Практические советы, как приучить ребенка к труду.  Как привлечь ребенка к труду: мамины помощники. Какие ошибки допускают родители, приучая ребенка к труду

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Как приучить ребёнка к труду.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.

Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.

Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.

Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.

Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.

Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.

Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.

Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.

Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.

Например.

Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.

Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.

Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.

Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.

Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.

Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.

Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.

Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.

Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:

  1. Родители отведут для него время.
  2. Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
  3. Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
  4. Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
  6. Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
  7. Не забывать благодарить за помощь.
  8. Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
  9. Объяснять значимость труда для семьи.
  10. Доброжелательно указывать на ошибки.
  11. Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
  12. Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
  13. Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

Как Вы думаете, для чего придуманы ботиночки и туфельки с липучками вместо шнурков? Правильно! Для того чтобы сделать жизнь малыша более легкой. Также можно сказать и о молниях вместо пуговичек, комбинезонах вместо выправляющихся из брючек рубашек. В наше время, дети в первом классе так и не умеют завязывать шнурки на кроссовках, а пуговицы на рубашках всегда застегнуты через одну.

Вот и следует задуматься, правильно ли поступают взрослые, когда воспитывают кроху, абсолютно не приучая его ни к каким обязанностям? Сможет ли он в дальнейшем стать самостоятельным и ответственным человеком, если с самого детства он ждет помощи от родителей, бабушек и дедушек?

Ребенок с малых лет должен не только знать, но и понимать, что раскиданные слоники и машинки не собираются в коробку сами собой, а вымазанная в грязь одежда не становится чистой по взмаху волшебной палочки. Родители обязательно должны говорить, что время, потраченное на уборку детской комнаты, они могли бы провести вместе с ребенком. Чем раньше Вы начнете приучать малыша к труду, тем легче будет у него формироваться мотивационная сфера. И тем серьёзнее он будет относиться потом, к примеру, к выполнению домашних заданий в школе.

Изначально, мамам и папам нужно самим четко придерживаться принятых в семье трудовых правил. Если у каждого члена семьи есть какие-то обязанности, у ребенка они тоже должны быть. Обязанности и домашние дела должны соответствовать особенностям развития ребенка в конкретном возрасте. К примеру, если четырехлетнего малыша обязать самостоятельно кормить домашнего питомца, то он может перекормить или недокормить зверька, что уже будет плохо для здоровья последнего. Лучше если обязанности в первое время будут исполняться в присутствии родителей. Не забывайте отмечать любые успехи ребенка в домашних делах. Даже если у него пока что-то не очень получается, хвалить можно хотя-бы за то, что он не забыл сделать то, что его просили.

Приучая кроху к выполнению домашних дел, определите тот возможный список, исполнение которого Вы можете доверить ребенку. Разрешив ребенку помыть обувь или посуду, будьте готовы к тому, что обувь останется грязной и мокрой, а посуда – непомытой. Если в данном случае зафиксировать неудачу ребенка фразами типа: «Лучше, уж, я сама вымою. Какой толк от тебя?», то помимо появления неуверенности в себе, ребенок навсегда расстанется с фантазией стать маминым помощником. Конечно, мама все сделает лучше, качественнее, быстрее и чище. Тогда зачем самому ребенку прилагать усилия и стараться? И тогда через несколько лет Вы получите подростка, не умеющего заправить свою кровать и не желающего вымыть за собой чашку.

Почему нужно прививать ребенку интерес к домашнему труду?

Как часто приходится слышать сетования родителей на то, что ребенок вырос лентяем, не хочет помогать, не помоет после себя грязную тарелку… А все ли вы сделали, чтобы привить малышу привычку к труду, понимание того, что труд может приносить радость?
Бывает, что родители вовремя не занимаются приучением малыша к домашнему труду. «Успеет еще везти этот воз», - думают мамы девочек. «Не мужское это дело», - уверены мамы мальчиков.

Свою ошибку они осознают гораздо позже. Домашний труд – это первый вид полезной деятельности, доступный маленькому человеку. Помогая родителям по дому, ребенок ощущает себя взрослым и полезным. Он понимает, что труд может приносить радость, удовлетворение. Кроме того, правильно организованный домашний труд в раннем возрасте становится одним из видов деятельности, который поможет разнообразить досуг ребенка, отвлечь его от экрана компьютера или телевизора.
Если труд ребенка дома стал для него привычным и не вызывает отвращения, ваш подросший малыш будет вам надежным помощником в саду, в гараже. Постепенно ему можно будет давать самостоятельные задания: убрать свою комнату, приготовить нехитрый ужин (попросите его найти в Интернете какой-нибудь несложный, но интересный рецепт). Это освободит вас от каких-то хлопот, появится время для совместного досуга. Кстати, обещание совместного похода в кино, в бассейн или парк – один из аргументов, который поможет сделать домашний труд в глазах ребенка важным и желанным.

Каким трудом ребенок может заниматься дома?

С самого раннего возраста ребенок наблюдает за тем, как мама моет посуду, готовит завтрак, вытирает пыль. Даже самый маленький не должен слышать от нее стенания по поводу того, как опротивела такая работа. Напротив, мама каждый раз должна говорить ребенку, что вот теперь посуда (пол, зеркало) будет чистой и красивой, а приготовленная еда доставит удовольствие всем домашним.
Труд ребенка дома должен начинаться с самых простых действий. Приучите его складывать свои игрушки в определенное место, поднимать с пола упавшую игрушку или книжку. Малышу по силам вытереть пыль – сначала со своих игрушек, потом с доступных его росту поверхностей домашней мебели.

Под вашим руководством ребенок двух с половиной – трех лет уже может мыть посуду, вырезать фигурки из теста, подметать мелкий сор маленьким веничком или щеткой. Можно попросить малыша загрузить белье в стиральную машину, а потом помочь развесить его на сушилке.
Есть сейчас много игрушек, имитирующих домашнюю утварь: холодильники, стиральные машины, гладильные доски. Игра в домашний труд, конечно, полезна, но она не может заменить реальной помощи маме в его заботах об уюте и комфорте в доме.
Не забывайте похвалить малыша за все, чем он вам попытался помочь. Ни в коем случае не переделывайте его работу. Плохо вымытую ребенком посуду перемойте тогда, когда он этого не видит. Или мойте ее вместе: «Ты помыл, теперь – моя очередь!». А вот укоры и насмешки могут навсегда отбить охоту к домашнему труду.

Что еще почитать