Воспитание детей в славянской традиции. Воспитание ребенка у славян. Славянские традиции в воспитании детей

Но не менее важно воспитать в ребенке правильные нравственные принципы, жизненные ценности, любовь к родной земле, целостность восприятия мира. Эти важные навыки и качества помогут нашим детям занять достойное место в обществе, и выполнить в будущем свой долг перед Родом и с достоинством пройти свой жизненный путь. Для выполнения этой непростой задачи как нельзя лучше подходит славянская традиция воспитания ребенка...

Не у многих родителей есть возможность в точности придерживаться всех тех правил воспитания ребенка, которым следовали наши мудрые предки, принимая во внимание то, что большинство из нас живет в городах, а не в славянских общинах. Но, тем ни менее, многие основы и принципы мы вполне в силах перенять и применить...

В отличии от современной системы образования, где ребенка пичкают большими объемами зачастую ненужной ему еще информации, не объясняя целостности и сути вещей, никогда не воспитывали детей с помощью отрицательных форм: не лезь, не трогай, не нужно, не делай и т.д.

В общепринятой системе образования полностью игнорируется принадлежность души ребенка к определенной Варне. А ведь склонность ребенка к тому или иному роду занятий полностью определяет его дальнейший Путь. Еще с раннего возраста родители стремились распознать в ребенке волхва, витязя, купца или труженика. Для этого чадо сажали по центру, а по сторонам света ложили четыре прадмета: священные писания, оружие, деньги и инструмент. Ребенок делал выбор. Родители внимательно наблюдали за проявлениями индивидуальности характера и поведением на протяжении всего этапа взросления.

С раннего возраста процесс обучения и нравственного воспитания проходил посредством чтения детям былин, сказов (сказок), стихов...

До 3-х лет детей не разделяли по половому признаку и называли ребенка "Чадо ".

Дети до 8-ми лет получали домашнее воспитание: участие в обрядах, приобщение к фольклору (песенному, обрядовому, сказочному ), приобретение трудовых навыков.

Учителями, что немаловажно, были мужчины, а вместо итоговых экзаменов проводилось состязание с преподавателем.

После прохождения обряда совершеннолетия и имянаречения ребенку давались два имени, общинное и тайное. Тайное имя (ключ к родовой памяти), передающее сущность человека, знал только ребенок, а обращались к нему по общинному имени. Обряд проводился в 12 лет, когда ребенок становился семи пядей во лбу (пядь - славянская мера длины, семь пядей=1.24см.); дальше мальчики и девочки обучались отдельно.

Мальчики 12-15 лет обучались в дружине, где приобретали необходимые навыки ведения боя. Девочки также обучались в коллективе, постигая основы морали...

В зрелом возрасте происходило закрепление навыков и дальнейшее развитие знаний на практике именно в той области, к которой у ребенка лежит душа, и в которой он проявил себя более творчески...

Как воспитывали девочек на Руси

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят и славянские пословицы: «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»

Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воле и почитать старших. Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось.Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.Родители стремились научить девочек «хранить чистоту свою для мужа своего». «Домострой», по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству.

Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома.Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство.Готовили к основной роли женщины.Роли жены и матери.Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца, а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам...

Воспитание ребенка напрямую зависит от варновой принадлежности. Как понять, к какой варне принадлежит детская душа? Вот что говорится в преданиях наших Предков о понимании детского характера.

Дети, принадлежащие к варне ведающих, как правило, очень способные и имеют стремление к познанию, науке, книгам и мистическим умениям. Со временем, при верном воспитании, из них вырастают ученые, священники (настоящие духовные проводники), первооткрыватели, духовные учителя и тому подобное. Эти дети стремятся к глубинному познанию Истины и дают это знание другим людям. Они с детства желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят. Для таких детей самое главное — это понять смысл и суть. Они волнуются и испытывают неудовлетворение, если чего-то не понимают, поэтому часто пребывают в размышлениях. Главная черта этих людей — честность. Такого человека нельзя купить. Если ребенок не имеет честности и покупается на что-то, значит, у него другая варна.

Воспитание в варне ведающих.

Важно, чтобы и сами родители имели соответствующий уровень духовности, иначе им трудно будет понимать такого ребенка. Если вы не уверены, что можете дать ребенку необходимое воспитание, отдайте его на учебу человеку, который действительно, является духовной личностью и принадлежит к варне ведающих; только тогда ребенок возьмет от него то, что ему нужно. Воспитывать нужно в доброте и справедливости. Давать возможность читать книги, обеспечить доступ к информации. Ребенок быстро изберет сам свое направление работы, которое со временем может поменяться. Если вы видите, что у ребенка есть еще склонность к суровому управлению, это значит, что он недавно вышел из варны воинов и, когда ситуация не развязывается, он опирается на старую и проверенную модель влияния на людей.

Воспитывайте у него чувство прекрасного: душевного отношения к людям, красивой музыки, красоты природы, понимания себя и Бога. Учите его собственным примером, добрым словом. Такой ребенок понимает доброе отношение, ценит любовь, родителей. Отношения должны быть дружескими и нежными. К такому ребенку нужно относиться с вежливостью, считаться с его мыслями, стремлениями. Не принуждайте, а убеждайте, иначе ребенок будет сильно сопротивляться вашей грубой физической силе. Любимые игрушки таких детей — это книги, развивающие игры. Рано учатся читать, писать.

Дети, принадлежащие к варне витязей (воинов)

Дети, принадлежащие к варне витязей (воинов), независимо от пола проявляют свой характер в стойкости, выносливости и даже некотором упрямстве. Они всегда уверенно идут к своей цели, стремятся к управлению людьми. Постоянно занимаются своим физическим и психическим совершенствованием. Они большие защитники правды, установления правил, законов. Они любой ценой стремятся сделать жизнь справедливее, правильнее, часто поддерживают власть, руководят или как-то принимают участие в структурах власти. Важная их черта — это стремление к справедливости и милосердию. Если человек стремится к справедливости и считает, что должен вынуждать всех делать правильно, и сам пытается быть примером в этом — это значит, что в вашей семье растет воин. У таких людей ярко выражено желание защищать слабых и обиженных. Они готовы отстаивать справедливость даже с оружием в руках. Часто реализовывают себя в разных структурах руководства. Интересуются политикой или становятся политиками, военными, руководителями больших предприятий. Стремятся к государственной работе в результате чувства большой ответственности и долга перед Родиной.

Ребенок-воин отличается независимым характером, стойкой волей и сильным стремлением.
Воспитывать нужно в дисциплине и порядке. Мальчикам нужно дать возможность заниматься боевыми искусствами, что помогает реализовать нравственность и духовность воина. Честность, справедливость, преданность Родине и тому подобное — главные черты характера, которые вы должны развить у ребенка. Иначе он перейдет на другую сторону и воспримет мораль других учителей, которые вам могут не понравиться. Для девочки воспитание тоже должно проходить в дисциплине, но материнская ласка должна быть наравне. Учите ее искусству управления людьми, лидерству, обязательно выберите для нее какой-то вид спорта. Главное задание — научить любить людей и уважать их. Уметь руководить людьми, заботиться о них— вот на что должны обратить внимание родители. Отношения с родителями должны быть как у ученика и учителя. Эти дети уважают авторитет, потому если родители будут жить так, как они учат, то для своих детей станут настоящими учителями, и те их отблагодарят служением и уважением.

Дети из варны весей (хозяев)

Дети из варны весей (хозяев) склонны к реализации в материальном мире и получению прибыли. Они в своем детском мире быстро настраивают отношения между детьми так, чтобы иметь прибыль. Им нравятся экономические игры, эти дети заботятся о своем доме, о достатке семьи. Они не тратят средств зря, а, наоборот, постоянно думают, как их приумножить. Таким детям родители должны обеспечить карманные деньги, иначе они сами начинают искать пути их получения. Не бойтесь, когда ребенок учится руководить деньгами, он не будет их зря тратить. Часто дети их просто откладывают и радуются, что имеют свой запас. А еще склонны коллекционировать, быть на высоте в каком-то деле, то есть имеют стремление к выгоде в любой ее форме. Когда становятся взрослыми, в основном занимаются торговлей и хозяйственной деятельностью. Главная черта, которую в них необходимо развивать, — это щедрость и благодушие по отношению к людям.

Ребенок-хозяин не менее одаренный и умный, чем дети воины и ведающие. Его талант — в умении творить и организовывать материю. Материальное состояние — это тоже энергия, и очень важная. Человек не станет воином и ведающим, если не будет хорошим хозяином. Каждый мужчина в своей семье и специалист, и хозяин, и воин, и ведающий, как и женщина. Воспитывают ребенка в понимании и доверии. Доброта и щедрость должна занимать важное место в воспитании, потому что иначе вырастите озлобленного и жадного ребенка. Учите его экономическим наукам, купите ему копилку, расскажите о деньгах, достатке, научите этим пользоваться для себя и для мира. Учите не бояться денег, чтобы ребенок с возрастом понимал и легко руководил большими потоками денег. Объясните, что он и мир — единое целое, что это замкнутая система, поэтому необходимо что-то отдавать, чтобы получать что-то взамен. Учите ответственности и правдивости и благодарности Богу.

Это души, которые только стали на путь хозяина. Дети-труженики совершенствуются через труд своих рук. Они любят делать какую-то конкретную практическую работу, мастерить и тому подобное...
Это люди, которые могут в совершенстве делать свою работу, но у них нет особого желания организовать эту работу как бизнес, предприятие. Они мотивируют это тем, что не стремятся руководить людьми, заниматься бухгалтерией и тому подобное... В действительности это еще не их уровень компетенции — заниматься бизнесом или управлением, основное качество их характера — трудолюбие. Они лишь учатся организовывать пространство вокруг себя.

Главное задание родителей — научить терпению и трудолюбию. Трудолюбивость — вот за чем такая душа приходит в это рождение. Таким детям тяжело в учебе, они быстро устают от умственной деятельности, поэтому не нужно их насиловать, ведь они учатся прорабатывать себя. Как правило, они очень добрые, покладистые и душевные. Найдите ту профессию, которая будет по душе ребенку, — вышивание, шитье, ремесло, — и ребенок это будет делать с удовольствием, и окружающие будут с удовольствием покупать его товар. Не пытайтесь сделать из них ученых или бизнесменов, это не их жизнь, и не станут они такими. Если вы действительно хотите счастья ребенку, дайте ему возможность делать то, к чему лежит душа. И в этом русле направляйте и помогайте.

Сегодня в результате того, что славянские ведические знания были недоступны, поскольку волхвы физически были истреблены и воцарилось материалистическое понимание мира, воспитание детей разных варн смешалось в одно, и все потеряли понимание своего предназначения. Родители не способны были обнаружить характер ребенка при рождении или потом задавили проявление способностей, заданных ребенку от роду. В итоге позитивные проявления характера были нарушены, поэтому такой человек не знает, чем ему заниматься. Он не понимает ни своих способностей, ни в чем заключается цель его жизни. Если посмотреть сегодня на человечество, то этим страдают 90 процентов людей. Главная их проблема — найти себя в жизни. Такие люди очень несчастны. Ведь это хуже всего, когда ты не знаешь, что тебе приносит счастье в работе.

Поэтому для родителей очень важно понять, к какой варне принадлежит их ребенок.

Воспитывать в соответствии с моральными и духовными установками варны намного важнее, чем отдать ребенка в престижную школу или университет или сделать его богатым. Необходимо с детства обнаружить наибольшие способности ребенка, дать им максимальное развитие, именно так развивается душа.

Доченька…. Как счастливы те, в чьей жизни есть этот чудесный человечек! Дочка – это, пожалуй, лучший подарок от Богов женщине, и лучшая награда мужчине. Недаром говорят, что девочки рождаются в тех семьях, где женщина полностью довольна своим мужчиной, уверена в его надёжности. Как вырастить правильно этот хрупкий цветок? Как не испортить нежную душу? Как вложить в эту хорошенькую головку добрые знания и светлые мысли? В этом нам помогут наши мудрые предки, давайте посмотрим, они воспитывали детей. Весь жизненный цикл у наших предков проходил неотрывно от Природы, со строгими соблюдениями обрядов и ритуалов.

Славянские обряды жизненного цикла

Очень большое значение славяне придавали волосам, они считали, что волосы связывают человека с потусторонними мирами, поэтому важные этапы жизни женщины были связаны с различными изменениями её причёски. Взять хотя бы свадьбу: до неё девушка ходила с косой, а после и до конца жизни – только с двумя. Но вернёмся к тому моменту, когда нашей малышке ещё только исполнился один год. Её ждёт обряд «Пострижен». - Детские волосики немного подстригают, но не полностью. Потому что через косы девочка связана с потусторонним миром Нави, ведь маленькая девочка - это будущая Берегиня. Кстати, мальчиков наоборот подстригали наголо, чтобы отрезать его от влияния Нави, и усилить связь с Правью.

С трёх до шести лет малышку ждало её первое украшение - серьги, ей протыкали ушки, она проходила обряд «Зарницы-Провестницы». Это время, когда девочка уже начинает интересоваться красивыми нарядами, мамиными бусами и браслетами, то есть, ребёнок уже начинает осознавать свой пол, и формирует правильное представление об образе женщины. В этом возрасте начиналось воспитание славян, будущую Берегиню Рода учили рукоделию, делать простых кукол, помогать по дому. Девочку постепенно знакомили с Родными Богами, с Природой, учили любить животных и ценить всё живое на Земле.

А с достижением шести лет ребёнка опять ждёт обряд, связанный с волосами: «Закосычение». Он проводится в возрасте от шести до двенадцати лет. Девочке заплетают две косы, одну мама, вторую отец. В косы вплетают красивые ленты, цветы. Гребешки, заколки, ленточки – вот подарки на этот важный обряд. Теперь девочка готовилась стать девушкой, её начинали учить женской магии, правилам хорошего тона. Все больше внимания уделялось домашнему труду, готовке, рукоделию.

В этом же возрасте проводился и важный обряд «Имянаречение». Перед ним девочку увозили на год далеко от дома – в скит, где жили опытные женщины. Они готовили её ко взрослой жизни, учили разным женским премудростям, нужным обрядам и заговорам.
Вот, как описывается жизнь в ските героини Рыжухи из новой сказки "Как Резы стали чаяния выполнять" книга "Магия Славянских Рез Рода" - ЗДЕСЬ

Жизнь Рыжухи в ските. Воспитание славян. (Отрывок из новой сказки)
Рыжуху устроили в большой избе, с девочками, примерно её возраста. Жили они вроде обычной жизнью, за хозяйством смотрели - были курочки, две пятнистые коровы и козочка - по хозяйству хлопотали, в печке еду готовили, стирали у реки да в доме прибирались. Но что-то во всём этом было волшебное, как в сказке. Наверное, из-за мудрых женщин, что любой домашний труд украшали своей ворожбой, да песнями, да рассказами. Вот собрались, к примеру, девчонки приданое себе готовить, одежду ткать, шить да расшивать. А старшие женщины объясняют:
- На рубаху, что красными нитками расшита, одевайте фартук с вышивкой особой. На фартуке надо вышить узоров орепий столько, сколько хотели бы деток у себя в семье народить. А вот, почему вздевалка, что надо носить поверх рубахи и фартука, цвета синего? Кто знает?
- Я знаю, мне мама говорила, - весело отвечала Рыжуха. - Это цвет девичий, цвет текучей воды, течёт она между двух берегов, и не девочка, и не замужняя мать. А ещё такая одежда -защитная, и внимания лишнего к телу не привлекает, и от сглазу защищает.
- Верно говоришь! Но суженые-то ваши не только на наряды смотреть будут, а на умения домашнее ведовство творить. Чем лучше у вас чародейство получается, тем надёжнее ваш дом защищён, тем дети здоровее да умнее, да и сами вы молодость и красоту надолго сохраните.
- Василина, расскажи про травки, говорила ты как-то, что они красу женскую долго хранят.
- Завтра начинаются Зелёные Русалии и мы отправляемся крестить кукушку. Вот у Мавки и спросим про травы. Кому, как ни ей, главной русалке в наших краях, знать о тайном!……

Продолжение этой волшебной сказки читайте в нашей новой книге «Магия Славянских Рез Рода».
- Как пройдёт встреча с русалкой Мавкой, чему ещё научат девочку в ските, какое имя она получит на имянаречении и где найдёт своего суженого-ряженого.

Воспитание девочек. Наши дни

Да, сейчас не просто соблюсти древние традиции наших предков. Но связь наших поколений так сильна, что мы интуитивно воспитываем своих дочерей по этим неписаным законам.

Учите детей любить все живое, не обижать братьев наших меньших. Вместо современных электронных игр заведите кошку или собаку - это лучший друг для маленького ребёнка! И прекрасный способ научить о ком-то заботиться, нести ответственность за живое существо. Вместо телевизора с заморскими мультфильмами читайте малышке сказки, наши, славянские - прекрасные, добрые, волшебные. Так вы не только познакомите своего ребёнка с Родными Богами, с родными традициями и с родной культурой, но и разовьёте его словарный запас, благодаря чему он вырастет образованным человеком.

Своим примером показывайте дочке, что надо всегда быть красивой, носите платья, украшения. И её наряжайте, хвалите, балуйте - ведь это можете сделать только вы! Если девочка с рождения окружена заботой и любовью, то она вырастет счастливой женщиной, и подарит миру таких же счастливых детей.

Воспитание детей в славянской традиции.

Дети – ключевой показатель любой культуры, это первостепенная черта, которая характеризует отдельно взятую страну или народность лучше любых учебников или статистических сводок. Поэтому если мы хотим понять, чем принципиально наши далекие Предки отличались от нас, достаточно хотя бы в общих чертах рассмотреть процесс воспитания детей у славян.

Для начала стоит отметить, что ребенком у наших предков считался человек, не достигший возраста 12 лет. Как только чадо (а именно так славяне называли детей, без разграничения по половому признаку) перешагивало через двенадцатилетний барьер, оно больше не считалось безвольным дитятей, которого постоянно следует контролировать. Ребенок получал имя (процесс имянаречения), при необходимости проходил соответствующий обряд инициации и становился полноправным членом общины, в полной мере могущим отвечать за свои деяния.

Итак, чем же славянское воспитание детей отличается от нашего, современного? Нет смысла останавливаться на банальных и очевидных моментах, о которых можно просто упомянуть. Разумеется, у наших Предков не было ни телевизоров, ни Интернета, но причина этого крылась вовсе не в низком уровне технологического развития, если говорить об эпохе, уходящей «вглубь веков» хотя бы на пару десятков тысяч лет. Привычные нам средства массовой информации во многом заменялись элементарными навыками телепатии, а также (при необходимости) стационарными «установками», многократно усиливающими природные способности человека. Таковыми «установками» являлись (и по сей день являются) объекты, современной науке известные под именем дольменов. Также к этой категории относятся сейды, искусственные мегалитические объекты из соответствующих каменных пород, являющиеся по сути своей ментальными резонаторами.

Так или иначе, но воспитание детей у славян подразумевало отсутствие негативного влияние любой техники, в частности – обладающей искажающими электромагнитными полями. В отличие от других народов, исконно населявших Миргард -(древнее название Земли), наши Предки осознавали всю пагубность воздействия технологий и предпочитали духовное, энергетическое развитие классическому механистическому прогрессу, который в сущности лишь облегчает жизнь, делая нас все более несовершенными. Это первое и основное отличие воспитания детей в славянской традиции от тех процессов, которые характерны для современного мирового сообщества в целом.

Дети славян сызмальства учились понимать природу, уважать ее и управлять ей (к последнему утверждению стоит относиться с максимальной осторожностью). Дети древних славян учились «чувствовать» растения, постигали основные биологические законы, управляющие всеми процессами Вселенной. Разумеется, у детей были наставники, подобные современным учителям. Но они скорее не учили детей, а пробуждали их, позволяя самостоятельно открывать окружающий мир во всех его проявлениях. Хотя при этом классические методики преподавания знаний все равно имели место, потому что они продуктивны и удобны. Среди базовых предметов преподавались астрономия, геометрия, физика, биология и история. Наши Предки, как позже Пифагор, почитали математику матерью всех наук, но здесь речь идет о значительном уклоне в сторону физики.

Важно отметить, что наставники (волхвы, жрецы) в Храмах начинали обучать детей в исключительно раннем возрасте, в среднем – с четырех лет. Но при этом стоит учесть, что у наших Предков исконно действовала образная система передачи информации, в том числе и на письме (Буквицы, Молвицы, Тьраги, Каруна), поэтому ребенку, даже совсем маленькому, было значительно проще усваивать преподаваемую информацию. Проще, чем при современной БЕЗобразной системе. Кстати, один из немногих языков, сохранивших это самое образное наследие, является санскрит, но это тема для другого разговора.

Конечно, огромную роль в воспитании детей у славян играли родители, а вовсе не школы и прочие «университеты». Ребенок постоянно находился либо с отцом, либо с матерью, либо с другим членом семьи. Поэтому современная ситуация, когда родители буквально «живут на работе», не имея ни малейшего представления о пристрастиях своего ребенка, для наших Предков была принципиально невозможна. Если отец уходил на весь день работать в поле, он мог взять сына с собой. Мать, хлопотавшая по дому, всегда держала дочь рядом. Все просто – так дети, наблюдая за своими родителями, учились у них самому элементарному, перенимали бытовые навыки, без которых жизнь в общине невозможна в принципе.

Что же касается наставников, то здесь все несколько сложнее. Чаще всего ребенок перенимал ремесло родителей, и если отец был великим воином, кузнецом или резчиком, то ребенок в большинстве случае получал ту же специальность, в раннем детстве открывая в себе соответствующие предрасположенности. С одной стороны немалую роль играет кровная линия, генетическая память. В тоже время ребенок, который растет в окружении резных произведений искусства, созданных твердой, но заботливой рукой отца, вполне вероятно обретет ту же любовь к дереву, свойственную его предкам. Отсюда – родовые ремесла. Исконно определенные веси и лани (области) ценились мастерами в соответствующих специальностях.

А вот если дитятя выказывал достаточно неординарные способности в сфере, не характерной для его родовой линии (к примеру, в семье кузнеца рос явный ведун, или в семье орача – ратник-амбидекстер), такой ребенок направлялся к волхву, определяющему для него наставника. Наставником мог стать признанный мастер, который действительно имел возможность развить в ребенке вполне определенные таланты. Фактически ребенок всегда сам определял свою судьбу, которая, образно выражаясь, подтверждалась и закреплялась во время обряда имянаречения (об этом обряде вы можете узнать в соответствующей статье).

Конечно, о воспитании детей в славянской традиции можно говорить еще очень и очень много. Ведь традиционный славянский уклад – это огромный и во многом непонятный для нас океан устоев, ритуалов и действий, большинство из которых просто не может быть реализовано в мире современном. Воспитание детей у славян в корне отличалось от того, что происходит сейчас, в современном, якобы «цивилизованном» мире.

Чем занимались дети древних славян? Конечно, они, как и мы в детстве, озорничали, находились в постоянном движении, познавали окружающий мир, скажем так, в динамике. Но все это происходило вне каменных джунглей городов, горизонт не застилала серая дымка смогов, по дорогам не носились вместилища ядовитых выхлопных газов. И если вы полагаете, что подобный «расклад» соответствующим благоприятным образом отражался лишь на физическом здоровье наших Предков, то вы глубоко заблуждаетесь.

Близость к природе всегда делает человека мудрее и проницательнее. Это сегодня мы боимся идти в лес, «потому что там клещи, змеи и прочая мерзость». Славяне воспитывали своих детей в непосредственной близости, фактически вместе с этой «мерзостью», которая не воспринималась как что враждебное. Наши Предки учили своих детей, что каждый элемент мироздания – это органичная его часть, закономерная и необходимая. Да, тогда, кстати, не было колорадского жука или еще пары десятков искусственно созданных видов, так что паззл отлично складывался.

Дети буквально дышали природой, они умели чувствовать энергетические линии земли, которые сейчас принято называть сеткой Хартмана. Лозоходство – грубый и весьма поздний осколок искусства, которое для наших предков было чем-то само собой разумеющимся. Найти точку силы – все равно, что руки помыть в ручье. Не сложнее. И вес это – от близости к природе, от естественности отношений. Ведь главный тезис, которым можно охарактеризовать воспитание детей в славянской традиции, - это непосредственное взаимодействие детей и родителей (зачастую, в более широком смысле, превосходящем кровное родство). Ребенок учился не по учебникам (хотя и по ним тоже), он овладевал ремеслом непосредственно, так сказать, из первых рук. И каждое действие было осмысленно, обусловлено, занимало определенное место в мировоззренческой концепции родителей.

Воспитание детей у славян проходило достаточно «миролюбиво». Розгами на лавке, конечно, секли, но лишь в исключительных случаях, например, если ребенок по глупости сгубил скотину (в смысле – животное). Это уже серьезный проступок, который мог нанести ущерб всему роду. Тогда секли нещадно. В целом же рукоприкладство никогда не поощрялось, потому что мощный всплеск негативных эмоций и как следствие – гормонов (в случае с розгами речь идет о гормоне страха, адреналине) действует на организм разрушительно, особенно на детский организм. Это очевидно, поэтому ни один родитель в здравом уме не будет наносить своему ребенку подобного урона. Хотя, опять же, в особых случаях подобный метод вполне мог стать реальной необходимостью.

Славянское воспитание детей подразумевает, что родители в первую очередь прививают ребенку уважение. Уважение буквально ко всему – к себе самому, к окружающему миру, к родителям, к близким, к животному и растительному миру, но в первую очередь – к Богам и Предкам. Глупо полагать, что боги славян – это персонификация сил природы. Если кто-то считает, что его предки были настолько недоразвиты, что обожествляли гром и молнию, - это его личная проблема. Славяне учили своих детей на примерах великих Пращуров, легендарных героев былых времен, которые стали Асами – богами на земле, и вознеслись в миры более совершенные (многомерные миры Светлой Нави). Здесь же воплощено отношение славян к смерти, как к естественному процессу, который не должен приносить огорчения, потому что является закономерным и необходимым, как рождение (имеется в виду физический, трехмерный мир).

Уважение к старшим, уважение к родителям и собственному Роду, вот то, что ребенок усваивал в первую очередь. И это логично, потому что процветание Рода – залог стабильного развития каждого члена рода. В конечном счете славянский Род – это несколько сотен, если не тысяч человек. Не сравнимо с современным понятием семьи, включающим в себя в лучшем случае человек десять, не правда ли?

Вот в чем заключатся основные отличия воспитания детей в славянской традиции. Конечно, в итоге к 12-летнему возрасту эти «дети» вполне могли быть полноправными членами общины, они несли за свои действия абсолютную ответственность. Они умели вести хозяйство, они умели содержать тело, разум и дух в оптимальном, продуктивном состоянии. Они умели выживать и при необходимости сражаться за себя и своих родичей.

Сейчас сложно сказать, насколько в действительности воспитание детей у славян было совершенным. Но факт остается фактом – современная, насквозь порочная воспитательная система (а точнее – ее полное отсутствие) чудовищно далека от того, что было характерно для общества наших Предков. Быть может, нам не хватает именно этого – воспитания детей в славянской традиции. Быть может, если бы мы и сейчас придерживались своих исконных устоев, все было бы иначе. И мир был бы лучше, и солнце – ярче, и трава – мягче, и рассвет – алее…

Что еще почитать