Узоры и схемы вязания спицами — описание. Выполнение шарфа круговыми спицами по схеме

Класс: 8

Цель урока: Познакомиться с первоначальными способами вязания на спицах.

  1. Научить элементам и навыкам вязания на спицах.
  2. Воспитывать аккуратность, внимательность.
  3. Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.

Оборудование:

Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Начало урока

Здравствуйте садитесь.

У нас сегодня новая тема из раздела рукоделие.

Стихотворение.

За петелькою – петелька.
Прозрачный клекот спиц.
Свивается изделие
Под взмах железных птиц.

Сплетутся петли в кружево
И в теплые носки,
И в кофточки, и в варежки
Для всей моей семьи.

Свивается изделие,
Клубком кота маня.
Под нежное скрипение
Проходит жизнь моя.

Как вы думаете, какая темы нашего урока.

Итак, тема нашего урока Вязание на спицах.

(Слайд 1, название темы урока)

(Сейчас моя помощница раскажет стихотворение,

А вы попробуйте сформулировать цель нашего урока)

Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.

Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.

Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась.

Цель нашего урока, Познакомиться с первоначальными способами вязания на спицах.

(Слайд 2, Цель и задачи урока).

1241940712419407

Задачи нашего урока:

  • Познакомиться с историей возникновения вязания.
  • Познакомиться с видами спиц, инструментами которые используются при вязании.
  • Узнать какие бывают виды пряжи.
  • Научиться набору петель, выполнять изнаночную и лицевую петли.
  • III. Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие.

    (Презентация с 3 слайда фильм история вязания)

    История вязания на спицах

    Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

    И так наше путешествие начинается в Египте, где в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.

    В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.

    Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.

    Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте.

    А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
    Европа XII век.
    В Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.
    Вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

    В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.

    Чулки были необходимым предметом одежды, в 17 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

    Мы двигаемся дальше и попадаем в Англию где в 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.

    И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
    В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.

    Мы возвращаемся в Россию.

    • В России с давних времен крестьяне вязали чулки, варежки, носки.
    • В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX было распространено вязание сапожек украшенных цветочными мотивами.
    • Уникальным является узорчатое вязание знаменитых оренбургских платков.
    • Такой платок размером 2х2 м весит всего 70 г.

    Спицами вы можете связать себе не только шарфик или носки, но и красивое вечернее платье.

    IV. Познакомимся с правилами безопасной работы при вязании на спицах.

    Слайд

    V. Правила при вязании на спицах

    Первое правило.

    Первая петля всегда снимается на правую спицу не провязывая.

    Второе правило.

    Лицевая петля провязывается за заднюю стенку.

    Третье правило.

    Последняя петля ряда провязывается изнаночной.

    VI. ТЕСТ.

    А теперьвыполним тест на закрепление знаний.

    После выполнения теста, обменяться тестами и проверить поставить оценки, за тестовое задание.

    (Слайд. Ответы показать на слайдах)

    VII. Проверка домашнего задания

    При вязании спицами нужно подобрать не только понравившуюся вам пряжу, но и определённый набор инструментов.

    При подготовке к уроку, я попросила дома найти информацию о видах спиц, о видах пряжи и инструментах которые используются при вязании спицами.

    Спицы - это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый.

    Качество вязанного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Для вязания спицами применяют шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, синтетические,

    1. Назовите, какие виды спиц вы знаете? Демонстрация спиц.
    2. Какие виды пряжи вы знаете, перед вами лежат образцы пряжи рассмотрите их пожалуйста.
    3. Каким образом мы можем определить волокнистый состав пряжи.
    4. По внешнему виду мы не всегда можем определить какие волокна могут входить в состав пряжи. (Пушистая пряжа это мохер, ангора)
    5. Методом пряжи на горение.

    Акрил – синтетическое волокно плавится, горит коптящим пламенем с образованием твердого шарика на конце

    Вискоза – искусственные волокна, горят ровным ярким пламенем, пахнет сожженной бумагой

    Натуральные волокна (мериносовая шерсть, ангора, мохер) горят сильным пламенем, и чувствуется запах горелых перьев.

    ТОЛЩИНА СПИЦЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ТОЛЩИНЫ НИТИ.

    Посмотрите и запишите в тетрадь 2 способа платочной вязки.

    1-й способ все петли провязываются лицевыми.

    2-й способ все петли провязываются изнаночными.

    IX. Набор петель.

    Вязание любого изделия, начинают с набора петель. Вот мы сейчас и попробуем с вами набрать петли. Для начала нам нужно знать какую длину нити нужно взять. Например для образца 10 см., примерно нужно взять 20 см. нити, это значит в два раза больше ширины изделия.

    X. Показать наглядно набор петель.

    (Если набор петель не понятен показать видео)

    Показать на слайдах и показать на спицах как правильно набирать петли.

    При наборе петель используем обе спицы для того чтобы при вывязывании первого ряда петли не затягивались, а свободно облегали спицы. Набираем 12 петель. Это примерно 6-7 см., свободную нить берем примерно 15 см.

    XI. Зарядка для глаз.

    (Видео зарядка на слайдах)

    XII.

    Итак, мы продолжаем. Мы набрали петли, и теперь должны научиться вязать петли. Теперь давайте посмотрим как правильно провязывают лицевые петли.

    Смотрим образец, как правильно вывязывать лицевую петлю. (Слайд )

    Вяжем до конца ряда, но не довязываем последнюю петлю. Теперь внимательно смотрим на как правильно провязать изнаночную петлю, вспомним последнее правило последнюю петлю провязываем изнаночной петлей.

    Итак попробуем, провязать следующий ряд. Переворачиваем вязание и вяжем следующий ряд.

    Просматреть как девочки справились с работой.

    XIII. Выставляю оценки за практическую работу.

    XIV. Домашнее задание.

    Выучить правила, и связать образец лицевыми петлями (платочной вязкой) 10х10 см.

    XV. Закрепление:

    1. Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?
    2. Назовите основные правила подбора спиц.
    3. Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.

    Урок закончен спасибо всем за работу.

    Самым популярным тёплым украшением для шеи в последние несколько лет можно назвать шарф восьмёрку. Ещё его называют снуд, шарф-хомут. Действительно он имеет вид трубы или полотна объединённого в кольцо. Носить его можно по-разному: на голове как капюшон, просто набросив на шею, с брошью, способом восьмёрка — обернув два раза вокруг шеи.

    Особенностью этого шарфа является его многогранность и пышность. Даме любого возраста он к лицу. Обладает способностью преображать вид женщины, делать его современным и молодёжным.

    Для вязания этого вида изделия подойдут все виды пряжи, можно использовать любой понравившийся узор и цвет. Это может быть однотонная пряжа и смешанных цветов, меланжевая, фантазийная, в общем, все зависит от ваших предпочтений.

    В зависимости от целей, этот аксессуар может отлично вписываться в вечерний наряд, согревать в холодную погоду, преображать облик в летние прохладные дни.

    Способы вязания:

    1. Связать обычный длинный шарф, используя сложную схему или простую вязку, сшить его в кольцо;
    2. Вязать шарф на круговых спицах;
    3. Вязание элементов по разным схемам и последующее их комбинирование и сплетение между собой.

    Рассмотрим на примерах возможности вязания шарфа восьмёрки.

    Вязание шарфа-восьмёрки

    Как восьмёрку связать спицами

    Можно вязать длинный прямоугольник с последующим сшиванием по краям. Длина и ширина прямоугольника будет различна для каждой модели, размер полотна зависит от вашего размера. Можно начинать вязать прямоугольник с короткой или длинной стороной, использовать одну схему или комбинировать несколько схем узоров. В нашем примере начинаем с меньшей стороны прямоугольника.

    Расход пряжи будет зависеть от плотности вязания и размера изделия. Эта модель понравится начинающим рукодельницам, уровень сложности невысокий. Используется несложная схема, особых навыков не требуется.

    Ориентировочно необходимо 3-4 мотка пряжи 50 гр/90 м, спицы 5 мм, крючок.

    Описание работы:

    На спицы набрать 48 петель и вязать резинкой по схеме 2х2, чередуя лицевые и изнаночные петли. Изнанка — по рисунку. Таким образом, продолжаем 10 рядов, в одиннадцатом делается перекрест: первые 12 петель снимаем на дополнительную спицу, оставляем её перед работой, вяжем 12 петель резинкой, далее 12 петель с дополнительной спицы резинкой по рисунку, продолжаем вязать по рисунку. С 12 по 20 ряды выполняются резинкой 2х2.

    В 21 ряду снова делаем перекрест с другой стороны полотна. Связав первые 24 петли резинкой 2х2, снимаем 12 петель на дополнительную спицу перед работой, вяжем 12 петель по рисунку, вяжем 12 петель с дополнительной спицы. Итак, мы связали участок с двумя перекрестами, следующие перекресты будут повторяться в той же очерёдности.

    После каждых связанных 10 рядов делается перекрест с той или другой стороны полотна, по рисунку. Длина изделия зависит от вашего желания. Количество таких перекрестов может быть разным, но обязательно должно быть чётное число раз. После завершения закрываем все петли и соединяем оба края полотна, сшивая их трикотажным швом, предварительно один из концов нужно перекрутить.

    Выполнение шарфа круговыми спицами по схеме


    Эта модель очень воздушная и приятная на ощупь, красиво ложится на плечи, мягко окутывает шею, создаёт нарядный вид.

    Для шарфа длиной до 1 метра шириной 35 см потребуются:

    • круговые спицы №6, длина которых не меньше 60 см;
    • 3 мотка пряжи 200 м / 100 гр;
    • игла для пряжи.

    Набрав 252 петли, связать первый ряд и замкнуть петли по кругу. Далее продолжать по следующей схеме:

    1 ряд : Раппорт: 1 лиц, 1 изнаночная, 3 лиц., 2 изнаночные повторяется до конца ряда, в этом и в каждом последующем ряду последние две петли связать 1 лиц., 1 изнаночная.

    2 ряд : 1 лиц., 1 изнаночная, 1 лиц., накид, 1 лиц., 1 петлю снять не провязывая, 2 изнаночные петли протянуть изнаночными через снятую петлю, повторять до конца ряда.

    3 ряд : 1 лиц., 1 изнаночная, 2 лиц., 3 изнаночных.

    4 ряд : 1 лиц., 1 изнаночная, 1 петлю снять не провязывая, 2 лицевые петли протянуть лицевыми через снятую петлю, 1 изнаночная, накид, 1 изнаночная.

    Последующее вязание продолжаем по этой схеме до высоты изделия в 35 см. Закрыть все петли, ниточки спрятать.

    Вязание шарфа, сплетённого в косу

    Шарф, сплетённый в косу

    Уровень сложности — лёгкий. Необычный шарф состоит из трёх элементов, связанных пряжей разного цвета, можно использовать однотонную пряжу. Потребуются спицы № 5, круговые или обычные. С помощью круговых спиц, можно получить ровные однотонные вязаные трубки без шва. Можно использовать и обычные спицы, после окончания вязания изделия, его необходимо будет сшить вдоль по краям, чтобы получить трубу.

    Для каждого из трёх элементов набираем 22 петли и вяжем вкруговую лицевой гладью трубу или полотно необходимой длины, в среднем до 1,5 метров. Можно поэкспериментировать и связать не лицевой, а изнаночной гладью эти детали. После этого необходимо сшить концы 3-х деталей между собой, сплести косу, закрепить и объединить концы шарфа в кольцо.

    В любом из этих шарфов, связанных своими руками, женщина будет выглядеть прекрасно. Эти аксессуары отлично согреют и сделают образ интересным и необычным. Экспериментируя с узорами, фактурами, размером и объёмом вы непременно добьётесь успеха у окружающих.

    Всевозможные «косички», «жгут» и «восьмерки», а точнее говоря узор для вязания, выполненный способом «перехват», никогда не выйдет из моды. Впервые изображение такого узора можно было увидеть на теплых свитерах ирландских рыбаков. Его смело можно назвать классическим, ведь на протяжении многих десятков лет его используют при вязании мужских полуверов, женских и детских свитеров, шапок, жилетов, варежек, беретов, шарфов.

    Популярность «восьмерка» завоевала не только благодаря красоте, но еще и простоте выполнения. Даже новичок, который только начинает вязать спицами, без труда освоит эту нехитрую схему. Главное – старание и небольшая сноровка, а опыт со временем обязательно придет.

    Узорами с перехватами называют такие, у которых группы петель с помощью третьей дополнительной спицы меняются местами, а затем провязываются. Свое название узор получил благодаря тому, что в законченном виде напоминает переплетенные косы или цифру «восемь».

    На одежде «перехват» может определять основной узор, либо его фрагменты используют для отделки частей или деталей. Например, резинка будет выглядеть более выигрышно, если ее вывязывать«восьмеркой». Существует много способов выполнения вязки, иногда даже без использования дополнительной спицы. Красиво и необычно смотрится «восьмерка», части которой переплетены из двух цветов ниток. Перехваты делают вправо (в этом случае петли снимаем назад) и влево (петли снимаем вперед). Перед тем, как вставить узор «восьмерка» в основное изделие, нужно отдельно попробовать выполнить образец, с целью тренировки и лучшего ознакомления со схемой вязки.


    Как научиться вязать узор восьмерка спицами:

  • Подготовьте нитки и три спицы подходящей толщины.
  • Наберите на спицы 18 петель, 2 из которых будут кромочными.
  • 1-й, 3, 5, 9 и 11 ряды вяжем так: 2 изнаночные петли, 6 лицевых, 2 изн., 6 лиц., 2 изн.
  • 2-й, 4, 6, 8, 10 и 12 ряды: 2 лиц., 6 изн, 2 лиц., 6 изн., 2 лиц.
  • 7 ряд: 2 изнаночные петли, затем перехват из 6 петель вправо: 3-ю, 4-ю и 5-ю петли снимаете назад на 3-ю дополнительную спицу. Провяжите 6, 7 и 8-ю петли лицевыми, а затем лицевыми петли с дополнительной спицы: 2 изнаночные; перехват из 6 петель влево. 11-ю, 12-ю и 13-ю петли снимите вперед на дополнительную спицу, провяжите 14, 15 и 16-ю лицевые петли лицевыми, а затем лицевыми петлями петли с третьей дополнительной спицы; 2 изнаночные.
  • Вы убедились, что небольшая сложность возникает лишь в том месте, где нужно сделать перехват. Немаловажно внимательно считать ряды между перехватами, ведь расстояние между ними обязательно должно быть одинаковым. После вывязывания одного фрагмента из 12 рядов уже становится видно, какие симпатичные вырисовываются «восьмерочки».

    А теперь можно приступить к вязанию основного изделия и продумать, куда вы желаете вставить фрагменты с использованием этого нехитрого переплетения. Скомпонуйте «перехваты» в одном месте или по всему полотну, фантазируйте и сделайте вашу вещь уникальной!

    Что еще почитать