Основные мотивы символдрамы для детей и подростков. Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы

Я в степи. Недавно прошел дождь, трава спешит впитать. Это степь моего детства. Я выросла в степи.Редкие яркие цветы, много пахучей серебристо-голубой полыни. Много обнаженной почвы. Свежо (утро) и хорошо мне. Ветер.Справа — холмы. довольно не пологие а резко вверх, леса нет. Практически это земляные горы, а не холмы. Вершины их белесые и уже высушенные солнцем и ветром сильнее чем остальные поверхности. очень густо стоят они. но между ними можно спокойно проходить (как в лесу между стволов деревьев. Мне хорошо. Я могу выбрать любое направление движения, они (направления) равноценны для меня и кажется именно это и не дает в итоге свершится шагу. Хотя они очень разные: где-то спереди слева угадывается натоптанная многоми дорога; где-то сзади — река; где-то справа и сзади — полупустыня; где-то спереди слева — наоборот климатическая зона меняется от степи до лесостепи. Всё разное и всё равноценное и потому я стою… И просто ощущаю смену времен года и погодных условий. Изучаю флору вокруг себя (за фауной тоже бегать надо — а это уже движение. а про движение я уже высказалась)) Лошадь белоснежная появилась на склоне одного из холмов. она в положении «ни на равнине ни на горе» — посередине как-то. Явно на меня взгляд и явно разумный. мыслящий. Но мне не понятны её мысли и, возможно, её посыл, направленный мне. Так как я неподвижна, лошади приходится самой приблизится и я ощущаю что она недовольна этим. Она фыркает и я ощущаю мягкие шерстяные губы её на пальцах руки у себя — «покорми меня. тут так принято.это символично и этот ритуал возымеет свой результат» — «считываю» я с ситуации в целом. Мои мысли: кроме сухой колючки я ей сейчас не могу дать ничего. Но… попробую! Рядом растет колючка. я рву (цветы рвать нельзя — я изучила особенности достаточно хорошо. В условиях степи у всех есть защиты от поедания (иначе уничтожение в условиях когда все хотят есть а растений очень мало — грозит вымирание вида. если он не защищен), и если лист не в броне — он или ядовит или горек до невозможности)) Лошадь с облегчением в глазах (взгляд перестал быть напряженным — «сделай это! покорми меня!») берет губами колючку и хрупает её. Теперь она будет следовать за мной куда бы я не пошла. Да только вот я так никуда не иду. На лошади — седло.сажусь и решаю довериться её выбору. раз МНЕ — РАВНОЗНАЧНО КУДА. она начинает идти, узды у неё нет во рту. Ощущение внутреннего диалога между мной и лошадь, она несколько даже успокавает меня что «на людях» — людьми же — мне придастся какой-то прям статус-статус ежели я на ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ лошади. То есть они сами всё для себя решат, и решение это будет эм…. для меня не опасным. Поклонится мне, испытывать доверие — да. Уничтожить, повредить меня — нет. Идем идем… входим в селение. По тесту надо встретить препятствие. Это ребенок на дороге. Я смотрю на него с лошади, он на меня, и его отличает то что он то меня ВИДИТ как есть (в отличие от взрослых, видящих через шаблоны рамки и предписания). Я спешиваюсь, следуя своей догадке что это не ребенок посторонний а я и есть. Спешившись — уменьшаюсь до его размеров (или он увеличивается до моих, или это одновременно)… В чем суть тебя как «препятствия»? — спрашиваю его-себя. ответ — тебе придется взять меня на лошадь чтобы я перестал переграждать тебе твой путь. Беру. Теперь задача — ассимилироваться со своей частью.. какой часть ты был? — спрашиваю его. Ответ — «Незамечаемой, исуственно возведенной в статус «не важно», «не принципиально», «не решающе». Продолжаем движение — лошади потяжелело, пока я не «усвою», не «встрою» эту свою часть-ребенка — лошади будет тяжело идти это раз; и два — я не встречу других своих потерянных частей.

Символдрама — один из видов индивидуальной и групповой психотерапии , в основе которого лежат теория классического психоанализа , аналитическая психология К.Г.Юнга и современные модели. В переводе с греческого символдрама означает — действие условного знака (греч. symbolon — условный знак и drama — действие ). Другие названия этой техники — кататимно-имагинативная психотерапия (от лат. kata — соответственно, thymos — душа, imago — образ, т. е. психотерапия переживания образов, соответствующих душевному состоянию), кататимное переживание образов, метод сновидений наяву.

Основателем символдрамы считается Ханскарл Лёйнер (1919-1996 гг.) — немецкий психоаналитик, врач, психотерапевт. Данный метод терапии был создан в 50-е — 70-е годы двадцатого века, а позднее значительно дополнен детским психоаналитиком и психотерапевтом Г.Хорном.

Символдрама получила широкое распространение в практике психотерапевтов Северной и Южной Америки, а также Европы, за исключением Франции. В России символдрама стала известна в последнем десятилетии двадцатого века.

Суть символдрамы заключается в том, что пациент представляет образы на тему, заданную врачом. Эти образы позволяют раскрыть конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как "психоанализ при помощи образов".

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г.Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения . То, что предлагает клиенту символдрама логически вытекает из представления Юнга об архетипах . Лейнер предположил: если образ архетипичен, он должен вызывать сильные чувства , будут задействованы мощные психические силы клиента. А конкретные детали, которыми наделит образ данный человек, расскажут о его личном бессознательном .

Наиболее качественные результаты символдрама демонстрирует при лечении невротических и неврозоподобных состояний, различных расстройств эмоциональной сферы, нарушений адаптационных возможностей и всевозможных психосоматических расстройств (т.е. физических заболеваниях, корень которых находится в психической области). Положительным моментом является возможность применения инструментария символдрамы для помощи детям (с 6,5 лет), а также хорошая сочетаемость методики с другими психотерапевтическими инструментами. Среди противопоказаний к использованию символдрамы специалистами выделяются: церебрально-органические синдромы; коэффициент интеллектуальности ниже 85; недостаточная мотивация, самотерапия, а также некоторые формы психозов.

Процедура символдрамы включает четыре этапа :

  1. предварительная беседа,
  2. расслабление,
  3. представление образа под контролем психотерапевта,
  4. заключительная беседа.

Символдрама делится на следующие виды :

  1. индивидуальная,
  2. групповая,
  3. для детей и подростков,
  4. парная, в том числе семейная.

Ключевым понятием в символдраме является мотив . Под мотивами понимаются специальные темы образов , каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Например, если пациент нуждается в проработке трудностей первого года жизни, психотерапевт предлагает ему представить образ "луг ". Другими мотивами могут являться: "ручей " (работа с проблемами раннего детства), "гора " (проблемы, связанные с эдиповым комплексом), "дом " (актуальное состояние), "опушка леса " (бессознательные страхи), "идеал-я " (принятие себя), "значимое лицо " (проработка актуального значимого отношения), "лев " (агрессивность), "куст розы " или "поездка автостопом " (сексуальность), "вулкан ", "пещера ", "отверстие на болоте ", "фолиант ". Всего в современной практике символдрамы используются порядка ста различных мотивов.

Как проходит сеанс символдрамы? Обычно терапия включает 10-15 сессий, но в сложных случаях количество визитов к психотерапевту может быть и значительно большим.

Пациент удобно располагается в кресле или на кушетке, погружается в релаксирующее состояние. Углубляется и выравнивается дыхание, расслабляются мышцы. Терапевт предлагает ему представить какой-либо образ, при этом вербально описывать то, что возникает перед его внутренним взором.

Например, пациент представляет себе ручей — от его истока до впадения в море. И тут перед его внутренним взором из спокойной воды внезапно выпрыгивает, напугав клиента, огромный кит. Это значит, что у данного пациента есть какая-то "невидимая " на поверхности сознания мощная часть личности , обладающая разрушительной силой. Возможно, это подавленные чувства — может быть агрессия, гнев или сексуальные желания. Задача, которую совместно должны решить пациент и врач, — понять природу этого "кита", вступить с ним в контакт и, по возможности, "приручить" его.

Еще пример. В образе "Идеал-Я " пациентка представляет себе прекрасную, молящуюся монахиню, и внезапно испытывает по отношению к этой женщине раздражение. Вероятно, женщину раздражают добровольно наложенные ею на себя запреты .

Важно понимать, что в символдраме нет закрепления конкретных значений за символами, ключевую роль играют чувства пациента , которые вызывают у него наблюдаемые им символы.

Замечено, что символдрама оказывает общий благотворный эффект на внутреннее состояние пациентов. Основатель метода вспоминал отзыв одного из своих клиентов, представляющего образ "луг": "То, что вы со мной здесь делаете — просто великолепно! " Дело в том, что образы в символдраме чувствуются очень ярко , объемно, их восприятие близко к восприятию реальности. Человек чувствует прикосновения мягкой травы, прохладную воду, слышит пение птиц, ощущает тепло от солнца… Ландшафты внутреннего мира напоминают картины детства , они дают душе отдых и прибавляют сил .

Символдрама (кататимное переживание образов) это один из методов современной психотерапии. Он заключается в представлении (фантазировании) образов на свободную или заданную психотерапевтом тему. Такую тему в символдраме принято называть мотивом . Разработчиком данного направления являться Ханскарл Лёйнер , а первое упоминание об символдраме встречается в его работе «Контроль интерпретации символа в экспериментальных процедурах», написанной в 1954 году.

Сеанс символдрамы выглядит следующим образом. Клиенту предлагается присесть (или прилечь) на кушетку, при этом он должен чувствовать себя максимально удобно и расслаблено (можно снять пиджак, расстегнуть пуговицы и т.п.). Психотерапевт с помощью голосовой инструкции пытается вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации (фантазирования). Если при этом в инструкции упомянуть неопределенную тему (мотив) представления, то это сделать будет намного проще и быстрее. За первыми абстрактными образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены в большинстве случаев образами ландшафта и образами встречи животных и человека. Клиенту необходимо сообщать рядом сидящему психотерапевту о содержании образов, которые он видит. Психотерапевт оказывает активную поддержку и участие только вначале сеанса, а когда клиент погружается в фантазирование, роль психотерапевта сводится к слушании фиксированию образов, эмоций и переживаний клиента. При этом психотерапевт должен сопереживать и сочувствовать, а в некоторых случаях направлять и структурировать «сновидение наяву». Но чаще всего психотерапевт занимает позицию проводника и наблюдателя.

Символдрама дает возможность увидеть бессознательные или предсознательные конфликты. Поэтому кататимное переживание образов эффективно используется при лечении неврозов, психосоматических заболеваниях, тревожно-фобических расстройств, депрессии, нарушений коммуникации и адаптации.

Метод символдрамы разделен на 3 ступени. Основная (включает мотив луга, ручья, горы, дома, опушка леса). Средняя (значимое лицо, сексуальность, агрессивность, идеал Я). И высшая ступень (пещера, окно на болоте, вулкан, фолиант (книга)).

Попробуем рассмотреть мотивы основной ступени более подробно. В основном каждому из мотивов этой ступени отводится один психотерапевтический сеанс, так как переживание образов требует длительной концентрации внимания и времени для вхождения в состояние «сновидения наяву» (в последующих сеансах это время может сокращаться).

После описания самого ручья, клиенту предлагается пройтись вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет. Иногда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения (“фиксированные образы” – бетонная стена или дощатая перегородка, уход под землю). Они дают сигнал о существующих проблемах и признаках нарушения.

У источника вода может идти из-под земли, из скалы или из искусственно построенной трубы. Признаками нарушения или наличия конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой и т.д. Источник символизирует жизненную силу и жизнеспособность человека.

  1. Мотив гори. Он осуществляется с помощью двух приемов: 1) рассмотрение и описание горы издалека (форма, высота, какие деревья на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д.); 2) включает подъем в гору (от подножья до самой вершины). Мотив горы – это модель репрезентаций, т.е. отражение самых близких людей из раннего детства (эмоционально значимых лиц, чаще всего отца). Обычно клиент описывает гору средней высоты (около 1000 м.), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, подъем на которую возможен, но с большими усилиями. Насторожить может описание горы как небольшого холма, кучи песка или снега, или наоборот очень высокая гора, покрытая снегом и ледниками.

Следующим шагом является поднятие на гору и обзор открывшейся панорамы . Обычно у пациента не наблюдается проблем с поднятием на гору, он проходит через лес и взбирается по внушительному подъему на вершину, откуда открывается панорама во все стороны (погода хорошая, вдалеке видны ухоженные поля, дома, дороги и занятые какими-то делами люди). Психотерапевту следует обратить внимание, если клиент вообще отказывается подниматься на гору, не может взойти (из-за трудности подъема или потери тропи), встающие на пути лесные завалы, глубокие овраги, что-то страшное у подножья горы и т.д.

П одъем” и “восхождение” на гору символизирует восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную с профессиональным образованием, а также, в более широком значении, связь с задачами, которые ставит перед человеком жизнь, и то, какие усилия он готов прилагает к решению этих задач. Высота представляемой горы тесно связана с уровнем притязаний клиента (уровень сложности задач, целей, которые человек ставит перед собою и пытается достичь). Обзор панорамы открывшейся на вершине горы символизирует следующее: вид назад – это взгляд в прошлое; вперед – ожидания от будущего; направо – акцентирует когнитивную, рациональную, и мужскую установку; вид налево – это эмоциональное и женское.

  1. Мотив дома. Образ дома переживается как выражение собственной личности или одной из ее частей. С помощью образа дома клиент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки, а также страхи. Сначала клиент описывает дом снаружи – как он выглядит, похож ли на родительский или бабушкин дом. После этого он заходит в него и рассказывает, что находится внутри дома . Психотерапевту следует обратить внимание на то, каких помещений клиент избегает, они могут свидетельствовать о вытесненных проблемах. Насторожить должно также большое количество старых, поношенных и чужых вещей в доме.
  2. Мотив леса. Клиенту предлагается вглядеться во мрак леса, из темноты которого выйдет какое-то существо, животное или человек. Лес в данном мотиве символизирует бессознательное человека . Эти фигуры можно рассматривать как воплощение близких и значимых людей, или бессознательные тенденции и установки клиента. Цель психотерапевта заключается в том, чтобы вывести на свет из леса вытесненные тенденции . Нападение или враждебная реакция на символический образ демонстрируют агрессию клиента, направленную против себя самого, против затрагиваемой части собственного «Я». Иными словами, психотерапевт помогает клиенту принять часть себя, которая по различным причинам угнетается или вытесняется. Для этого он использует принципы кормления и насыщения .

Психотерапевт предлагает накормить животное наиболее пригодной для него едой (льву, медведю и волку подойдет мясо, а оленю – молодая зелень). Важно не просто накормить это животное, а перенасытить его голод, после чего оно стает усталым, сытым и ложиться отдохнуть. Животное уже неопасно и не боится, оно приветливое и доброжелательное, клиент может подойти к нему прикоснуться и погладить. Этот этап называется примирение: то бессознательное, что изначально казалось страшным и враждебным, после знакомства оказывается совсем не таким и принимается.

На этом часть работы на основной ступени кататимного переживания образов (символдрамы) заканчивается и следует либо завершение терапии, если методы смогли эффективно помочь человеку, либо переход на среднюю и высшую ступень. Надеюсь, мне удалось хотя бы в общих чертах ознакомить вас с таким современным методом психотерапии как символдрама. А также представить способы работы с мотивами на основной ступени данного метода.

Любите и берегите себя!

Что еще почитать