Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.
Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.
На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.
Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.
Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.
В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.
Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.
К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.
Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.
Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:
Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.
Отправить
Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.
Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.
Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.
К полутора годам окончательно формируется режим дня малыша, придерживаться которого он будет до самой школы.
Теперь карапузу достаточно одного дневного послеобеденного сна, а длительность утренней и вечерней прогулок увеличивается до 2-3 часов.
Питание ребенка в 1 год и 6 месяцев становится четырехразовым – завтрак, обед, полдник и ужин.
Для нормального роста и развития маленького сорванца важно, чтобы его рацион был сбалансированным и включал все необходимые полезные вещества.
В полтора года большинство детей уже не только уверенно ходят без посторонней помощи, но бегают, поднимаются по ступенькам, учатся играть с мячом.
В этом возрасте начинается интенсивное развитие речевого аппарата — словарный запас карапуза включает уже около 40 слов и постоянно пополняется.
Чтобы физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка было полноценным, организм должен получать белки, жиры, углеводы, витамины, микро- и макроэлементы.
В соответствии с нормативами, суточная потребность полуторагодовалого малыша в питательных веществах, составляет:
Чтобы составить для ребенка сбалансированный рацион, нужно выяснить, какие продукты содержат наибольшее количество полезных компонентов.
Белки являются основным строительным материалом детского организма. Их недостаток может замедлить рост ребенка, привести к отставанию в психическом и умственном развитии.
Согласно нормам, среди всех белковых продуктов, включаемых в рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев, 80-85% должны составлять белки животного происхождения.
Наибольшее количество животных белков содержится в таких продуктах:
Молоко. Питание в полтора года предусматривает употребление не менее 500-600 мл молока в сутки.
Его можно давать ребенку в чистом виде (например, на полдник с печеньем или бисквитом) или использовать для приготовления молочных супов, каш, омлетов, пудингов и т п.
Кисломолочные продукты. В 1 год и 6 месяцев малыш должен ежедневно получать 40-50 г творога, 10-15 г сливок или сметаны, 5 г сыра твердых сортов или плавленого, 100-150 мл кефира.
Предпочтение стоит отдать домашним продуктам с небольшим содержанием жира.
Мясо . Норма потребления – 100 г в сутки мяса нежирных сортов. Самыми лучшими считаются телятина, говядина, а также мясо кролика, курицы или индейки.
В полтора года малышу можно давать паштет из субпродуктов – печени или сердца.
Кроме того, из мяса готовят паровые и духовые котлеты, рагу, фрикадельки, пудинги и запеканки.
Рыба . В 1 год и 6 месяцев для приготовления блюд можно использовать не только морскую (хек, минтай, треска), но и речную (карп, сом, щука) рыбу.
Суточная доза – 30-40 г. Исключение составляет жирная или деликатесная рыба (семга, лосось, палтус), а также копченая и консервированная.
По-прежнему под запретом икра и морепродукты, принадлежащие к высокоаллергенным продуктам.
Яйца . Одно перепелиное или ½ куриного яйца в сутки – норма для полуторагодовалого малыша.
Давать яйцо нужно сваренным вкрутую, так как жидкий желток и белок плохо усваиваются детским организмом.
Наверняка понравится карапузу пышный омлет, который лучше всего готовить не на сковороде, а в микроволновке или духовке.
Растительные белки, доля которых составляет 20-25% не менее важны для формирования детского организма. Большая часть из них находится в крупяных изделиях, которые малыш должен получать в количестве 25-30 г в сутки.
Хотя самыми полезными считаются овсяная и гречневая каши, в меню должны присутствовать также ячневая, рисовая, кукурузная и пшенная крупа.
От пшеничной и манной пока стоит воздержаться – полезных веществ в них не слишком много, а калорийность высокая.
Известный детский врач Евгений Комаровский рекомендует, составляя меню для ребенка, сочетать в одном блюде растительные и животные белки.
Например, овсяная каша с молоком, тефтели из мяса курицы с рисом, пшенная запеканка с творогом и т п.
Жиры – это поставщик необходимой растущему организму энергии. Кроме того, жиры способствуют расщеплению и лучшему усвоению витаминов А и Д, которые играют большую роль в полноценном развитии ребенка.
Недостаточное поступление жиров приводит к замедлению роста малыша, ослаблению защитных сил организма.
Это делает его уязвимым для многих вирусных и инфекционных заболеваний, ухудшает состояние кожного покрова, волос, ногтей.
Однако, чрезмерное употребление жирной пищи также может оказать негативное влияние на детский организм.
Оно не только приводит к набору избыточной массы тела и развитию ожирения, но и тормозит усвояемость белков, расстраивает пищеварение, нарушает обмен веществ.
Для того, чтобы рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев был сбалансированным, он должен содержать 70% животных и 30% растительных жиров.
Основными источниками их являются сливочное масло, сметана, молоко, мясо, а также подсолнечное, оливковое или кукурузное масло.
Интенсивное развитие ребенка в первые годы жизни требует постоянного пополнения энергетических запасов. Это достигается за счет употребления углеводов.
Дефицит этих важных веществ приводит к нарушению нормальной деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
Но, большое количество углеводов, в особенности легко усваиваемой сахарозы, также наносит вред здоровью малыша.
Избыток сладкой пищи может спровоцировать сахарный диабет, кариес, крапивницу и другие болезни.
Ежедневными источниками углеводов в рационе ребенка в 1 год и 6 месяцев должны быть:
Самыми лучшими сладостями для малыша будут домашние джемы, повидло, варенье, а также пастила, зефир или мармелад.
Шоколад и шоколадные конфеты не только могут вызвать аллергию, но и повысить возбудимость нервной системы.
Не следует также давать карапузу различные карамельки, в которые добавляют красители, подсластители и другие химические компоненты.
В ежедневном рационе полуторагодовалого ребенка должны быть продукты, содержащие витамины, способствующие росту и развитию.
Приведенная таблица поможет определить, в каких продуктах находится наибольшее количество самых необходимых витаминов.
Витамин | Полезные свойства | Где находится |
---|---|---|
A | Отвечает за остроту зрения, развитие костной ткани, способствует повышению иммунитета | Все овощи и фрукты желтого и оранжевого цвета – морковь, тыква, абрикосы. Яйца, печень, молоко. |
Группы В | Обеспечивают нормальную работу сердечно-сосудистой системы, способствуют обмену веществ в организме | Крупы, хлебобулочные и макаронные изделия, яблоки, брокколи, свекла, морковь |
C | Укрепляет защитные силы организма, ускоряет заживление ран, выздоровление после заболеваний | Черная смородина, облепиха, отвар шиповника, сладкий перец, яблоки, лук, цветная капуста |
Д | Способствует укреплению костно-мышечного аппарата, предотвращает рахит и другие болезни | Куриные и перепелиные яйца, рыба, белокочанная капуста, картофель |
Е | Препятствует проникновению в организм вредных веществ, помогает выводу токсинов | Растительные масла, брокколи, зеленый салат |
Включение продуктов, содержащих полезные для организма вещества, сделают рацион полуторагодовалого ребенка сбалансированным и питательным.
Рецепты для детских блюд должны быть простыми, без множества ингредиентов. Не следует класть в них специи и приправы, а также использовать много соли.
Придать вкус и аромат блюдам можно при помощи пряных растений – укропа, петрушки, сельдерея.
А для усиления аппетита – подать на красивых тарелках, оригинально выложив и украсив кусочками овощей и фруктов.
Готовить пищу для малыша нужно незадолго до употребления. В полтора года не следует предлагать крохе вчерашний суп или разогретые котлеты.
Нельзя также смешивать первое и второе блюдо в одной тарелке, чтобы малышу было легче жевать и глотать.
Во-первых, ребенок не почувствует вкус еды, а во-вторых, такая подача выглядит не эстетично и не способствует аппетиту.
Лучшее время для завтрака — 7 30 – 8 00 . По рекомендации диетологов, на него должно приходиться 25% всего дневного рациона.
Поэтому малышу можно предложить такие блюда:
Дополнить завтрак может травяной чай, отвар шиповника или негустой кисель. К ним можно подать бутерброд с маслом и натертым сыром, нежирное печенье или кусочек бисквита.
После завтрака ребенок отправляется на первую прогулку. Если он в течение 2-2,5 часов не просто катался в коляске, а ходил, бегал и играл с мячом, то обязательно нагуляет отменный аппетит.
Ведь, как справедливо замечает доктор Комаровский, в отказе здорового малыша от еды родителям нужно винить только собственную лень и нежелание играть с крохой.
На обед, который состоится в 12 00 -12 30 малыш должен съесть 35% суточного объема пищи.
По сложившейся традиции, прежде всего карапузу предлагают первое блюдо. Это может быть:
В полтора года ко второму блюду ребенку подается салат из свежих овощей. Чтобы малышу было легче прожевать, их натирают на терке, а затем заправляют сметаной или растительным маслом.
Для приготовления салатов подойдут: огурцы, зеленый лук, белокочанная капуста, редис, морковь, тыква.
На второе малышу дают одно из следующих блюд:
В качестве напитка малышу предлагают компот из свежих или сушеных фруктов, кисель из ягод или сок. Причем после 1,5 лет можно давать не только осветленные соки, но и с добавлением мякоти.
После обеда малыш отправляется спать до 15 30 -16 00 , после чего его ждет полдник. Этот прием пищи самый легкий, всего 15% от дневного рациона.
Самыми подходящими будут такие блюда:
Летом на полдник ребенку можно предложить свежие фрукты – абрикосы, сливы или ягоды – клубнику, малину, ежевику.
При этом предварительно необходимо убедиться, что у карапуза нет на них аллергии.
Перед ужином с ребенком нужно совершить вторую прогулку. На этот раз можно воздержаться от активных игр и дать малышу спокойно побродить по парку или скверу.
Время для вечерней трапезы обычно планируют на 18 30 -19 00 , за два часа до отхода крохи ко сну. Этот прием пищи, как и завтрак, составляет 25% от суточного объема.
В полтора года на ужин можно приготовить:
Самый лучший вечерний напиток — травяной чай с добавлением мяты и мелиссы, после которого малыш будет крепко и сладко спать.
Если же до сна карапуз успеет проголодаться, то уже в кровати ему можно дать полстакана теплого молока или кефира.
В 1 год и 6 месяцев года развитие ребенка делает очередной «скачок», теперь малыш не просто усваивает и повторяет информацию, после полутора лет дети начинают анализировать услышанное и увиденное и делают первые выводы. Большинство родителей, не зная, что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, обращают больше внимания на его физические способности и навыки, хотя в таком возрасте гораздо важнее его нервно-психическое развитие и эмоциональная сфера. Точно оценить развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев нельзя, так как дети после года развиваются по своим, индивидуальным, срокам и у разных детей разные навыки и умения появляются с разницей в несколько месяцев, что считается совершенно нормальным.
К полутора годам ребенок уже должен уметь ходить самостоятельно, не придерживаясь за опору или руки родителей, обычно к этому возрасту большинство детей уже уверенно ходят, умеют подниматься и спускаться по лестнице, наклоняться, поворачиваться и приседать на корточки. К 1 году и 6 месяцам малыши еще сохраняют некоторую неуклюжесть, часто падают, еще не могут прыгать и долго держать равновесие в одной позе, но при этом у них еще плохо развито чувство самосохранения и совершенно нет понимая того, какие предметы или ситуации могут представлять для них опасность. Активного и любознательного полуторагодовасика нельзя ни на минуту оставлять одного даже в самой «безопасной» комнате – дети в этом возрасте умудряются залезать на полки шкафов, на подоконники, столы и другие высокие предметы. А любопытство и интерес ко всему новому и увлекательному заставляет их стаскивать со стола скатерть с горячими стаканами, открывать дверцу духовки и дергать за шнуры бытовую технику.
Причем, чтобы осознать опасность такому малышу может быть недостаточно одного падения или другой неприятности, психологи советуют не запрещать малышу исследовать понравившиеся ему предметы, а либо полностью исключать возможность добраться до них либо постоянно, раз за разом, объяснять и демонстрировать, почему нельзя трогать горячий чайник, плиту или прыгать на стуле.
Игры малыша в этом возрасте становятся все активнее, на детской площадке он стремится покататься на каруселях, качелях, забраться по наклонной поверхности, скатиться с горки и залезть на вертикальную лестницу. Конечно, во время выполнения всех этих «акробатических» трюков родители должны быть постоянно начеку, ведь малыш просто не понимает пределы своих возможностей или может отвлечься на что-то более интересное и выпустить из рук перекладину лестницы или веревку качелей.
К полутора годам большинство детей уже умеют самостоятельно есть полужидкую пищу, держать в руке ложку, пить из кружки и откусывать небольшие кусочки хлеба, фруктов и другой твердой пищи.
Расширяются и бытовые познания ребенка – он умеет не только умываться, но и узнает свою одежду, складывает игрушки в коробку, «читает» книги и даже чистит зубы.
К полутора годам ребенок не только осваивает основные слова и понятия, но и уже активно общается со своими родителями и окружающими взрослыми. Даже если малыш еще не начал говорить, он уже может объяснить маме, что ему нужно, что он хочет или почему плачет. В зависимости от темпов развития к 18 месяцам ребенок произносит от 10 до 40 слов, пытается выстаивать простейшие предложения из 2-3-х слов, отвечает на вопросы взрослого, показывая на предметы или картинки. Речь ребенка сопровождается эмоциональным жестикулированием, движениями, а если его не понимают, малыш может начать плакать от огорчения .
В этом возрасте большинству детей очень нравятся музыка, пение и стихи, услышав знакомую ли красивую мелодию, дети начинают танцевать и «подпевать», а любимые стихи и потешки помогают справиться с капризами непоседы во время еды, переодеваний или других процедур. Детские врачи советуют родителям слушать при детях только хорошую и спокойную музыку, лучше всего – классическую или звуки природы, это успокаивает детей, стабилизирует их психику и ускоряет речевое воздействие.
Проведенные зарубежные учеными исследования доказали, что детям категорически противопоказан тяжелый рок, «металл» или другие подобные направления в современной музыке, а наши психологи добавляют – от прослушивания песен современных исполнителей тоже лучше воздержаться, так как чаще всего смысл текстов и музыкальное сопровождение таких песен далеко от идеала.
В полтора года дети охотно разглядывают книжки с яркими картинками, причем, если раньше они просто смотрели на изображения и слушали текст, теперь их интересуют детали. Родителям стоит выбирать большие, красочные книги с понятным и легко воспринимающимся текстом, который иллюстрируют изображения, так ребенку будет легче связывать написанное и произнесенное с тем, что он видит на картинке.
Игры ребенка после полутора лет тоже усложняются, теперь он играет не одной, а несколькими игрушками сразу – грузит и катает кубики на грузовике, укрывает куклу одеялом или кормит ее из соски, раскладывает игрушечную еду на тарелках и так далее. Малышей в 1 год и 6 месяцев по-прежнему очень интересуют мячики, всевозможные каталки и развивающие игрушки в виде крупных деревянных паззлов, вкладышей, пирамидок и других, где можно что-то крутить, складывать или соединять.
Изменяется и эмоциональное состояние ребенка, теперь для хорошего настроения ему мало быть сытым, чистым и рядом с мамой, в возрасте полутора лет малышей начинают интересовать собственные навыки и достижения. Если раньше карапуз просто играл с игрушкой, то теперь он пытается добиться какого-то результата и очень огорчается, если не может получить желаемого. Начинает изменяться поведение ребенка с разными людьми и в разных ситуациях, например, дома с мамой малыши ведут себя гораздо увереннее и капризнее, чем в большой компании или, наоборот, играя с бабушкой и дедушкой, непоседы позволяют себе гораздо больше, чем под присмотром строгих родителей.
К полутора годам ребенок должен уметь:
В полтора года разница в характере и темпераменте детей разного пола становится все заметнее. Причем психологи советуют родителям обратить внимание на такое обстоятельство: для маленьких мальчиков очень важно доверие со стороны родителей, которое будет выражаться в том, что ребенку дадут возможность что-то делать самостоятельно. Чрезмерная опека со стороны родителей может восприниматься мальчиками именно как недоверие, сомнение в его силах и способностях, так что родителям полуторагодовалых мальчиков придется находить золотую середину между свободой и безопасностью маленького непоседы.
Ребенок в 1 год и 6 месяцев удерживается на ногах уже гораздо лучше: он легко поворачивается, почти не падает, удерживает игрушки на весу, преодолевает препятствия. Ребенок в 1 год и 6 месяцев любит залезать на ступеньки, стулья, диваны и прочие предметы интерьера. Следите за тем, чтобы практика маленького скалолаза была не травмоопасной. Для крохи очень важны постоянные повторения - именно благодаря практике и совершенствуются нужные навыки, так что не удивляйтесь, если ребенок будет в любой обстановке покорять новые вершины. Покорив лестницу в вашем подъезде, любопытный ребенок займется соседскими ступеньками. В будущем ваше чадо будет осваивать куда более сложные навыки моторики - бег, прыжки.
С каждым новым днем ребенок будет более независимым и уверенным. Ребенок в 1 год и 6 месяцев похож на комок энергии, такой себе вечный двигатель. Он уже может построить башенку из 3-4 кубиков, бросить и поднять мяч, идти и тащить за собой игрушки на веревочке, переворачивать страницы и поворачивать дверные ручки. Также карапуз может складывать и доставать из коробок, ящиков и шкафов вещи, учится пользоваться столовыми приборами. Он уже сам удерживает поильник, ложку, хотя и не так аккуратно, как хотелось бы взрослым. Также игры становятся более креативными - кубики превращаются в самолеты, игрушка на веревочке - коляской, формочки - чашками. Понаблюдайте, как ваше чадо использует свое воображение и как творчески подходит к процессу игры.
У полуторагодовалых детей формируется четкое понятие, что именно они - центр вселенной, а значит все самое интересное и вкусное должно доставаться им. Эгоцентрическое представление о мире продлится лет до 3, ребенок считает, что даже игрушки соседских детей принадлежат ему, так что не исключены ссоры с ровесниками. Дети до 2 лет пытаются отвоевать даже чужие игрушки и попросту отказываются дать поиграть своими. Отстаивание своей собственности - это один из способов познать свои возможности и утвердиться.
Возраст от полутора лет называют «возрастом почемучки», потому что сейчас малыши начинают задавать вопросы «что это?» практически обо всем, что их окружает. Они стремятся узнать названия предметов, пополнить свой словарный запас. Их лексикон активно увеличивается с 18 до 24 месяцев - ребенок может осваивать до нескольких слов в день. Правда, изучение основано на постоянном повторении - поэтому читать ребенку любимую сказку несколько раз в неделю даже полезно. Также придут на помощь простые песенки, игры с использованием звуков и простых слов, игры с пальчиками.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам