Истории женщин из саудовской аравии. Жизнь женщин в саудовской аравии

Женщины Саудовской Аравии часто воспринимаются как восточные принцессы из роскошных дворцов, их жизнь закрыта и полна тайн.

И лишь немногие фотографии в глянцевых журналах могут продемонстрировать, насколько восхитительны красивые саудовские женщины. Их внешность, характерная для восточных женщин, вызывает восхищение и еще больше вопросов – как живут такие красавицы, как ухаживают за собой, следят ли за модой?

По неизменным традициям и правилам этой арабской страны, женщины Саудовской Аравии скрывают свою внешность от посторонних глаз, их красотой могут любоваться только родители (в детстве) или муж (после замужества). Как и другие жительницы страны, красивые саудовские женщины носят традиционное одеяние (абайя), полностью прикрывающее тело. Покрывается даже голова красавиц, девушки и женщины могут оставить открытыми только глаза. К таким правилам девочек приучают с самого детства и во взрослом возрасте они не испытывают особенных проблем с нарядом. А вот под абайей могут скрываться самые разные наряды – простые и недорогие, роскошные и эффектные. Интересно, что традиционную одежду, прикрывающую всю тело, носят не только жены шейхов и домохозяйки, которые проводят основное свое время дома. В таком наряде добираются на работу, на деловые встречи женщины Саудовской Аравии самых разных профессий и рода занятий. С каждым годом в стране растет количество деловых дам, которые также не изменяют традициям в одежде.

Экзотические красивые саудовские женщины имеют внешность, основные черты которой характерны и для других жительниц восточных стран. У них темные длинные волосы. Они отличаются красивым шелковистым блеском. Глаза также темные, карие или зеленые, имеют характерный восточный разрез, часто они очень большие и просто завораживают своим взглядом. У фигур саудовских женщин также есть свои особенности – они очень женственные, грациозные, имеют округлые формы. Многие женщины привлекают внимание мужчин красивой формой бюста и бедер, но, к сожалению, темные плотные ткани абайи чаще всего скрывают женские прелести. В юности женщины Саудовской Аравии стройны и грациозны, но редко кто из них сохраняет стройность и в зрелом возрасте – таковы особенности телосложения арабок.

Увидеть, насколько привлекательны красивые саудовские женщины, можно на фотографиях восточных актрис или самых известных красавиц страны. Таким случаем следует воспользоваться, ведь чаще всего восточные принцессы скрыты под темным и плотным покрывалом. Цвет абайи всегда только черный, никаких вариантов других не разрешается, иногда одеяние только украшается вышивкой или может иметь интересный дизайн рукавов. Но такой строгий наряд делает женщину настоящей загадкой для мужчин.

В Топ-12 самых красивых женщин Саудовской Аравии вошли известные саудовские и иностранные актрисы, певицы, телеведущие, модель, представительница королевской династии, имеющие саудовские корни по одному или двум родителям, а также проживающие в Саудовской Аравии или за её пределами.

12. Дина Шихаби / Dina Shihabi /دينا شهابي‎‎ (род. в Эр-Рияде, Саудовская Аравия) - саудовско-аравийская актриса, работающая в США.

11. Варда Кхан / Wardah Khan (род.1989 г) - британская модель, её отец - саудовский бизнесмен, а мать - кашмирка.

10. Ложан Омран / Lojain Omran (род. 1982 г, Кхобар, Саудовская Аравия) - саудовская телеведущая, посол доброй воли.

9. Асиль Омран / Aseel Omran / أسيل عمران‎‎ (род. 12 ноября 1989 г, Кхобар, Саудовская Аравия) - саудовская певица, которая известна не только в Саудовской Аравии, но и в других странах Ближнего Востока после участия в реалити-шоу "Gulf Stars and Heya wa Huwa". Она подписала крупнейшей в арабском мире рекорд-лейбл. Является сестрой телеведущей Ложан Омран. Детская внешность и молодой возраст Асиль сделало ее первой молодой звездой Саудовской Аравии.

8. Ваед / Waed / Hanan Baker Younis / حنان بكر يونس (род. 9 августа 1976 г. Саудовская Аравия) - саудовская певица и артистка на Ближнем Востоке. Широко известна под своим сценическим псевдонимом Ваед, что на арабском означает "обещание". Её отец саудовец, а мать иракского происхождения.

7. Рим Абдулла / Reem Abdullah / ريم عبد الله (род. 20 февраля, 1987 г, Эр-Рияд, Саудовская Аравия) - саудовская актриса. Снялась в сериале "Tash Ma Tash", в фильме "Wadjda". Работы получили очень яркие и положительные отзывы критиков.

6. Хеба Джамаль / Heba Jamal / هبة جمال (род. 1990 г) - саудовская журналистка и телеведущая. Была названа в качестве одной из самых влиятельных арабских женщин в 2012 году. В 2011 г Хеба также вошла в список "100 самых влиятельных арабских женщин". Она занимает 40-ое место среди женщин-предпринимателей, экономистов, журналистов, которые влияют на бизнес-арену в арабском мире и на Ближнем Востоке. Хеба - единственная самая молодая саудовская женщина, работающая в средствах массовой информации.

5. Надин Аль Будейр / Nadine Al-Budair / نادين آل بدير (род. 1989 г) - саудовская телеведущая, журналистка на канале новостей.

4. Суха Новайлати / Suha Nowailaty / سها نويلاتي (род. 1992 г) - саудовская телеведущая на канале MBC Group sussette.

3. Нермин Мохсен / Nermin Mohsen / نرمين محسن (род. 18 марта 1993, Джидда, Саудовская Аравия) - саудовская актриса. Её дебют состоялся в 2010 году. Имеет саудовско-иранские корни.

2. Муна Абу Сулейман / Muna AbuSulayman / منى أبو سليمان (род. 16 мая 1973 г Филадельфия, Пеннсильвания) - влиятельная арабо-мусульманская медиа-персона родом из Саудовской Аравии. Как общественный деятель очень часто выступала по правам женщин. В 2007 г стала первой женщиной из Саудовской Аравии, которая была назначена послом доброй воли от ООН. В 2009 г Муну назвали одной из самых влиятельных мусульманок в мире.

1. Принцесса Амира аль-Тавиль / Princess Ameera Al-Taweel/ الاميرة اميرة بنت عيدان بن نايف الطويل العصيمي العتيبي‎ (род. 6 ноября 1983, Эр-Рияд) - саудовская принцесса и филантроп. Является вице-председателем благотворительного фонда "Alwaleed Philanthropies". Амира публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления права женщинам управлять автомобилем в Саудовской Аравии, а также более широкого расширения прав и возможностей в саудовском обществе. Из-за несовпадения взглядов и смелых высказываний, в 2013 году Амира развелась со своим мужем - принцем Аль-Валидом ибн Талалем, который был старше её на 28 лет.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

От выбора мужа до поездок в общественном транспорте - в этой стране для женщин под запретом практически все. По данным Всемирного экономического форума, Саудовская Аравия по равенству полов занимает 129-е место среди 134 стран. Как на самом деле живется прекрасной половине человечества в стране арабского мира, где права женщин ограничиваются особенно жестко? Что из привычных нам стереотипов миф, а что - правда?

сайт расскажет о самых неожиданных запретах, с которыми местные жительницы сталкиваются каждый день. Дочитайте до конца, чтобы узнать, как наказывают тех, кто отказывается жить по строгим правилам и рискует их нарушить.

1. Ни шагу без махрама

Женщины в Саудовской Аравии не имеют права перемещаться самостоятельно без законного супруга или родственника мужского пола. Такого сопровождающего называют махрам . Без его разрешения девушка не может выехать за границу, устроиться на работу, выйти замуж, поступить в университет и даже сделать операцию.

В случае обращения в суд или полицию мужчина-опекун нужен для подтверждения личности, поскольку женщина не может снять хиджаб. В таких условиях пожаловаться на махрама невозможно, даже если он превышает полномочия. Впрочем, местные девушки не только не бунтуют, но и активно защищают свое право быть под опекой мужчины.

2. Право на права?

А вот этот пункт совсем скоро станет мифом. За последние годы в странах Персидского залива был принят целый ряд законов по либерализации прав женщин. В сентябре 2017 года король Саудовской Аравии издал указ , позволяющий жительницам страны водить авто. Разрешение вступит в силу в июне 2018 года. Впрочем, чтобы сесть за руль, автолюбительницам нужно будет получить разрешение от опекуна. Пока же вождение автомобиля, увы, вне закона.

3. Общественный транспорт - под запретом

Казалось бы, нельзя использовать автомобиль, поезжай общественным транспортом. Но и тут все не так просто. В поезде передвигаться можно, но только в отдельном вагоне , расположенном в конце состава. А большинство автобусных компаний и вовсе отказывают женщинам в обслуживании.

В связи с этим жительницам Саудовской Аравии приходится перемещаться пешком, на такси или с личным водителем.

4. Совсем немаленькое черное платьице

На улице жительницы Саудовской Аравии полностью покрывают тело, оставляя открытыми только овал лица, кисти и стопы. Черная абайя (длинное платье с рукавами) и хиджаб (головной убор) - вот и все разнообразие, которое может себе позволить женщина. Одежда должна быть из плотной ткани, свободной, непрозрачной и не подчеркивать изгибы. Правила могут быть более или менее строгими - в зависимости от региона. Например, город-порт Джидда более либеральный, а округ Неджд, где обитает династия саудитов, - очень строгий и консервативный. В некоторых районах до сих пор обязателен никаб - головной убор по типу вуали, оставляющий открытыми только глаза.

Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, наследный принц Саудовской Аравии, заявил, что женщины вправе отказаться от столь строгого дресс-кода. Прислушаются ли они к такой рекомендации - большой вопрос. В стране имеют большой вес общественное мнение и племенные законы. Так, жертва изнасилования может быть признана виновной, если ее одежда была недостаточно скромной.

5. Высшее образование - можно. А нужно?

Учиться девушкам можно, но ограничений тоже достаточно. Как ни странно, процент женщин в Саудовской Аравии, имеющих высшее образование, выше, чем среди мужского населения. При этом качество преподавания в женских вузах оставляет желать лучшего.

Если опекун девушки даст разрешение, она может получить образование за пределами страны, однако с присуждением стипендии будет сложнее: предпочтение отдается мужчинам . Большинство женщин имеют педагогическое или естественнонаучное образование. Но после обучения не работают.

6. Работа не волк?

Несмотря на многочисленные реформы и снятие запретов, доля женщин на рынке труда составляет лишь 17 %. Это значит, что уделом большинства жительниц Саудовской Аравии остаются дом и дети.

Шариат не запрещает работать женщинам, если при этом они не пренебрегают семейными обязанностями. Для получения работы обязательно разрешение мужчины-опекуна. Выбор профессий у женщин здесь невелик: они могут быть врачами, медсестрами, воспитателями - чтобы избежать общения с незнакомыми мужчинами. Редкими исключениями становятся женщины-политики и юристы. Строить карьеру жительницам Саудовской Аравии гораздо сложнее, чем мужчинам: они получают более низкую заработную плату и лишены привилегий вроде медицинского страхования. Чтобы взять на работу женщину, работодателю придется потратиться на обустройство отдельных офисов, туалетов, зон отдыха и даже входов.

7. Замуж по любви?

Семейные отношения в Саудовской Аравии - одна из самых горячих тем для дискуссий и международных обсуждений. Дело в том, что девочки здесь выходят замуж очень рано - часто еще до наступления полового созревания. В связи с этим им приходится бросать обучение. К тому же ранние беременности и роды подрывают здоровье и могут даже привести к смерти. Права на ребенка старше 7 лет принадлежат исключительно отцу.

Минимальный брачный возраст отсутствует. Формально принудительные браки запрещены, но при этом договор между женихом и отцом девушки обязателен.

8. «Сиди, я сам открою»

Принимать гостей тоже нельзя. Точнее, можно общаться с подругами, но строго в «своей» половине дома , называемой харим. Здесь дресс-код можно не соблюдать. Гостей принимают в мужской половине, куда дамам, разумеется, вход строго запрещен. Если жене нужно что-то сообщить мужу, она может связаться с ним по внутреннему телефону.

Большинство домов в Саудовской Аравии оборудованы двумя отдельными входами - для мужчин и для женщин.

9. Мальчики - направо, девочки - налево

Половая сегрегация - один из основополагающих принципов жизни женщин в Саудовской Аравии, помогающий избежать контакта с незнакомыми мужчинами. Он предполагает разделение общества на женскую и мужскую зоны - не только дома, но и в общественных местах: на пляжах, в транспорте, в ресторанах. Особенно строго это правило соблюдается в учреждениях питания: там существуют пространства для семейных людей, для холостяков и для незамужних девушек.

Крупные западные компании , такие как Pizza Hut, McDonald’s, Starbucks, не желая терять клиентов, также отказываются от общих залов, за что становятся объектами критики либерально настроенных граждан. В стране есть также места, где половая сегрегация строго не соблюдается: больницы, банки и медучреждения.

Королевство Саудовская Аравия - одно из самых консервативных государств в мире. Здесь соблюдается строгая сегрегация женщин главным образом за стенами дома. Женщины Саудовской Аравии обладают сильно ограниченными правами. Это объясняется большим влиянием религиозных лидеров и особенностей законов страны, основанных на исламском праве.

Жизнь женщины в Саудовской Аравии

Каждая взрослая жительница Королевства обязана иметь опекуна - близкого родственника мужского пола. Без согласия опекунов женщины Саудовской Аравии лишены возможности путешествовать, получать лицензии на ведение бизнеса, работать, учиться в колледже или университете. Обучение допускается лишь в женском окружении, мужчины-преподаватели могут общаться с ученицами только по внутреннему телевидению.

Даже в случаях, когда по закону согласие опекуна не требуется, властные структуры обращаются к нему за разрешением. Без разрешения мужа или опекуна женщинам в не оказывается медицинская помощь. В стране отсутствуют законы, запрещающие насилие против женщин, однако законодательных норм, закрепляющих господствующее положение мужчин, существует великое множество. Так, мужчины пользуются правом иметь одновременно несколько жён, разводиться с ними в одностороннем порядке, не выдвигая законных обоснований. Для представительниц слабого пола получение законного развода сопряжено с большими трудностями. Женщина-наследница может претендовать на долю наследства в два раза меньшую, чем наследник мужского пола. Жительницы страны не имеют права управлять автомобилем. Они обязаны закрывать лицо, волосы и носить абайю - скрывающее фигуру длинное чёрное платье.

Мужчины-консерваторы согласились на расширение прав, которыми могут пользоваться женщины Саудовской Аравии

В 2011 г. король Абдалла издал указ о разрешении женщинам участвовать в Более того, жительницам страны предоставлено право заседать в королевском Консультативном Совете, состоявшем ранее исключительно из мужчин.

Несомненный прогресс достигнут и в спорте: летом 2012 г. впервые в истории в Олимпийских играх участвовали две женщины Саудовской Аравии (фото). В апреле 2013 г. мир облетела весть о новой щедрости мужчин Королевства. Они разрешили своим дамам кататься на велосипедах и мотоциклах, но ввели ряд ограничений. Во-первых, саудовки не могут кататься без сопровождения мужа или другой особы мужского пола, состоящей с ней в родстве. Во-вторых, кататься можно лишь по велодорожкам парков и в других специально отведённых местах, находящихся как можно дальше от мест скопления мужчин. Наконец, последнее ограничение: прокатиться на велосипеде или мотоцикле женщины Саудовской Аравии могут лишь укутанными с ног до головы в национальное платье - абайю. Остаётся добавить, что за соблюдением этих правил следит религиозная полиция, пресекающая любые попытки нарушения канонов ислама.

Несмотря на некоторые реформы, в определённой мере улучшающие саудовских продолжает существовать. Устойчивость исламских обычаев и традиций не позволяет надеяться на скорые прогрессивные изменения в положении жительниц Саудовской Аравии, мало соответствующем современным правовым нормам, которые фиксируют статус представительниц прекрасного пола в области международного права.

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны, женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в Twitter. Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд заявил о начале расследования в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков.


Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

33-летняя принцесса Амира ат-Тавиль, выпускница американского Университета Нью-Хейвена, стала публичной фигурой после своего замужества. Она вышла замуж за миллиардера - принца аль-Валида ибн Талала Аль-Сауда, который старше ее на 28 лет (в 2013 году пара развелась), и стала вице-председателем созданного им благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies.

На публичных мероприятиях она почти всегда появляется в европейской одежде и с непокрытой головой. Это возмущает саудовскую консервативную общественность куда больше, чем яркие наряды Муны Абу Сулейман, выдержанные в рамках мусульманских традиций.

Принца аль-Валида ибн Талала неоднократно призывали "контролировать жену", чтобы та не подавала "дурной пример" правоверным мусульманкам.

Однако принц обычно одобрительно кивал, в то время как его жена давала интервью западным телеканалам и говорила о правах женщин.

"Все начинается с гражданских прав. Нет никаких закрепленных письменно гражданских прав для женщин, которые тем не менее являются гражданами страны. В министерстве юстиции уверяют, что работают над этим. Тем не менее [женщинам] прав еще никто не дал - напротив, их отобрали", - говорила Амира ат-Тавиль в интервью Си-эн-эн в 2012 году.


Тем, кто критикует ее за немусульманскую одежду, она отвечает так: "Я не представляю всех женщин Саудовской Аравии. Я представляю поколение молодых саудовских женщин".

Принцесса Амира неоднократно публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления женщинам Саудовской Аравии права управлять автомобилем. Она поддерживала активисток, которые решались на "акции неповиновения": садились за руль, а потом выкладывали в социальных сетях видео того, как они ведут автомобиль.

"Я думаю, что это наша задача - бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать НКО", - убеждена Амира ат-Тавиль.

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".


По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в Twitter.


Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.


В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в Сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

18 февраля 2016, 21:37

Мне повезло - я ходила в частную школу, одну из лучших в стране, на мой взгляд. Я поступила туда примерно в восемь лет, поэтому всё моё детство, вплоть до выпускного, прошло в окружении почти одних и тех же людей, вроде такого большого комфортного пузыря. В школе было около 48 учениц, до переезда в Англию у меня особо и не было других контактов со сверстниками. Школа, разумеется, была исключительно женская. Что касается предметов, в основном это были религиозные дисциплины и точные науки, гуманитарные направления почти игнорировались, что странно, ведь это была хорошая частная школа. Образование в стране достаточно плохое как для мальчиков, так и для девочек, тут особой разницы нет. Я ходила в частную школу и могла получить какие-то дополнительные знания, пусть и не в официальном порядке, в государственных учреждениях всё в разы хуже. Детей вроде учат биологии, математике и физике, но вот такие предметы, как история или обществознание, практически отсутствуют. Могут, конечно, рассказать какие-то вещи на уроках религии, но это всё ангажированно и является, по сути, правительственной пропагандой. Получается, что подростки выпускаются из школы, не понимая элементарных вещей об окружающем их мире.

Twitter и Facebook очень популярны в Саудовской Аравии, это было видно по моей школе. Девушкам, например, просто больше нечем заняться, кроме как переписываться и сочинять новые твиты. Когда Facebook только появился, женщинам не рекомендовалось выкладывать туда свои фотографии. Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме.

Так всегда происходит в королевстве: сначала все очень боятся новшеств и сплетничают о тех, кто начал ими активно пользоваться, а потом и сами присоединяются. Я, кстати, почти никогда не носила никаб (накидку, почти полностью закрывающую лицо), но вот абайю (длинное одеяние, закрывающее только тело) надевать приходилось, так как это предписано законом. Когда я была совсем маленькой, абайя должна была быть абсолютно чёрной.

Но вот мне исполнилось 12 лет и женщинам разрешили носить разноцветную одежду. Конечно, сначала это воспринималось обществом негативно, некоторые женщины распускали сплетни о тех, кто посмел надеть цветную абайю. Это модное веяние пришло из элит и постепенно было подхвачено женщинами по всей стране, но потребовалось время. Мне кажется, простое разрешение носить цветную абайю сделало много для общества. Появились дизайнеры, определённые тренды, новые фабрики. Сейчас можно определить, есть ли у женщины чувство стиля, просто посмотрев на неё на улице. Раньше это была нереальная задача.

В Саудовской Аравии принято, что мужская половина семьи несёт ответственность за репутацию своих женщин. Если твой отец или брат узнают, что ты курила или проводила время с парнем, это повлечёт серьёзные последствия. В стране принято защищать дочь или жену от дурных слухов, даже если они правдивы, бывают серьёзные стычки на этой почве. Моя семья со стороны отца очень консервативна, дурная молва очень волнует их, с родственниками мамы всё немного проще. Вообще я до сих пор стараюсь скрывать какие-то вещи от них, несмотря на взрослые годы. Почти из всех девушек родом из Саудовской Аравии вышли бы гениальные преступницы: они умеют скрывать информацию о себе и избегать лишнего внимания лучше всех на свете.

Переезд в Великобританию из Саудовской Аравии до сих пор напоминает мне освобождение из неволи. Словно я 18 лет провела в тюрьме, а потом оказалась на свободе. Для меня долгое время были счастьем даже прогулки до университета или магазина без обязательного сопровождения мужчины. Теперь я могу носить любую одежду и тусоваться с парнями, не думая, что кто-то примет меня за потенциальную проститутку. Раньше я даже не могла высказывать своё мнение на школьных уроках, особенно если оно не вписывалось в религиозные нормы, сейчас всё иначе.

Родственники отца жутко волновались и до последнего пытались отговорить его отправлять меня учиться в Великобританию. Им в принципе в голову не приходило, что женщина может жить одна, да ещё и в другой стране! А вот родные по маминой линии и друзья очень круто меня поддерживали, несмотря на то, что девушки из Саудовской Аравии стали ездить учиться за границу только с 2008 года, насколько я помню. Общество не до конца смирилось с этим фактом. Но мой папа сам окончил университет в другой стране и настоял на том, чтобы я тоже попробовала. Ему, естественно, пришлось подписывать бумаги, что он разрешает мне учиться за границей и всё в этом духе. Для особенно религиозных людей даже существует специальный сервис, который за 600 фунтов стерлингов и оплаты расходов на жильё, позволяет нанять студентке опекуна за границей. Но, по-моему, это довольно абсурдная вещь.

Вообще, исполнение и подчинение законам Саудовской Аравии - это отдельная тема. В стране есть негласное противостояние между ортодоксально религиозными и умеренными семьями. Первые вечно всё усложняют, но почти всегда есть способ обойти предписанные религией официальные законы. Например, пишет тебе папа или брат записку о том, что тебе можно самой передвигаться по городу, и опекун уже не нужен. Надо только эту записку и паспорт с собой всегда брать, подобные бумажки работают иногда даже в отношении выезда за границу. Многое, конечно, зависит от семьи. Если отец - либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Помимо этого есть куча мест, куда могут ходить только мужчины или только женщины. По моим ощущениям, в один прекрасный день какие-то юристы придумали такую штуку, как повсеместная сегрегация, а потом она почему-то стала частью национальной культуры, что не может не огорчать и не создавать проблем. Вот, допустим, идёт женщина в булочную на своей улице, чтобы купить сэндвич на завтрак, а потом выясняется, что вход в эту булочную разрешён только мужчинам, в итоге она остаётся без перекуса. Большинство каких-то магазинов или ресторанов в стране оккупировано, разумеется, мужчинами. В итоге люди начинают воспринимать это разделение как норму; и женщины, и мужчины начинают вести себя очень странно, попадая в одно помещение, всем дико не комфортно.

Моё возвращение домой - это большая дилемма. С одной стороны, я понимаю, что в Англии сумею реализовать себя по полной; с другой - маленький моралист внутри меня говорит, что я становлюсь частью «утечки мозгов» из родной страны. Я разрываюсь между легко достижимым счастьем и принесением себя в жертву Саудовской Аравии, где всё будет гораздо сложнее. Ведь очень долгое время для женщины в профессиональной среде было уготовлено только два пути: медицина и преподавание. Сейчас ситуация улучшается, в основном из-за нефтяных компаний, ориентированных на Запад и США в частности. Для них не проблема нанять женщин-инженеров - главное, чтобы было образование. Государство тоже приняло ряд реформ, позволяющих женщинам работать в частном секторе, постепенных, но, в принципе, работающих. Но, если честно, женщину-кассира в супермаркете я впервые увидела только в 2012 году.

Вопреки всем реформам на работающую женщину всё ещё давит общество, особенно это заметно в консервативных семьях. В принципе, сейчас даже они стали относиться к идее работающей женщины спокойней, но религиозный отец никогда в жизни не позволит тебе работать в месте, где не соблюдается половая сегрегация: «Окей, ты можешь работать, но будь добра делать это в школе, где идёт чёткое гендерное разделение, или в магазине для женщин». Соответственно, это лишает многих женщин в стране возможностей карьерного роста, так как международные компании ориентированы на западные стандарты общения. Плюс на работающую женщину обычно смотрят как на изгоя какого-то: «О, да вы гляньте, она никому не нужна и умрёт в одиночестве!».

Поэтому в Саудовской Аравии одна из важнейших проблем - это женская безработица, потому что устроиться на работу продавщицей, например, легко, а вот получить должность в крутой компании сложно - предпочтение обычно отдают мужчинам. Что касается моей возрастной группы (20–25 лет), то тут безработица среди обоих полов вообще достигает 40%, но больше отражается на женской половине. У меня есть подозрение, что все либеральные реформы были проведены правительством именно из-за того, что новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью.

Обычно девочки, покидая Саудовскую Аравию и начиная жить в другой стране, начинают тусоваться на новом месте с арабами или арабками. Им так легче, ведь не приходится полностью приспосабливаться к особенностям западной культуры, да и подружиться с кем-то из твоей родной страны проще. Но вопреки этому они всё равно понимают, что являются независимыми и значимыми, поэтому даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину после того, как они привыкают к свободе. Некоторые из них возвращаются и начинают заниматься реально крутыми вещами - феминистским активизмом, например.

Про девушек, которые на тачках гоняли, наверное, все уже знают. Это очень смело, потому что в Tumblr посты писать может каждая, а вот сделать такой радикальный для Саудовской Аравии шаг - нет. Но вот общество их не то чтобы не смогло понять - не оказало должной поддержки. Вообще радикальный феминизм практически нелегален, тут такая же ситуация, как с вашим российским законом про ЛГБТ-сообщество. У вас думают, что гомосексуалисты развращают детей, а у нас воспринимают феминисток как женщин, пропагандирующих публичное обнажение, беспорядочный секс, проституцию.

Требование установить равноправие полов вызывает какую-то массовую паранойю и ассоциируется с сексуальной революцией. Правительство и общество скорее готовы прислушаться к женщинам, которые пытаются трактовать правила ислама в своих интересах и не рубить с плеча. Это, наверное, менее честно, но зато более эффективно в реальной борьбе за реальные права.

Заниматься борьбой за права, конечно, очень круто. Но в Саудовской Аравии открыть НКО самостоятельно - задача не из лёгких, очень много бумажной волокиты, поэтому этим обычно занимаются частные корпорации. То есть на базе многих больших компаний существуют некоммерческие организации, занимающиеся каким-то важным общественным делом: проблемой безработицы, женским трудоустройством, образованием для девочек-подростков. Моя подруга работает в одной из таких НКО и это потрясающе - видеть, как её усилия и работа окупаются. Если после окончания магистратуры решу вернуться в Саудовскую Аравию, обязательно попробую поработать в этой сфере.

Что еще почитать