Почему детские воспоминания так важны. Куда деваются наши детские воспоминания

Как влияют воспоминания детства на нашу взрослую жизнь? Почему мы постоянно оглядываемся в прошлое, пытаясь вспомнить малейшие подробности? Почему нам так дороги воспоминания о близких людях, которые оставили заметный след в нашей жизни и которых уже нет рядом? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста И.Н.Крюковой.

В своём тексте автор поднимает проблему воспоминаний детства. Ирина Николаевна рассказывает о своём детстве, проведённом в большой и дружной семье. Она вспоминает особенности своей семьи. «…Вечером садились за большой стол в столовой… Я любила эти сборища за столом». «Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу». Она вспоминает, что «…мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма».

Они отличались терпимостью к изменившейся жизни, всё воспринимали спокойно, без нервов. В конце текста автор задаётся вопросом: «…Отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства?» А я после прочтения текста ещё бы добавила один вопрос: «Почему нам так дороги воспоминания детства?».

Позиция автора не на виду, но понятна. Воспоминания детства очень важны для человека. Детство – это наша гавань, куда мы постоянно возвращаемся. Есть такое выражение «Все мы родом из детства». И это действительно так, ведь именно в детстве формируется наш характер, наше мировоззрение и привычки. Автору повезло, она росла в интересной, дружной и большой семье, где бережно относились друг к другу. С этим богатством она идёт по жизни. Такие воспоминания детства придают нам силы и уверенности, освещая ярким светом взрослую жизнь.

Я полностью разделяю позицию автора. Человеку легче идти по жизни с детскими воспоминаниями, если в детстве он был окружён заботой и любовью, если рядом были любящие люди, которые понимали и поддерживали, учили позитивно относиться к жизни. Но, к сожалению, не всем так повезло. Иногда плохие детские воспоминания преследуют всю жизнь и несут негативный след. Поэтому так важно, чтобы семья, где растёт ребёнок, была любящей, заботливой, а родители учили детей только хорошему.

В художественной литературе мы находим много примеров хорошего и плохого воспитания, влияние которого распространяется на всю жизнь, попробую это доказать.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» примером настоящей семьи служит семья Ростовых. Большая, дружная, гостеприимная. Здесь живут Соня и Борис Друбецкой, которые оказались в сложной ситуации. Здесь любят друг друга по-настоящему, а не на словах. Здесь бережно относятся друг к другу. Вспомним эпизод, когда Николай Ростов проигрывает Долохову целое состояние. Он говорит об этом отцу. Финансовые дела семьи оставляют желать лучшего, но отец увозит семью в деревню, московский дом им теперь не по карману, и спасает сына. Вспомним эпизод, когда Наташа Ростова по неопытности, наивности чуть не сбегает с Курагиным, позоря честь семьи. Но никто не упрекает её. А когда она болеет, тратят последние деньги, чтобы её спасти. В этой семье родители и дети всё делят вместе: и горе, и радости. Они по-настоящему любят друг друга. И этот ценнейший жизненный опыт перенесут в свои семьи. Детские воспоминания, такие как у Ростовых, - настоящее богатство.

В этом же романе-эпопее мы встречаем другую семью Курагиных, где царит лицемерие и расчётливость. Детей научили другим ценностям: брать от жизни всё, не считаясь с интересами других людей. Отец – лицемер, а мать завидует дочери, её молодости, красоте, успеху у мужчин. И что в итоге? Анатоль привык только брать от жизни всё, ничего не отдавая взамен. Вспомним, как ничтожно ведёт он себя в гостях у Болконских, куда отец привозит его свататься. Как по совету своей сестры Элен соблазняет Наташу Ростову, будучи женатым. А Элен? Бедная, бедная Элен. Никто в детстве не объяснил ей, что жизнь – это не сплошные низменные удовольствия, это долг и ответственность. Не знает она, что такое честь. Поэтому измены, стремление брать, а не отдавать. В результате она умирает от «странной» болезни, Анатоль погибает на войне, а князь Курагин сходит с ума от горя. Семьи Курагиных больше нет. Такие детские воспоминания-уроки могут и разрушить жизнь, если им не противостоять.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: берегите детские воспоминания, если они хорошие. Они согреют вас в трудную минуту, придадут сил. А с плохими лучше расставаться и строить свою правильную жизнь. Пусть наши будущие семьи будут похожи на семьи Ростовых, Кирсановых, построенные на любви, заботе, доверии.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Каждому родителю важно, чтобы у его ребенка было счастливое детство. Все мы понимаем, что однажды наши маленькие мальчики и девочки станут взрослыми и уйдут от нас в самостоятельную жизнь, поэтому так хочется успеть напитать их теплом и любовью. А еще подарить нашим детям воспоминания, которые будут поддерживать и радовать их даже тогда, когда нас уже не будет на свете.

К сожалению, рутина, которая требует так много родительских сил, постепенно сотрется из памяти. Что же останется? Мы рискнули и составили список из 20 вещей, которые ваши дети почти наверняка запомнят на всю жизнь. Вот они:

1. Дом, в котором прошло их детство

Конечно, речь не о том, что спустя годы дети будут оценивать стоимость ремонта и мебели, количество квадратных метров и престижность района. Но они непременно будут вспоминать, как бродили взглядом по узору на обоях и, засыпая, разглядывали сказочные тени, разбежавшиеся по стенам от ночника. Как играли в прятки в гостиной. Как строили шалаш из одеял. Как мама разрешила не убирать на ночь кукольный домик и разрисовать зубной пастой окна к новому году. И как круто можно было скакать на диване, пока никто не видит.

2. Как родители учили их новому

Чему бы вы ни обучали вашего ребенка, он непременно будет вспоминать об этом с благодарностью. Кидать мяч, строить башню из песка, поливать грядку из лейки, складывать бумажные кораблики, кататься на лыжах, плавать под водой, менять колесо у велосипеда, печь вкусный кекс… Разве может что-то сравниться с радостью, когда тебе впервые что-то удалось, а рядом был терпеливый взрослый, готовый поддержать, помочь и восхититься результатом вместе с тобой?

3. Как взрослые баловались вместе с ними

Серьезным мамам и папам приходится поддерживать дисциплину и решать кучу проблем, поэтому у них почти не остается времени и сил на шалости. Но тем ценнее для ребенка те редкие минуты, когда родители хохочут и дурачатся вместе с ним, забывая обо всем. Брызгаются водой, валяются в сугробах, делают в ванной мыльные рожки из волос, рисуют картину в тарелке с кашей, корчат рожи и рассказывают дурацкие стишки.

4. Как родители отвечали на их тысячу и один вопрос

Для ребенка счастье знать, что от него не отмахнутся, даже если он спросит глупость. Даже если он спросит ее в сто тридцать третий раз.

5. Как в семье их учили смело мечтать

Здорово, когда вместо дежурного: «Что поел?» и «Какие оценки получил?», родители интересуются, что бы ребенок сделал, если бы у него была волшебная палочка, куда бы он полетел на воздушном шаре, в какой сказке хотел бы побывать, какое несуществующее животное завел бы у себя дома, о чем бы снял фильм и в какую экспедицию отправился.

6. Вкусную еду, которую готовили для них

Даже через десятилетия, чадо будет с блаженством вспоминать вкус картошки, которую жарил папа, и запах маминого супчика. И самый приятный звук воскресного утра — звук скворчащих на сковородке оладушек. И торт, который бабушка пекла на каждый день рождения. И самый обычный бутерброд, который довелось разделить с дедом на рыбалке.

7. Подарки, которые им дарили

У детей свои критерии лучшего подарка. И это не стоимость, не мода, и не полезность. Нет, запомнится тот подарок, о котором ты тайно мечтал, а взрослые чудом догадались. Или вещь, которая казалась твоим родителям странной, но они все равно ее купили. Или внезапный сюрприз без всякого повода. А еще конфеты, которые папа доставал из чемодана, вернувшись из командировки, и красивые камушки, который мама находила на улице и приносила домой.

8. Как родители вместе с ними отправлялись на поиски приключений

… в соседний парк, в деревню, в горный поход, в далекую страну — да куда угодно!

9. Как взрослые читали им вслух, рассказывали сказки и пели песенки

Может, дети и не вспомнят свою первую колыбельную, но тепло маминого голоса непременно останется в их душе. Кстати, если ребенок уже ходит в школу, это совсем не значит, что ему больше не нужно читать вслух.

10. Семейные истории

Наверное, в каждом семье найдется несколько приятных сюжетов, которые так любят вспоминать старшие: про знакомство бабушки и дедушки, про старый дом с садом, про детские и студенческие годы родителей и про то, как они влюбились друг в друга… Даже если эти истории давно всем известны, а подростки морщатся, мол, мы уже это слышали, не стесняйтесь рассказывать о хорошем снова и снова.

11. Письма, которые родители им писали

Серьезные и смешные. По делу и без повода. Отправленные по обычной или электронной почте, прикрепленные магнитиком к холодильнику, спрятанные в дупле дерева. С рисунками и ребусами. Составленные на известном только вам двоим тайном языке. Написанные молоком и проявляющиеся над свечкой.

12. Как мама и папа однажды разрешили им что-то особенное

Например, залезть в холодную речку в июне. Или съесть мороженое перед супом. Или прогулять школу без всякой уважительной причины.

13. Как они вместе с родителями любовались природой

Слушали по дороге в детский сад капли дождя, ударявшие по зонтику. Смотрели ночью на звезды, вместо того, чтобы идти спать. Кидались осенними листьями. Приносили по весне домой веточки деревьев и ждали, когда из почек вылупятся клейкие зеленые листочки. Стояли вдвоем у окна и наблюдали, как ярко-оранжевое солнце уходит за горизонт. Или на морском берегу высматривали резвящихся вдалеке дельфинов.

14. Как они впервые делали самостоятельный выбор

Порой ребенку проще, чтобы за него всё решили мама и папа. Нет выбора — нет ответственности. И всё же, как волнительно и радостно самому выбрать, кого позвать на день рождения и где его провести, что взять с собой в летний лагерь, в какой секции заниматься и куда пойти учиться. А еще самому решать, какого цвета и длины будут твои волосы и какую одежду лучше купить.

15. Как родители им доверяли

Не контролировали без надобности и не были надсмотрщиками за выполнением уроков. Не душили опекой и не критиковали каждый шаг. Не твердили: «Давай я помогу», «Ты не сможешь», «Лучше я сам». Наоборот, верили, что ребенку многое по плечу, поддерживали, позволяли брать ответственность на себя и ошибаться.

16. Как взрослые благодарили их за помощь

Каждому человеку, даже если ему всего три годика, приятно чувствовать себя важным и нужным. Какой гордостью светятся малыши, которым поручено самим накрыть на стол или пропылесосить! И ничуть не менее приятно подростку помочь маме с тяжелыми сумками, что-то починить или купить для всей семьи сладостей с первой зарплаты. Главное, видеть в глазах родных искреннюю радость и благодарность.

17. Как близкие поддерживали их увлечения

Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, ему, несомненно, будет приятно, если родители придут на его отчетный концерт, выставку или спортивные соревнования. И, конечно, детке запомнятся не только грамоты и кубки, забитые мячи и аплодисменты, но и мамины счастливые глаза и папина гордость. Но еще более драгоценным воспоминанием останется поддержка и любовь родителей, проявленная в те дни, когда успех обошел стороной.

18. Друзей, первую любовь (и как родители к ним относились)

Нередко, став взрослыми, люди расходятся со своими школьными товарищами, и поражаются, как могли быть влюблены в этого человека. Но благодарность к родителям, которые уважали их подростковый выбор и были деликатны, остается навсегда.

19. Как в семье им разрешали быть настоящими

Не требовали чему-то соответствовать и не заставляли меняться. Как позволяли отказываться от «прекрасных возможностей» и разрешали делиться своими искренними, пусть порой и неприятными чувствами. Принимали их слабости и прощали ошибки.

20. Радовались их взрослению и потихоньку отпускали

Куда проще делать первые шаги в самостоятельной жизни, не беспокоясь о том, как одиноко и грустно родителям оставаться одним. Приятно знать, что с твоим взрослением и уходом, жизнь в семье продолжается. Что никто не плачет и не сходит с ума от беспокойства и тревог, не выставляет неоплатных счетов и не заваливает советами. Именно в такой родительский дом, где тебя отпустили и считают взрослым, хочется возвращаться снова и снова…

Экология жизни. Психология: Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах....

Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?

Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:
откроешь его, а там сухие листья.

Жан-Поль Сартр

©Elena Shumilova

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.

Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.

Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов - «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний. В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало. В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными .

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии. Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали:

  • воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями;
  • в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
  • в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
  • в возрасте двух лет - в течение года.

А в историческом исследовании 1991-го года учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.

Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний. Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, - в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте. Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии. В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, - наш мозг . С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться . С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» - чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену . В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми. Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом. Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу - процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти. Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов. В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания . Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток. Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях. Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками. Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение. Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые - скорее, они присоединяются к уже существующей схеме .

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде . Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам - некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы. Это подтверждает исследование Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием .

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками. Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией - о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом. И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот. Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет. Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.

Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой. Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители. Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.

Также интересно:

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды. Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня - все те кладики детства, которые остаются с нами до конца. опубликовано

Есть хорошие слова, что все мы родом из детства. И это действительно так, потому что с годами наше прошлое нас не отпускает, наполняя сердце теплыми воспоминаниями. Хотя жизнь показывает, что детство не у всех было радужным, более того, многие, повзрослев, хотят о нем забыть. Вполне естественно, что из этих противоречий возникла проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их влияния на человека в различные периоды его жизни есть в трудах писателей, педагогов, психологов.

Значимость детских воспоминаний
Сейчас мы все больше сталкиваемся с тем, что темой школьных сочинений, обсуждений на лекциях по психологии и педагогике, предметом научных диссертаций становится проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их ценности приводят в своих сочинениях ученики старших классов, анализируя те положительные эмоции, которые такие воспоминания вызывают в душе каждого человека. Педагоги проводят на эту тему с учащимися интересные дискуссии. Психологи считают, что все события, произошедшие в детстве, каждый человек хранит на полочках своей памяти, и в любой момент они могут коренным образом изменить его жизнь.

Проблема памяти
Память ценна тем, что она в любое время может вернуть нас в детство, такое далекое и такое родное.

Мы помним, какие молодые и красивые тогда были наши родители.
Конечно же, мы помним наших друзей по дворовым играм.
Вспоминаем наши первые утренники в детском саду.
Отдельное место в уголке нашей памяти отводится нашим одноклассникам и учителям. Даже если нас ругали за плохо выученный урок или делали замечание, с годами все это вызывает только теплую ностальгическую улыбку.
Однако проблема памяти заключается в том, что из нее невозможно стереть воспоминания из детства. А ведь у многих оно, к сожалению, оставило в сердце не самый яркий след:

кого-то дразнили в школе;
кто-то был обделен вниманием родителей;
кто-то остался сиротой и жил в детском доме.
Такие моменты, конечно, не должны омрачать детство, но раз уж так сложилось, у каждого человека все равно в его прошлом должно быть яркое пятнышко, воспоминания о котором придадут ему сил в его взрослой жизни.

Проблема восприятия детства
Большинство считают детство самой прекрасной порой в своей жизни. Вспоминая далекие счастливые времена, они мысленно представляют себя маленькими и беззаботными. Добавить яркости восприятия помогают старые фотографии. Детство у таких людей отождествляется со сказками, детскими книжками, новогодними подарками. Однако, как говорилось выше, не у всех детство воспринималось как праздник. Здесь возникает проблема детских воспоминаний. Аргументы могут быть как за, так и против. Что же делать?

С одной стороны, если человек воспринимает воспоминания о детстве в негативном ключе, возможно, не стоит ему лишний раз о нем напоминать и травмировать его психику.
С другой стороны, воспоминания из детства такому человеку нужны для того, чтобы он мог дать своим детям то, что сам недополучил в свое время.
Значение воспоминаний о детстве в творчестве разных писателей
Ряд писателей в разное время создали незабываемые произведения, в которых описана жизнь героев, начиная с их детства и до того времени, когда они стали взрослыми и твердо стояли на ногах. И через всю канву сюжета рефреном проходит тема детских воспоминаний.

Одним их ярчайших литературных примеров можно назвать книгу Вениамина Каверина «Два капитана». Ее герои были по-своему счастливы в своем, пожалуй, нелегком детстве. Но оно им подарило крепкую дружбу на всю жизнь. И какие бы испытания им не преподносила судьба, воспоминания о детстве помогали им становиться сильнее и увереннее идти к новым победам.
Герой повести Максима Горького «Детство», будучи ребенком, многому научился у своей бабушки. И уже в своей взрослой жизни, вспоминая детство, он понимает, что только благодаря ей он стал добрым и отзывчивым человеком, способным сопереживать и помогать людям, дарить им свою любовь и ласку.
Влияние детских воспоминаний на жизнь человека
Психологи утверждают, что события, происходящие в детстве, могут серьезно повлиять на дальнейшую судьбу ребенка, с малых лет формируя его характер. В поступках уже взрослого человека зачастую могут отражаться его детские воспоминания.

Если родители подавляли любые признаки самостоятельности ребенка, это в нем развивало такую черту, как упрямство. Причем с годами это качество сохраняется.
Если родители с детства учат ребенка быть открытым и общительным, такие дети вырастают коммуникабельными и легко находят общий язык с окружающими.
Если родители считали нормой наказание своего чада за любую, даже мелкую провинность, такой ребенок вырастет скрытным и мстительным.
Если же родители чрезмерно опекали ребенка и все делали за него сами, он вырастает безвольным человеком, который постоянно нуждается в чьих-то советах.
Родители должны доверять своим детям, видеть в них будущих взрослых, и тогда реже будет возникатьпроблема детских воспоминаний. Аргументы психологов в их исследованиях являются ярким тому доказательством.

Поскольку запоминать моменты я научилась уже в 3,5 года или около того, первое воспоминание было и всегда будет, как мы с родителями ездили на кукурузное поле, будучи за городом. Огромные длинные ростки кукурузы, маленькая я, сама собираю все это, супер. Тот момент, когда ты будто в фильме. Второе ценное воспоминание было уже лет так в пять - шесть, может позже. У меня наконец появилась желанная кукла братц, и я, как девочка, интересующаяся модой и всем красивым, мечтала делать причёски (да что мечтала, вплоть до лет 10 я думала, что стану парикмахером). И мечта осуществилась, когда бабашка пришла на помощь, и научила плести косу. Оказалось все понятно. Помню, как удивлялась, мол мои сверстницы не умеют плести косички и делать пучки и тд., мол как же так, это само собой разумеющееся, ахах. До сих пор кстати плету моим подругам косы, делаю разные причёски и чувствую, даже надеюсь, что буду лучшей мамой, потому что у ребёнка всегда будут аккуратно собраны волосы)

Следующее воспоминание уже семилетней меня. Учили нас с сестрой кататься на велосипеде на даче, по дороге. У нас получалось более менее, потому что чётко помню, как сестра непонятно как и непонятной скоростью смогла улететь в канаву, которая была глубиной в метр с лишним, поросла крапивой и крыжовником. И смешно и грустно, но ходила потом она с ожогами крапивными долго..Помимо этого у нас сестрой постоянно были игры а-ля мы рыцари, или что-то в этом духе. Носились по участку, играли с мечами, бегали, прыгали. Придумали такую штуку: первый этаж дома был весьма невысокий, и открыв окно, нужно было выпрыгнуть через это окно как

герой с мечом и пойти покорять неизведанные придуманные территории. Окно открыто, сестра выпрыгнула, как ни в чем не бывало побежала дальше, моя очередь-прыгнула на клумбу из кирпичей, упала на руку, сломав ее. Когда начинала терять сознание, привиделись радужные пони, было весело. Что касается меня и других падений, идём дальше, уже лет в 8-9, идя по той же дороге на даче, решив поэкспериментировать, придумала закрывать глаза, когда иду. Мол, надо учиться ходить с закрытыми глазами, мало ли что (а на самом деле НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ). Пройдя три шага я свалилась в туже же самую канаву, но, как ни в чем не бывало, встала и пошла дальше, будто так и было задумано, конечно.

Помимо всех этих историй, я неоднократно любила постригать самой себе волосы, челки. Первый эксперимент был лет в пять с супер классной челкой, потом лет в восемь я решила опять быть модницей. С каждым разом я понимала, что чёлка-это не пять волосинок и старалась соответствовать идеалам, с нормальной густой чёлкой. Пик карьеры парикмахера произошёл летом в шестом классе, когда я сначала решила отрезать себе волосы короче плеч, и надо сказать, мне шло, а потом я, угадайте что, сделала себе ЧЁЛКУ! В этот раз я была истинная египетская Клеопатра, потому что придя в салон и подровняв все, поняла, что чёлка гуде другой массы волос, перекрывает мои глаза, а длина всех волос буквально заканчивается на подбородке.

Мораль сей басни такова-следите за своими детьми, и не делайте глупостей (дети), будучи уже в сознательном возрасте.

Мой отец был местным участковым (профессию быстро сменил, подвела патологическая честность), так вот в детстве меня часто было "некуда деть", и я проводила вечера с папой на работе (мне было не больше пяти лет).
Одним из великолепнейших впечатлений стало знакомство с "тётенькой с папиной работы", которая беседовала со мной на все темы - от бытовых до высоких - да и в целом была очень харизматична. В общем, нашла я себе подружку! Только вот очень сильно удивилась, что папа разговаривал с ней не слишком вежливо и старался быстрее меня увести.
Вечером я ещё долго бегала по квартире и спрашивала у мамы, кто такие путаны и почему я - ментовская дочка...) больше меня папа на работу не брал.

Это воспоминание я считаю своим первым и одним из самых интересных. Я лежу в своей фиолетовой коляске, а папа везет её, он был в черной рубашке. Мне было здорово.

Еще я помню покупку своей первой Барби. Естественно, мне хотелось ту, что я видела по телевизору, не помню какую именно. Когда мы пришли с мамой в магазин, она сказала мне выбрать самую красивую, не смотря на цену. Конечно, той куклы не было, но мы выбрали самую хорошенькую. У неё была копна пепельных волос, зеленое джинсовое платье, розовые балетки и ярко фиолетовые губы с белоснежной улыбкой. Радости не было предела, я её обожала.

Помню, как мы с мамой шили этой кукле купальник, русалочий хвостик, и покупали маленького котенка, каких делают из гипса и покрывают волосками или шерстью, совсем не знаю как такие фигурки называются.

Еще хорошо помню, как родители купили первый компьютер. А так как интернета в то время еще не было, то знакомые родителей приносили мне всякие игры, музыку, я знакомилась с железом, и вообще самим компьютером. Было здорово познавать эту, казалось бы, сложную машину, но уже к 9 классу я могла разобрать и собрать системник, установить винду.

Что еще почитать