Воспитательный час на тему "бережное отношение к своим и чужим вещам". Бережное отношение детей к вещам и предметам

Классный час на тему

«Отношение к школе и её имуществу»

Цели: уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них; уметь правильно вести себя во время урока и на перемене; развивать творческие способности детей.

Оборудование : на листах пословицы (на доске); стихи и сказки у детей.

Пословицы: «Без охоты нет работы». «Горькая работа, да сладок хлеб». «Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

Ход мероприятия.

    Орг. момент .

Сегодня на классном часе мы будем говорить о бережном отношении к своим и школьным вещам, о правильном поведении на уроках и на переменах.

2. Обсуждение вопросов:

Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?

Какие книги у вас есть, что они для вас значат?

Как вы относитесь к своим личным вещам: одежде, игрушкам, инструментам?

Почему и как надо беречь школьное имущество?

Обобщение :

Как связаны между собой школа, учение, книга?

В школе учителя учат детей читать, писать, считать, думать, приобщают учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жизни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относится к своей школе, судят о его нравственной культуре, его духовном мире.

Что значит в вашей жизни школа?

Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товарищи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.

Школа – это не только учителя и товарищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные картинами и цветами, это двор, где есть игровые и спортивные площадки, где посажены деревья, клумбы с цветами и т. д.

Есть ли у нас всё это?

В наших ли силах что-то изменить к лучшему в школе?

Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе.

Изменятся ли вид школы, учебников, книг спустя некоторое время?

Какие качества человека являются причиной варварского обращения со своим школьным имуществом, со школьными принадлежностями? (неаккуратность, небрежность)

Какие положительные качества надо в себе вырабатывать, чтобы преодолеть нежелательные?

3. Разбор ситуаций.

В жизни бывают разные ситуации, человек должен знать, как правильно поступать в той или иной ситуации.

1 ситуация.

- Ты пришёл в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на стене написаны имена нескольких ребят, а ещё один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит своё имя.

Как исправить ситуацию, ваши варианты.

2 ситуация .

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

    «Вылечу» все больные книги.

    Поищу журнал с комиксами.

(сочиненные сказки читают ученики 2 класса)

Читает Кристина «Сказка об испорченных книгах и добрых учениках».

В одной деревне была школа. А в той школе находилась библиотека, в которой хранились разные очень интересные книги. Однажды в эту библиотеку пришли ученики. Они хотели почитать. Но увидели дети, что книги в ужасном состоянии. И стонут они и горько плачут. А встречает детей сама королева Книжная и говорит школьникам:

Помогите книгам, с ними приключилась беда! К нам в библиотеку пришли плохие дети и испортили все книги.

И дети дружно взялись за дело, стали приводить книги в порядок. Кристина подклеивала страницы, Валя чинила переплеты. Алеша складывал по порядку листы, Андрюша стирал ластиком надписи и укладывал книги на полки в алфавитном порядке. Скоро в библиотеке все засияло.

Радостные книги хихикали. И каждому из ребят рассказали по интересному рассказу или сказке. И благодарили на перебой всех детей.

Закончи предложение:

- Бережное отношение к вещам – это …

- Бережливый человек – это такой человек, который …

(на доску вывешивается плакат)

Бережливость – стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.

(учащиеся читают стихотворение)

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Какое правило заключено в стихотворении?

(Учитель обращает внимание на пословицы на доске)

Горька работа, да сладок хлеб.

Без охоты нет работы.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

(Дети читают пословицы о труде)

Что посеешь, то и пожнёшь.

Без дела жить - только небо коптить.

(Дети читают стихотворение)

Обиженная парта

(басня)

Из Парты капнула слеза –

Смолистая, густая…

Тут к Парте Глобус проявил участье:

- О чём ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про своё несчастье…

И Парта скрипнула в ответ:

- Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдёт…

Учитель:

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Почему парта заплакала?

Кто её обидел и как?

Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?

Дома вы готовили рассказы и сказки о неаккуратности человека к вещам.

(Дети читают сказки и рассказы)

Ребята, для того, чтобы ваши школьные принадлежности, школьное имущество были в порядке нужно ещё себя хорошо вести на уроках и переменах.

(Дети читают стихотворение)

«Угомон»

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: - Ребята, тише!

Тише! – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

Тише, тише! – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

Тише – тише – тишина!-

Крикнул Игорь у окна.

Тише, тише! Не шумите!-

Заорали Витя, Митя.

Замолчите!- на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!

Что случилось в первом классе?

Почему расшумелся первый класс?

Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе? Что помогло? Почему?

Какой совет дал всем угомон? Вы с ним согласны?

Существуют правила поведения на уроке.

В школу надо приходить вовремя, не опаздывать. Если ты опоздал по уважительной причине, то надо попросить у учителя разрешения войти в класс. Утром, придя в класс, надо поздороваться сначала с учителем, а затем с ребятами. Если в класс входит учитель или взрослый, надо встать. Так дети здороваются. Вставать надо дружно, при этом соблюдать тишину. Сесть нужно только после разрешения учителя. Если хочешь ответить или спросить, подними руку. После разрешения учителя встань и говори. «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь».

(стихотворение С.Я.Маршака «Два кота»)

Жили – были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днём и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Кого вам напоминают своим поведением коты?

Почему коты подрались?

Правильно ли поступили коты, когда начали драку?

Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?

Подумайте, как им надо было поступить.

(Учитель читает стихотворение)

«Перемена»

«Перемена, перемена!»

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог, вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – большая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел.

Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком, на перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи – словом,

Сделал всё, что мог!

Ну, а тут – опять звонок…

Вова в класс попёрся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

Ничего, - вздыхает Вова, - на уроке отдохнём!

(Б. Заходер)

Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?

А как нужно?

Как ведёт себя Вова на перемене?

Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит.

(Учитель читает правила поведения на перемене.)

Выходить на перемену надо только после разрешения учителя.

В коридоре можно играть, не мешая другим, не толкаясь.

Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя

На перемене побывать в туалете, чтобы не отпрашиваться на уроке.

На большой перемене следует пообедать.

Итог.

Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Я читаю стихотворение, а вы договариваете слово.

«На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным)

Всё пиши, не отставая,

Слушай, …(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…(поднимать)

На перемене … (отдыхать).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок, коль услышишь ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда… (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не … (кричи).

Краткий анализ:

Классный час, прошедший в форме круглого стола, способствовал формированию навыков правильного поведения в школе, в общественных местах, выработке навыков бережного отношения к школьному имуществу, развивал такие качества, как бережливость, взаимопонимание, доброжелательность и творческие способности детей.

Литература:

    Журналы «Воспитание школьников» № 6 за 2004год, № 7 за 2007 год.

    Творческие работы детей на тему «Если был бы я волшебником» (о бережном отношении детей к книгам).

В большинстве семьях дети явно не страдают от не хватки игрушек. Их комнаты с верху до низу заставлены мягкими игрушками. Но в таком случае, мы можем наблюдать следующую тенденцию, если у старого зайчика оторвался хвост или ушко, то он сразу же становится ненужным и выбрасывается без сожаления. Это происходит потому, что родители начинают всё чаще и чаще покупать новые игрушки своему ребенку, а те которые потрепались и устарели, немедленное выбрасывают и ребенок сразу же о них забывает. При этом новые покупки не являются объектами сильного желания и мечты ребёнка, потому что родители покупают их спонтанно или же по первой просьбе ребенка.

То же самое касается и детской одежды. Некоторые вещи имеют свойство быстро изнашиваться, в результате чего такая одежда быстро становится домашней. Очень часто и к ней дети относятся с пренебрежением, они в ней играют, пачкают и знают, что за это их никто не будет ругать. То, что родители могут обеспечить любые потребности ребёнка, это замечательно, но вопрос бережного отношения к вещам относится к воспитанию самостоятельности у ребёнка.

Большинство мам делятся вещами своих подросших детей, я тоже не стала исключением и когда я отдаю что-то из вещей моих дочек, то многие замечают, что выглядят они как новые. Сразу скажу, что вещи служат у нас долго, не один сезон. И думаю, что во многом это происходит по тому, что дети с малых лет участвуют в выборе собственной одежды, впрочем как и игрушек, и всего что приобретается. Когда дели были совсем маленькими, они наблюдали как родители обсуждали покупки. Когда они стали немного старше, мы их вовлекали в процесс выбора необходимых вещей, терпеливо поясняя, что, зачем и почему приобретается, и самое важное как будет использоваться.

Сейчас, когда девочки стали уже старше и пошли в школу, я уверенна в том, что любые их покупки тщательно взвешены. На днях наблюдала как они просматривали на сайте CrazyLime детские зимние шапки , это они искали для младшей сестрёнки зимнюю шапку с тремя большими помпонами из натурального меха. Мы в этом интернет-магазине регулярно делаем покупки, и мне было приятно и интересно наблюдать за их обсуждением понравившейся модели.

Я уверенна в том, что одной из основных причин пренебрежительного отношения ребенка к вещам является отсутствие у него навыков самостоятельности. Это одно из главных упущений родителей во время воспитания. Самостоятельность в поведении ребенка активно проявляться примерно в трёхлетнем возрасте. И если вы думаете, что с этих пор можно начинать учить его следить за собой и своими вещами, приучать его к аккуратности и порядку, то вы опоздали года на три. Лучше начинать этот процесс с самого рождения, как бы странно это не звучало, но я поступала именно так, а в три года ребёнок уже может самостоятельно навести порядок в комнате, разложить на места игрушки и аккуратно повесить всю одежду, от родителей нужно лишь создать условия.

Как учить ребенка бережно относиться к своим вещам

Прививать навыки бережливости и аккуратности своему ребенку родители должны с ранних его лет. Если же этого не происходило, и ребенок уже вырос, то необходимо немедленно начинать упущенное воспитание, используя два основных правила:

1. Постоянство. Как только родители поняли, что их ребенок не аккуратен со своими вещами, то они сразу же должны проявить настойчивость в вопросах аккуратности и бережливости, но при этом делать это постоянно и сами не должны забывать соблюдать эти правила.

2. Требования к аккуратности должны в одинаковой степени исходить от каждого члена семьи.

Способы воспитания бережного отношения к вещам

Не стоит заваливать ребенка слишком большим количеством одежды или игрушек. Их должно быть немного, и каждая из них должна иметь очень выгодную отличительную особенность и должна использоваться для каких то особых случаев.

Родители не должны покупать какую-то вещь сразу же после первой просьбы ребенка. Необходимо запомнить, что если ребенок захотел, чтобы его родители купили ему какую-то вещь или игрушку, то он должен с этим желанием провести целые сутки. Очень часто желания маленьких детей о покупке быстро меняются, и он уже забывает, чего хотел вчера. Если же он не забыл об этом, и желание приобрести эту вещь оказалось сильным, то родитель должен обсудить с ним будущую покупку, и расспросить его, зачем она ему нужна, и что он с ней будет делать. Такие обсуждения нужно проводить каждый раз, когда совершается для него новая покупка. Таким образом, он будет учиться обдумывать каждое приобретение новой вещи.

Учить ребенка раскладывать все вещи по своим местам. Родителям необходимо попросить своего малыша, чтобы он сам нашел постоянное место в его комнате для расположения игрушек. Пусть он самостоятельно проявляет фантазию и аккуратность. Также для него можно выделить другие личные места в доме, например, в шкафу для одежды, где у него был бы свой крючок только для его вещей, или его личная подставка для зубной щётки или собственная полка для обуви. Пусть эти места имеют какие-то свои отличительные признаки, например яркий цвет или логотип с его именем.

Родители должны учить детей соблюдать порядок и аккуратность без постоянных напоминаний и замечаний. Он должен сам догадаться, что его вещи находятся не на своем месте, и что в комнате следовало бы прибраться.

Ребенка нужно приучать, чтобы он одевался без посторонней помощи. Он должен знать, что он оденет завтра и заранее перед сном подготовить все свои вещи, собрать рюкзак или протереть обувь.

Если ребенок решил пойти в детсад или в гости вместе со своими любимыми игрушками, то взрослый должен обсудить с ним, что именно он взял и подсчитать все вещи. По возращении домой вместе с родителем он должен снова произвести подсчет.

Для того чтобы приучить ребенка к аккуратности и бережливости, родители должны на себе показать ему в этом пример. У родителей самих должен быть порядок в шкафу, на столе и в комнате. Подражание за взрослыми действует на ребенка куда более эффективно, чем постоянные требования и нравоучения.

Нравственное, этическое и духовное воспитание

План

1. Процесс воспитания личности. Направления воспитания. Методы воспитания.

2. Нравственное воспитание

3. Этическое воспитание

4. Духовное воспитание

  1. Нравственное воспитание

Воспитание у ребенка навыков и привычек, способству­ющих формированию нравственного поведения, должна осу­ществляться в единстве со всеми другими задачами воспита­ния.

Воспитатель должен развивать в ребенке следующие ка­чества.

Вежливость. Это качество украшает, делает привлека­тельным растущего человека, вызывает к нему симпатии ок­ружающих.

Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст пово­да показывать свое превосходство, не станет навязывать че­ловеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуме­стные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

Чувство такта. Оно является регулятором поступков че­ловека, его отношений с людьми.

Предупредительность. Добиваясь от ребенка предупре­дительности, воспитатель стремится, чтобы она проявлялась у него из добрых побуждений оказать внимание, помочь близ­ким и окружающим людям.

Скромность. Данная нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается ка­заться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя про­сто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требо­вательность к самому себе.

Трудолюбие. Черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, доб­росовестности, бережливости, уважении к труду, а также в стремлении самому делать то, что посильно.

Дисциплинированность. Дисциплинированность прояв­ляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гувернер, решая социальные задачи воспитания, должен опираться па разумное и нравственное в человеке и помочь воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обществ;!. Применяя знания этики, как науки о нравственной жизни человека, воспита­тель способен выйти на глубинный этический диалог с вос­питанником о главных вопросах человеческого бытия п смыс­ла жизни. Для осуществления этического воспитания ребенка



необходимы знания целостной системы основ этической культуры. Методика предполагает сочетание этической ус­тановки на доброжелательные и уважительные отношения с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достой­ного выхода из них.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека.

Структура этического диалога между воспитателем и вос­питанником должна основываться на принципах возрастно­го подхода. Она должна быть направлена на влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методи­ческими формами включения ребенка в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт ребенка, пробуждающие его чувства и собственные размышления.

Это могут быть интригующие вопросы, дилеммы, сужде­ния, предложенная для анализа ситуация, игры, незакончен­ный сюжет, адресованное ребенку письмо.

Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как ты думаешь?». Необходимо очень точно ста­вить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога те фор­мы, которые приведут ребенка к основе проблемы, необхо­димости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности к жизни человека. Нить рассужде­ний ребенка должна привести его с помощью воспитателя к осмыслению собственной личности, своего опыта.

Этика общения

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить эти­кет. Этикет выражает содержание тех пли иных принципов нравственности в широком смысле слова.

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.

Главная задача воспитателя - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в от­дельности, относиться к окружающим людям так, как он от­носится к себе. Культура человеческих отношений, общение ребенка со сверстниками, с людьми разного возраста играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться куль­турно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.

В каждой эпохе - свой стиль общения, у каждого обще­ства свои правила поведения, но есть ценности общечелове­ческие, и именно па их основе развивается культура любого парода. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складываю­щийся исками.

Воспитание нравственности начинается с колыбели. Ког­да мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспита­ние самой глубокой нравственности, дружеского отношения к миру. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка,- воспитатель.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношении с окружающими людьми и при­обретает опыт общественного поведения. Формировать у ре­бенка навыки поведения, воспитывать сознательное, актив­ное отношение к порученному делу, чувство товарищества надо начинать с детского возраста.

При ежедневном общении с ребенком у воспитателя есть возможность постоянно упражнять его в хорошем поведении, что способствует выработке привычек.

Каждый день ребенок здоровается и прощается, убирает после игры игрушки, умывается, одевается на прогулку и раз­девается. Ежедневно ему приходится аккуратно вешать одеж­ду, ставить обувь и т.д. Таким образом ребенок не только прак­тически овладевает различными навыками и умениями, по и осваивает определенные нормы поведения.

Воспитатель приучает ребенка здороваться с воспитате­лем, родителями, гостями, которые могут в течение дня прий­ти в дом, на улице со знакомыми, соседями. Многократные упражнения помогут ему осознать общее правило: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая посто­янная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребенком «Здравствуй­те» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости вы­ражает уважение и доброжелательное отношение к окружаю­щим. Ребенок должен здороваться охотно и приветливо, без напоминания. Каждый случай неприветливости не следует рассматривать как факт проявления невежливости. Очень важноразобраться, почему ребенок не поздоровался, п помочь ему справиться с проблемой. Часто он здоровается формаль­но, не понимая смысла этого правила. Осо:;пав ценность пра­вил, он начинает активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для пего нормой пове­дения.

Бережное отношение к вещам

Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка бе­режное отношение к вещам. Ее решение требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Воспитатель должен формировать у ребенка навыки и умения самообслуживания. Например, вводит правило: « Каж­дой вещи - свое место» - и строго контролирует его выпол­нение. На конкретных примерах воспитатель показывает ре­бенку, почему важно и необходимо соблюдать это правило. Когда все вещи на месте, можно быстрее одеться, ими удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

Создание культурных привычек можно начинать с вос­питания аккуратности и чистоплотности. Уже с трехлетнего возраста ребенок может сам, с некоторой помощью воспита­теля, одеваться, застилать свою кровать, убирать комнату.

Духовное воспитание

Духовность - это качество, которое закладывается с дет­ства. Ребенка нужно приучать ценить и понимать красоту, ко­торую можно усмотреть во всем - в окружающей природе, в звуке, цвете. В обычном, будничном можно увидеть красоту.

С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию - истинного двигателя эволюции. Можно просле­дить развитие науки за последние полвека и показать на при­мерах ее достижения.

Ребенку следует объяснять, что наша планета не являет­ся обособленным миром, она лишь одна из многих во Все­ленной. Основы астрономии заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Ребенок ощу­тит себя носителем духа, ответственным за всю планету. Для этого необходимо ознакомить ребенка с величием Мирозда­ния с помощью микроскопа и телескопа. Можно провести экскурсию в обсерваторию или планетарий. Не нужно опа­саться, что ребенок не поймет показанное. Он не только за­помнит увиденное, но и получит огромную радость.

Задача воспитателя - ознакомить с живой природой, на­пример с жизнью пчел, муравьев, рассказать о перелетных птицах. Естественная история должна быть преподнесена как можно полнее и увлекательнее. На примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложе­ны в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить уси­лия к преуспеванию. С самых первых уроков ребенок дол­жен научиться радоваться чудесам жизни.

С малых лет необходимо обращать внимание ребенка на красоту звука. В каждом человеке склонность к музыке зало­жена с рождения, но без воспитания она спит. Человек дол­жен слушать музыку и пение, и это пробудит чувство прекрас­ного. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание природы. Важно услышать песню водопада, реки или океана, ветер, который принесет свою мелодию. На красоту нужно открыть ребенку глаза.

Часто достаточно одной фразы, одного рассказа, чтобы глаз ребенка навсегда постиг красоту мира.

Расширение сознания и кругозора должны стать основой и целью воспитания.

Большое место отводится детской и юношеской литера­туре. Воспитатель должен не только привить любовь к кни­ге, но и научить читать вдумчиво и внимательно: не глаза, а мозг и сердце должны читать.

Ребенка нужно воспитывать на примерах героев и подвиж­ников. Дети любят народных героев. Ребенок восхищается подвигами и мечтает видеть себя на их месте. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство. Истинный патриотизм проявляется в бескорыстной любви к Родине, в уважении к народам, населяющим, обогащающим наш мир.

Значение и влияние книги на сознание ребенка безгра­нично. Часто первые прочитанные книги дают толчок и на­правление всему дальнейшему развитию мышления.

Воспитатель должен привить уважение к произносимо­му понятию. Ребенок должен осознать, что словом можно больно ранить человека, и, наоборот, доброе слово способно исцелить. Воспитатель должен привить ребенку чувство лич­ной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.

Воспитателю необходимо развивать внимание воспитан­ника. Малыш должен усвоить, что ненаблюдательный чело­век подобен слепому и глухому. Особенно важно поощрять ребенка высказывать свое мнение о прочитанном, услышанном и виденном им. Такие обсуждения заложат основу мыш­ления. Полезно вечером анализировать прожитый день. Спро­сите ребенка, с кем он встречался, о чем разговаривал. Что ему понравилось, а какие поступки окружающих людей, возмож­но, обидели его, как он реагировал на это.

Ребенок постарше может вести дневник, в котором отме­чает все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, ко­торые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимает решение не допускать в течение всего дня опреде­ленного поступка, например - раздражения, грубости, лжи или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим. Ведение такого дневника, с це­лью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.

Отсюда должно родиться чувство ответственности за каж­дую мысль, слово и действие. Ребенка следует учить пони­мать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления в природе, где ничего не может быть бессмыс­ленно и безнаказанно.

Навеяно постом о расхламлении чуть выше в сообществе, который меня весьма покоробил. Да, вещей не должно быть много, шкаф не должен ломиться, но ведь на то и система флай чтобы и овцы целы и волки сыты. Мне кажется, что люди, выкидывающие семейные архивы и детские рисунки (отписалась об этом в той теме) и те, кто плюшкины, это стороны одной медали -люди не умеющие отличить главное от второстепенного. И не люблю навязанного нам стереотипа общества потребителей - покупай новой, выкидывай старое. Да, я много чего могу позволить себе купить, но кроме денег в вещах заложены ресурсы планеты (увы, не безграничные) и труд людей которые их делали. Я об этом помню и покупая, и выкидывая вещи. И еще очень люблю тезис: «чисто не там где убирают, а там где не сорят». В отношении вещей примерно то же самое - захламлено не там, где не выкидывают, а там где покупают лишние вещи. Сама шопоголизмом не страдаю совсем, с каждой вещью у меня должен быть «роман» для того чтоб я ее купила, соответственно вещь и служит до тех пор, пока не придет в негодность, бывают конечно и исключения. Итак, как расхламляюсь.

Да, есть милые сердцу вещи из одежды - шью из них. Пальто и пара теплых юбок ушли на лоскутный плед, сейчас вещи еще не один подобраны. Тонкие ткани - на занавески, дачные абажуры, фартуки - вообще обалденный простор для творчества. Первый лоскутный плед шила как умела, за сейчас залезла за советами на сообщество по петч-ворку, и вычитала там что в древности на Руси был такой обычай - шить новорожденному лоскутное одеяло, в котором обязательно есть фрагменты одежды мамы, папы и бабушек-дедушек - это одеяло становилось оберегом от сглаза, нечистых сил. Конечно, я во все это не верю, но приятно иметь вещь с воспоминаниями.

На дачу вывожу практичную обувь реально при нашей погоде загородом надо иногда менять обувь три раза на дню и сохнет это потом пару дней. Джинсы-свитера-куртки тож имеются в тройном размере на даче по той же причине, а также по причине регулярного нашествия гостей, которые не удосужились прихватить достаточно одежды с учетом возможного дождя, мокрой травы и т.д. Специально что-то покупать для дачи не вижу смысла.

Многие вещи, которые просто поднадоели, или просто не вписались в гардероб, отдаю в детский дом (размер у меня 42, стиль джиносово-трикотажный, иногда романтический, так что вполне для школьниц пойдет). Это в Москве-Подмосковье в детдома только новые вещи принимают, а моя знакомая с группой единомышленников ездит регулярно в один детдом в Рязанскую область, там реальная нищета и одежда, а особенно обувь ой как нужна. Туда же отсылаю надоевшую бижутерку и сумочки (знакомая говорит, что этому особенно девочки-старшеклассницы радуются, этого за госсчет им вообще не покупают). Все вещи стираю, глажу, складываю по категориям, подписываю пакеты. Отвожу сама знакомой, ей и так много хлопот у всех все собрать, потом Газель еще заказывают отвозить в детдом. Отвожу передачки пару раз в год - весной с одежкой на летний сезон, осенью - на зимний. Понимаю, что и там хороша ложка к обеду, а не хранить вещи по полгода. Задаю себе труд отвезти адресно, а не просто поставить пакет с вещами у помойки типа кому надо, тот возьмет. У нас в доме обеспеченные люди живут - им точно не надо.

Кстати, интересно. Побывала в прошлом году у подруги в Австрии. Она меня удивила тем, что там у них принято между подружками и коллегами обмениваться шмотками, аксессуарами и бижутеркой (общается с местным коренным населением). Меня это смутило, вроде как же, обеспеченные все люди, в хорошей фирме работают, а она удивилась - что такого? На сейлах за 5-10 евро не удержишься прикупишь новых кофточек, наденешь несколько раз, а потом надоедают - вот и обмениваемся, и весело, и все что-то новое. И не согласна с тем, что год лежит без дела - вон. часто вещь у меня должна изрядно отвисеться, а потом найдет себе пару и начинаю носить в хвост и гриву. Но у меня нет сиюминутных вещей, все довольно классическое или в слегка богемном стиле - вне моды.

То, что слишком потерто из одежды, ветхое постельное белье, полотенца - идет на тряпки. То что «на тряпки» имеет несколько вариантов утилизации. Во-первых, некий запас (разумное кол-во) тряпок лежит дома и на даче на то, чтоб что-нть вытереть и выкинуть, завернуть в моркую тряпку корни у саженцев. старые полотенца лежат в машине для протирки стекол, фар и тд.

Во-вторых, собачьи приюты. Ну, это, наверное, для меня актуально. Я плотно так в «собачьей» благотворительности. И когда в морозы вопль о помощи, что в приют надо одежку гладкошерстным собакам - отзываюсь на клич. Старые одеяла, коврики, пледики, пальто идут на подстилки или на шторки прикрыть от ветра вход в будку, толстовки-свитерки - на жилетки собам (обрезаются рукава, у длинных - низ тоже обрезается, по низу прострачивается резинка), детские идут на мелких собаков, взрослые вещи - на крупных. Естественно все это служит собам до весны или большой оттепели со слякотью, потом все это выбрасывается. В приюты же всегда актуальны старые кастрюльки, тазики и т.п. в качестве мисок, и х\б тряпки - подстелить, вытереть.

В третьих - гараж. Туда вообще бездна тряпок, на днях МЧ израсходовав собственно тряпки, использовал в качестве них мои гаражные шмотки, в которых я собиралась днище зачистить, за что получил от меня нагоняй, но парировал в духе - у тебя что, футболок мало? :)

В итоге на помойку идет только синтетика (а ее вообще у меня мало,почти не ношу), ветхая обувь или не слишком ветхая, но не подходящая по стилю в детдом\на дачу.

Выбираю так, чтобы служила долго и через много лет не казалась убогой. Не выношу ДСП-шной однодневки, а в мебельных магазинах посмотришь - и большинство именно такой мебели. Когда переехала жить отдельно от родителей то как раз помогла разбарахлиться родственникам и знакомым, выбрала из предложенного самое удобное, а потом неспеша выбирала то, что будет стоять долго. На интерьер маленькой комнаты переехал гарнитур, который был в моей комнате у родителей, не смогла заново подобрать то, что комнату 8.5 м не загромождает, надеюсь и новокупленные вещи долго послужат. А многие знакомые покупают дешевую мебель, потом она теряет вид, нужно новую, а эту куда девать, и вот дачи завалены кучей гарнитуров. Кстати, на дачу у себя в комнате мебель будет из старой-старой советской из натурального дерево, большая вместительность при малых внешних размерах. Но так как это вещи из разных гарнитуров, то будут декупажем и новой фурнитурой в единый стиль переведены. И это будет гораздо более качественная мебель, чем то что я смогу себе позволить (и не жалко будет) купить на дачу. Кстати, мебель в кухне дома так и осталась из старых шкафчиков взятых при расхламлении родственников. Сделан новый фасад из жалюзных дверок и деревянных наличников на старом удобном каркасе. Стоило это совершенно смешных денег по сравнению с новой мебелью. В целом я за то, чтоб служила долго, а потом развалилась и пошла на помойку.

Аксессуары всякие для дома, посуду - обмениваюсь, дарю, отдаю-продаю через инет-барахолки. Мне надоело, а кому-то именно это надо в комплект к тому, что уже есть. И сама иногда клянчу какое-нть старье у родных и знакомых, ибо вижу - что им это хлам, а я загорелась сделать это гвоздем интерьера. Еще частенько вспомниаю настольную лампу, которой мы с папой сами делали абажур когда я была мелкой. Я все школьные годы делала уроки под этой лампой, да и сейчас вспоминаю ее, и как мы ее делали. Со своими детьми обязательно буду что-то мастерить, ради таких вот воспоминаний. Да и просто самодельные вещи делают дом уютнее и атмосферу в нем создают.

Технику покупаю продумывая все нужные функции, чтоб потом служила, пока не сломается, а не хотелось покупать модель поновее, а эту на антресоли.

 Извиняюсь, что длинно написала. Спасибо, кто осилил. Буду рада если кто еще поделится разумному расхламлению с бережным отношением, а не "тащи все на помойку".

В дошкольный период дети овладевают навыками действий с предметами, игрушками, книгами, личными вещами.

Цель воспитания детей – бережного отношения к вещам и предметам

  • Привитие дошкольникам навыков правильного обращения с вещами.
  • Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам, к личному и общественному имуществу (лестнице, лифту, к дворовым постройкам) и т. д..
  • Формирование навыков и умений, связанных с подготовкой к любой деятельности, т. е. учить своего ребёнка готовить своё рабочее место, все материалы, связанные с предстоящей деятельностью, планировать своё время на эту деятельность и доводить начатое дело до конца.
  • Воспитание умения замечать неопрятность в одежде, в комнате, приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
  • Старших детей учить наиболее экономным приёмам работы, воспитать бережное отношение дошкольников к вещам и предметам с детства.
  • Бережно относиться к материалам и инструментам. Воспитывать культуру трудовой деятельности.

Известно, что маленький ребёнок ещё не может самостоятельно организовать свою деятельность (как и чем играть, заниматься), поэтому организаторами детской деятельности являются взрослые, его родители. Именно под их руководством любая деятельность детей дошкольного возраста обретает содержательность, целенаправленность.

Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам с детства

Давайте рассмотрим такие примеры:


Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам труда человека

Ребёнка необходимо приучать беречь труд мамы, папы, бабушки, дедушки, няни, прачки в детском саду. Дети не замечают, что не заботясь о чистоте своего костюма, платья, полотенец, доставляют много хлопот взрослым и вещи быстро приобретают неприглядный вид. Воспитатель Т.И. после умывания пригласила детей посмотреть их полотенца и комментировала от лица полотенца: «Пете полотенце говорит, что он не промыл свои руки, на нём остались тёмные пятна. Это потому, что мой хозяин плохо моет руки и завтра будет вытираться грязным полотенцем. У Тани полотенце говорит, что она молодец. Витя не повесил полотенце, и оно на него обиделось». Таким образом Т.И. научила детей чисто мыть руки, поясняя, что это необходимо не только для чистоты рук, но и полотенце служит дольше, и его легче постирать. Кроме того, она научила детей следить за тем, чтобы полотенца аккуратно висели, чтоб не измялись и имели возможность подсохнуть после вытирания рук и лица.

Что еще почитать