Костюм на школьный бал маскарад. Старинные женские штучки. Все для бала. Почему стоит выбрать именно наш ресурс

Next2U – это площадка для рациональных людей, которые знают, как экономить при помощи аренды. В нашем сервисе каждый пользователь может взять во временное пользование любую вещь, в том числе, оформить прокат платьев для бальных танцев. Мы предлагаем доступные цены, простую процедуру заключения сделки с продавцом, а также прозрачные условия сотрудничества.

У нас вы также можете сдать в прокат неиспользуемый наряд для занятий танцами и заработать на ненужной в данный момент вещи.

Почему стоит выбрать именно наш ресурс

Мы работаем, чтобы максимально упростить прокат платьев для танцев в Москве. Наш каталог включает сотни вариантов одежды для выступлений, среди которых каждый желающий найдет подходящую модель. Чтобы подобрать необходимый костюм, даже не нужно просматривать весь ассортимент сайта. При помощи удобных фильтров можно в несколько кликов сформировать выборку рейтинговых платьев для бальных танцев, прокат которых обходится в приемлемую сумму.

Описание всех товарных позиций включают актуальную и правдивую информацию об их состоянии, характеристиках и наличии.

Одним из главных приоритетов для нас является безопасность каждой сделки. Мы следим, чтобы арендодатели и покупатели не нарушали правила сотрудничества, и делаем все для защиты средств пользователей. С этой целью мы гарантируем:

  • документарное сопровождение сделок;
  • неизменность цены товара после оформления аренды;
  • информационную помощь в любых спорных ситуациях.

В нашей онлайн-службе аренда платьев для бальных танцев полностью официальная, прозрачная и защищенная.

Как быстро подобрать наряд для выступления

Мы предлагаем большой выбор костюмов, обуви и аксессуаров, с которым не сравнится ассортимент ни одного магазина. Мгновенно подобрать необходимый наряд позволяет строка текстового поиска, в которую достаточно ввести название искомой модели. Получить выборку одежды, которая максимально соответствует вашим требованиям, помогают различные фильтры. Они сортируют все товарные позиции по:

  • цене;
  • фасону;
  • размеру;
  • цвету;
  • типу и другим параметрам.

Наш сервис поможет без труда оформить прокат платьев для латиноамериканских танцев, нарядов «стандарт» и других костюмов.

Процесс оформления аренды

Вы уже выбрали наряд для занятий бальными или спортивными танцами в стиле «латина»? Тогда во вкладке с описанием вещи укажите требуемую дату и срок аренды, чтобы узнать, во сколько обойдется аренда. Мы не начисляем сборы или дополнительные комиссии, поэтому система сайта показывает итоговую сумму оплаты.

Если цена проката вас устраивает, совершите еще несколько шагов:

  1. Подайте запрос арендодателю. Для этого кликните на «Арнедовать» и введите в специальном поле свои контакты и желаемый срок проката.
  2. Подождите подтверждения запроса продавцом и согласуйте с ним дату встречи. Вы также можете заказать предварительную примерку одежды.
  3. Внесите аванс со своей платежной карты. Мы заморозим сумму бронирования, чтобы защитить вас от хищения средств.
  4. Встретьтесь с арендодателем, осмотрите одежду и кликните на «Принять вещь». Нажимая на указанную кнопку, вы подтверждаете, что состояние товара вас устраивает, и вы заключаете сделку.
  5. Когда срок аренды закончится, верните наряд продавцу. При необходимости вы также можете договориться с владельцем товара о продлении периода проката.

После того, как вы вернете арендованное платье, и арендодатель подтвердит его получение, мы разблокируем сумму аванса на вашей карте.

Заключая сделку с продавцом, внимательно осмотрите вещь и зафиксируйте все имеющиеся дефекты. Не стесняйтесь задавать свои вопросы нашей службе заботы! Мы предоставляем клиентам всю интересующую информацию и помогаем разобраться в любой спорной ситуации.

Радикюль

Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Дело в том, что все сумочки барышни и дамы выполняли самостоятельно в домашних условиях. Рукоделие тогда было неотьемлимой частью быта и воспитания подрастающей маленькой леди. В 19 веке было распространено условно две конструкции сумочек. В начале века, в эпоху ампира, это сумочки, которые мы условно назовем «чехол» или «мешочек». Суть конструкции в создании объема от дна к горловине сумки за счет деталей в форме клиньев, набор материала к условной середине сумки и далее снова уплощение.

Горловина затягивалась шнурками. Часто дно таких сумочек украшалось кистями из шнуров или бисера. Второй вариант сумочек, который и стал называться ридикюлем, появился во второй половине 19 века, это уже сумочки с рамочным замком. По конструкции это две стенки, сшитые между собой и прикрепленные к рамочному замку. Дно так же украшалось бисером, так же делались декоративные подвески.

Основная сложность сумочек и ридикюлей 19 века - это их отделка. Всевозможные виды вышивок, всевозможные сюжеты и техники исполнения, бисероплетение - и это только начало списка. По отделке и декору сумочки судили о вкусе прекрасной дамы, чем изысканнее и интереснее сумочка, тем больше внимания вызывала и сама хозяйка аксессуара. На сумочках можно было увидеть всевозможные узоры разных тематик, так же выполненные сюжетные изображения, гербы семей, даже протест против рабовладения (на одной сумочке сохранилось изображение чернокожей рабыни, кормящей своего младенца).

Естественно габариты сумочек были небольшими, они использовались в основном для хранения носового платка, кошелька и нашатыря. Вскоре эти сумочки перейдут уже в знакомый нам разряд «театральных».

Как их носили? Вплоть до 18 века сумочки «чехол» или «мешочек» носили, пристегивая к поясу платья. Сумочки могли теряться в складках платья на разной высоте на усмотрение хозяйки. В 19 же веке больше предпочитали носить сумочки в руках, хотя сохранились изображения пристегнутых к поясу ридикюлей. К тому же это достаточно удобно на балу, не так ли?

Помнится, как Наташа Ростова бегала от сестры к маменьке и обратно в предпраздничной суете сборов на свой первый в жизни бал. Итак, попробуем поставить себя на ее место! О двух непременных атрибутах выезжающей в свет дамы мы уже знаем - это веер и ридикюль для нужных мелочей. Без чего еще немыслимо присутствие на таком важном для любой женщины, а тем более девушки, событии?


Карнэ

Это только кажется, бал - это легко и весело. На самом деле здесь все подчиненно строгим правилам, давним традициям, обычаям, этикету и еще множеству условностей. Взять хотя бы танцы - главную часть любого бала. Первым идет вальс, за ним венгерский, затем краковяк, после падепатинер, падеспань и падекатр. А еще первая кадриль, вторая и третья. А после четвертой непременно будет мазурка. Как тут не запутаться? А ведь вы приглашены на каждый из танцев и разными кавалерами!

Но у вас есть непременный атрибут - карне или бальная записная книжка. Загляните в нее - с кем вы танцуете котильон, а кто поле мазурки поведет вас к ужину?

Если приглашения на мелкие танцы делались всегда на самом балу, то на кадрили, мазурку и котильон обычно приглашали задолго. И у дам и у кавалеров были специальные записи танцев. У «имеющей успех» дамы было почти безнадежно просить какую-нибудь кадриль, а тем более мазурку или котильон, на самом балу: все было разобрано заранее.


И вот как раз в этой книжечке - карнэ - были расписаны по порядку все танцы, которые будут на грядущем балу, и кавалер, подходя к даме, просит записать его имя на тот или иной танец. Вот как все сложно!


Бальная книжка - карнэ - была изящной и маленькой, умещалась на ладони. Обычно она имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением, к нему подвешивали миниатюрный карандаш. Страницы были бумажные или костяные. Костяные книжки служили вечно, так как текст с них стирали резинкой или влажной тряпочкой. Карнэ носили на цепочке веера или пристегивали крючком к лифу бального платья.

Сarnet de bal - дамский бальный блокнот для записи партнеров по танцам. В самом деле - как упомнить, кому был обещан следующий? Изящная серебряная или золотая, перламутровая или черепаховая, украшенная драгоценными камнями или росписью, со страничками из слоновой кости, на цепочке и с грифелем - хорошенькая дамская штучка, не иначе!


Позже появились карне попроще с бумажными страничками, но по-прежнему изящные и изысканные, и с прежней функцией - не дать даме перепутать кавалеров, память-то девичья! Итак, кому вы пообещали котильон?


Карнэ нередко представляла собой ювелирное изделие. Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой, внутри книжечки было несколько «листочков», чаще всего из слоновой кости, на цепочке — карандашик, и при помощи специального колечка она крепилась к поясу бального платья. (Может оттого ее назвали карнэ, что по цвету она была перламутровой, костяной а значит близкой к телесному цвету. По английски carnation - это также телесный цвет, а еще красновато-розовый, как густой румянец засмущавшейся или запыхавшейся девушки).


Назначение этих книжек — не сбор доказательств успеха светских красавиц, напротив, они предостерегали их от промаха, от путаницы партнеров. В противном случае в свете мог затеяться страшный скандал, что не только лишало даму репутации, но и из-за него могли поплатиться карьерой ее ближайшие родственники.

Карнэ современных юных дам - это обычный мобильник, в памяти которого хранятся СМС-ки от потенциальных кавалеров.




Иногда карне делали в виде веера


Иногда в виде портмоне


Портбукет

Оказывается в 1800-е года даме или девушке совершенно неприлично было явиться в свете без букета цветов в руках или волосах, либо прикрепленного к платью на груди или талии. Но цветы быстро вянут и как-то малоприятно танцевать на балу с завядшим букетиком, неважно в руках он или выступает как часть костюма.

К тому же стебли могут оставить неприятное пятно. Для выхода из столь щекотливого положения придумали портбукет - это специальный футляр или крохотная вазочка для букета (ведь цветы должны быть свежими!). Портбукет прикреплялся к корсажу или, снабженный изящной ручкой и шпилькой (чтобы цветы не выпали из футляра во время танцев), оставался в руках у дамы. Портбукет мог крепиться к браслету или небольшому колечку, чтобы дама не выронила его случайно в вихре бала.

Кстати цветы для бального букета подбирались особо в соответствии со словарем "языка цветов". Букет в руках у дамы говорил о многом: ноготки - кокетство; маргаритка - терпение, печаль; белая роза - невинность; тюльпан - гордость; фиалка - скромность и дружба; василек - верность, искренность; жасмин - непорочность. Даже самый обычный полевой цветок, оказывается, был совсем непрост!

В начале XIX века особое место занимали Александровские букеты - в них цветы были подобраны таким образом, что первые буквы их названий составляли имя русского императора Александра I:

  • Anemon - анемон,
  • Lilie - лилия
  • Eicheln - желуди
  • Xeranthenun - амарант
  • Accazie - акация
  • Nelke - гвоздика
  • Dreifaltigkeitsblume - виола (анютины глазки)
  • Epheu - плющ
  • Roze - роза

Портбукеты дожили до наших дней как атрибут свадебного наряда невесты (традиционный букет невесты) и костюма жениха (небольшой букетик в лацкане пиджака).

Это милый дамский аксессуар из далёкого и невозвратного элегантного прошлого. Портбукет — это изобретение, введенное в моду в эпоху Людовика XIV. Он представляет собой изящный держатель для живого букета цветов. Помимо эстетства и шика, у портбукета был ещё и практический смысл: эта небольшая вещица питала букет водой, чтобы он подольше выглядел свежим, и помогала прикреплять его к одежде, не пачкая её зеленью и пыльцой, или позволяла удобно держать букет в руках. Портбукет изготавливался из любых материалов: кости, хрусталя, драгоценных металлов — и предназначался как для украшения одежды, так и сам по себе мог служить отдельным аксессуаром.


Marotte

Еще одни атрибут бала - кукла Marotte. Это вечная компаньонка дам на балах XIX века на протяжении всего бального сезона. Изящная кукольная головка на специальной ручке и в пышном платьице-плаще, в складках которого пряталось музыкальное устройство, издающее приятную короткую мелодию при вращении ручки. Что же это за особенная кукла и зачем она нужна даме во время бала?

Такая игрушка являлась важным атрибутом дам XIX века на балах. Во-первых, маротки изящно дополняли костюм светских модниц. Кроме того, если девушке кто-то нравился, то она раскручивала куклу вокруг своей оси, одновременно в движение приводился музыкальный механизм с короткой мелодией. Многие барышни весьма игриво использовали маротте в качестве посредника для флирта с приглянувшимся поклонником. И у богатых были свои развлечения!

Первые маротте появились примерно в 1795 году и были очень просты — голова куклы делалась из папье-маше или дерева, имела какие-то определенные черты лица, часто — карикатуру известной личности, или же просто изображала шута (джокера). Яркая одежда заканчивалась внизу аппликацией из ткани или кружев с пришитыми бубенчиками. Mаротте брали на балы в качестве дополнения к костюму, причем, дополнения весьма игривого характера. Дамы очень любили своего маленького помощника по флирту, и куколка начала меняться в лучшую сторону — ее наряды стали более яркими, того же стиля, что и наряд хозяйки, а лицо часто напоминало ее фаворита.

К концу 19 века во Франции вместо головки куклы можно было увидеть фигурку танцующей женщины, но чаще в образе Marotte по-прежнему можно было узнать известную личность или… предмет страсти дамы с полным сходством с определенным кавалером.

В 1850-1870 годы эти безделушки назывались на французскии манер — Marotte, что в переводе буквально означает шутовскои жезл, увенчаныи гротескнои фигуркои или болванка для шляпы. Среди наиболее известных авторов Marotte во Франции были Fernand Gaultier, Malet-Noret, Marie. Некоторые французские фирмы заменяли головку на фигурку танцующей женщины.


Позже инициативу подхватили в Германии — там эти куклы выпускали такие фирмы, как Armand Marseille, Philipp Samhammer, Gottlib Zinner & Sohne of Schalkau и др. Кстати, многие из них шли на импорт во Францию. Marotte еще называли Сумасшедшая кукла (”poupee folie”), “Безрасудная голова” (Folly Head) “Вращающаяся музыкальная кукла” (Whirling Musical Doll) или в Германии- “флюгер” (Schwenker).

Marotte разлетелись по бальным залам Европы, приобретая другие имена: poupee folie - сумасшедшая кукла, follyhead - безрассудная голова, whirling musical doll - вращающаяся музыкальная кукла, schwenker - флюгер. Бальные куклы менялись вместе с развитием промышленности - папье-маше сменил фарфор и целлулоид, усложнился музыкальный механизм, пышнее и богаче становились костюмы кукол.

Marotte не канули в небытие - просто они перестали быть игрушкой для взрослых и перекочевали в детские ручки, став веселой и забавной игрушкой для малышей, переехав из бального зала в детскую комнату.

Вы поедете на бал?

Думаю.что каждой женщине,невзирая на возраст,положение,статус всегда приятно иметь изящные женские безделушки,оригинальные в исполнении,которые приятно украшают нашу довольно непростую жизнь.

С праздником.дорогие подруги,пусть в вашей жизни Вас украшают только красивые вещи!

Каждая девушка мечтает почувствовать себя хотя бы раз в жизни королевой. Сегодня во время активного проведения тематических вечеринок и балов создать себе заветный образ не так уж и сложно. Кроме того, такое направление торжественных мероприятий вошло в моду. Поэтому превратиться из золушки в принцессу – часто скрытое желание многих модниц. Тем не менее, оставаться стильной и соответствовать модным тенденциям также важно. Вот почему каждая девушка должна знать, какое платье надеть на бал.

Классическим и беспроигрышным выходом будет надеть на бал пышное платье. Ведь если взять за пример образы придворных дам, которые регулярно посещали балы, именно такой наряд и представляется. Однако раньше обязательным элементом такого платья была длина до пола, множество подъюбников и фатиновых или атласных . Сегодня же стилисты допускают для бала короткие вечерние платья. По мнению профессионалов, главное в таком образе яркие сверкающие аксессуары и украшения.

Девушкам, которые придерживаются современных взглядов на модный образ, и противницам консерватизма стилисты советуют выбрать на бал красивое платье в соответствии с последними направлениями моды. Самыми популярными сегодня считаются платье-годе с оборками, модели с длинными шлейфом, а также асимметричные фасоны с глубокими разрезами до бедра. Стилисты утверждают, что в таких платьях можно достичь королевского образа.

Платья на бал-маскарад

Кроме того, сегодня большую популярность приобрело проведение торжеств в стиле маскарада. Главной особенностью платья на бал-маскарад считается таинственность и загадочность. Для такого случая стилисты предлагают выбирать себе неординарный дизайнерский наряд, который не только выделит вас из толпы и подчеркнет ваше чувство стиля, но также поможет вам создать самый необычный и запоминающийся образ. В таком платье вы, несомненно, обратите на себя внимание, и кому-то обязательно захочется сорвать с вас маску.

В последнее время балы вновь вошли в моду. Это особенные вечера, ассоциирующиеся со сказкой про Золушку, где царят изысканные наряды и аксессуары, волосы уложены в высокие прически, атласные перчатки обтягивают женские ручки, а элегантные сумочки скрывают в себе пудру и . Но поскольку подобные мероприятия в реальной жизни проводятся отнюдь не каждый день, то при получении приглашения может возникнуть вполне резонный вопрос: как одеться на бал, чтобы созданный образ идеально соответствовал торжественной обстановке?

В первую очередь, следует заранее поинтересоваться тем, какой вид дресс-кода предполагается для участников мероприятия. Это очень важный вопрос, поскольку от ответа на него напрямую зависит ваш выбор платья, аксессуаров и прочих составляющих бального наряда. А теперь о деталях.

Оперный бал – мир роскоши и изысканности

Постоянным спутником такого вечера является самый строгий из всех парадных дресс-кодов, так называемый white tie. По его требованиям дама должна быть в длинном в пол из дорогой и качественной ткани. Это может быть атлас, многослойный крепдешин или натуральный шелк.

Для удобства движений во время танца юбка должна быть достаточно широкой. Фасон платья допускается декольтированный, с открытыми плечами или с высокой талией под грудь, как у Наташи Ростовой. Декольте зависит от возраста и статуса дамы: у незамужних и юных особ оно имеет скромную глубину, а замужние женщины могут более смело похвастаться своими прелестями. Но главное не переусердствовать.

Платья выбирают однотонные. Предпочтительны светлые оттенки белого, молочного, ванильного. Цвет декора соответствует тону основного наряда. Принты и рисунки полностью исключаются, следует ограничиться украшениями.

Важно помнить, что наряд должен производить впечатление изысканности и роскоши, но при этом быть достаточно сдержанным, без излишеств. Старание затмить собою соперниц здесь неуместно.

Костюмированный бал – путешествие в прошлое со вкусом элегантности

Для такого мероприятия следует подбирать наряд, соответствующий заявленной тематике вечера, а также задуманному вами образу исторической личности или титулованной и знатной особы. Ни в коем случае не стоит останавливаться на формальной одежде.

Фасоны платьев можно выбрать из тех, что были модными в определенную историческую эпоху. Чаще всего, предпочитают XIX век, которому соответствует : полупрозрачные рукава-фонарики, легкая драпировка, длина наряда до середины лодыжки. Также можно выбрать длинные вечерние или бальные с пышными юбками.

Цвета дамского наряда допускаются насыщенные, в оттенках благородного бордового, темно-синего, изумрудного, небесно-голубого. Возможны рисунки и орнаменты.

Как одеться на бал-маскарад?

Подобное мероприятие является разновидностью костюмированного бала, но имеет и некоторые отличия от него. Так, наряды строго соответствуют объявленной организаторами теме: вампиры, сказочные герои или Новый год. Костюм отличается присутствием ноток комичности и чудачества, более яркими расцветками и разнообразием фасонов, наличием рисунков и орнаментов. А обязательной его составляющей является маска.

Отдельно следует отметить бал-маскарад в венецианском стиле. Это зрелищное шоу, где главными героями являются вовсе не люди, а персонажи комедии. Именно под них подбираются роскошные костюмы: Арлекин, Панталоне, Коломбина... Выбирай любого! Маски для такого бала отличаются шиком и невероятной оригинальностью. Каждая из них индивидуальна. Главное и яркое отличие костюмов для венецианского маскарада – это обилие пышных юбок, кружев, разноцветных перьев, цветов из роскошной парчи, наличие декора из золотой тесьмы, драгоценных камней и керамики.

Одежда для маскарадных торжеств подбирается под конкретный образ героя, а ее цвет должен полностью согласовываться с характером и внешностью этого персонажа. Важно, чтобы весь наряд создавал впечатление единого целого, и ни одна деталь не выбивалась ни по стилю, ни по оттенку.

Бал по поводу торжественного приема: характерные отличия

Для такого мероприятия следует выбирать более строгие вечерние платья, но соответствующие последним . Излишества и чрезмерная смелость в нарядах здесь неуместны. Актуальны платья длинные, а также до середины колена, с асимметрией, завышенной талией и вырезом на спине, возможны разрезы на юбке и декольте, но в рамках приличия.

Цвет наряда не должен быть слишком ярким и пестрым, ведь это светское торжество. Предпочтительны однотонные платья, либо комбинирование двух цветов. Подойдут классические сочетания белого или красного с или серым.

Прически и аксессуары

Поскольку бал относится к парадным мероприятиям, предпочтительны высокие или модные вечерние прически. Распускать волосы не рекомендуется. Исключение составляет лишь официальный прием и некоторые из персонажей костюмированного бала.

Поскольку наряд в большинстве случаев подчиняется строгим правилам и не терпит вычурности, завершающие штрихи и яркие акценты в нем помогут расставить грамотно подобранные аксессуары. В этом случае стоит надеть украшения из благородных металлов или имитирующую их бижутерию. Согласно давно сложившемуся правилу светских торжеств, предпочтительны аккуратно подобранные серьги, колье, браслет и кольцо, которые прекрасно сочетаются между собой, но не являются единым комплектом. Отметим, что для костюмированного бала и маскарада актуальны аксессуары, которые ассоциируются с выбранной исторической эпохой или завершают выбранный образ.

Цвет обуви должен гармонировать с одним из оттенков, присутствующих в одежде. То же самое относится к сумочке и . Исключение составляет маскарад, где все аксессуары ровняются на персонажа.

Если бал проводится в прохладное время года, то стоит позаботиться о стильной кофточке из тонкой шерсти или изящном болеро с рукавами. Но самым оптимальным решением, дополняющим любой из нарядов, станет подобранное по цвету меховое манто или пелерина.

На бал нужно являться изящно одетым. Особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного или строго исторического наряда, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Привлекательность бала именно в том и состоит, что это особый вид приема, который отличается от других своей элегантностью. Поэтому каждый его участник должен постараться сделать все возможное, чтобы элегантно выглядеть и вести себя особенно учтиво.

Категорически запрещены: джинсы и любая одежда из джинсовой ткани, шорты, футболки. Произведения высокой моды, а также платья, обнажающие интимные части тела полностью или под прозрачными тканями, на балу также неуместны.

В 20-е годы прошлого века, когда повседневная одежда стала упрощенной, именно бальные наряды являли полную противоположность, создавая максимально женственный образ дам. Поэтому даже те женщины, которые почти всегда носят свитера и джинсы, в честь этого события тоже должны "принарядиться" и прийти на бал в длинных платьях, настолько элегантных, насколько они могут себе позволить.

На рекреационных балах - костюмированных, исторических, маскарадах - характер наряда определяется тематикой бала, ролью участника и регламентируется программой бала и приглашением.

Костюм не должен содержать фурнитуры, способной поранить, зацепить и порвать чей-либо бальный наряд. Ношение наградных знаков на костюме не рекомендуется, за исключением случаев, когда бал протокольного типа и связан с награждением кого-либо, посвящён боевому или трудовому празднику.

Мужской костюм.

Для кавалеров на балу уместен один из следующих вариантов: фрачный костюм любого покроя, смокинг, костюм-двойка или тройка (к нему белая или светлая однотонная рубашка, обязателен носовой платок в кармане пиджака и желателен цветок в петлице).

Конечно, традиционный костюм для мужчины на официальном балу - фрак. Ни в каком другом одеянии кавалер не выглядит так элегантно, поэтому те, у кого есть фрак, вполне могут воспользоваться редким поводом появиться в нем на людях.

Традиционный цвет бального мужского костюма - тёмный или чёрный, сорочки белых или светлых тонов. Если в его составе предусмотрен жилет, то его цвет всегда белый или светлого тона.

В летний период для дневных балов рекомендуется костюм белого цвета или светлых тонов. А при жаркой погоде допускается в качестве бального мужского туалета надеть сорочку с галстуком или бабочкой и брюки. Жилет в этом случае не одевается. Военная форма также может быть без френча или кителя с рубашкой белого цвета и парадными погонами.

В наши дни для военных допускается парадно-выходная форма или парадный мундир по форме в соответствии с сезоном. Для гостей, представляющих зарубежные страны или субъекты Федерации России, может разрешаться ношение национального парадного костюма.

Ношение оружия, являющегося частью мундира или национального костюма, не рекомендуется. Его наличие означает, что его носитель не собирается танцевать на балу, а присутствует лишь как наблюдатель.

Галстук-бабочка или шейный платок придадут вашему костюму необходимый характер. Цвет галстука также рекомендуется белый или светлый, тёмный означает то же, что и ношение оружия.

К бальному костюму надеваются чёрные носки и чёрная обувь, желательно лакированная.

Но цвет обуви должен соответствовать цвету костюма, и кавалеры, естественно, должны быть на балу в начищенной до блеска обуви.

Обязательным аксессуаром мужского бального туалета являются и тонкие перчатки , необходимые для сохранения свежести рук и туалетов партнёрш по танцам, а также карандаш или ручка для записи очередности танцев и фамилий приглашенных дам в специальную книжечку.

Женский костюм.

Женские бальные туалеты должны быть нарядными и могут представлять собой бальные или вечерние платья.

Бальное платье - не просто наряд, это символ роскоши, шика и праздника. Для женщины надеть бальное платье - это значит окунуться в волшебную сказку.

Обычно, если вы получаете приглашение на бал, в пригласительном билете обязательно оговаривается форма одежды для мужчин, а вот для дам практически нет никаких ограничений.

К бальным туалетам допускается относить платье-костюм, детали которого выполнены из единого вида материала или объединены отделкой в единую композицию.

Если в программе бала предусмотрены видовые танцевальные отделения с характерными различиями (например «classic» и «latina», или «classic» и «disco»), то допускается иметь и сменять бальные туалеты, характерные для того или иного стиля. Для этого в программе и приглашении должны быть сделаны соответствующие указания, а также предусмотрены необходимые по длительности антракты.

Бальными платьями считаются платья длиной до щиколотки и покроем, обеспечивающим свободу шага в танце и позволяющим выполнять танцевальные «па». При этом длина платья должна исключать возможность зацепиться в танце каблуком за край подола. Развевающиеся детали платья - шарфы, ленты, гирлянды, шлейфы тоже не должны создавать при движении опасности зацепления и последующего травмирования танцующих.

Сложно определить четкие рамки для современного бального платья, однако есть главное правило - бальное платье должно подчеркивать тонкую талию, красоту груди и длину ног .

Выбирайте полуприлегающий силуэт, струящиеся длинные юбки, разрезы по всей длине, различные драпировки, волны, шлейфы. Лифы, показывая плечи, спину и грудь, могут быть максимально открытыми. Настоящее бальное платье обязано показать всем окружающим все прелести своей хозяйки.

Из тканей используйте бархат и тафту, гипюр и кружево, шифон и шелк, драпировки, вышивку различными материалами и другой декор, который придется вам по вкусу. Сегодня актуально сочетание различных фактур и материалов, например, плотных тканей и прозрачных. Мех и перья сочетают с воздушными тканями (тюль, газ, шелк). В общем, современные бальные платья - это целое произведение искусства.

Что касается цвета, классикой являются черный и белый цвета, но также хорошо и празднично смотрятся голубые и розовые платья, бледно-зеленые и золотистые платья для юных леди.

Стильные украшения и элегантные головные уборы - обязательный атрибут бального наряда. Это могут быть ажурные шапочки, цветочные венки и диадемы.

Кроме того, выход на бал дает дамам возможность вынуть из сейфа свои драгоценности и получить удовольствие от того, что в них можно появиться в обществе.

Дамы на балу должны быть в чулках или колготках белого, телесного цвета или светлых тонов, гармонирующих с бальным платьем.

Аксессуарами к бальному платью могут быть веер, небольшая бальная сумочка , форматом не более косметички, пояс , позволяющий крепить аксессуары на время танца, шарфы, боа . Обязательным аксессуаром являются перчатки или «митенки» , длина которых обратно пропорциональна длине рукава: чем короче рукав, тем длиннее перчатки.

Обувь для танцев на паркете должна:

  • - быть с кожаной или велюровой подошвой;
  • - не иметь металлических деталей на подошве и каблуках;
  • - иметь ремешок, фиксирующий пятку;
  • - спортивная обувь допускается только для танцев в стиле «disco».

На балах-маскарадах можно использовать в качестве аксессуара маскарадного костюма специальные балетные сапожки, греко-римские сандалии, театральные туфли.

Please enable JavaScript to view the

Что еще почитать