Сообщение о дне оленевода. Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода

Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой.

Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.

Из показанного в прошлой части Нового Уренгоя я вернулся в Надым . О Дне оленевода расскажу в двух частях - статической и динамической.

Ненцы в окрестностях Надыма и даже в самом городе нам встречались не раз - об этом я немало написал в посте про салехардиский зимник , и становилось их с каждым днём всё больше и больше. Накануне праздника на улицах Надыма можно было наблюдать вот такие сюжеты:

2.

А оленевода в синей малице можно было встретить и в салоне маршрутки, и между рядов супермаркета. При этом все встречные были трезвыми - любая торговля алкоголем в городе прекращается чуть ли не с четверга. То есть, по словам местных, всё равно напиваются и так бродят за пределами праздника, но я этого как-то не видел.

3.

4.

На Площади бульвара Стрижова ещё в пятницу выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

5.

Неподалёку ещё и армейская палатка - на празднике она будет рабочим помещением:

6.

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты , и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

7.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

8.

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

9.

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

10.

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

11.

Третий элемент - верёвки:

12.

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем, и к ним мы ещё вернёмся в конце поста.

13.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асиметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса. И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но... Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

14.

Утром нас - то есть меня и автостопщиков Диму и Лену из Кирова, с которыми мы уже бывали у ненцев в августе - разбудила музыка с улицы. Площадь бульвара Стрижова была почти в прямой видимости окон, но звучал, видимо, весь город, вернее вся главная улица Зверева через ретрансляторы. На площади наморозили ледовые прилавки, за которыми теперь стояла ярмарка:

15.

16.

"Русские" палатки тоже есть со всем подряд, будь то сувениры или сахарная вата. Своя палатка есть и у магазина "Яля", упомянутого в рассказе про город, и именно там я покупал конфеты из ягод. Но главное блюдо из употребимого на месте - конечно же, шашлык из оленины! В основном 150-200 рублей за 100 грамм, но оказалось очень вкусно..

17.

В меховой чум выстроилась очередь, что было особенно забавно от того, что в "дверь" его проходят практически ползком. Там рассказывали о традиционной культуре ненцев, но прямо скажем - даже на "дачные" чумы, что я видел в окрестностях Антипаюты , здесь не похоже.

18.

Не меньшая толпа, чем на площади, в том числе целая стоянка снегоходов с прицепами, образовалась на льду Янтарного озера:

19.

20.

На просторе носились снегоходы и оленьи упряжки:

21.

Экзотической техникой Крайний Север вообще богат, и на тундровых зимниках порой встречается такое, что становится обидно за "Безумного Макса", авторы которого в этих краях не бывали. В городе конечно всё несколько благообразнее, но вот например трэкол - старейший и самый распространённый вид колёсного вездехода: своими большими и мягкими колёсами такие не рвут нежную ткань тундры, и их появление уже в постсоветские времена стало своеобразной революцией в вездеходостроении.

22.

Трэколы делают в Люберцах, а в целом сейчас с колёсными вездеходами эксперементируют десятки мастерских и заводов по всей стране. Один из таковых мне предстояло протеститровать на собственной шкуре спустя несколько дней, а вот справа ещё какая-то неизвестная мне машина.

23.

И хотя озеро крепко замёрзло, по нему бегал катер - "подушка", катавшая народ. Надо сказать, снег с её винтов обдаёт как хороший заряд пурги метров с 50. Такие делают в Нижнем Новгороде, первоначально как круглогодичный паром через Волгу, но слышал, что на них тоже ездят по тундре.

24.

Никуда не делся и ДОСААФовский кукурузник (вблизи и изнутри я его показывал в посте про город), раз в пару часов взмывавший с ледяной полосы и выпускавший в небо цветных парашютистов:

25.

Ещё какой-то очень красивый белый самолёт - я успел заметить, как он взлетает со льда и "выстрелить" ему вслед:

25а.

Вообще такое ощущение, что пролетающая мимо техника просто заскакивала "к нам на огонёк" - вот вертолёт тоже постоял пару часов да улетел. Если кто опознает обе машины - буду очень признателен и внесу в пост.

26.

Но главный транспорт праздника - вот. "Снегоход - хорошо, вертолёт - хорошо, А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ!!!"

27.

Собственно, именно олени - главные гости и инициаторы праздника, а люди так, за компанию с ними пришли. Оленье стадо имеет довольно чёткую структуру, состоя из трёх не перемешиваемых без надобности частей: хоры (быки-производители), хабты (кастрированные рабочие быки) и важенки (плодовитые самки) с телятами. Они живут полудико, часто норовят разбрестись и прибиться к чужому стаду, каждого своего оленя ненец знает в лицо - я сам общался на зимнике с оленеводом, нашедшим своего оленя спустя пару лет в совхозном стаде и ведшим его обратно. В целом, , и краткая её суть - труд оленевода невероятно тяжёлый и кроме веками занимавшихся этим кочевников никто не сможет им заниматься. Минимальное необходимое для жизни семьи стадо, как пишет автор - около 300 голов, из которых лишь около трети используются для работы и соответственно десятая часть работает единовременно: олень силён и неутомим, развивает скорость до 80 (!) километров в час (в нартах - до 30-40), может ходить по шею в снегу и добывать из под снега ягель, а шкура его не подвластна морозу, но вконец уставший олени не лягут передохнУть, а просто упадут в изнеможении да передОхнут. Помимо хоров, хабтов и важенок есть ещё одна оленья каста - авки. Это ручные олени, не боящиеся человека и даже порой заходящие в чум. Они - с одной стороны любимцы хозяев, а с другой - неприкосновенный запас: даже если всё стадо, включая ездовых быков, разбежалось, собирать их оленевод впрягат авок. И как нетрудно догадаться, к этой касте относятся и все "праздничные" олени, пришедшие с хозяева в город и не кидающиеся в рассыпную при виде снегохода.

Рассказ о весенних праздниках для детей старшей группы

Рассказ о весеннем празднике детям старшего дошкольного возраста на тему: "День оленевода на Ямале".

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию рассказ для детей старшего дошкольного возраста по теме «День оленевода». Данный материал будет полезен детям старшей группы, родителям, воспитателям. Рассказ направлен на ознакомление с традициями и социокультурными ценностями нашего коренного народа.
Назначение работы: Одной из педагогических проблем является проблема воспитания у детей чувства уважения к истории и культуре родного края, населяющих его народов. Российская Федерация - многонациональная страна, поэтому немаловажным в образовательном процессе является национально - региональный компонент. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране - необходимые качества каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.
Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Ямала, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим ценностям. Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о традиционном виде промысла ненцев - оленеводство, о устройстве ненецкого жилища (чум), предметах быта, одежды и обуви.
2. Развивать интерес к ненецким народным праздникам, традиционным соревнованиям и играм народов Севера.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера, чувство гордости, любви к малой Родине.
Демонстрационный материалы:
Карта Ямало-Ненецкого автономного округа, фото с праздника ненцев «День оленевода».
Ход рассказа:
Воспитатель: - Ребята, скажите, в какой стране мы с Вами живем?
Дети: - Наша страна Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. (приветствуется показ карты Российской Федерации). Мы живем в России, В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется наш округ, наша малая Родина, в которой мы с вами живем?
Дети: - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямал.
Воспитатель: - Молодцы, (показать карту ЯНАО)

Воспитатель: - Это карта Ямало-Ненецкого автономного округа, или как все коротко называют Ямал. На Ямале проживают коренные народы, такие как ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне. Каждый год в первый месяц весны отмечают народный праздник «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно увидеть культуру этих народов, их традиции и образ жизни. Это и национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, и колоритная национальная одежда, быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Оленеводство – это одна из самых редких «профессий» в мире. Ей нельзя научиться, оленеводом можно только родиться. На Ямале более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. День оленевода празднуют не только тундровики, но и городские жители.
С самого утра проходят соревнования по национальным видам спорта.
- Гонки на оленьих упряжках. Упряжки стартует парами, после старта судьи и засекается время. Погонщик должен пройти весь путь. Если погонщик с упряжкой сошел с дистанции, то ему дается еще одна попытка после окончания всех заездов.


Воспитатель: - Лыжные гонки спортсменов из национальных поселков отличаются от обычных тем, что они соревнуются на широких охотничьих лыжах, которые они используют в своей обыденной жизни.


Воспитатель: - Такой вид соревнования, как метание тыньзяня на хорей тоже возник из жизни ненцев. Это навык, требующий меткости, им необходим в повседневной жизни для ловли оленей.


Воспитатель: - Борьба. Надо свалить противника держась за его национальный пояс. Разрешаются подножки и броски. Участник, упавший на ковер считается побеждённым.


Воспитатель: - Перетягивание палки. Два участника садятся на маты напротив друг друга, упираясь ступнями ног в доску (ноги при этом должны быть прямыми в коленях), и берутся руками за палку. Хват произвольный, т.е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой – хватом снизу. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя. Победителем считается тот, кто перетянул соперника на свою сторону или приподнял его от мата.


Воспитатель: - Прыжки через нарты. Прыжки выполняются одновременным отталкиванием двух ног с места; нарты расставляются по прямой линии, участник, преодолевший 10 нарт, прыжком разворачивается, на поворот дается 5 сек. Прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.


Воспитатель: - Также проводится конкурс «Кочевая семья». Мужчины - «хозяин-мастер», женщины – «хозяйка-рукодельница», демонстрация национальной одежды, вокальные, фольклорные и обрядовые номера, смотр женских нарт с упряжью.




Воспитатель: - Экскурсия в «Мядонти Мя» (гостевой чум).
По традиции на главной площади города в дни праздника располагается этнографический музей под открытым небом. Что это за музей? Это настоящее стойбище оленеводов из нескольких чумов. Во время праздника каждый желающий может зайти в Гостевой чум, где обязательно напоют горячим чаем и угостят северной едой. Экскурсовод расскажет об особенностях быта и уклада жизни коренных жителей Севера, можно посмотреть внутреннее убранство и предметы быта.



Воспитатель: - После всех соревнований открывается праздничная ярмарка. На ярмарке продают мясо, рыбу, меха, сувениры.


А также каждый может покататься на оленьих упряжках и на снегоходах.



Воспитатель: - Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
Воспитатель: - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассмотреть альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.
Воспитатель: - В завершении я хочу вам пожелать: любите свой родной край, берегите природу, интересуйтесь жизнью коренных жителей, и тогда вы непременно вырастите достойным гражданином!

Если вы еще не знаете, то самые «правильные» долгожители живут вовсе не на Кавказе. Не там, где почти всегда лето, горный воздух, шашлык и домашнее вино – хоть залейся!.. А как раз наоборот – на самом севере, за Полярным кругом, где по полгода ночь, мороз и метель. А все потому, что в отличие от общепринятого летоисчисления у ненцев, коренного народа Ямальского полуострова, в двенадцати месяцах традиционно укладывается два года – летний и зимний. И если по паспорту оленеводу шестьдесят лет, то по ненецким понятиям – все сто двадцать!..

Вот как раз на таких «долгожителей» я вдоволь насмотрелся в минувшие выходные в Салехарде. Там отмечали традиционный День оленевода. Сразу скажу вам: ну не зря, очень даже не зря в СССР придумали профессиональные праздники! Есть в них и смысл, и интерес. А в таких экзотических – тем более!
Но это – к слову. Вернемся к людям, которые в этот день оставили свои стойбища, собрали, кто что смог на продажу, приоделись понарядней и прибыли в столицу Ямала - Салехард. Мужички все, как на подбор, крепкие, коренастые, женщины – круглолицы и миловидны, дети… О, великий Ктулху! Нигде вы больше не встретите таких забавно-милых детишек, кроме как на Севере. Морозный румянец во все щеки, расшитые орнаментами оленьи кухлянки – так и притягивают к себе взгляды всех, кто приехал сюда с Большой земли.

А праздник тем временем все ускоряет свой бег. Причем, в буквальном смысле: начались гонки на оленьих упряжках. Азартное, я вам скажу, зрелище. В упряжках четверки-пятерки обычных, не «тюнингованных» под соревнования оленей, а наездники – те самые оленеводы, которые с утра до вечера и мотаются с кочующими стадами по тундре. Но вы бы видели, как преображаются и люди, и животные, как только дается старт. Неторопливые обычно, с грузом и пассажирами, упряжки буквально рвут с места, несутся, вывалив языки, по большому кругу, что только снежная пыль стоит за ними во след!..

На других же площадках – тоже все идет своим чередом. Встречаются самые сильные люди Ямала – тянут друг у друга из рук короткие палки, самые ловкие и выносливые – прыгают через нарты, на «кто больше». И, наконец, народная борьба - как же без нее! Интересно при этом, что борьба идет с хватом за пояса, а пояса всегда соперники друг на дружке повязывают сами, чтобы наверняка было крепко и не сорвало бросок.

Здесь же игры для детей, концертная площадка с не убиваемой советско-российской попсой, шашлык-машлык, пивко и кое-что покрепче – в общем весело и непринужденно. День оленевода здесь вполне себе домашний праздник. И как всякий праздник имеет свое начало, но и свой конец. К вечеру стихают азартные возгласы, заканчиваются призы и поздравления, начинает смеркаться, а оленеводы потихоньку пакуют на нартах свою поклажку и готовятся выступить в ночь туда, где их ждет кров и горячий очаг. Уже скоро наступит их новый «летний» год, когда начнется таяние и, главное, - массовый отёл оленей. А это значит - пахота с утра до вечера, когда времени и сил остается лишь на поесть и поспать. Но все же перед сном к ним, я уверен, будут приходить воспоминания о прошедшем веселье и грезиться новый праздник, с его новыми встречами и знакомства, которых так не хватает в обычной жизни на просторах полярной тундры.

Департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с ГБУ ЯНАО «Ямалтур» и региональным Туристско-информационным центром завершил работу по созданию сайта о главном национальном празднике народов Севера «День оленевода».

День Оленевода - один из самых ярких и зрелищных праздников на Ямале. Он привлекает внимание огромного количества туристов своей локальностью и этнографической составляющей.

  • «Сайт, объединивший всю информацию о проведении главного праздника коренных жителей Севера "День оленевода", поможет российскому и зарубежному туристу заранее спланировать поездку на Ямал. Его содержание - точные даты, места и программы празднования, контакты организаторов крупнейшего мероприятия в городах и поселках региона - в данный момент переводится на различные языки. Также это поможет запланировать поездку профессиональным журналистам, фотографам и видеографам, блогерам федерального и международного уровней, популяризирующим развитие внутреннего туризма в стране» , - отмечает и.о. директора департамента молодёжной политики и туризма ЯНАО Наиль Хайруллин.

День оленевода - это главный национальный праздник тундрового населения Крайнего Севера, который ежегодно отмечают на Ямале. Этнофестиваль традиционно проводится с февраля по апрель, когда заканчивается полярная ночь и приходит солнце. На праздник съезжаются оленеводы со всех концов бескрайней ямальской тундры.

Национальный праздник является отражением культуры, традиций и обрядов северных народов: ненцев, ханты, селькупов. Во время празднования проводятся зрелищные конкурсы национальных костюмов ручной работы, устраиваются увлекательные спортивные состязания: метание тынзяна на хорей; прыжки через нарты; национальная борьба; гонки на оленьих упряжках.

Ярмарка предложит вам уникальные сувениры с северным колоритом: сделанные местными мастерами: фигурки из кости, керамики, бронзы и бисера, национальные куклы и уникальные бурки из оленьей шкуры.

В основу праздника положены элементы традиционной праздничной обрядовой культуры народов Севера. Органичное слияние традиционных и новых элементов праздника делает его самобытным и привлекательным для жителей и гостей города Салехарда.

Программа праздника включает в себя концертную программу, конкурс национальной одежды, соревнования по национальным видам спорта, катание на оленьих упряжках, экскурсии в чум - традиционное жилище народов Севера. За 2018 год на Ямале побывали туристы более чем из 25 стран мира - Германии, Австралии, Бельгии, Чехии, Франции, США, Великобритании, Канады, Индии, Словении, КНР, Словакии, Испании, Индонезии, Японии, Новой Зеландии, Италии и других.

Как отмечает ИТАР ТАСС, «это история на выходные дни с возможностью попробовать национальную кухню, увидеть северное сияние, самобытную этнографию, арктическую природу» .

Департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа продолжает работу над созданием версий сайта «День оленевода» на английском, китайском и позже немецком языках. В планах – информационная работа по продвижению данного ресурса на федеральном и международном уровнях.

Департамент молодёжной политики и туризма ЯНАО

Новости ЯНАО

    Ямальские рыбаки выходят в море. В округе появилась база для промысла в Байдарацкой губе сегодня С сегодняшнего дня на Ямале установлен пожароопасный сезон сегодня

Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера .

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, конечно, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами.

Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.

День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.

Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:

Конкурс женской одежды.

Конкурс детской одежды.

Конкурс мужских поясов.

Конкурс на лучшую оленью упряжку.

Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:

Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).

Прыжки через нарты.

Перетягивание палки.

Национальная борьба.

Бег на лыжах (самодельных) с палкой.

Гонки на оленьих упряжках.

Гонки на снегоходах.

В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно первые выходные дни апреля перед косланием на летние пастбища, которые проходят в районном центре с. Аксарка на берегу реки Обь, местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и померяться силами.

Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования, ведь за победу в них дают призы. Побороться за победы и призы в национальных видах спорта в Аксарку съежаются самые сильные и ловкие мужчины местной тундры.

Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен.

Ловкость и выносливость — жизненно важные умения каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. На этом празднике прыжки через нарты – часть состязаний.

На самом деле, День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство.

На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, где эти оленеводы и проживают или в районе которых кочуют, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтоб горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать.

Лаптандер Савватей Александрович ПМОФ-3125_2 ПМНВФ-748 День оленевода спортивные соревнования 1 ПМНВФ-749 День оленевода, Ледков Иван Серафимович 1
ПМНВФ-826 На собрании оленеводов Полуй 1987 г. 1 ПМНВФ-828 Лаптандер З.Х ПМНВФ-848 На оленьей упряжке
ПМОФ-132 Фото. Оленья упряжка ПМОФ-391 Атаман Владимир — оленевод, стада №9 совхоза Байдарацкий ПМОФ-1301 Фото. Оленья упряжка п. Аксарка 1995 г.
ПМОФ-1302 Фото. Оленья упряжка. ПМОФ-1446 Фото.Филиппов Фёдор Степанович оленевод с-за Байдарацкий 10 бригада, бригадир 1984 г.1 ПМОФ-1617 Фото. Оленеводческая упряжка 1
ПМОФ-1641 Фото сборка чума в тундре Байдарацкая тундра Приур. района 1988 г. фото Лаптандер Г.А.1 ПМОФ-1642-1 Фото. Олени гора Нямдуре’ — пэ авка Тэмуйкот 1990 год 1 ПМОФ-1837 Фото На планшете ‘В оленьем стаде’
ПМОФ-2159 Фото на паспорту ‘Оленья упряжка’ 1 ПМОФ-2160 Фото на паспорту ‘Оленья нарта’ 1 ПМОФ-2164 Оленеводы (групповой партрет)
ПМОФ-3423 Семья Серасхова Данила Ивановича — оленевод савхоза Байдарацкий ПМОФ-3429 Оленевод Серасхов Данил Иванович ПМОФ-3431 Семья Тользина Никиты (оленевод) Берёзкина В.Д.
Оленевод Тайшин К.М. Семья оленевода Салиндер Н.В. Стойбище весной

Что еще почитать