Ребенок не вникает в учебу. Что делать родителям, если ребенок-подросток не хочет учиться: заставить или помочь — ценные советы психолога. Истоки нежелания учиться

Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?

Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего ребенка.

Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?

Обратите внимание на следующие два момента:

1) не было ли ссоры одноклассниками;

2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.

Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы - это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны - любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:

- А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
- Ты растерялся - не понял за что так с тобой. «Просто так» - тебе казалось…
- Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
- Ты пытался себя защитить…

В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.

Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?

Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте - используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас) - тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание - залог успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.

А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?

Эта ситуация сложнее - восстанавливать всегда труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните - необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.

Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит - даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.

Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции «способности» — выше. Такая самооценка является ресурсной - ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники. В этой ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план действий (задача - что делаю - какой получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его мужество, силы, терпение - конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть срывы, неудачи.

Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …

Татьяна Щербакова

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Пробудить в ребенке желание учиться не так-то просто, особенно если у него есть нелюбимые предметы, строгие преподаватели, успеваемость не самая высокая. Сидеть полдня на уроках занятие не из самых приятных. А дома еще и задание на следующий день задали. А юная душа просится на свободу, прыгать, играть, веселиться с друзьями. Ведь в мире столько всего интересного, а тут заставляют складывать числа, писать прописи и еще говорят слово «надо», «должен», «это твоя обязанность». После таких слов вообще руки опускаются.

Родители в это время находятся в затруднительном положении. Если ребенка наказывать и требовать от него прилежного обучения, то учеба все равно не будет приносить радости. Слово «надо» и «обязан» вообще звучит как приговор и для детей и для взрослых. Если дать ребенку свободу, чтобы он сам контролировал свои действия, то может начаться хаос и школа пойдет под откос.
Вот и приходится искать маленькие хитрости, для того, чтобы обойти внутренне сопротивление ребенка и помочь ему полюбить или хотя бы немного увлечься школьными знаниями.

1. В современном образовании основным мотивом для обучения являются оценки. Ребенок учится на «отлично» и «хорошо», потому что ему нравится, когда его хвалят, к нему обращаются за помощью одноклассники, ему вручают награды и призы, ставят в пример. Ребенок чувствует вкус успеха. Поэтому прививать успешность и наслаждение успехом нужно с самого начала учебы. Если ребенок хотя бы раз испытает его, он будет стремиться к успеху всю жизнь.

Поэтому первым делом, расскажите ребенку, как это здорово, когда тебя хвалят и любят. Пусть он знает, что родители верят в его успех, гордятся им и готовы помогать ему на его пути.

2. Однако оценки, не единственный способ помочь сыну или дочери учиться с удовольствием. Следующий шаг – развитие талантов ученика, выбор приоритетного направления науки или искусства, которое поможет ребенку реализовать себя и свой творческий потенциал. Особенно это важно для тех мальчиков и девочек, которые не успевают по основным предметам, но имеют определенные склонности к какому-либо виду творчества: театральное искусство, пение, спорт, лепка, кулинария и т.д. Тогда ребенок, получая удовольствие от творчества, будет иметь силы на выполнение других учебных программ.

3. Желательно объяснить ребенку, зачем он учиться. Требовать от ребенка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своем примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждет ребенка в будущем.

4. Как раз личный пример родителей или история о сказочном герое служит хорошим подспорьем в учебе. Если рассказать ребенку, что мама и папа в школьные годы учились отлично, и что они знают, что их ребенок тоже будет успешным, то он будет тянуться к этому образу, ровняться на старших. А если рассказать ребенку, что Человек-Паук хорошо учился в школе, и эти знания помогали ему в поимке преступников, то ребенок захочет тоже собрать эти знания. Ведь без них герой комиксов не смог бы рассчитать, что его паутина сможет остановить поезд и не смог бы рассчитать правильную траекторию полета.

Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир и сказочный и реальный, что природа растет по принципу золотого сечения, прочитает о чудесах света, об удивительных свойствах цифр, то его удивлению не будет конца. А удивление – это важный шаг к познанию.

5. Играйте со знаниями! Лучше передавать знания в игровой форме. Пусть буквы и цифры оживают, имеют свой характер, путешествуют по сказочному миру. Пусть ребенок станет участником этого мира, помогает им навести порядок и жить в гармонии. Природу лучше изучать не в книге, а в парке или у бабушки в деревне. Математику и письмо лучше изображать на рисунках и в сказочных историях. Применять научные знания можно и за столом в процессе ужина. Посчитать, сколько котлет сделала мама, сделать им глаза из майонеза, волосы из петрушки, придумать имена и истории о них.

Можно научить ребенка взаимодействовать со стихиями. Например, изучить свойства огня, его опасность и способы взаимодействия с ним, если огонь нужно укротить. Ведь он тоже живой и имеет свой нрав. Но с ним можно договориться.

6. Научите ребенка справляться с трудностями и правильно их воспринимать. Не ругайте ребенка за плохие оценки, особенно если вы видите, что он сам напуган и расстроен. Поддержите его, скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится. Скажите ему, что иногда случаются неудачи. Но они делают нас сильнее и закаляют характер.

7. Если ребенок не может сосредоточиться, значит, возможно, у него случилась информационная перегрузка или он слишком возбужден. Снизить активность ребенка можно, дав ему возможность выплеснуть свою энергию в игре или переключить его на какое-то полезное физическое действие (уборка в доме вместе с мамой, игры, в которых нужно замирать, останавливаться, прятаться).

Настраивать ребенка на учебу лучше заранее, за несколько часов до ее начала.

Желательно сохранять четкий режим дня , чтобы организм знал, когда должен отдыхать, когда работать.

Если же вы заметили, что успеваемость ребенка стремительно падает, он находится в подавленном настроении, то нужно изучать его внутренний мир. Возможно, ребенок столкнулся с проблемой общения со сверстниками или учителями, переживает какие-то внутренние страхи, кризис.

В этом случае, желательно обратиться к психологу, чтобы он провел более тщательную диагностику и применил психокоррекционные подходы.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

С проблемой отсутствия у ребёнка желания учиться сталкивается большинство родителей. Какого-то одного универсального рецепта решения этой проблемы не существует, т.к. причины чаще всего носят индивидуальный характер, и какие-то эффективные советы и рекомендации можно дать только после тщательного анализа конкретного случая. Но несколько общих закономерностей всё-таки нужно определить, чтобы адекватно понимать проблему в её общих очертаниях.

Итак, что делать, если ребёнок не хочет учиться? Сначала надо понять - почему не хочет.

Причины

Причины бывают разные. Всё зависит от целого ряда факторов - возраста ученика, пола, ситуации в семье, негативного отношения к конкретному учителю, полного отсутствия интереса к учёбе вообще, отсутствия способностей, индивидуальных психологических особенностей.

Мальчик играет в машинку, обложившись учебниками

Одно дело, когда не хочет учиться ученик начальной школы, который просто никак не может приспособиться к учебному процессу - постоянно опаздывает, отвлекается на уроке, плохо усваивает учебный материал.

Совсем другое дело, когда речь идёт об ученике 10–11 класса, уже вполне серьёзно смотрящего на жизнь, который уже давно понял, что неспроста он все школьные годы считается нерадивым учеником (двоечником), т.к. не дано ему понять ни сложных точных наук, ни более простых гуманитарных. Но он уже, возможно, знает про себя, что он способен делать много другого, чего не умеют делать его прилежные в учёбе одноклассники - или автомобили ремонтировать, или хорошо в футбол играть, или на гитаре играть. Такой ученик уже давно махнул рукой на учёбу, ходит в школу уже просто так, лишь бы хоть как-то её закончить, получить аттестат. Учиться его заставить очень сложно.

Отдельно можно выделить такую распространённую проблему, как нежелание учится у мальчиков в старших классах, вызванное элементарным стремлением показать свой «мужской характер» в период активного полового созревания. Такое поведение является очень распространённым среди подростков. Оно является абсолютно нормальным с точки зрения психологии, несмотря на то, что нередко перерастает в откровенное хамство по отношению к учителям.

Также следует различать ещё несколько моментов: является ли нежелание учиться временным или постоянным, распространяется ли оно на все учебные дисциплины, или только на некоторые. Нередко бывает, что мотивация пропадает у учеников по сезонам - в начале или в конце четверти (учебного года).

Что делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Независимо от индивидуальных особенностей конкретной ситуации и конкретного ребёнка, есть несколько общих рекомендаций, как исправить положение.

Первое: создать максимально благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу

Очень часто родители и учителя совершают большую ошибку, когда пытаются заставить ребёнка учиться одними только криками, руганью, наказаниями, шантажом. Этого всего делать не надо. Чем больше на ребёнка давят, тем больше он сопротивляется. И даже если он под сильным прессингом всё-таки будет выполнять какие-то конкретные действия - выучит параграф, решит задачу - это не будет способствовать формированию у него благожелательного отношения к учебному процессу. Наоборот - внутри него будет копиться только злость, обида и ненависть, которую он будет вымещать при каждом удобном случае.

Ребенок пытается учиться

Поэтому надо постараться избавиться от привычки постоянно ругать (и уж тем более бить!) ребёнка за отсутствие желания учиться. Нужно стараться действовать уговорами, каким-то методами поощрения и т.д.

Здесь немаловажное значение имеет общая жизненная ситуация, и особенно - наличие какого-то дорогого ему друга. Кто будет выполнять роль этого друга - это уже второй вопрос. Важно, чтобы это был кто-то из тех взрослых, кто постоянно присутствует в его жизни, и к кому ребёнок хорошо относится. Это может быть один из родителей, или старший брат (сестра), если он уже взрослый, или кто-то из учителей, или просто сосед дядя Вася. Важно найти такого человека и поручить ему быть именно добрым взрослым другом. И пусть он при каждом удобном случае очень мягко пытается уговорить ребёнка сделать домашнее задание.

Также будет очень хорошим фактором, если получится договориться с учителями не ставить ребёнку двойки, хотя бы временно.

Второе: попытаться вызвать интерес к изучаемому предмету

Этот метод может быть актуален не в целом для всего учебного процесса, а для одного отдельного предмета, если у ученика нет тяги именно к нему. Такое бывает часто - ученик не хочет учиться, к примеру, на уроках биологии. И даже если он своё нежелание объясняет родителям негативным отношением к учителю, который, по его словам, сильно и несправедливо к нему придирается, то одного только изменения отношения учителя к ученику будет недостаточно. Даже если после ряда разговоров и переговоров учитель согласится относиться к этому ученику намного более доброжелательно - от этого не возникнет у него желание учиться. От преподавателя потребуется разработать какую-то индивидуальную методику, чтобы заинтересовать этого ученика именно объектом изучения - животным миром, растениями, интересными фактами, или интересными формами работы на уроке (играми).

Мама помогает дочке делать уроки

Третье: установить тотальный контроль

По собственному тяжёлому педагогическому опыту знаю: максимально доброжелательное отношение к ребёнку вкупе с очень строгим тотальным контролем - это очень действенный (если не самый действенный) метод. Как мы написали выше - надо постараться создать вокруг ребёнка благоприятную психологическую обстановку, избавить его от ругани и наказаний.

Но! При этом надо постоянно его контролировать: сделал ли уроки дома, все ли принадлежности положил в рюкзак, вовремя ли вышел из дома утром, все ли уроки посетил. Такой контроль должны осуществлять совместно все взрослые - родители, классный руководитель (это его прямая обязанность) и учителя-предметники. Нужно приучить ребёнка к тому, что если, к примеру, не сделал домашнее задание, то он обязательно должен будет его сделать - всё это проконтролируют. Ребёнок должен знать, что теперь родители не будут верить ему на слово, когда он просто отвечает на их вопрос коротко: «Уроки сделал». Они должны обязательно проверить - всё ли сделал. Проверить каждый предмет, каждое задание.

Зачастую нерадивые ученики привыкают откровенно лгать родителям, а те просто делают вид, что верят. Он сказал, что сделал все уроки - родители сделали вид, что поверили. А так быть не должно. Они должны лично сами убедиться, что он их сделал. А поскольку он на самом деле не сделал, то очень настойчиво (но без злости, крика, ругани) ему сказать, что он должен сделать уроки. Просто потому что должен, и всё. И чем чаще будут такие проверки, тем меньше у него будет желания лгать. Особенно эффективно это будет работать, если не разрешать ребёнку делать то, что ему хочется, пока не сделает уроки. Метод старый, но действенный.

Контроль над школьником

Многие родители не хотят лишний раз конфликтовать с ребёнком, и именно поэтому делают вид, что верят ему. Но нужно помнить, что формирование мотивации к учёбе - дело сложное и долгое, требующее большого терпения.

И обязательно эта работа должна быть совместной. Будет отнюдь не лишним, если классный руководитель и учителя-предметники будут проявлять пусть и не совсем удобную, но всё-таки необходимую настойчивость (или даже назойливость). Учителя могут, к примеру, вечером звонить (а то и прийти прямо домой) с вопросом: «Готов ученик к завтрашнему дню? Все уроки сделал?» Уж лучше быть излишне настырным, но при этом доброжелательным, чем отстранённым, но при этом злым и раздражённым.

Так же строго необходимо контролировать посещаемость. Если ученику свойственно опаздывать или даже прогуливать уроки, то нужно взять это дело именно под строгий контроль - постоянно следить за ним.

Как показывает опыт, даже самых нерадивых учеников таким методом можно за 2–3 месяца заставить хоть что-то делать на уроках и дома. Тут важны терпение и полное взаимопонимание между родителями и педагогическим коллективом.

Четвёртое: разработать систему поощрений

Этот метод является самым спорным и неоднозначным с точки зрения педагогики. Но очень часто бывает, что, во-первых, без него уже никак не обойтись, а во-вторых - он приносит свои плоды. Метод прост: от взрослых требуется за каждую хорошую оценку ребёнка чем-то поощрять. Что конкретно будет ему преподноситься - вопрос второй. Важно, чтобы у ученика была вполне конкретная цель - что-то заработать. Это может быть какая-то покупка («Закончишь год без троек - купим тебе велосипед»), поездка куда-нибудь летом и т.д.

Система поощрений и наказаний для школьника

Важно, чтобы все обещания родителей всегда сдерживались. Поэтому нужно давать только выполнимые обещания, и на всякий случай заранее договариваться о каких-то запасных вариантах.

И желательно по возможности поощрять детей нематериальными ценностями (и уже тем более не деньгами), а какими-то другими радостями.

Чего делать не надо

  1. Постоянно только наказывать и ругать ребёнка. Даже при самом нерадивом отношении к учёбе, при самом хамском отношении к учителям надо постараться понять причины такого поведения, поискать приемлемые способы мотивации.
  2. Всегда идти на поводу у ребёнка, при первой же его жалобе сразу идти в школу и скандалить. От каких бы то ни было скандалов с педагогами лучше вообще постараться отказаться. Не стоит при каждом случае стремиться перевести ребёнка в другой класс или даже другую школу.
  3. Всегда надеяться только на учителей. Родители должны помнить, что у педагогов нет всех тех действенных методов воздействия на ребёнка, которые есть у родителей. И если ребёнок учиться не хочет, то решить эту проблему можно только сообща!
  4. Постоянно игнорировать все замечания учителей, вызовы в школу и т.д. На каждый сигнал из школы обязательно надо реагировать.
  5. Впадать в уныние, разводить руками и отказываться вообще хоть что-то предпринимать, объясняя это тем, что «всё бесполезно, его не заставишь». Побудить к учёбе можно даже глубокого старика, если суметь его по-настоящему заинтересовать.

Обязательно проявляйте интерес к жизни своих детей, каждый день обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - сложный, но посильный процесс. Родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Что еще почитать