Я в степи. Недавно прошел дождь, трава спешит впитать. Это степь моего детства. Я выросла в степи.Редкие яркие цветы, много пахучей серебристо-голубой полыни. Много обнаженной почвы. Свежо (утро) и хорошо мне. Ветер.Справа — холмы. довольно не пологие а резко вверх, леса нет. Практически это земляные горы, а не холмы. Вершины их белесые и уже высушенные солнцем и ветром сильнее чем остальные поверхности. очень густо стоят они. но между ними можно спокойно проходить (как в лесу между стволов деревьев. Мне хорошо. Я могу выбрать любое направление движения, они (направления) равноценны для меня и кажется именно это и не дает в итоге свершится шагу. Хотя они очень разные: где-то спереди слева угадывается натоптанная многоми дорога; где-то сзади — река; где-то справа и сзади — полупустыня; где-то спереди слева — наоборот климатическая зона меняется от степи до лесостепи. Всё разное и всё равноценное и потому я стою… И просто ощущаю смену времен года и погодных условий. Изучаю флору вокруг себя (за фауной тоже бегать надо — а это уже движение. а про движение я уже высказалась)) Лошадь белоснежная появилась на склоне одного из холмов. она в положении «ни на равнине ни на горе» — посередине как-то. Явно на меня взгляд и явно разумный. мыслящий. Но мне не понятны её мысли и, возможно, её посыл, направленный мне. Так как я неподвижна, лошади приходится самой приблизится и я ощущаю что она недовольна этим. Она фыркает и я ощущаю мягкие шерстяные губы её на пальцах руки у себя — «покорми меня. тут так принято.это символично и этот ритуал возымеет свой результат» — «считываю» я с ситуации в целом. Мои мысли: кроме сухой колючки я ей сейчас не могу дать ничего. Но… попробую! Рядом растет колючка. я рву (цветы рвать нельзя — я изучила особенности достаточно хорошо. В условиях степи у всех есть защиты от поедания (иначе уничтожение в условиях когда все хотят есть а растений очень мало — грозит вымирание вида. если он не защищен), и если лист не в броне — он или ядовит или горек до невозможности)) Лошадь с облегчением в глазах (взгляд перестал быть напряженным — «сделай это! покорми меня!») берет губами колючку и хрупает её. Теперь она будет следовать за мной куда бы я не пошла. Да только вот я так никуда не иду. На лошади — седло.сажусь и решаю довериться её выбору. раз МНЕ — РАВНОЗНАЧНО КУДА. она начинает идти, узды у неё нет во рту. Ощущение внутреннего диалога между мной и лошадь, она несколько даже успокавает меня что «на людях» — людьми же — мне придастся какой-то прям статус-статус ежели я на ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ лошади. То есть они сами всё для себя решат, и решение это будет эм…. для меня не опасным. Поклонится мне, испытывать доверие — да. Уничтожить, повредить меня — нет. Идем идем… входим в селение. По тесту надо встретить препятствие. Это ребенок на дороге. Я смотрю на него с лошади, он на меня, и его отличает то что он то меня ВИДИТ как есть (в отличие от взрослых, видящих через шаблоны рамки и предписания). Я спешиваюсь, следуя своей догадке что это не ребенок посторонний а я и есть. Спешившись — уменьшаюсь до его размеров (или он увеличивается до моих, или это одновременно)… В чем суть тебя как «препятствия»? — спрашиваю его-себя. ответ — тебе придется взять меня на лошадь чтобы я перестал переграждать тебе твой путь. Беру. Теперь задача — ассимилироваться со своей частью.. какой часть ты был? — спрашиваю его. Ответ — «Незамечаемой, исуственно возведенной в статус «не важно», «не принципиально», «не решающе». Продолжаем движение — лошади потяжелело, пока я не «усвою», не «встрою» эту свою часть-ребенка — лошади будет тяжело идти это раз; и два — я не встречу других своих потерянных частей.
Символдрама — один из видов индивидуальной и групповой психотерапии , в основе которого лежат теория классического психоанализа , аналитическая психология К.Г.Юнга и современные модели. В переводе с греческого символдрама означает — действие условного знака (греч. symbolon — условный знак и drama — действие ). Другие названия этой техники — кататимно-имагинативная психотерапия (от лат. kata — соответственно, thymos — душа, imago — образ, т. е. психотерапия переживания образов, соответствующих душевному состоянию), кататимное переживание образов, метод сновидений наяву.
Основателем символдрамы считается Ханскарл Лёйнер (1919-1996 гг.) — немецкий психоаналитик, врач, психотерапевт. Данный метод терапии был создан в 50-е — 70-е годы двадцатого века, а позднее значительно дополнен детским психоаналитиком и психотерапевтом Г.Хорном.
Символдрама получила широкое распространение в практике психотерапевтов Северной и Южной Америки, а также Европы, за исключением Франции. В России символдрама стала известна в последнем десятилетии двадцатого века.
Суть символдрамы заключается в том, что пациент представляет образы на тему, заданную врачом. Эти образы позволяют раскрыть конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как "психоанализ при помощи образов".
Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г.Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения . То, что предлагает клиенту символдрама логически вытекает из представления Юнга об архетипах . Лейнер предположил: если образ архетипичен, он должен вызывать сильные чувства , будут задействованы мощные психические силы клиента. А конкретные детали, которыми наделит образ данный человек, расскажут о его личном бессознательном .
Наиболее качественные результаты символдрама демонстрирует при лечении невротических и неврозоподобных состояний, различных расстройств эмоциональной сферы, нарушений адаптационных возможностей и всевозможных психосоматических расстройств (т.е. физических заболеваниях, корень которых находится в психической области). Положительным моментом является возможность применения инструментария символдрамы для помощи детям (с 6,5 лет), а также хорошая сочетаемость методики с другими психотерапевтическими инструментами. Среди противопоказаний к использованию символдрамы специалистами выделяются: церебрально-органические синдромы; коэффициент интеллектуальности ниже 85; недостаточная мотивация, самотерапия, а также некоторые формы психозов.
Процедура символдрамы включает четыре этапа :
Символдрама делится на следующие виды :
Ключевым понятием в символдраме является мотив . Под мотивами понимаются специальные темы образов , каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Например, если пациент нуждается в проработке трудностей первого года жизни, психотерапевт предлагает ему представить образ "луг ". Другими мотивами могут являться: "ручей " (работа с проблемами раннего детства), "гора " (проблемы, связанные с эдиповым комплексом), "дом " (актуальное состояние), "опушка леса " (бессознательные страхи), "идеал-я " (принятие себя), "значимое лицо " (проработка актуального значимого отношения), "лев " (агрессивность), "куст розы " или "поездка автостопом " (сексуальность), "вулкан ", "пещера ", "отверстие на болоте ", "фолиант ". Всего в современной практике символдрамы используются порядка ста различных мотивов.
Как проходит сеанс символдрамы? Обычно терапия включает 10-15 сессий, но в сложных случаях количество визитов к психотерапевту может быть и значительно большим.
Пациент удобно располагается в кресле или на кушетке, погружается в релаксирующее состояние. Углубляется и выравнивается дыхание, расслабляются мышцы. Терапевт предлагает ему представить какой-либо образ, при этом вербально описывать то, что возникает перед его внутренним взором.
Например, пациент представляет себе ручей — от его истока до впадения в море. И тут перед его внутренним взором из спокойной воды внезапно выпрыгивает, напугав клиента, огромный кит. Это значит, что у данного пациента есть какая-то "невидимая " на поверхности сознания мощная часть личности , обладающая разрушительной силой. Возможно, это подавленные чувства — может быть агрессия, гнев или сексуальные желания. Задача, которую совместно должны решить пациент и врач, — понять природу этого "кита", вступить с ним в контакт и, по возможности, "приручить" его.
Еще пример. В образе "Идеал-Я " пациентка представляет себе прекрасную, молящуюся монахиню, и внезапно испытывает по отношению к этой женщине раздражение. Вероятно, женщину раздражают добровольно наложенные ею на себя запреты .
Важно понимать, что в символдраме нет закрепления конкретных значений за символами, ключевую роль играют чувства пациента , которые вызывают у него наблюдаемые им символы.
Замечено, что символдрама оказывает общий благотворный эффект на внутреннее состояние пациентов. Основатель метода вспоминал отзыв одного из своих клиентов, представляющего образ "луг": "То, что вы со мной здесь делаете — просто великолепно! " Дело в том, что образы в символдраме чувствуются очень ярко , объемно, их восприятие близко к восприятию реальности. Человек чувствует прикосновения мягкой травы, прохладную воду, слышит пение птиц, ощущает тепло от солнца… Ландшафты внутреннего мира напоминают картины детства , они дают душе отдых и прибавляют сил .
Символдрама (кататимное переживание образов) это один из методов современной психотерапии. Он заключается в представлении (фантазировании) образов на свободную или заданную психотерапевтом тему. Такую тему в символдраме принято называть мотивом . Разработчиком данного направления являться Ханскарл Лёйнер , а первое упоминание об символдраме встречается в его работе «Контроль интерпретации символа в экспериментальных процедурах», написанной в 1954 году.
Сеанс символдрамы выглядит следующим образом. Клиенту предлагается присесть (или прилечь) на кушетку, при этом он должен чувствовать себя максимально удобно и расслаблено (можно снять пиджак, расстегнуть пуговицы и т.п.). Психотерапевт с помощью голосовой инструкции пытается вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации (фантазирования). Если при этом в инструкции упомянуть неопределенную тему (мотив) представления, то это сделать будет намного проще и быстрее. За первыми абстрактными образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены в большинстве случаев образами ландшафта и образами встречи животных и человека. Клиенту необходимо сообщать рядом сидящему психотерапевту о содержании образов, которые он видит. Психотерапевт оказывает активную поддержку и участие только вначале сеанса, а когда клиент погружается в фантазирование, роль психотерапевта сводится к слушании фиксированию образов, эмоций и переживаний клиента. При этом психотерапевт должен сопереживать и сочувствовать, а в некоторых случаях направлять и структурировать «сновидение наяву». Но чаще всего психотерапевт занимает позицию проводника и наблюдателя.
Символдрама дает возможность увидеть бессознательные или предсознательные конфликты. Поэтому кататимное переживание образов эффективно используется при лечении неврозов, психосоматических заболеваниях, тревожно-фобических расстройств, депрессии, нарушений коммуникации и адаптации.
Метод символдрамы разделен на 3 ступени. Основная (включает мотив луга, ручья, горы, дома, опушка леса). Средняя (значимое лицо, сексуальность, агрессивность, идеал Я). И высшая ступень (пещера, окно на болоте, вулкан, фолиант (книга)).
Попробуем рассмотреть мотивы основной ступени более подробно. В основном каждому из мотивов этой ступени отводится один психотерапевтический сеанс, так как переживание образов требует длительной концентрации внимания и времени для вхождения в состояние «сновидения наяву» (в последующих сеансах это время может сокращаться).
После описания самого ручья, клиенту предлагается пройтись вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет. Иногда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения (“фиксированные образы” – бетонная стена или дощатая перегородка, уход под землю). Они дают сигнал о существующих проблемах и признаках нарушения.
У источника вода может идти из-под земли, из скалы или из искусственно построенной трубы. Признаками нарушения или наличия конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой и т.д. Источник символизирует жизненную силу и жизнеспособность человека.
Следующим шагом является поднятие на гору и обзор открывшейся панорамы . Обычно у пациента не наблюдается проблем с поднятием на гору, он проходит через лес и взбирается по внушительному подъему на вершину, откуда открывается панорама во все стороны (погода хорошая, вдалеке видны ухоженные поля, дома, дороги и занятые какими-то делами люди). Психотерапевту следует обратить внимание, если клиент вообще отказывается подниматься на гору, не может взойти (из-за трудности подъема или потери тропи), встающие на пути лесные завалы, глубокие овраги, что-то страшное у подножья горы и т.д.
“ П одъем” и “восхождение” на гору символизирует восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную с профессиональным образованием, а также, в более широком значении, связь с задачами, которые ставит перед человеком жизнь, и то, какие усилия он готов прилагает к решению этих задач. Высота представляемой горы тесно связана с уровнем притязаний клиента (уровень сложности задач, целей, которые человек ставит перед собою и пытается достичь). Обзор панорамы открывшейся на вершине горы символизирует следующее: вид назад – это взгляд в прошлое; вперед – ожидания от будущего; направо – акцентирует когнитивную, рациональную, и мужскую установку; вид налево – это эмоциональное и женское.
Психотерапевт предлагает накормить животное наиболее пригодной для него едой (льву, медведю и волку подойдет мясо, а оленю – молодая зелень). Важно не просто накормить это животное, а перенасытить его голод, после чего оно стает усталым, сытым и ложиться отдохнуть. Животное уже неопасно и не боится, оно приветливое и доброжелательное, клиент может подойти к нему прикоснуться и погладить. Этот этап называется примирение: то бессознательное, что изначально казалось страшным и враждебным, после знакомства оказывается совсем не таким и принимается.
На этом часть работы на основной ступени кататимного переживания образов (символдрамы) заканчивается и следует либо завершение терапии, если методы смогли эффективно помочь человеку, либо переход на среднюю и высшую ступень. Надеюсь, мне удалось хотя бы в общих чертах ознакомить вас с таким современным методом психотерапии как символдрама. А также представить способы работы с мотивами на основной ступени данного метода.
Любите и берегите себя!
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам