Положения о детском доме семейного типа
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 40, 5/24639)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295)
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о детском доме семейного типа.
2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПОЛОЖЕНИЕ о детском доме семейного типа
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане (далее – родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
2. Договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению заключается между управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании детского дома семейного типа (далее – управление (отдел) образования), и обоими родителями-воспитателями детского дома семейного типа.
Трудовой договор заключается управлением (отделом) образования с каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
3. Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в детский дом семейного типа, и очередность их передачи определяются управлением (отделом) образования.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов каждого из детей, передаваемых на воспитание в детский дом семейного типа, управления (отделы) образования либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, оказывают детским домам семейного типа социальную, педагогическую и психологическую помощь.
4. Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора выдает родителю-воспитателю удостоверение на право представления интересов подопечного на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
При расторжении договора об условиях воспитания и содержания детей удостоверение на право представления интересов подопечного подлежит немедленному возврату в управление (отдел) образования.
5. Органы опеки и попечительства через управления (отделы) образования или уполномоченные ими организации осуществляют контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и получения ими образования, определяют периодичность контроля, анализируют исполнение родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей. Формы контроля (беседы с педагогами воспитанников, родителями-воспитателями, воспитанниками, в том числе по телефону, посещение детского дома семейного типа и другие) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.
Контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования в детских домах семейного типа осуществляется:
в первые три месяца нахождения воспитанника в детском доме семейного типа – не реже одного раза в неделю;
после первых трех месяцев и до одного года – не реже одного раза в месяц;
во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
6. Лица, желающие создать детский дом семейного типа (далее – кандидаты в родители-воспитатели), подают в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в пункте 4.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) (далее – перечень).
7. В течение 5 дней со дня подачи заявления с просьбой о создании детского дома семейного типа управление (отдел) образования истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:
справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в родители-воспитатели;
сведения о доходах за предшествующий созданию детского дома семейного типа год;
сведения о том, имеют ли кандидаты в родители-воспитатели судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
сведения о том, лишались ли кандидаты в родители-воспитатели родительских прав, были ли дети кандидатов в родители-воспитатели отобраны у них без лишения родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
сведения о том, признавались ли дети кандидатов в родители-воспитатели нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в родители-воспитатели от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
8. Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.
9. Органы опеки и попечительства либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца со дня подачи заявления кандидатами в родители-воспитатели при необходимости рассматривают вопрос о возможности обеспечения детского дома семейного типа жилым помещением, соответствующим требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, проводят обследование условий жизни кандидатов в родители-воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в родители-воспитатели (далее – акт обследования).
При рассмотрении заявления орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в акте обследования информацию об успешности воспитания и социализации родных и усыновленных детей.
10. В случае, если кандидаты в родители-воспитатели изъявляют желание взять на воспитание ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида, в акте обследования должно быть указано о наличии у них для этого необходимых условий.
11. На основании заявления, документов, указанных в пункте 4.7 перечня, и сведений, указанных в пункте 7 настоящего Положения, а также акта обследования управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей (далее – заключение).
12. Орган опеки и попечительства на основании заключения и всех необходимых документов в трехдневный срок ставит на учет кандидатов в родители-воспитатели и информирует их об этом либо доводит до их сведения обоснованный отказ и одновременно возвращает им все документы.
13. Управление (отдел) образования организует для кандидатов в родители-воспитатели обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенции в решении вопросов защиты прав и законных интересов воспитанников (далее – обучающие курсы).
Учебные программы обучающих курсов должны обеспечить формирование у кандидатов в родители-воспитатели умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей воспитанников, их подготовке к самостоятельной жизни, организацию социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем воспитанников.
14. Кандидаты в родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении, подлежат учету в управлении (отделе) образования по месту жительства.
Учет кандидатов в родители-воспитатели ведется управлением (отделом) образования в журнале, форма которого утверждается этим управлением (отделом) образования.
15. Управление (отдел) образования по месту создания детского дома семейного типа на основании заключения и при наличии жилого помещения, соответствующего требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, выдает кандидатам в родители-воспитатели направление на знакомство с детьми.
16. В случае, если необходимое для создания детского дома семейного типа жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования при информировании кандидатов в родители-воспитатели о постановке их на учет сообщает о предоставлении им возможности участвовать в конкурсе на должности родителей-воспитателей в случае наличия жилых помещений в области (г. Минске) для создания детских домов семейного типа и берет на себя обязательство уведомить их о проведении конкурса в месячный срок со дня его объявления.
17. При наличии необходимых жилищных и материальных условий для создания детского дома семейного типа управление (отдел) образования объявляет конкурс на должности родителей-воспитателей. Условия проведения конкурса на должности родителей-воспитателей и состав конкурсной комиссии определяются управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома.
18. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования по месту создания детского дома семейного типа направление на знакомство с детьми.
19. При наличии жилых помещений, соответствующих требованию пункта 8 настоящего Положения, решение о создании детского дома семейного типа принимается органом опеки и попечительства в срок, указанный в пункте 4.7 перечня.
В решении о создании детского дома семейного типа орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание, назначает ежемесячные денежные выплаты на содержание воспитанников, поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и трудовой договор (договоры).
20. Основанием для заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудовых договоров является решение органа опеки и попечительства о создании детского дома семейного типа, принимаемое в соответствии с пунктом 4.7 перечня.
21. Договор об условиях воспитания и содержания детей в детском доме семейного типа должен предусматривать срок, на который дети помещаются в детский дом семейного типа, условия их содержания, воспитания и образования, права и обязанности родителей-воспитателей, обязанности органа опеки и попечительства по оборудованию и содержанию детского дома семейного типа, а также основания и последствия прекращения такого договора.
22. Детский дом семейного типа комплектуется воспитанниками в течение одного года со дня принятия решения о его создании.
По письменному заявлению родителя-воспитателя орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания детей. На основании этого заключения родитель-воспитатель может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования договор патронатного воспитания в отношении детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в детский дом семейного типа.
Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства ребенка обязаны ознакомить родителя-воспитателя с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о состоянии его здоровья.
Похожая информация.
1 февраля 2005 г., 11 мая 2007 г., 18 августа 2008 г., 4 сентября 2012 г., 14 февраля 2013 г., 24 декабря 2014 г.
В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила организации детского дома семейного типа
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195)
1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.
2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.
6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:
а) заверенные в установленном порядке копии документа об образовании, об образовании и о квалификации и свидетельства о браке;
б) медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья, оформленное в порядке , установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
в) выписка из трудовой книжки;
г) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, а также образовательных и медицинских организациях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательной или медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательной, медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:
а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
г) выписка из истории развития ребенка;
д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
ж) акт обследования условий жизни ребенка;
з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
н) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
а) средства учредителя (учредителей);
б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О детском доме семейного типа
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 года N 283 (Российская газета, N 101, 16.05.2007);
(Российская газета, N 180, 27.08.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 117 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.09.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.
2. Пункт утратил силу с 13 сентября 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 117 ..
3. Пункт утратил силу с 24 мая 2007 года - постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 года N 283 ..
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта 2001 года N 195
1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.
2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.
4. Детский дом семейного типа  создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
Абзац утратил силу с 7 января 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.
6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:
а) заверенные в установленном порядке копии документа об образовании, об образовании и о квалификации  и свидетельства о браке;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
б) медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .
в) выписка из трудовой книжки;
г) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, а также образовательных и медицинских организациях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации  образовательной  или медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 ; в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация  образовательной , медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 ; в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
г) выписка из истории развития ребенка;
д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
ж) акт обследования условий жизни ребенка;
з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
н) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья) (подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 617 .
10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в  образовательную организацию  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах "в" - "м" пункта 9 настоящих Правил.
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими организациями в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .
13. Дети обучаются в  образовательных организациях  на общих основаниях.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников  образовательных организаций  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
а) средства учредителя (учредителей);
б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников  образовательных организаций  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .
18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Детский дом семейного типа – альтернативная государственным учреждениям форма содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Подобное учреждение считается приоритетным с точки зрения законодательства, так как дает возможность социальной адаптации детей в условиях большой семьи.
Поскольку в детском доме семейного типа разрешается проживание не менее пяти приемных детей, а общее количество детей, включая родных, не должно превышать десяти, проектом предусмотрено обустройство необходимого количества жилых и сантехнических помещений. Кроме 5 детских спален и спальни родителей площадью от 18,07 до 18,33 м2 здесь запланировано 5 раздельных санузлов, 3 ванные комнаты, постирочная, кухня, столовая, холл и ряд хозяйственных помещений.
Заказать разработку индивидуального проекта на базе концепции можно, обратившись к нам по телефону или заполнив форму
В 2017 году в Украине началась реформа детских домов, цель которой – уменьшить количество интернатов и дать возможность детям, лишенным опеки родителей, расти в условиях семьи. Альтернатива традиционным детским домам, которые не дают положительных результатов в социализации и воспитании детей, – не только приемные семьи, но и детские дома семейного типа, проще говоря, семейные детские дома.
В течение 10 лет в рамках Национальной стратегии реформирования детских домов количество детей в интернатах планируется уменьшить на 70%. А уже с 2019 года Украина должна постараться прекратить жестокую практику устройства в традиционные детские дома малышей младше 3 лет.
Подобные программы реформирования интернатных заведений, включающие внедрение детских домов семейного типа (ДДСТ), уже многие годы работают на Западе. Данные статистики свидетельствуют о несомненных преимуществах использования семейных детских домов в сравнении с интернатами. В детских домах семейного типа нет изоляции от общества, а дети легче адаптируются к жизни в условиях большой семьи. И поэтому государство увеличивает затраты на финансирование детских домов семейного типа из государственного или местного бюджета и привлекает благотворительную помощь от юридических и физических лиц.
Архитектурное бюро EURO HOUSE поддерживает программы по социальной защите детей, лишенных опеки родителей, и предлагает свое участие в организации семейных детских домов. Кроме подготовки рациональных и удобных проектов детских домов семейного типа, мы готовы помочь в строительстве ДДСТ, в том числе и в формате сооружения семейного детского дома «под ключ».
Детский дом семейного типа формируется на основе семьи – мужа и жены или даже одного человека, который не состоит в браке. Чтобы организовать семейный детский дом следует:
Решение об открытии детского дома семейного типа принимается на основе не только документов и личной беседы, но и после согласования условий жилья, где будут воспитываться приемные и родные дети. В детском доме семейного типа должно проживать минимум 5 приемных детей, однако всего приемных и родных детей должно быть не больше 10.
Одно из важнейших условий, которое необходимо выполнить при создании семейного детского дома, – гарантировать безопасное проживание детей разного возраста в условиях коттеджа или квартиры. При этом действующее законодательство требует вне очереди предоставить семье, решившей создать детский дом семейного типа, обустроенную квартиру или частный дом.
Проектирование, строительство и капремонт детских домов семейного типа, которые создаются на основании индивидуального жилого дома, должно вестись с учетом гигиенических норм и правил устройства общеобразовательных школ и школ-интернатов.
Законодательство выдвигает ряд требований, которым должен соответствовать семейный детский дом на 10 человек. К примеру, общая площадь здания должна быть не менее 241 м2, а в самом коттедже должно быть обустроено соответствующее количество спальных комнат, санузлов, помещений для отдыха и развлечений и т.д. Площадь помещений в рамках проекта детского дома семейного типа тоже нормируется. Так, при площади детской спальни 15 м2 в комнате допускается проживание только двух, а если это родные братья или сестры, то максимум трех детей.
Архитектурное бюро EURO HOUSE имеет успешный опыт проектирования детских домов семейного типа в соответствии с нормами действующего законодательства и учетом общих рекомендаций по безопасному проживанию детей в индивидуальных коттеджах. Профильные специалисты и менеджеры компании готовы взяться за любую задачу по проектированию или строительству семейного детского дома, как в рамках Национальной стратегии реформирования интернатов, так и в частном порядке.
Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта. В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей. Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008. - с. 39. .
Самое главное в семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами.
Работа родителей-воспитателей семейных детских домов - это поистине гражданский подвиг. Каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Она дает ребёнку тепло семейного очага, чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, обществу, стране Заводилкина О.В. Особенности адаптации ребенка в приемной семье (По письмам родителей-воспитателей семейных детских домов) // Семья в России. - 2006. - № 1. - С. 63. .
Детский дом семейного типа -- форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251..
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются -- дети), в условиях семьи.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста -- только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек Постановление правительства РФ от 19.03.2001 № 195 (ред. от 18.08.2008) «О детском доме семейного типа» .
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
· находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
· имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
· лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
· признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
· отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
· являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.
Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - М.: РГСУ, 2009. - с. 49. .
· средства учредителя (учредителей);
· имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
· добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
· другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.
Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.
Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
а) средства учредителя (учредителей);
б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:
1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и др. центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырёхквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.
3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.
Анализ функционирования детских домов
Семейный детский дом «Китеж» - довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.)...
Дети в детском доме
Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом...
Дети в детском доме
Как отмечено выше, невозможность приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска дезадаптации, девиации. «Согласно данным, опубликованным в печати...
Место и роль национальной идентичности в ситуации социокультурного кризиса в России конца XIX – начала ХХ века
Логика данного исследования предполагает уточнение нашей позиции в отношении понятия «национальная идентичность», для определения которого представляется необходимым рассмотреть исходное понятие «идентичность»...
В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: -Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? -Чем наполнить это время...
Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)
Особенности организации и постановки благотворительного театрализованного представления "От сердца к сердцу" Детского дома п. Мохсоголлох
Патронатное воспитание
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность...
Проблемы социализации ребенка в детском саду
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения...
Разработка организационного проекта детского дома
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»...
Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот
Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души...
Устройство детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом семейного типа - семья, в которой супруги (один из них) или одинокие граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общее число которых, включая родных и усыновленных...
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам