Ибо каковы мысли человека таков и он. Каковы мысли человека, таков он сам. Что такое эмоции

1 Говорим с Одемой

2 Берем травы

3 Берем воду (находится за мостом)

4 Идем в лагерь

После ролика в начале игры отправляемся на запад, где встречаем волков. После их убийства находим куст, расположенный немного левее самих волков. После диалога с Калиской идём через мост к сумке с водой на юг, где после небольшого рисованного ролика нас ожидает засада, убиваем врагов и отправляемся назад в лагерь. В лагере нас ждут еще враги. После того как убьем определенное количество врагов, начнется диалог с важаком, который возьмет в качестве заложника одного из путешествующих с вами в лагере. После разговора начнется сражение с ним и небольшим отрядом (путешественник, взятый в заложники, окажется в вашей группе).

Акт I - Руины "Сайллант лисс" (The Ruins of Cilant Lis)

1 покинуть руины

Победив нападающих в лагере, вы окажитесь в подземелье, где будет небольшой рисованный ролик (если условия ловкости выполнены, то вы можете кинуть кинжал во врага, схватившего вашего товарища). Пройдя немного прямо наткнетесь на сияющие символы, т.е. ловушки, справа будет ложная стена, как и слева по коридору. Если пойти налево, то вы выйдите к тайнику, где нужно омыть лицо статуи водой, а потом вставить кристалл, ранее найденный у одного врага - гуля. Дальше необходимо пройти через ловушку с символами, или же можно через стенку справа от них. Есть и другой путь, можно зажечь столбы справа от ловушки, где подсветятся необходимые символы. Сражаемся с пауками прямо у выхода. Уровень пройден.

После сюжетного ролика вы сможете покинуть локацию «СиллантЛисс».

Акт I - Вейлвуд (Valewood)

1 добраться до позолоченной долины

2 избегать стычек с врагами

Следующая остановка – «Вейлвуд». Так как у вас нет группы, опасность представляет каждый противник, так что рекомендуется идти по дорожке, до нижнего выхода из локации. Перед тем как продолжить путь, можно пообщаться с человеком.Который стоит рядом с переходом на другую локацию. Пообщавшись с ним мы узнаем, что его друга убил медведь в пещере неподалеку.Идти сразу туда не стоит, так как медведь навешает люлей (это доп. квест, ищите его в соответствующем разделе, под названием Месть мертвеца.). Переходим в локацию «Позолоченная долина».

Полезное: если вы видите, что персонажи выбились из сил и на них висят дебафы на усталость, то стоит отдохнуть при помощи лагеря или переночевать в предназначенном для отдыха месте.

Прибыв в позолоченную долину, будет небольшой диалог с местными, после которого стоит оглядеться, и нанять, (нанять можно в таверне, поговорив с женщиной у барной стойки) или найти, людей для группы. Кстати, рядом с таверной, можно встретить и потом добавить к себе в группу мага-эльфа. Для этого нужно будет помоч ему выбраться с передряги, убив спорящих с ним пьяниц рядом с таверной. Так же можно продать найденное нами или купить снаряжение в кузнице или в таверне.

Акт I - Видения и шепот (Visions and Whispers)

1 Поговорить с Угретом

2 отдохнуть в таверне

3 поговорить с гномихой на древе

После того, как мы присутствовали при ритуале в Силант Лиис. С нами произошла странная вещь, душевного характера . Оказавшись в позолоченной долине нам не очень понятно с кем об этом поговорить. Пообщавшись с Угретом, мы ничего толкового не узнаем, единственное -нам посоветуют отдохнуть в таверне "Черной гончей" . Пообщавшись с дамой за барной стойкой, мы можем снять комнату на наш выбор.

Нам снятся висельники, а, точнее, один из них. Это гномиха-анимансер по имени Кальдара де Берранци . Проснувшись мы понимаем, что если у кого и есть ответы, то это у неё. Хоть и во сне мы узнаем, что она мертва, мы идем на её поиски. Отправляемся к древу с висящими на нем трупами, тянемся к душе Кальдары, узнаем, что энгвитанский механизм сделал нас Хранителем .

Узнаем, что при жизни гномиха-анимансер пыталась помочь жене лорда Редрика, так как у всех в деревне рождаются пусторожденные дети, но не сумев найти явную причину, она окончила свои поиски, после чего, лорд Редрик повесил её.

Акт I - Старый хранитель (The Old Watcher)

1 Прийти в цитадеь Каэльд Нуа

2 Поговорить со статуей

3 Найти Мервальда

4 Выйти из подземелий

5 Вернуться к статуе

Призрак Гномихи расскажет о Мервальде , человеке, который расскажет нам что к чему. Находится он в крепости Каэд Нуа . Каэд Нуа находится на юго-востоке от Позолоченной Долины , и добраться до крепости нужно через Черный луг , и пройдя восточный тракт мы выйдем к стенам Каэд Нуа.

Внутренний двор захвачен призраками, тенями и огоньками. У входа в цитадель мы встретим призрак крестьянина, который произнесет нечто невразумительное.

Оказавшись в главном зале встретим еще теней и пауков. Разобравшись с ними, отправляйтесь в конец зала. Там стоит трон, внутри которого заточен дух женщины. Из разговора с ней мы узнаем, что она является хранительницей и управляющей этой крепости. "Дух крепости" отопрет для вас дверь в подземелья и попросит найти Мервальда.

Через дверь мы попадаем на первый уровень Бесконечных Путей Од Нуа . Нам надо попасть в дверь, находящуюся недалеко от входа в локацию. Дверь закрыта, но мы можем вскрыть дверь самостоятельно, если у нас прокачен навык Механики (3-ий уровень и отмычки, ну или 4-ый, где отмычки не нужны). Ну или же мы можем найти ключ от подземелья, который находится у ксаурипов, которые обитают неподалеку. Отперев дверь любым из способов выше, мы попадем в обитель Мервальда . Оказавшись внутри, начнем общаться с меральдом. Те духи, которых мы будем встречать по пути к Мервальду (дух мародера, матери, солдата) расскажут нам о его прошлых жизнях.

Узнаем, что Мерваль, сошел с ума. После недолгих терзаний Мервальда , касаемо его прошлых жизней, он сходит с катушек и нападает на нас.

Уьиваем его (совет - сбивайте касту хранителя, так как заклинания у него мощные. Можно сбивать его с ног) и после гибели старого Хранителя мы выбираем, что делать с его душой.

1 привязать душу Мервальда к нижним уровням крепости, сделав его хранителем крепости;

2 позволить душе покинуть мир, позволив Мервальду обрести покой;

3 поглотить душу Мервальда.

После того, как Мервальд умрет, возвращаемся к статуе "хранительницы крепости" . Каэд Нуа становится нашей крепостью, которой мы управляем как хотим. Акт I завершен .

Акт II - Не далеко от Королевы (Never Far from the Queen)

Добравшись до Коперлейна , попадая в катакомбы , направляемся в Храм Воедики (идти прямо, на лестницу, все той же локации, и наконец по лестнице вверх в сам храм). В итоге после разговора с одним из членов культа (странный мужчина в капюшоне), имеем два варианта прохождения: Перебить всех (не рекомендуется) и притвориться одним из них что бы выведать информацию.

Лучшим способом прохождения квеста - является его мирная половина: Притвориться одним из последователей.

Если вдруг прошли агрессивным способом и не сохранились в нужном моменте есть решение:
Идем в C:/%user%/saved games(Сохраненные игры)/pillars of eternity находим ваш последний сейф с багом, открываем Winrar или 7zip и удаляем все файлы начинающиеся с "First_Fires..."(на всякий случаем делаем бекап), заходим в игру, загружаем последний сейф и пожалуйста, все живы, уровень перезагружен, можете попытаться снова пройти правильно.



Притворяемся одним из прислужников, найдя маску с капюшоном, тут 2 варианта: 1. Взять с трупа в катакомбах. 2. Отобрать силой у новопосвященного (находящегося вверху, по карте). Взяв маску, говорим с новопосвященным, узнавая у него секретные ответы на вопросы, которые в последующем нам будут задавать. Писать их нет смысла, т.к. узнав их, они появятся в вариантах ответа. Идем по коридору в нижней части карты, и натыкаемся на обряд (перед захождением в дверь оденьте маску, и заходите один), в последствии которого, правильно ответив на вопросы, нам дадут новое задание.

"Богоподобная" раса, не смотря на то что они не могут носить ничего на своей голове, при подходе к двери игра активирует скрипт где предложит надеть маску с капюшоном, а затем выдаст сообщение что "все получилось хоть и с трудом" . В случае с другими расами все проще, одеваем в ручную и спокойно идем в главный зал.

Акт II - Человек, Который Ждет (The Man Who Waits)

Мы получаем этот квест автоматически, как только мы выполним квест «не далеко от королевы», (т. е. после того, как мы видим видение в храме Воедика, что в катакомбах под Коперлейном). Выходим из храма, спрашиваем любого Юстиниарца, о месте, полном безумия. Нас направят в санатории в Блэкенберри. После входа в санатории, говорим с начальником тюрьмы о члене братства свинцового ключа. Спрашиваем Аудмера, в одном из ближайших номеров, о члене братства. Затем, по лестнице на нижний уровень.


Придя в лабораторию анимастеров, встречаем трех НПС в соседних номерах - Беласидж, Моэред и Рипли. К слову, в помещении, в котором находится Рипли, мы можем взломать замок на сундуке (он требует 5 очков механики) и взять записи о четырех пациентах. Также можем открыть ящик и взять письмо от Азо. После того как мы собрали достаточно информации, возвращаемся к начальнику тюрьмы. После разговора, мы получаем доступ к пациенту. Возвращаемся вниз и проходим через, ранее закрытую, дверь.
Входим в главный зал и говорим с Фрейол, узнаем, где находится Каэдман Азо. Встретим его в соседней лаборатории. В результате этой встречи мы получим ключ.

Направляемся к двери на севернее. Заходим в палату и начинаем разговор с Грамом, при этом касаясь его души. Затем, идем к камере в конце коридора и касаемся души Ускгрима, который оказывается членом Братства, которого мы ищем.
Ускгримм удирает, поэтому отправляемся на верхний уровень, попутно сражаемся с несколькими противниками. После возврата на верхний уровень, говорим с начальником тюрьмы.

Акт II Бессмертное Наследие (Undying Heritage)

Наш путь лежит в район Заветного холма. Мы можем добраться до него из Первых огней. Пытаясь войти в район, нас остановит Юстициар. Есть два способа, чтобы войти в Заветный холм - использовать высокий уровень силы (не менее 18), пройти небольшой квест или (рекомендованный) заплатить 1000 монет.

После входа в Заветный холм, мы направляемся в западную часть карты. Вдоль нашего пути, боремся с нежитью. Маги-скелеты представляют большую угрозу, так что их мы атакуем первыми.


Нам нужно добраться до входа в Башню. Зайдя в неё, нам необходимо забраться наверх, попутно убивая гулей. Забравшись на вершину, будет стоять странный, похожий на гуля, человек, говорим с ним и узнаем, что нам нужно найти Иканту.
Спускаемся вниз, и направляемся в северную часть заветного холма, где будет дом Иканты. Входим и говорим с ней относительно машин. Узнаем, что надо и возвращаемся в башню, где поднявшись на последний этаж, говорим с «полу-гулем». Есть две вещи, которые мы можем сделать - либо отключить машину, либо увеличить ее пропускную способность, что приводит к перегрузке. Мы получим положительные очки репутации, если сделаем последнее.

Акт II - Через врата смерти (Through Death"s Gate)

Направляемся деревню Дирфорд, расположенную к югу от города. Придя туда можно найти альтернативный вход в руины по разрушенному мосту - через смертельные врата.
После мы попадем в деревню, входим в храм и встречаемся с предвестником Беодмаром. Он поделится с нами информацией о руинах, что будет нашим следующим пунктом назначения. Идем через Северо-Восточный выход из деревни, чтобы достичь Дирфорда. Там, идем Севернее. Мы должны войти в развалины; есть два способа сделать это. Первый - через главный вход (Его охраняют воин и охотник с прирученный волком).


Нам нужно будет победить их всех, прежде чем сможем войти. Второй же вариант предлагает нам достигнуть разрушенного моста. На нашем пути встретим мародеров, которых можно легко победить. Пересечь мост мы рискуем, потому что персонажи с низким уровнем атлетики могут получить травму и, как следствие, они начнут разведку развалин ослабленными.
Независимо от пути, который мы выберем, мы начинаем исследование руин в восточной части. Все руины исследовать не обязательно - вместо этого можно сосредоточиться на поисках лестницы на второй уровень. Проще будет взять короткий маршрут ниже, хотя там есть несколько ловушек. По пути натыкаемся на монстров (В первую очередь, убиваем магов и друидов).



Наше первое задание на втором уровне руин добраться до главного зала. Если наш персонаж имеет высокий уровень механики (по крайней мере, 6 очков), мы можем открыть рядом дверь. В противном случае, пойти и найти ключ, который находится в камере в северной части руин. Будут ловушки и животные, так что аккуратнее. В камере с ключом будем готовы к не слабой не сильной тени. Изучаем водоем и находим ключ.
Используем ключ на любой двери, ведущей в главный зал. Добиваем нападающих на нас врагов и добираемся до лестницы. Благодаря этому, мы попадем в те части руин на первом уровне, которые были недоступны до сих пор. Говорим со статуей, которая откроет нам новое видение.
Наконец, уходим из руин. Мы можете вернуться по той же траектории или взаимодействовать с водопадом, который перенесет нас в западном направлении. Это особенно рекомендуется, если есть член партии с не менее 16 пунктов Телосложения. В этом случае, мы можем схватиться за край тоннеля, после того, и найти ценный клад.

Акт II - Отшельник дома Хадрет (The Hermit of Hadret House)

Мы получаем этот квест автоматически, после того, как завершаем квест «мужчина, который ждет». После выхода из Психлечебницы мы наткнемся на одного посланника. Слушаем сообщение от него и направляемся в дом Хадрет. Придя туда нужно поговорить с леди Уэбб (она живет в комнате, расположенной вверху по лестнице). Рассказываем ей о событиях в санатории. Она просит нас, сообщать ей о деятельности Братства свинцового ключа.
Квест с ней, можно выполнить в последнюю очередь, пройдя все остальные задания 2го акта.


Чтобы получить приглашение, необходимо сначала завоевать благосклонность одной из трех фракций, Дом Доменелов, рыцарей Тигля или Дюжин. Дом Доменелов находиться в большой усадьбе, в центре района Брэкбури, рыцари Тигля расположенны, в районе первых огней, Дюжены же расположились недалеко от района Коперлейн (мы могли встретить одного из них, перед началом 2го акта в городе). После того как мы получим нужное количество очков репутации нужной фракций (мы свободны выбирать фракцию - это не будет иметь никакого эффекта на остальную часть квеста), встречаемся с лидером фракции и просим приглашение.
Важное Примечание - не продолжаем этот квест, пока мы не выполнили все побочные квесты в этом городе. После того как квест заканчивается, мы не сможем вернуться в город, в течение некоторого времени. То же самое касается и всех остальных важных моментов, таких как освоение свободных мест (необходимо исследовать лечебницу, потому что она станет недоступной), или встречу с торговцами.


После того, как мы получим приглашение, от одной из группировок, возвращаемся к Леди Уэбб и говорим с ней. Направляемся в первые огни и входим в Герцогский Дворец. Ждем начало слушания (его возглавляет герцог Эйвар). Независимо от того, что мы скажем, герцог будет убит ближе к концу сцены.
После мы увидим небольшую заставку и посмотрим видение, (все это после выхода из Герцогского Дворца). Нам нужно вернуться к Леди Уэбб, т. е. в Брэкенбури. Входим в дом Хадрета и идем в комнату на верхнем этаже. Касаемся души Леди Уэбб, тело которой лежит на кровати. Покидая город, мы переходим в следующий акт.

Акт III - Убийца на свободе (The Assassin at Large)

После того как мы переходим к 3му акту, т. е. после завершения "Отшельник дома Хадрет" и после того, как мы покинем город, мы отправляемся к мосту Аеделван (Aedelwan). Идем на восток, в локации, ранее не доступные.


Прямо после того, как мы спустимся, будем остановлены членами свинцового ключа. Можно попробовать уговорить их не сражаться, с использованием высокого навыка убеждения, однако это будет сложно – сначала нужно запугать их и затем убедить, что мы позволим им жить, если они уйдут. С разговором, как правило, может не получиться, тогда придется принять участие в довольно сложном бою. Начав драку, нападем на магов и воров, в первую очередь, на бойцов, в последнюю. Теперь мы можем пойти в проход на Ельмшор. Проходим эту локацию и отправляемся в Юго-восточный выход. Таким образом, мы попадем в Хертсонг (Hearthsong).



В Хертсонге говорим с воином в палисаде и затем, с соответствующими соплеменниками немного впереди. Теперь мы можем поговорить с Анимансером Бетвилом, который является главой Совета Анимансии.



Выходим из здания и отправляемся в восточный проход. Направляемся в Твин Элмс, в северо-восточной части региона. На мостике, слушаем разговор с Таосом и встречаемся с сестрами, т. е. Сиддха и Рихенв. Появляется два новых основных квеста

Мы получим этот квест, после того, как встретимся с Сиддхой и Рихевн. После разговора с ними нас отправят молиться божеству и, для этого, нужно войти в Эврон. Идем в восточную часть, той же локации и находим алтарь с осколками Адры. Берем предмет и идем в центральную часть зала звезд, чтобы поместить его в соответствующее гнездо. Это позволит разблокировать некоторые из кафедр, благодаря которым мы сможем молиться конкретному божеству.

После взаимодействия с кафедрой будет катсцена, в которой нужно будет подобрать соответствующий вариант диалога, связанных с правильным ритуалом. Мы можем использовать книги, которые можно найти в книжных шкафах неподалеку, для справки, а если нам не хочется их читать, можно использовать готовые решения. Если мы все сделаем правильно, то разблокируем новый квест, связанных с данным божеством. Если мы ошибемся, на нас будут нападать монстры, типы которых, зависят от конкретного божества.


Hylea - выбираем четвертый вариант диалога - "прожить каждую ноту песни жизни".


Galawain - выбираем третий вариант диалога -"выживание начинается с силы изнутри".


Berath - берем второй вариант диалога -"есть жизнь в смерти и смерть в жизни".


Rymrgand – Выбираем седьмую опцию -"вся жизнь заканчивается в тишине" .


После выполнения квеста для выбранного нами божества, возвращаемся на кафедру и еще раз молимся. Во время видения, всегда выбираем вариант сверху диалога, благодаря этому мы не оттолкнем божество. Для сюжетной линии, нам нужен всего лишь один квест в пользу одного из четырех божеств, но лучше, конечно, выполнить все четыре задачи.

Акт III - Суд кающихся (Court of the Penitents)

Мы должны достигнуть руин древней тюрьмы на захороненном острове. Сначала, переходим в ОлдСонг. В восточной части района, есть паромная переправа. Говорим с Дорвхалом и подтверждаем, что мы хотим, попасть на остров.

После того как попадем на остров идем к яме и прыгаем внутрь. Примечание! Перед тем, как совершить прыжок, убеждаемся, что мы выполнили услугу одного из божеств.


Теперь нам нужно всего лишь перейти в яму. Квест будет автоматически завершен.

После того как мы совершим прыжок, мы не сможем вернуться к карте мира. Поэтому убеждаемся, что мы уже были в местах, требуемых посещения, и хотим, закончить игру.

Заканчиваем 3й акт


«каковы мысли в душе его (человека), таков и он» . (Прит.23:7)

Что-то мешает тебе стать ближе к Господу? Может ты устал от поисков самого себя в христианстве? Все не так, как тебе хотелось бы? - Ты можешь это изменить!

** Наши мысли являются двигателем нашей жизни – они являются корнем наших дел.

Сначала мысль обживается в нас, затем мысль обретает конкретное содержание в словах; и позже наши убеждения подталкивают нас к действиям.

Слова – это ожившие мысли. «а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека » (Матф.15:18)

Наши воплотившиеся мысли имеют силу и власть : «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься ». (Матф.12:37)

Т.е. наши мысли имеют прямое влияние, как на будущее, так и на настоящее. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». (Прит.4:23)

Важно соблюдать чистоту сердца - т.е. позитивные мысли принимать и удерживать.

Задача вполне понятная и на первый взгляд – простая. Но, жизнь показывает, что не все так уж и просто. И если до дел в большинстве случаев у нас не доходит, то через материализацию в словах, мы не можем удержать прорыв негативных мыслей. «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ». (Иак.3:2)

** Как раз начинается самое интересное – как же реально справляться с потоком мыслей, которые нужно удалять от себя? Ведь мысли – это постоянные внутренние процессы, с которыми необходимо совладать.

- Битва на уровне сознания над негативными мыслями – основная задача человека, желающего преуспевать во всех сферах.

Если ты даешь доступ негативу в твою жизнь, то такие мысли вначале убивают в тебе всю силу и желание к достижениям; затем приводят в состояние уныния, которое перерастает в отчаяние – и вот, уже от порыва движения в вере уже и нет следа.

** Разрушив корень наших обид, плотских устремлений, бунта – мы выходим из любого кризиса веры. Смотри в корень – а все поступки (и всего связанного с ними) имеют началом мысль.

-Хочу говорить о том, что способы нами опробованные и не принесшие успеха, мы оставим тем, кто тратит время над обретением контроля над собой – современным законникам.

Многие по-разному понимают это место Писания:

«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу » (2Кор.10:3-5)

Однако, сам текст говорит нам о том, что мы имеем способ борьбы с негативом, имеющим свое начало в духовном мире и, приносящем реальные результаты. Самоконтроль – не смог изменить нас без Христа и никого не меняет в лучшую сторону.

**Наше оружие – духовное, данное нам Господом. Поэтому и обратим внимание на то, что дано нам: (Еф.6:11-18)

1. Наполняй себя Истиной. Поступай так, как подсказывает тебе твое желание угодить Богу.

2. Благовествуй: расскажи людям, как получить спасение и через Кого.

3. Изучай обетования. Держи всегда их наготове; например - (Рим.8:28)

4. Утверждайся в своем спасении – посещай служения, практикуй услышанное.

5. Осваивай глубже Слово – оно будет активно участвовать в процессе твоих размышлений.

6. Молись постоянно не заученными выражениями, а тем, что на данный момент на сердце.

Лучший способ защиты своего сознания – позволить Господу господствовать в твоем сознании.

Наполняя себя молитвенным изучением Слова, ты сможешь оградить себя от мыслей, приводящих к поражению. Тебе не нужно будет «все держать под контролем» - позволь об этом позаботиться Духу Святому, Который в свое время, подскажет тебе где, что и как.

В любой жизненной ситуации, если быть наблюдательным, можно заметить два фактора, которые играют важную роль.
Первый: это сама ситуация, проблема.
Второй: это то, что вы думаете о ней.
В жизни иногда можно встретить людей, который с детства имели серьезные проблемы со здоровьем и тем не менее они живут активной, интересной жизнью и добиваются успехов в той или иной области. Во многом это происходит благодаря тому, что у них правильное, мудрое отношение к негативным событиям и обстоятельствам.

Победа над тяжелыми, иногда очень болезненными, обстоятельствами происходит только в результате изменения образа мыслей. Ведь на любую трудность, с которой мы сталкиваемся в жизни, можно посмотреть по-разному. И этот новый взгляд может послужить импульсом в решении проблем.

Для того чтобы быть победителем в трудных ситуациях, не поддаться стрессу, депрессии, апатии, необходимо осознанно изменять образ мыслей при тех или иных неблагоприятных обстоятельствах. Иногда это бывает трудно, но победа, прежде всего над собой, того стоит. Она позволит не только оптимально решить проблему, но и избавит от излишних переживаний, сохранит здоровье.

Во власти каждого из нас изменить свою точку зрения на ту или иную проблему и тогда преодолеть ее будет значительно проще.

Дисциплина мыслей

Для того чтобы правильно мыслить и стать хозяином своего ума, прежде всего надо выработать дисциплину мышления. Это непростая задача, как может показаться на первый взгляд и требует усилий. Мы должны научится контролировать свой ум и не позволять бесполезным, пустым мыслям заполнять наше ментальное пространство. Если мы не будем регулярно делать уборку в своем доме, то он превратится со временем в свалку хлама. Аналогично обстоит дело и с нашим умом. А для того, чтобы порядок поддерживать, нужна дисциплина, в то числе и дисциплина ума. Ум по природе своей склонен к беспорядку и только дисциплина может многое изменить.

Сначала мы должны принять решение думать правильно, но для того, чтобы это осуществить, нужна тренировка и дисциплина.
Дисциплина мыслей необходима каждому из нас.
При возникновении любой проблемы нужно выдержать время, и тогда вы увидите эту проблему совсем другими глазами и сможете решить ее гораздо быстрее и с лучшим результатом.

Во многих ситуациях мы не можем изменить сами обстоятельства, но в наших силах изменить образ мыслей, который позитивно повлияет на решение проблемы.

Недавно я побывал на семинаре одного известного психолога, специалиста по когнитивной психотерапии. Когнитивная психотерапия - это распространённая во всем мире форма психотерапии, основанная на предположении, что причины психологических проблем и нервно-психических расстройств человека кроются в ошибках мышления, которые необходимо исправить. Как здесь не вспомнить библейское изречение: «Каковы мысли в душе человека, таков и он» (Притчи 23:7). Святые отцы также большое внимание уделяли наблюдению за своими помыслами или трезвению. Ибо душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Кстати, согласно психологии, именно наши мысли рождают в нас те или иные чувства.

Больше всего мне понравилось в нем не столько логичность его мышления, умение четко выражать свою мысль и аргументировать ее, сколько его терпение, выдержка и доброжелательное отношение к людям. Представьте такую ситуацию: он объясняет тот или иной параметр психологической формулы и то, как это связано с нашей жизнью, а девушка, похоже, впервые пришедшая на подобный семинар, об одном и том же спрашивает его много-много раз. Хотя он объяснял это буквально только что и довольно понятно, на примерах. И таких, как она, было еще несколько человек в зале. Временами они пытались перебивать его вопросами или замечаниями, забегая вперед по теме, на что он с улыбкой отвечал им, что именно этим сейчас и занимается. Такая невнимательность никоим образом его не раздражала и не выводила из себя. Он так же терпеливо, спокойно, а, самое главное, с уважением продолжал объяснять вопрошающим одно и то же по многу раз, пока всем не становилось понятно. И это несмотря на то, что кто-то вопрошал его даже с претензиями.

В тот момент ко мне пришла мысль, что если бы мы так умели терпеливо, искренне относиться друг к другу, то, возможно, и конфликтов бы у нас не было. Не зря Священное Писание учит нас: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21:19). И святые отцы также призывали стяжать эту добродетель. Например, святой Паисий Святогорец сказал: «Если человек терпит, то все встает на свои места». А старец Иосиф Исихаст говорил так: «Во всех искушениях и скорбях требуется терпение, и оно - победа над ними».

Причем терпение этого психолога было не показным, внешним, а благожелательным и искренним. К слову, когда в конце мероприятия его попросили написать пожелание в виде автографа на своей книге, там были такие слова: «С пожеланием мудрости и душевного равновесия». Стоит отметить: обычно человек желает другому то, что для него самого значимо, и к чему он стремится.

Что такое эмоции

и как ими управлять

Эмоции - это реакция на то или иное событие, то есть, в конечном счете, на информацию. Существует следующая схема: мозг, получив эту информацию, решает, насколько она опасна или безопасна. Далее, оценив степень ее опасности, мозг пытается мгновенно выбрать между решением двух задач, что делать: бежать или сражаться. Либо убегать, либо сражаться - это активные действия, на которые необходимы ресурсы, чтобы активировать тело. Парадокс в том, что человек зачастую таким образом реагирует на мнимую опасность, например: чей-то безобидный косой взгляд или сказанное слово. А мнительные люди в своем воображении могут и вообще дорисовать любую опасную картинку. Мысленно ситуация просчитывается моментально, в виде полуосознанного образа без деталей, - это происходит на уровне мгновенной информации, понятной мозгу, и даже если «опасность» человек допридумывал сам, то организм все равно сразу же реагирует, как на реальную угрозу.

Первая реакция - это активация ресурса, те самые эмоции. По сути, все это происходит на уровне инстинктов и рефлексов, минуя рассудочную часть мозга, разум. Соответственно, если говорить об управлении эмоциями, то для этого необходимо задействовать разум. То есть в ответ на первую информацию, когда рептильный, древний мозг будет инстинктивно решать задачу выживания, мы можем своей разумной составляющей мозга увидеть: никакой реальной опасности нет. Именно так и бывает в огромном количестве случаев из повседневной жизни.

Людям, которые реагируют крайне эмоционально, потому и сложно управлять своими эмоциями, что у них одна, «животная», часть мозга на эту опасность реагирует, а вторая - разумная - не в состоянии это сбалансировать. Мозг воображаемые, придуманные самим человеком картинки воспринимает как настоящую реальность и действует соответственно. Рассмотрим простой пример - страх публичных выступлений. Человека начинает колотить нервная дрожь, эмоции переполняют и прочее, а надо просто проанализировать спокойно: чем опасна сцена? Там вообще никакой опасности нет: человек так бурно реагирует на выдуманную опасность, которую даже не осознает. Причем выступление на сцене не связано с выживанием, это не вопрос жизни и смерти, а неосознаваемое рефлекторное реагирование. Когда человек осознает, что угрозы нет, то ему легко управлять своими эмоциями. Для тренировки можно посмотреть разные бытовые ситуации, которые вызывают негативные эмоции, и увидеть: в основе негативных эмоций оказывается страх, реакция на угрозу, в основе которой лежит решение: бежать или сражаться. Для мозга это - задача на выживание. И эмоции - это способ выживать. В общем, все в принципе сводится к вопросу личной безопасности. А кто наш истинный Защитник? Конечно, Господь! Доверие Богу и искренняя молитва к Нему помогает человеку жить осознанно и спокойно, контролируя инстинктивные проявления своего «ветхого» человека.

Стоит иметь в виду, что эмоциональный человек тратит много сил на свои переживания. Может доходить до абсурда: человек настолько привыкает к перерасходующему силы режиму, что ему уже кажется, что меньшее количество эмоций равносильно чему-то ненормальному. Человек, привыкший к яркому проявлению эмоций, приучил себя к этому режиму. Но это режим перерасхода, абсолютно не нормальный и вредный как для здоровья, так и даже для реального спасения, ибо в экстремальной ситуации необходимо сохранять хладнокровие. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Притчи 17, 27).

Три условия страдания

Теперь давайте рассмотрим, как, страдая, не страдать. Существуют три условия страдания: «сверхзначимость», «ужасные последствия», «обобщение».

Первое условие - это сверхзначимость. Это когда мы придаем происходящему избыточное значение. Допустим, жена хочет, чтобы муж относился к ней более чутко и внимательно. При этом женщина говорит себе, что это настолько важно, что без этого отношения не могут продолжаться, и важнее этого нет ничего в жизни. А если внимания со стороны мужа нет, то, по ее мнению, это просто ужасно - личная катастрофа. Такое бывает оттого, что человек в своем сердце не ставит Бога на первое место, осознавая, что Бог любит нас всегда, - тогда человеку легче переносить черствость и равнодушие близких. Более того, когда человек не считает, что близкие должны вести себя определенным образом, у него нет осуждения в случаях неоправданных ожиданий.

Возвращаемся далее к схеме страдания: переходим ко второму компоненту - «ужасные последствия». Женщина начинает запугивать себя, говоря: «Если он не будет любить меня так, как мне хочется, то хуже ничего и быть не может. И это так плохо, что я этого не перенесу». В общем, так или иначе, человек унижает и пугает себя. Также здесь происходит непонимание того, что такое истинная любовь, и что никого нельзя «переделывать» под себя.

Третий компонент, на котором зиждется страдание, - обобщение. Это когда в своих многочасовых разговорах с самим собой человек применяет такие слова, как «всегда», «никогда», «все», «никто». Например: «меня никто не любит», «у меня никогда ничего не получится» или, в нашем случае, «я никому не нужна». То есть человек обобщает всё до вселенских масштабов и ввергает себя в уныние и одиночество.

Так, применение человеком этих трех компонентов рождает страдание. Важно помнить, что без нашего участия страдание невозможно. В сущности, именно человек сам себе и создает свое «мнимое» страдание. Как сказал преп. Амвросий Оптинский: «Кто от каких скорбей изнывает, а мы с тобой несем скорби собственного сочинения».

Все вышесказанное можно выразить психологической формулой: А + В = С, где «А» - активирующее событие, коим может стать любая жизненная ситуация: развод, увольнение, болезнь. «В» означает убеждение, исходное положение, принципы, аксиомы, на основании которых человек оценивает случившееся. Проще говоря, «В» - это внутренний диалог, личная философия. «С» означает последствия, т.е. те эмоции и переживания, которые человек испытывает. Как правило, человек испытывает страдание, страх и т.д., когда во внутреннем диалоге появляются Иррациональные убеждения (ИУ). Не вдаваясь в тонкости когнитивной терапии, отмечу: существует четыре группы ИУ:

Долженствование (предъявление завышенных требований к себе, окружающим и миру).

Например, человек считает, что ему все должны. И вот приходит такой индивид впервые в храм. Он считает, что там все должны быть как минимум святыми и праведными. И вдруг в храме какая-то бабушка возвращает его с небес на землю своим замечанием, сделанным в резкой форме. Бывает очень больно, когда рушатся иллюзии, созданные должествованиями, - человек вообще может больше не зайти в храм…

Обесценивание (кого-то или чего-то).

Низкая терпимость к не исполнению ожидаемого: «я не смогу этого перенести».

Катастрофизация: «мир рухнет, если что-то не произойдет».

Суть метода когнитивной терапии в том, чтобы ИУ заменить на рациональные убеждения (РУ).

Кстати, святые отцы учили не отождествлять себя со своими мыслями, ибо они могут посылаться лукавым.

Итак, для обретения душевного баланса необходимо:

Долженствование заменить на Предпочтение, вместо требования. То есть это Выбор, поиск альтернативы.

Обесценивание заменить на Принятие.

«Я не смогу этого перенести» заменить на Адекватный взгляд на мир, то есть: «да, будет трудно, но я справлюсь, с Божией помощью, несмотря ни на что». «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Такая адекватность возможна у человека только при наличии ответственности за себя и свою жизнь и стремления следовать заповедям Божиим.

Катастрофизацию заменить на, по сути, философское отношение к жизни. Как говорил Екклезиаст, «и это пройдет». То есть бывают вещи и похуже, ничто не катастрофа. Опять же, это близко к смирению. Как говорят православные, необходимо со всем смирением предаться воле Божией. Преподобный Никон Оптинский писал: «В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей».

Таким образом, мы видим: все секреты счастливой, полноценной жизни давно уже заложены в православном вероучении. А всевозможные научные и психологические методы лишь очередной раз подтверждают это.

В любой жизненной ситуации, если быть наблюдательным, можно заметить два фактора, которые играют важную роль.
Первый: это сама ситуация, проблема.
Второй: это то, что вы думаете о ней.
В жизни иногда можно встретить людей, который с детства имели серьезные проблемы со здоровьем и тем не менее они живут активной, интересной жизнью и добиваются успехов в той или иной области. Во многом это происходит благодаря тому, что у них правильное, мудрое отношение к негативным событиям и обстоятельствам.

Победа над тяжелыми, иногда очень болезненными, обстоятельствами происходит только в результате изменения образа мыслей. Ведь на любую трудность, с которой мы сталкиваемся в жизни, можно посмотреть по-разному. И этот новый взгляд может послужить импульсом в решении проблем.

Для того чтобы быть победителем в трудных ситуациях, не поддаться стрессу, депрессии, апатии, необходимо осознанно изменять образ мыслей при тех или иных неблагоприятных обстоятельствах. Иногда это бывает трудно, но победа, прежде всего над собой, того стоит. Она позволит не только оптимально решить проблему, но и избавит от излишних переживаний, сохранит здоровье.

Во власти каждого из нас изменить свою точку зрения на ту или иную проблему и тогда преодолеть ее будет значительно проще.

Дисциплина мыслей

Для того чтобы правильно мыслить и стать хозяином своего ума, прежде всего надо выработать дисциплину мышления. Это непростая задача, как может показаться на первый взгляд и требует усилий. Мы должны научится контролировать свой ум и не позволять бесполезным, пустым мыслям заполнять наше ментальное пространство. Если мы не будем регулярно делать уборку в своем доме, то он превратится со временем в свалку хлама. Аналогично обстоит дело и с нашим умом. А для того, чтобы порядок поддерживать, нужна дисциплина, в то числе и дисциплина ума. Ум по природе своей склонен к беспорядку и только дисциплина может многое изменить.

Сначала мы должны принять решение думать правильно, но для того, чтобы это осуществить, нужна тренировка и дисциплина.
Дисциплина мыслей необходима каждому из нас.
При возникновении любой проблемы нужно выдержать время, и тогда вы увидите эту проблему совсем другими глазами и сможете решить ее гораздо быстрее и с лучшим результатом.

Во многих ситуациях мы не можем изменить сами обстоятельства, но в наших силах изменить образ мыслей, который позитивно повлияет на решение проблемы.

Что еще почитать