Коммуникативные занятия в средней группе. Организация коммуникативной деятельности дошкольников в детском саду. Правильная организация досуга также важна

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации. Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Екатерина Шарыгина
«Непослушный котенок». Занятие по речевому развитию (коммуникативная деятельность) в средней группе

Тема: «Непослушный котенок».

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации деятельности: ситуативный разговор, беседы, решение проблемных ситуаций.

Цель: закрепление умения детей составлять описательный рассказ, опираясь на графическую схему.

Задачи:

1. Содействовать овладению детьми умения последовательно составлять небольшие предложения и связывать их между собой с помощью графического плана.

2. Содействовать совершенствованию диалогической и монологической речи.

3. Совершенствовать умение детей составлять из частей целое (пазлы).

4. Развивать творческое умение и воображение при составлении рассказа.

5. Развивать умение наблюдать и выделять основное, чтобы не допустить пропусков существенной информации при описании.

6. Воспитывать чувство ответственности и заботы о близких людях.

Материал и оборудование: игрушка «Кошка», план-схема для составления рассказа, иллюстрации домашних животных, пазлы с изображением котят, знаки-обозначения вариантов действий в случае пропажи кого-либо.

Предварительная работа: беседа о домашних животных, рассматривание иллюстраций и фотографий домашних питомцев, взаимодействие с родителями по составлению рассказов о домашнем любимце, фотовыставка «Мой любимец».

Ход.

Дети с воспитателем играют в дидактическую игру «Угадай по описанию?».

1 этап. Мотивация деятельности

Стук в дверь. Это пришла мама-кошка, кошка плачет, потому что потеряла своего котенка.

В. : Здравствуй мама - Кошка, что случилось, почему ты плачешь?

К. : Я сыночка – Котеночка своего потеряла. Он вырос и стал совсем непослушным. Выбежал из дома на улицу и потерялся, а дорогу к дому малыш не знает! (плачет)

В. : Ой, ой, ой! Мама Кошка не плачь, пожалуйста. Ребята, как нам помочь Кошке маме найти своего котенка? Чем мы можем помочь?

Дети предлагают разные варианты (позвать, сказать «кис-кис», в полицию, к друзьям… среди них звучит предложение «написать объявление»).(выставляются знаки – обозначения)

В. : Все предложенные вами варианты очень хороши, ребята. А ведь верно! Можно написать объявление! Такие объявления часто можно встретить у нас в Омске. А как поможет объявление маме Кошке?

Д. : Люди прочитают, увидят котенка и позвонят маме Кошке.

К. : Я бы с радостью написала объявление, только писать я не умею, да и не знаю, что нужно в нем писать! Вы мне поможете?

2 этап Постановка детьми цели.

В. : Ребята, поможем кошечке?

Д: Поможем.

В. : А как написать объявление? Что для этого нужно?

Д. : Составить рассказ о котенке, чтобы по нему можно было бы найти малыша.

В. : Какие вы молодцы! Ребята, а вы сможете составить рассказ о котенке? Кто сможет? А как мы это сможем сделать, ведь мы его не видели, и фотографии его у нас нет? Хотя, постой, у нас есть картинки с изображением трех котят, только вот не задача, картинки все разобраны.

3 этап Совместная работа по нахождению способов деятельности.

В. : Ребята, что же нам надо сделать, прежде чем начать составлять описание котенка?

Д. : Надо собрать картинки!

В. : Конечно! Молодцы! А когда мы их соберем, как мы узнаем какой котенок нашей кошки?

Д. : Надо показать картинки кошке!

В. : Молодцы!

Работа в группах.

Воспитатель предлагает разделиться на группы и собрать пазлы с изображением трех разных котят.

В. : Кошка, посмотри, на какой из этих картинок изображен твой котенок?

Мама кошка выбирает похожего и его фотографию вывешивают на доску.

В. : Теперь, когда у нас есть фотография котенка, что мы можем сделать?

Д. : Составить рассказ.

В. : Действительно, и чтобы нам легко и быстро это сделать, воспользуемся привычной схемой (схема на доске). Когда вы будете говорить, я буду записывать все в объявлении, и мы отдадим его маме Кошке.

4 этап Самостоятельная деятельность.

Составление рассказа и повторение его несколькими детьми для того, чтобы воспитатель «записал» все сказанное, потом он «читает» и отдает Кошке, она уходит искать котенка.

5 этап Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия.

В. : Горжусь вами, ребята! Вы догадались, почему я горжусь вами? Вы – помощники, так хорошо, понятно и точно описали котенка, что он наверняка быстро найдется.

Скажите, вам понравилось быть помощниками?

Что вам запомнилось больше всего за это время?

Что так расстроило Кошку маму?

Если возникнет ещё раз такая ситуация с пропажей кого-либо, как вы поступите?

А вы уходите от своих родных без спросу?

Что нам помогло описать котенка? (Схема, картинки, фотография и наш рассказ)

Что было интересного в нашем рассказе о котенке? (Любит играть с веревочкой)

Скажите, мы хороший поступок совершили?

Кошечка возвращается с найденным котенком. Они благодарят деток и уходят.

В. : Приятно делать добрые дела?

Д. : Да!

В. : Вы такие молодцы! И мне очень приятно, что вы принимаете серьезные, самостоятельные решения и помогаете тем, кто нуждается в помощи.


Крылова Юлия Александровна, воспитатель С/П «Детский сад «Терем-теремок» ГБОУ ООШ №21 г.Новокуйбышевска (2015 год)
План – конспект коммуникативной деятельности с дошкольниками в средней группе «Солнышко»
Тема: «К нам весна шагает…»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1.Закрепить представления о смене времен года, их характерных признаках. «Познавательное развитие».
2.Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй, активизировать речевую деятельность. «Речевое развитие». 3.Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. «Речевое развитие». 4. Развивать речевое творчество, расширять словарный запас. «Речевое развитие». 5. Сформировать свободное общение детей с воспитателем и сверстниками. «Социально-коммуникативное развитие» 6.Развивать умение активно участвовать в совместной двигательной активности, формировать согласованность движений, умение совмещать движения и текст. «Физическое развитие»
Методы и приёмы: Практические – игровые упражнения, моделирование; наглядные –
рассматривание, наблюдение, просмотр, прослушивание; словесные – речевая ситуация, вопросы, беседа, рассказ детей.
Материалы и оборудование: мольберт, картина «Весенний пейзаж», картинки времена года: весна, зима, лето, осень; картинки с изображением времён года, письмо.Формы работы с детьми
Детская деятельность Формы работы
Двигательная физкультминутка
Игровая Игры с правилами (дидактические, подвижные, народные)
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций
Игры дидактические
Коммуникативная Беседы
Вопросы
Ситуативный разговор
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

Воспитатель проводит вступительную беседу о времени года весна, задает вопросы,
Дети отвечают на вопросы:
Какое сейчас время года?
В каком месяце начинается весна?
– Почему весной тает снег?
– Откуда берутся ручейки?

– Какое солнце весной?
– Какой снег?


– Как меняется земля?

– Какую одежду носят люди? Ребенок имеет развитый кругозор, активно участвует в беседе
2 Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением времен года и распределить их, объединяя в четыре группы: весна, зима, лето, осень. Дети рассматривают картинки с изображением времён года и по очереди распределяют в четыре группы: весна, зима, лето, осень. Сформированы умение наблюдать за изменениями в природе.
3. Физминутка "Весенняя капель"
Дети повторяют движения и слова за воспитателем: Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два, Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони! Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
4. Воспитатель на магнитную доску выставляет картину «Весенний пейзаж». Предлагает коллективное составление рассказа Дети рассматривают картинку, коллективно составляют рассказ.
Ребенок проявляет инициативу в составлении рассказа, имеет развитый активный словарь, с удовольствием участвует в совместной деятельности.
Итог
5 Воспитатель предлагает вспомнить, чем мы сегодня занимались и кому помогли разобраться с временем года. Дети кратко вспоминают содержание НОД, высказывают своё мнение Ребенок имеет развитую связную речь, активно участвует в беседе, владеет представлениями о смене времен года, их характерных признаках
Занятие 3
Описание весны. Птица
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: учить описывать весну, лепить фигурку из целого куска глины, передавая ее форму и строение; познакомить с весенними работами в саду и на огороде; развивать внимание.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прочтении стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка фигурки птицы из глины).
Материалы и оборудование: картинки с изображением всех времен года; глина, образцы фигурок птиц по мотивам дымковской игрушки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Отгадывание загадки.
Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (весна).
2. Чтение стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
3. Задание «Времена года».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением времен года и распределить их, объединяя в четыре группы: весна, зима, лето, осень.
4. Беседа по вопросам.
– В каком месяце начинается весна?
– Почему весной тает снег?
– Откуда берутся ручейки?
– Почему весну называют долгожданной?
– Какое солнце весной?
– Какой снег?
– Ветер весной холодный или теплый?
– Что происходит с деревьями?
– Как меняется земля?
– Какие цветы появляются весной?
– Какую одежду носят люди?

5. Игра «Исправь ошибки».
Воспитатель. Весна – это любимое время года Буратино. У меня есть письмо, в котором он рассказывает о весне. Послушайте: «Весна – чудесное время года. Весна длится 4 месяца: март, апрель, май и июнь. Весной небо чистое и голубое. Ярко светит солнце. Появляются зеленые листочки на деревьях и зеленеет трава. В саду растут розы и астры. Лед и снег тает, текут ручьи. Дети пускают кораблики. На улице так жарко, что люди сразу снимают пальто и шубы и ходят в платьях и футболках».
– Все ли правильно описал Буратино?
Дети называют ошибки в рассказе.
6. Лепка птички из целого куска глины.
Воспитатель знакомит детей с образцами дымковской игрушки: спинки и хвосты расписаны узорами, а крылья и голова украшены налепами. Дети рассматривают и ощупывают фигурки, затем лепят птичек из целого куска глины.
7. Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
«ВЕСНА»
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.
Задачи
Образовательные:
Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.
Расширить словарный запас по теме “Весна”.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.
Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Формировать умения работать в коллективе.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.
Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.
Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
- Весна.
- А какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Молодцы! Знаете.
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)
Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.
Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.
Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)
- Всё правильно, молодцы.
2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.
- Ребята, внимательно посмотрите на картину.
- А теперь ответьте на мои вопросы:
- Какое время года изображено на картине? - Весна.
- Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.
- Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.
- А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.
Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.
Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).
- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш
- А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж
3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.
А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).
Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).
Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).
Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).
Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.
4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.
- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)
5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы теперь знаете?
- Март, апрель, май.
- Какие признаки весны вы теперь знаете?
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.
6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!!!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна«
Анна Бурнышева Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна«
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка»
Тема: “Весна“
Цели:
- уточнить характерные признаки весны;
- выявлять простейшие причинно-следственные связи;
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;
- активизировать качественный словарь.
- развивать связную речь
Материалы:картинки с изображением весенних сюжетов; конверт.
Ход занятия:
1. Воспитатель говорит детям о том, что получил письмо от медведя. Медведь живёт в лесу и не понимает, что же происходит с природой. Тогда он решил написать письмо в детский сад и узнать.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель:
Я распускаю почки
В зелёные листочки,
Деревья поливаю
Движением полна,
Зовут меня Весна!
Воспитатель: А какие, ребята, признаки весны, вы знаете?
Дети: Тает снег.
Дети: Длиннее день.
Дети: Начинается капель.
Дети: Прилетают птицы, растет трава, цветут цветы и деревья
Физминутка "Весенняя капель"
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
2. На магнитной доске - картинки "Весны".
Коллективное составление рассказа.
Наступила весна. Солнце светит ярко и начинает пригревать. Небо стало голубым. На небе появились лёгкие, белые облака. Снег уже потемнел. Появились первые проталины и первые весенние цветы. На деревьях набухают почки и распускаются листики и цветочки. Из тёплых стран прилетели птицы. Они будут вить гнезда.
Что мы составили? (рассказ). А у каждого рассказа должно быть название.
Ребята, придумайте название нашему рассказу.
Дети - «Весна пришла».
Физкультминутка. «Весенняя песенка»
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки по улице
Всё журчат, журчат.
Журавли курлыкают
И летят, летят.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.
Продолжают идти и медленно опускают руки.
Бегут на носочках. Руки на поясе.
Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.
3. Игра «Разные рассказы» Ребята, а пока мы составляли рассказы, вы обратили внимание, что каждый на одинаковых картинках видит разные предметы. А оказывается можно увидеть разное и на одной маленькой картинке. Хотите поиграть в такую игру?
Воспитатель обращает внимание детей на одну картинку.
Что вы видете на этой картинке? Ответы: девочки, одуванчики, дерево, домики, небо. А давайте попробуем составить небольшие, но разные рассказы. Воспитатель делит детей на 4 команды и предлагает им послушать текст:
«Теплым солнечным майским утром девочки Маша и Даша решили пойти на большую поляну, которая находилась за деревней. Когда девочки пришли на поляну они …. »
Первая команда детей составляет описание: что они увидели, какими были одуванчики.
Вторая команда составляет историю о том, что решили сделать девочки с одуванчиками и как они это сделали.
Третья команда расскажет нам, что чувствовали и думали девочки, когда увидели полянку и когда гуляли на ней.
Четвертая команда придумывает продолжение картинки, что делали девочки, когда ушли с полянки.
Далее выслушиваются все три команды, если ответы были неполными, дети из других команд дополняют по желанию.
Дыхательное упражнение «Ветерок». Ребята, а как вы думаете, на этой полянке был ветерок? А какой он был? (теплый, ласковый). Давайте покажем как он дул и как качались одуванчики. А теперь покажем как бы дул сильный холодный ветер и как бы тогда качались одуванчики.
5. Итог занятия, вывод.
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Что было интересно, а что не очень интересно?

Совместная социально-коммуникативная

и речевая деятельность

«Путешествие в страну доброты и вежливости»

в средней группе

« Солнечные зайчики»

Воспитатель: Аскерова А.У.

27.11.2015 год

Интегрированные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.

Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: активизировать использование в речи вежливых слов (приветствия, расставания, прощения, благодарности, воспитание вежливости и нравственных качеств дошкольников.

Задачи:

Образовательные: активизировать использование в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни, уточнить понятия «вежливый человек», «добрый человек», «воспитанный человек».

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: спасибо, добрый день, доброе утро, до встречи, будьте добры и т. д

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.

Образовательная область « Речевое развитие »

Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Способствовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, фантазии.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие »

Продолжать учить отвечать на вопросы.

Образовательная область «Физическое развитие »

Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, умение выполнять действия, ориентируясь на словесное сопровождение.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Использование современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка);

Технология музыкального воздействия

Игровые технологии.

Предварительная работа:

1. Изготовление красочного конверта с письмом от Феи доброты.

2. Оформить слова вежливости и разместить в игровых уголках.

4. Разучить с детьми игру «Солнышко».

5. Подготовить декорации для сюжета «Страна добра».

6. Приготовить воздушный шарик.

7. Выучить стихи о вежливых словах.

Материал: солнышко с лучиками, пиктограммы, «Дорогою добра», ноутбук.

Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом и другими людьми.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель : Доброе утро, ребята!

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Песня «Доброта»

музыка Игоря Лученка, слова С. Тулуповой

Воспитатель : Ребята, о чём эта песня? (ответы детей )

Воспитатель: А кто может быть другом?

Дети: Дети, родители, животные .

Воспитатель : Как вы думаете, что значит дружить?

( рассуждения детей )

Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова?

Дети: Это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу.

В групповую комнату влетает воздушный шарик с конвертиком.

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы узнать от кого это письмо?

Дети: Да, хотелось!

Воспитатель читает письмо. Узнают, что Фея добра приглашает ребят к себе в Страну добра.

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие и побывать в Стране добра, вежливых слов и хороших поступков?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда садитесь в вагончики и поехали!

(дети под музыку «Дорога добра» отправляются на импровизированном поезде)

(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?

Дети: Это солнышко.

Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?

Дети: Солнышку не хватает лучиков.

Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

"С добрым утром"- говорят (появляется первый лучик)

Мишка тихо просит пчёлку:

"Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!" (появляется второй лучик)

"Простите, пожалуйста,-

Просит котёнок,-

Я сегодня измазался,

Как поросёнок. (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко "здравствуйте" сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать

Не забыл зайчишка умный

"Доброй ночи" всем сказать (появляется пятый лучик)

Воспитатель: Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, что знаете много вежливых слов! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое настроение».

(Дети при помощи мимики показывают соответствующее настроение)

Воспитатель:

С каким настроением ты….

Встречаешь маму?

Гладишь кошку?

Упал в лужу?

Идешь к зубному врачу?

Смотришь на свое испачканное платье?

Танцуешь на празднике?

Смотришь на разбитую коленку?

Воспитатель: А вы любить танцевать? Да.

Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?

Дети: Радостное, весёлое, игривое.

Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране?

Дети: Да, нравится!

Воспитатель: Посмотрите, перед нами две полянки: одна - с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие - на полянку с тучкой. Договорились?

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки).

Воспитатель : Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. И пусть все наши поступки будут только хорошими.

Воспитатель : А какими качествами, чертами характера должен обладать добрый человек?

Дети: Он должен быть вежливым, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель: А вы любите играть со своими друзьями?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Вот и мы сейчас поиграем. Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Игра-разминка «Потерялось словечко»

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»).

Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко.

Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить.

игра «Друзья» - 2 раза .

Есть хорошая игра,

Называется «Друзья».

На меня вы посмотрите,

За мной движения повторите.

Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)

Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)

Ни волк, (показать руками пасть волка)

Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)

Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)

И ни собака, (ладонями показать собаку)

Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино»)

Мы попробуем изобразить добро с помощью символов. Символ – это знамя, знак.

Посмотрите на фигурки перед вами, они яркие и весёлые. Они – то и помогут нам изобразить символ добра.

Символ сердца мы используем для отображения разнообразных чувств. Говорят, что в сердце живут доброта и любовь!

Птица голубь является символом мира и добра на Земле.

Воспитатель: Нам пришло время возвращаться в садик. Садитесь в вагончики. Поехали!

Звучит музыка «Дорогою добра».

Итог: О чём мы сегодня с вами говорили?

(О вежливости, добре, добрых делах.)

Воспитатель: Добрым совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Надо просто добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

Ольга Князева

бразовательная область : социально-коммуникативная , речевая, познавательная.

Программные задачи :

1. Совершенствовать самоконтроль и закрепить умения различать хорошие и плохие поступки .

2. Учить детей давать положительную и отрицательную оценку поступкам .

3. Показать детям способы реагирования на положительные и отрицательные поступки свои и окружающих .

4. Побуждать детей к положительным поступкам , создать мотивацию для совершения добрых дел детьми в повседневной жизни в группе детского сада и в семье.

Предварительная деятельность :

Беседа на тему «Добро и зло» .

Методы и приемы :

1. Описательный рассказ по картинке.

2. Сюрпризный момент «Птица доброты»

3. Вопросы, ситуации-загадки

Демонстрационный материал : Картинки из серии «Уроки Доброты» Л. Б. Фесюкова 2010 г, Игрушка-птица, цветок Добрых дел, Капилка.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель : Ребята, здравствуйте! Сегодня по дороги в сад ко мне на руку села необыкновенная Птица. И я принесла ее к нам в группу . Это Птица-Доброты. Те у кого, она останется сидеть на руке, сегодня делали добрые поступки . Давайте проверим.

Птица поочередно садится ко всем детям на пальчики.

Воспитатель : Ну вот у всех птичка посидела на руке и оказывается все ребята у нас добрые и готовы делится своей добротой с другими. А как можно поделится добротой?

Ответы детей (через добрые поступки )

А что такое поступок ? (ответы детей)

Поступки бывают добрые и злые (плохие)

Дети садятся за столы, расставленные кругом.

1. Мне пришло письмо от Старухи шапокляк, там советы детям, давайте прочитаем.

«Вредные советы» Г. Остера

Девчонок надо никогда ни где не замечать

И не давать прохода им нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они : до них вам дела нет.

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем!

Слов «пожалуйста» , «спасибо» , ни кому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И Тогда никто не скажет про тебя, что ты балтун.

Решил подраться – выбирай, того, что послабей,

А сильный может сдачи дать, Зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша вступился кто-нибудь,

Беги, кричи и громко плачь и мамочку зови!

Если друг твой самый лучший подскользнулся и упал

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже-

Ты ни чуть не огорчен.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

(после каждого совета обсуждения и оценки совету дают дети поочереди)

2. Игра «Хорошо-плохо»

Взрослый называет слово, поступки , если поступок хороший – хлопают в ладоши, если плохой делают запрещающий жест. Играть можно стоя в кругу.

Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил

Защитил, проведал, обогрел, помог, поделился, успокоил, развеселил .

3. Физ минутка

(дети повторяют движения)

Улыбнись соседу справа

Улыбнись соседу слева

Я ты, он, она, вместе добрая семья (дети повторяют движения)

Погладь по голове соседа справа

Погладь по голове соседа слева

Я ты, он, она, вместе добрая семья (дети повторяют движения)

Поздоровайся за руку с соседом слева

Поздоровайся за руку с соседом справа.

(выполняется в кругу или за столом)

4. Беседа по картинкам из серии «Уроки доброты» Закрепление материала.

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота

Напоить водой цветок

(он ужасно одинок)

Починить сестре игрушку

Пропустить вперед старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме. От тепла и доброты

Распускаются цветы.

Согревает всех она

Словно лучик из окна.

5. Создание в группе «Букета Добрых Дел» .

Детям демонстрируется цветок, сделанный из лепистков, каждый леписток доброе дело. Если ребенок в течении дня в группе совержил доброе дело, он берет лепесток, подписывает имя с воспитателем, в конце дня из этих лепестков собираем цветы и ставим их в вазочку. Первый цветок мы делаем с детьми в конце занятия .

Итог : Какие поступки делать приятнее , добрые или злые? Какие поступки добрые вы можете делать в группе ? (ответы детей)

Давайте с вами каждый день делать добрые дела и собирать много прекрасных «Цветов Доброты» и Наши добрые дела ни когда не спугнуть нашу гостью, птицу Доброты.!

Публикации по теме:

Тема: «Дружные ребята» Цель: Развивать дружеские взаимоотношения в группе сверстников, коммуникативные навыки, чувство симпатии. Учить проявлять.

МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему «Юные инспектора движения».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Полянка доброты» Конспект НОД в средней группе по социально-коммуникативному развитию подготовила и провела воспитатель МБДОУ №23 Абдувалеева Елена Александровна.

Конспект занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию в средней группе «По дороге в детский сад» Тема: «По дороге в детский сад» Цель: Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», познакомить с сигналами светофора,.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский Республики.

Что еще почитать