Как здороваются узбеки. Узбекистан. Обычаи и традиции. Правила поведения узбеков

Действующие лица : Ведущий в костюме Деда Мороза (необязательно).

Реквизит для конкурсов : подарки за победу, ручки и листы (по количеству приглашенных гостей), пронумерованные билеты для лотереи и подарки, непрозрачная банка, мешок с вещами, два набора цветных ленточек, повязки на глаза, карточки со словами, карточки с номерками, мешочек.

(Звучит музыка, гости рассаживаются по местам, появляется Ведущий)

Ведущий :
Добрый вечер вам друзья,
Новый год встречать пора,
Вам я с этим помогу,
Настроенье подарю!

А еще, конечно, счастье,
Вечер просто распрекрасный,
Подарю я волшебство,
И все будет хорошо!

Ведущий :
- Дорогие дамы и господа, рад всех приветствовать. Сегодня мы с вами попрощаемся с уходящим годом и вместе встретим Новый. Вам наверно интересно, где я потерял свою Снегурочку? Все просто, надоело ждать, пока она соберется! Ну, а если честно, вас много и мы просто не успеваем. В общем, вернемся к проводам уходящего года. Уверен, что каждый из вас столкнулся в этом году с какой-то трудностью, проблемой, изрядно подпортившей настроение, уверен и в том, что были и воодушевляющие, приятные, удивительные моменты. Предлагаю сейчас вспомнить два момента уходящего года (хороший и плохой) и записать их на листочках. Сейчас я раздам всем необходимый реквизит, с помощью которого, вы сможете выполнить задание.

(Спустя минуту)

Думаю, вы все справились с моей просьбой. Отложите листы с хорошими воспоминаниями и сохраните до следующего года. Вы можете дополнять их новыми моментами, но ни в коем случае не выбрасывайте. А теперь очередь плохих воспоминаний. Возьмите этот листик и порвите его и выкиньте, ведь Новый год на то и новый, чтоб начинать его без багажа прошлых неприятностей.
Реквизит для конкурса: ручки и листы (по количеству приглашенных гостей) .

Ведущий :
А теперь, ну, наконец-то,
До спиртного добрались,
Выпьем мы бокальчик первый,
Чтоб мечты у нас сбылись!

Чтобы беды отступили,
Не терзали души нам,
Чтоб проблемы позабылись,
И исчезли, словно хлам!

(Все выпивают)

Ведущий :
- Продолжая тему прощания с уходящим годом, хочу спросить у вас, готовы ли вы его отпустить? Нет, ну серьезно, мало ли, вдруг кто-то из вас захочет остаться в нем? Так это я к чему, сейчас мы узнаем, насколько вы готовы вступить в Новый год! Предлагаю вот что, сейчас я буду произносить рифму-обещание для грядущего года, которую вам нужно будет по очереди продолжить. Кто больше придумает, тот и получит приз. Вот пример, чтоб вы не запутались:
В Новом году я точно буду,
Заниматься физкультурой!

Все легко и просто, итак, начнем:
1. В Новом году я обещаю...
2. В Новом году я буду точно...
3. В Новом году я буду чаще...
4. В Новом году спортивным стану...
5. В Новом году начну стараться...

Итак, в нашем конкурсе есть победитель, которому я хочу вручить вот такой вот, небольшой, но, наверное, очень полезный приз, позволяющий записывать свои идеи (вручается маленький блокнотик с изображением символа года) .

Ведущий :
Теперь самое время выпить за то, чтоб все ваши обещания исполнились!

(Все выпивают)

Ведущий :
Вот скажите, кто-то из вас задумывался, что такое Новый год? Новый го, это не всегда я, или моя красивая внучка в голубом полушубке, это также настроение, атмосфера, мандарины, шампанское, салат шуба, и, конечно же, оливье. Это новые надежды, новые планы, новые мечты. Это веселое время провождение с друзьями и родными, это самое волшебное время года, которое с нетерпеньем ждет наша страна. А еще, Новый год, это теплые и душевные пожелания, которые так важны. Скажите, а вы приготовили свои ?

(Гости обмениваются поздравлениями и выпивают за сказанное)

Ведущий :
Надо же, как неловко получилось. О самом главном я и забыл! У нас же с вами будет новогодняя лотерея, которая подарит интересные подарки. Тяните билеты господа, ведь именно их номерки определят, какой приз вы получите!
Реквизит: пронумерованные лотерейные билетики.

(Все тянут по билетику)

Ведущий :
А мы продолжаем. Как известно, в Новый год нужно входить без долгов, якобы примета такая. А мы что? Мы тоже соблюдаем эту примету, и сейчас будем прощаться с нашими финансовыми сложностями! Я, пущу по залу эту чудную банку (непрозрачную), в которую каждый из вас опустит столько денег, сколько посчитает нужным, мысленно попросив уходящий год о том, чтобы он забрал ваши долги. После этого прошу вернуть банку мне.

(Гости кладут в банку деньги и возвращают ведущему)

Ведущий :
Вопрос, кто из вас хочет стать богаче? На кону эта банка, а получит ее тот, кто угадает, какая сумма в ней храниться?

(Гости по очереди называют предполагаемую сумму, ведущий потом открывает банку, пересчитывает и вручает выигрыш победителю. После поднимается бокал за финансовое благополучие)

Ведущий :
Поздравки уже звучали,
Чтобы вы не заскучали,
Предлагаю вам начать,
Дружно очень танцевать!
Музыку сейчас включу,
На танцпол всех позову,
Будем с вам зажигать,
Минут тридцать все плясать!

(Спустя 25 минут)

Ведущий :
Вас немножко я прерву,
Провести хочу игру,
Хоть пришли вы все в нарядах,
Вам одежку предложу!

Правила друзья простые,
Я мешочек вам даю,
Вы танцуете как прежде,
Вам сейчас все объясню!

В общем, правило простое,
Передайте вы мешочек,
Но, как пауза настанет,
Доставайте одежонку.

Надевайте и танцуйте,
И так будет до тех пор,
Пока мешок пустым не будет,
Ну, что друзья мои, начнем?

(В мешок можно сложить: семейные трусы, лифчик (очень большого размера), треники, халат, косынку, старое платье, взрослый памперс, парик, смешные шапочки, мужские шорты, короткую юбку и т. д)

Ведущий :
Все отлично получилось,
С вами мы повеселились,
Разрешаю все вам снять,
И места свои занять!

(Гости рассаживаются по местам)

Ведущий :
Интересно, а не забыли ли вы алфавит? Нет, ну серьезно, со мной такое часто происходит, а со Снегурочкой то вообще, она же у меня на всю голову замороженная, ну не об этом. Предлагаю проверить вашу память, но непросто назвать буквы, а сделать это интересно. Задача в следующем: вы по очереди и по порядку произносите букву алфавита и на эту букву произносите новогодний тост. Например, я называю букву К, и произношу тост, начинающиеся с этой буквы: Как много приятного с нами происходит, выпьем же за то, чтоб в Новом году их было больше! Всем все понятно? Тогда, давайте начнем?

(После произнесенных тостов Ведущий предлагает выпить за сказанное)

Ведущий :
Мне тут позвонили и сообщили, что Новый год уже в пути. А еще, мне сказали, что в этом году актуальными будут бантики, не знаю, кто выдумал, но опровергать не стану, а лишь предложу потренироваться их завязывать. Для этого мне понадобиться три добровольца, две девушки и мужчина. Мужская роль здесь самая сложная - изображать манекена. Поверьте, стоять без движений, куда сложнее, чем выполнять мое задание. Девушки будут завязывать на манекене бантики! Что сложного, спросите вы? А практически ничего, кроме того, что барышни будут выполнять задание с завязанными глазами! И еще, забыл добавить, мало завязать свои бантики, так нужно еще развязать и бантики соперницы, времени на все про все, всего минута! Зато, вон, какие красивые ленточки я приготовил!

(Ведущий выдает девушкам по 10 ленточек разных цветов (можно цветов будущего года) и завязывает глаза. По его команде начинается конкурс)

Ведущий :
Ну, что ж, я поздравляю нашу победительницу и вручаю ей символический приз, ну а мы продолжаем и плавно приближаемся к новогодней лотерее. А пока она еще не наступила, прошу всех на танцпол!

(Музыкальная пауза продолжительностью 15-20 минут, во время которой ведущий может провести еще один )

Ведущий :
Пока вы отдыхаете после столь зажигательных танцев, я хочу вам загадать несколько .

Примеры загадок.
1. Что на свете всех белее,
Всех желанней и вкуснее,
Что же гонят в аппарате,
И бывает на параде?
(Самогон)

2. Два огромных шарика,
Весело качаются,
Нет не новогодние,
Всем мужчинам нравятся?
(Грудь)

3. Что в стаканы наливаем?
Что мы дружно выпиваем?
(Водка)

4. Закуска лучшая, тут спору нет,
Имеет серебристый цвет.
(Селедка)

5. Ходит смело по сугробам,
Очень любит старика,
Только холодна немного,
Кто ответит, кто она?
(Снегурочка)

(Варианты и количество загадок может быть другим)

Ведущий :
Самое время выпить за смекалку, чтобы в будущем году ее было как можно больше!

(Все пьют)

Ведущий :
Для следующего конкурса мне понадобиться 4 человека. Ваша задача будет предельно проста - изобразить Новый год! Все просто, только делать это придется без слов. Один показывает, другой угадывает, и так в каждой паре. Итак, предлагаю с помощью жребия определить, кто будет первым показывать слова на предоставленных мной карточках. Забыл добавить, что пары показывать будут одновременно. Время на показ - 1 минута, после истечения, которой игроки в парах меняются местами. Всем все понятно? Прошу, тяните карточку!

Слова для карточек:
1. Дед Мороз;
2. Снегурочка;
3. Снеговик;
4. Снежинка;
5. Мороз;
6. Мандарин;
7. Салют;
8. Подарки;
9. Новогодняя елка;
10. Новогодние игрушки;
11. Хлопушка;
12. Бой курантов;
13. Поздравление президента.
Реквизит: карточки со словами.

Ведущий :
Поздравляю пару победителей, и с большим удовольствием объявляю музыкальную паузу!

(Спустя 15 минут)

Ведущий :
Дорогие друзья, извините, что прерываю, но мне в голову пришла гениальная идея, а почему бы нам не поводить хоровод? Нет, ну действительно, какой Новый год без хоровода? Только предупреждаю, у нас будет самый необычный хоровод за всю историю! Быстренько встаем в круг, а я займу место в центре. Вся хитрость в том, что вы должны будете повторять за мной все действия и звуки. Ну что, попробуем?

(Лучше показывать жесты и издавать звуки, символизирующие животное грядущего года, а сам хоровод проводить под песенку «Маленькой елочке холодно зимой)

Ведущий :
Всех прошу занять места,
Лотерея ждет друзья,
Буду цифры называть,
И подарки раздавать!

(Все занимают свои места)

Ведущий (тянет карточки с номерками из мешочка. Внимание, в сценарии лоты прописаны по порядку) :
№1 получает очень полезный и главное необходимый приз - новогодний календарь, который поможет не потеряться в днях;
№2 получает то, что будет согревать холодными вечерами и дарить аромат (пачка чая) ;
№3 получает острые ощущения в баночке (горчица) ;
№4 получает то, без чего невозможно прожить и в чем очень удобно прятать деньги (носки) ;
№5 получает то, что поможет всегда иметь выразительный взгляд (туш или карандаш для глаз) ;
№6 получает то, что поможет склеить все на свете, даже того, кто давно вызывает симпатию (тюбик клея) ;
№7 получает портативный символ года, который, несомненно, принесет удачу (магнит или сувенир) ;
№8 получает то, без чего невозможно прожить день (пару пакетиков кофе) ;
№9 получает главный приз, без которого невозможно встретить праздник (коробка конфет и бутылка шампанского) ;
№10 получает то, что все знает, есть в каждом доме и украшает нашу жизнь (баночка хрена) ;
№11 получает то, что вытеснило соску (чупа-чупсы) ;
№12 получает то, что всегда всего важней и необходимей (рулон туалетной бумаги) ;
№13 получает то, что должно продаваться в комплекте с коньяком (лимон) ;
№14 получает то, что сохранит красоту прически в любую погоду (расческа) ;
№15 получает то, что поможет всегда оставаться сытым (деревянная ложка) .
При необходимости можно добавить больше лотов.
Реквизит: карточки с номерками, мешочек.

Ведущий :
Всех поздравляю с выигрышем столь ценных призов и с радостью объявляю, что через пять минут наступит долгожданный Новый год! Наполняйте бокалы, придумывайте желания, а я пошел заводить куранты!

(Звучит бой курантов, все поздравляют друг друга с Новым годом и обмениваются подарками)

Ведущий :
Поздравок вам мой друзья,
С Новым годом всех, ура!
Счастья всем и доброты,
Чтоб сбывались все мечты!

Чтоб сумели и смогли,
Чтоб в гармонии жили,
Красота пусть окружает,
И проблемы отступают!

(Ведущий объявляет еще один после, которого следует музыкальная пауза)

Ведущий :
Вечерок к концу подходит,
И в дорогу мне пора,
С вами на год я прощаюсь,
Не забудьте вы меня!

Вам веселья, денег много,
Ездить всем на иномарках,
Чтобы счастье было много,
Измерялось чтобы в марках!

Предлагаем универсальный вариант для организации новогодней вечеринки, которую можно устроить даже среди малознакомых гостей, в этом случае, конечно, стоит добавить игру на знакомство. Сценарий новогоднего вечера «Вечер - лукавый маг» это смесь доброжелательного конферанса и занимательной игровой программы, в которую, при желании, можно еще добавить красочных концертных номеров и хорошо подобранной танцевальной музыки.

Зал, где будет проводиться проведения магический для создания атмосферы хорошо бы украсить. Например, сделать упор на серебряные драпировки и темно-синие воздушные шары, поскольку в восточной философии эти цвета считаются магическими. Серебристой тканью можно украсить стены, обернуть стулья, добавить серебряные салфетки поверх темно-синих скатертей. К ножкам столов рекомендуем привязать шары, наполненные гелием, - такой прием позволит несколько отгородить один столик от другого. Для законченного образа сервируйте стол белой посудой с серебристым или синим узором.

Пока гости пребывают и рассаживаются по местам, звучит приятная музыка. Начало вечера знаменуется звучащими фанфарами. Ведущий появляется в зале с первыми аккордами прекрасной, но сегодня почти забытой песни «Ах, этот вечер - лукавый маг».

Сценарий новогодней вечеринки

Ведущий: (напевает или поет строчки из песни) Волшебного вам вечера, господа! Пусть сегодня, накануне Нового года - самого загадочного и таинственного праздника, с вами произойдут разные удивительные чудеса! Не побоюсь вам также пожелать приятных и неожиданных сюрпризов, господа! Ведь недаром мы назвали наш вечер лукавым магом! Кстати, волшебником сегодня сможет стать каждый, кто только пожелает! Но дежурным волшебником назначен я - (имя), а помогать мне будет музыкальный чародей - (имя ди-джея)

Итак, попрошу мужчин открыть шампанское! Разрешается с шумом и брызгами! Так мы скорее привлечем к себе разные там чудеса и волшебные происшествия! Да-да! Ведь они такие проказники! (звучит веселая музыка, все угощаются шампанским, чокаются, закусывают; пауза 5 - 10 мин.)

Ведущий (держит в руках фужер с шампанским) : Странно, что с нетерпением ожидая Нового года, мы всегда удивляемся, как быстро приходит очередной праздник. Согласитесь, Новый год помогает нам острее ощущать течение времени, а значит, ценить его, ценить и любить жизнь, которая так быстротечна. Но в новогодний праздник не говорят о грустном, потому что на самом деле Новый год - это праздник будущего, ведь каждый человек с надеждой и улыбкой пытается заглянуть в грядущее: каким я буду в следующем году? Чего достигну? С чем придется расстаться? Какие люди повстречаются мне на пути?

И с трепетом сей год, встречая, всем гостям я пожелаю,

Смело в путь свой отправляться, неудачи не бояться,

И тогда новогодний шум и блеск подарит каждому чудес!

(звучит веселая музыка, ведущий призывает гостей угощаться - банкетная пауза длится не более 20-ти минут, неожиданно для всех выходит Дед Мороз).

Игровая часть сценария "Вечер- лукавый маг"

Дед Мороз: Охо-хо! Малышки-ребятишки! А кто к вам пожаловал? А это я - Дедушка Мороз …

Ведущий: Позвольте, какие же мы вам «малышки-ребятишки»?!

Дед Мороз: Нет-нет, я не играю в картишки! Я людей с Новым годом поздравляю!

Ведущий: Ну, ладно! Детишки так детишки, вот только мы вас ждали попозже!

Дед Мороз: Какие еще дрожжи? Дети такое не едят!

Ведущий: Да не «дрожжи», а по сценарию ваш выход чуть позже, потому что мы вас должны все хором позвать, и тогда-то вы и должны выйти!

Дед Мороз: Как уйти?! Значит, я вам не нужен?

Ведущий: Ещё как нужен! Но гости для веселости всегда хотят немножко покричать: Дедушка! Де-душ-ка!».

Дед Мороз: Ну, нет! Давайте обойдемся без этого, а то я от этих криков стал уже на ухо туговат.

Ведущий: Да, мы уже заметили! А где же Снегурочка? Внучка ваша?

Дед Мороз: Тут такое дело - я решил без нее начать. Она пока соберется, так все елки кончатся! Ей ведь часа три надо, чтобы она была готова за 15 минут!

Ведущий: Тогда присядьте, на наших гостей полюбуйтесь, ваше выступление без Снегурочки не будем начинать (сажает Деда за столик ). Где это видано, чтобы новогодний вечер прошел без прекрасно-снежной половины? А мы пока развлечемся немного!

Новогодняя застольная игра-аукцион "Под елочкой"

Ведущий: Вы наверняка заметили, что ваши столики украшают синие шары - это неспроста, потому что в течение нашего вечера волшебства и чудес игроки за каждый правильный ответ будут получать по серебряной ленточке. Ими нужно будет повязывать бечевки шариков. Таким образом, чем больше у игроков одного столика окажется серебристых ленточек, тем приятнее их ожидает сюрприз. Говорю так потому, что сюрпризы ждут сегодня многих! И для разминки предлагаю провести новогодний аукцион под кодовым названием «Под елочкой». Смысл аукциона заключен в том, чтобы участники назвали как можно больше самых важных и даже необходимых для встречи Нового года вещей. Ответы принимаются хором, т.е. от каждого столика - один общий. Повторяться, естественно, нельзя, выигрывают игроки того столика, чей ответ станет последним. Общее время игры - три минутки! Поехали! (давшим последний ответ полагается серебряная ленточка)

Игра за столиками "Буриме под шубой"

Ведущий: Попрошу чуточку внимания!

Сейчас настанет час стихов!

Кто сочинить стихи готов?

Дадим вам перья, рифм немного,

Чтобы сложить могли вы строки.

И в новогодний этот час,

Провозгласим поэтом вас!

При включении этой игры в нужно заранее приготовить карточки для каждого столика, которые на празднике раздаются каждому столику. Заготовки это листки бумаги с рифмами: сердце - дверца, идет - Новый год, желания - предсказания и ненастье - счастье. Ведущий предупреждает, что всего в запасе пять минут времени. Лучшему столику выдают серебряную ленточку, а самому сочинителю - бутылку шампанского!

Песенный конкурс "Карусель куплетов"

Ведущий объясняет, что на этот раз игрокам придется спеть, но все песни, конечно, должны быть про зиму, снега, мороз, зимние развлечения, заснеженную природу и так далее. Лучше всего дать участникам немного сосредоточится и посовещаться, дабы припомнить соответствующие произведения. Затем команды по очереди поют по одному куплету, где есть хоть одно слово на означенную тему. Если команда на счет «раз, два, три» не предъявляет свой вариант, она выбывает из игры. Так столики борются буквально до последнего, который и получает красивую ленточку. Петь, конечно, нужно хором. Командам, продержавшимся дольше большинства, вполне возможно вручить тоже по серебряной ленточке, чтобы поднять новогоднее настроение! Между прочим, ведущий может предложить спеть одну из самых понравившихся песенок всем вместе - это будет подводкой к следующим за песенным конкурсом концертным номерам (два - три номера).

Игровой момент с Дедом Морозом "Воздушный танец"

Ведущий: По-моему, мы замечательно веселимся! А все ли помнят, что мы отмечаем самый лучший в году праздник …

Дед Мороз: Новый 20 … год! Ура!

Ведущий: Спасибо, конечно, но хотелось бы узнать, нашли ли вы свою внучку, а нашу - Снегурочку?

Дед Мороз: Эх, милок! С ног сбилси!

Ведущий: Оно и видно! Прям, качаетесь уже с устатку!

Дед Мороз: Ты меня не стыди, я дедушка ста-а-аренький, могу и немножко расслабиться. А вот за внучку-то мою и впрямь боязно: она у меня такая чувствительная вышла! Как кого симпатичного увидит - так и тает от восторга!

Ведущий: Замечательно! Она, может у вас уже давно в лужицу средних размеров превратилась? Что же тогда мне делать?

Дед Мороз: Что собирался, то и делай - праздник веди! Чего у тебя там еще в запасе имеется?

Ведущий: Потанцевать немного хочется!

Дед Мороз: Вот и не морочь деду голову - приглашай народ на танцы!

Выносят серебристого цвета шарики и темно-синие маркеры. Того и другого должно быть ровно столько же, сколько столиков (команд) принимает участие в игре. Шары и фломастеры раздаем командам.

Ведущий: Послушайте условия - они очень затейливы: во-первых, все должны танцевать! Во-вторых, каждая команда по очереди образует свой кружок, в центр которого встает один из игроков с шариком и маркером. Под музыку он красиво расписывается на шаре и передает его другому участнику, который также должен оставить росчерк своего пера на шарике. Все эти перемещения обязательно делаются в танцевальном ритме. Безусловно, все остальные столики и я следим за выполнением задания. К тому же, мои помощники будут засекать время, и трем командам, протанцевавшим с шариком и маркером за меньшее количество времени, мы вручим по серебряной ленточке! Итак, мы начинаем! Все выходим на танцпол! Первой делает свой кружок команда, сидящая за первым столиком справа!

Будет лучше, если ведущий сам возьмется объявлять смену команд - так дело пойдет живее. Между выходами команд вполне возможно объявлять просто танцевальную паузу - белый танец, летку-енку и т. д.

Конкурс "Новый кулинарный год"

Ведущий: Как встречать грядущий новый год каждый народ решает для себя сам. Особенно разные национальные пристрастия отражаются на кулинарии. Вот американцы, например, не представляют себе встречи Нового года без индейки, русские - без оливье. А в одной из арабских стран во время празднования обязательно выставляют семь блюд, названия которых все начинаются на «С». Внимание, вопрос! Команды по очереди должны назвать кушанья, традиционные для русского застолья, начинающиеся на букву «С»! поехали! Блюда называем хором!

И снова серебряная ленточка вручается последнему столику, сумевшему дать правильный ответ. Но кулинарный конкурс на этом не заканчивается.

Ведущий: Не огорчайтесь, сейчас каждая команда получит шанс заработать заветную ленточку! Предлагаю вашему вниманию блиц-опрос на кухонную тему! К заданному вопросу я предложу три ответа, но игрокам нужно выбрать единственно правильный из них! В игру вступает первая команда!

1. Какое лакомство традиционно для новогоднего застолья в Голландии?

*Блинчики, пудинг , кекс.

2. Какое кушанье считается главным украшением гурманов из Северного Китая?

*Манты, фуагра, рис .

3. Главное угощение под Новый год селян Венгрии?

* Паприка , тушеный на меду лук или индейка с персиками?

4. Что предпочитают съесть под Новый год жители Монголии?

* Жаркое из свинины, заливное из собаки или печеная конина ?

5. А без какого кушанья не мыслят этот праздник в Японии?

* Осьминоги, луковый суп, копченая рыба .

6. Только эту рыбу подают в новогоднюю ночь китайцы.

* Карп , язь, сельдь.

7. Еще наши предки ставили на стол …

* Суши, пироги с капустой , мороженое.

8. Ни один американец не сядет за стол, если на нем не стоит …

* Жульен с грибами, пельмени, жареная индейка .

9. А вот в Шотландии на Новый год всегда можно попробовать …

Булочки с маком , молочный ирис, гренки с омлетом.

10. Наши братья-украинцы обязательно в центр стола ставят …

* Фаршированную щуку, шмат сала , галушки

11. Зато в Южной Африки для ознаменования прихода нового года разбивают оземь …

* Дыню, кокос , кабачок.

12. Молдаване обязательно приготавливают …

* Рулет из свинины , гречневую кашу, оладьи.

За каждый правильный ответ команде полагается ленточка.

Игровой момент "Лотерея-серпантин"

Билеты для этой лотереи можно продавать еще в самом начале вечера по символической цене или же определенные номера должны быть вписаны в пригласительные, еще вариант - пронумеровать стулья гостей.

Ведущий:

Чтобы нервы поиграли, чтобы глазки заблистали,

Чтобы пыл борьбы не гас, приглашаем снова вас

Поучаствовать скорее в нашей милой лотерее!

Под звуки бравурной музыки в центр выходит Дед Мороз сразу с тремя мешками подарков, но весь вид его говорит о том, что он в них запутался страшно!

Ведущий: И снова, здравствуйте! Где же все-таки ваша внучка? И почему, интересно, вы снова здесь возникли?

Дед Мороз: А что, вы снова мне не рады?

Ведущий: Напротив, в России всегда рады Дедам Морозам, но вы только что сорвали мне проведение лотереи!

Дед Мороз: Вот это уже совершенная напраслина, потому что я вам вовсе не помешаю, даже очень наоборот!

Ведущий: Интересно узнать, как это - наоборот? Какое вы-то отношение имеете к лотереям, ведь вы подарки раздаете всем подряд и без условий! Кстати, зачем вам так много мешков с подарками?!

Дед Мороз: Так ты, сынок, сначала разберись, а потом возмущайся! Лучше подсоби мне!

В этот момент все в Деде Морозе говорит, что он понял, что к чему.

Дед Мороз: Значит так, это у нас будет лотерея-серпантин, потому что ты будешь из одного мешка тянуть номерок. Названный тобою номер, то есть гость, лезет в мешок номер «два», чтобы вытянуть себе название подарка. А из последнего мешка я и буду эти подарки извлекать! Понял? Вот такой серпантинчик получается!

Ведущий: И впрямь серпантин! Зато интересно. Молодец Дедушка Мороз, кудряво придумал! Значит, начинаем, не откладывая!

После того, как ведущий называет номер, выходит игрок и тянет карточку с текстом, где в шуточной форме объявляется сюрприз. Дед Мороз с комментариями шутками и своими прибаутками вынимает презент и вручает счастливчику.


Музыкальный конкурс "Частушечное оливье"

Ведущий:

Предлагаю устроить частушечное оливье,

Давайте весело споем о работе и семье,

Посмотрим на проблемы легко и, шутя,

Пусть каждый веселится - словно дитя.

Мы неслучайно назвали этот конкурс - частушечное оливье, ведь оливье и веселье на новогоднем празднике всегда рядом, поэтому поем частушки вкусные, а не гнусные, ждем здесь частушечников задорных на шутку да задор проворных!

Конкурс частушек вполне возможно объявить заранее, предложив вспомнить вещи, связанные с новогодней темой. Всех выступающих обязательно награждают небольшими презентами, но самые-самые, конечно, получают серебряную ленточку. Таких счастливчиков должно быть трое-четверо, не более.

Развлечение за столом

Ведущий:

О чем нам звезды говорят? Что год грядущий нам готовит?

Меня послушайте, друзья. Я гороскоп для вас открою:

Для родившихся в год Крысы:

В этом году вас ждет повышение

и в творчестве озарение!

Для родившихся в год Быка:

Спокойствие вам не светит,

Страна с многовековой историей, его самобытная культура сложилась еще на заре цивилизации. Традиции народа - неоценимый опыт предков, дошедший из глубины веков. Соблюдение их всегда было долгом каждого, независимо от пола, возраста и социального статуса, ведь только ценя прошлое, человек может быть уверен в настоящем и спокойно смотреть в будущее.

Согласитесь, ведь все обряды и ритуалы имеют под собой абсолютно практический смысл, хоть и понимаем мы его, увы, не с первого раза.

Керамика. Производство глиняной посуды Средней Азии было одним из наиболее развитых сфер производства. Наиболее распространенные формы керамики были Поливная и сухая керамика, которые имели свои местные особенности. До сегодняшнего времени сохранились наиболее большие центры производства глиняной посуды, типа Риштан , Гиждуван, Самарканд ский - Гурумсарай, Ургут, Шахрисабз , и Ташкент.

Гравюра. Современные мастера, работающие с латунью и медью, изготавливают высококачественные гравированные изделия из этих металлов. Выдающимися мастерами этого дела являются мастера Бухары, которых отличает тонкость и богатство создаваемых образов.

Табакерки
Изготовление различных сосудов и других предметов быта из тыквы, нередко с оригинальной художественной отделкой, существует у многих народов мира. В Узбекистан е из тыквы также изготавливают различные предметы, но особенную популярность завоевали носковок-табакерки, которые выделываются из специально выращенных тыквянок.

Игрушки . Мелкая пластика в керамике Узбекистан а представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз - забыть их невозможно.

Ножи
Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистан е является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют гулдор пичок, что означает - нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны.

Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезм е.

Ткани . Искусство оформления художественных тканей Узбекистан а - поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников.

Чеканка
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.

Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Узбекистан славится большим разнообразием узбекских тюбетеек. Узбекская тюбетейка - "это круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор узбеков". Тюбетейка украшает всех - и седые головы стариков, и макушки новорожденных. Народная пословица говорит: "Тюбетейка джигиту всегда к лицу". Происхождение тюбетейки очень древнее. В обычае носить …

Древнейший народный праздник Навруз ("Навруз байрами") отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Навруз (Нов-руз, Нау-руз) — праздник весны или нового года. Термин «Навруз» состоит из двух персидских слов «нов» (новый) и «руз» (день), то есть первый начальный день важнейшего праздника арийцев. Его празднуют в течение вот уже нескольких тысячелетий. Смысл этого …

Музыкальные стили узбекских дастанов.

В Узбекистане эпические поэмы и рассказы передаются через эпические жанры, которые называются Дастанами. Дастан это средство передачи рассказов, повестей, од, приключений и включает в себя как прозу, так и поэзию в сопровождении музыки. Наиболее популярными являются древние дастаны, основанные на многовековых традициях, часто пересказываемые самими исполнителями дастанов. Через …

Особенности национального гостеприимства

Наверное, всем знакома крылатая фраза: «по законам Восточного гостеприимства», а что же лежит в ее основе? Мало кто догадывается что, в древности у узбеков, как и всех восточных народов, гостеприимство было жизненным принципом и дело тут вот в чем. Уходя в дорогу, древний путник оказывался один на один с бесконечной степью, на сотни километров ни души. Могли кончиться деньги, иссякнуть …

Узбекское чаепитие

Любая трапеза у узбеков начинается и заканчивается чаем, без преувеличения можно сказать, что чаепитие в Узбекистане - особый ритуал. Обычно гостя приглашают за накрытый стол, на котром уже поданы сладости, выпечка, фрукты. Заваривать и подавать чай могут только хазяева дома и в узбекских семьях это проделывается виртуозно. Сначала на столе возникает стопочка чистейших пиал, а …

Праздники Узбекистана

Узбекский народ любит и умеет радоваться жизни, поэтому различные праздники, будь то свадьбы, юбилеи или официальные события, проводятся с большим размахом, при огромном скоплении народа, под зажигательную музыку национальных оркестров, с песнями, плясками, весельем и конечно обилием вкуснейших узбекских блюд. Государственных праздников в Узбекистане, собственно, не так много, это …

Бешик-туй

Появление на свет нового человека, это всегда большое событие, в узбекских семьях, необыкновенно трепетно относящихся к детям, рождение ребенка сопровождается старинным красивым обрядом - Бешик туй (деревянная колыбель)- первое возложение младенца в собственную кроватку. Это событие обычно приурачивается к 7-му, 9-му, 11-му или 40-му дню от рождения малыша. В назначенный день родственники …

Хатна-килиш - Суннат-туй

Хатна-килиш или суннат-туй еще один традиционный ритуал, освященный исламом. Он касается исключительно мальчиков и проводится в возрасте от 3 до 9 лет. Наверное, вы уже догадались, ну конечно это обрезание. Проведение ритуала безопасно и обязательно строго контролируется. Родственники задолго начинают готовиться к замечательному событию, ведь оно принимает грандиозный размах и в …

Фатиха-туй

Фатиха-туй. Этот интересный обычай несет в себе совершенно простой смысл - сватовство или помолвка. По традиции, родители жениха сами находят невесту сыну, правда нынешняя молодежь тактично подсказывает в каком направлении искать, но сути обряда это не меняет. Назначенные свахи подродно узнают все о семье и родственниках девушки, знакомятся с родителями. Если с точки зрения мусульманской …

Свадьба

Свадьба и все что с ней связано великое событие в жизни каждого рода, каждой семьи. Узбекские свадьбы отличаются особым размахом и множеством традиционных ритуалов. Непосредственно день свадьбы начинается с праздничного плова для двух роднящихся семей, его готовят в доме жениха, а потом часть с поздравлениями отправляют в семью невесты. Перед началом церемонии на молодых надевают …

Утренний плов

Утренний плов - старинный обряд, в котором участвуют только мужчины. Эта трапеза обычно приурочена к большим торжествам или печальным датам (поминки). Накануне вечером собираются родственники устроителя и заготавливают необходимые продукты, традиция называется "сабзи туграр" - нарезание моркови, хотя вместе с морковью чистят и нарезают лук, а также подготавливают рис, калят …

Махалля

Махалля - соседская община, традиционная форма общественных отношений в Узбекистане. Основными принципами такого объединения являются самостоятельность и самоуправление с целью соседской взаимопомощи. Этот способ народовластия имеет многовековую историю и является хранителем семейно-бытовых и религиозных отношений, ритуалов и праздников. Обычно, в традиционных махаллях действуют …

Традиционная узбекская одежда

Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными …

Наверное, кулинарные обычаи проще всего сохранить даже будучи в чужой стране. Узбекский плов, лагман, шурпа, самса со всевозможными начинками и многие другие яства – неотъемлемая часть ежедневного узбекского рациона. Нет, разумеется, они покупают и самые обычные колбасу и хлеб, молоко и сыр, варят пельмени и может даже борщ. Но своей исконно национальной кухней узбеки гордятся и при каждой возможности стараются угостить семью, родных или друзей каким-нибудь узбекским блюдом.

А вообще, какие они, узбеки? Что мы знаем об этих людях?

Древний народ

Узбеки – потомки древних среднеазиатских племен – согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев – относятся к тюркоязычной группе. Смешанная европеоидно-монголоидная раса с преобладанием европеоидных черт. Формирование этноса проходило в междуречье Сырдарьи и Амударьи в хорезмских и ферганских оазисных районах.

Говорили на северо-восточных иранских языках, что подтверждается древними рукописными источниками. На протяжении длительного периода времени богатые плодородные ферганские и хорезмские земли подвергались нашествиям степных тюркских племен – кипчаков, оргузов, а потом – тюрков Золотой орды. В итоге взаимопроникновения оседлых народов хорезмско-ферганской группы и кочевых племен постепенно сложилась памиро-ферганская раса европеоидного типа с монголоидной примесью, к XI-XII веку оформившаяся под одним названием - узбеки.

Ислам к узбекам пришел извне. Хорезмско-ферганские земли окружали мусульманские страны. Завоеватели прочно оседали на благодатных землях, строили храмы-мечети, привлекая в них местное население. В настоящее время 88% узбеков – мусульмане-сунниты.

Сейчас помимо Узбекистана узбеки проживают в Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении и, конечно, в России .

Узбеки в России

На конец 80-х годов ХХ-го столетия на территории Российской Федерации проживало около 127 тысяч узбеков. С распадом СССР экономика Узбекистана сильно пострадала, что в свою очередь вызвало мощный поток миграции в Россию этнических узбеков . На сегодняшний день в России постоянно проживают около 300 000 узбеков, не считая трудовых мигрантов, число которых давно превысило 2 млн.

По численному соотношению, больше всего узбеков живет в Москве, а по процентному, относительно общего числа жителей в регионе, – в Ханты-Мансийском округе.

Живут в России потомки древнего народа со времен СССР или пустившие корни бывшие студенты. Кто-то организовал удачный бизнес, кто-то сделал карьеру, а кто-то создал семью и остался жить в России. Каковы бы ни были причины, но менталитет предков дает о себе знать, именно поэтому, чтобы сохранить культуру народа, его традиции и обычаи, возникают узбекские общины и сообщества.

Узбекские национальные традиции

Из-за небольшой численности этого народа в России довольно сложно увидеть настоящую узбекскую свадьбу – никох туй , обряд рождения ребенка – бешик туй , обряд обрезания сына – суннат туй . И не то, что забыты традиции, просто ритм и уклад российской жизни, особенно в больших городах, часто не совмещается с узбекским укладом. Но внутри семей обычаи по возможности сохраняются. В городах, где созданы диаспоры, обязательно проходят дни узбекского фольклора. Танцы и песни узбеков - красочные, изящные и самобытные.

Узбекская свадьба в России хотя и адаптирована на европейский лад, но все же молодожены стремятся соблюдать и свои национальные традиции. Казалось бы, все как у нас – жених приезжает в дом невесты, где она его ожидает в окружении подружек и родственников. Торжественная церемония в ЗАГСе, шампанское, фотосессия. Но настоящие носители своей культуры обязательно привнесут в свадебный обряд национальный колорит. Молитвы и родительское благословение – обязательная часть узбекских свадеб, а уж дальше – как получается. Может какая-то пара оставит обычай "утреннего плова " для мужчин, другая – обязательно устроит "келим салом " - приветствие невестки в доме родителей мужа, кто-то облачится в национальные одежды . Кстати, этот элемент чаще всего используют обрусевшие узбеки. После традиционного белого платья невеста может переодеться в национальный костюм, покрыв голову легким кружевным покрывалом . Это очень красиво и самобытно.

В быту обрусевшие узбеки халаты, чалмы и тюбетейки не носят, они как-то не вписываются ни по климату, ни по взглядам. Впрочем, разве в Ташкенте их носят? Если только где-то в глубинке и то – не все. Зато национальные одежды можно увидеть на театрализованных действах, концертах, свадьбах, фольклорных праздниках, ярмарках, где надо подчеркнуть национальный колорит. Основной элемент народного костюма и для мужчин, и для женщин – халат , украшенный золотым шитьем. На голове мужчины носили тюбетейку или чалму , женщины – платок или паранджу . Традиционная мужская узбекская обувь – мягкие кожаные сапоги, женская – кожаные туфли без задника.

О стереотипах

В последнее время у многих россиян "модно" быть недовольными приезжими из соседних государств. Ругают и узбеков – дескать, и интеллект ниже среднего, и непорядочная нация и еще множество грехов приписывают. В Узбекистане экономическая ситуация довольно неблагополучная, а жить на что-то надо. Вот и едут в Россию отцы семейства и будто бы взрослые дети бедных семей из узбекских деревень. Было бы наивно ожидать от молодого человека из отдаленного села особенной эрудированности. Да и русский язык, скорее всего, он толком не знает. Едут в Россию и вполне образованные культурные люди. Только вряд ли преподавателю колледжа или университета удастся найти работу согласно своему образованию.

Старшее поколение наверняка помнит фильм "В бой идут одни старики" и тонкого интеллигентного юношу по прозвищу Ромео, которого сыграл узбек Рустам Сагдуллаев . А нашумевшая "Бригада", где роль друга и сослуживца Саши Белого исполнил потрясающей красоты мужчина-узбек ! А сколько их еще таких – интересных, красивых, образованных, интеллигентных.

Как и любому народу, узбекам есть, кем гордиться!

В начале 16 века племена, говорившие на тюркском языке и проживавшие в Байчжанском ханстве, ассимилировали племена иранской группы, проживавшие в Хэчжуне, в Ферганской долине, положив начало узбекской национальности. Узбеки учредили на местах органы управления: в Коканде, Андижане, Самарканде, Бухаре.

По статистике 21 века, в мире численность узбеков составляет 26 миллионов, они проживают главным образом в Узбекистане, а также в Казахстане, Киргизстане, Туркменистане, Таджикистане, Афганистане, Иране, Турции, США, Саудовской Аравии и тих местах.

Одежда и жилище
Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела.

Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана.

Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д. На внешнем облике жилищ местного населения Узбекистана сильно сказывалось затворничество женщин. Все жилые и хозяйственные постройки окнами и дверями были обращены во двор.

Дома местного населения делились на две половины – внутреннюю женскую (ичкари) и внешнюю – мужскую (ташкары). В богатых домах каждая половина состояла из отдельного двора; в менее зажиточных дворах для приема гостей выделялась только одна комната (михманхана) с изолированным входом. В бедных же домах и довольно часто в кишлаках внешней половины не было совсем, в случае необходимости принять в доме постороннего мужчину на время его посещения все женщины уходили к соседям.

Основным строительным материалом для возведения построек оседлого населения… служил лесс, применяемый в виде битой глины, высушенных комков (гуваля) и сырцового кирпича. Мебель в европейском смысле слова отсутствовала. Обитатели дома сидели на полу, на постланных вдоль стен узких одеялах – курпачах. Различные предметы домашнего обихода размещались в многочисленных нишах (токча)Национальный костюм различных народов Узбекистана, в основном однотипный, значительно отличался в своих деталях у представителей не только различных народностей, населявших страну, но и по отдельным районам. Верхней одеждой мужчин везде являлся халат…

Ферганцы, любили темные цвета – синие, фиолетовые, темно-зеленые и носили короткие узкие халаты, с узкими рукавами, плотно запахнутые и подпоясанные поясным платком. Престарелые имамы, ишаны и вообще люди преклонного возраста носили халаты из маты рыжеватого цвета (малля), которая вырабатывалась из особого местного светло- коричневого сорта хлопка.

Костюм высших классов отличался качеством материала. Бухарский эмир и его приближенные носили халаты, расшитые золотом. Такие халаты жаловались самим эмиром вместе с ярлыком, выдававшимся при назначении на должность. Все остальные, даже если они были достаточно состоятельны, имели право носить только золотошвейные головные уборы. Женщины носили халаты такого же покроя, как и мужчины, но более узкие и короткие.

При выходе из дома на улицу женщины-горожанки накидывали на голову особый халат- паранджу, а на лицо опускали черную волосяную сетку – чимбет (чашмбанд, чачван). Паранджа имела длинные, почти до пола, фальшивые рукава, которые сзади скреплялись вместе, так как эту одежду в рукава никогда не носили.

Обряды
Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами.

Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. С принятием ислама многие семейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков вошли мусульманские религиозные обряды.

Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой). Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское население.

Бешик-туйи или "Бесикке салар"
Бешик – узкая и тесная традиционная восточная колыбель, в которой ребенку негде развернуться. В бешике проделано специальное отверстие, где устанавливается горшок, к которому от ребенка подводится специальная трубка. Это устройство заменяет младенцу туалет, в результате он остается сухим, а мать освобождена от необходимости менять пеленки. По мнению многих родителей, бешик является идеальной постелью для ребенка.

Ножки бешика, устроенные как у кресла-качалки, позволяют матери быстро успокоить ребенка. Ритмичные раскачивания из стороны в сторону позволяют быстро усыпить его и вновь оставить лежать в колыбели.

Упоминание о нем можно найти в наиболее раннем памятнике тюркской диалектологии – трактате «Девону лугатит турк» («Словарь тюркских наречий») среднеазиатского ученого-филолога 11 века Махмуда Кашгари. Отдельные ученые считают, что бешик был завезен захватчиками в покоренные ими страны, так как помогал привлекать к труду родителей, имевших грудных детей.

Бешик-туйи (люлька из дерева) - ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца, сыплют на бешик парварду (мелкую карамель) или сахар «на счастье»

В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно.

Бешик ("колыбель") и необходимые для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки. Богато убранный бешик, дастурхан, подарки грузятся в транспортное средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна отправляются в дом родителей.

По традиции привезенный бешик сначала берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правое плечо сына, который затем относит его к богато убранному дастархану (столу) и пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, в соседней комнате в присутствии старых женщин по матери младенца.

В прошлом, чтобы все помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в гостиную, где проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки и сыплют на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, и гости расходятся по домам.

Хатна-килиш
Хатна-килиш (обрезание) - еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи). Этот обряд проводится у мальчиков в раннем возрасте, но начиная не раньше трехлетнего возраста, в редких случаях после 10 лет.

Операция удаления крайней плоти (circumcisio, циркумцизио - лат.), по-видимому, одна из самых древних в истории человечества. Исторические корни обрезания настолько глубоко уходят в толщу цивилизации, что в настоящее время только приблизительно можно говорить о времени и причинах, по которым была проведена первая операция.

Однако, какими бы ни были причины его возникновения, этот обычай жив до сих пор, и сегодня обрезанию подвергаются тысячи новорожденных. Наскальные рисунки свидетельствуют, что циркумцизия выполнялась уже в эпоху палеолита, приблизительно 15 000 лет назад. Сохранилось большое количество свидетельств проведения процедуры в Древнем Египте. Обрезание выполнялось и выполняется с ритуальной (культурной), религиозной, гигиенической целью, а также по медицинским показаниям.

Знак принадлежности к Исламу -удаление крайней плоти, было характерно для многих арабских племен еще до принятия мусульманства в 7 веке нашей эры. В Коране нет ни одного упоминания об обрезании. Циркумцизия более говорит о принадлежности к арабскому миру, чем о мусульманской вере, и, по мнению многих религиозных школ Ислама, вполне допустимо быть правоверным мусульманином и сохранять крайнюю плоть.

Однако по современным представлениям обрезание как бы является еще одним подтверждением принадлежности к мусульманской вере и рекомендовалось некоторыми пророками. И несмотря на отсутствие в Коране четкого предписания обрезать крайнюю плоть, практически 100% мусульманских мальчиков подвергаются этой процедуре.

В традиционном виде у мусульман вмешательство выполняется без анестезии, обрезанные листки крайней плоти не сшиваются между собой, кровотечение не останавливается или рана посыпается древесной золой.

С момента рождения мальчика родители начинают приготовления к суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев до ритуала, который часто называют также "свадьба" ("туй"), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все это поручается сделать многодетным женщинам.

Перед свадьбой читается Коран в присутствии старцев из махалли, имама из мечети и родственников. Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцы благословляют мальчика. После этого начинается большая "свадьба". Перед самой "свадьбой" на мальчика в присутствии соседей, старцев, родственников надевают подарки.

В прошлом принято было дарить жеребенка, на которого мальчика усаживали в знак того, что отныне он мужчина - воин. Все поздравляют мальчика и осыпают его деньгами и сладостями, затем все это продолжается и на женской половине. В тот же день в кругу женщин проводится "тахурар" - укладывание одеял, подушек на сундук, что обычно выполняется многодетной женщиной. Обильное угощение, включающее плов, завершает ритуальное действие.

Согласно традиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, и вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры. На следующий день празднество продолжается.

Фатиха-туй (помолвка)
Бракосочетание проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной невесты.

После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются старушки-свахи. Они ходят по всем домам и высматривают, у кого есть девушка на выданье или парень, которому подошло время жениться. Узнав о желании юноши жениться, сваха идет к родителям девушки, чтобы замолвить за него словцо, и, если они согласны выдать дочь, сообщает об этом родителям юноши, его родственникам или ему самому.

Бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа.

Однако не всегда все складывается так просто. Каждый стремится выдать свою дочь за человека покладистого, владеющего хорошим ремеслом. И если вернуться к сказанному, то сватам приходится довольно долго улаживать дела между двумя сторонами, добиваясь согласия родителей жениха и невесты, и при этом не жалеть слов для восхваления достоинств молодых. Наконец, договорившись о невесте и отдав часть ее приданого, преподносят свату подарок за радостную весть и подробно обговаривают условия свадьбы.

При этом решается: каков будет калым, каково приданое девушки, какие подарки будут сделаны невесте со стороны жениха и жениху со стороны невесты, кто из родственников обеих сторон должен быть одарен подарками. Все это уточняется заранее.

Одной из основных процедур при сватании является "фатиха-туй" (помолвка или обручение, фатиха дословно переводиться (благословение)). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд "нон синдириш" (буквально "ломать лепешку"). Возможно присуствие имама. Имам спрашивает у отца девушки: "Ты, такой-то, сын такого-то, отдал ли ты свою дочь в жены сыну такого-то?" Отец отвечает: "Отдал". Тогда имам обращается к отцу жениха: "Ты, такой-то, сын такого-то, взял ли за своего сына дочь такого-то?" Тот говорит: "Взял". После этих вопросов следует фатиха (благословение).

С этого момента молодые считаются обрученными. "Фатиха-туй" заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы.

Каждому из посредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. По возвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы с подарками и начинают обряд "сарпо курар" (смотрины подарков). Дастархан обычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаются принесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемония завершает ритуал обручения.

За несколько дней до свадьбы у девушки проводился обряд "киз оши" (девичник), на который девушка приглашает своих близких и подруг.

Свадьба
Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в доме жениха.

В день свадьбы имам мечети читает молодым "Хутбаи никох" (молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака. В день свадьбы у невесты на жениха надевают сарпо (одежда и обувь, подаренные к свадьбе), после чего жених с друзьями отправляются к родителям невесты для приветствия. После возвращения жених с друзьями приезжает и невеста. Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями. Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни ("Уланлар" и "Ёр-ёр"). Со встречи невесты в доме жениха и начинается свадьба.

По окончании свадьбы жених сопровождает невесту до дверей комнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает "янга" (обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и готовится к встрече жениха, находясь за занавеской ("гушангой").

Через некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении "янги" направляется к занавеси, где его ждет невеста. Для входа к невесте он должен символически выкупить её у "янги", для чего устраивается торг. После этого жених и невеста остаются одни на ночь. Рано утром начинается обряд "Келин саломи" (приветствие невесты). К началу обряда во дворе собираются родители жениха, все близкие родственники, друзья жениха и ближайшие соседи. Все по очереди подходят к невесте с пожеланиями, подарками и благословениями. Невеста обязана приветствовать каждого, низко кланяясь в пояс.

Так заканчивается праздник и начинается семейная жизнь.

Утренний плов
Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы ("суннат-туйи" или бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета. На этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым. Вечером, день заранее проводится обряд "сабзи туграр" - шинкование моркови, на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания "сабзи туграр" все участники приглашаются к столу.

Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози", т.к. первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная и бубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столы и после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в ляганах (большие блюда) - один на двоих.

После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся в порядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся подарки - обычно это чапаны (национальные мужские халаты).

Поминальный плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы, читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, и столы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов обслуживается только мужчинами.

Праздники
День поминовения умерших - накануне Навруза.

Улюш - устраивался один раз в году, обычно в мае июне. Праздник заключается в угощении, которое один кыргызский род устраивал для другого.

Праздник "Красной розы" - наступал после Навруза во время начала цветения роз. Юноши собираются в группы и с букетами красных роз устраивают на улицах танцы. Цветы они дарили прохожим и девушкам в том числе. Вечером устраивали торжественное факельное шествие.

Весений саил - у таджиков Бухары, Самарканда, Ходжента, Ура-тюбе устраивались весенние гуляния День цветов. Можно полагать, что маки и тюльпаны олицетворяют тело и кровь Сиявуша.

Согым - праздник связан с забоем домашнего скота. Начинается с наступлением стойких холодов в ноябре декабре. В день убоя скота на согым приглашают гостей.

Головной убор (тюбетейка)
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа.

Тюбетейка (от тюркского "тюбе"-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов.

Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины.

К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега.

Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением. Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками.

Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх.

Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи".

Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок", бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская юбетейки "санама" "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки.

Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Махалля
Махалля́ в переводе с арабского переводиться как "часть города". На территории махалли, как правило, находилась мечеть - своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась альтернатива к мечети - чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стал чайхана.

Узбекская махалля имеет тысячелетнюю историю и является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению ритуалы их проведения.

Как правило, в традиционных махаллях действуют мечети.

Сохранился обычай взаимопомощи - хашар .

Методом хашара помогают близким строить дом, благоустраивать свой район, улицу, город. Строить «хашаром» - у узбеков такой старинный обычай взаимопомощи. Сообща дело спорится и быстрее, и веселее.

Теперь "махаллей" стали официально именовать и кварталы "хрущевок", где-нибудь на Чиланзаре или Юнусабаде - прежде преимущественно европейских районах Ташкента. Но это не отражает действительности. Узбеки из настоящей махалли вселяются в типовые квартиры, тотчас разводя под окнами традиционный узбекский сад с айваном, обустраиваются, насколько возможно, по-махаллински.

В узбеках прямо-таки с рождения стремление единиться с народом. Желательно с близживущим народом - тем более, что интересы часто общие - коммунальные там, подсобное хозяйство, «гап» провести - мужской или женский, свадьбы-похороны - два главнейших события в жизни отметить вместе с соседями - которые чаще всего одновременно и родственники - во всяком случае, вся родня предпочитает жить рядом - дома квартиры покупать в районе соседнего подъезда. Одна из первых особенностей "жигар", то есть родственники. Слово "жигар": в переводе оно означает печень, но это слово используется также в понятии “родственник”, то есть “плоть от плоти моей”, по-узбекски получается “печень от печени моей".

Для человека вне Узбекистана одним из самых интересных общинных явлений будет, пожалуй, "гап"-культура. "Гап" в переводе -"слово", "беседа", то есть люди собираются пообщаться. И поесть. Много. Очень много. Гапы не бывают общие - они бывают отдельно женские и мужские. Так же как и свадьбы - там есть отдельно общая - у жениха, на которую приезжают только женщины со стороны невесты. А есть после свадебная "тусовка" - невесты, куда приезжают женщины со стороны жениха, плов в 5 утра, которую дает сторона жениха для мужчин со стороны невесты.

Гап - это часто не просто посиделки, но еще и игра в черную кассу. То есть угощает раз в месяц тот, кому в этом месяце ушла касса.

Но бывают «гапы» и просто так - для общения, и по поводам каким-нибудь. Происходит это часто в махаллинских заведениях - на территории каждой махалли есть такой домик для встреч. Но чаще всего общение происходит на айванах, с горячим чаем, хорошо утоляющим жажду, в знойные летние вечера и размеренной беседой. Айвана можно встретить повсюду, и в настоящих «махаллях» , и в каменных джунглях (монолитные многоэтажки, советского периода).

На семейных торжествах - как «славянских», так и «мусульманских» - гости, представители другой культуры, составляют лишь малую долю - не более 5–10 процентов. Стремясь обеспечить психологический комфорт этим приглашенным, хозяева в какой-то мере идут на нарушение принятого этикета.

В сформировавшихся нормах приема таких гостей учитывается отличие их обычного поведения от правил "хорошего тона", которых придерживается основной контингент участников торжества - это, кстати, ведет к сохранению определенной дистанции между теми и другими. При этом, как правило, иноэтничные гости отстранены от непосредственного участия в обряде, с которым связаны торжество. В наибольшей степени сказанное характерно для тех гостей, которые приглашены в составе коллектива сослуживцев.

В целом, сущность процессов в бывших старожильческих, а впоследствии - многонациональных махаллях выражается в двух как бы противоположных, а на самом деле дополняющих и обусловленных друг другом тенденциях: первая - стремление к обособлению отдельных этнических (вернее - нормативно-культурных) групп, а вторая - налаживание между их представителями контактов на основе достаточно формализованных моделей общения, предполагающих сохранение дистанции между людьми разных национальностей, так как здесь учитывается фактор большого количества этноса проживающего в стране.

Что еще почитать