Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой.
Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.
Из показанного в прошлой части Нового Уренгоя я вернулся в Надым . О Дне оленевода расскажу в двух частях - статической и динамической.
Ненцы в окрестностях Надыма и даже в самом городе нам встречались не раз - об этом я немало написал в посте про салехардиский зимник , и становилось их с каждым днём всё больше и больше. Накануне праздника на улицах Надыма можно было наблюдать вот такие сюжеты:
2.
А оленевода в синей малице можно было встретить и в салоне маршрутки, и между рядов супермаркета. При этом все встречные были трезвыми - любая торговля алкоголем в городе прекращается чуть ли не с четверга. То есть, по словам местных, всё равно напиваются и так бродят за пределами праздника, но я этого как-то не видел.
3.
4.
На Площади бульвара Стрижова ещё в пятницу выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:
5.
Неподалёку ещё и армейская палатка - на празднике она будет рабочим помещением:
6.
Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты , и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.
7.
Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:
8.
По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:
9.
И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:
10.
Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:
11.
Третий элемент - верёвки:
12.
И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем, и к ним мы ещё вернёмся в конце поста.
13.
Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асиметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса. И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но... Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".
14.
Утром нас - то есть меня и автостопщиков Диму и Лену из Кирова, с которыми мы уже бывали у ненцев в августе - разбудила музыка с улицы. Площадь бульвара Стрижова была почти в прямой видимости окон, но звучал, видимо, весь город, вернее вся главная улица Зверева через ретрансляторы. На площади наморозили ледовые прилавки, за которыми теперь стояла ярмарка:
15.
16.
"Русские" палатки тоже есть со всем подряд, будь то сувениры или сахарная вата. Своя палатка есть и у магазина "Яля", упомянутого в рассказе про город, и именно там я покупал конфеты из ягод. Но главное блюдо из употребимого на месте - конечно же, шашлык из оленины! В основном 150-200 рублей за 100 грамм, но оказалось очень вкусно..
17.
В меховой чум выстроилась очередь, что было особенно забавно от того, что в "дверь" его проходят практически ползком. Там рассказывали о традиционной культуре ненцев, но прямо скажем - даже на "дачные" чумы, что я видел в окрестностях Антипаюты , здесь не похоже.
18.
Не меньшая толпа, чем на площади, в том числе целая стоянка снегоходов с прицепами, образовалась на льду Янтарного озера:
19.
20.
На просторе носились снегоходы и оленьи упряжки:
21.
Экзотической техникой Крайний Север вообще богат, и на тундровых зимниках порой встречается такое, что становится обидно за "Безумного Макса", авторы которого в этих краях не бывали. В городе конечно всё несколько благообразнее, но вот например трэкол - старейший и самый распространённый вид колёсного вездехода: своими большими и мягкими колёсами такие не рвут нежную ткань тундры, и их появление уже в постсоветские времена стало своеобразной революцией в вездеходостроении.
22.
Трэколы делают в Люберцах, а в целом сейчас с колёсными вездеходами эксперементируют десятки мастерских и заводов по всей стране. Один из таковых мне предстояло протеститровать на собственной шкуре спустя несколько дней, а вот справа ещё какая-то неизвестная мне машина.
23.
И хотя озеро крепко замёрзло, по нему бегал катер - "подушка", катавшая народ. Надо сказать, снег с её винтов обдаёт как хороший заряд пурги метров с 50. Такие делают в Нижнем Новгороде, первоначально как круглогодичный паром через Волгу, но слышал, что на них тоже ездят по тундре.
24.
Никуда не делся и ДОСААФовский кукурузник (вблизи и изнутри я его показывал в посте про город), раз в пару часов взмывавший с ледяной полосы и выпускавший в небо цветных парашютистов:
25.
Ещё какой-то очень красивый белый самолёт - я успел заметить, как он взлетает со льда и "выстрелить" ему вслед:
25а.
Вообще такое ощущение, что пролетающая мимо техника просто заскакивала "к нам на огонёк" - вот вертолёт тоже постоял пару часов да улетел. Если кто опознает обе машины - буду очень признателен и внесу в пост.
26.
Но главный транспорт праздника - вот. "Снегоход - хорошо, вертолёт - хорошо, А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ!!!"
27.
Собственно, именно олени - главные гости и инициаторы праздника, а люди так, за компанию с ними пришли. Оленье стадо имеет довольно чёткую структуру, состоя из трёх не перемешиваемых без надобности частей: хоры (быки-производители), хабты (кастрированные рабочие быки) и важенки (плодовитые самки) с телятами. Они живут полудико, часто норовят разбрестись и прибиться к чужому стаду, каждого своего оленя ненец знает в лицо - я сам общался на зимнике с оленеводом, нашедшим своего оленя спустя пару лет в совхозном стаде и ведшим его обратно. В целом, , и краткая её суть - труд оленевода невероятно тяжёлый и кроме веками занимавшихся этим кочевников никто не сможет им заниматься. Минимальное необходимое для жизни семьи стадо, как пишет автор - около 300 голов, из которых лишь около трети используются для работы и соответственно десятая часть работает единовременно: олень силён и неутомим, развивает скорость до 80 (!) километров в час (в нартах - до 30-40), может ходить по шею в снегу и добывать из под снега ягель, а шкура его не подвластна морозу, но вконец уставший олени не лягут передохнУть, а просто упадут в изнеможении да передОхнут. Помимо хоров, хабтов и важенок есть ещё одна оленья каста - авки. Это ручные олени, не боящиеся человека и даже порой заходящие в чум. Они - с одной стороны любимцы хозяев, а с другой - неприкосновенный запас: даже если всё стадо, включая ездовых быков, разбежалось, собирать их оленевод впрягат авок. И как нетрудно догадаться, к этой касте относятся и все "праздничные" олени, пришедшие с хозяева в город и не кидающиеся в рассыпную при виде снегохода.
Рассказ о весенних праздниках для детей старшей группы
Рассказ о весеннем празднике детям старшего дошкольного возраста на тему: "День оленевода на Ямале".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию рассказ для детей старшего дошкольного возраста по теме «День оленевода». Данный материал будет полезен детям старшей группы, родителям, воспитателям. Рассказ направлен на ознакомление с традициями и социокультурными ценностями нашего коренного народа. Воспитатель: -
Это карта Ямало-Ненецкого автономного округа, или как все коротко называют Ямал. На Ямале проживают коренные народы, такие как ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне. Каждый год в первый месяц весны отмечают народный праздник «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно увидеть культуру этих народов, их традиции и образ жизни. Это и национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, и колоритная национальная одежда, быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Оленеводство – это одна из самых редких «профессий» в мире. Ей нельзя научиться, оленеводом можно только родиться. На Ямале более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. День оленевода празднуют не только тундровики, но и городские жители.
С самого утра проходят соревнования по национальным видам спорта.
- Гонки на оленьих упряжках. Упряжки стартует парами, после старта судьи и засекается время. Погонщик должен пройти весь путь. Если погонщик с упряжкой сошел с дистанции, то ему дается еще одна попытка после окончания всех заездов.
Если вы еще не знаете, то самые «правильные» долгожители живут вовсе не на Кавказе. Не там, где почти всегда лето, горный воздух, шашлык и домашнее вино – хоть залейся!.. А как раз наоборот – на самом севере, за Полярным кругом, где по полгода ночь, мороз и метель. А все потому, что в отличие от общепринятого летоисчисления у ненцев, коренного народа Ямальского полуострова, в двенадцати месяцах традиционно укладывается два года – летний и зимний. И если по паспорту оленеводу шестьдесят лет, то по ненецким понятиям – все сто двадцать!..
Вот как раз на таких «долгожителей» я вдоволь насмотрелся в минувшие выходные в Салехарде. Там отмечали традиционный День оленевода. Сразу скажу вам: ну не зря, очень даже не зря в СССР придумали профессиональные праздники! Есть в них и смысл, и интерес. А в таких экзотических – тем более!
Но это – к слову. Вернемся к людям, которые в этот день оставили свои стойбища, собрали, кто что смог на продажу, приоделись понарядней и прибыли в столицу Ямала - Салехард. Мужички все, как на подбор, крепкие, коренастые, женщины – круглолицы и миловидны, дети… О, великий Ктулху! Нигде вы больше не встретите таких забавно-милых детишек, кроме как на Севере. Морозный румянец во все щеки, расшитые орнаментами оленьи кухлянки – так и притягивают к себе взгляды всех, кто приехал сюда с Большой земли.
А праздник тем временем все ускоряет свой бег. Причем, в буквальном смысле: начались гонки на оленьих упряжках. Азартное, я вам скажу, зрелище. В упряжках четверки-пятерки обычных, не «тюнингованных» под соревнования оленей, а наездники – те самые оленеводы, которые с утра до вечера и мотаются с кочующими стадами по тундре. Но вы бы видели, как преображаются и люди, и животные, как только дается старт. Неторопливые обычно, с грузом и пассажирами, упряжки буквально рвут с места, несутся, вывалив языки, по большому кругу, что только снежная пыль стоит за ними во след!..
На других же площадках – тоже все идет своим чередом. Встречаются самые сильные люди Ямала – тянут друг у друга из рук короткие палки, самые ловкие и выносливые – прыгают через нарты, на «кто больше». И, наконец, народная борьба - как же без нее! Интересно при этом, что борьба идет с хватом за пояса, а пояса всегда соперники друг на дружке повязывают сами, чтобы наверняка было крепко и не сорвало бросок.
Здесь же игры для детей, концертная площадка с не убиваемой советско-российской попсой, шашлык-машлык, пивко и кое-что покрепче – в общем весело и непринужденно. День оленевода здесь вполне себе домашний праздник. И как всякий праздник имеет свое начало, но и свой конец. К вечеру стихают азартные возгласы, заканчиваются призы и поздравления, начинает смеркаться, а оленеводы потихоньку пакуют на нартах свою поклажку и готовятся выступить в ночь туда, где их ждет кров и горячий очаг. Уже скоро наступит их новый «летний» год, когда начнется таяние и, главное, - массовый отёл оленей. А это значит - пахота с утра до вечера, когда времени и сил остается лишь на поесть и поспать. Но все же перед сном к ним, я уверен, будут приходить воспоминания о прошедшем веселье и грезиться новый праздник, с его новыми встречами и знакомства, которых так не хватает в обычной жизни на просторах полярной тундры.
Департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с ГБУ ЯНАО «Ямалтур» и региональным Туристско-информационным центром завершил работу по созданию сайта о главном национальном празднике народов Севера «День оленевода».
День Оленевода - один из самых ярких и зрелищных праздников на Ямале. Он привлекает внимание огромного количества туристов своей локальностью и этнографической составляющей.
День оленевода - это главный национальный праздник тундрового населения Крайнего Севера, который ежегодно отмечают на Ямале. Этнофестиваль традиционно проводится с февраля по апрель, когда заканчивается полярная ночь и приходит солнце. На праздник съезжаются оленеводы со всех концов бескрайней ямальской тундры.
Национальный праздник является отражением культуры, традиций и обрядов северных народов: ненцев, ханты, селькупов. Во время празднования проводятся зрелищные конкурсы национальных костюмов ручной работы, устраиваются увлекательные спортивные состязания: метание тынзяна на хорей; прыжки через нарты; национальная борьба; гонки на оленьих упряжках.
Ярмарка предложит вам уникальные сувениры с северным колоритом: сделанные местными мастерами: фигурки из кости, керамики, бронзы и бисера, национальные куклы и уникальные бурки из оленьей шкуры.
В основу праздника положены элементы традиционной праздничной обрядовой культуры народов Севера. Органичное слияние традиционных и новых элементов праздника делает его самобытным и привлекательным для жителей и гостей города Салехарда.
Программа праздника включает в себя концертную программу, конкурс национальной одежды, соревнования по национальным видам спорта, катание на оленьих упряжках, экскурсии в чум - традиционное жилище народов Севера. За 2018 год на Ямале побывали туристы более чем из 25 стран мира - Германии, Австралии, Бельгии, Чехии, Франции, США, Великобритании, Канады, Индии, Словении, КНР, Словакии, Испании, Индонезии, Японии, Новой Зеландии, Италии и других.
Как отмечает ИТАР ТАСС, «это история на выходные дни с возможностью попробовать национальную кухню, увидеть северное сияние, самобытную этнографию, арктическую природу» .
Департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа продолжает работу над созданием версий сайта «День оленевода» на английском, китайском и позже немецком языках. В планах – информационная работа по продвижению данного ресурса на федеральном и международном уровнях.
Департамент молодёжной политики и туризма ЯНАО
Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера .
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.
Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, конечно, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами.
Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:
Конкурс женской одежды.
Конкурс детской одежды.
Конкурс мужских поясов.
Конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:
Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).
Прыжки через нарты.
Перетягивание палки.
Национальная борьба.
Бег на лыжах (самодельных) с палкой.
Гонки на оленьих упряжках.
Гонки на снегоходах.
В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.
В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно первые выходные дни апреля перед косланием на летние пастбища, которые проходят в районном центре с. Аксарка на берегу реки Обь, местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и померяться силами.
Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования, ведь за победу в них дают призы. Побороться за победы и призы в национальных видах спорта в Аксарку съежаются самые сильные и ловкие мужчины местной тундры.
Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен.
Ловкость и выносливость — жизненно важные умения каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. На этом празднике прыжки через нарты – часть состязаний.
На самом деле, День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство.
На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, где эти оленеводы и проживают или в районе которых кочуют, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтоб горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать.
Лаптандер Савватей Александрович ПМОФ-3125_2
ПМНВФ-748 День оленевода спортивные соревнования 1
ПМНВФ-749 День оленевода, Ледков Иван Серафимович 1
ПМНВФ-826 На собрании оленеводов Полуй 1987 г. 1
ПМНВФ-828 Лаптандер З.Х
ПМНВФ-848 На оленьей упряжке
ПМОФ-132 Фото. Оленья упряжка
ПМОФ-391 Атаман Владимир — оленевод, стада №9 совхоза Байдарацкий
ПМОФ-1301 Фото. Оленья упряжка п. Аксарка 1995 г.
ПМОФ-1302 Фото. Оленья упряжка.
ПМОФ-1446 Фото.Филиппов Фёдор Степанович оленевод с-за Байдарацкий 10 бригада, бригадир 1984 г.1
ПМОФ-1617 Фото. Оленеводческая упряжка 1
ПМОФ-1641 Фото сборка чума в тундре Байдарацкая тундра Приур. района 1988 г. фото Лаптандер Г.А.1
ПМОФ-1642-1 Фото. Олени гора Нямдуре’ — пэ авка Тэмуйкот 1990 год 1
ПМОФ-1837 Фото На планшете ‘В оленьем стаде’
ПМОФ-2159 Фото на паспорту ‘Оленья упряжка’ 1
ПМОФ-2160 Фото на паспорту ‘Оленья нарта’ 1
ПМОФ-2164 Оленеводы (групповой партрет)
ПМОФ-3423 Семья Серасхова Данила Ивановича — оленевод савхоза Байдарацкий
ПМОФ-3429 Оленевод Серасхов Данил Иванович
ПМОФ-3431 Семья Тользина Никиты (оленевод) Берёзкина В.Д.
Оленевод Тайшин К.М.
Семья оленевода Салиндер Н.В.
Стойбище весной
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам