Как запомнить то что учишь. Как запомнить большой объем информации за короткое время

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Редкий взрослый человек, профессионально не связанный с научной деятельностью, не впадает в панику, если ему предстоит быстро запомнить большой объем информации перед экзаменом или переквалификацией.

Он уже забыл, как это делать, поэтому нервничает, чем создает себе еще большее неудобство. А между тем существует множество способов, как эффективно запоминать информацию.

Отбросить негативные эмоции

Что нельзя делать, пытаясь научиться запоминать большой объем информации?

Ни в коем случае нельзя сразу настраиваться на негатив, делится с родственниками и коллегами, что это не нужно, скучно, вообще никогда не пригодится. В этом случае память будет прочно заблокирована, и запомнить ничего из прочитанного не удастся.

Наоборот, нужно убедить себя, что эта информация крайне важна.

Если не имеешь представления о том, что предстоит выучить за короткий срок, следует сначала разобраться, что это такое. Для этого лучше читать не справочники и профессиональную литературу, а материалы, в которых новые сведения подаются легче.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, свое время повышенной трудоспособности. Одному легче читать и запоминать утром, другому – ночью. Если правильно определить время своей активности, быстро удастся справиться с поставленным заданием.

Как запомнить много информации за короткий срок – универсальная методика

  • Негативная информация запоминается лучше позитивной – этим можно воспользоваться при подковке к тесту.

Чтобы воспользоваться этим методом, можно активировать себя следующими посылами:

  1. только полный идиот не сможет выучить такие нужные сведения;
  2. нельзя быть непроходимым тупицей…

После самобичевания информация запоминается намного легче.

  • Чем большее количество материала следует проработать за короткий срок, тем важнее понимать сущность вопроса. Только в этом случае информация прочно закрепится и не забудется, как только перед глазами не окажется нужной страницы или монитора с текстом. В этом случае достаточно будет только знать, с чего начинать и составить план – все остальные сведения придут в голову сами. Чтобы быстро освоить определения, лучше их учить вслух и кому-то пересказать. Не обязательно, чтобы визави разбирался в этом вопросе – подобрать упрощенные определения можно, пытаясь пересказать информацию зеркалу или домашнему питомцу.
  • Объемный материал проще вычитывать и заучивать блоками. Причем каждый из отдельных блоков запоминать в разных местах – перемещаясь по комнате или помещению. В дальнейшем будет достаточно вспомнить обстановку, в которой пришлось заниматься, и все прочитанное появится перед глазами.
  • Еще один метод – во время запоминания жестикулировать, подчеркивая особенно важные определения определенной мимикой лица. Это немного напоминает детскую игру, но именно во время нее мозг лучше воспринимает полученные сведения. Можно представлять себя участников популярного ток-шоу или ведущим, которые стремятся «вдолбить» оппонентам свою «правду» .
  • Люди по-разному воспринимают информацию – кому-то лучше увидеть, кому-то услышать, а для кого-то, если не потрогаешь, освоить материал не удастся.

Облегчить для себя процесс запоминания можно с помощью необходимых образов:


  1. аудиалы записывают материал на диктофон и многократно его прослушивают;
  2. визуалы – делают иллюстрации определениям – иногда в комическо-шаржевой форме;
  3. кинестетики – записывают особо важные сведения на бумаге и близко подносят ее к глазам, чтобы быстро выучить.
  • Этот интересный метод называется словесной экзекуцией. Текст, необходимый для запоминания, перечитывают и переписывают – выписывая только первую букву.

Получается своеобразный конспект или однобуквенный план. Сначала для воспроизведения информации придется пользоваться основным конспектом, но затем она будет всплывать при взгляде на буквы, а потом от записей можно будет совсем отказаться.

  • Нельзя освоить новые знания наскоком, выучить все за один раз. Необходимо делать во время занятий небольшие перерывы, во время которых буду проводиться активные действия. Можно делать что угодно – петь, танцевать, выполнить несколько спортивных упражнений, побегать, пройтись по улице. Достаточно перерыва в 15 минут, чтобы улучшить умственную деятельность и ускорить мозговое кровоснабжение.
  • Есть еще один эффективный способ запомнить информацию, к которому не все относятся серьезно – учиться во сне. Метод не заключается в том, чтобы под подушку положить книгу или уснуть перед компьютером, на экран которого выведены нужные сведения.

Можно в это не верить, но так удается запомнить даже те сведения, с которыми во время бодрствования справиться не удалось.

Как запоминать информацию – основные методы


  • Зубрежка – подходит не всем, и материал усваивается на короткий срок;
  • Пересказ – эффективно, но в одиночку справиться с этим способом трудно;
  • Конспекты – эффективно, отличный способ систематизировать информацию и составить план, способствует запоминанию;
  • Повторение в уме – доступно только при хорошей памяти;
  • Игра – запоминание с помощью образов;
  • География – воссоздания информации с помощью определенного места и времени.

Среди этих методик всегда найдется та, которая поможет пройти на более высокий уровень знаний.

На протяжении жизни человеку приходится чему-то учиться. А процесс обучения, как известно, часто связан с необходимостью запомнить большой объем информации за короткое время . Для одних людей это совсем не проблема, в то время, как другие испытывают некоторые трудности, особенно если в тексте встречаются незнакомые слова, термины, тяжелые для восприятия фразы.

Конечно, сегодня существует множество записывающих приборов, однако не всегда мы можем их применить. А информации в современном мире такое количество, что лучше всего удерживать ее в самом надежном месте, а именно – в своей голове.

Достаточно один раз усвоить , как запомнить большой объем информации за короткое время, и это умение будет выручать вас в любой ситуации. Например, в школе или в институте, во время повышения квалификации на работе, перед экзаменом в ГАИ. Здесь главное настроиться на результат, прочитать несколько полезных рекомендаций и тут же применить их на практике. Предлагаем вам прямо сейчас узнать, как быстро запомнить большой объем информации.

Знакома ли вам ситуация, когда необходимо быстро запомнить большой объем информации, а времени при этом очень мало? Что вы при этом испытываете? Начинаете паниковать? Чувствуете себя двоечником, который в свое время прогуливал уроки, а теперь вдруг взялся за ум и решил усвоить весь пройденный материал.

Не стоит огорчаться. Даже если у вас не идеальная память, существуют специальные методики, позволяющие выучить большой объем информации за короткое время , будь это объемный параграф учебника, текст вашего публичного выступления либо презентации или целая сотня экзаменационных билетов.

Запоминание может быть механическим, требующим зазубривания или логическим, то есть осмысленным.

Рассмотрим основные способы восприятия и воспроизведения информации.

  • Метод зубрежки . Он подходит далеко не всем, хотя и помогает быстро запоминать информацию. Однако она так же быстро выветривается из нашей головы , оставляя лишь приятные напоминания в виде хорошей оценки или похвалы.
  • Метод пересказа . Все очень просто: вы читаете текст и готовите подробный пересказ. При этом лучше всего усадить перед собой благодарного слушателя . Таким образом, вы не позволите себе расслабиться и будете подсознательно подбирать необходимые слова и четкие формулировки.
  • Метод записывания . Хорошие студенты пишут конспекты. А знаете почему? Это очень хороший способ упорядочить и систематизировать информацию . Даже если вы пропустили лекцию, не поленитесь переписать или составить краткий конспект. Во-первых, вся необходимая информация будет у вас под рукой, а во-вторых, вы будете вести рассказ по четко составленному плану, который визуализируется в вашей голове. К тому же, записывание способствует лучшему запоминанию.
  • Метод повторения . Мысленно повторяйте пройденный материал, стихотворение или выученные экзаменационные билеты.
  • Чтение вслух . Некоторым помогает именно этот метод. Важно прочитать текст несколько раз, осмыслить его . Можно разбить прочитанное на абзацы и применить метод пересказа.
  • Метод «запоминания места» . Попробуйте вспомнить обстановку , при которой вы получали информацию, возможно, вам необходимо сосредоточится на запахах, окружающих предметах, пейзажах.

Как быстро запоминать информацию с помощью визуальных образов?

Техника осмысленного запоминания информации называется мнемоника. Существует несколько секретов мнемотехники , которые помогают лучше запоминать информацию:

  1. Постарайтесь преобразовать информацию в образы . Причем живые картины могут вызывать не только стихотворения – с помощью образов можно запоминать даты, таблицы, графики и даже формулы. Для этого, конечно же, необходимо подобрать качественный и наиболее подходящий образ. Здесь можно использовать метод ассоциаций, основанный на соответствии цвета, формы, подбирать аббревиатуры, создавать небольшие истории.
  2. Рисуйте в голове яркие картины . Не бойтесь применять фантазию – пускай ваши образы движутся, взаимодействуют, выстраиваются в цепочки. Так одна информация будет постепенно исходить из другой, создавая законченную картину.
  3. Остановитесь на деталях . Постарайтесь подробно описывать тот предмет, о котором говорите. Вспоминайте его особенности и характерные признаки. Например, вам необходимо рассказать о мобильном телефоне. Перечислите его составляющие детали: дисплей, клавиши, разъем для зарядки, динамик, микрофон.

Видео уроки: как быстро запоминать большой объем информации?

Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам , которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.

2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты , о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое - сразу же после прочтения, второе - через 20 минут, третье - через восемь часов, четвертое - спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.

3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края» . Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.

4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.

5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают - пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.

6. Запишите важное от руки. Исследования показывают , что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.

7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.

8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)

9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.

10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили , что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Чтобы разобраться в методиках, позволяющих мгновенно и навсегда запоминать факты, корреспондент встретился с группой ученых и чемпионами турниров по запоминанию.

Ведущие мировые эксперты по вопросам памяти заставляют меня стесняться своих скромных возможностей. Бен Уотли, например, рассказал мне о знаменитом мнемонисте по имени Маттео Рикки.

Живший в XVI в. священник-иезуит стал первым европейцем, который выдержал в Китае экзамен для чиновников высшего уровня.

Этот экзамен представлял собой весьма мучительное испытание и включал, в числе прочего, запоминание огромного массива текстов классической поэзии. На выполнение этой задачи могла уйти вся жизнь.

"Лишь 1% испытуемых выдерживал эти экзамены, и все же Рикки сумел сдать их через 10 лет, хотя до этого не знал ни слова по-китайски".

Может ли психология наделить нас способностью столь же блистательно владеть нашей собственной памятью? Именно такую цель ставит перед собой Уотли.

Совместно с бывшим чемпионом по запоминанию Эдом Куком он уже разработал учебное приложение Memrise, в котором применяются некоторые принципы мнемоники.

Теперь они объединили усилия с исследователями из Университетского колледжа Лондона ради поиска путей и способов усовершенствования своих приемов.

Они обратились к экспертам в сфере памяти и попросили их провести серию экспериментов для того, чтобы выявить самый легкий и наиболее эффективный метод запоминания новой информации.

Какой способ выбрать

Первый раунд. Задача, поставленная перед участниками соревнования, на первый взгляд, проста, говорит Розалинд Поттс из университетского колледжа Лондона: "Если у вас есть всего один час на запоминание 80 слов, что вы будете делать, чтобы вспомнить их через неделю?" Задача усложняется тем, что ученые выбрали 80 слов из литовского языка.

Участников эксперимента разделили на две группы. В одной они пользовались специальными методиками запоминания слов (их подсказывали ученые), в другой группе участники не прибегали к каким-либо приемам.

Некоторые методики не смогли привести к улучшению запоминания и последующего воспроизведения информации. "Это показывает, насколько трудно перевести научные принципы в процесс реального обучения", - говорит Дэвид Шэнкс, также представляющий университет.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чтобы лучше запоминать информацию, признайтесь себе в том, что вы далеко не все знаете

Серьезным препятствием оказалась скука: член одной из команд уснул во время часовой сессии по запоминанию слов, несмотря на то, что ему и его коллегам платили за участие в опыте пирожными.

"Такое случается", - говорит Яна Уайнстайн из Университета штата Массачусетс Лоуэлл, которая входила в состав коллегии судей.

Тем не менее, многие команды сумели кое-чему научиться в ходе эксперимента. Некоторые участники смогли запомнить в два раза больше слов - вместо того, чтобы замкнуться на одном единственном приеме, они, как правило, использовали сочетание нескольких методик.

Признание собственного невежества

Самопроверка – один из самых надежных способов улучшить память.

Для меня удивительной и потенциально полезной оказалась уловка под названием "ошибочное воспроизведение".

Участников опыта без предварительной подготовки заставляли догадываться о значении тех или иных литовских слов.

"В первый раз они всегда ошибались", - говорит Шэнкс. Однако, как показали психологические исследования, первоначальные ошибки приводят к тому, что потом слова - в правильном значении - хорошо запоминаются.

"Этот способ дает значительно более ощутимые результаты, чем простое заучивание слов".

Простое признание собственного невежества, как выясняется, стимулирует память и позволяет усваивать в два раза больше информации по сравнению с теми группами, которые не пользуются этим методом.

В психологии известно, что если немного усложнить задачу, это может усилить концентрацию внимания и заложить более прочные основы для последующего запоминания и воспроизведения информации.

Скольжение по волнам памяти

Чрезмерные занятия ведут к пустой трате времени. Некоторые участники разработали алгоритмы, которые позволяли определить уровень усилий, необходимых для запоминания и воспроизведения каждого из 80 слов.

Можно пойти другим путем и положиться на собственную интуицию при составлении графика обучения, устанавливая все более долгие паузы между сеансами самопроверки и работы над ошибками.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чем больше вы взаимодействуете с информацией, тем выше шансы, что вы сможете все запомнить

Один из наставников устраивал короткие перерывы для участников эксперимента и показывал им водопад на видео (по задумке отдых должен был способствовать запоминанию).

Безусловно, когда вы учитесь, нужно делать короткие перерывы, чтобы усталость не могла снизить ваши природные способности.

Принцип "шведского стола"

Можно поддаться соблазну рассортировать материал блоками по темам и заучивать эти блоки один за другим. Так, некоторые наставники и поступили – организовали слова по категориям и темам.

Однако одна из команд пришла к выводу, что повторение всех 80 слов по кругу также может быть эффективным методом. Как отмечает Бен Уотли, чемпионы турниров по запоминанию запоминают последовательность карт в колоде схожим способом. Они быстро просматривают всю колоду вместо того, чтобы делить ее на блоки и запоминать их каждый по отдельности.

Если такой способ кого-то смущает, опыты показывают, по меньшей мере, одно: учебные занятия необходимо разнообразить. Лучше уделять время изучению разнообразных предметов и освоению различных навыков, чем концентрироваться на одном единственном предмете. Представьте себе, что вы пробуете разные блюда со шведского стола, а не заказываете обед, выбрав что-то из меню.

Занимательные истории

Любая форма "развития темы" способ активировать связи между нейронами и отпечатать информацию в памяти. Один из наставников предлагал участникам сочинить короткий рассказ с использованием слов, которые они должны были выучить. Кук и Уотли были приятно удивлены, когда обнаружили, что одна команда применила метод "дворца памяти". Это способ запоминания путем привязки слов к предметам в хорошо известном вам месте, например, в собственной квартире.

Разработанная ими программа покажет вам картинку комнаты и предложит вам литовское слово lova – кровать. Вы можете представить свою возлюбленную на диване. Как только вы организуете процесс запоминания, вы сможете проделать все ваши шаги в обратном порядке и легко вспомнить нужное слово.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Ниточка на пальце и крестик, нарисованный на внутренней стороне запястья, помогут не забыть о мелких, но важных делах

Именно этот способ помог иезуиту Маттео Рикки овладеть китайским языком на таком продвинутом уровне. Он же лежит в основе способности Кука запомнить 2265 двузначных чисел меньше, чем за полчаса. Компьютерная программа Кука и Уотли упрощает процесс, доводя его почти до автоматизма. "Если наш способ победит, это станет серьезным открытием", - говорит Кук.

И все-таки сложно отделаться от мысли, что эти способы очень далеки от того, в чем мы нуждаемся в повседневной жизни. Выполняя предыдущее задание, я попытался с помощью мнемотехники выучить примерно 1000 датских слов. И хотя эти приемы помогли мне запомнить слова по отдельности, я так и не смог начать употреблять эти слова в полете, в баре или ресторане.

Кук соглашается, что это всего лишь первый шаг. Подобные техники, по его словам, могут лишь создать основу тренировки памяти. Тот же метод позволяет легче учить не только языки, но и любые другие дисциплины – историю, математику. "Повторные проверки, увеличение интервала между тестами – эти методики работают почти в каждом случае", - говорит он.

Обучающие игры

Судьи надеются, что смогут проводить соревнования ежегодно по мере того, как они будут совершенствовать искусство памяти.

В будущем могут появляться новые изобретательные подходы, заслуживающие внимания. Шэнкс, например, упоминает один проект, который не был допущен в этом году, но может оказаться многообещающим в будущем.

"Они разработали видеоигру, в которой нужно сбивать космические корабли в небе. Совершенно случайно, на этих кораблях написаны литовские и английские слова, - рассказывает он. - По-моему, блестящая идея".

Истинный вызов для экспертов в области памяти состоит, однако, не только в том, чтобы сделать учебу быстрой и эффективной.

Как известно каждому студенту, главное препятствие в учебе - это отвлекающие факторы, будь то мысль отправиться позагорать в парке или включить телевизор. Может потребоваться множество новых состязаний, прежде чем удастся преодолеть это препятствие.

Что еще почитать