Сколько дети начинают садиться сами. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Нужно ли ему помогать


Сроки и нормы

Умение сидеть довольно сложное и требует соблюдения ряда определенных условий. Во-первых, к этому должны быть готовы мышцы спины, во-вторых, достаточно зрелыми должны быть позвоночный столб и тазобедренные суставы младенца.

По сложившейся педиатрической практике, считается, что среднестатистический ребенок должен сесть с поддержкой в 6 месяцев, а уже в 7 месяцев ребенок начинает сидеть без поддержки, сам. Садиться из положения лежа без посторонней помощи малыш, согласно нормам, принятым у докторов, должен в возрасте 8 месяцев.



Однако нормы эти потому и называются среднестатистическими, что они не учитывают индивидуальных особенностей отдельного ребенка. А потому, с точки зрения практики, разумнее считать, что сидеть малыш начинает в промежутке между полугодом и 8-9 месяцами. От того, насколько хорошо готовы мышцы его спинки, живота и ручек и зависит в конечном итоге срок освоения нового навыка. Научившись сидеть, малыш получит существенное расширение своих возможностей в познании мира. К тому же такая поза считается переходной к умению стоять, а потом и перемещаться на своих двоих.

Более активные ребята могут предпринимать попытки сесть и раньше полугода, а менее активные вполне могут медлить до последнего. В этом также нет ничего необычного или патологического. Хотя многое зависит от того, как наблюдающий ребенка педиатр относится к средним нормам. Не слишком утруждающий себя специалист может сухо констатировать отставание ребенка от физических норм развития, чем сильно расстроит родителей.

Хорошие специалисты в области детского здоровья подчеркивают индивидуальность сроков сидения. Навык развивается по определенному плану, и внимательные родители обязательно заметят признаки скорого освоения ребенком нового умения, если будут знать характеристику этапов становления.


Этапы развития навыка

Готовиться к предстоящему сидению малыши начинают заблаговременно. По мере укрепления всех групп мышц и особенно мышечных тканей спины малыш начинает переворачиваться, крутиться, пробовать принять вертикальное положение на попе, опираясь на ручки. У физически развитого здорового малыша первые такие попытки могут наблюдаться уже в 4,5 месяца. Ребенок, конечно, падает, но он упорно снова пытается приподняться на руке и сесть.

Первый этап носит название стадии краткосрочного сидения. Малыш, даже если ему удается садиться, не может долго удерживать вес своего тела в таком положении и заваливается обратно на бок. Именно на этом этапе не исключены травмы лица и головы, ведь при падении кроха вполне может удариться головой о боковые стенки детской кроватки.

Уже на подготовительном этапе важно обеспечить малышу безопасное падение - положить с четырех сторон от него небольшие мягкие подушки. Попытки сесть должны обязательно происходить в вашем присутствии, ведь вероятность травмы или механической асфиксии сохранятся и при наличии подушек.

Кратковременная стадия обычно осваивается за пару месяцев. Потом малыш начинает садиться и недолго удерживать свой вес, хотя с балансом у него пока еще все довольно проблематично. Начинается вторая стадия приобретения навыка - сидение с поддержкой.



Можно помогать ребенку сохранять баланс, придерживая его, постепенно можно сажать малыша с опорой на его собственную ручку. Так, несколько кособоко, дети обычно сидят недолго - это неудобно и непрактично, ведь обе руки ему необходимы для игр и тактильного познания мира вокруг.

Именно невозможность полноценно владеть двумя руками стимулирует ребенка перейти к новой стадии. Уже через месяц малыши могут сидеть без поддержки, вся нагрузка при этом ложится на позвоночник. К 8 месяцам многие дети уже могут довольно много времени проводить сидя, занимаясь интересной игрушкой. Именно на этом этапе можно начать переходить к ползанию, если кроха раньше не предпринимал самостоятельных попыток перемещаться на животе или четырех конечностях.

На завершающем этапе (примерно к 9-10 месяцам) ребенок может самостоятельно садиться из положения лежа. Некоторым это дается легко, другие явно страдают, пыхтят и силятся сделать это быстро, но не получается. Способ, которым садится малыш, большого значения не имеет. Одни делают это с опорой на руки, другие - через промежуточную позу на четвереньках, третьи ищут, за что ухватиться, чтобы подтянуться на руках и сесть. Главное - результат.



Почему малыш не сидит?

С таким вопросом родители нередко обращаются к педиатрам. Но ответить на него однозначно довольно сложно, ведь причин может быть достаточно много. Так, если малыш родился раньше акушерского срока, развитие его костной и мышечной систем требует большего времени: недоношенные дети начинают садиться позже по причине неготовности к освоению нового умения.

Грудничок с избыточным весом, хоть и восхищает родственников пухлыми щечками и ножками, будет присаживаться значительно позже, чем дети с нормальным весом. Если у малыша имеются проблемы с тазобедренными суставами, которые были выявлены еще тогда, когда кроха был новорожденным, присаживать его не нужно.

Медленнее осваивают новый навык дети, которым не созданы соответствующие условия - малыша туго пеленают после полугода, им мало занимаются, не делают гимнастику, массаж, не оставляют надолго с открытыми ручками и игрушками.



Немаловажное значение имеет и темперамент ребенка. Есть спокойные и размеренные флегматики и меланхолики, которые просто не видят стимула для принятия иного положения, им больше по душе плотно покушать и подольше поспать. А есть подвижные и любознательные холерики и сангвиники, которых трудно удержать от всего нового, а потому уже по умолчанию интересного.

Если отсутствие навыка - единственная жалоба родителей, волноваться не о чем, просто время для данного малыша еще не наступило. Однако если отсутствие навыка сопровождается другими симптомами - обильным частым срыгиванием, бледностью кожных покровов, отсутствием у ребенка эмоциональных реакций на маму и папу, отсутствием умения переворачиваться и уверенно удерживать головку, то обязательно нужно обратиться к врачу.

Наличие в анамнезе таких патологий, как ишемия, кровоизлияние в мозг после рождения, гипоксия головного мозга при отсутствии попыток сесть после 7-8 месяцев - также веский повод посетить невролога.


Мальчики и девочки - особенности и навыки

На форумах в интернете молодые мамы активно обсуждают способности и нюансы физического развития детей разного пола. Почему-то считается, что девочки развиваются быстрее. Это не соответствует действительности. От половой принадлежности ребенка время наступления попыток садиться не зависит ни в коей мере.

Другое распространенное заблуждение гласит, что мальчуганов можно присаживать раньше, а вот даже самостоятельные попытки девочек присаживаться до полугода следует решительно пресекать. Объясняют это тем, что половая система девочки устроена таким образом, что ранняя вертикализация может нарушить анатомическое расположение матки в малом тазу.

На самом деле, детям обоего пола не рекомендовано раннее присаживание, это касается и мальчиков тоже. И не потому, что что-то необратимое и страшное может произойти с репродуктивной системой, а потому, что необратимое или трудноизлечимое может произойти с позвоночником и тазобедренными суставами. Что касается девочек, то ранняя насильственная вертикализация может привести к травмам костей малого таза, что в будущем действительно может привести к проблемам с репродукцией.



Часто возникает вопрос, стоит ли пресекать попытки девочки сесть раньше полугода.Если малышка развита достаточно хорошо, о чем свидетельствуют ее самостоятельные и самопроизвольные попытки сесть, то мешать дочке не стоит. Точно такой же тактики следует придерживаться и с маленькими мальчиками. Но если ребенок сам еще не демонстрирует никакого желания сидеть, то будет большой ошибкой присаживать ребенка, обкладывать подушками и пуфиками.

Полагая, что так они помогают ребенку, родители вредят малышу. Избыточная нагрузка на позвоночник раньше срока, установленного самой природой для конкретного ребенка, может привести к травмам позвонков, нарушению отвердевания суставов, что в будущем может не только испортить ребенку осанку и походку, но и стать причиной установления инвалидности.


Упражнения и гимнастика

Гимнастика не должны быть только зарядкой «чтобы сел». Это комплексное воздействие на организм малыша, способствующее не развитию собственно навыка, а развитию мышц крохи. С развитыми мышцами и этот, и другие навыки ребенок легко постигнет сам. Перед гимнастикой обязательно проводите легкий общеукрепляющий массаж. Это сделает упражнения комплекса более эффективными. Всегда проводите упражнения в форме веселой игры, в противном случае ребенку быстро наскучат манипуляции мамы с его телом, и он начнет протестовать против такого досуга.

Как мы уже знаем, для сидения нужно обладать развитыми мышцами спины, рук, живота. А потому в ежедневную зарядку обязательно включите активные и пассивные упражнения на стимуляцию именно этих мышечных групп. Вот несколько интересных и полезных упражнений.


«Рыбка»

Это упражнение проводится в воде, например, в большой ванне во время вечернего купания. Для него вам понадобится специальный ортопедический надувной кружок на шею малыша. Он надежно фиксирует шейные позвонки и не дает крохе пойти на дно.

Надев круг, положите ребенка в воду на живот и за ножку покатайте по воде вперед и назад. Потом оставьте его в таком положении, немного подождите - малыш должен сам повернуться на спинку. В воде повороты исполняются куда проще и легче.

После плавания на спине возьмите малыша за одну ручку и стимулируйте его переворот обратно на живот. Чем больше он совершит поворотов за сеанс плавания, тем лучше. Упражнение можно выполнять с самого раннего возраста - с 1 месяца.



«Качели»

Исходное положение - лежа на спине. Поверхность должна быть жесткой. Это упражнение не проводят на мягкой кровати, которая не может обеспечить анатомически правильной поддержки позвоночника.

Протяните ребенку свои указательные пальчики и дайте ему ухватиться за них. Медленно поднимите корпус крохи в полусидячее положение. Не нужно сажать ребенка, достаточно приподнять верхнюю часть тела на 45 градусов. Потом также медленно опустите малыша обратно.

Секрет этого упражнения в том, что делать все нужно медленно. Пока вы его делаете, мышцы рук и спины напрягаются максимально. Упражнение рекомендовано с 4-5 месяцев.


«Летчик»

Правой рукой обхватите лежащего на животе ребенка вокруг корпуса и подведите ладонь под грудную клетку, а левой поддерживайте его под ножки.

Приподнимите ребенка над поверхностью массажного стола - при этом малыш рефлекторно напряжет спинку, ягодицы и приподнимет головку, раскинув ручки в стороны. Подержите его около 30-40 секунд в таком положении и плавно опустите на животик обратно на поверхность. Упражнение рекомендовано с 4 месяцев.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что здоровому малышу не нужна помощь родителей, он сядет сам и сделает это тогда, когда будет готов. Тем более не должно быть помощи из разряда «медвежьих услуг». К таким, бесспорно, относится такое достижение человечества, как прыгунки.

Многие родители гордятся собой, купив такой подарок ребенку. Они подвешивают малыша в прыгунки и уверены, что он висит в них и тренируется в усиленном режиме.

На самом деле, по словам Комаровского, в прыгунках ребенок испытывает стресс, но еще больший стресс испытывает позвоночник малыша. Если же крохе удается отталкиваться ножками от пола, то ситуация еще осложняется вероятностью получения компрессионного перелома и микротравм позвонков.

Самым полезным упражнением Комаровский называет выкладывание на живот. Другие мышцы целенаправленно тренировать доктор рекомендует только после внимательного наблюдения за тем, как сидит ребенок (или пытается сидеть). Если спина при этом имеет округлую форму, можно говорить о слабых длинных мышцах спинки, если заваливается на бок - нужно уделить внимание мышцам живота и боковым группам мышц.


Присаживать ребенка принудительно - родительское преступление, говорит Евгений Олегович. Ни в прогулочную коляску с ее ремнями безопасности, ни в гостеприимное пространство мягких подушек нельзя высаживать ребенка, который сам не умеет сидеть.

Когда ребенок начнет присаживаться, нужно избегать патологических поз. К ним Евгений Комаровский относит сидение с согнутыми в коленях ножками, вывернутыми назад. Если посмотреть на ребенка сверху, выглядеть его поза будет как латинская «W». В такой позе невероятные нагрузки ложатся на тазобедренные суставы и колени, что может стать причиной тяжелых патологий и деформации ног. Вот в этом случае желание и стремление мамы помочь малышу будет вполне уместным - научите ребенка сидеть правильно, и это будет лучшая помощь. Куда более полезная, чем попытки мамы научить ребенка, которому едва исполнилось полгода, просто сидеть.

О том, в каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее, расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Всего за год, ребенок превращается из крохотного несмышленыша в полноценно развитого человечка со всеми необходимыми для жизни базовыми навыками.

  • В месяц он старается удерживать голову, особенно хорошо это получается лежа на животике.
  • В два ему удается ненадолго оторвать голову и грудь от поверхности, на которой он лежит, опять же, на животике.
  • В три месяца некоторые умудряются самостоятельно перевернуться на бок.
  • В четыре – практически все детки легко сменяют положение тела, переворачиваясь со спины на бок.
  • Ближе к году большинство малышей хорошо ходят и даже бегают.

Пик развития деток до года припадает примерно на 5-6 месяц жизни. В это время они начинают понимать, как управлять своим телом и практически полностью готовы к новым «большим» умениям, а значит, у родителей возникнет вполне логичный вопрос: как научить ребенка сидеть? Вот на него мы и постараемся ответить.


Из этой статьи вы узнаете:

Усадить своего кроху не терпится многим из нас, и тому есть разумное объяснение. Все, что видит малыш, лежа в своей кроватке или люльке – это потолок, краешек комнаты, родителей, заглядывающих к нему, а также ветви деревьев, облака и небо на прогулке.

Внести разнообразие в жизнь маленького человека помогает только смена положения его тела. Первое, что практикуют с детьми после «катания» на руках – это сидение.

Существует мнение, что начинать присаживать девочек не стоит до момента, пока им не исполнится 6 месяцев . В это время есть риск спровоцировать у них развитие загиба матки. С мальчиками дела обстоят иначе, уже на 5 месяце развития их можно постепенно подготавливать к полноценному сидению.

Определить готовность ребенка к освоению науки сидеть очень просто.

Круглая спинка и падение на бок при первой же попытке усадить его свидетельствуют о том, что малыш не готов к смене положения тела с горизонтального на вертикальное, а вот если он уверенно и подолгу лежит на животе, удерживая головку, поднимается на ручки, отрывая от твердой поверхности грудную клетку, держит упор на локтях и умеет переворачиваться со спинки на бок и обратно, то можно уверенно сказать, что ни без помощи, но кроха готов учиться сидеть.

Действуем плавно, не торопясь

Родители, зачастую, тренируют деток самостоятельному сидению, обкладывая их со всех сторон подушками, но часто это заканчивается тем, что они просто заваливаются на бок.

Как уже было сказано выше – это доказательство неготовности ребенка сидеть . Кроме того, подобные ранние экспериментальные попытки посадить кроху могут закончиться плачевно, а именно возникновением проблем с позвоночником, включая сколиоз, а потому от них лучше отказаться сразу.

Чтобы процесс обучения проходил гладко, не стоит спешить, лучше начать его с азов. Первым делом подготовьте малыша к сидению физически, то есть проводите с ним частые краткосрочные тренировки, что помогут укрепить мышцы спинки, шеи и живота.

Для этих целей разработан целый комплекс специальных упражнений, которые малыш сможет успешно выполнять вместе со своими родителями.

Но, прежде чем приступить к самим упражнениям, стоит хорошенько «разогреть» кроху при помощи простого массажа и гимнастики, которую вы проводите ежедневно.

Погладьте ручки, ножки, животик и спинку – активизируйте систему кровообращения, разведите ручки в стороны и вверх, скрестите их на груди, аккуратно согните-разогните ножки в коленях, разведите согнутые ножки в сторону и сложите их вместе, по принципу раскрытия книги, сымитируйте ходьбу, уперев стопы на твердую поверхность, коснитесь согнутыми коленками грудой клетки и сделайте упражнение «велосипед».

В общем, проведите с ребенком стандартные занятия, что по времени занимают не более 5-10 минут.

После того, как тело приготовилось «работать», можно начинать выполнение упражнений, тренирующих нужные мышцы.

Готовим и учим ребенка сидеть

Упражнения как научить ребенка сидеть, знакомы многим. К ним относятся:

Подтягивания

Ребенок укладывается на спинку. Мама протягивает ему свои руки, и малыш ухватывается за ее большие пальцы. В таком положении кроха непременно попробует подтянуться ближе к маме. Тут важно хорошо зафиксировать кисть, держать руки неподвижными и дать ребенку возможность подняться самому, слегка подтягивая его на себя.

Поскольку крохотные ручки еще слабые, переусердствовать с подъемами не нужно. Достаточно нескольких подходов, после чего малыш должен отдохнуть.

Отжимания

Растелите на полу одеяло и положите на него малыша животиком вниз. Он попробует подняться в упор на руки, отрывая грудь от пола. Так у вас получатся такие себе мини-отжимания, при которых спинка ребенка постепенно будет становиться крепче.

Укрепление спины и шеи

На том же одеяле, в том же положении тела, разложите на расстоянии двадцати-тридцати сантиметров от малыша яркие игрушки, пестрые книжки, картинки, словом, все, что может заинтересовать кроху.

В попытках достать цель, ему придется задействовать основные группы мышц, что необходимы для сидения, а значит, выполнение такого упражнения в течение 2-4 минут 2-3 раза в день позволит значительно их укрепить и подготовить ребенка к следующему этапу тренировки.

Запоминаем положение

Усадите ребенка к себе на колени, так, чтобы он хорошо упирался на вас. В таком положении можно находиться по 2-3 минуты на начальных этапах тренировок (в возрасте 5 месяцев), и до 20 минут в день, с постепенным увеличением промежутка времени для крох от полугода.

День за днем эта позиция будет становиться малышу все привычнее, и вы сможете помочь ему удерживать ее самостоятельно, понемножку сокращая поддержку своими руками.

Тренируем усидчивость

Это упражнение можно проводить как на руках, так и на жесткой поверхности. Усадите малыша и зафиксируйте одной рукой его ножки, второй рукой обхватите его кисть, так, чтобы он надежно ухватился за большой палец вашей руки. Теперь ребенка можно легонько раскачать – плавно влево, вправо, вперед, назад.

На упражнение должно отводиться не более 2-3 минут. Такие нехитрые действия помогут не только заставить кроху удерживать тело в прямом положении, тем самым напрягая поочередно пресс, косые мышцы живота, мышцы шеи и спины, но и позволят тренировать его вестибулярный аппарат.

Наклоны

Боковые мышцы корпуса и мышцы спины укрепляются с помощью наклонов. Для того, чтобы выполнить упражнение правильно, необходимо развернуть ребенка спинкой к себе и поставить его на ножки. Одной рукой мама фиксирует малыша выше колена, другой поддерживает его под грудкой.

Теперь можно медленно наклонить малыша до момента, когда спина примет горизонтальное положение, после чего его следует вернуть исходную вертикальную позицию. Повторять наклоны можно 8-10 раз.

Удерживаемся в сидячем положении

Последнее упражнение как научить ребенка сидеть подходит деткам полугодовалого возраста.

Для его выполнения потребуется усадить малыша на диван и подстраховать его высокой подушкой, что станет для него основной опорой. Как только ребенок сел прямо, вытянув перед собой ножки, предложите ему подержаться за ваши руки. Сначала попробуйте покачать его, так, чтобы он смог удерживаться сидя.

Теперь можно поставить задачу сложнее: предложите малышу достать любимую игрушку. Для этого возьмите ее в свою свободную руку и поднимите чуть выше той, за которую малыш держится. Основная цель – это добиться того, чтобы он отпустил вас и попробовал достать игрушку, удержавшись при этом в сидячем положении.

На первых парах сделать для него это будет сложно, но чем чаще вы будете проделывать данное упражнение, тем лучше станет координация движений ребенка.

О том, как научить ребенка сидеть мы уже рассказали. Дополните ваши занятия хорошим настроением и позитивным настроем, проводите их в ненавязчивой игровой форме. Сопровождайте все свои действия добрым словом, похвалой, песенкой или стихотворением. Так вы не только получите удовольствие от упражнений, но и поспособствуете умственному развитию малыша и наладите с ним эмоциональный контакт.

Не заставляйте деток сидеть, если они того не желают. Не ломайте природный ход вещей, если ребенку не по нраву ваши стремления обучать его. Ничем хорошим принуждение не закончится.

Помните, что малыши учатся сидеть, в среднем, в 6-8 месяцев . Слабые от рождения детки осваивают процесс сидения позже.

Если выполнять регулярные упражнения, то ребенок порадует родителей новым отточенным навыком уже к 7 месяцам, а потому дерзайте, и в один прекрасный день ваше чадо встретит утро, сидя в кроватке и улыбаясь во весь свой беззубый или зубатый рот!

Лежит и лежит. Когда уже начнет сидеть?
- Подожди немного. А вообще - сейчас у тебя самая лучшая пора.

Мамы знают, как увлекательно наблюдать за достижениями малыша. Окружающие не понимают подобных глупостей, стараются отмахнуться общими фразами. Что делать? Разбираться. Есть вопрос, найдется и ответ.

Любой поступок ребенка кажется его мамочке гениальным!

Почему вообще тема «когда ребенок начнет сидеть» превратилась в предмет для беспокойства?

Отправной точкой явилось достижение малыша 6-месячного возраста. Многие источники утверждают, что именно в этот период происходит долгожданное событие. Если после полугодовалой отметки ничего не происходит, возникает беспокойство. Вредная установка подталкивает родителей к ошибочным действиям: малыша пытаются усадить, стараясь избежать тем самым «отставания» в развитии.

Еще один момент - подтягивание. Маленький человек хватается за руки взрослого и старается встать. Расценивать это как желание сесть ошибочно. На самом деле он просто хочет притянуть интересный объект к себе, а наоборот, получается из-за разницы в весе.

И вовсе я не хочу садиться! Мне просто все интересно!

Ну и, безусловно, общество. «Вот мой уже в 5», «Вы что еще нет?» - то и дело слышно от опытных и не очень. Идеальные условия для размножения родительских комплексов.

Спокойствие. Каждое дитя - индивидуальность со своими сроками. Все успеет и сможет.

Физиологические аспекты: пора или нет?

Берем подушки, валики, другие подручные средства, усаживаем и подпираем малыша, радуемся вместе с ним. Веселье заканчивается, стоит только убрать помощников. Кроха начинает заваливаться в стороны, складываться вперед или вовсе ложиться. Дополняет картину детская спинка в форме дуги. Вывод на поверхности: рановато.

Наши мамы и бабушки… занимались подобным с 3 месяцев ребенка. Считалось, что маленьких персон следует всему учить. Современные педиатры имеют иное мнение.

У каждого человека своя программа развития, ускорять ее - это не только зря тратить время и силы, но и причинять вред неокрепшему грудничку.

Многие бабушки утверждают, что присаживать ребенка нужно начинать как можно раньше, тем самым сбивая молодую маму с толку.

Одно из заблуждений прошлого: в 3 - 4 месяца ребенку нужен обзор, которого недостаточно в положении лежа. Как же мы любим противоречить природе, а она ведь все предусмотрела. Развитие происходит слаженно, мозг растет в компании с другими органами и телом. Если младенец не готов воспринимать окружающий мир, то зачем ему вертикальность?

Некоторые врачи старой закалки могут так же заявить, что:

Раннее высаживание приводит к загибу матки у девочек или неправильной форме попы у обоих полов. В действительности загиб является генетической особенностью, впрочем, как и очертания фигуры.

Что делать если грудничок путает день и ночь? Причиной тому может быть недостаток двигательной активности, выхода энергии на протяжении дня. Восстановить биологические часы малыша помогут советы доктора или народные рецепты.

Врачи утверждают, что с проблемой срыгивания сталкивается более 60% детей в возрасте до 4 месяцев. С возрастом количество срыгиваний уменьшается. В большинстве случаев проблема решается сама собой. Что делать, если ребенок продолжает срыгивать расскажет .

Точка зрения врачей

Большинство педиатров сходятся во мнении, что сидение ребенка должно проходить естественно. Помогать в этом не нужно.

Еще чуть-чуть и я до тебя дотянусь!

Е. О. Комаровский призывает родителей поощрять ползание. Для этого есть хорошее упражнение: положить малыша на твердую поверхность спинкой вверх, недалеко от него поместить игрушку и спровоцировать желание дотянуться до нее. Это не только полезно, но и увлекательно.

В первый год жизни маленький позвоночник и вся костная система еще плохо переносит нагрузки. 6 месяцев - это всего лишь рекомендуемый возраст, но не обязательный.

Если очень хочется попытаться приподнять ребенка, врачи рекомендуют делать это с 4-х месяцев. Когда держите на руках, можно его слегка наклонить вперед, держа одной рукой, а другой, создавая опору под попой.

Пол ребенка: имеет ли он значение в рассматриваемом вопросе?

Считается, что для мальчиков «закон не писан». У девочек еще могут быть последствия от стараний родственников, а у будущих мужчин - нет. На самом деле от пола ничего не зависит.

И все это враки, что мальчики отстают в развитии от девочек!

Нужно ли что-то делать, чтобы помочь малышу?

Существует комплекс безопасных мероприятий, которые не только укрепляют мышцы, но и вносят разнообразие, поднимают настроение, прогоняют плохие мысли.

В него входят:

  • массаж;
  • зарядка;
  • закаливание.

После мамочкиного массажа я сяду намного скорее!

Массаж мама с успехом осваивает самостоятельно. Простые движения способны принести немалую пользу и удовольствие всем участникам.

Самый легкий вариант: поочередно брать в руки крохотные ножки, сначала нежно поглаживать от пяточек вверх, затем чуть-чуть разогревать и, перемещаясь кругами, разминать. Важные моменты: никакого давления, все непринужденно и с улыбкой, направление сверху вниз.

Зарядка - это совсем просто! Ручки сложили на груди, подняли-опустили, ножки согнули-разогнули, развели в стороны. Всего пара минут в день, а результат значительный.

Дополнительно на кроватке подвешиваются интересные игрушки, за которые малыш хватается, благодаря чему тренируется. Неплохо в этом смысле работают и развивающие коврики с пересекающимися сверху дугами.

Физкультура полезна, как детям, так и взрослым!

Закаливание - тема для отдельной статьи, ведь это не только обливание холодной водой и купание в проруби. Мероприятие не одноразовое, а постоянное. Осложняется присутствием бабушки, которая норовит укутать, закрыть форточки и вообще оградить малыша от всех опасностей внешнего мира.

Что такое закаливание? И причем здесь оно?

Это образ жизни, который самым непосредственным образом влияет на физическое развитие ребенка. Контрастный душ отлично тонизирует мышцы. Плавание в прохладной воде с рождения способствует активности. Ну и прочее. Плюсом является еще и стимулирование иммунитета.

Мда, к этому так сразу и не привыкнешь!

Когда стоит беспокоиться?

Верхняя граница - 9 месяцев. Ничего не происходит? Есть повод обратиться к педиатру и невропатологу. Но! Это еще ни о чем не говорит. В медицинской практике известна масса случаев, когда дети сразу начинали ползать или даже ходить, минуя период сидения.

Все нормально! Мой вес под контролем!

Причины, препятствующие развитию:

  • лишний вес;
  • перенесенные ранее инфекционные заболевания;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • выраженные тонические рефлексы;
  • наследственные дефекты;
  • факоматозы;
  • осложнения после вакцинации;
  • судорожный синдром и др.

Лишний вес является достаточно распространенной причиной того, что ребенок не может сидеть. Но устанавливать факт его наличия и варианты решения проблемы лучше в компании с доктором.

В первом полугодии иногда обнаруживаются легкие формы некоторых заболеваний. Проявляются они в неточности захвата предметов, слабой координации движений, дрожании рук. Еще может быть заметен односторонний парез, когда левая кисть, например, работает слаженно, а правая неловко и скованно.

Все сомнения поможет развеять ваш семейный доктор!

Мышечная гипотония (слабые и дряблые мышцы) характерны для такой болезни как спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана.

Туловищная атаксия (нет равновесия и способности самостоятельно сидеть, ходить, стоять) характерна для таких заболеваний ЦНС как синдромы Луи-Бара, Маринеску-Шегрена и ДЦП.

Вышеописанные проблемы встречаются достаточно редко. Синдром Луи-Бара диагностируют у одного из 40 тыс. новорожденных, по ДЦП максимально точной статистики нет, но в России на данный момент проживает около 100 тыс. таких деток, что в процентном эквиваленте составляет 0,07%.

Поэтому раньше времени переживать не стоит, но при выявлении каких-либо странностей лучше перестраховаться и поговорить с врачом.

- задача не из простых. Справиться с этой проблемой помогут советы опытного педиатра.

Выбор автомобильного кресла для грудничка требует ответственного подхода обоих родителей. обязательно к прочтению, как мамам, так и папам.

Укропный чай способствует нормализации пищеварения новорожденного, избавляет от колик и улучшает аппетит. Узнайте рецепт приготовления целебного напитка на этой странице .

Эпилог

Если никаких патологий не обнаружено, ребенок обязательно сядет, поползет, пойдет. Он никому ничего не должен, у него свои ритмы и сроки.

Диапазон медицинских норм очень широк. Не стоит ни на кого равняться, как в развитии, так и в воспитании своего дитя.

Спокойствие, только спокойствие. И терпение. Оно еще пригодится в будущем, а сегодня есть отменный повод для тренировки.

Шесть месяцев - период, когда малыш пытается сесть самостоятельно. До этих пор присаживать ребенка, обкладывая его подушками по совету бабушек, не стоит - так можно нанести вред еще неокрепшему позвоночнику.

Чтобы малыш научился садиться сам, ему нужно помочь. Советы в нашей статье - как раз об этом.

Как помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно

  1. Выполняйте ежедневную зарядку: потягивая ребенка за кисти рук, помогите ему сесть из положения лежа на спине. 3х-кратного повторения упражнения будет достаточно, чтобы не утомить ребенка. Чувствуете, что ребенок устал, выполняя этот нелегкий для него труд - прекратите тренировку.
  2. Покажите малышу, как подтягиваться и садиться в манеже, держась за его сетку руками.
  3. Приподняв спинку в коляске, ненадолго усаживайте малыша. Современные коляски имеют несколько уровней подъема и твердую спинку, что очень удобно. Пусть малыш сидит так лишь непродолжительное время, затем опустите спинку в положение лежа или полулежа, давая отдых его позвоночнику и мышцам.
  4. Не позволяйте малышу сидеть более 10 минут в начале тренировок, затем время постепенно увеличивают. Удобно использовать детский стул с регулируемой спинкой, как и прогулочную коляску с регулятором положения.
  5. Тренируйте мышцы ребенка, чтобы он смог садиться самостоятельно. Выкладывайте его на животик, обучая ползанию. Подставив свою ладонь под его ножки, пусть он отталкивается от нее и движется по направлению к игрушке, лежащей перед ним на небольшом расстоянии.
  6. Ребенка в 5-6 месяцев можно учить самостоятельно садиться, поместив его полулежа к себе на коленки и дав возможность схватиться за пальцы, поднимайте его, придерживая за кисти его рук.
Как только мышечный корсет окрепнет и будет готов, малыш сядет сам. Начать раннее усаживание - значит навредить неокрепшему позвоночнику. Задержки могут быть вызваны слабостью мышечного корсета, гипотонией или гипертонусом. При малейшем беспокойстве, что малыш отстает в развитии, проконсультируйтесь у невролога.

Ребенок осваивает умение сидеть такими этапами: сидит при поддержке, сидит с опорой (опираясь на собственные ручки, наклонившись вперед), сидит без какой-либо помощи.

Перед началом упражнений, развивающих навык сидения, следует сделать массаж поглаживающими движениями: спину, животик, ноги и руки. Сгибайте и разгибайте его руки и ноги, растирайте их и поглаживайте, усиливая кровообращение и разогревая мышцы. Приступать к тренировке нужно спустя час после еды.
Затем кладем малыша спиной на твердую ровную плоскость. Придерживая малыша за руки, тихонько тяните его на себя, помогая ему сесть. Через несколько секунд медленно и аккуратно уложите его в исходное положение, придерживая головку. После краткого отдыха можно повторить действие еще пару раз. Такой способ поможет укрепить мышцы пресса, ответственные за самостоятельное сидение впоследствии.

В процессе упражнения можно приговаривать стишки, прибаутки или петь песенки. Это благоприятствует умственному развитию ребенка и приносит ему удовольствие от занятий.

После полугода можно показать ребенку, как можно сесть самому, делая упор на одну руку, а другой подтягиваться, держась за опору.
Многие дети садятся сами к восьми месяцам, этот период колеблется в ту и другую сторону у каждого отдельного ребенка. После того, как освоит сидение, малыш будет пытаться вставать при помощи рук, держась за прутья кровати или сетку манежа. А там уже и до первых шагов недалеко!

Нужна ли помощь малышу в попытках сесть?

В полгода малыш может подолгу играть с игрушками, понемногу подползая к тем, которые его заинтересовали. Умение ползать стимулирует общую активность движений, развивает мышечный корсет, усиливает вентиляцию легких, помогает хорошему кровоснабжению, а также расширяет кругозор, благоприятствуя умственному развитию.

Попытки самостоятельно сесть или встать, держась за опору, говорят о том, что мышцы у малыша достаточно окрепли, и он готов садиться без вреда для позвоночника.

Укрепляющие упражнения для пресса и позвоночника можно проводить в игровой форме, что гораздо веселее:

  • Подтягивайте малыша, крепко держащегося за ваши пальцы, из положения лежа на спине лицом к своему лицу, приговаривая «бух» и легонько столкнувшись лбами. При этом необходимо контролировать захват малыша, придерживая его за кисти, а при укладывании его на спинку, делать это осторожно, чтобы не ударить головку.
  • Усадите малыша спиной к себе на ваших руках, а перед ним посадите большую яркую игрушку типа медведя. Когда малыш ухватит игрушку, приподнимите ее и двигайте в стороны вместе с ним. Так вы можете укрепить мышечный корсет.
  • Игра с большим надувным мячом или фитболом также поможет научить малыша сидеть. Так вы помимо тренировки мышц укрепляете вестибулярный аппарат.
Ребенка можно уложить на животик и, держа за ножки, позволяем ручками захватывать игрушки или дотягиваться до пола. Делаем перекатывания вперед-назад и влево-вправо в положении лежа на спине или на животе.

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Что еще почитать