Как любовью в средние века занимались. Любовь в Средние века

Началом Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V века (империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола).

Это самая спорная и противоречивая эпоха в истории человечества. Одни воспринимают ее как времена прекрасных дам и благородных рыцарей, менестрелей и скоморохов, когда ломались копья, шумели пиры, пелись серенады и звучали проповеди.

Для других же Средневековье – это время фанатиков и палачей, костров инквизиции, вонючих городов, эпидемий, жестоких обычаев, антисанитарии, всеобщей темноты и дикости.

Причем поклонники первого варианта часто стесняются своего восхищения Средневековьем, говорят, что они понимают – все было не так – но любят внешнюю сторону рыцарской культуры. Тогда как сторонники второго варианта искренне уверены – Средние века не зря назвали Темными веками, это было самое ужасное время в истории человечества.

В Средние века церковь регламентировала практически все аспекты жизни человека, в том числе и интимные отношения. Но, судя по дошедшим до нашего времени источникам, несмотря на строгие правила и множество табу, интимная жизнь рядовых (и не очень) граждан была весьма яркой и разнообразной, а некоторые факты сегодня кажутся и вовсе шокирующими.

1. Проституция считалась необходимым злом

Проституция в Средние века была весьма распространённым явлением. Хотя священнослужители этот факт не приветствовали, но с другой стороны и не делали никаких попыток, чтобы искоренить ее. Клирики поняли, что многие люди нуждались в таком способе «сбросить пар», и что отсутствие легкодоступных дам может принести больше вреда, чем пользы. Они боялись, что в противном случае, мужчины будут «приставать» к респектабельным женщинам или, что еще хуже, начнут вступать в интимные контакты с такими же неудовлетворёнными мужчинами.

Несмотря на эту терпимость, были нюансы, которые отражали непритязательное положение ночных бабочек в обществе. Они были обязаны носить определенную одежду, чтобы их могли с первого взгляда отличать от добропорядочных дам, жить в определенных районах города и не имели никаких гражданских прав. Бордели обычно маскировали под бани или ремесленные магазины (к примеру, мастерская по вышивке), где женщины могли бы работать «подмастерьями».

2. Импотенция как повод расстаться

Во многих европейских странах в средние века были приняты законы, согласно которым половые отношения для продолжения рода считались неотъемлемой частью брака. Поэтому, если кто-то из партнёров не мог или не хотел заниматься продолжением рода, его «половинка» могла потребовать аннулировать брак. Неспособность выполнить супружеский долг могла привести к ситуации, когда человек в суде должен был доказать, что он физически способен заниматься сексом.

Есть десятки зарегистрированных в то время случаев испытаний на потенцию». Одним из самых известных примеров является ситуация в 1198 году с французским королем Филиппом II и его второй женой Ингеборг, дочерью датского короля Вольдемара I. По какой-то причине, Филипп ненавидел Ингеборг и не хотел, чтобы она была королевой Франции. В итоге он сослался на свою «временную импотенцию», чтобы избежать брака.

Сексуальная жизнь

В эпоху Средневековья сексуальные отношения были систематизированы церковью и обществом. В дошедших до нас источниках, описывающих эти отношения, сексуальная жизнь вообще находилась под запретом. Романтическая литература, фаблио или комические, а чаще всего непристойные рисованные образы не давали вообще никаких представлений о сексуальной жизни, так как в них вымысел настолько преобладал над реальностью, что судить по ним об этом виде человеческих взаимоотношений невозможно. Христианская нравственность базировалась на философском, медицинском и ритуальном наследии, завещанном Средневековью греко-латинской Античностью. В «Каноне» Авиценны, ставшем основой для медицинских теорий сексуальной жизни, сперма рассматривалась как самый чистый экстракт крови, то есть «жизнь в ее жидком состоянии», которая образовывалась в мозговых и зрительных центрах. Содрогание являлось усилием, требующим большого количества энергии, соответствующим двум кровопусканиям. Генетический капитал должен был расходоваться с умеренностью, так как частые половые сношения укорачивали жизнь, ослабляли тело и снижали умственную деятельность. Мужчине предстояло образумить женщину, так как она в большей степени была подвластна своим сексуальным желаниям и по развитию стояла ближе к миру животных. В области воспроизводства существовали две противоположных теории, согласно одной из них (теории Галена) два семени были необходимы для зарождения человеческой жизни. А по Аристотелю для этих целей было достаточно только одного семени – мужского.

В христианскую мораль проникла идея, что истинная святость несовместима с сексуальными отношениями, которые опорочивали ее, вследствие чего представители духовенства должны были полностью воздерживаться от сексуальной жизни.

Основные положения учения церкви о сексуальной жизни мы находим в речах и проповедях, произносимым церковниками вплоть до конца XII столетия. Следует отметить, что понятие нравственного падения и греха были тесно связаны с началом половой жизни, а девственность и целомудрие считались идеалами непорочности и ассоциировались с ангельской чистотой и добродетелью. В христианской антропологии сексуальная жизнь существовала только лишь в рамках брака для воспроизводства последующих поколений, хотя следует отметить, что церковь вмешивалась и в брачные отношения, устанавливая строгие правила поведения: половой акт должен был совершаться только в ночное время, по желанию мужчины и в позах, соответствующих человеческой природе. Противоестественные позиции, согласно церковникам, способствовали рождению чудовищ и уродов. Риск рождения ненормальных детей также усиливался при осуществлении полового акта в установленные церковью периоды воздержаний: сначала двести пятьдесят дней в году, начиная с XI в., постепенно были сведены к нескольким коротким промежуткам, за исключением воздержания во время Великого поста, беременности и покаяния женщины. Единственным способом ограничить рождаемость было целомудрие в браке, поскольку coitus interruptus (прерванный половой акт) ассоциировался с отклонениями от естественного поведения, и, следовательно, считался грехом. В XIII в. вследствие падения рождаемости и демографического кризиса, вызванных великой эпидемией чумы, церковь ввела некоторые послабления в строгие правила поведения в браке. Перед человечеством встала неотложная задача заселения земли, а не рая. Сексуальные контакты холостяка с проституткой больше не считались грехом. Церковь начала признавать, что copula carnalis (совокупления плоти) укрепляли брак, а жена отныне могла на законных основаниях подать жалобу в суд на половую немощь супруга, что подтверждают «Декреталии» Грациана, проиллюстрированные весьма красноречивым рисунком.

Естественные сексуальные отношения сопровождались удовольствием, которое также больше не осуждалось духовенством (если только оно было умеренным). Реабилитация сексуальных наслаждений сопровождалась безоговорочным запретом мастурбации, гомосексуализма и прочих отклонений от нормы, которые приписывали изгоям и «врагам» средневекового общества (еретикам, сарацинам, евреям и прокаженным). Вспомните о наказании, которому подвергли Изольду, отданную прокаженному Ивейну и его товарищам.

По дошедшим до нас сведениям мы можем сделать вывод, что, несмотря на запреты и ограничения церкви, существующая на тот период мораль предоставляла мужчинам полную свободу действий, отводя женщинам скромную второстепенную роль, превыше всего ценя в ней целомудрие и честность. До XI столетия в больших семьях превалировали родство по женской линии, частыми были разводы с бесплодной супругой, заключение гражданских союзов и супружеские измены, а в основе брачных отношений лежали светские ритуалы. Григорианская реформа, борясь с заключением свободных союзов в среде духовенства, пыталась внедрить в обществе христианскую модель брака, заключение которого превратилось, начиная с XIII в., в настоящий религиозный обряд. Но победа григорианской реформы была неполной: часть церковников продолжала скрытно от епископов свободное сожительство, за исключением некоторых скандальных случаев. Хотя и с отклонениями, которые церкви не удавалось устранить, христианская модель брака постепенно завоевывала общество. Кроме того, ввиду краткости земного существования (от десяти до двенадцати лет совместного проживания в браке в аристократических кругах), церкви пришлось дать разрешение на благословение повторных союзов. Проблемы, возникающие в связи с супружескими изменами, не всегда подпадали под церковную юрисдикцию, и часто решались правом кровной мести, а иногда любовников подвергали унизительным публичным наказаниям (например, они должны были пробежать абсолютно нагими по деревне). В XIII и XIV столетиях юристы почти приравнивали гражданские союзы к законно заключенному браку. К такому явлению, как проституция, в обществе было весьма снисходительное и терпимое отношение. И, наконец, разница в возрасте между супругами была довольно значительной и лишала их равноправия: юные девушки в 14–15 лет выходили замуж за вполне зрелых и состоявшихся мужчин. Цель брака – дать жизнь новому поколению – четко вписывалась в христианское понимание совместного проживания и подтверждалась традицией осыпать молодоженов зернами пшеницы, желая им при этом, чтобы их дом был полной чашей. Семьи, не имевшие детей, подвергались насмешкам и надругательствам. Хотя следует отметить, что аборты, вызываемые употреблением определенных растений, питьем настоев, а также случаи удушения младенцев были распространенным явлением, но чаще случались в городе, чем в деревне.

Из книги Солдаты последней империи (Записки недисциплинированного офицера) автора Чечило Виталий Иванович

Сексуальная жизнь полка Должность коменданта располагает к наблюдениям: ситуация в гарнизоне была мне известна куда лучше, чем особому отделу и политотделу вместе взятым. Как-то попалась мне одна военторговская баба с «наркотой». Предчувствуя успех, я начал её «колоть»

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги ВОСПЕВАЮЩИЕ БИТВУ автора Ветер Андрей

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Сексуальная магия Особенностью эпохи является применение сексуальной магии, которую Бурхард не обходит молчанием. Разумеется, во все времена встречаются женщины, одержимые страхом, что муж или возлюбленный бросит их. Однако способы борьбы с этой опасностью

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

1.5. Сексуальная эволюция предков человека Можно лишь гадать о половой жизни наших отдаленных предков, постепенно превращавшихся из обезьяны в человека. Ведь от них осталось немного костей, да куски обработанного камня. Это ничтожно мало для оценки сексуального

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Сексуальная жизнь Сексуальная активность, здоровая и находящаяся в рамках закона, - это благо. Более того, она является первой заповедью Господа, данной человеку в Бытии по окончании сотворения мира: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»29. Представление о

автора Бакленд Рэймонд

Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции автора Бакленд Рэймонд

Из книги «Утерянные годы Иисуса» автора Профет Элизабет Клэр

Из книги Стратегии счастливых пар автора Бадрак Валентин Владимирович

Сексуальная концепция Кажется, интимный мир Рихарда Вагнера невозможно и нелогично рассматривать в отрыве от его жизненной концепции в целом. Его эротические влечения идут вследза духовным восприятием, подчинены ему и находятся у него на службе. Но его эротическая

Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции [ёфицировано] автора Бакленд Рэймонд

Из книги Призрачные страницы истории автора Черняк Ефим Борисович

Сексуальная всемирная история Сексуальные темы затрагивались в истории, не говоря уже о литературе и искусстве, во все времена. Но только в наше время можно наблюдать формирование сексуальной версии всемирной истории. И подобно тому, как либеральная интерпретация

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 10. Возникновение неоэгалитарного брака и неоэгалитарой семьи и иные изменения социальных отношений между полами. "Сексуальная революция" Все отмеченное выше наблюдалось и на ранних этапах развития капиталистического общества. Но капитализм же в дальнейшем привел к

автора Жета Касильда

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

В средневековом мире, находящимся под неусыпным религиозным влиянием, секс, хотя и признавался церковью важной частью жизни и занятием, приносящим удовольствие, издавна декларировался лишь как способ воспроизводства. Прославлялись девственность и монастырское безбрачие. Но паства была не согласна.

Средневековая жизнь и литература демонстрируют многообразие отклонений от церковных правил и реакций на них, а также представлений о роли и правах женщины.

При рассмотрении вопросов сексуальности и семейной жизни в целом в Средневековье Западной Европы мы ограничены весьма узким набором источников, что породило немало мифов об этой части истории. Не было ни социологических опросов, ни масштабных исследований.

Однако материалы судов, литература и изобразительное искусство позволяют получить об этой стороне отношений некоторое представление (порой смутное). Поскольку правовые институты и литературная традиция более развиты в высокое и позднее Средневековье (11 - 15 вв.), именно об этом времени и поговорим.

Все пути ведут в брак

Для средневековой женщины практически не было альтернатив - либо монастырская жизнь, либо замужество. Количество одиноких женщин было невелико. И если женщине не удавалось вступить в брак, это едва ли воспринималось как удача.

Брак не только был социальной нормой для всех слоев общества, но практически всегда и жизненной необходимостью, так как семья - это экономическая единица, всем ее членам она нужна для выживания. Кроме того, брак был единственной возможностью легализовать сексуальные отношения. Церковники рекомендовали воздерживаться от непроизводительного секса даже в браке, что уж говорить о добрачных связях - блуде.

Впрочем, эти связи были весьма распространены. Блуд карался штрафами, разными в разных уголках Европы, реже - телесными наказаниями. К молодым грешникам относились часто довольно снисходительно, а к контактам с крестьянками или женщинами низкого социального статуса тем более. Обычным способом избежать позора и штрафа был брак. Уличенным в блуде рекомендовали жениться.

Исключительные права мужа

Свадьба означала исключительные права мужа на доступ к телу жены. Вопреки устойчивому, но давно развенчанному мифу, «права первой ночи», позволявшего лордам спать со всеми подвластными им девственницами, не существовало (убедительные доказательства собраны историками А. Буро, Р. Каррас и др.). Миф породили ошибочная интерпретация некоторых текстов и стереотипы о Средних веках как о безусловно варварском жестоком времени. Посягательства лордов всегда имели характер не права или обычая, но преступного насилия.

Исключительные права мужчины на свою жену не только поддерживались религиозными соображениями, но и обеспечивали социальную стабильность сословного общества Средних веков, основанную на праве наследования. Никто не хотел иметь в наследниках чужого ребенка. Нарушение этого права было и духовным, и светским преступлением. Именно поэтому в делах о посягательствах на чужую жену нередко главным виновником считался именно любовник, а не жена, так как он посягнул на права другого мужчины.

Женщина тоже могла быть охарактеризована и как активный участник, например, судом Венеции в деле об измене в 1383 г. : «В презрении к Богу, и государству, и упомянутому Венерио

Женская власть в спальне

Для истории происходившее в средневековой спальне в основном покрыто мраком как буквально (свечи и масло весьма дороги, а работали в течение светового дня), так и в переносном смысле. Мы имеем мало достоверных знаний о разного рода увлечениях. Весьма вероятно, что и в то время люди проявляли немалую изобретательность в делах любви. Но даже более интересны связанные с сексуальностью нормы и представления средневекового человека.

Существует стереотип о полностью лишенной каких бы то ни было прав и возможностей средневековой женщине. Однако в период высокого Средневековья мы видим женщин-правителей, женщин-творцов и простых женщин в качестве активных участников экономической жизни, часто с правами на наследство, покупку имущества, в том числе земель. Такую жену невыгодно и невозможно превратить в послушную рабыню.

Практически во всех человеческих обществах между уровнем реальных прав женщин и их вовлеченностью в экономику есть достаточно сильная корреляция. Средневековая женщина не была лишь беспомощным объектом для сексуальных потребностей мужа.

Литература того времени часто изображает женщину как более слабую перед соблазнами, в том числе перед похотью. В фаблио (городские стихотворные новеллы) есть немало указаний на энтузиазм женщин в семейной половой жизни, на скучающих по мужьям жен.

С другой стороны, женщина хотя и не может совсем отказаться от сексуальных отношений с мужем, имеет некоторую власть в этом вопросе - может определить степень своего участия, периодически отказывать в сексе и даже использовать его как предмет для торга. Многие тексты указывают на требующих денег или подарки жен. Конечно, это отражает не только реальную практику, но и общие женоненавистнические стереотипы.

В произведении английского поэта 14 в. Джеффри Чосера «Рассказ шкипера» монах занимает деньги у своего приятеля торговца, а затем дает их его же жене в обмен на ее измену. Когда продавец просит вернуть деньги, монах просто отвечает, что отдал деньги жене, чтобы та передала их ему. Жена же заявила мужу, что деньги уже потратила, но может рассчитаться - в постели.

Бывали и обратные ситуации. Англичанка Марджери Кемп (14−15 вв.) заплатила своему мужу Джону, чтобы еще некоторое время после свадьбы оставаться целомудренной. Таким образом, несмотря на патриархальный уклад, женщины обладали некоторой свободой.

_>>_ [Дело «валютных королей»: кульминация хрущевской кампании против спекулянтов

Адюльтер

Как показывают источники, супружеские измены хотя и не так широко, как добрачные связи, все же были распространены. В этом серьезном преступлении, нарушающем свадебную священную клятву и право иметь собственных наследников, церковь проповедовала равенство между мужчиной и женщиной.

На практике, конечно, мужская измена была менее серьезным делом (в том числе потому что не влекла тяжких юридических последствий, не нарушала право наследования). И церкви далеко не всегда удавалось всерьез повлиять на мирян. Так называемые «женские дома» существовали почти в каждом крупном городе, а городские советы регламентировали деятельность проституток.

Французский клирик 12 в. Андрей Капеллан и вовсе писал о приемлемости мужской измены, если она произошла не из-за любви, а из-за страсти. Но в целом измены, хотя и вызывали иногда сочувствие у публики, карались жестко, особенно женские. Уличенную в адюльтере жену нельзя было убить (нельзя было убивать и любовника, даже если застал с поличным).

Однако муж имел право на развод и на ссылку жены в монастырь (на время или навсегда). Распространенным видом наказания были конфискация мужем приданого (при разводе), бритье головы, телесные наказания (плетью) и пути позора - проведение женщины по улицам. А любовника могли выслать, тоже провести по улице, подвергнуть телесному наказанию и наложить штраф.

Как и с мужской изменой, степень наказания любовника могла сильно различаться в каждой ситуации, в зависимости от возраста, сословного статуса и пр. Мужская измена требовала также покаяния и епитимии, в ряде мест (например, в южной Франции) мужчин, как и женщин, могли высечь за измену.

В то же время в литературе нередко встречается сочувствующее отношение к изменницам, вынужденным жить в браке со старыми, немощными или злыми мужьями. Такие истории, в которых женщины заводят любовников из-за плохих мужей, апеллируют к праву женщины на любовь, и если жена не получает любви от мужа, то находит ее в другом месте. В целом, средневековая литература, отражающая общественные представления, признает за женщиной достаточно активного участника романтических и сексуальных отношений.

Кочеров Сергей Николаевич

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

профессор кафедры социально-гуманитарных наук

KocherovSergeyNikolayevich

National research University
Higher school of Economics

PhD, professor of the Department of Social Sciences and Humanities

История любви. Любовь в средние века

Аннотация : В средневековьелюбовь развивалась под сильным влиянием религиозной веры и сословного деления общества. В рыцарской культуре она впервые предстала как гармония половой страсти и духовного союза мужчины и женщины, имеющей большое воспитательное значение для развития их личности. Но в силу особенностей средневекового общества такая любовь была возможна чаще вне брака, почему она и выступала силой, скорее разрушающей брачно-семейные отношения, чем скрепляющей их.

Ключевые слова : любовь, брак, семья, отношение к женщине в христианстве и исламе, рыцарская культура, мораль крестьянской общины.

The history of love.

Loveinthe middleages

Abstract: The Middle Ages saw love developing under significant influence of the religious belief and the estates of the realm system. It was the culture of chivalry that introduced love as a harmony of a sexual desire and a spiritual union of man and woman, being of considerable educative importance for the development of their personalities. However, due to the peculiarities of the medieval society, such love was possible mostly in non-marital relationship, thus acting as a power that rather destroyed marital and family relations than strengthened them.

Key words: love, marriage, family, attitudes towards women in Christianity and Islam, the knights’ culture, the morality of the peasant community.

История любви.

Любовь в средние века

Прежде чем приступить к анализу любви в Средние века, следует отметить характерные особенности сознаниясредневекового общества. Во-первых, оно было проникнуто религиозным духом и осмыслялозадание человека как спасение чистоты своей души в борьбе с соблазнами греховной плоти. Такое понимание человеческой жизни представляло все ее важные аспекты, включая отношения между полами, в контексте связи человека с Богом. Во-вторых, «чувство неуверенности - вот что влияло на умы и души людей Средневековья и определяло их поведение» . Ответом на эту тревожность могло быть как желание приобщиться к «жизни святой» (через монашество, укрощение плоти, участие в войнах за веру), так и стремление к переживанию радостей жизни «здесь и сейчас». В-третьих, данноеобщество, в своем развитом виде, воспринимало себятрехчастнымтелом, органическим единствомсословий молящихся , воюющих , работающих (oratores, bellatores, laboratores). Представителикаждого сословияимели общие род занятий и интересы, образ и смысл жизни, что побуждало их к общениюс членами своего «мира» и неучастию в жизнедеятельности людей из других «миров».

Любовь в раннем христианстве

Большое влияние на развитие любви оказало христианство,котороедаже называет себя «религией любви». Любовь, наряду с верой и надеждой,провозглашается в нем божественной ценностью. Правда, сам Иисус Христоспредпочитал говорить о любвипреимущественно в моральном аспекте, хотя и признавал естественность влечения полов друг к другу. Он исходил из той истины, что «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк, 10: 6-9). Поэтому Христос осуждал развод, ибо «всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует» (Лука, 16, 18).Принимая институт брака, он,тем не менее, предлагал человеку, ищущему Царства Небесного, воздержание от половых отношений, хотя признавал, что «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матфей, 19: 11). Однако Христос не проявлял ни нетерпимости к человеческим слабостям, ни недоброжелательства к женщинам, что ясно следует из его слов, сказанных прелюбодейке, спасенной им от побития камнями: «…Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанн, 8: 11).

Двойственное отношение к любви, представленное в «Евангелиях», было развито апостолом Павлом. С одной стороны, ему принадлежит одна из лучших речей, произнесенных во славу любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, -проповедует апостол, -а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» (I-е коринф. 13: 1-8). С другой стороны, апостолутверждает: «…Хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (I-е коринф. 7: 1-2). Павел, как и некоторые святые раннего христианства,будучи сторонником безбрачия, т.е. полного отказа от половых отношений,допускал последние для мирянкак необходимое условие деторождения в браке, освященном церковью. В то же времяон выступалс идеей жесткой иерархии в отношениях между полами, отсутствующей в учении самого Христа, в евангельский период жизни которого мать играла более важную роль, чем его «земной отец» Иосиф. «…Всякому мужу глава Христос, - поучает апостол, - жене глава - муж, а Христу глава - Бог. …Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (I-е коринф. 11: 3, 8-9).

Раннее христианство, несомненно, повысило место и роль женщины в обществе, воспринимало ее как личность, но до признания ее равенства с мужчиной было очень далеко. Женщина, на словахобъявляемая «сестрой во Христе», на делеостается служанкой мужчины. Более того, как носительница первородного греха, наследница Евы, которая ввела в соблазн Адама, онасчитается более «нечистым» существом, чем мужчина. «Это ты, - обличал ее Тертуллиан, - создала вход для дьявола, ты сломала печать с того дерева и ты же обманула того, к кому не смог приблизиться дьявол! Так легко ты низвергнула мужчину, образ и подобие Бога. Ради твоей вины, должен был умереть также Сын Божий». Святой Антоний утверждал, что женщина «глава преступления, рука дьявола. Когда ты видишь женщину, то знай, что перед тобой не человек, не дикий зверь, а дьявол самолично» . Одним из проявлений женоненавистнических настроений в церкви было то, что на Маконском соборе (585 г.) «поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком» .В этой связи интересна эволюция в западном христианстве образа Марии Магдалины, которая из ученицы Христа, удостоенной чести первой увидеть Спасителя после его воскрешения, превращается в следующую за ним раскаявшуюся блудницу.

Таким образом, христианство,с одной стороны, возвысилопонимание любви до ее осмыслениякакдуховной связи личностей, восходящих в своем единении к Богу. С другой стороны, оно принизило чувственно-телесную основу любви, не видя в ней различия между чувственной радостьючеловека и «скотским наслаждением». Возможно, такое отношение к любви связано с присущим этой религии убеждением, что любовь человека к ближнему является проекцией его любви к Богу и не должнаоскверняться внесением в нее плотского начала.

Любовь на арабском Востоке

Отношение к любви между полами в странах Ближнего и Среднего Востока было обусловлено религией ислама, возникшей в начале VII века у арабских племен, населявших Аравийский полуостров. В Коране уделяется значительное внимание отношениям между полами, а сура 4 этой книги, священной для мусульман, называется «Женщины».Коран предписывает мужчинам заботиться о женщинах - матерях, сестрах, женах, дочерях и племянницах - и проявлять в отношении к ним справедливость. «Не разрешается вам, - говорит пророк Мухаммед мусульманам, - наследовать женам по принуждению. И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (4: 23(19)).

Вместе с тем в Коране не подлежит сомнению, что мужчины имеют власть над женщинами. «Мужья стоят над женами, - говорится в этой книге, - за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них…» (4: 38(34)). С идеей превосходствамужского пола связано дозволение пророка мужчинам жениться на двух, трех и четырех женщинах, при условии, что они могут их обеспечить. Понятно, что о том, чтобы разрешить состоятельным женщинам иметь нескольких мужей, не могло быть и речи. В отдельных местах признается, хотя и в более слабой форме, чем в христианстве, связь женского начала с врагом рода человеческого: «А кто придает Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением. Они призывают помимо Него только женский пол; они призывают только сатану, отступника» (4: 116-117).

Специфичным здесь является то, что должное отношение мужчины к женщине в Коране показывается через призму имущественных отношений, весьма тщательно прописанных. При этом, по мнению некоторых ученых, как в Коране, так и в шариате (сводпредписаний ислама) реальная забота о защите имущественных прав женщины сочетается с невысокой оценкой ее как личности.Так В.В. Бартольд признавая, что «имущественные права женщины обеспечены шариатом в большей степени, чем многими европейскими сводами законов», утверждал, что, «женщина при исламе с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, чем была раньше» .Он ссылается, например, на то, что, когда Мухаммед в 630 г. вступил в Мекку во главе войска мусульман, он принял в народном собрании присягу сначала от мужчин, а потом от женщин. Эта женская присяга стала чуть ли не единственным в истории ислама примером массового участия женщин в общественнойжизни.

В первый век ислама женщины еще могли выступать с общественно значимой инициативой. Так, после убийства халифа Османа вдова пророка Аиша выступила против нового халифа Али и призвала жителей своего города либо воевать с ним, либо остаться в своих домах. Горожане сказали на это: «Пророк велел мужчинам сражаться, а женщинам сидеть дома; она делает то, что пророк велел нам, и велит нам делать то, что пророк велел ей». В средние века происходило постепенное ограничение права женщин ходитьнаравне с мужчинами в мечети. «Когда явилось стремлениелишить женщин права участия в общественном богослужении, - пишет В.В. Бартольд, - даже богословы видели в этом стремлении недопустимое новшество; тем не менее, оно везде одержало верх» .Одновременно понижалась и степень свободы женщины в ее частной жизни.

Такое изменение положение женщины было во многом связано с арабским завоеванием Ирана (652 г.), которое оказало двойственное влияние на арабскую культуру в целом и на отношения между полами в частности. С одной стороны, заимствование у иранцев гаремного быта, пришедшего на смену арабским родовым обычаям, по существу, ограничило женской половиной дома «жизненный мир» мусульманской женщины. С другой стороны,знакомствос богатыми культурными традициями покоренной ими Персии значительно расширило духовный кругозорарабских завоевателей.Благодаря синтезу двух восточных традиций появилась целая плеяда выдающихся поэтов мусульманского Востока, создавших возвышенные и чувственные, страстные и нежные, веселые и печальные стихи о любви. Арабо-персидская поэзия донесла до нас образы страстных влюбленных - Фархада и Ширин, Лейлы и Меджнуна, -которые оказали опосредованное влияние на любовную рыцарскую поэзию Западной Европы.При этом в арабско-персидской поэзии, как и в поэзии менестрелей и трубадуров, женщина ставилась на ту высоту, которой она не обладала в прозе жизни.

Любовь у европейского рыцарства

В XII-XIII веках в Европе возникает новое отношение к любви и понимание этого чувства.Его родиной стала Франция, а если точнее, область на юго-востоке этой страны- Прованс. Здесь южная знать, более чуткая к веяниям времени, чем северное дворянство, под влиянием искусстваантичности, воззрений арабского Востока и Испании, а также набирающей силу ереси катаров, создает новый идеал отношений между полами. Он возникает на основе расцвета культа Девы Марии, пронизанного верой в то, что мать Христа искупила грех Евы, а также переосмысления образа Марии Магдалины, личность которой наделяется аристократическими чертами.Одновременноначинается реабилитация человеческого тела.Еще папа Григорий Великий называл его «омерзительным одеянием души», а король Людовик Святой говорил: «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело» . Но то, что принижалось аскетическим христианством, прославлялось воинственным рыцарством, гордившимсясильными и красивыми телами своих героев и героинь.

В это время, совпавшее с эпохой крестовых походов,улучшилось положение знатных женщинв Европе, особенно на юге Франции и в Италии. Жены графов, баронов и рыцарей, годами воевавших в Святойземле, на время отсутствия мужей становились хозяйками их замков. Менестрели, трубадуры и миннезингеры, странствовавшие по дорогам и зарабатывавшие на жизнь сказаниями и песнями, не могли не учитывать запросы тех, от кого зависели их награда, угощение и защита. Даже если не связывать переход от героических поэм, в которыхженщины играют малозаметную роль, к куртуазным романам, где они поднимаются на недосягаемую высоту, исключительно с желанием поэтов угодить знатным дамам, нельзя отрицать важную роль женщин в появленииновой литературы. Вполне возможно, чтознаменитая Элеонора Аквитанская была той Дамой, которой посвятил свои кансоны Бертран де Борн, и достоверно известно, что роман Кретьенаде Труа«Рыцарь телеги, или Ланселот»был инспирированграфиней Марии Шампанской. Как бы то ни было, именно в песнях трубадуров и куртуазных романах миру был явлен романтический идеал рыцарской любви.

В соответствии с этим идеалом, рыцарь провозглашается слугой Прекрасной дамы, влюбленность в нее становится для него обязанностью, а умение слагать стихи в ее честь - одной из семи добродетелей. Любовь рыцаря должна быть верной, способной преодолевать трудные испытания, встречные соблазны и долгую разлуку. В идеале она имела платонический характер: наградой за служение была улыбка возлюбленной или возможность коснуться края ее платья, а высшей радостью поцелуй, которым она удостаивала рыцаря, -хотя даже в рыцарских романах влюбленные нередко находят счастье в обладании друг другом.Возвышенное отношение к Даме сердца в какой-то мере переносилось и на других женщин, которым рыцарь должен был предлагать свои услуги, оказывать покровительство, защищать от любой напасти. Однако такие обязательства налагались на рыцаря в его отношениях с дамами своего сословия - аристократками и дворянками, в то время как с мещанками и крестьянками он мог не церемониться.

В куртуазной, галантной любви, которая предписывалась рыцарю, нельзя не обнаружить игровое начало. Не случайно в рыцарской среде были такпопулярны турниры и суды, гдевлюбленные доказывали подлинностьсвоего чувства, проходя через различные состязания, в которых нередко участвовали и женщины, и разбор их поведенияв соответствии с правилами «науки любви». Игровой элемент вносил приятное разнообразие в жизнь сословия, в котором помолвки и браки заключались не на небесах, а по воле родителей. «Для идеала любви, - пишет Й. Хёйзинга, - прекрасного вымысла о верности, жертвенности не было места в трезвых материальных соображениях, касавшихся брака, в особенности брака аристократического. Этот идеал можно было переживать лишь в образах волшебной, одухотворенной игры. Турнир предлагал игру в романтическую любовь в ее героической форме. Пастораль облекала любовь в форму идиллии» .

При переходе от идеала к реальности оказывалось, что любовные чувства между мужчинами и женщинами не воспринимались в рыцарской среде как нравственное основание или необходимое условие заключения брака. Поэтому не следует удивляться, что среди множества инвектив в адрес рыцарей со стороны современников - разбой на дорогах, нарушение клятв, несоблюдение правил на поединках, жестокое обращение с пленными и т.д., - нередко встречается обвинение в том, что они поколачивали своих жен. Практика домашнего рукоприкладства была столь широко распространена, что ее не считали нужным скрывать даже авторы героических поэм. Так в «Песни о Нибелунгах» идеальный рыцарь Зигфрид совершенно уверен в том, что «обязанность мужчины - укоротить супруге язык не в меру длинный», а его жена Кримхильда без осуждения мужа признается, что ее «разгневанный супруг безжалостно побил» (862, 1-2; 894, 4). Как же мог сочетаться культ Прекрасной дамы с избиением своей жены? В этом не было противоречия, так как Прекрасная дама и жена рыцаря были двумя разными женщинами.

Известно, что Прекрасной дамой, как правило, становилась женщина, занимавшая в обществе более высокое положение, чем влюбленный в нее рыцарь, нередко жена его сеньора. Истории, в которых рыцарь влюбляется в жену собственного господина, отвечающую ему взаимностью, были очень популярны в рыцарской литературе. Так можно вспомнить знаменитые «любовные треугольники», которые образовали Тристан, Изольда и король Марк, или Ланселот, Гвиневра и король Артур. Хотя симпатии рассказчика и слушателей неизменно были на стороне влюбленных, к изменам своих жен рыцари относились крайне неодобрительно, подвергая их жестоким казням. При этом общественное мнение не возбраняло мужчинам иметь любовные связи на стороне. Поэтому трудно не согласиться с оценкой английской исследовательницы М. Гривс, которая определила роль мужчины-рыцаря в отношениях между полами, как «слуга в любви, господин в браке» .

Конечно, правы те ученые, которые констатируют как очевидность, что «куртуазная любовь была антиматримониальна» , что она являлась силой, не скрепляющей брак, а его разрушающей. Но она же создала первый идеал романтической любви в истории, окрашенный в яркие цвета бурных эмоций. От любовных страстей рыцари в романах бледнели, дышали так бурно, что лопались звенья их кольчуги, лишались ума, а их возлюбленные - худели, уходили в монастырь или прощались с жизнью. При всей условности идеала рыцарской любви, оторванного от реальной жизни, он имел большое значение для воспитания личности. На смену эротической культуры античности с ее культом любви к красивым юношам, пришла эротическая культура высокого средневековья с культом любви к прекрасной женщине. И это было достижение поистине исторического масштаба!

Любовь у крестьянства

«Любовь - занятие праздных», - говорили еще в древности. Развитие эротической культуры, обогащение телесной и душевной, моральной и эстетической сторон любовного чувства предполагает наличие свободного времени. Тяжелые условия существования, утомительный физический труд, патриархальность отношенийоставляют мало возможностей для постижения «науки страсти нежной». Положение крестьян еще более отягощалось их крепостной зависимостью от дворян, которые, по словам русского ученого С.С. Шашкова «смотрели на брак простонародья, как на случку лошадей и собак, полезную для них произведением на свет потомства» . В Европе феодалы пользовались правом «первой ночи», позволявшим им проводить брачную ночь с невестой зависимого крестьянинаили получить от него «брачный выкуп». В России помещики не имели «законной» власти надновобрачной, но полное бесправие крепостных делало крестьянок, по сути, беззащитными перед домогательствами их хозяев.

В брачные отношения крестьяне вступали по воле их родителей, исходивших преимущественно из хозяйственных соображений, причем часто практиковались ранние браки, когда молодые, будучи еще подростками, не были готовы к совместной жизни ни физически, ни духовно. Отношения между полами отличались грубостью, мужья часто били своих жен, что было укоренено в качестве обычая. Супружеские измены осуждались (особенно измена жены мужу), но в больших семьях их главы нередко принуждали своих младших снох к сожительству, что в России получило название «снохачество», широкое распространение которого отмечали И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, В. Д. Набоков. В крестьянском «мире», для которого семья была ячейкой общины, а брак - орудием деторождения,было мало простора для развития любовного чувства. Суть брачно-семейной жизни виделась членам сельской общины, прежде всего, в исполнении долга перед ней, и лишь потом в обретении любви («стерпится - слюбится»).

Но признание того, что долг перед общиной ставился выше любовной страсти, не означает, что крестьяне были неспособны к индивидуальной любви. Вывод Н.М. Карамзина - «И крестьянки любить умеют» -из его повести «Бедная Лиза» в свое время поразил дворянскую Россию своей жизненной правдой. Крестьянство внесло в историю любви высокое чувство долга, сознание ответственности за судьбу супруга и детей, в чем была особая заслуга женщин из этой среды. А борьба крестьян за отмену права «первой ночи», которая веласьв европейских странах, стала одним из импульсов к формированию чувства достоинства у «третьего сословия».

Таким образом, средневековьевошло в историю любви как эпохастановления этого чувства как гармонии половой страсти и духовного союза, за которымпризнается большое воспитательное значение для личности мужчин и женщин. Однако любовь в это время еще не воспринималась ни как нравственная основа, ни как необходимое условие брака. Более того, религиозная экзальтация, присущая средневековому обществу, выражалась в появлениине только рыцарских романов, где женщинапрославлялась как Прекрасная дама, но и трактатов наподобие «Молота ведьм», в которых она обличалась в качестве носительницы ереси и колдовства и служанки дьявола.

Литература :

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
  2. Сосновский А.В. Лики любви (Очерки истории половой морали). - М.: Знание, 1992. - 208 с.
  3. Григорий Турский. История франков. - М.: Наука, 1987. - 464 с.
  4. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М.: МГТУ, 1992. - 144 с.
  5. Оссовска М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
  6. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. - М.: Наука, 1988. - 540 с.
  7. Greaves M. The Blazon of Honour: Studies in Mediaeval and Renaissance Magnanimity. - London: Methuen, 1964. - Pp. 142.

В этой заметке я, конечно, не претендую на полное раскрытие темы: очень уж она обширна. Просто изложу некоторые факты, которые нужно принимать к сведению, когда мы рассматриваем сюжеты истории средневековья.

Во-первых, брак никакого отношения к любви не имел. С римских времён и до Высокого Средневековья брак был исключительно гражданским институтом, заключавшимся в высшем сословии с помощью юридических процедур (заключение контракта), а в других сословиях и вообще «по-простому» (вплоть до умыкания невест). Движущей силой всегда был расчёт, и не только у аристократов: завладеть хорошим приданым, укрепить дружбу с другим правителем или вилланом из соседней деревни.

Общеупотребимым церковным таинством брак стал на Западе веках в 12-м - 13-м, а в Византии - на рубеже 13-го и 14-го веков (на Руси примерно тогда же). Но это не вызвало дерационализацию семейных отношений. Христианская церковь имела совершенно определённое мнение на этот счёт: мужчины и женщины создают семьи только для того, чтобы продолжать род человеческий. Заниматься плотской любовью ради получения удовольствия - большой грех (потому противозачаточные средства, если я не ошибаюсь, под запретом у католиков до сих пор); к жене следует относиться с уважением, и не более, поскольку любовь к ней отвлекала бы христианина от главного - любви к Богу. Священники избавлялись от такого соблазна, принося обет безбрачия.

Женились и выходили замуж очень рано: брачный возраст для мужчин наступал в 14 лет, для женщин - в 12, но помолвки заключались ещё раньше, когда жених и невеста были совсем детьми. Таким образом, у молодёжи не было никакой возможности хоть немного поучаствовать в выборе пары - чтобы подобранный родителями вариант был если не привлекательным, то хотя бы терпимым. Правда, члены высокопоставленных семей в любом случае не видели своих невест до свадьбы. Иногда это приводило к очень неприятным казусам, когда выяснялась полная сексуальная несовместимость новобрачных.

Этим, наверное, объясняется тёмная история со второй женитьбой Филиппа-Августа - на Ингеборге Датской, которая после первой же брачной ночи отправилась в заточение, а жених начал поиски новой невесты; московский князь Семён Гордый не смог довести до конца свой второй брак, поскольку ему чудилось, будто жена пахнет мертвечиной; Лешко Чёрный прожил жизнь в вынужденно целомудренном браке с Агриппиной Ростиславной.

Но чаще случалось иначе: мужчина исправно делал жене детей, а для утех находил других женщин, как правило, простого звания. Писателям 19-го века оставалось придумывать романтические истории об Агнессе Сорель, о Бланке Ланчия (матери Манфреда), о прекрасной еврейке Эстер, рожавшей бастардов Казимиру Третьему, и о других подобных персонажах. Не уверен, что в этом контексте стоит говорить о любви: монархам были нужны развлечения, а красивые простолюдинки, конечно, не могли отказать им в этом. Вассалы не видели в этом ничего плохого - до тех пор, пока любовницы и бастарды их сеньоров не оказывались в опасной близости к престолу. А тогда начинались бунты: галицкие бояре сожгли заживо любовницу Ярослава Осмомысла Настасью и заставили своего господина вернуться к жене. Но некоторым бастардам всё-таки удавалось получить престол в порядке исключения. Так пришли к власти Трастамарский дом в Кастилии, Авиза и Браганца в Португалии. Кстати, Елизавета Петровна родилась вне брака, но на престол взошла, а Романовы-Голштейн-Готторпские происходят от её старшей сестры Анны, тоже незаконнорождённой.

Вот женщины в своей личной жизни были намного более ограничены. Это понятно: наследников они должны были рожать именно от мужей. К тому же женщина - виновница грехопадения, «сладкое зло», управляющее миром. От неё требовалось соблюдение единственной заповеди, универсальной для феодальной эпохи: женщина должна была сохранять верность мужу. На той же верности, как ни странно, была основана и куртуазная любовь. У настоящего рыцаря должна быть дама сердца, и в качестве таковой часто выбирали жену сюзерена, делая её объектом платонического обожания. Дама сердца=сеньора; любовь оказывалась разновидностью вассалитета, подобно религии (мы же помним, как умирающий Роланд вручал перчатку Богу, своему верховному сюзерену). Мужу дамы не о чем было беспокоиться: поклонники его жены сохраняли верность и ему, ничего не требуя от любимой. Всё, что получил от королевы Гвиневры Ланселот (если верить куртуазной версии сюжета), - один-единственный поцелуй. И тот был подарен ему после принесения вассальной присяги.

Правда, были у этого сюжета и другие версии. Некоторые пишут, что доблестного рыцаря застали в постели с женой его короля, из-за чего Ланселоту пришлось перебить кучу народа. Изольда тоже была замужем - за королём Марком, но всё же полюбила Тристана и отдалась ему. Для автора романа эта любовь безусловно греховна, и она приводит героев к ужасному концу, но важно отметить, что они ни в чём не виноваты: случайно выпили приворотное зелье, предназначавшееся для Изольды и Марка, и с тех пор ничего не могли с собой поделать. Несчастный случай, если можно так выразиться.

Таковы два главных сюжета средневековой литературы о любви: Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра. Оба о любви замужней женщины и вассала её мужа. Тема опасная, в каком бы душеспасительном ключе она ни раскрывалась, к тому же с 13-го века женщины высшего и третьего сословий всё активнее читали книги. Если верить Данте, именно история о жене Артура спровоцировала начало преступной любовной связи между Паоло Малатеста и женой его брата Франческой («В досужий час читали мы однажды// О Ланчелоте сладостный рассказ»). В результате старший из братьев Малатеста стал Каином… А Данте, встретив два бесплотных духа в соответствующем круге ада, горюет не только о страшной судьбе двух влюблённых, но и о том, что понесённое ими наказание вполне заслуженно.

Бывали и другие примеры пагубного влияния романов на умы. Любовь двух нормандских дворян к невесткам французского короля Филиппа Красивого не нашла своего певца, но стала, как говорят, дальним поводом к Столетней войне. Ну да Бог с ним.

Сам Данте, кстати, любил свою Беатриче во вполне средневековом духе: «гений чистой красоты», полурелигиозный символ, бесплотное существо, место которого в раю, а не на земле. Там он её и поместил, рядом с Иисусом Христом; а на земле у Данте была жена, Джемма Донати, и по крайней мере трое детей.

Вывод понятен: о любви люди средневековья могли почитать в книгах, коли были грамотны, а жизнь шла своим чередом - отдельно от высоких чувств. И шла неплохо. По крайней мере, человечество не вымерло, а это уже дорогого стоит).

Что еще почитать