Финансирование выплаты трудовых пенсий осуществляется за счет. Накопительный принцип финансирования трудовых пенсий. Составные части трудовой пенсии в РФ

Пенсионное страхование - страхование с целью формирования источников финансирования пенсий Роик В. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. -- М.: Альпина Паблишер, 2012. -- 258 с..

Пенсионный фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №30. - ст.415.. Пенсионный фонд является самостоятельным финансовым институтом, что характеризуется в содержании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239..

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.

Пенсионное обеспечение преобладает преимуществом главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многогранный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России, выполняющих функцию сбора и аккумуляции страховых платежей, их перераспределение между территориями.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

1) обязательных взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, а так иных категорий работающих граждан;

2) ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 « Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 30.01.1992. - №5. - ст.180..

Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФР.

Согласно статьи 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Российская газета. - 12.08.1998. - №153-154..

Средства Пенсионного фонда России направляются на:

1) выплату пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239. ;

2) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

3) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте полутора лет Гусова К.Н Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 30с. ;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов, С.В.Харитонова. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 54с..

Таким образом, подводя итоги раскрытия источников финансирования можно сказать, что финансовую устойчивость Пенсионного фонда России можно определить как такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационной самостоятельности обеспечить развитие государственной пенсионной системы при сохранении своей платежеспособности в условиях допустимого уровня долгосрочного социального риска утраты доходов для работающих - вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - в результате смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - из-за длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производит­ся за счет средств федерального бюджета, страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования средств), добровольных взносов физических лиц и организаций и др., зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на организацию их доставки, включаются в состав доход­ной и расходной частей бюджета ПФ РФ.Пенсии по государственному обеспечению (государственные пенсии) – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствие с существующим пенсионным законодательством назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Http://www.pfrf.ru/about/

Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2010.

Федоров JI. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"». 2009.С 87.

Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы: учебник / под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.С.438.

Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. 2009. С 237.

Конституция Российской Федерации, ст.7, п.2, ст.39

Захаров М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству / М.Л.Захаров // Проспект – М., 2010. С48,

Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник / Н.Ю. Борисенко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о ». 2010. С 186.

Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998 года, этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда России.

Базовый объем расходов на выплату государственных пенсий в бюджете Пенсионного фонда определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ", по нормам пенсионного законодательства, без учета расходов на выплату пенсий, исходя из применения индивидуального коэффициента пенсионера, установленного Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также без учета дополнительных расходов на реализацию Федерального закона от 28.03.98 №43-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", некоторых других законодательных актов и указов Президента РФ.

Так, согласно этих правил, была составлена расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год /3/. В Таблице 1 представлены расходы на выплату пенсий в 1999, они составили 173,6 млрд. руб., из которых доля пенсионных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета - 14,6 млрд. руб., а за счет страховых взносов - 159,0 млрд. руб. Следует заметить, что указанные объемы средств не включают расходы на выплату пенсий в части, определяемой включением в стаж так называемых "нестраховых" периодов, то есть периодов, за которые по действующему законодательству не уплачивались страховые взносы.

Таблица 1 - Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 1999 году /51/ В миллионах рублей

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Соц. пособие на погребение

  • 208717,3
  • 3166,8
  • 1742,4
  • 191499,0
  • 2854,9
  • 1620,4
  • 12615,1
  • 186,6
  • 17218,3
  • 311,9
  • 122,0

На пенсионное обеспечение

В том числе: Расходы на выплату пенсий по нормам Закона РФ от 20.11.90 №340-1, действовавшим до 01.02.98

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

  • 213626,5
  • 173596,4
  • 2639,0
  • 1742,4
  • 195974,3
  • 159036,6
  • 2377,0
  • 1620,4
  • 12801,7
  • 7240,0
  • 107,1
  • 17652,2
  • 14559,8
  • 262,0
  • 122,0

Дополнительные расходы на выплату пенсий в соответствии с ФЗ от 21.07.97 №113-ФЗ

Доставка и пересылка пенсий

  • 14866,6
  • 223,5
  • 13707,9
  • 202,6
  • 3904,1
  • 1162,7

На индексацию всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

  • 20254,3
  • 8859,0
  • 11384,2
  • 304,3
  • 18758,5
  • 8062,8
  • 10685,9
  • 275,3
  • 1471,0
  • 955,7
  • 515,3
  • 1495,8
  • 796,2
  • 698,3

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ дополнительные расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, составили 14,87 млрд. руб. Из них финансирование за счет страховых взносов произведено в объеме 13,7 млрд. руб., а остальная сумма пришлась на федеральный бюджет. Дополнительные затраты на индексацию пенсий осуществлены в размере 20,2 млрд. руб. При этом источниками финансирования указанных расходов являются страховые взносы в объеме 18,7 млрд. руб., и средства федерального бюджета - в сумме 1,5 млрд. руб. /45/

Кроме того, в 1999 году были сохранены условия назначения компенсационной выплаты для категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах предусмотренных Указом Президента РФ от 15.04.96 №550.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.97 №573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Для реализации данного положения в пенсионном бюджете были выделены дополнительные расходы на финансовое обеспечение компенсационных выплат пенсионерам с минимальным размерам пенсии в 1999 году в размере 2,2 млрд. руб. /44/.

В бюджете Пенсионного фонда предусмотрено также решение другой острой проблемы - определены объемы финансирования доставки и пересылки пенсий. В 1999 году почтовые расходы были профинансированы в объеме около 3,2 млрд. руб., в том числе финансируемые за счет страховых взносов - 2,85 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 0,3 млрд. руб. Таким образом было не реализовано прямое указание Федерального закона от 28.10.98 №163-ФЗ об отнесении почтовых расходов на федеральный бюджет по всем категориям пенсий /51/.

Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению были профинансированы в сумме 1742,4 млн. руб./46/. В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, профинансированы в сумме 92,0 млн. руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 80,9 млн. руб. Кроме того в расходной части бюджета ПФ РФ предусмотрены 20,9 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, в области пенсионного обеспечения.

Также, за счет средств бюджета Пенсионного фонда на 1999 год, были профинансированы расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. руб. /47/.

В соответствии с Федеральным законом от 28.10.98 №163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета" предусмотрены расходы на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, а также по доставке и пересылке всех видов пенсий и пособий в сумме 17,65 млрд. руб.

В связи с тем, что получателям двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых взносов, пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета.

Расходы на выплату государственных пенсий в 2000 году представлены в Таблице 2 и составляют 248,8 млрд. руб., что составляет более 143% к предыдущему году. Из них 222,8 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов, без учета расходов по "нестраховым" периодам. Если принять, что уровень инфляции запланирован государством на уровне 18%, то можно, предположить, что произойдет реальное повышение пенсий, а не их номинальное увеличение. Итоги перехода на индивидуальный коэффициент несомненно говорят о значительном повышении уровня средней пенсии по старости, об этом значительно говорит размер расходов на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, эта сумма составляет 150,7 млрд. руб., из них 145,4 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов /40/. Эти цифры несомненно говорят об увеличении размеров пенсий, которые пенсионеры, перешедшие на исчисление с помощью индивидуального коэффициента, будут получать в текущем году.

Таблица 2. Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 2000 году. /53/ В миллионах рублей

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Доставка и пересылка пенсий всего

Соц. пособие на погребение

  • 290924,5
  • 4347,9
  • 1534,1
  • 261561,5
  • 3851,8
  • 1411,6
  • 8931,9
  • 131,0
  • 29363,0
  • 496,1
  • 122,5

На пенсионное обеспечение

В том числе:

Базовые расходы на выплату пенсий, из них:

без применения ИКП

с применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

  • 296806,5
  • 248828,2
  • 97682,4
  • 150745,3
  • 3723,3
  • 1534,1
  • 266824,9
  • 222814,5
  • 77300,8
  • 145385,4
  • 3283,6
  • 1411,6
  • 9062,9
  • 7714,6
  • 5101,7
  • 2612,9
  • 113,1
  • 29981,6
  • 26013,7
  • 20381,6
  • 5359,9
  • 439,8
  • 122,5

Дополнительные расходы на индексацию пенсий всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

  • 35591,2
  • 11378,0
  • 24199,8
  • 529,1
  • 32241,9
  • 9286,1
  • 22942,9
  • 472,8
  • 1217,3
  • 805,0
  • 412,3
  • 3349,3
  • 2091,9
  • 1256,9

Дополнительные затраты на индексацию пенсий в 2000 году по прогнозу составят 36,12 млрд. руб., из них за счет страховых взносов - 32,71 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 3,41 млрд. руб. Таким образом реализуется Указ Президента РФ № 680 от 15.04.2000 г. "Об отношении заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера".

Расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа, уплаты налога на добавленную стоимость, расходов на доставку альтернативными службами и составят 4,3 млрд. руб. Учитывая требования Минфина России по распространению действия ст. 88 Федерального закона от 22.02.99 №36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" на 2000 год Пенсионный фонд сохранил финансирование расходов по доставке трудовых пенсий за счет страховых взносов в сумме 3,26 млрд. руб. /24/.

Кроме того, предполагается сохранить размер и условия назначения компенсационной выплаты для всех категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах, предусмотренными Указами Президента РФ от 15.04.96 г. №550 и 30.03.99 г. №392. Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются в размере 1534,1 млн. руб. Расходы определены в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 28.06.97 г. №91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 г. №6-ФЗ и увеличенного до 110 руб. с учетом прогноза Минэкономики России.

Запланированные объемы расходов с учетом базового уровня предшествующего периода (1999 г.) позволяет значительно повысить уровень пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и сократить разрыв между размером пенсии и прожиточным минимумом пенсионера с 35-37 % в 1998-1999 гг. до 25-27 % /53/.

Учитывая, что в 1999 году повышения пенсий осуществлялись преимущественно в интересах получателей минимальных пенсий, на плановый период 2000 года предусмотрены "линейные" индексации, поскольку они позволяют восстановить соотношение минимальных и максимальных пенсий и обеспечить адекватность размера пенсий трудовому вкладу пенсионера. В 1999 году, согласно бюджетным проектировкам минимальные размеры пенсий с компенсациями возросли на 136 % против 127 % для получателей средних пенсий по старости. В 2000 году предполагается обратная тенденция: 110 % - для минимальных пенсий, 129 % - для средних. Так, по мнению Пенсионного фонда, можно постепенно восстановить связь размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина /24/.

Минимальный размер пенсии по старости определен с учетом индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране и сохранением компенсационной выплаты, на 1 января 2000 года на уровне 318,44 руб., а на 1 января 2001 г. - 351,61, что составляет от прожиточного минимума пенсионера соответственно 42 и 35,7 %. Это говорит о некотором снижении данного показателя за 1999 год, однако на данный момент получателей минимальных пенсий становиться все меньше, так как расширены границы получателей различных надбавок к пенсии и компенсации. Коэффициент ограничивающий соотношение заработной платы, из которой исчислена пенсия, к средней заработной плате по отраслям экономики, на 2000 год сохранен в размере 0,7.

В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются в сумме 151.9 млн. руб., из них 138.77 финансируются за счет страховых взносов. Увеличение расходов связано: со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж: 9.5 тысяч человек в 1998 году, 11.75 тыс. - в 1999 г., 14.3 тыс. (прогноз)- в 2000 г.; выплат пенсий пенсионерам за прошлое время; введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в РФ, а также дополнительными расходами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 г. №18-П.

Кроем этого, в расходной части бюджета Пенсионного фонда предусмотрены 1.41 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в области пенсионного обеспечения.

Также Постановлением Правительства РФ от 03.05.99 г. №484 намечены дополнительные расходы на улучшение с 1 января 2000 года пенсионного обеспечения Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы в сумме 5,6 млн. руб. /40/.

В соответствии с одобренной Президентом РФ Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены расходы на единовременную денежную выплату пенсионерам из числа участников войны и приравненным к ним категориям получателей пенсий в сумме 666,9 млн. руб.

За счет средств федерального бюджета будет проходить финансирование государственных пенсий в общей сумме около 29,4 млрд. руб., что только на 140% больше того же показателя 1999 года. Это говорит о снижении размеров сумм финансируемых из государственного бюджета, и переложении этих расходов на "плечи" бюджета Пенсионного фонда Эти расходы определены на основе показателей, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда на 1999 год, и исходя из динамики численности получателей пенсий с учетом её прироста и индексации пенсий в 2000 году.

За счет средств федерального бюджета в 2000 г. предусмотрены расходы на единовременную выплату пенсионерам из числа участников Великой Отечественной войны в рамках осуществления мероприятий по подготовке к празднованию 55-летия Победы в общей сумме 668,0 млн. руб. Общие расходы на увеличение пенсий в 2000 году составят около 43,0 млрд. руб. Вполне возможно, при стабилизации экономической ситуации в стране, что этих расходов вполне хватить для достаточного финансирования пенсионеров, и не придется дополнительно каждый квартал или полугодие проводить компенсирование социальных выплат.

Трудовые пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенси

онного обеспечения граждан при наличии у них: для пенсии по старости – не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца – не менее одного дня страхового стажа.

Структуру пенсионной системы Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы:

Пенсионная система РФ

(источники финансирования)

Пенсионное страхование

Пенсионное обеспечение

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Трудовые пенсии

Государственные пенсии

Виды трудовых пенсий

Виды государственных пенсий

Финансирование

Финансирование

Схема 1. Структура пенсионной системы РФ

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потере кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:

На пенсии за выслугу лет;

Пенсии по старости;

Пенсии по инвалидности;

Социальные пенсии.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Виды трудовых пенсий:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца.

Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 – ФЗ определяют структуру трудовой пенсии, устанавливаемой в соответствии с этим Законом.

Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

Базовой;

Страховой;

Накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и при потере кормильца. Размер базовой части трудовой пенсии определяют исключительно социальные факторы – жизненные обстоятельства, а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

Российская история пенсионной системы еще относительно молодая. Даже в Германии «пенсионная идея» осуществилась впервые лишь в 1889 году. Со временем данная мера социальной защиты населения начала свое распространение на все развитые страны, в частности и на нашу.

В России подобный федеральный закон приняли в 2001-м году, после чего пенсионное госстрахование стало частью отечественной пенсионной реформы.

Основы пенсионной системы России

Пенсионную систему Россия унаследовала от СССР. В те времена пенсия гражданина особо не зависела от того, сколько лет он трудился, и какой была его зарплата – обезличенные платежи шли в «копилку», а оттуда уже распределялись пенсионерам. Кардинальные изменения начались с начала 90-х.

На сегодняшний день пенсионное обеспечение базируется на весьма широкой законодательной базе с учетом всех нюансов.

Источники финансирования пенсии

Государственные пенсии сегодня финансируются из двух источников:

  • Из федерального бюджета для обеспечения каждой категории госслужащих и социальных пенсий.
  • Из бюджета, формируемого ПФ РФ.

Составные части трудовой пенсии в РФ:

Выплату пенсий осуществляет ПФ РФ, средства которого формируются, благодаря следующим источникам:

  • Страховые взносы от работодателей и ИП на обязательное соцстрахование.
  • Отчисления от единого социального налога.
  • Средства, полученные от размещенных сумм страховых взносов, уплачиваемых для накопительной части трудовой пенсии.
  • Средства федерального бюджета.
  • Прочие источники.

Что касается размера взносов в ПФ от предприятий/организаций – он устанавливается каждый год правлением фонда и далее утверждается соответствующими органами власти.

Сами страховые взносы начисляют на любые виды оплаты труда, а срок оплаты взносов – ежемесячно, для работодателей и граждан.

Формы пенсионного страхования

На сегодняшний день работа системы пенсионного страхования происходит следующим образом: ПФ РФ (страховщик) производит аккумулирование средств, управляет ими и в дальнейшем распределяет.

С момента получения СНИЛСа гражданин становится лицом, застрахованным согласно системе пенсионного соцстрахования. Все страховые взносы выплачиваются работодателем (страхователем).

Пенсия состоит сегодня из 2-х частей – из добровольной и обязательной. В чем отличия?

  • Обязательная. Эта часть страхования – под контролем ПФ РФ. Размеры пенсии и порядок выплат регулируются государством.
  • Добровольная. В формировании этой дополнительной части участвуют сами граждане. Главное отличие: размеры взносов регулируются не государством, а гражданами. Причем в добровольном порядке.

Что еще почитать