Почему нельзя заставлять детей есть? Почему нельзя кормить ребенка насильно

Не заставляйте ребенка делать то, о чем написано в статье.

1. Не заставляйте малыша врать.

Мелочи тоже важны! Не заставляйте ребенка говорить знакомым людям о том, что вас нет дома. Ваш малыш поймет, что ложь – это привычное дело. Он начнет врать людям, а со временем обманет и вас. Вы можете даже не понять, что ребенок сказал неправду.

2. Не заставляйте ребенка кушать, когда он категорически отказывается от пищи.

Естественно, режим необходимо соблюдать. Но слишком серьезно к ним относиться тоже не стоит.

3. Не заставляйте ребенка быть тем, кем он не является.

Если ваш малыш постоянно всех стесняется, не стоит пытаться насильно изменить его характер. То же правило касается подвижных и активных детей.

4. Не заставляйте малыша извиняться, если он не виноват.

Сегодня нередко можно услышать, как мама кричит ребенку: «Сейчас же попроси прощения». Малыш делает то, что ему сказали. Но он не понимает, чем он провинился. Слова извинения не несут доброты и сожаления. Перед тем, как попросить малыша извиниться, объясните, в чем он не прав.

5. Не заставляйте малыша здороваться с людьми, которых он не знает.

Ребенок должен знать, что с незнакомыми людьми разговаривать опасно. Тем более нельзя брать у них различные угощения.

6. Не заставляйте ребенка дружить с детьми, которые ему не нравятся.

Даже если мама этого малыша – ваша лучшая подруга, ребенок не обязан дружить с этой семьей. Тем более малыш не должен терпеть обиды для того чтобы вы не поссорились с мамой обидчика. Ребенок должен выбирать себе друзей самостоятельно.

7. Не заставляйте ребенка резко отказываться от своих привычек.

Это может касаться бутылочки, а может – совместного сна. Ребенок должен быть готовым к изменениям. Делайте все постепенно, не торопясь.

8. Не заставляйте малыша придерживаться строгой диеты.

Даже если у вашего ребенка есть лишние килограммы, не лишайте его конфет. Вы можете просто ограничить доступ малыша к запретным продуктам. Не покупайте конфет, чтобы лишний раз не выводить ребенка из себя.

9. Не заставляйте ребенка оставаться с ночевкой там, где он чувствует себя не комфортно.

Если вам нужно куда-то уйти, лучше пригласите бабушку или человека, который должен остаться с малышом, к вам домой. Так ребенку будет гораздо уютнее и спокойнее.

10. Не заставляйте ребенка делать то, чего он не умеет.

Если вы мечтаете стать мамой танцора, но малышу не по нраву танцы, то лучше заменить этот вид деятельности другим. Пусть ребенок самостоятельно выберет то, чем он действительно хочет заниматься.

К пищевому насилию, между прочим, относится не только ругань над тарелкой каши или физическое принуждение (да, вы, скорее всего, так не делаете, но и так тоже бывает, к сожалению), но и вот такое родительское поведение — на первый взгляд довольно безобидное:

  • Настойчивые уговоры поесть или съесть что-то определенное, если ребенок уже пару раз отказался. Причины могут быть самыми разными: он, по вашему мнению, голоден, это полезная еда, давно пора обедать, нельзя обижать бабушку или маму — они очень старались.
  • Превращение еды в наказание: «Пока не доешь — из-за стола не выйдешь».
  • Игнорирование вкусов или желаний ребенка. Если он не любит, скажем, вареную морковь — вы все равно уговариваете попробовать, убеждаете в ее пользе, угрожаете, «маскируете» несчастную морковку под какие-то другие продукты или подмешиваете ее в еду. Между прочим, у детей гораздо больше вкусовых рецепторов, и если ребенок убеждает вас, что сладкий перец — не сладкий, а горький — скорее всего, для него это именно так.
  • Принудительные предложения попробовать что-то новое. Да, дети чаще всего — консерваторы в еде, а некоторые и вообще едят очень ограниченный набор продуктов, но ваша настойчивость приведет к обратному результату — подозрительность только усилится.
  • Вы придерживаетесь жесткого расписания приема пищи, которое не учитывает потребностей ребенка: ужинаем мы ровно в семь, потом никто не получит ни кусочка. Может быть, именно у ваших детей организмы устроены так, что им надо есть почаще, но маленькими порциями, или ребенок не готов терпеть час после детского сада, пока вы приготовите еду. Да, есть мнение, что если дома едят по режиму — ребенок скоро приучится к этому, и будет испытывать чувство голода тоже по расписанию. Но есть много детей, у которых все не по режиму — и это тоже совершенно нормально.
  • Вы чрезмерно увлечены здоровым питанием: никаких сладостей, фастфуда, трансжиров, зато в почете подсчет калорий и только полезные продукты. При этом вы критикуете вес ребенка, следите, чтобы он «не разжирел», уверены, что диета — хорошее решение для контроля веса.

Последствия пищевого насилия

  • Самое главное: вы мешаете ребенку сформировать свои собственные границы. Кто решает, голоден ли он? Кто выбирает, что и сколько он съест? Психолог Дарья Дмитриева напоминает: «Любое насилие разрушает личность ребенка. Внешне насильственное кормление или принуждение к еде выглядит зачастую довольно безобидно, иногда даже довольно заботливо. Но реально это грубое вторжение, буквально проникновение в тело ребенка. Навязывая еду, взрослый отказывает ребенку в способности осознавать свои потребности и регулировать их удовлетворение. Как в том анекдоте: «- Сын, иди домой! — Я замерз? — Нет, ты хочешь кушать». Когда ребенок не в силах отстоять себя, он реагирует на происходящее диссоциацией («это не я, это происходит не со мной, я ничего не чувствую»). И здесь возникает риск стать нечувствительным к насилию («если я ничего не чувствую, неважно, кто и что со мной делает») — что, конечно, просто опасно».
  • Вы формируете у ребенка невроз: вокруг довольно безобидной темы еды формируется очень много напряжения, ссоры, ругань, конфликты. Между тем, еда — это нормальный процесс: если я голоден, я поем.
  • У подростка возрастает риск ожирения — ведь у него не было шансов научиться ощущать чувство голода, мама решала за него, сколько еды он должен съесть. Дети, пережившие пищевое насилие, более склонны к таким опасным расстройствам, как анорексия и булимия — у них нарушена связь с собственным телом, они страдают от надуманных «недостатков» внешности, недовольства собой.
  • Выросшему ребенку будет сложно определять свои желания и потребности. Ведь если в детстве даже его чувством голода пытались «рулить» родители — у него будет мало шансов научиться понимать, что с ним происходит.

что делать?

  • Класть в детскую тарелку минимальную порцию (если захочет — попросит добавки), не заставлять доедать до конца. Вообще идеи «общество чистых тарелок» в семье быть не должно — только так ребенок сможет научиться понимать, чего и сколько он на самом деле хочет съесть.
  • Предлагать выбор, например, из двух блюд.
  • Держать в свободном доступе нарезанные овощи, фрукты, сыр, орехи.
  • Перестать строго ограничивать сладкое и «вредное»: пока вы берете контроль этой сферы на себя — ребенок будет только активнее тянуться к запретному. Предоставите ему возможность самому контролировать свои потребности — он постепенно научится это делать. И, конечно, он не будет есть только конфеты, как всерьез боятся некоторые родители. Вам бы тоже конфетный рацион надоел через два дня — а ребенок точно не глупее вас.
  • И, наконец, отвлекитесь от детского рациона, а вместо этого разберитесь со своими пищевыми привычками. Точно ли вы не едите от скуки, стресса или недовольства собой? Едите ли вы через силу, потому что надо, или из вежливости? Ребенок все равно научится делать как вы — так что начните с себя!

Каждый родитель, независимо от того, воспитывает ли он ребенка только несколько лет или всю жизнь, делает для себя много выводов и устанавливает для себя определенные правила воспитания. Многие считают важным и даже обязательным в воспитании строгость со стороны родителей и послушание со стороны ребенка («Делай, что тебе говорят! Я лучше знаю!»). Но заставлять ребенка делать некоторые вещи просто нельзя, если вы не хотите оказать негативное влияние на его психику или здоровье. Даже если вам кажется, что вы действуете во благо самого ребенка, не заставляйте его делать следующие вещи:

1. Лгать. В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относиться ко лжи как к чему-то обыденному и будет лгать другим людям, то рано или поздно он будет врать и вам тоже. А вы этого даже не сможете понять, потому что актерская игра с опытом оттачивается до совершенства.

2. Есть, когда ребенок не голоден. Да, существуют нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Но эти нормы совсем не так велики, как кажется большинству заботливых мамочек. И надо ли говорить, что все дети отличаются друг от друга. И даже один и тот же ребенок в разном возрасте ест по-разному, то более, то менее охотно. Наши организмы спроектированы так, что они предупреждают нас о том, когда нам нужно есть и когда пить. Научить ребенка правильно распознавать эти сигналы – вот задача родителя, желающего иметь здорового ребенка, а не впихивать в него кашу или суп любой ценой.

3. Быть тем, кем ребенок не является. Если ваш ребенок, скажем, застенчив, то смиритесь с этим и примите его таким. Не заставляйте его быть (или казаться) общительным, если по своей природе ему это претит, или если сам ребенок не страдает от своей застенчивости. То же самое касается и чересчур активных, подвижных, шумных детей. Да, с ними трудно, но позвольте им быть такими, какова их природа. И дайте своему малышу понять, что вы любите его таким, какой он есть, а не за свое представление о том, каким он должен быть.

4. Извиняться неизвестно за что. Я все время слышу, как на игровой площадке кричит какая-нибудь мамочка: «Немедленно извинись!». И малыш послушно повинуется, не имея ни малейшего представления, за что он извиняется и кому это нужно. Извинение становится лишь обязательным, но малопонятным ритуалом, не несущим в себе ни доброты, ни такта, ни сожаления. Поэтому перед тем, как потребовать извинений, потрудитесь хотя бы коротко объяснить малышу, за что же именно ему нужно извиняться.

5. Здороваться с незнакомыми людьми. Брать от них сладости, игрушки или деньги. Не знаю, может, это исключительно моя паранойя, но мне не нравится, когда детей начинают втягивать в задушевную беседу абсолютно незнакомые люди или угощают их конфетами. Поэтому правило Красной Шапочки: «Не разговаривай с незнакомцами!» я прививаю ребенку с раннего детства.

6. Дружить с тем, кто им не нравится. Даже если вы лучшие подруги с мамой другого ребенка, это не значит, что ваше собственное чадо тоже должно дружить с этой семьей. И терпеть, когда его дразнят, ломают его игрушки или тянут за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Дружите сами, ходите вместе по магазинам и в кино, пейте вместе чай, а ребенку предоставьте дружить с тем, с кем хочет он.

7. Резко менять свои привычки. Неважно, идет ли речь о том, чтобы отказаться от бутылочки, спать в отдельной постели или перестать сосать соску. Для того, чтобы измениться, малыш должен «созреть». Переходы от старого к новому должны быть плавными и постепенными.

8. Сажать ребенка на строгую диету, заставлять поститься или наказывать едой. Да, существуют дети с лишним весом, но вряд ли из-за этого нужно всегда отказывать им в конфетах или чипсах. Нельзя делать культа из еды и, добавим, из диет. Запретный плод, как известно, сладок. Если вы хотите контролировать или ограничить какие-то продукты, вредные для ребенка, то не держите их дома, не подвергайте его лишний раз соблазнам, объясните ребенку принципы, по которым ему нужно питаться, но не запрещайте категорично эти продукты, если, конечно, речь не идет о тяжелых случаях аллергии.

9. Ночевать там, где ему некомфортно. Когда я была маленькой, я терпеть не могла оставаться ночевать у бабушки, несмотря на всю мою любовь к ней. Уже через полчаса мне отчаянно хотелось домой, кровать казалась неудобной, обстановка непривычной, мне даже было противно пользоваться чужой ванной. Я чувствовала себя никому не нужной и всеми покинутой. Если ваш ребенок испытывает сходные чувства, то не надо его заставлять ночевать в незнакомом месте. Конечно, иногда родителям просто необходимо иметь в своем распоряжении свободный вечер, но вместо того, чтобы отсылать куда-то ребенка, лучше попросить бабушку или другого взрослого человека переночевать у вас дома.


10. Делать то, что у них получается плохо. Я не призываю вас воспитывать людей, опускающих руки при малейшей неудаче, но если ваш ребенок после многомесячных тренировок все еще не может устойчиво стоять на коньках, да еще и ненавидит этот процесс, то, может, стоит заменить фигурное катание на музыкальную школу, как бы вам ни хотелось быть мамой фигуриста-чемпиона мира. Бесконечные провалы воспитают в ребенке комплекс неудачника. И наоборот, малейшие удачи вдохновят его на дальнейшие подвиги и упорный труд. Лучше быть хорошим гандболистом, чем плохим футболистом, даже если второй вид спорта намного престижней, чем первый. Позвольте ребенку самому сделать выбор.

В любом случае, помните, что ваш ребенок – это не ВАШ ребенок, вы РодиТЕЛь - родивший тело ребёнка, а не его самого, он родился самостоятельной личностью со своим уровнем развития души и вполне может быть мудрее вас. Ваша задача не делать из него того, кем вы считаете он должен быть, а восПИТАТЬ - создать благоприятные условия для роста и развития, способствовать его оптимальной адаптации к окружающим его условиям жизни.

Совсем недавно ваш ребенок спокойно играл на детской площадке, не обращая особого внимания на то, что его игрушки берут другие дети, а теперь он с яростью отстаивает свое право собственности, может закричать и даже ударить другого ребенка за свою вещь. Как разобраться, что это - жадность или нормальное отстаивание своих границ? The Village поговорил с психологом Викторией Шиманской о нежелании делиться, правильных эмоциях и принципе «достаточно» в воспитании детей.

Виктория Шиманская

В возрасте 1,5–2,5 лет ребенок начинает ощущать себя целостной личностью. В этот момент происходят первые попытки отделить собственное «я» от других людей: у него появляется понимание того, что эта игрушка - его, платье - мамино, часы - папины, а книжка - братика. Все вещи, которые он считает своими, являются продолжением его самого, а любое посягательство на его игрушки воспринимается им как нарушение его личных границ.

К сожалению, мало кто из родителей учитывает эту возрастную особенность. Если в детстве нас не учили говорить «нет» и правильно защищать свои интересы, мы не сможем научить этому своих собственных детей.

Как происходит обычная прогулка с ребенком в большинстве случаев? Вот ваш ребенок сейчас играет со своей игрушкой, его воображение строит огромные замки и мир, в котором он супергерой, и тут приходит другой ребенок и отнимает его игрушку! Первая, естественная реакция - обида, непонимание, желание немедленно отвоевать свою вещь. Но наше общество такое поведение не поддерживает: надо делиться! И вот уже мама всячески заставляет ребенка отдать свою игрушку.

На самом деле если чувства ребенка вполне понятны и логичны, то мама часто себя ощущает потерянной в такой ситуации: с одной стороны, ей хочется поддержать своего ребенка, с другой - есть правила, которым мы привыкли следовать. Ей сложно сориентироваться в своих действиях, и она выбирает самый легкий путь - идти по шаблону, навязанному обществом.

Проблема в том, что таким образом мы растим удобных детей. Удобных для нас, для других детей, но не для самих себя. Мы учим детей не слышать своих чувств и желаний - в результате появляются взрослые мужчины и женщины, которые не знают, чего хотят от этой жизни, всегда оглядываются на мнение других и не могут сказать «нет», даже если это идет вразрез с их собственными интересами.

Чтобы в ребенке не возникало чувство жадности, очень важно сформировать в нем осознание того, что в этом мире всего достаточно. Ведь именно когда «достаточно», а не когда «слишком много», мы перестаем быть жадными. Для этого можно следовать пяти простым правилам:

Безусловная любовь. Научитесь любить своего ребенка с полным принятием его характера, особенностей, внешности, стремлений. Не сравнивая, не сожалея, не желая в нем что-то исправить. Просто любите, а главное, всегда показывайте эту любовь. Никакие игрушки, поездки и дорогие развлечения не смогут заменить истинного ощущения того, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть.

Пространство выбора. Признайте в ребенке право на его вещь, позвольте ему совершать выбор даже в таких простых вопросах, как что надеть на прогулку или какую книжку на ночь почитать. Чтобы его решения не противоречили вашим правилам, уже в полтора-два года создайте для ребенка пространство доступности и выбора.

Например, разложите в его шкафчике одежду, соответствующую сезону, при этом каждая вещь должна быть в легкой досягаемости для ребенка. Разместите книжки на нижних полках, чтобы он всегда мог без посторонней помощи до них дотянуться. Дайте доступ к играм, пластилину, карандашам. Одним словом, создайте понятное ребенку пространство, в котором будет системность и логика. Безусловно, это потребует дизайнерского мышления, но именно так и рождаются красота и комфорт.

Право на эмоции. Здесь снова можно привести в пример ситуацию, когда у ребенка пытаются отнять игрушку. В этом случае очень важно проговорить с ребенком его эмоции: «Ты сейчас хочешь играть сам в эту игрушку. А после того, как поиграешь, ты отдашь ее Мише?» Нужно быть готовым к тому, что ребенок может сказать и «да», и «нет». Если он все-таки не желает делиться игрушкой, объясните это другому ребенку: «Миша, сегодня Дима хочет сам поиграть с этой машинкой. Я могу помочь тебе сделать куличики». Озвучивая каждой из сторон происходящее, вы не только сможете избежать конфликта, но и покажете пример общения в спорных ситуациях.

Личный пример. Умение ценить труд и вещи так же важно, как и умение уходить от болезненной привязанности к ним. Это не значит, что нужно раздавать все и всем. Это означает, что нужно правильно расставлять приоритеты и определять значение в своей жизни тех или иных вещей на данный конкретный момент - то есть то, чему нужно научиться прежде всего нам, взрослым, а потом уже передавать своим детям. Не бойтесь задавать самим себе неудобные вопросы: «Не набираю ли я горы еды на шведском столе в отпуске, когда достаточно было бы одного кусочка? Живу ли я той жизнью, которой хочу жить?»

Воспитание ребенка - это сложная и ответственная миссия, но на самом деле оно сводится к очень простым и понятным вещам: любви, принятию и уважению. Помните об этом каждый момент общения со своими детьми, и тогда счастливых людей вокруг станет больше.

«Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» - Д.Родари.

Детство - уникальная пора в жизни человека, когда ребенок делает столько открытий, сколько не каждый взрослый сделает за всю свою взрослую жизнь. И нет такого родителя, который не желал бы своему ребенку счастливого, веселого, светлого детства.

Интеллект или вербальность - что главнее?

Последнее время особой популярностью начали пользоваться разные методики раннего развития, особенно модно нынче, развивать интеллект. Я не противница таких методик, просто жалко деток, в которых пытаются «впихнуть» как можно больше разной информации в их маленькие головки, и совсем не понять родителей, которые с раннего возраста начинают развивать и тренировать только какую-то одну способность у малыша.

Например, одна мамочка гордостью заявляла, что ее ребенок в 3 года может читать, а заниматься (учить буквы) они начали в год и три месяца. Этот ребенок, действительно, легко справлялся с чтением, но общение со сверстниками ему давалось очень трудно, он не знал, как попросить игрушку, вел себя очень агрессивно, если случалось что-то не так, как он хотел, не умел играть вместе. Знать буквы - это, конечно похвально, а тем более уметь читать в 3 года, но как же так получилось, что ребенок с такими способностями не знает как вести себя в коллективе? Почему некоторые родители так торопят своих детей взрослеть? Разве не родители с выражением, с разной интонацией в этом возрасте должны читать своим деткам, отвечая на бесконечные вопросы «почему» и «зачем», заостряя внимание ребенка на каких-то важных моментах и объяснять мораль сказки? Что хорошего в том, что маленький ребенок читает в этом возрасте, ведь смысла прочитанного он все равно не поймет? А самое главное как его этому научили: заставляя заучить или играя? Ведь, если, с такого возраста именно заставлять учиться, то потом не нужно удивляться: «почему такой умный ребенок в детстве, не хочет учиться или плохо учиться в школе?».

Развивая в ребенке интеллект, нельзя забывать про воображение, память, физкультуру и чувство красоты. Кроме вербального (т.е. приобретенного: когда ребенок заучивает буквы, цифры) интеллекта существует невербальный (т.е. врожденный: процесс внимания, способность к анализу, синтезу, формулированию причинно-следственных связей, мелкая моторика, память).

Игра развивает воображение

Один из путей, с помощью которого без вреда для ребенка можно познать окружающий мир. Способность к творчеству должна развиваться в первые 7 лет жизни ребенка. Если рассматривать закономерности развития ребенка, то от 0 до 7 лет ребенок воспитывается путем примера - он подражает взрослым. Вряд ли ребенок что-нибудь сделает по вашей просьбе, если вы сами это не делали или не умеете делать. Например, дети «маугли», которые были найдены среди животных, питались только тем, чем питались их «приемные» родители, не умели разговаривать и передвигались на четвереньках. Они подражали тому, кого видели все время перед собой.

Раскрывать способности ребенка нужно, прежде всего, в игре. Если ребенок болен, первое, что он перестает делать - это играть, поэтому игра - это показатель здоровья малыша. Формируясь в игре, творческое воображение наиболее сильно проявляется в рисовании, в сочинении ребенком сказок и танцах. Рисование помогает выражать свои чувства, переживания, в зависимости от того, грустно ребенку или весело будет выбрана цветовая гамма для картины. Кстати, по наблюдениям, холерики чаще всего выбирают красный цвет, меланхолики - синий, флегматики - зеленый, а сангвиники - желтый. Это видно когда ребенок пользуется красками продолжительное время и много рисует на свободную тему - несколько красок кончаются быстрее остальных.

Чувство прекрасного заложено абсолютно в каждом человеке от рождения, просто его нужно развивать, как и все остальные (даже просто рассматривая красивые предметы). Занимаясь с ребенком рисованием, важно не загонять его в рамки, рисуя по вашим правилам, а дать ребенку раскрыться. Например, в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц» взрослому на рисунке видеться шляпа, а ребенок говорит, что это удав, который проглотил слона. А ведь это был действительно удав! И если вы с ребенком рисуете море, и он говорит, что кроме морской капусты там еще есть и морская морковка, то пусть эта морковь растет себе на здоровье в море!

Игру не заменит ни «кнут», ни «пряник»

Рисуя картины на определенные темы или просто смешивая краски, можно придумывать разные истории и сказки, которые ребенок будет хорошо запоминать. Можно рассказать, что будет, если пылающий красный цвет подружится с лучезарным желтым, или солнечный желтый с глубоким синим, а если сочный зеленый - смешать с ярким желтым, то получится нежный салатовый и т.д. Потом, ребенок начнет разговаривать с цветами (это нормально), он даже сможет описать их настроение, друзей, желания и т.д. В сказках значительное место занимает не только сюжет, но и эмоциональная сторона - внутренний мир героев.

Заканчивать игры нужно тоже уметь, очень часто, когда ребенок поиграл с игрушками или книжками, или красками, то он не хочет их убирать. Тут часто используется метод «кнута и пряника»: сделал - похвалили, разрешили, купили; не сделал - наругали, запретили, наказали. Все эти манипуляции хорошо работают с детьми, но до определенного возраста. Потом, ребенок перестанет бояться «кнута» и «пряник» будет казаться не такой уж и сладкой перспективой или, наоборот, за каждое сделанное дело будет вымогать «пряник». Тут важно понять, что ребенок сам должен хотеть убрать игрушки. А как это сделать? Конечно игрой! Сегодня мы ищем домики для игрушек, завтра паровозик будет развозить игрушки на места, а послезавтра мы будем убирать все на места, пританцовывая, устроим соревнования т.д. Только, когда долгое время пользуешься методом «кнута и пряника», быстро перейти на другие методы сложно. Нужно, чтобы ребенок к ним привык, поэтому придется потрудиться и даже проявить смекалку, чтобы отучить ребенка делать что-либо «за конфетку».

Еще в ХХ веке педагог К.Н. Вентцель заметил: «сколько существует детей, столько и систем воспитания». Прислушайтесь к своему ребенку, своей заинтересованностью, он сам подскажет, что ему интереснее. Развивайте своего ребенка, потом он будет лучше воспринимать то, что вы ему говорите и что от него хотите. В детстве точно так же, как формируется пристрастия к еде, так же формируются и привычки. Приучите его к прекрасному, и ему будет неинтересны компьютерные стрелялки, глупые сериалы и т.д. Ребенку, который хорошо учится, не сидит без дела, посещает творческие клубы или кружки, привык самостоятельно мыслить - легче реализовать себя в жизни.

В заключении, хочется сказать, самый главный секрет воспитания - это любовь к своему ребенку. И начиная воспитывать ребенка, сначала начните с себя.

Что еще почитать