Самые теплые и добрые воспоминания из детства у большинства из нас связаны с играми в песке. Ведь в нем мы проводили немалую часть свободного времени. Песок обладает особой чудодейственной силой, способной благотворно влиять на психоэмоциональное состояние каждого малыша. Все это оставляет неизгладимые, яркие впечатления на долгие годы.
Современная песочная терапия для детей
занимает ведущее место в психокоррекции детей. Она позволяет разрешить целый комплекс задач, поставленных перед педагогическим составом. Арт-терапия является неоценимой поддержкой. Благодаря увлекательным играм с песком происходит гармоничное формирование личности малыша. Профессионально организованные занятия в песочнице содействуют улучшению мелкой моторики и пространственного мышления.
Представители сферы образования отмечают, что песочная терапия для детей дошкольного возраста содействует их всестороннему развитию. Заманчивые конкурсы с песком помогают малышам научиться писать буквы, считать цифры, различать различные формы между собой. Грамотно подготовленные занятия в игровой, веселой форме содействуют непринужденному обучению.
«Песочная деятельность» помогает ребенку лучше познакомиться с окружающим миром, позволяет ему преодолеть возникшие трудности. По мнению специалистов, это позволяет малышу научиться вовремя находить выход из затруднительных ситуаций. Большим подспорьем в этом случае являются многофункциональные модульные интерактивные комплексы для увлекательных занятий с песком.
Стол для песочной терапии и многофункциональные устройства помогут справиться с различными отклонениями в поведении, наладить контакт с окружающим миром и избавиться от излишней тревожности и страхов. Грамотно организованные «песочные увлечения» для детей значительно облегчат работу современных педагогов.
Благодаря использованию современных комплексов можно успешно проводить не только индивидуальные, но и групповые курсы песочной терапии. Главное, чтобы присутствовал взрослый человек, который бы координировал работу каждого участника. Это позволит малышам вносить посильный вклад и поможет им установить эмоциональный контакт друг с другом. В последующем они смогут более уверенно общаться и им не сложно будет налаживать контакт с малознакомыми детьми.
Песочная терапия для детей
- это важная составляющая полноценного развития любого малыша. Совместное творчество в песке содействует формированию личности ребенка, а также приобретению уверенности в себе и в своих силах.
В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!
Песочница
ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
В первую очередь , песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!
Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.
Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок
воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Для организации песочной терапии понадобится:
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.
Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.
На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.
Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.
Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.
Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.
В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.
В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.
Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Чем полезны игры с песком?
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:
Формы и варианты песочной терапии
1.Игровые методы
Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.
Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)
1 .«Чувствительные ладошки»
Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.
2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.
2.С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)
В индивидуальной форме можно диагностировать:
В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:
3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)
Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.
Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства
Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.
6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.
В качестве оказания первичной психологической помощи.
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ
Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.
Для организации занятий потребуется:
Планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)
Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)
Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.
Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
Рисование песком развивает :
Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…
Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
Список литературы
3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006
4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013
На портале Psy.Firmika.ru собраны психологические кабинеты и центры, предлагающие песочную терапию в Москве. В наглядных таблицах представлены цены на программы, а отзывы клиентов позволят оценить подход психологов и терапевтов и эффективность их работы в целом.
Песочную терапию или сэндплэй (от англ. «sandplay» - игра с песком), по праву считают одной из наиболее интересных методик в психотерапии и психологическом консультировании. Песочная терапия практикуется психоаналитиками и психологами с целью помочь человеку разобраться в своем внутреннем мире и улучшить эмоциональное самочувствие.
Песочная терапия базируется на идеях К.Г.Юнга – основоположника аналитической психологии. Он был уверен, что благодаря играм с песком высвобождаются поток заблокированной энергии. В процессе таких игр человек получает возможность осознать свои переживания и найти им объяснения, в результате чего приходит чувство спокойствия и уверенности. Сэндплэй-терапия позволяет:
После курсов игровой песочной терапии у человека исчезает тревожность, повышается самооценка и укрепляется вера в самого себя.
Выбирая кабинет для прохождения песочной терапии, в первую очередь необходимо поинтересоваться, кто проводит занятия. Терапевт должен иметь соответствующее образование и определенный опыт.
Нелишним будет посетить первичную консультацию, которую проводят для родителей в большинстве центров, практикующих песочную терапию. В ходе таких консультаций можно решить, насколько подойдет данная методика в конкретном случае, а также выбрать подходящий формат занятий (групповые или индивидуальные).
Изначально песочная терапия применялась только в детском психоанализе, однако сегодня этот метод одинаково активно используют в работе как со школьниками и детьми дошкольного возраста для развития речи и в рамках общеразвивающих занятий, так и со взрослыми и подростками, чтобы помочь им выразить тяжелые переживания и решить внутренние конфликты. Детская песочная терапия нередко проходит в группах, и в ходе занятий у детей формируется ситуационный стиль общения, а также выявляется позиция личности как участника коллектива. Особенно эффективными занятия с песком считаются для детей с речевыми нарушениями и дисфункцией мозга.
В песочной терапии используются лотки с песком или специальные световые песочные столы, вода и различные фигурки. Среди них должны быть и природные (например, камни, ракушки), и изготовленные искусственным способом: фигурки людей, животных, машины, деревья и так далее. Чем больше фигурок и чем они разнообразнее, тем полнее клиент может себя выразить.
Модель игры зависит от конкретной проблемы, с которой обратился клиент. Часто на занятиях песочной терапии для детей психолог не дает никаких заданий или инструкций, а просто просит поиграть с песком и придумать какую-нибудь сказку. Взрослому терапевт может задать тему игры, например, «Я и семья», «Мои дети», «Мои страхи». В ходе занятия психолог задает необходимые вопросы, затрагивает нужные темы и постепенно вместе с клиентом приходит к важным выводам и решениям.
Песок. Наши дети, все до одного, просто обожают играть с ним. А некоторые родители, наблюдая, как их карапузы лепят куличики из песка, даже не догадываются, что таким образом малыши расслабляются, избавляются от страхов, уравновешивают свой внутренний мир, развивают собственное творческое «я» - самобытное и неповторимое. Оказывается песок - тот самый песок, на котором нам так нравится загорать, и который служит строительным материалом для наших жилищ - может быть еще и лечебным. Он восстанавливает нервную систему наших деток. Психологи называют метод лечения различных нервных расстройств у детей песком - песочная терапия . Что же это такое?
Давайте сейчас вспомним пляж. Что мы делаем, когда только приходим туда? Ставим босую ногу на желтый песок, а затем заворожено рассматриваем ее отпечаток среди миллиардов крошечных частичек нашей планеты. Мы словно заявляем миру: «Я есть! И я здесь! », - мы каждой клеточкой впитываем приятное тепло песка. Чувствуя себя неотъемлемой частью всего окружающего, сливаясь с ним и растворяясь в нем. Вам знакомы подобные ощущения? По крайней мере, большинству из нас – да.
А потом к песку добавляется вода. Мы строим замки, дороги, колодцы, туннели. Мы закапываем-откапываем руки-ноги – свои собственные и чужие. И при этом даже не задумываемся, что таким образом очищаем свои мысли. Зарываем в песок негативные, а откапываем уже ясные и просветленные.
По сути своей, эти действия – отражение нашей собственной психической истории, того, что происходит у нас внутри. И многие замечали, что после времени, проведенного на берегу водоема, после сидения на мягком песочном его берегу, на душе становится как-то легче, спокойнее.
Это песок, в совокупности, конечно, с другими природными составляющими, помогает нам снять напряжение, восстановить гармонию, обрести равновесие.
Песок умеет передавать и пластичность, и текучесть. Он способен сохранять заданную форму, не теряя ее. В этом главная особенность песка как материи, и как материала для творчества и самореализации.
Песок может соприкасаться со всей поверхностью вашего тела и расслаблять его, а также действовать на отдельные нервные окончания (к примеру, на пальцах рук или на ступнях). Песок может быть сухим, мягким, текучим. Песок может быть мокрым, пластичным, послушным.
Песок может в сочетании с водой приобретать любые формы и отражать любые образы, которыми полно наше подсознание. Именно эти возможности песка и взяли на вооружение. Так появилась психологическая песочница и песочная терапия , как метод психотерапии в рамках аналитической психологии.
Впервые песочницу с миниатюрными фигурками в стала использовать английский педиатр Маргарет Ловенфельд в 1929 году. Ее ученица Дора Кальфф дополнила и обобщила практический опыт своей наставницы. И стала основательницей «Техники построения мира », базирующейся на «построении свободного и защищенного пространства ».
Не всегда даже мы, взрослые, можем выразить в словесной форме то, что чувствуем, то, чем полны наши мысли, и что, иногда, лишает нас покоя и сна. А наши малыши, которые находятся в дословесной фазе развития или только учатся общению с помощью устной речи? Как им выражать свои переживания?
Ведь они, так же, как и мы, испытывают радость и печаль, душевный подъем и одиночество, уверенность в себе или, наоборот, беспомощность и страх. Это должно находить какой-то выход. Вот тут-то безотказным помощником может стать песок. Все образы, живущие внутри сознания маленького человечка, становятся видимыми и осязаемыми во время игр с песком. Зачем это нужно ребенку?
А затем, что маленьким детям требуется отдых от , которые, обязательно, имеют место в процессе развития ребенка, становления его, как личности. Все его переживания, все образы, так или иначе запечатлевшиеся в подсознании, могут материализоваться в его песочном мире. И самое важное то, что обретя форму, они становятся управляемыми, подконтрольными их маленькому творцу. На практике это выглядит так.
К примеру, малыш боится собак. Или темноты. Во время сеанса песочной терапии он изображает эти свои страхи такими, какими видит, а потом, в процессе нехитрой игры, борется с ними и, конечно же, побеждает их. Эта победа запечатлевается в его подсознании, что впоследствии помогает малышу справиться со и в реальном мире. Таким образом, играя и творя, можно разрешать любые ситуации из жизни крохи.
Во время сеанса песочной терапии ребенок проживает маленькую жизнь. Без запретов и без ограничений. Имеет возможность почувствовать, что такое свобода. Свобода мысли, свобода действий, свобода выбора.
На вопрос: «Кто из деток нуждается в терапии песком? » - можно смело отвечать: «Все! »
Темп современной жизни таков, что перегрузка информацией малышей-дошколят идет колоссальная. Именно поэтому многие детки начинают говорить только к трем-четырем годам. Их просто не готова в полной мере перерабатывать тот поток нового, что поступает в сознание ребенка извне.
Отсюда и гиперактивность у детей, и синдром дефицита внимания, и аутизм. Все эти сложности в довольно успешно поддаются лечению посредством песочной терапии. Деткам, страдающим от всевозможных страхов и навязчивых состояний, имеющим конфликты во взаимоотношениях с окружающими, тоже показана терапия песком. Да и просто после активно проведенного дня любому малышу не помешает немного успокоиться перед сном, «разложить по полочкам» свои мысли и чувства.
Ощутив себя творцом собственного мира, малыш всегда будет пытаться сделать его лучше, светлее, комфортнее. А при условии, что подобные действия не подвергнутся оценке и критике взрослых, у крохи значительно подымется самооценка, он станет более самостоятельным и ответственным в реальной жизни.
Вы думаете, что для терапии песком нужно обязательно посещать кабинет психолога? Вы глубоко ошибаетесь! Для сеансов прекрасно подойдет пляж, детская песочница, куча песка, завезенная на дачу для строительных работ, или небольшой ящичек с песком прямо у вас в квартире. Главное, чтобы малыш во время занятий чувствовал себя комфортно.
Отдельно несколько слов о ящичке (или коробке, или подносе) для терапии песком в домашних условиях. Он должен быть внутри выкрашен в голубой цвет. Это – цвет неба, цвет воды. Голубой успокаивающе действует на и служит прекрасным фоном для песочных игр. Что касается размеров ящика, то оптимальными считаются – 70х50х8 см. И заполнен он должен быть песком ровно наполовину.
Для домашних сеансов песок можно купить. Он уже будет полностью пригоден для творчества. А можно и с пляжа принести. Тогда его нужно будет сначала просеять, потом промыть и высушить. И желательно также, для дезинфекции, такой песок после полного его высыхания прокалить в духовке. Ведь работать с ним будет ваш малыш.
Очень хорошо иметь в арсенале несколько видов песка. Для использования в сухом виде лучше подойдет мелкий речной песок – мягкий и сыпучий. Купить его можно в любом строительном магазине. Он бывает разных цветов. Что тоже будет интересно крохе. Если же малыш собирается лепить из песка с использованием воды, ему понадобится крупный морской песок. Он лучше держит форму и легче отлепляется от формочек.
Что еще нужно для занятий песочной терапией? Конечно же, вода. А еще все то, что символически может отражать реальный мир.
Желательно чтобы в распоряжении маленького творца были люди разных возрастов и профессий (строители, водители, спортсмены, космонавты, врачи, пожарные, милиционеры и т.п.). Еще нужны все представители семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, разновозрастные дети). Фантастические персонажи тоже не исключаются (тролли, гномы, эльфы, колдуны, драконы, боги, ангелы и т.п.).
Это должны быть дикие животные и домашние, а также доисторические, фантастические и мультяшные.
Соберите фигурки рыб, крабов, моллюсков, морских коньков, осьминогов, китов, моржей и т.п. Не забудьте и об обитателях морских глубин из легенд и сказок.
Дома в распоряжении малыша должны быть и маленькие, и большие. К этой категории также относятся палатки, шатры, пещеры и здания городской инфраструктуры. Дополните эту коллекцию всевозможными предметами интерьера и мебелью.
Все, чем мы пользуемся в реальной жизни для приготовления и поглощения пищи (кастрюли, поварешки, тарелки, ножи, ложки-вилки и т.п.). А еще сама еда (фрукты, овощи, мясо, хлеб, крупы).
Деревья, цветы, травы. Их можно использовать как игрушечные, так и в виде собственноручно собранного и высушенного гербария.
Все, на чем мы ездим, плаваем, летаем. Автомобили разного предназначения, ракеты, самолеты, корабли, велосипеды…
Это могут быть мосты, виадуки, заборы, ворота, водонапорные башни, телевизионные вышки и т.п.
Камушки, различные минералы, семена, каштаны, желуди, перья, ракушки…
Этот список может быть бесконечным. В зависимости от интересов и . Монеты, болтики, лоскутки ткани, зеркальца, пуговицы, бусины и др. Обычно все, чего ему не хватает для создания своего мира, малыш просит в процессе игры.
Все готово для сеанса песочной терапии? Тогда зовите кроху и предоставьте ему полную свободу действий. Сами же только наблюдайте. Представьте, что на вас надета шапка-невидимка. Никаких комментариев и советов. За исключением тех случаев, когда ребенок сам выражает желание вовлечь вас в свою игру.
Все предметы, все действия выбираются малышом на чисто интуитивном уровне. Он играет с разными объектами. Одни закапывает, другие ставит на возвышенность, а третьи и вовсе топит. Кто-то из выбранных крохой героев будет добрым, кто-то злым. Один будет драться, а другой спасать планету. Помните, вы не вмешиваетесь. Это игра вашего ребенка, его мир, и он – полноправный хозяин в этой неприкосновенной вселенной.
А ваша цель – дать малышу покой и свободу, позволить развернуться его собственному большому «Я». Не нужно журить кроху и делать какие-то выводы, если что-то в созданном им мире не соответствует вашим взглядам и представлениям. Просто наблюдайте. Дайте вашему ребенку возможность быть самим собой.
Если малыш не знает с чего начать игру с песком или выразил желание иметь вас напарником в построении своего мира, можно предложить ему несколько вариантов развития событий.
Чтобы посредством игр в песке был достигнут терапевтический эффект, нужно, как выражаются психологи, сузить проблемное поле. Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из подготовленной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 – животных, 4 строения и 4 любых других предмета, которые в данный момент для него актуальны). Далее порекомендуйте дать название создаваемому миру и придумать историю про него.
Сеансы песочной терапии, как правило, включают в себя три этапа:
На этапе «хаоса» ребенок проживает свое эмоциональное состояние и постепенно освобождается от него. Вы можете увидеть, как он беспорядочно хватает фигурки, зарывает их, выкапывает, сопровождая свои действия довольно эмоциональными репликами. Со временем начинает выстраиваться четкий сюжет и разгорается настоящая борьба.
Дети переносят в песочный мир свои страхи, тревоги, обиды, агрессию, недомогания. На песке разворачивается целая баталия. Герои убивают друг друга и крушат все вокруг. Но не волнуйтесь, все это не потому, что ваш малыш жесток или кровожаден. Так он избавляется от психоэмоционального напряжения, борется за обретение мира внутри себя.
Когда приходит время разрешения конфликта, появляется добрый и смелый герой, который всех спасает и восстанавливает справедливость. В маленьком песочном мире воцаряются тишина и покой. Все становится на круги своя. Фигурки начинают заниматься повседневными делами: ходить на работу, растить детей, развлекаться.
Это говорит о том, что внутренний конфликт разрешен. Подобные стадии, или этапы, могут длиться на протяжении нескольких сеансов. А могут и обыгрываться в течение одного занятия. И только ребенок вправе определять, когда придет время закончить борьбу и вернуть идиллию в его песочный мир.
Вам же во время детского сеанса терапии песком отведено почетное место наблюдателя и ученика. Да-да. Именно ученика.
Попробуйте-ка на досуге написать на песочном листе свою собственную историю. А вдруг именно там, среди миллионов крупиц песка, вы, сами того не ожидая, найдете единственно верные ответы. Ответы, которых искали всю свою жизнь?..
Проводим арт-терапию для коррекции психо-эмоциональных нарушений у детей. Применяем различные виды арт-терапии: песочную терапию, сказкотерапию и куклотерапию. Вид терапии подбираем индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка, при необходимости совмещаем несколько разновидностей арт-терапии и другие коррекционные методики: игровую терапию, телесно-ориентированную терапию, лечебную физкультуру, остеопатическую и кинезиологическую коррекцию. Работаем с детьми любого возраста.
Арт-терапия - психотерапевтическая и психокоррекционная методика, в которой используется творческая деятельность. С помощью искусства ребенок выражает свои чувства и эмоции, как позитивные, так и негативные. Специалист отмечает особенности мышления и эмоционального восприятия, помогает развить самоконтроль, проработать тяжелые ситуации. У ребенка накапливается положительный опыт, который впоследствии помогает ему справиться с проблемной ситуацией в реальной жизни.
Для терапии используется песок, вода и разнообразные маленькие фигурки. Ребенок сам выбирает, с каким песком он хочет работать: сухим, влажным или кинетическим. Из песка строится мир, в котором участвуют герои-фигурки. Также ребенок может рисовать песком, создавая разнообразные образы на световом экране, используя многообразие цветовой гаммы.
Фигурки. Фигурки разнообразные: есть фигурки людей (мужчины, женщины, дети и младенцы), животных (кошки, собаки, птицы, рыбы, насекомые и другие), растений (цветы, деревья, травы). Помимо этого есть фигурки домов, машин, мебели, еды, посуды и другие.
Каждая фигурка - символ. Для специалиста важно все: какая фигурка выбрана, как она поставлена, как взаимодействует с другими фигурками, как ребенок относится к фигурке и какую рассказывает историю. С помощью фигурок внутренний мир ребенка воссоздается в реальности, и специалист может воздействовать на него напрямую.
Песочный мир. Игротерапевт наблюдает за событиями в песочном мире ребенка. Если возникла сложная ситуация, помогает найти решение и изменить к ней отношение. Сложная ситуация связана с реальными событиями, поэтому ребенок изменится не только в игре, но и в жизни.
Сеанс в среднем длится 60 минут, иногда может занять полтора часа. Длительность зависит от состояния, возраста ребенка, его особенностей и специфики проблемы.
Существует несколько разновидностей сказкотерапии:
Сказка - отражение реальной жизни целиком или некоторых событий. Ребенок ассоциирует себя с определенными героями, благодаря чему специалист делает выводы о самочувствии и эмоциональном состоянии ребенка, узнает подробности о его жизни, характере, способах преодоления тяжелых ситуаций. При этом ребенку не нужно переживать тяжелые события заново - они проецируются на сторонних героев и не затрагивают психику ребенка.
Коррекция с помощью кукольного театра. С помощью кукл ставятся постановки по сказкам, прорабатываются истории и события. Иногда специалист просто играет с ребенком, а сюжет формируется и корректируется по ходу игры. Для разных задач используем различные виды кукол: отдельные персонажи, марионетки, пальчиковые, варежковые или штоковые куклы и другие.
Куклотерапия помогает развить внимательность, память, восприятие и моторные функции, снять эмоциональное напряжение. Ситуации, прорабатываемые в игре, помогают детям научиться вести себя в коллективе, общаться с другими людьми и понимать чужие проявления. Также куклотерапия помогает скорректировать негативные проявления личности и характера, развить стремление к познанию.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам