Возраст 5-6 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни малыша, поскольку сейчас наступает время активной подготовки к школе. Родителям важно уделить внимание развитию правильной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя для занятий каждую свободную минуту – предлагая ребенку выполнить полезное упражнение на прогулке или стоя в очереди. Это поможет скрасить время, принесет и удовольствие, и пользу.
Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.
Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков. Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»).
Гармонично развивающийся дошкольник без проблем перескажет текст, сможет ответить на вопросы по нему.
Подпишись и получите бесплатно:
Связная речь дошкольников – одно из ключевых условий, говорящее о том, что малыш готов к первому классу. Что же подразумевается под этим термином? Это такая форма построения предложений, при которой каждый последующий фрагмент является логическим продолжением предыдущего, то есть способность ребенка грамотно, четко и последовательно излагать свои мысли, строить тексты.
Отличительные черты связной речи:
Это умение очень важно, поскольку если дошкольник не может составить связный рассказ, его могут не принять в общеобразовательное заведение, направить в коррекционный класс, что наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь. А ведь этого вполне можно было избежать, проводя регулярные тренировки в 5-6 лет. Родителям важно понимать: если раньше была возможность закрыть глаза на некоторые отставания ребенка в развитии, не давить на него, заставляя по нескольку раз выполнять упражнения на постановку «сложного» звука, то теперь такой возможности нет. У них есть в запасе около года, чтобы полностью решить все проблемы и подготовить сына или дочь к полноценной школьной жизни.
Доказано, что те дети, которые владеют навыком связной речи, быстрее осваивают школьную программу, показывают лучшую успеваемость, чем те, кто пока еще очень плохо строит тексты. Кроме того, малыши, говорящие хорошо, чувствуют себя более уверенно, они общительны, открыты миру, в то время как дети с речевыми дефектами часто становятся зажатыми и закомплексованными. Проблемы детства в дальнейшем не дадут вести нормальный образ жизни, включиться в социум как полноправный его член. Поэтому очень важно уделить внимание полноценному развитию речи и устранению дефектов.
Для формирования нормальной речи и последующего обучения письму и чтению важно, чтобы дети умели на слух распознавать звуки. Можно сыграть с ними в простую игру: родитель будет показывать ребенку карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные, а также произносить четко их название. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда звучит название животного, начинающееся на определенный звук, например [к]. Поэтому когда мама показывает картинку и говорит «кошка» ребенок должен хлопнуть, но года он слышит «собака» — не хлопает: хотя в слове и есть звук [к], он не первый.
Есть еще несколько эффективных упражнений для развития речевого слуха.
Занятия подобного плана следует проводить регулярно, поскольку они готовят малыша к первому классу, помогают ему научиться на слух воспринимать звуки. Это поможет ему в дальнейшем отличать их от букв.
Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.
Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.
Родителям важно предложить такую тематику для повествования, чтобы малышу было приятно вспоминать об этом. Так, если вчера другой ребенок сломал любимую игрушку, то лучше не напоминать об этом событии, а предложить поговорить о чем-то положительном.
Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.
Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков [л] и [р], а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.
Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.
Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.
Родитель рассматривает с малышом картинки, на которых изображены представители разных профессий, рассказывает о том, что они делают, какую пользу приносят. Также рассказывают о собственной работе – должности, обязанностях. Дальнейшая часть упражнения может проводиться в любом месте.
Подобные дидактические упражнения очень разнообразны, любой родитель может подобрать такой материал, чтобы в нем присутствовали слова с проблемными звуками, это поможет улучшить их произношение.
Важнейшим этапом развития грамотной связной речи у старших дошкольников является тренировка их умения пересказывать прочитанный текст.
Специалисты советуют использовать такую последовательность работы.
Ребенок должен полностью услышать весь текст, который подобран так, чтобы он был интересен старшему дошкольнику.
Создавая при этом связные тексты, вовсе не обязательно в домашней обстановке. Можно проводить занятия на улице, предварительно сказав ребенку: «Вчера мы с тобой читали сказку – расскажи, что тебе удалось запомнить». Родитель может также задавать уточняющие вопросы, следя за тем, чтобы у ребенка получались логичные и понятные ответы.
Развитию связной речи у старших дошкольников способствует и работа с картинками. Можно подобрать для ребенка красочную репродукцию и предложить составить по ней связный рассказ. Это может быть:
Задача родителя – не просто дать задание и слушать рассказ ребенка, но и помогать ему. Так, первый рассказ по картинке можно сочинить вместе. Мама или папа придумывает и говорит ребенку несколько вариантов первого слова или фразы: «Однажды», «Жили-были», «В большом лесу появились на свет», «Дело было в таинственном лесу». Это поможет малышу убедиться в том, что одно и то же можно сказать различным способами. Если ребенок затрудняется, его сюжетная линия зашла в тупик, то родителю необходимо немного подсказать, помочь сюжету пойти дальше, но затем – вновь предоставить дошкольнику бразды правления, не перебивать и не торопить его.
Первые опыты ребенка могут отнюдь не радовать родителей, но не стоит огорчаться, необходимо запастись терпением – только регулярные планомерные тренировки принесут свои плоды.
Для детей дошкольного возраста особое значение имеет прослушивание образца правильной речи, поэтому родители должны постоянно читать им стишки, сказки. Можно это делать на ночь или днем, например на прогулке в парке. Малыши в 5-6 лет обладают феноменальной памятью, поэтому если ребенок без логопедических проблем знает мало слов, то причина этого в этом, вероятнее всего, стоит обвинить его родителей, которые не давали ему возможности познакомиться с богатством родного языка. Пришла пора это исправить, читая ребенку произведения художественной литературы, а также рассказы и документальные очерки о животных, рассматривая с ними картинки, беседуя об услышанном. Это поможет расширить пассивный и активный лексикон дошкольника.
Если в тексте попалось слово, значение которого ребенку непонятно, следует пояснить его, визуализировать (показать картинку или сам предмет, изобразить действие). Это ускорит запоминание.
Развитие связной речи старшего дошкольника – очень важный этап подготовки к школе, поэтому родителям следует регулярно проводить занятия, используя всевозможные упражнения, игры, чаще разговаривая с ребенком, добросовестно отвечая на его вопросы, не отмахиваясь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.
06.04.2013 7217 0ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?
Дидактическая задача : выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.
Оборудование : набор сюжетных картинок, вымпел.
Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким
ОПИШИ ПРЕДМЕТ
Дидактическая задача : учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование : набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.
Содержание . Выбрав одну игрушку, учитель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).
ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?
Дидактическая задача : учить детей вводить в рассказ элементы описания; узнавать объект по описанию.
Оборудование : книжки-малышки, фанты.
Содержание. Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не называя мест - мы сами догадаемся». Дети по очереди самостоятельно или с помощью учителя описывают столовую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребенок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-малышки.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».
КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?
Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.
Оборудование: сюжетная картина.
Содержание. Учитель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.
В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.
ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ
Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.
Оборудование: таблицы слов.
аист зубр яблоки утюг
утка слон вишни телефон
дятел носорог сливы. телевизор и т. д.
Учитель показывает одно слово, дети должны прочесть его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Питается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист читается.
ОПИШИ, НЕ ВИДЯ
Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.
Оборудование: различные предметы, игрушки.
Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.
СОСТАВЬ ЗАГАДКУ
Дидактическая задача: увеличивать активный словарный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.
Оборудование: знакомые предметы и игрушки.
ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ
Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.
Оборудование: звездочки.
ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ
Дидактическая задача: учить детей правильно описывать путь от дома до школы и обратно.
Оборудование: настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.
Содержание. Игровая ситуация создается при помощи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и переулков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нарушать игровую ситуацию. Игра проводится в конце занятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.
ПРО КУКЛУ
Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.
Оборудование: разные куклы.
Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-четырех предложений про куклу Катю. В каждом предложении должно быть слово со звуком к . Учитель дает образец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т. д.
ПРИГОТОВИМ ОБЕД
Дидактическая задача: учить соблюдать последовательность в рассказе; развивать монологическую речь.
Оборудование: фанты.
МЕСТНОЕ РАДИО
Дидактическая задача: развивать связную речь, наблюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.
Оборудование: фанты.
Содержание. Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.
КАКАЯ ИГРУШКА?
Дидактическая задача: дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его описанием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.
Оборудование: две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).
СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ
Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.
Оборудование: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.
Вы замечали, что одни люди говорят легко и с увлечением, а другие слова из себя выдавливают, и слушать их тяжело. Чтобы говорить живо, понятно, эмоционально, человек должен владеть связной речью . Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения. Обычно это возраст около 2 лет. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.
Не научившись связно говорить в дошкольном детстве, детям потом с каждым годом труднее и труднее будет наверстывать упущенное. Давайте посмотрим, как формируется связная речь ребенка, какие условия на это влияют, как родители могут помочь своему ребенку овладеть связной речью, и в какие можно играть с ребенком дома.
В формировании связной речи ребенка существует несколько ключевых моментов:
Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее и подберем подходящие игры и бытовые ситуации, в которых можно заниматься развитием связной речи ребенка .
Формирование связной речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием всех сторон речи (о нормах развития речи ребенка вы можете прочитать ):
Фонетическая сторона речи и связная речь. Если ребенок хорошо слышит и понимает речь, и не вызывает у него трудностей, он будет чувствовать себя увереннее в разговоре. Ребенка, который умеет использовать тембр и интонацию в своей речи, будут более внимательно слушать, и он также будет чувствовать себя в общении более комфортно.
Лексическая сторона речи и связная речь. Если у ребенка достаточный словарный запас, он сможет описать предмет: выделить признаки предмета и его части, использовать слова-синонимы, подобрать нужное слово.
Грамматическая сторона речи и связная речь. Связная речь невозможна без грамматически правильного соединения слов между собой (по числам, родам, падежам, временам, лицам), употребления предлогов и союзов, использования синтаксических конструкций языка (сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, однородных членов предложения, фразеологических и других оборотов).
Умение связно говорить – это последний этап в освоении ребенком родного языка. Связная речь ребенка показывает, насколько хорошо он овладел родным языком. О том, что делать, если ребенок не говорит, вы можете прочитать .
Связная речь – это показатель мышления. Как мыслим – так и говорим, излагаем. На самом деле, связанная речь ребенка – это не просто цепочка связанных друг с другом предложений, а цепочка логически выстроенных мыслей. Если человек очень плохо говорит, он не умеет и мыслить. Особенности мышления также очень хорошо видны в речи: один ребенок больше выделяет внешние признаки предмета или явления, а другой пытается всегда что-то с чем-то связать, найти причину.
С другой стороны, рассказывая о чем-то, ребенок мысленно строит свой рассказ: что он будет говорить, как построит предложение, что скажет в начале, а что – в конце. То есть обучая ребенка простому рассказыванию, мы учим его мыслить.
Как видно, связанная речь – это многоступенчатая операция . Необходимо учить ребенка выполнять последовательность действий, составляющих одну операцию, тренировать переключение внимания, развивать память. Помогут в этом и бытовые ситуации, и специально организованные игры.
Накрываем на стол
Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол или накрыть стол для игрушек. Нужно достать из шкафа скатерть, постелить ее на стол, из кухонного шкафа достать тарелки, ложки и вилки, расставить тарелки на столе, возле каждой тарелки положить салфетку, ложку и вилку. Обычно детям очень нравится накрывать на стол, устраивайте праздничные ужины почаще и просите ребенка помочь вам. Это может стать новой семейной традицией.
Одеваемся
Собираемся на прогулку. Нужно собрать рюкзачок с игрушками, которые возьмем с собой на прогулку. Попросите ребенка достать нужные вещи из шкафа и разложить их в той последовательности, как он будет их надевать. Теперь одеваемся, обуваемся, берем рюкзачок, закрываем дверь – и гулять!
Ищем клад
Дайте ребенку задание: «Нужно пойти в комнату и найти предмет. Принести предмет и взять «клад»». Постепенно игру можно усложнять:
Кто за кем
Расположите несколько игрушек друг за другом – это зверята идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверятам имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: зверята бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверят в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.
Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее:
По мнению многих педагогов, развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая письменной речи, так как письменная речь более развернутая и осознанная.
Начинать обучение письменной речи можно в возрасте 3 лет. Конечно, в 3 года ребенок сам еще писать не умеет, но сочинить сам письмо может. В 3 года вы сочиняете письмо вместе с ребенком, в 4 – 5 лет ребенок высказывает свои мысли и пожелания, а вы записываете. Можно использовать вот такие варианты игр.
Письмо Деду Морозу
Предложите, малышу написать письмо Дедушке Морозу. «Что мы напишем ему? Что очень ждем? Но вначале нужно его поприветствовать, а в конце попрощаться. Еще ты хочешь написать о подарках, которые хотел бы получить? Хорошо». Вот, что может у вас получиться:
Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы тебя очень ждем. Я хочу грузовик и конструктор. Большое тебе спасибо. До свидания.
Почтовый ящик
Устройте дома почтовый ящик: обклейте коробку синей бумагой, добавьте надпись «ПОЧТА». Сделайте в коробке две прорези: сверху узкую – для опускания писем, впереди побольше – для выемки писем и открыток. Для деток постарше можно написать на почтовом ящике ваш домашний адрес. Можно писать письма и подписывать открытки членам семьи, мягким игрушкам, которые есть у вас дома.
Когда сочиняете с ребенком письмо, обращайте его внимание на то, что письмо – дело серьезное: надо хорошенько обдумать, что собираешься писать, как лучше изложить свои мысли.
Почтальон
Эта игра тесно связана с предыдущей. Написали письмо, опустили в почтовый ящик. Потом ребенок может превратиться в почтальона, достать письмо из ящика, положить его в свою «сумку на ремне» и отнести адресату. А если мишка, которому адресовано письмо, не умеет читать? Как быть? Пусть игрушка попросит ребенка «прочитать» письмо: если ребенок читает, он может прочитать письмо сам, если нет – помогите малышу пересказать письмо по памяти.
Диалог – это разговор двух и более людей, цель которого – спросить о чем-то и вызвать на ответ или побудить к какому-то действию. Диалог – это, прежде всего, разговорная речь: простые слова, несложные словесные конструкции (неполные предложения, односложные ответы, краткие вопросы), восклицания, больше мимики, жестов, эмоций. Зачастую диалогическая речь ситуативна, то есть понятна только в определенном контексте.
Ребенок слышит диалогическую речь в семье с рождения и быстрее ее усваивает. В 2 года малыш может дать односложный ответ на вопрос взрослого: «Да», «Нет», «Буду». В 3 года он уже отвечает развернуто, может сам задать вопрос, выражает в речи свои эмоции. К 4 годам ребенок хорошо владеет диалогом, сам выступает инициатором общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Чтобы развивать у ребенка навыки диалога, старайтесь больше говорить с ребенком: дома при выполнении бытовых дел, по дороге в магазин или из садика, на прогулке. Комментируйте свои действия. Чтобы ребенок вас понимал, старайтесь говорить простыми предложениями и использовать по большей части те слова, которые известны ребенку. Чаще прерывайте свою речь и задавайте ребенку вопросы, если ребенок еще не говорит – отвечайте за него (так малыш быстрее усвоит речевые модели). Когда читаете ребенку книжку, иногда останавливайтесь: можно спросить ребенка о том, кто герои книжки и нравятся ли их поступки ему, обсудить иллюстрации. Если ребенок не может вам ответить – отвечайте за него.
Время, когда вы с ребенком куда-то идете, едете или ждете в очереди, также можно использовать для развития речи ребенка. Вот две игры, подходящие для этих случаев.
Я думаю о…
Загадайте какой-то предмет, который ребенок тоже видит. Начните с какого-то одного признака этого предмета: «Я думаю о чем-то высоком…». Ребенок перечисляет высокие предметы, которые он видит, и задает уточняющие вопросы, чтобы догадаться, о чем вы думаете. Потом можно поменяться с ребенком ролями. Постепенно игру можно усложнять: загадывать предметы, которых нет в зоне видимости, загадывать героев книг или мультфильмов.
Поговорим
Возьмите два предмета, которые есть у вас под рукой. Это могут быть палочки, камушки, расческа и зеркальце, небольшие картинки – все что угодно. Если есть ручка или фломастер, нарисуйте на них глазки и ротик. Начните разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее. Побуждайте ребенка постепенно включаться в разговор от лица одного из персонажей.
В развитии диалогической речи большое значение имеют сюжетно–ролевые игры, так как обычно в этих играх персонажи много разговаривают между собой.
Ходим в гости
Возьмите две игрушки. Постройте для них два домика и дорожку между домиками. Игрушки могут ходить друг к другу в гости: стучаться, спрашивать, можно ли войти, узнавать, как дела, и даже угощаться чаем с печеньем.
Магазин
Устройте небольшой магазин. Продаваться в нем может все, что угодно: фрукты и овощи, книжки, кубики, машины и прочее. Сначала ребенок может выступить в роли покупателя. Мама или игрушка будет продавцом. Ребенок приходит в магазин, здоровается, говорит, что он хочет купить. Продавец может что-то уточнить, например, спросить, какие именно нужны яблоки: зеленые или красные, потом говорит, сколько это будет стоить. Если нет игрушечных бумажных денег, в качестве денег можно использовать любые мелкие предметы: кубики, крышки, пуговицы.
Доктор
Организуйте небольшой медицинский кабинет. Можно купить готовый набор доктора или использовать то, что под рукой (бинт, вату, лейкопластырь, баночки небольшого размера). На прием к доктору – ребенку будут приходить зверята. Побуждайте ребенка спрашивать, что болит у зверька, и рассказывать игрушке, как он будет ее лечить.
Посмотреть, как проводят сюжетно–ролевую игру «Больница» в средней группе детского сада, вы можете в этом видео:
Также можно обыграть парикмахерскую, мастерскую по починке обуви и прочее.
Овладевая монологической речью, дети сначала учатся пересказывать, потом рассказывать. Учась рассказывать, дети последовательно овладевают тремя типами монолога:
Учить ребенка монологической речи начинают с 2 лет, когда среднестатистический ребенок начинает говорить. Малышу читают потешки, стишки. Он их запоминает, потом может договаривать последние слова в строчках, отдельные строчки и, наконец, – всю потешку или стишок целиком.
В 3 года ребенок может произнести связно 3 – 4 предложения и описать предмет : сначала только его внешние признаки (цвет, форму, размер), позже он сможет рассказать и том, что делает этот предмет и как используется, еще позже — о том, из каких частей состоит предмет.
С 4 лет ребенок может пересказывать сказки, короткие рассказы. Возьмем, например, сказку «Репка». Ребенок сначала учится пересказывать с помощью наводящих вопросов взрослого («Внучка позвала Жучку?»), потом прямых («Кого позвала внучка?») . После 5 лет ребенок может пересказать короткий рассказ без наводящих вопросов, с повторением авторских слов, выразительно передать реплики персонажей. В этом возрасте ребенка учат разбивать текст на логические отрывки: дают ему маячки – что за чем говорить. Это своего рода логический план ответа, который ребенок уже начинает удерживать в памяти.
К 4 годам ребенок может рассказать о каком-то событии из своей жизни. Рассказать о том, что происходит на картинке, что могло быть раньше, что случится потом. Ближе к 5 годам ребенок осознанно употребляет в своей речи синонимы и антонимы, сравнения (если его специально учили искать в текстах сравнения и придумывать свои).
Если до 4 лет речь ребенка ситуативна, и для обучения связной речи используются реальные предметы или предметные и сюжетные картинки, то к 5 годам ребенок овладевает контекстной речью (которая понятна сама по себе) и может пересказывать сказки, короткие рассказы, рассказывать стихи. Рассказы, которые предлагаются ребенку на пересказ, должны быть короткими и иметь несложный сюжет. Замечательно подойдут для этой цели сказки–малютки Геннадия Цыферова и рассказы Л.Н. Толстого для детей .
В 5 – 6 лет ребенка можно учить рассуждать . Помогая ему рассказывать, не просто задавайте вопросы: кто? какой? что делал? что случилось дальше?, а спрашивайте: почему? как? зачем? Так ребенок будет учиться искать причины, строить причинно–следственные связи и отражать их в своем рассказе.
Несколько игр, которые помогут вашему ребенку научиться описывать предметы .
Что такое? Кто такой? (с 2 лет)
Не называя предмета, опишите его. Например, «тяжелый, папа им гвозди забивает». Попросите ребенка угадать. Если ребенок еще не говорит, вы можете предложить ему 2 – 3 картинки на выбор, он может показать пальчиком. С детьми старше 3 лет потом можно поменяться ролями. Ребенок описывает, мама или игрушка угадывают. Можно завести дома такой ритуал: папа приходит вечером с работы, а вы с малышом ему уже загадку приготовили. Если папа не сразу будет отгадывать, да еще с эмоциями – малыш каждый вечер будет ждать, когда же он сможет загадку папе загадать.
Помогаем и рассказываем (с 3 лет)
Попросите ребенка рассказать бабушке о том, что такое микроволновка (если у нее еще нет), или о том, как пользоваться пультом от телевизора. Папе можно рассказать, что такое швейная машина. Маленькому брату или сестричке – о том, что такое сок или печенье. Мягкой игрушке – о том, что такое машина, можно заодно и покатать игрушку на машине.
Школа для зверей (с 3 лет)
Организуйте школу для зверей. Ребенок может выступить в роли учителя. Приготовьте несколько картинок с предметами, разными или на одну тему. Например, что есть в доме. Попросите ребенка рассказать зверятам, о том, что есть в доме, ведь зверята раньше жили в лесу, и домов у них никаких нет — только норки, гнезда и берлоги. Давайте ребенку картинки для описания по одной и мягко помогайте вернуться к описанию предмета, если он отвлекается.
Для обучения ребенка рассказу о событиях отлично подойдут вот такие игры.
Что случилось? (с 4 лет)
Покажите ребенку картинку с сюжетом. Лучше, если это будет картинка, которая, по вашему мнению, должна заинтересовать вашего малыша. Прекрасно подойдут советские открытки, если они еще сохранились у ваших родителей или бабушек. Попросите ребенка рассказать, что случилось. На первых порах вам сначала придется самим рассказать о том, что случилось на картинке, ребенок будет повторять ваш образец. Постепенно уводите его от повторения. Это можно сделать, задав вопрос, который немного уведет ребенка в сторону от вашего варианта.
Потом можно обсудить с ребенком, что было раньше и что может случиться позже.
Рассказы по картинкам (с 4 лет)
Дети очень любят рассказы по картинкам. Вы можете подобрать подходящие картинки из детских журналов (в старых советских журналах для них были даже отдельные рубрики), воспользоваться книгой «Рассказы в картинках» или дидактическими материалами для развития речи, которых сейчас великое множество (например, вот такие ). Сначала расскажите историю сами, пусть малыш вставляет сначала отдельные слова, потом фразы и предложения. В какой-то момент он сможет рассказать и всю историю целиком.
Сочиняем истории и сказки (с 4 лет)
Предложите ребенку несколько предметов, которые можно объединить в один сюжет. Вместо предметов можно использовать картинки. Попросите придумать историю, что могло случиться. К каждой картинке можно задавать ребенку вопрос. Например, по картинкам «утенок – речка – лягушка – мама утка», можно придумать вот такую историю: «Однажды утенок пошел на речку купаться. Там он увидел большую лягушку. Лягушка громко квакнула. Утенок испугался и убежал к своей маме».
Для деток после 5 лет для этой игры отлично подойдут карты Проппа. Они также позволят познакомить ребенка с основными частями монолога: зачин, действие, концовка.
Для развития у ребенка навыков рассуждения вы можете поиграть с ним вот в такие игры.
Сравниваем предметы
Предложите ребенку два предмета (реальных или картинки). Попросите рассказать о них: чем они отличаются и что в них общего (второе обычно дается детям значительно труднее).
Что сначала, что потом (с 5 лет)
Подготовьте несколько картинок, отражающих некоторый процесс в его развитии. Например, рост, цветение и увядание цветка или рост, цветение и созревание ягоды. Попросите ребенка разложить по порядку картинки и рассказать, почему он так разложил. Можно намеренно cпрятать одну картинку и спросить ребенка, все ли в цепочке правильно.
Для того чтобы ребенок с радостью воспринимал игры на развитие связной монологической речи, соблюдайте несколько принципов :
В течение дня во время игр с ребенком или обычных дел старайтесь помнить о моментах, которые влияют на развитие речи. Включайте мини–игры на развитие связной речи в ваши повседневные игры. Можно вдруг что-то забыть и попросить ребенка продолжить вместо вас. Если смотрите вместе мультфильм, ближе к концу отвлекитесь и попросите потом ребенка рассказать, чем все закончилось. Каждый день понемногу в виде игры и с положительными эмоциями – намного эффективнее, чем специальное занятие один раз в неделю.
Более того, для развития связной речи , как и для развития речи вообще, очень эффективной оказывается . Для развития связной речи можно сделать следующее:
Речевые игры как прием для развития связной устной речи младших школьников
Автор. Холкина Валентина Петровна, учитель начальных классов МКОУ "Ильинская ООШ" Новомосковского района Тульской области.Игры и упражнения для развития связной речи.
«Исправь ошибку»
Цель : учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Сравни разных зверят»
Цель : учить сравнивать разных « животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных - лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка - это... одежда; кукла, мяч - это игрушки; чашка, тарелка - это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса - поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки).
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Кто что умеет делать»
Цель : подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Кто назовет больше действий»
Цель : подобрать глаголы, обозначающие действия.
-
Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Как сказать по-другому?»
Цель
: заменять многозначные слова в словосочетаниях.- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.
«Кто у кого»
Цель : соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) - животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант - лают), корова и теленок щиплют траву (вариант - мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант - скачут), утка и утенок плавают (крякают).
- Назови животных и их детенышей.
- Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
«Составь описание»
Цель : учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
-
Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
«Придумай рассказ»
Цель : учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
- Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
-
Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам