Мы против жестокости и насилия над детьми. Классный час «Мы против насилия и жестокости. Специалисты утверждают, что физические наказания

Проект «Мы против жестокости»

«Верю я, придет пора,

силу подлости и злобы

одолеет дух добра»

В. Пастернак

Актуальность проекта

Всегда хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. Ребенок часто есть мишень, на которого сыплются все шишки в семьях, где принято жестокое отношение к детям. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, бывшем супруге, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки, а так же может быть связан с нежелательной беременностью или другими событиями принципиально важными для взрослого.

Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий.

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такое отношение к себе.

Проблема обеспечения для всех детей благоприятных условий жизни, развития и воспитания, гарантий защищенного детства, свободного от жестокости и насилия - одна из главных задач социальной политики государства.

Актуальность решения проблемы жестокого обращения с детьми и подростками усилилась в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся экономическим положением многих семей. В сегодняшней России жестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, лишение детей должного ухода, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития, как самих детей, так и благополучия семьи, общества в целом. Эта проблема носит сложный и болезненный характер.

Следует отметить, что в России на обсуждение проблемы насилия над детьми, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени сохранялось своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран (а может быть и в большей степени), подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов.

В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран мира, одним из значимых индикаторов социально-экономического развития общества является количество зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми и подростками. Россия стоит на первом месте в Европе по числу убийств детей и молодежи - такие данные опубликованы в докладе Всемирной организации здравоохранения.

В России в год регистрируют от 100 до 130 тыс. случаев жестокого обращения с детьми.

В 2012 г. в России зарегистрировано свыше 2,5 тыс. преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних, включающие развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей.

Цель проекта:

Формирование общественного мнения, нетерпимого к проявлениям насилия и жестокости к детям.

Задачи проекта:

Активизировать деятельность по распространению среди детей и подростков, родителей, специалистов учреждений, работающих с детьми информации о недопустимости применения насилия и жестокости к детям; способах защиты детей от насилия и жестокого обращения;

Проведение информационно - просветительной кампании среди детей Калининского округа г.Тюмени о законодательстве, защищающем их от насилия;

Проведение информационно - просветительной кампании среди детей Калининского округа г.Тюмени о возможности получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

Проведение массовых общественно-значимых акций, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и подростками;

Сроки реализации проекта: январь - декабрь 2013г.

Основные направления работы:

Привлечение внимания к проблеме жестокого обращения с детьми и распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми, насильственных методов воспитания;

Пропаганда ответственного отношения к выполнению родительских обязанностей в воспитании несовершеннолетних детей;

Совместная работа социально-педагогической службы, занимающейся защитой прав детей, в том числе защитой детей от жестокого обращения;

Объединение усилий образовательных учреждений, учреждений социальных служб, администрации, КДН и ЗН, учреждений дополнительного образования Департамента молодежной политики и спорта в осуществлении профилактики проявления жестокого и насилия в отношении детей и подростков;

Проведение массовых общественно-значимых акций с привлечением волонтерского отряда (конкурсы, фестивали и.т.д.);

План основных мероприятий

мероприятия

сроки

ответственный

примечание

Запуск проекта «Мы против жестокости

Январь- февраль

МАОУ СОШ № 22 зав. ОК

Устьянцева М.А.

Проведение классных часов «Мы против жестокости»

февраль

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

Анкетирование учащихся «Мы против жестокости» с целью разработки волонтерским отрядом брошюр для учащихся и родителей, направленных на исключение жестокости над детьми

февраль

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

Акция в микрорайоне «Мир жестокости не для детей»

февраль

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ, волонтерский отряд

Конкурс творческих работ «Дорогою добра»

март

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ, волонтерский отряд

Праздник «Семейная кладовая»

май

МАОУ СОШ № 51,

зав. каб. ПАВ МАОУ СОШ № 22, закрепленные за ОУ

для родителей «группы риска», ГОВ, неблагополучных семей

Акция в пришкольном лагере, в микрорайоне «Кораблик детства»

июнь

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

Волонтерский отряд

Конкурс рисунков на асфальте в микрорайоне «Пусть всегда будет солнце!»

июль

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

Волонтерский отряд

Родительское собрание «Ответственная роль родителей»

ноябрь

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ

с родителями, дети которых стоят на ВШУ, КДН, ПДН, ГОВ, неблагополучных семей

Фестиваль национальных культур. День толерантности

ноябрь

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ, волонтерский отряд

Конференция отцов «Папы всякие нужны, папы всякие важны»

декабрь

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ, волонтерский отряд

Индивидуальные консультации по оказанию помощи несовершеннолетним детям и подросткам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; по вопросам проявления жестокости со стороны подростков, взрослых

в течение года

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ

Организация сетевого взаимодействия «Виртуальный психолог»

в течение года

МАОУ СОШ № 22

психолог Андреева С.Р.

Организация горячей линии для учащихся и родителей микрорайона

четверг

17-00 -19-00

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.

для закрепленных ОУ

Формирование электронной методической библиотеки, по профилактике асоциального поведения подростков и жестокого обращения

в течение года на сайте ОУ

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ, волонтерский отряд

Создание виртуальной копилки Интернет-ресурсов, посвященных профилактике потребления наркотических и психоактивных веществ, предупреждению правонарушений среди и против детей и подростков

в течение года

МАОУ СОШ № 22

Зав. ОК Устьянцева М.А.,

ответственные по работе с Кабинетом ПАВ закрепленных ОУ

Ожидаемый результат:

Выполнение Законов по защите прав и достоинств детей и подростков;

Снижение уровня агрессивности в детской и подростковой среде, в отношениях между детьми и взрослыми;

Своевременность реагирования на факты жестокого обращения с детьми и подростками;

Снижение количества проявлений жестокого обращения с детьми и подростками.

Классный час

воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;

помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность».

Развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности.

Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Эпиграф к : (слайд2)

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

В нашей жизни, прекрасной, и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

поразмыслить, покуда живой,

что там кроется в сумерках сердца,

в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

но пора научиться, пора

не вымаливать жалкие крохи

милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,

что по-своему тоже права,

не выжуливать жалкие крохи,

а творить засучив рукава.

(Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. «Московский Рабочий», 1989.)

Учитель: Вот и мы сегодня призадумаемся: что же сегодня происходит между людьми... (. Слайды 3)

Детство – это период становления личности, накопления знаний и опыта, который необходим в будущем. Жизнь – сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.


Послушайте отрывок из стихотворения Н. Некрасова и ответьте на вопросы.

Под жестoкoй pyкой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

(ответы детей)

Сострадание к животным, так тесно связано c добротою характера, что можно c уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток c животными. (А. Шопенгауэр

(слайды4,5)

Всякий жестокий человек есть человек слабый, бессильный u больнoй. Сильный человек ecть человек дарящий, помогающий, освобождающий, любящий… (Н. Бердяев)

Дайте определение понятию «жестокость». Подберите слова с противоположным значением. (слайд6)

Жестокие по отношению к животным, к своим сверстникам, к старшим, как правило становятся жестокими и по отношению к своим детям.(слайд7,8)

Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом

чувствовали?

Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

Что, на ваш взгляд, должен сделать каждый конкретный человек, чтобы защитить людей от насилия, жестокости?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Каждый из нас должен погашать ненависть, прекращать вражду, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие и вместо него вводить все противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом, все собрание благ...

1.Сочуствие (слайд9,10)

Подойди, загляни в глаза
И плечо ее тихо тронь.

На щеке у нее слеза
И обиды в душе огонь.

Ее боль раздели на двоих,
Помоги ей, она – твой друг.
Видишь, льдинки тают в глазах
От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду,
И звезду эту другу дай.
Пусть она ее вместе с тобой
Поведёт в прекрасную даль.

2.Милосердие(слайд11,12,13)

3.Доброта (слайд 14,15,16)

В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона – зло.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.

Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране, учимся в одном классе. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то… А вы сами достойный человек?

Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

В “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

Давайте изобразим слово «толерантность» в виде солнышка, а от него идут лучики (попробуйте назовите их)– это прощение, сочувствие, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко, ведь солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом.

Наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.

МКОУ «Рождественская СОШ»

имени дважды Героя Советского Прохорова

Классный час

«Мы против насилия и жестокости.»

Подготовила: классный руководитель Киреева Т

В декабре 2014 года в МБОУ «Пундужская ООШ» прошли родительские собрания, на которых одним из вопросов было информирование родителей о проводимой акции «Против жестокости и насилия в семье».

Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье.

По данным статистики ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.

По данным Минздравсоцразвития России количество несовершеннолетних, подвергшихся преступным посягательствам и обратившихся в центры социальной помощи семье и детям, увеличилось с 2005 в 1,2 раза; число обращений несовершеннолетних в центры экстренной психологической помощи по телефону увеличилось в 2,7 раза.

По данным МВД России более чем у 74 тысяч детей родители лишены родительских прав (с 1995 года это число увеличилось в 2,3 раза). Более 126 тысяч несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств (в 2000 году – 104 тысячи детей).

По исследованиям центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят, в основном, дети 6-7 лет; 60-70 % таких детей постоянно избиваются своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца). Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 до 50% погибших детей убиты родителями или лицами, их заменяющими.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.

В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации,

избежать жестокости старших, вынуждены искать неадекватные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

В нормативно-правовых документах насилием называется «воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)».

Следовательно, насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а также использование физического, психологического и экономического насилия.

Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы и др.

Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Моральное насилие или жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Эмоциональное (психическое) насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

К наиболее типичным причинам насилия над детьми можно отнести:

Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: «За одного битого двух небитых дают», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.

Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, пик которого, по мнению социологов, приходился на 1994–1996 годы и не пошел на спад в дальнейшем.

Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.

В результате многочисленных исследований специалистов в области семейной психологии были определены факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми.

Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, приоритетное внимание одному ребенку в ущерб другим и т. д.).

Осложняющим фактором является нестабильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отношения между детьми и сожителем складываются по-разному и часто неопределенны; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи - «калиф на час».

Отчим в семье или приемные родители (риск сексуального насилия

над девочкой увеличивается в семьях с отчимом).

Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи.

Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями - при доминирующей гиперпротекции - применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, как следствие этого - несформированная и неэффективная психологическая поддержка, что соответствует низкому уровню семейной сплоченности (Михайлова Н. Ф.,Зиновьева Н.О. «Психология и

психотерапия насилия» 2003 г.).

Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми.

Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия.

Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:

Нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

Дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

Дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические

заболевания, в том числе и психические);

С расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

С определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);

С привычками, «действующими на нервы родителям»; с низкими социальными навыками;

С особенностями внешности, с которыми родители никак не могут примириться, или ребенок «не того» пола;

Дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.

Страхи . Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.

Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, это пугающее, совершенно непредсказуемое место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они, дети, являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.

Защитник матери . Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием.

Разочарования . Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряжена. Постоянный стресс, который испытывают дети, часто ведет к тому, что они расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

Отсутствие информации . Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Без полной информации и ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые) не могут адекватно реагировать на ситуацию.

Чувство «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Когда ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, но ему говорят: «Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит», он приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает его отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает», чтобы его избивали.

Чувство ненужности . Так как родителям приходится отдавать много

энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция . В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Родители дают понять детям, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ними. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, обижаться, злиться и, одновременно, скучать по нему, желать вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.

Чувство ответственности за насилие . Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Переживания . Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», - чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым . Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое врёмя расставаться со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых . Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.

Боязнь телесных повреждений . Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд . Чувствительность к позору от насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для детей старшего возраста.

Беспокойство о будущем . Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Индикаторами жестокого обращения являются:

Агрессивность или, наоборот, подавленность;

Безнадзорность;

Ухудшение успеваемости;

Ухудшение здоровья;

Физические признаки (ссадины, кровоподтеки и др.);

Информация из других источников (родители, одноклассники, соседи и пр.)

Работа по профилактике насилия и жестокости в семье:

  • Выявление детей, испытывающих жестокое обращение.
  • Работа с родителями через индивидуальные беседы, проведение классных собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на заседания школьного совета, посещение семьи на дому.
  • Работа с детьми – привлечение их к общественной жизни, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребенка.
  • Меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение повторения насилия в будущем. Этот уровень требует выделения ребенка из среды жестокости и проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

Что еще почитать