шерсть на отдельные волокна, разорвите их несколько раз, чтобы масса получилась более пушистой. Такой материал будет лучше, равномернее уваливаться. Скатайте из пушистой массы примерную форму детали. Положите ее на щетку или поролон и начинайте уваливать, протыкая по всей поверхности иголкой. Игла должна входить и выходить из шерсти под одинаковым углом. Чтобы изделие получилось ровным, старайтесь как можно равномернее усеять кусочек шерсти уколами иголки.

    Для изготовления большой игрушки можно использовать синтепон. Его нужно разорвать на волокна, скатать, обернуть сверху шерстью нужного цвета и после этого уваливать. Так вы сэкономите на материале. Чем дольше вы будете обрабатывать шерсть иглой, тем более плотной, гладкой и маленькой будет становиться деталь.

    Чтобы добавить цветное пятно или изменить форму основы, положите на нее дополнительный слой шерсти и обработайте иголкой маленького диаметра. Таким образом вы можете «нарисовать» на игрушке выразительную мордочку.

    Место соединения детали с основой не обрабатывайте, оно должно остаться мягким. Во время сборки изделия вы сможете привалять деталь так, чтобы этот участок полностью «слился» с формой основы. Если вам не удалось выровнять место соединения, попробуйте замаскировать его. Выкладывайте на этот участок тонкие слои шерсти и уваливайте тонкой иглой. Наращивайте слои до тех пор, пока поверхность не станет достаточно ровной.

    Что еще почитать