Японские «шлёпанцы» гэта

Гэта – один из самых древних видов японской обуви. Когда именно “скамеечки” вошли в обиход – сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун, т.е. III-VI в.в.


Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нынешней префектуры Киото.

Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.

За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых “тагэта” (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи – основная цель подобных конструкций.


Вариация на ту же тему.

Поскольку “тапочки” эти не отличались изяществом и лёгкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались верёвочки для управления.


Примерно так.


Так называемые “нори-гэта” (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части, чтобы не всплывали.

Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).


Обувь со встроенной стремянкой. Утверждают, что высота “стремянки” варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались, неизвестно. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара вёдер – не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-“каблуками” и лямками, в которые и вставляются ступни.

Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:


Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).

Но уже к периоду Хэйан перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.

Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а “каблуки” стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель – наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота “каблуков” вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше. “Каблуков” также может быть и два, и один, и три.


“Однозубые” гэта, также называемые “тэнгу-гэта” (тэнгу – это такой очень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят, для особой духоподъёмности.

Кстати, о монахах. Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:

Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времён очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ныне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трёхкаблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:

Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется “поккури” (имитация издаваемого при ходьбе звука) или “окобо”.

Вот ещё модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплёткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это “бутай-гэта”, в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют её роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетёные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.


Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале XX-го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему “на одну ногу”.

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтобы не терялись в процессе, их ещё и верёвочками подвязывали к ногам.


Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа – как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню. Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Фотографии современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.


Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции, только более нарядненькое и со стразиками.


Это – так и вовсе почти традиционное.


Тоже практически никакой экстравагантности.


Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема ортопедических гэта чрезвычайно популярна.


Вот таких, например.

Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.


Модель “кролик”.


Поперёк тоже можно. Из бамбука.


На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему. Модель называется “Кяри”. Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Давайте посмотрим на традиционную японскую, китайскую обувь. Она оригинальна - для европейца, конечно. Что у нее общего с обувью европейцев - она говорит о статусе и роде занятий владельца.
Универсальными считались гэта-сандалии. Деревянная платформа могла опираться на одну, две или три рейки и достигать в высоту 20 см, в зависимости от назначения.

Гэта имеют множество различных вариаций.

Например, престарелые мужчины и священнослужители могли носить гэта только с закругленными углами, в то время как мужчины средних лет носили строго четырехугольные.

Большим изяществом и разнообразием отличались женские гэта. Их украшали резьбой, драгоценными камнями и позолотой, обивали дорогими тканями. Гэта кажутся совершенно неудобными, но люди на них ходили, бегали, а гейши даже танцевали. Однако сделать широкий шаг в такой обуви все же не удавалось, поэтому приходилось передвигаться маленькими шагами. Такая походка напоминала парение в воздухе


Еще одним видом традиционной японской обуви являются окобо - высокие туфли со скошенной под носком подошвой. Они были предназначены для майко (гейш-учениц). Чтобы научиться ходить на окобо девушки тратили немало времени, но такие туфли, средняя высота которых составляла 14 см, спасали их дорогие кимоно от уличной грязи. Рекордно высокие окобо носили элитные гейши. Они были настолько неудобными, что женщинам приходилось опираться на плечо специального слуги. Зачастую под гэта и окобо одевали на специальные белые носки с отделением для большого пальца. Хотя считалось, что женская ножка, обутая без носка, выглядит очень эротично.



Если в Японии создавали причудливую, но все же практичную обувь, то в Китае мода порой рождала нечто совершенно невероятное. Ярким примером могут служить туфли-лотос, не потерявшие свою популярность вплоть до XVII века. Появились они еще в Х веке. В то время считалось что главным украшением женщины, является миниатюрная ступня, длина которой не должна была превышать 10 см. Поэтому маленьких китаянок заставляли туго перевязывать ноги, чтобы их форма и размер не менялась. После этого они одевали крошечные туфельки в форме лотоса.


Такая традиция была популярна в основном среди знатных семей, так как заниматься какой-либо работой или без труда передвигаться девушки не могли. Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Китайцы большое значение придавали значение придавалось цвету, форме и украшению обуви. Цвета были четко регламентированы. Так, красные туфли были предназначены исключительно для торжественных мероприятий, белые для траура.


Не менее интересны туфли, появившиеся в XVII веке в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай). Об их происхождении даже сложена легенда. Жители одного городка, который удерживали враги решили одолеть их хитростью. Чтобы не утонуть в болотах, окружавших город, они создали деревянные башмаки с каблуком в середине, напоминающие конское копыто. Воинам удалось вернуть свой город, а в память об их славной победе женщины стали постоянно носить такие башмаки, максимальная высота платформы которых достигала 25 сантиметров.

Тэцу-гэта - железные гэта, смертоносные. Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). «Они но гэта» иногда называются - «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

Гэта - сукээто - гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.


В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта.

Традиционной японской одеждой можно подолгу любоваться. Изысканные кимоно, разноцветные юката, хаппи с их смелым дизайном и простые, но величественные хакама, - вся эта одежда родом из Японии. Однако существует одна область классической японской моды, на которую зачастую не обращают должного внимания: традиционная обувь!

Помимо своей главной функции, традиционная японская обувь ценится за уникальные эстетические качества. Давайте же рассмотрим некоторые типы обуви.

Гэта


Гэта - один из самых известных типов традиционной японской обуви, который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Можно сказать, что гэта представляют собой деревянные сандалии. К ним прикреплён крепкий, но мягкий тканевый ремешок, называемый «ханао», который удерживает обувь на ноге. Типичные гэта состоят из плоской части, называемой «дай» и двух опорных частей, называемых «ха» (что означает «зубы»). Чаще всего гэта носят с юката, хотя иногда вы можете увидеть, что люди надевают их и с повседневной одеждой, например, с джинсами или шортами.


Хотя большинство гэта обладают двумя «ха», можно также увидеть так называемые «иппонба», у которых только одна опорная часть.


В последнее время дизайнеры любят экспериментировать с гэта, добавляя к ним современные узоры и интересные аксессуары.



Дзори


Дзори - ещё один тип японских сандалий. Большинство традиционных дзори изготовляется из соломы, однако также используются лакированная древесина, ткань и кожа. В последние годы обувь также изготовляется из синтетических материалов. Поскольку дизайн дзори бывает самый разный, их можно носить с разными типами одежды: от повседневных свободно сидящих дзимбэй до официальных кимоно .

Окобо


Это высокий тип гэта, которые обычно изготовляют из дерева и которые носят майко. Окобо майко обычно нелакированные. Лишь с наступлением лета ученицы гейш могут надеть чёрные лакированные окобо.


Цвет же ремешков означает ранг майко: красный носят новички, в то время как жёлтый цвет означает более опытную майко.

Таби / Дзика-таби


Таби представляют собой традиционные белые носки, которые носят с официальной одеждой, к примеру, с кимоно. В отличие от других носков, в таби большой палец отделён от остальных, что позволяет носить их с гэта или окобо.


Дзика-таби, хоть и имеют форму таби, представляют собой обувь. Их японское название (地下足袋) можно также перевести как «таби, которые касаются земли». Дзика-таби, изобретённые в XX веке, изготовляются из прочных материалов, таких как резина. Эту обувь часто носят фермеры, строители, рикши или садоводы.

Варадзи


Варадзи - это, возможно, самая простая обувь в данном списке. Эти соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Традиционным материалом для варадзи является рисовая солома, однако их также изготовляли из конопли и хлопка.

Национальная японская обувь за всю свою историю становления и развития, претерпела ряд больших изменений. Огромное влияние западных тенденций на развитие экономической и политической ситуации в стране, коренным образом повлияло и на внешний облик японцев, которые стали постепенно отходить от своей традиционной одежды, заменяя ее более европеизированным стилем.

На сегодняшний день европейские фасоны одежды наводнили шкафы каждого современного японцы. Узнать японца по походке можно теперь только на различных карнавалах и праздничных шествиях, приуроченных к национальным праздникам.

В чем отличительная черта походки японцев? Все дело в обуви. Национальная японская обувь, довольно необычная и специфическая для европейца, в современной Японии перестала использоваться для повседневной носки, не выстояв конкуренции с удобной и комфортной обувью европейских моделей.

Обувь в Японии

Одна лишь японская тенденция в мире обуви остается без изменений – никто не может похвастаться такой регулярной и частой сменой обуви, как жители японских островов. Для каждого случая у японца есть своя определенная обувь.

Для хождения по улице жители Японии надевают или гэта , которые в течение нескольких столетий являются необходимым атрибутом гардероба. Входя в дом, японцы переобуваются в мягкую обувку, которая называется суриппа . Идя в уборную, японец снова сменит обувь, и наденет специальные шлепанцы. Для посещения святынь и храмов применяется отдельная обувь.

История формирования обуви японца также необычна и интересна, как сама японская культура. Изначально дзори являлись универсальной обувью, которая подходила под любую одежду, и обувалась на все случаи жизни.

Гэта – специфическая обувь, называемая скамеечкой. Гэта представляет собой деревянную платформу, которая помещается на двух брусках дерева. Крепится такая конструкция к ноге с помощью специальных тесемок или веревочек, которые продеваются между большим и указательным пальцами.

В такой обуви невозможно было сделать широкий шаг, поэтому все японки ходили маленькими шагами, создавая эффект парения в воздухе. Именно такая походка являлась единственно приемлемой для японской женщины.

Форма и другие особенности обуви гэта

Несколько веков назад для изготовления гэта использовалось дерево. Несмотря на специфическую конструкцию, из которой, казалось, невозможно сделать что-то большее, гэта имела несколько стилевых разновидностей. Гэта могут иметь круглый носок, который носили, предпочтительно, пожилые люди и служители храмов, и гэта с прямоугольным носком, который носили представители среднего возраста.

Есть и другая разновидность гэта – номэри, которая отличается наклоном носка вперед. Такая обувь особенно цениться у эстрадных звезд и представителей творческих профессий.

Гэта имела не только разную форму носка, но и материал, который применялся для отделки обуви. Материал отличался от социального сословия человека, а также от времени года.

Гэта для мужчин имела менее эстетичный вид, нежели женские модели, но отличилась высоким качеством древесины, которая относилась к благородным породам дерева, а поверхность гэта украшалась резьбой из затейливых узоров. Женские модели, используемые для торжественных случаев, украшались парчовой тканью, и по своему внешнему виду очень походили на современные сланцы.

В зимний период, или для жителей горной местности, такие гэта делались значительно выше, чтобы уберечь ноги от холода. Сегодня современная японская женщина предпочитает носить на работу удобные сандалии из мягких материалов.

Дзори – своеобразная модель сандалий

Характерная черта дзори – отсутствие каблука, но наличие утолщения подошвы в области пятки. Дзори – один из самых комфортных видов обуви, обуваемый для ежедневной носки. Для изготовления дзори используется солома, кожа, различные синтетические материалы, например, винил.

Сегодня на улицах Японии уже не встретишь девушек и женщин, ходящих мелкой, шаркающей походкой. Японцы очень любят и уважают свои традиции, поэтому традиционная японская обувь является обязательной к надеванию во время различных религиозных обрядов, в частности, но обряд наступления совершеннолетия, которое наступает в Японии в 20 лет. Надевается такая обувь для прохождения обряда бракосочетания, и деятелями сцены и кино.

Видео: Изучение японских цифр

Читайте также

09 Мар 2014

Пожалуй, самой известной визитной карточкой Японии является действующий вулкан Фудзи. Он...

10 Мар 2014

Наиболее любимыми японцами произведениями народного творчества являются сказки. Любые сказки...

Теперь в Японии редко носят кимоно и юката, поэтому неудивительно, что и такую традиционную обувь как гэта, дзори и варадзи увидишь нечасто. А всего каких-то 30-40 лет назад сандалии дзори и деревянные башмаки гэта были обычны. Давайте посмотрим на японскую обувь, с древнейших форм до современных уникальных моделей, которые отражают неизменные представления о том, что полезно для ног.

У традиционной японской обуви два исторических корня. Один тип обязан своим происхождением Южному Китаю и Юго-Восточной Азии, для него характерен ремешок, идущий от передней части подошвы. Нога проходит под ремешком, а большой и средний палец ноги сжимают черенок. Такая открытая конструкция идеальна в тёплом и влажном климате, благодаря ей легко и надевать, и снимать сандалии. Другой тип обуви пришёл из Северного Китая и Корейского полуострова. Нога полностью закрыта, почти как при носке башмаков.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта (деревянных башмаков), которые появились позже.

В захоронениях VI века членов правящего класса обнаружены башмаки. Они были обиты металлическими пластинами, следуя дизайну, пришедшему с Корейского полуострова, отличаясь изысканностью украшения, и наверняка не предназначались для повседневной носки. Позже башмаки стали носить на церемониях при дворе, а также в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Даже сегодня в традиционное церемониальное облачение членов Императорского двора входят изысканно украшенные вырезанные из дерева башмаки. В древности носили также тряпичную и кожаную обувь. Плетёная соломенная обувь пришла в VIII веке из Китая и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом.
Тагэта носили на рисовых полях и после Второй мировой. Этот тип тагэта назывался о-аси.

Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран (Освежающий ветерок от складного веера); она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу.

Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.

Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах. В эпоху Эдо (1603 – 1867 гг.) башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта - верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

Варадзи: Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.

Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.

Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу.


Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу.


Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века.

Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади.

Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси.

Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо (современном Токио) они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.

Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.

У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.

Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно

Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.
Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:
(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)
(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)
(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)
(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)

Гэта
При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены.
(1)

Яки-гэта
Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью
. (1)

Сэтта
Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок.
(1)

Поккури
Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям.
(1)
Гэта и окобо (по-другому поккури) делались из древесины павлонии - твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко (будущие гейши). Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще.

Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.

Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.

Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки - ойран. Их гэта были очень высокими.

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста.
.

Дзори
Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.
(1)

Нива-гэта
Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду.
(1)

Ама-гэта
Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ (щитки для пальцев), чтобы уберечься от воды и грязи.
(1)

Таби
Хлопчатобумажные “носки” таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие (справа внизу). Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.
(2)

Дзика-таби
У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств.
(2)

“Диетические тапочки”
У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье.
(3)

“Сандалии, полезные для здоровья”
На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление.


“Лечебные гэта”
Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность.
(4)

Резиновые дзори
Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира.


Увабаки
В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.

Что еще почитать