Что делать если скучно советы для детей. Что делать, если ребенку скучно

Привет, друзья! Став родителями, мы преобразили свою жизнь. И сегодня я расскажу, какой прекрасной она стала. И все благодаря тому, что мы хотим сделать жизнь наших малышей лучше, хотим научить их всему полезному, развить их способности и обнаружить таланты. А знаете, с чего все начинается? С того, что мы задумываемся, что делать когда скучно дома детям . Конечно, можно найти легкий, но не продуктивный путь – подсунуть крохе мультик или быстро сообразить, к кому из друзей его отвести. Но не спешите! Сегодня мы поговорим о другой возможности, которая может преобразить нашу жизнь, и жизнь крохи.

Поймите правильно, я не против мультиков, их я сама люблю и уважаю за то, что порой они мне дарят:

  • Минуту спокойствия, пока карапуз их увлеченно смотрит;
  • И возможность наглядно преподать урок. Некоторые мультяшки поднимают и обсуждают очень правильные темы. А я подхватываю эстафету и продолжаю урок со своим малышом.

В то же время, если есть возможность, я стараюсь активно провести с ребенком время. Считаю, что детство короткое, а малышатам так много нужно дать, так о многом рассказать и научить. И при этом, детство бывает один в жизни, а потому заставлять карапуза что-то делать – точно не выход. А тут, как бы случай подвернулся: скучно маленькому, он не знает, чем заняться . Ура! Значит, он сам охотно согласится «повеселиться»! Что я понимаю в этом контексте под весельем? Вот на этом моменте и остановлюсь.

Развитие

Развитие крохи предполагает, что мы будем расширять его кругозор. Как это можно сделать ненавязчиво и интересно для всех:

  • Если ставить цели. А вернее, заинтересовывать ими.
  • Попробуйте привести карапуза на кружок.
  • Мыслите нестандартно. У вас есть все, чтобы занять кроху. Возможно, некоторые мои идеи вам понравятся.

Цели

Как вы обычно заинтересовываете себя? Возможно, вам помогают бесконечные повторения слова «надо»? Или вы напрочь отмахиваетесь от своих желаний? А может быть, вам нужен пинок? Знаете, можно травмировать себя всем этим. А что говорить про малыша? Он точно от навязанной ему цели не будет в восторге. Поэтому, выбирая для ребенка задачу, учтите 2 момента:

  1. Его возраст и интересы.
  2. Сумеете ли ВЫ поддержать интерес у маленького к этой цели?

Допустим, вашему ребенку 12 лет . Он достаточно взрослый, чтобы, когда он заскучает, просто взять его за руку и отвести на игровую площадку к другим деткам. А вы знаете, что его волнует, и чем можно его увлечь? Возможно, он «болен» звездами и любит смотреть на небо, готовы ли вы вместе с ним утром изучать карту звездного неба и то, почему и как светят звезды, чтобы вечером, вооружившись этими знаниями, изучать звезды воочию? Сможете купить трубу или телескоп, отвести в обсерваторию, найти в вашем городе кружок юных звездочетов-астрономов?

Нужен толчок, чтобы заинтересовать. А возможно, что и не один, а на протяжении какого-то времени нужно быть с малышом, жить его интересом, помогать ему.

Кружок

Порой малышу важен даже не сам кружок, а то, что он видит там других деток, их интересные поделки, слышит красивую музыку. Выбор кружка – дело непростое, мы уже говорили об этом. Вот только акцентирую внимание на том, что кружок – это выбор не только ваш, но и карапуза, и необходимостью. Сейчас поясню:

Ваш – это чаще всего стандартный необоснованный набор: музыкалка, художка, танцевальный, спортивный, английский.

Крохи – тот, куда ходят его друзья, где ему самому интересно.

Необходимость – нужно не только расширять кругозор, но и вкладывать базовые знания, которые понадобятся в учебе, жизни, карьере. Например, малыш, которому 10 лет уже хорошо ориентируется в компьютерном мире. Если эта отрасль ему интересна, тогда не лишним будет познакомить его с языками программирования.

Но над каждым навыком нужно подумать, расходуйте энергию и внимание ребенка очень осторожно. Некоторые навыки он сможет получить в будущем сам. Эти навыки не будут выделять его из толпы, придавать ему ценности. Например, занятия английским не придают веса человеку, это примитивный навык, его можно выучить в любом возрасте за месяц и чем дальше, тем проще, потому что человек более мотивирован. 300 миллионов американцев знают английский и это никому из них не придает веса. То есть, его можно убрать на второй план.

Некоторые навыки никогда ему не понадобятся, но они будут придавать человеку в жизни огромный вес, значимость, будут выделять из толпы и влиять на принятие решений. Это, например, получение музыкального образования — освоение сложных музыкальных инструментов (фортепиано, виолончель, рояль). Но не баян, не гитара, не саксофон, потому что они уже «заезженные».

Инструменты должны быть менее попсовыми и не затертыми неудачниками из переходов. Вряд ли вы желаете, чтобы ребенок, проходя по переходу, ассоциировал себя с этими людьми. Этот сценарий должен быть для него не возможен. Например, на рояле никто не играет в переходе.

В будущем музыкальное образование, навык владения сложным музыкальным инструментом будет всегда выделять его в любом обществе. Если он окажется в обществе с людьми высокого уровня, то вряд ли они удивятся знанию английского. И даже наоборот,если узнают, что вы гордитесь таким навыком — это скорее всего понизит вас в глазах окружающих. Но если они узнают, что вы владеете сложным навыком, таким как гимнастика, игра на фортепиано, на крайний случай владение специфическим языком, например, китайским (но не забывайте, что миллиарды китайцев говорят на этом языке и среди них этот навык может быть не таким ценным), то это выделит и будет всегда одергивать ребенка в толпе.

Это поможет ему противостоять мнению толпы и соблазнам, которым она поддается. «Если для толпы это нормально, это не значит, что это нормально для меня: алкоголь, недостойное поведение, ругань». Все эти мысли будут незаметны для человека, он просто не будет знать, почему к нему не прилипают некоторые гадости, почему у него вызывает отвращение, когда кто-то плюет на улице. Это и есть культура.

Еще хочу выделить несколько направлений, которые не только повышают ценность человека и вес, но и крайне перспективны с точки зрения дохода.

Современные направления:

  1. Соробан (ментальная арифметика) , где маленький научится по-новому думать и считать (кстати, дети уже с 4 лет по этой методике начинают складывать и вычитать до 100, смотрите видео ниже). Это не просто необычно уметь складывать и вычитать 10-20 цифр подряд как калькулятор, это сильный тренажер для мозга. Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает. А вот если нагрузки есть – серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова.
    Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.
  2. 3 д моделирование – это и техника, и поделки вместе, что может быть увлекательней. Еще более привлекательно и перспективно 3 д моделирование в компьютерных программах. Ведь скоро очки виртуальной реальности станут доступны каждому, а кто сможет моделировать виртуальный мир? В будущем останется несколько профессий: программист и оператор и множество ответвлений — дизайнер, художник, и все это будет тесно связано с компьютером. Только представьте, насколько это перспективное дело. Даже если ребенок вырастет архитектором или дизайнером, представьте он сможет сделать виртуальную модель всей мебели или будущего дома, дать клиенту очки и клиент будет ходить по своему новому дому. И однозначно, дизайнер с такими навыками легче получит дорогого клиента, чем тот, который показывает простые картинки. Это не фактастика, уже есть такие очки, уже есть программы позволяющие моделировать виртуальные объекты в настоящем времени — дополненная реальность. А 3 д принтер? Он стоит как обычный лазерный домашний принтер, но дает возможность печатать все, что вы нарисуете в программе, даже детали роботов, детали квадрокоптера, игрушки, какие только придут в голову.
  3. Анимация . Какой ребенок не любит мультики, а представьте его восторг, когда он сможет научится их делать сам. А тот, кто умеет делать анимацию, может делать все, что угодно — ролики для ютуб, рекламные ролики, игры, презентации, семинары. Вы можете брать любые уроки и анимировать их. Эти уроки в сотни раз эффективнее, удобнее. Эти навыки, которые вы получите открывают дорогу в мир 3 д моделирования. Вы становитесь таким себе богом, который может создавать миры, планеты, зверей, людей, помещения, нужные ситуации.

Это были долгосрочные способы избавления от скуки. Но что делать , когда крохе скучно сейчас? Как именно в этот момент его с пользой занять и развеселить?

Кратковременное избавление от скуки

Идеи . Немного этот вопрос уже освещался в предыдущих статьях. Помните, были у нас и опыты с водой. Но можно развивать в любом направлении, и приготавливая вкусности, и все это детка воспримет, как забаву и ему будет интересно. Да даже простые игры дома – тоже вариант! Смотрите

Что еще можно предложить:

  1. создать свою фотокнигу,
  2. попробовать силы в написании своей книги,
  3. научиться рисовать,
  4. заняться исследованием по карте и справочниках новых стран.

Поверьте, все это увлекательно и вас, и карапузов ждет много открытий!

Знаете, думаю, у вас тоже немало своих идей. Давайте их здесь соберем в отличную коллекцию! И, если вдруг, настанет такая минута скуки, вы будете знать, где быстро найти подсказку! А потому, пишите в комментариях свои мысли, делитесь своим опытом. И не забудьте подписаться на новые статьи, чтобы не пропустить ничего нужного и полезного. И помните, все это не только вам нужно, но и вашим друзьям. А потому, рассказывайте им про наш сайт, мы с радостью примем их в своем дружном коллективе.

Вот и все. Пока-пока!


«Мама и папа, мне скучно!» – эта фраза является, пожалуй, самой популярной жалобой у современных детей. Одни родители расстраиваются, что не могут организовать интересный досуг для ребенка, другие раздражаются, считая, что дети сами должны находить себе занятие.

Откуда берется детская скука? Следует ли придумывать для малыша новые игры или предпочтительнее научить его развлекать себя самостоятельно?

Психологи уверены, что не стоит выдумывать разные виды активности, чтобы занять ребенка, и тем более предлагать ему посмотреть телевизор или поиграть в компьютер. Дошкольники должны понять, что в жизни бывает свободное, «скучное» время.

Этот период малыши должны потратить на исследование внешнего и своего внутреннего мира. Тем самым они учатся фантазировать, создавать что-то новое.

Если же родители станут заполнять их каждую свободную минуту, дети не научатся сами управлять собственным временем и заполнять его своими идеями и занятиями.

Откуда же берется скука у ребенка?

Прежде чем понять, как реагировать на жалобы малыша, который утверждает, что его ничего не интересует и ему нечем заняться, необходимо разобраться, что стоит за подобным поведением.

  1. Главными «виновниками» детской скуки сегодня являются компьютеры и телевизоры. Ребенок, почти с младенчества проводящий много времени за голубым экраном, плохо задействует фантазию, не умеет договариваться с ровесниками о правилах игры.
  2. Современные дети получают слишком много впечатлений в течение дня. Психике ребенка требуется некоторое время для переработки полученной информации. Неудивительно, что в этот момент он пассивен и болтается без дела.
  3. Детская, которая завалена куклами и машинками, не гарантирует того, что вашему чаду не придется скучать. Малыш может просто не уметь играть с этими игрушками, или они ему не подходят по возрастным или психологическим параметрам.
  4. Зачастую сообщение о скуке становится явным сигналом того, что ребенку требуется мамино внимание. Он чувствует себя одиноким, заброшенным и несчастным. Даже самые дорогие гаджеты и игрушки не смогут заменить живого общения и родительских объятий.
  5. Маленькие холерики и сангвиники заскучают быстрее, чем другие дети, если вы предложите им задания, которые требуют внимательности и сосредоточения. А медлительному флегматику станет скучно во время активной возни со сверстниками.
  6. Еще одна причина скуки, о которой почему-то многие забывают, – ожидание детьми каких-либо событий. Это может быть визит к бабушке, посещение парка развлечений. Если мероприятие откладывается, ребенок начинает скучать.

Как помочь скучающему ребенку?

В первую очередь психологи советуют родителям отложить ненадолго свои дела и уделить внимание заскучавшему чаду.

Если вы хотя бы пять-десять минут пообщаетесь, обнимите его, малыш успокоится и найдет себе занятие по душе.

Если же скука не отступает, расскажите ребенку, что иногда можно просто отдохнуть, насладиться свободным временем и никуда не торопиться. В этом случае он сможет накопить силы для будущих свершений. О чем еще следует помнить взрослым?

  1. Нет необходимости сразу же бросаться на помощь к скучающим детям. Важно, чтобы они самостоятельно научились планировать неурочное время, принимали решения. Если малыш опять говорит, что ему скучно, предложите самому найти себе занятие. Конечно, это касается подросших деток – от пяти лет и старше.
  2. Вместе с ребенком напишите на листе бумаги перечень мероприятий, которые помогут «убить» скуку: раскрашивание картинок, пускание мыльные пузырей, гонки на велосипеде, рисование на тротуаре мелом. Малыш снова скучает? Пусть пройдется глазами по списку.
  3. Если ребенку наскучили обычные развлечения, дайте ему материал для творчества. Пусть он сам создаст что-то новое: макет города из коробок и старых журналов, кормушку для птиц, куклы и декорации для силуэтного театра.
  4. Пересмотрите все игрушки, которые есть у малыша. Вероятно, они не подходят ему по возрасту: он или слишком мал для них, или уже перерос подобные игрушки. Поиграйте вместе и при необходимости научите, как собирать пазлы, конструктор, как кормить куклу.
  5. Не переживайте, если ваш отпрыск мало интересуется игрушками. Некоторых детей больше привлекают хозяйственные дела, которыми занимаются мама и папа. Привлеките любопытного ребенка к уборке, приготовлению некоторых блюд, уборке квартиры. Это поможет избавиться ему от скуки.
  6. Замечательно, если ребенок любит играть в шахматы и шашки. Подобные настольные игры не только развивают логическое мышление, но и избавляют от любого намека на скуку. Если вы не можете проводить много времени за доской, начните партию и предоставьте малышу право следующего хода. Как только он начнет скучать, пусть задумается над шахматной партией.

Детская скука и гаджеты

Некоторые родители оказывают детям медвежью услугу, сражаясь со скукой с помощью мультфильмов, компьютеров, игровых приставок и прочих современных гаджетов.

Специальные исследования показали, что ребенок, постоянно пользующийся планшетом и ноутбуком, намного чаще испытывает скуку в отличие от сверстников, которые любят подвижные и настольные игры, умеют играть в компании.

Кстати, любовь к компьютеру может перерасти в настоящую зависимость.

Вы забудете про детскую скуку, если научите малыша читать и привьете ему любовь к книгам.

На страницах литературных произведений его ждет волшебный мир, полный приключений и новых встреч. Безусловно, вам придется потратить много времени, чтобы приучить ребенка к чтению, закрывая книжку на самом интересном месте.

Кстати, зачастую родители сталкиваются с обратной стороной медали – дети настолько увлекаются чтением, что их приходится буквально отрывать от любимого книжного персонажа. В этом вам поможет тот же самый список мероприятий, который вы составляли для борьбы со скукой.

Не переживайте, если вы успели перепробовать все вышеописанные способы, а ваш отпрыск продолжает жаловаться на скуку. Объясните ему, что взрослые тоже иногда скучают и это вполне естественно. Попробуйте успокоить ребенка, а через несколько минут вы увидите, что он сам нашел для себя подходящее занятие.

Другая информация по теме


  • Заметки внимательного родителя. Тревога! Аутизм…

Что делать детям, когда скучно, выбирайте по ситуации. В арсенале мамы есть тысячи способов развлечь тоскующее дитя.

Когда скучно дома

Обычная ситуация, когда мама хлопочет по хозяйству, а малыш стоит на кухне и стонет от скуки. В детской полно игрушек, но малыш тянет маму за рукав и хнычет. Порой так бывает, когда кроха недополучает внимания. Если выделить время на совместный досуг в течение 2-3 часов, то малыш не будет чувствовать себя брошенным.

Что делать детям когда скучно - строить крепость из подушек

Если времени катастрофически не хватает, маме приходится хитрить. Отвлекитесь от домашних забот и навестите комнату малыша. Оглядев брошеные игрушки, дайте карапузу задание:

  • уложи куклу спать, расскажи ей сказку на ночь;
  • припаркуй все машинки по размеру;
  • нарисуй, как мама моет посуду.

Эти задания как бы вовлекут вас в игру и займут малыша на время. Обязательно проверьте рисунок и расположение машин на парковке. Попросите рассказать, как быстро уснула кукла, понравилась ли ей сказка.

Если чувствуете, что возиться с играми дитя по-прежнему не хочет, можно занять его хозяйственными делами. Поручите девочке вытереть посуду или перебрать крупу. Ребятишкам нравится выполнять взрослые дела, возможно, они сделают это элементом игры с куклами.

В запасе у мамы могут быть новые настольные игры или интересные книги. Малыша нужно научить играть, потом он сможет делать это самостоятельно. Разложите по квартире сладости в укромных углах и нарисуйте схему «острова сокровищ». Пусть карапуз почувствует себя охотником за сокровищами.

Малыши 3–7 лет в пути

Ожидания в пути изводят живого энергичного карапуза. Он устаёт на остановках, в транспорте и общественных учреждениях. В этом случае надо брать «развлечения» с собой. Составьте список того, что можно делать на улице, возьмите с собой игрушки, которые могут занять дитя. Если под рукой ничего не оказалось, попробуйте развить его воображение: «Представь, что ты на острове, в лесу, в детском саду…, что ты видишь, расскажи».

Выездные мероприятия для ребенка

Если вы у кабинета врача, то малыш, скорее всего, боится, а не скучает — поддержите его.

В гости к друзьям, где есть малыши, нужно брать настольные игры. Прежде чем увлечься «взрослыми» разговорами, объясните карапузам правила игры.

Музеи и выставки вряд ли заинтересуют кроху, если не провести с ним ознакомительную беседу. Попробуйте объяснить карапузу, для чего нужны музеи, посмотрите предварительно фотографии. Он может скучать от деятельности и информации, которые не соответствуют его возрасту или интересам.

Даже утомительное мероприятие можно разнообразить, внеся в него яркие детали. Скучные обязанности можно провести «наперегонки».

Для родителей детская скука представляет обычно намного большую проблему, чем для самого малыша – ведь скучающее дитё начинает ныть, отвлекать взрослых от их дел, а иногда и что-то ломать или пачкать…

Как правильно решать проблему «ребенку скучно дома»?!

Что делать взрослым, когда детям дома скучно?

Чадо дергает вас за юбку, капризничает и озвучивает повергающие вас в ступор фразы «Мааам, мне скууучноо, что мне делать?..», «А во что мы будем играть?..»? Есть две стратегии поведения в данной ситуации:

  • Отложить свои дела и придумать некое занятие для вас двоих. Это действительно здорово, когда мама, папа, бабушка или дедушка могут предложить ребенку общее интересное дело: сыграть в настолку или придумать сюжетную игру с игрушками, вместе сделать какую-нибудь поделку или нарисовать рисунок, или даже сделать что-то – перебрать крупу, что-то приготовить, вымыть посуду… Такие моменты в современных семьях – редкость, и если можете выделить время – проводите его с ребенком, пока он мал и сам этого очень хочет, пока не вырос и не начал избегать времяпровождения в семейном кругу!
  • Предложить ребенку несколько вариантов самостоятельных развлечений или полезных дел: порисовать, сделать уборку в комнате, почитать, и т.д. Не считайте себя ужасной матерью, если вам действительно некогда бежать развлекать дитятку – вы не должны быть «клоуном по вызову» для ребенка, он должен понимать, что у других людей (в том числе у близких) могут быть свои дела, и люди не обязаны их бросать по первому его требованию. Каждый ребенок должен учиться сам справляться со своей скукой и бездельем – это важный аспект взросления!

Но нужно знать и то, чего взрослым уж точно не надо делать, если ребенку стало скучно дома:

  • Включать ему телевизор или компьютер, давать в руки смартфон или планшет. Да, конечно, современные дети рано приобретают пристрастие к этим предметам, и зачастую это пристрастие становится столь сильным, что вопрос, чем можно заняться дома, когда скучно, детям вообще неведом. Как что делать – играть или смотреть ! Чем это плохо – думаем, не стоит объяснять. В общем, чем дольше вы сможете избегать детской гаджетозависимости, тем лучше.
  • Обвинять его в лени, несамостоятельности или других плохих качествах. Скука и отсутствие идей, чем заняться – это вполне естественное состояние для человека любого возраста. Вы и сами в своей жизни неоднократно проводили «ленивые уикенды» на диване, и много раз не могли сходу выдумать себе достаточно содержательное занятие в свободное время. Ребенок тоже имеет право на все это, он не должен стыдиться своей скуки. Если он тяготится бездельем, это даже хороший признак – значит, бездействие действительно не кажется ему лучшим времяпровождением, и он стремится к каким-то интересным занятиям!
  • Пытаться заполнить всю его жизнь какими-либо полезными делами: учебой, факультативами, хобби и помощью по хозяйству. Конечно, проблему скуки это решит, но появится гораздо более серьезная проблема — переутомление. Да и вообще, ребенок в процессе развития должен научиться сам придумывать себе занятия, выбирать между несколькими альтернативами времяпровождения, и т.д., а не только жить по жесткому, не им самим составленному графику.

Чем заняться ребенку дома, когда скучно?

Знакомая всем родителям проблема – малыш нудит, а вы и сами отчаянно «тупите» — чем бы его развлечь и какое бы интересное занятие предложить… Идеи от «Красивой и Успешной» для детишек разных возрастов:

  • Малышу-несмышленышу достаточно дать в ручки какой-нибудь новый для него предмет (разумеется, безопасный). Даже если детская завалена горами игрушек, маленький ребенок может надолго заинтересоваться чем-нибудь совсем простым и не предназначенным для игр – например, обычными пипетками и миской с водой…
  • В доме всегда должен иметься запас материалов для разных видов творчества, чтобы заскучавший ребенок мог открыть шкафчик, посмотреть на коробочки красок, пачки цветной бумаги и прочих вдохновляющих штук, и придумать какую-то творческую идею, которую захочется немедленно воплотить!
  • Вы можете держать на случай, когда ребенку станет скучно дома, несколько «неприкосновенных» игрушек или игр. Да-да – просто отложите в недоступное для ребенка место несколько штуковин, и выдавайте их изредка, на ограниченное время, по особой просьбе… Например, это может быть говорящая или движущаяся игрушка с ограниченным лимитом работы батарейки.
  • Для ребенка постарше вместо игрушки может быть какая-нибудь особенная «неприкосновенная» книга – например, шикарное подарочное издание детской энциклопедии, или старая семейная реликвия – толстая книжка сказок времен детства вашего дедушки…

  • Можете и вовсе схитрить – спрячьте заранее несколько игрушек, с которыми ваш отпрыск вроде как уже наигрался, забросил в дальний угол и забыл о них. А вот когда он заскучает, тут-то вы и предъявите ему «пропажу» — очень вероятно, что он увидит старые игрушки в новом свете!
  • Не бойтесь предлагать ребенку посильные хозяйственные дела, если он скучает. Это реальный шанс представить для него «бытовуху» веселым развлечением, а не унылым набором обязанностей!
  • Если с вами дома живет , то грех этим не воспользоваться и не отправить чадо ей – большинство бабушек очень рады развлекать внуков.

А иногда не надо искать забавы пооригинальнее и игрушки поновее – ведь ребенку может хотеться просто поговорить с вами, выслушать от вас какую-нибудь забавную историю из вашего детства, или самому рассказать что-нибудь… И пренебрегать возможностью такого душевного общения с сыном или дочерью точно не стоит!

Когда скучать полезно: как прислушаться к своим желаниям

Вы часто видите такую картину? Ребёнок слоняется по дому, берется за одно дело — бросает, за другое — тоже бросает. У него плохое настроение. Ему ничего не интересно и ничего не хочется. Ему скучно.

Выдержать приступы детской скуки не так-то просто. Особенно когда нам, взрослым, надо куда-то бежать или быстро что-то делать. Куда проще включить ребенку мультик, отправить за компьютер или подкинуть идею, чем заняться. Это отличное средство, работает безотказно.

Но понимаем ли мы, что делаем, избавляя ребёнка от скуки? И вообще, скука — о чем она? Почему дети начинают иногда отчаянно скучать, хотя вокруг полно игрушек, интересных занятий, друзей? И как реагировать на скучающего ребёнка? Вот об этом мы и поговорим.

Почему детям становится скучно? Причин, если глобально, всего две.

1. Ребёнок не понимает и не чувствует, чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени

Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра — садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!

А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остается ли на это достаточно времени?

И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно. Но главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.

И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даем ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.

Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).

И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты...

На мой взгляд, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.

Эту проблему усугубляют готовые развлечения и их доступность. Я имею в виду планшеты, телефоны, телевизоры, компьютерные игры. Нынче они главные спасатели и взрослых, и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они все дальше и дальше уводят нас от самих себя.

О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка как о причине скуки педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.

Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.

2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко

Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности, увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.

С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться, и развиваться.

Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».

Что же делать, если ребёнку скучно?

Первое и главное: дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом, и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.

И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап — встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдет, ребёнок справится, вы же с ним.

Следующий этап — тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.

Так что о чем же скука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им — к себе, нам — к себе.

Что еще почитать