Развитие педагогики как науки. Зарубежные и отечественные педагогические школы. Основные этапы развития педагогики

Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.

Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V - IV вв. до н. э.). В буквальном смысле слово «пейдагог» (греч. paidagogos : pais (родительный падеж paidos ) - дитя + ago - веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение).

В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении - педагогика.

Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов - Фалеса из Милета (ок. 625-547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.), Демокрита (460-370 гг. до н. э.), Сократа (469-399 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др.

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители - Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.), Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) и др.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами - Квинтом Тертуллианом (ок. 160-220 гг.), Аврелием Августином (354-430 гг.), Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) и др.

Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковной каноникой. Человек рассматривался только как творение божье. Например, Фома Аквинский писал: «Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки»

В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу - Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.), Хуан Вивес (1442-1540 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.) и др.

Отмеченный выше период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.

История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.

Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561-1626 гг.) и чешским педагогом Я. А. Коменским (1592-1670 гг.).

место среди трудов Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г . В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение.

Слово «педагогика» (греч. paidagogike) имеет несколько значений.

Во-первых - это педагогическая наука .

Во-вторых, существует мнение, что педагогика - это искусство , и тем самым она как бы приравнивается к практике.

Иногда под педагогикой понимают систему деятельности , которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.

В целом многозначный термин «педагогика » обозначает:

Различные идеи, представления, взгляды (народные, религиозные, общественные и др.) на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования;

Область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;

Специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;

Учебный предмет;

Искусство, виртуозность, мастерство воспитания.

И все же, несмотря на различное понимание, педагогика - это прежде всего педагогическая наука, область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека.

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Педагогика как наука о воспитании человека.

План

1. Основные этапы развития педагогики.

2. Предмет педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

Основные этапы развития педагогики.

Прочитайте!

Свое название педагогика получила от греческих слов "раida - пайдос" - ребенок и "gоgоs - аго" - вести. Прямой перевод слова "пайдагогос" означает "проводник ребенка". Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин "педагогика". Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.

Некоторое время бытовало мнение, что педагогика - это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика - это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.

Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.

Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.

Законспектируйте!

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап , донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.


II этап , концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий "воспитание", "обучение", "образование", возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.

III этап , системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.

Прочитайте и кратко законспектируйте!

Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии.

Воспитания возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.

Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта , стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.

Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы - спартанская и афинская - свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы - презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.

В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов - Сократ , Платон , Аристотель , Демокрит , Протагор и другие.

Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный , Северин Боэций , Фома Аквинский ) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.

Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский ) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.

Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!

Развитие общества, появление на исторической арене нового класса - буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге "Великая дидактика" теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.

В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения . Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).

Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) - основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..

Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне - Т.Г. Шевченко (1814-1861) - "Букварь южнорусский" (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865), Х.Д. Алчевська (1841-1902) и др..

Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацького (1878-1934), П.П. Блонського (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..

Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.

Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.

Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле слово «пейдагог» (греч. paidagogos: pais (родительный падеж paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение).

В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении - педагогика.

Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов - Фалеса из Милета (ок. 625-547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.), Демокрита (460-370 гг. до н. э.), Сократа (469-399 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др.


Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители - Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.), Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) и др.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами - Квинтом Тертуллианом (ок. 160-220 гг.), Аврелием Августином (354-430 гг.), Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) и др.

Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковной каноникой. Человек рассматривался только как творение божье. Например, Фома Аквинский писал: «Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки»

В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу - Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.), Хуан Вивес (1442-1540 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.) и др.

Отмеченный выше период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.

История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.

Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561-1626 гг.) и чешским педагогом Я. А. Коменским (1592-1670 гг.).

Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для той эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Правда, понимание педагогики сводилось им к «руководству чтением», что слишком сужало ее. Но факт выделения педагогики в классификации наук не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского. Особое

место среди трудов Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».

Любая отрасль человеческих знаний становится наукой лишь тогда, когда более или менее четко определяется ее предмет. Основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.

В развитии педагогики можно выделить ряд этапов, которые подробно рассмотрены в четвертой части этого пособия.

Слово «педагогика» (греч. paidagogike) имеет несколько значений. Во-первых - это педагогическая наука. Во-вторых, существует мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.

В целом многозначный термин «педагогика» обозначает:

Различные идеи, представления, взгляды (народные, религиозные, общественные и др.) на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования;

Область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;

Специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;

Учебный предмет;

Искусство, виртуозность, мастерство воспитания.

И все же, несмотря на различное понимание, педагогика - это прежде всего педагогическая наука, область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека.

Итак, Педагогика - наука, которая изучает процессы воспитания, обучение и развития личности.

Каждая наука имеет свой предмет и объект исследования. Вместе с тем она непременно находится в определенных взаимосвязях с иными науками.

Педагогика исследует воспитание как сознательный и планомерный процесс подготовки человека к жизни и труду, раскрывает его сущность, закономерности, тенденции и перспективы, изучает принципы и правила, которые регулируют воспитательную деятельность.

Педагогическая наука произошла и развивалась как теория воспитания подрастающих поколений. Обусловлено это тем, что человек, его духовные и физические качества формируются в детстве, подростковом возрасте и юности. Как раз в эти периоды жизни развитие личности происходит наиболее интенсивно, формируются главнейшие ее черты и особенности - умственные и физические силы, основы мировоззрения, убеждений, моральных чувств, черты характера, направленность потребностей, интересов, вкусов и тому подобное. Поэтому важные пробелы и недостатки в воспитании, допущенные в раннем возрасте, ликвидировать позднее чрезвычайно тяжело, а иногда и невозможно.

Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии и долгое время развивалась как ее органическая часть. Впервые выделил педагогику из системы философских знаний в начале XVII в. английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон, а закрепил как отдельную науку чешский педагог Ян Амос Коменский. Его труд "Великая дидактика" (1654) стал первым педагогическим руководством, которое до сих пор сохраняет свое научное и практическое значение.

Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Изменялась жизнь, крепла наука, создавались все более совершенные воспитательные системы. На каждом этапе развития педагогики господствовала определенная парадигма – система взглядов, своего рода теория, которая считается эталонной, образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в связи со сменой господствующих парадигм.

Античность и Средневековье внесли немалый вклад в формирование педагогической мысли. В наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–730 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда" .

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н.э.), его ученик Платон (427– 347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием сто личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития грекоримской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике: наряду с сочинениями Цицерона сто изучали во всех риторских школах.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта плодородными маслиновыми рощами.

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. Среди деятелей церкви были блестяще образованные для своего времени философы, например Марк Туллий Тертуллиан (160–222), Августин Блаженный (354–430), Фома Аквинский (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты.

Особо следует выделить педагогические открытия средневекового ордена иезуитов. Многое из того, что сохранилось до сих пор в школах, впервые было придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнация Лойолы (1491–1556). В середине XVI в. он внедрил первое новшество – типовые школьные программы. Первая типовая университетская программа была составлена иезуитами в 1586 г., после смерти Лойолы.

Типовые программы иезуитов потрясли современников тем, что регламентировался – впервые в истории! – весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать тс или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. Второе потрясение заключалось в том, что типовые программы, выражаясь современным языком, были оптимальными. Иезуиты сделали еще одно открытие: оказывается, школами и университетами можно управлять – проводить общую образовательную политику, создавать единое образовательное пространство.

Обучение в школах было очень дорогое. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. В те времена считалось, что хорошая школа бесплатной быть не может, но иезуиты доказали обратное. Они приезжали в новый город, привозили с собой учебники, напечатанные в типографиях ордена, программы, и готовы были на следующий же день открыть школу. Учителя-иезуиты первыми стали работать с родителями своих подопечных. Они ввели в школьный быт обязательные утренники, вечеринки, смотры художественной самодеятельности и праздники на свежем воздухе.

Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс должен представлять собой общество в миниатюре. Школьников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе – тоже изобретение иезуитов.

Слабым ученикам помогали и подбадривали, сильных умели поставить на место. Главным принципом было: жизнь не начинается после школы, школа – это и есть жизнь. Школа хороша тем, что все ситуации взрослой жизни: любви, дружбы, ненависти, предательства, доносов – в школе можно прожить и как бы проиграть заранее, но менее болезненно, под наблюдением опытных и мудрых учителей.

Достоинства педагогики ордена оценил и К. Д. Ушинский: "Тайна силы иезуитской педагогики <…> заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства" .

"Дело воспитания – единственное, в котором мы могли бы поучиться у иезуитов, – написал в 1905 г. русский публицист, – но <„.> было бы печально, если бы всюду детей воспитывали так, как они". Автор не мог представить, какой станет российская школа еще до конца века...

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение "Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1483–1553) и Мишель Монтень (1553–1592).

Оформление педагогики в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей и сегодня не утратили ни своей актуальности, ни научного значения. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. Не устарели и его призывы: "В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах"; "Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки"; необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума..." Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778). "Вещей! Вещей! – восклицал Руссо. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов".

Демократические идеи французских просветителей во многом определили направленность творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). "О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!" Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики – немецкий философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841). Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), он известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

"Ничего не постоянно, кроме перемен" – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790–1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущим всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей – В. Г. Белинского (1811 – 1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828– 1889), II. А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828–1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810–1881). Они выступали с резкой критикой сословной школы и призывами к коренному преобразованию дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он прожил недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. В 1846 г. его назначили исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. Здесь он создал свой первый педагогический труд "О камеральном образовании" (1848), который выдвинул Ушинского в первые ряды ученых того времени. После этого Ушинский пишет горячую, страстную, едва ли не лучшую свою статью – "О пользе педагогической литературы", в которой рассматривает наиболее важные вопросы образования и воспитания молодежи. Он приходит к выводу, что надо знать все о тех, кого хочешь научить: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Главное сочинение Ушинского "Педагогическая антропология" начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том – "Человек как предмет воспитания", спустя некоторое время – второй. Третий том остался незавершенным...

В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Совершенствуясь, воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Однако "как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей". Руководящая роль принадлежит школе, учителю: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: "...Одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине". На основе новейших достижений психологии он составляет подробнейшие рекомендации о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций; раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности; строит концепцию развивающего обучения. Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, он предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством.

В конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли постепенно смещается в США, где занялись интенсивными исследованиями педагогических проблем. Не отягощенные догмами, инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.

В нашей стране хорошо известно имя популярного американского педагога Бенджамина Спока (1903–1998). Задав публике на первый взгляд второстепенный вопрос: что в воспитании детей должно превалировать – строгость или доброта? – он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит более сложный: какой быть педагогике – авторитарной или гуманистической? Ответ пока не очевиден. Б. Спок искал его в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др.

Российская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях принял С. Т. Шацкий (1878–1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомнроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых по-новому ставились и решались задачи социалистической школы, были Π. П. Блонский (1884–1941), написавший книги "Педагогика" (1922), "Основы педагогики" (1925), и А. П. Пинкевич (1884–1939), "Педагогика" которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Л. С. Макаренко (1888– 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы в условиях построения рыночных отношений в нашем обществе.

  • Цит. по: Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 172–173.
  • Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М., 1948–1952. Т. 2. С. 48–49.

Педагогика – с греческого «детоводство». В древней Греции называли педагогом раба, который отводил ребенка в школу, в школе раб-ученый. Слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни, т.е. воспитывать и обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание сохранилось до середины 20в., и только позднее возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются и взрослые. Сегодня термином «педагогика» принято обозначать 2 области специфической человеческой деятельности, направленные на социальное воспроизведение поколений людей, образование человека: педагогическая наука и педагогическая практика.

Объектом педагогики выступает процесс развития личности, т.е. те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название образование. Образование и есть та область окружающей действительности, которую изучает педагогика.

Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.

Задачи педагогики:

1) изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условии специально организованного воспитания

2) определение целей и содержания воспитания

3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы

Значение педагогики:

1) бытовое

2) практическое

3) отрасли человековедения (используются знания о развитии личности, которые добываются психологией, историей и другими науками о человеке)



4) учебная дисциплина (наука для изучения педагогических и непедагогических элементов образования)

5) отрасль гуманитарного знания (имеет культурное значение, которое определяется педагогической культурой человека, качеством полученного образования, уровнем образовательной сферы в обществе)

Исторический аспект развития педагогики . Этапы становления:

1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место – семейное воспитание. Основные воспитательные системы – спартанская, афинская, римская.

2) Формирование педагогики как науки (17-20вв.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд – Великая дидактика – одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Разработка основных принципов дидактики. Ему принадлежит идея всеобщего обучения, система связанных ступеней. Он разработал основные требования к учителю. Им разработаны требования по оформлению учебников. Не меньший вклад был сделан Ж.Ж. Руссо, который работал над вопросами воспитания и говорил, что мы придаем слишком много значения словам, «с нашим болтливым воспитанием мы делаем болтунов». Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение – педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания, которые Ушинский считал основой научной педагогики и народной школы России. Ему принадлежит идея демократического образования, идея народности воспитания. Независимость от религии. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Крупской, Макаренко, Сухомлинского.

3) Современный (с 20в.). Данный этап был ознаменован основным разделением педагогики:

Основные принципы дидактики

Теория воспитания – условия, функции, принципы воспитания личности

Общие основы педагогики – руководство учебно-воспитательным процессом

Школоведение – система управления учреждениями образования, структура административного корпуса


39.1 Система педагогических наук. Она составляет следующие отрасли педагогики: 1) общая педагогика - исследует принципы, ф-ции и методы обучения и воспитания, явл. основой для формирования других отраслей; 2) возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) – изуч. особенности педагог. процесса с учетом возраста учащихся, основные аспекты обуч. и воспитания. Антропогика - наука, изуч. принципы, закономерности, ф-ции и методы обучения взрослых; 3) коррекционная – изуч. особенности организ. педагог. процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии; 4) сравнительная - изучает закономерности, особенности функционир. педагог. процесса в разных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой; 5) история педагогики – изуч. закономерные особенности функционир. педагог. процесса в разных исторических эпохах, развитие педагог. идей и практич. воспитания и обучения в прошлом; 6) соц. педагогика - изучает закономерности, особенности организации педагог. процесса вне учебных заведений, исследуется влияние социума на развитие участников педагог. процесса, изучаются возможности общественного, гос. целенаправленного воздействия на развитие чела; 7) народная - рассматривает традиционные народные методы обучения и воспитания; 8) прикладные - военная, спортивная, семейная; 9) профессиональная педагогика - изучает закономерности и особенности организации педагог. процесса, осуществление профес. деятельности в различных видах профессиональной деятельности

39.2 Связь педагогики с другими науками. Педагогика взаимосвязана с Ф. и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущ. педагог. явлений и процессов; взаимод-ет с целью поиска оптим. путей формирован. и развития личности с такими обл. Ф., как теория познания, Ф. образования. Взаимосвязь педагогики и психологии явл. уже традиционной. Результаты психологич. исследований, воплотившиеся в законы псих. развития чела, позволяют педагогам организов. процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование чела как субъекта. Педагогика и соц-ия ищут пути перевода обобщенных рез-тов соц. исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают соц. институты - семья, образоват. и культурные учреждения, общ., полит. и гос. организации. Этика дает представление о путях нравственного формир. чела. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации эконом. образования современного чела. Формы и типы связей педагогики с другими науками: 1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности; 2) применение методов других наук – математ. моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса; 3) использование результатов исследований, полученных различными науками - о работоспособности в разные возрастные периоды жизни чела (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психолог. особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология); 4) объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем; 5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование и др. Таким образом, для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками

Что еще почитать