Что такое карма и как от нее избавиться. О карме. виды кармы. форма отработки долгов по карме Почему возникает тот или иной тип кармы

Если изучать феномен кармы более глубоко, не удовлетворяясь поверхностным знанием, то мы можем обнаружить, что во многих индийских и тибетских школах существует устоявшаяся классификация различных видов кармы, что поможет не только более объемно взглянуть на данное явление, но и даст шансы разобраться в собственном бытие, не ограничивающимся лишь нынешним воплощением.

Три основных вида кармы

Карму принято разделять на три вида:

Саньчита-карма («накопленные действия») - сумма всех карм этой и прошлой жизни;

Прарабдха-карма («начавшиеся действия») - часть саньчита-кармы, приносящая плоды и оформляющая события и условия текущей жизни, включая природу наших тел, личные склонности и привязанности;

Криямана-карма («делаемое сейчас») - карма, которая создается и добавляется к саньчита-карме в этой жизни нашими мыслями, словами и действиями или во внутренних мирах в промежутке между жизнями.

Для понимания этих трех аспектов кармы традиционно проводят аналогию с рисом, то есть каждый из аспектов кармы соотносится с одной из стадий развития этого растения.

Саньчита-карма - рис, сжатый и засыпанный в амбар, ассоциируется с накопленными последствиями наших прошлых действий.

Прарабдха-карма - очищенный от шелухи и обработанный специальными методами для употребления в пищу рис символизирует прошлые действия, придающие форму сегодняшним событиям.

Криямана-карма - новый рис, в основном взятый из самого последнего урожая, сеют на поле. Это последствия текущих действий.

Саньчита-карма

Саньчита-карма создается в предыдущих воплощениях, это как бы суммарный итог всех поступков и действий в прошлом. Ее иногда еще называют скрытой кармой или «приостановленной», то есть не полностью реализованной в отдельно взятом воплощении. Это связано с тем, что некоторые кармические узлы не могут быть развязаны одновременно по разным причинам, поэтому часть «кармических семян» откладывается до следующего перерождения.

Таким образом, не все то, что ушло из жизни человека, действительно «ушло». Любая проблема, напряженная ситуация, внутренний или внешний конфликт, вытесненный на периферию сознания, все равно остается в «кармическом багаже», правда, теперь кармический узелок затянется туже и развязать его будет сложнее.

Прарабдха-карма

Прарабдха-карма - зрелая и реализующаяся, то есть прошлая карма, чьи плоды пожинаются в настоящем. К таким кармическим плодам можно отнести жизненные условия, в которых рожден человек, его природные склонности, различного рода таланты и дарования, в некоторых случаях экстрасенсорные способности, неосознанные влечения и так далее.

Данный вид кармы традиционно разделяют на два подвида – положительная и отрицательная. К первой относятся благоприятные условия рождения, ко второй - неблагоприятные. Но всегда нужно помнить, что подобное разделение относительное, как сказано в Библии: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».

Большинство мастеров в отношении прарабдха-кармы говорят, что ее невозможно отвратить, но всегда можно смягчить. И самый действенный способ - принимать все мудро и бесстрастно, и это позволит «истощить» кармические элементы, то есть лишит их энергии.

Криямана-карма

Криямана-карма - это действия и поступки, совершаемые в настоящем и создающие либо моментальную кармическую зависимость, определяющую поведение и привлекающую события в этой жизни, либо приплюсовывают кармические узелки к саньчита-карме, то есть формируют карму будущего воплощения.

Можно сказать, что криямана-карма - область, где возможны самые радикальные изменения, территория, на которой человек может «маневрировать», меняя негативную карму на положительную или вовсе освобождаясь от нее. Это - самая «подвижная» карма, то есть податливая к трансформации.

Именно в рамках криямана-кармы человек получает свободу совершать поступки по своему желанию, то есть совершать выбор, который может кардинально изменить судьбу не только в этом, но и последующих перевоплощениях.

Самые трудные виды кармы

В некоторых эзотерических школах карму принято разделять в соответствии с уровнем последствий того или иного поступка, и в первую очередь речь идет о тех действиях, которые «завязывают» такие узлы кармы, что их очень сложно искупить (развязать). Среди них особо выделяется пять «трудных карм»:

1. Убийство отца.

2. Убийство матери.

3. Исторжение плода.

4. Ранение будды.

5. Раскол в духовной общине.

Естественно, в каждой традиции этот список варьируется, но одно остается неизменным – лучше всего избегать тех поступков, которые на многие перевоплощения привязывают вас к колесу сансары.

© Алексей Корнеев

Трудности прошлых жизней, проявляющиеся в нынешней жизни, разделяются на четыре основные категории. Эти категории выделяются для того, чтобы легче разрешать проблемы сегодняшнего дня, прослеживая их до самого истока. Обладая знанием о некоторых прошлых жизнях, вы можете составить представление об их рисунке, основных проблемах и неизменно повторяющихся ситуациях. Повторные ситуации также можно разделить на четыре категории.

Простой, но эффективный способ устранения сегодняшних трудностей в перспективе прошлых жизней предлагается читателю в последней главе. Вы также познакомитесь с детальным описанием процесса полного освобождения от кармических стереотипов. Цель же этой главы (а также следующей) - дать детальное понимание кармы и повторения ее рисунка из жизни в жизнь.

Понимание четырех категорий кармы проясняет для нас влияние событий далекого прошлого на нынешнюю жизнь. Все наши жизни связаны между собой, и уроки, которые они нам преподносят, неотделимы друг от друга. Отдельная жизнь не оканчивается со смертью. Самые значительные события этой жизни переносятся в будущее, чтобы стать неотъемлемой частью следующего воплощения. На эту - нынешнюю - жизнь, как и на формирование нашей личности, огромное влияние оказывают события прошлых жизней.

Смерть не является итогом, опыт одной жизни создает определенные ситуации в следующей, и так повторяется из воплощения в воплощение. Когда мы сталкиваемся с травматическим переживанием, нанесшим вред нам или другим людям, ситуация будет повторяться в каждой жизни, пока мы не найдем в себе мужества разобраться в ней до конца и исцелить ее последствия.

Ключом к исправлению кармического рисунка всегда служит осознание. Поняв ошибку, или истинную причину неудачи, мы довольно легко принимаем верное решение и ломаем стереотип. Карма всегда дает возможность проявить свободу воли и выбора. Когда что-то не подучается, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом. Часто освобождение от кармы основано на том, что человек осознает собственные ошибки прошлого и исцеляет прошлую карму, чтобы будущее строилось уже на ином материале.

Если в прошлом карма представлялась чем-то наподобие неизбежного и неумолимого рока, то сегодня взгляд на нее изменился. Почти все поддается исцелению, но в первую очередь это касается личных взаимоотношений. Вы должны знать, что что-то происходит в вашей жизни не так, понять причину такого положения дел и найти способ исправить ситуацию.

Несмотря на подтекст, присутствующий во многих религиях, чувство вины, стыд и самобичевание не способствуют процессу исцеления . Каждый из нас поступал некрасиво, каждый из нас совершал преступления, и у каждого были "неудавшиеся" жизни. Все мы страдали, а страдания являются основой духовного роста и зрелости.

Вам демонстрируют ошибки, боль и страдания, испытанные вами в прошлых жизнях, не для того, чтобы породить в вас чувство вины или заставить устыдиться собственных деяний, а для того, чтобы вы изменили свое мировосприятие. Цель этого процесса - привести вас к пониманию того, что "я был не прав, и со мной это никогда не повторится", и научить вас состраданию по отношению к себе и другим. Самобичевание столь же неуместно, сколь и чувство вины, - оно так же тормозит эволюцию духа и не дает возможности освободиться от кармических стереотипов. Обвинения в свой адрес так же разрушительны, как и обвинения в адрес ближних.

Каждый из нас был жертвой и палачом в своем далеком прошлом. Вы должны узнать об этих ситуациях, извлечь из них уроки и больше никогда не поступать таким образом, чтобы не страдать самому и не нести страдания окружающим. После того как вы замечаете свою ошибку и изменяете свое поведение, чтобы не повторить ее, урок можно считать пройденным, а карму очищенной. Человек, нанесший вам обиду в прошлой жизни, сейчас стал совершенно иным, и потому вы не должны держать на него зла.

Чувство стыда также является негативной реакцией на проблемы прошлых жизней. Если вы испытываете чувство вины по отношению к своим поступкам, а осуждение помогает вам перенести собственную вину на окружающих, то стыд всегда направлен на себя самого - вы стыдитесь своей сути. Все мы боги и богини, и все мы созданы Богиней, и потому нам нечего стыдиться себя. Мы лишь должны отвечать за свои поступки. Каждый из нас - часть божественной жизненной силы Земли и Вселенной, и мы по праву можем гордиться тем, что живем. Самоуничижение женщин и самодовольство мужчин - вот главные качества, которые сегодня нуждаются в исцелении. Каждый из нас - обязательная часть магии и волшебства жизни на этой планете. Здесь нет места для стыда.

Четыре кармические категории ясны и очевидны. Это болезни, взаимоотношения, жизненные ситуации и характерные черты, или дурные привычки . Заглянув в настоящую жизнь того или иного человека, можно достаточно просто обнаружить в ней ряд обстоятельств, которые нуждаются во внимании. Ключ же к кармическому освобождению кроется не только в осознании проблем настоящего, но и в определении рисунка кармы и истока повторяющихся ситуаций. Так как каждый из нас пережил множество воплощений на Земле (некоторые исследователи утверждают, что тысячи) и бессчетное количество воплощений на других планетах, обнаружение первопричины проблемы может показаться совершенно непосильным делом.

Но это совсем не так. Властители Кармы желают, чтобы в этой жизни мы очистили большую часть своей кармы (а то и всю карму).

Карма с других планет обычно не вяжется с Хрониками Акаши Земли и потому практически не принимается в расчет. Когда мы просим открыть источник трудностей, нам обычно показывают соответствующую картину из прошлой жизни. Намерение Властителей освободить нашу карму в этой жизни значительно облегчает процесс. Сущности, управляющие нашей кармой на Земле, желают помочь нам всеми возможными способами и прибегают к самым изощренным техникам исцеления кармы. Здоровая карма - обязательная часть земных перемен и исцеления планеты.

Болезни

Первая категория (или первый вид) кармы включает в себя физические и нефизические болезни или болезненные состояния . Обычно именно об этом думают люди в первую очередь, желая немедленно освободиться от негативных ситуаций в своей жизни. И все же не стоит сразу же обращаться к Властителям Кармы с вопросами, касающимися непосредственно здоровья, - сначала следует исцелить ментальные и эмоциональные причины, породившие болезнь. Каждая болезнь имеет свой ментальный и/или эмоциональный компонент.

Некоторые болезни не поддаются лечению - слишком уж велик был удар, нанесенный телу, но все равно следует докопаться до истоков недуга, чтобы тот не повторился в последующих жизнях. Больной человек почувствует себя лучше даже при частичном исцелении, если о полном выздоровлении не может идти речи.

В этой категории рассматриваются не только болезни тела. Я работала с людьми, стараясь облегчить их психические и эмоциональные состояния, и добивалась успеха. Результаты моей работы послужили очередным доказательством того, что в человеческой жизни нет ничего безнадежного. При физических заболеваниях проще всего определить и исцелить их ментальный компонент. Никогда не просите об исцелении таких болезней, как простуда, грипп и чесотка, так как это заболевания самоограничения, не требующие вмешательства ангелов. С другой стороны, тяжелые увечья, как правило, не поддаются лечению. Но мне приходилось видеть положительные результаты при лечении таких болезней, как мышечная дистрофия, искривление позвоночника, патологическая невнимательность, бессонница, неспособность успокоить разум, опухоли, хронические аллергии, травмы, незаживающие язвы и застаревшие переломы, одержимость духами, хроническая утомляемость и хронические боли в спине. Помните, речь идет не о медицинском излечении, но при кармическом освобождении, как правило, наблюдается улучшение физического состояния.

Взаимоотношения

Наши партнеры из этой жизни жили рядом с нами на протяжении ряда воплощений, и наши взаимоотношения отнюдь не всегда строились положительно. В каждой жизни возникают трудные ситуации, непонимание и страдания. Все это требует разрешения. Проблема той или иной жизни может касаться не самих взаимоотношений, а травматических ситуаций более ранних жизней.

Такие ситуации, как трагическая смерть или вынужденная разлука, случившаяся в прошлой жизни, могут помешать установлению нормальных взаимоотношений между партнерами в этом воплощении. Они могут подсознательно опасаться повторения травматической ситуации. Причиной трудных супружеских отношений могут быть измены, непонимание и обиды далекого прошлого. Подлинные родственные души прошли долгий путь из одной жизни в другую, где было множество возможностей как для проявлений любви, так и для преодоления трудностей. Пришло время исцелить прошлое для полноценной жизни в настоящем и будущем.

Взаимоотношения с другими людьми (которые не являются для вас родственными душами) также нуждаются в исцелении. Это относится к нашим детям, родителям, деловым партнерам, сотрудникам, учителям, друзьям, родственникам и ко всем тем, кто когда-то причинил нам зло.

Родители и дети, как, впрочем, и наши обидчики, дают нам главные кармические уроки. Поскольку мы воплощаемся вновь и вновь группами, меняясь при этом ролями, наши родители из прошлой жизни могут оказаться нашими нынешними детьми, а те, кого мы называли когда-то своими детьми, сейчас могут выступать в роли наших учителей, родителей и даже врагов. Человек, обижавший нас в прошлой жизни, может стать причиной наших сегодняшних бед. Обычно нас связывает долгая история со всеми теми людьми, которые играют важную роль (положительную или отрицательную) в нашей нынешней жизни.

Когда между людьми возникают трения, важно исследовать их первопричину. Нередко нам стоит просто найти ее в прошлой жизни, чтобы суметь предотвратить очередной конфликт.

Я поняла, что всегда следует просить о "полном кармическом исцелении" при работе с взаимоотношениями между близкими людьми: не важно, возникают между ними трения или нет. При полном исцелении исчезают любые причины для будущих конфликтов, которые могли долгое время оставаться непроявленными. Это особенно важно для супружеских отношений, отношений между детьми и родителями и отношений между деловыми партнерами. Одна унция превентивных мер даст вам целый фунт исцеления. Простое понимание первопричины помогает оздоровлению как групповых, так и личных взаимоотношений.

Однако не следует забывать, что, когда вы просите о кармическом исцелении взаимоотношений между вами и другим человеком, исцеление может быть даровано только вам. Другой человек должен сам попросить об исцелении, если он того желает. Прося об исцелении взаимоотношений, вы получаете исцеление вашей роли в них, и этого обычно достаточно. Никогда не делайте ошибки, пытаясь исцелить чужую карму, не получив предварительного согласия. Этот поступок несет в себе отрицательные кармические последствия.

Жизненные ситуации

К третьей категории кармы относятся жизненные ситуации . Например, если вы, тяжело проработав всю свою жизнь, все еще влачите нищенское существование, причина такого положения может быть кармическая. Возвратившись в прошлую жизнь и отыскав там исток своего нищенского положения, вы можете внести в свое нынешнее существование положительные перемены. Возможно, вы поймете, что ваша сегодняшняя бедность объясняется тем, что вы неверно распорядились богатством в своей прошлой жизни. Ваша нищета также может объясняться чувством вины, пришедшим из прошлых жизней, когда вы внушили себе, что не заслуживаете ничего, кроме бедности. Некоторые люди были монахами или монахинями, давшими обет бедности, в прошлых жизнях. В таком случае им следует попросить, чтобы с них сняли этот обет.

Часто решения, сыгравшие в прошлом положительную роль, перешли за вами в следующую жизнь, и теперь, напротив, только мешают вам. Это может произойти и на протяжении одной жизни, когда ребенок приходит к какому-то решению, необходимому в детском возрасте, и держится за него всю жизнь, хотя впоследствии оно уже мешает ему жить. Подавление травматических переживаний в детском возрасте может быть необходимой защитной реакцией, но если эти воспоминания не выйдут наружу позже, они могут нанести непоправимый вред психике. Взрослый человек может перенести любые воспоминания и исцелить их, но для этого ему по крайней мере нужно знать об их существовании. Это же относится и к травмам прошлых жизней, которые следует обнаружить и проработать в случае возникновения негативных жизненных ситуаций. Если негативная ситуация впервые возникла в этой жизни, определение ее причины также поможет процессу исцеления кармы.

Черты характера и дурные привычки

К четвертой категории, нуждающейся в кармическом очищении, относятся отрицательные черты характера и дурные привычки . Я воспользовалась этим процессом, чтобы помочь женщинам бросить курить. И хотя им все равно приходится проводить большую работу по детоксификации и отказу от сигарет, процесс протекает намного быстрее и безболезненнее, чем обычно.

Фобии также можно отнести к этой категории. Чаще всего, это прямые последствия травм прошлых жизней, и осознание первопричины приносит немедленное избавление. Человек, панически боящийся воды, скорее всего, утонул в одной из своих прошлых жизней. Люди, испытывающие страх перед высотой, возможно, падали и разбивались в своем далеком прошлом. Отсутствие аппетита может быть вызвано голодной смертью в одном из перевоплощений. Я знаю нескольких страдавших потерей аппетита женщин, которые некогда умерли от голода в концентрационных лагерях.

Повторяющиеся сны также часто связаны с кармой. Они демонстрируют ситуации из прошлых жизней, на которые следует обратить внимание. Часто такие сны кажутся бессмысленными и непонятными, пока вы не обратитесь к Властителям Кармы с просьбой объяснить вам их значение. В одном из снов женщина видела себя под землей. Смысл этого сна оставался ей непонятным, пока ей не объяснили, что в своей прошлой жизни она была шахтером, которому пришлось исследовать в одиночестве глубокую пещеру. Его партнер выбрался наверх первым, а веревочная лестница оборвалась. Шахтер (которым некогда была эта женщина) погиб под землей, так и не дождавшись помощи. Партнер, бросивший своего напарника в беде, сейчас любовник этой женщины. Когда воспоминание прояснилось, сон, преследовавший ее многие годы, перестал являться, а ее отношения с любовником заметно улучшились.

Отрицательные черты характера, от которых трудно избавиться, также могут стать предметом кармического исцеления. Лично я обратилась за помощью, желая избавиться от манеры перебивать собеседника. На протяжении многих лет я пыталась самостоятельно преодолеть эту привычку, но мне это не удалось, пока я не попросила Властителей Кармы освободить меня от нее навсегда. Кроме этого, я страдала от своих привычек постоянно крутить в руках прядь волос и грызть ногти. Многие люди имеют такие же привычки.

Одна моя подруга никак не могла научиться поддерживать порядок у себя дома. Ее холодильник вечно был битком набит портящимися остатками пищи, и она не любила запасаться продуктами питания или готовить себе пищу. Она вместе с детьми обычно питалась в забегаловках, хотя знала рестораны и получше. Затем она решила обратиться за помощью, и мы отправились к Властителям Кармы. Пища казалась ключевой проблемой, и мы попросили Властителей Кармы просветить нас на этот счет. Ей продемонстрировали несколько прошлых жизней, в которых женщина была либо домашней прислугой, которой приходилось постоянно работать на кухне, но самой питаться лишь остатками с господского стола, либо поваром, обслуживающим большое количество людей. Она была армейским поваром, а также работала поваром на ферме, где было много работников. Увидев свои прошлые жизни и освободившись от вреда, причиненного ими, женщина начала поддерживать порядок в своем собственном доме, не испытывая больше непреодолимого отвращения к этому процессу. Нам сказали, что всякое сопротивление постепенно исчезнет.

Эти четыре категории - болезни, взаимоотношения, жизненные ситуации, а также отрицательные черты характера и дурные привычки - дают нам основы понимания тех областей кармы, которые следует проработать в первую очередь. Первый этап работы - медитация, описанная в предыдущей главе. С полным процессом вы познакомитесь, прочтя всю книгу. Прежде чем пытаться изменить свою карму, важно понять ее механизм.

по материалам из книги:
Дайяна Стайн - "Кармическое исцеление"

"Можно рассматривать ряд воплощений как ряд отдельных жизней, но лучше смотреть на смену воплощений как на одну жизнь" (Агни-Йога)

"Наша душа - это "кармическая сущность"... Астрология, будучи наукой времени, является также наукой кармы. В гороскопе нет ничего, что не отзывается кармически на каком-то уровне жизни... Наверное хорошего астролога можно и нужно называть "кармическим советником", который направляет клиента к улучшению кармического потенциала, помогает ему понять свой неповторимый кармический код и наилучшим образом воплотить в жизнь свои возможности." (Дэвид Фроули)

"С точки зрения Ведической Астрологии, чужие недостатки, от которых мы страдаем, - это не более чем следствие наших собственных прошлых деяний..." (Гаятри Деви Васудев)

"Закон Кармы утверждает, что каждый человек сам несет ответственность за то положение, которое он занимает в жизни, включая даже обстоятельства его рождения и детства. Мы сами создали все эти ситуации, но мы же способны и преодолеть их. И для этого нет нужды оглядываться на прошлое: следует лишь действовать в настоящем таким образом, чтобы создать себе благоприятные условия на будущее...
Натальную карту можно считать образом нашего невежества, картиной, на которой изображена опутывающая нас сеть желаний и карм."

(Дэвид Фроули)


"После каждого воплощения причины, рожденные в прошлом, притягиваются к Эго крепкими узами родства при новом воплощении. Причины безошибочно притягиваются к Эго и составляют его Карму в новом воплощении. До тех пор, пока все они не собраны, индивидуальность не освобождается от перерождения".
(Блаватская Е.П.)

"Личность не существует вечно, личность меняется постоянно. Не нужно человеку думать постоянно о себе и о своих желаниях - это будет радикальным способом решения его психологических проблем"
(Будда).

* * *
Формы отработки кармических долгов:
1. Отработка кармы болезни происходит через усилия направленные на поиск врачей, лекарств, средств на лекарство. Формула кармических долгов по болезням представлена напряженными взаимодействиями элементов кармической карты, отвечающих за 6, 8, 12 дома.

2. Карма ненависти не может быть оплачена деньгами. Карма ненависти представлена в карм. карте напряженным взаимодействием элементов 7 и 8 домов (7#8).

3. Кармические долги могут быть погашены не только в денежной форме, но и в виде помощи людям, спасением людей от болезней, голода, смерти. Таким образом гасится карма и одновременно нарабатывается благая карма.

Виды кармы:
1. Благая (добрая) карма - гармоничные аспекты в кармической карте. Благая карма представленная конкретными гармоничными аспектами, где планеты отвечают за конкретные сферы жизни, дают представление откуда следует ждать наград вашей кармы воздаяния .

2. Негативная (злая) карма (карма наказания ) - напряженные аспекты в кармической карте. Негативная карма представлена конкретными напряженными аспектами, где планеты отвечают за конкретные сферы жизни.

Карма несвободы (9#12) и ограничений представлена напряженными связями элементов 9 и 12 домов кармической карты. Если в натале есть указания на изоляцию или тюремное заключение, а в кармической карте таких указаний нет, не следует ожидать изоляции в любой форме.

Национальная карма (4 и 10), те люди, в чьих кармических картах акцентирован 11 дом, могут оказать сильное влияние на определенные группы людей, часто у таких людей Солнце оказывается в 11 доме кармической карты.
По Агни-Йоге взаимодействие с коллективной кармой это способ освобождения от личной кармы. Человек в этом случае сам может перевести личную карму в коллективную, то есть жить не для себя, а для коллектива.
Пораженный 12 дом кармической карты может говорить о жгучем желании натива посягать на чужую свободу, такое посягательство реализуется в текущем воплощении такого человека.
("Кармическая Астрология", С.В.Шестопалов)

Карму принято подразделять на четыре категории. Они носят названия: саньчита (сумма всех видов кармы), прарабдха (карма, которую предстоит испытать в ближайшее время), криямана (совокупность текущих карм) и агама (будущие кармы индивидуума). Отнести то или иное действие к определенному виду кармы не всегда бывает просто, потому что связка «причина - следствие» является по существу неразделимым целым. Деление такого целого на какие-либо условные части делает его более легким для понимания, но нужно иметь в виду, что в действительности все четыре типа кармы взаимно перекрывают друг друга.

1. Саньчита-карма

Саньчита-карма (буквально - карма, собранная вместе) - есть сумма всех прошлых поступков, известных и неизвестных, совершенных данным живым существом, фиксируемая на его (или ее) «кармическом счету». Под «известной» (т. е. известной лично для вас) кармой следует понимать ту карму, о которой вы знаете, что вы ее осуществили, а под «неизвестной» - ту вашу карму, о существовании которой вы даже не подозреваете. Эта «неизвестная» карма является результатом такого рода причинно-следственных отношений, которые не так-то легко распознаются нашим конечным (т. е. ограниченным) сознанием. Сложность этой неизвестной кармы еще более возрастает, когда мы включаем в нее понятие о переселении душ, иначе называемое реинкарнацией, в качестве еще одного коэффициента этого большого кармического уравнения.

Представление о реинкарнации (перевоплощении) предполагает, что причинами событий, испытываемых в данном существовании, могут являться деяния, совершенные в предыдущих жизнях данного существа. Не будучи изложенной явным образом в самих Ведах, тем не менее идея о перевоплощении стала неотъемлемой составной частью почти всех философских учений Индии начиная с ведических времен. «Бхагавад-Гита» («Песнь Бога»), одно из самых известных и повсеместно любимых священных писаний Индии, выражает эту идею в виде хорошо понятной аналогии:

«Точно так же, как человек сбрасывает с себя изношенные одежды и надевает другие, новые, так и воплощенная душа сбрасывает изношенные тела и надевает на себя другие, новые тела» (11:22).

Допустим, что женщина задается вопросом - почему так легко для нее оказалось получить ученую степень юриста и так трудно найти себе мужа; почему так удачно сложились ее отношения с родителями и так непросто оказалось завести детей… Она оттого так мучительно бьется над этими вопросами, кажущимися ей неразрешимыми, что ничего не помнит о кармах, приобретенных ею в предыдущих жизнях. Именно эти прошлые кармы лежат в основе многих обстоятельств ее теперешней жизни, хороших или плохих, которые с точки зрения обычного рассудка кажутся совершенно нелогичными, если рассматривать их как последствия известных причин, имевших место в этой жизни. И так как всякое новое действие, в свою очередь, будет иметь свой результат, который когда-либо неизбежно скажется на исполнителе этого действия, то все поступки этой женщины, совершенные на протяжении данной жизни, в свою очередь, раньше или позже, произведут свои собственные кармические последствия, и те из них, которые она не успеет испытать на себе до момента своего ухода из жизни, с неизбежностью проявятся в ее будущем воплощении.

Если вы не верите в реинкарнацию, вы можете принять для себя «облегченный» вариант учения, в соответствии с которым все прежние действия и события, коснувшиеся вас на протяжении вашей жизни, включая и ощущения, испытанные в период внутриутробного развития, и важные для вас опыты, полученные в раннем детстве, это и есть забытые вами, но подспудно действующие кармические влияния, которые в свое время выйдут на поверхность, во благо ли, во зло ли для вас, в течение вашей дальнейшей жизни.

2. Прарабдха-карма

Прарабдха-карма есть та часть саньчита-кармы, которая должна быть испытана индивидуумом в текущем воплощении. Она представляет собой сумму последствий прошлых поступков, которые уже проявились или проявятся в дальнейшем, субъективно воспринимаясь как проявления «судьбы». К примеру, женщина, которая одновременно является дочерью, женой и матерью и имеет профессию адвоката, не испытывает на себе в каждый отдельно взятый момент одновременно все результаты предшествовавших действий, которые привели к принятию ею на себя всех этих ролей. Она выступает, главным образом, как дочь только тогда, когда она находится вместе со своими родителями, как жена - когда она имеет дело с мужем, как мать - когда она с детьми, и как адвокат - в своей профессиональной жизни. Аналогичным образом, никакое существо не испытывает всю свою саньчита-карму одновременно. Только та ее часть, которая уже «созрела» для того, чтобы вступить в действие, в один прекрасный момент выйдет на поверхность,

3. Криямана-карма

Криямана-карма включает в себя сумму всех возможных последствий, создаваемых текущими действиями человека. Люди - не просто марионетки, механически управляемые теми или иными последствиями своих прошлых деяний. Мы также способны, прилагая сознательные усилия, производить новые действия в настоящем времени по своему выбору.

Саньчита- и прарабдха-карма в некотором смысле «назначены» или «предуготованы» нам, будучи продуктом уже свершенных действий, которые созрели для того, чтобы произвести определенный эффект. В отличие от них наша криямана-карма есть то, что мы делаем в каждый момент текущего времени, обладая способностью выбора и сознательного созидания, - она, следовательно, и есть то, что мы называем «свободой воли».

Например, врожденное заболевание, не дающее нашей женщине-адвокату возможности иметь детей, может быть отнесено на счет прарабдха-кармы, или, иначе говоря, «судьбы»: это созревший результат каких-то прошлых деяний, который ей предназначено испытать в своей жизни. Вместе с тем оно есть и предмет саньчита-кармы, или долговременной версии «судьбы», ибо данная врожденная патология, будучи одним из тех кармических влияний, которые должны быть испытаны данным лицом на протяжении его жизни (может быть, и не одной жизни), есть именно то из них, которое созрело для того, чтобы проявиться именно теперь. Если этот физический недостаток может быть устранен с помощью хирургической операции, а также если женщина в какой-то момент своей взрослой жизни примет решение подвергнуться такой операции и таким образом скорректировать свою судьбу, то такой ход событий возможен именно благодаря криямана-карме.

4. Агама-карма

Агама-карму составляют те действия, которые вы планируете совершить в будущем. Этот факт отражает вашу способность предвидеть свои возможные действия в будущем, независимо от того, станете ли вы осуществлять их в реальности. В рассмотренном нами примере агама-карма проявляет себя в тех ситуациях, когда женщина-адвокат задумывается или строит планы относительно хирургического лечения своего бесплодия. Иногда говорят, что для того, чтобы достигнуть успеха, необходимо планировать вашу работу и работать над выполнением плана; первое из упомянутых действий есть агама-карма, второе - криямана-карма.

Хитросплетения Кармы

Джйотиши, анализируя гороскоп, стремятся определить разновидности карм человека в различных областях жизни и силу их выраженности. Считается, что саньчита-карма образует общий кармический фон нашей жизни, который не может быть полностью постигнут обычными путями, включая, в том числе, и джиотиш. Это именно саньчита-карму индусы имеют в виду, говоря о том, что пути кармы непостижимы. Прарабдха-, крия-мана- и агама-кармы, однако, могут быть познаны посредством джйотиша.

Джиотиш считает, что всякое текущее состояние в жизни человека возникает в результате динамического взаимодействия судьбы и свободной воли. Судьба есть по преимуществу выражение саньчита- и прарабдха-кармы, а свободная воля - криямана- и агама-кармы, действующих совместно. Агама-и криямана-карма с течением времени неизбежно переходят в саньчита- и прарабдха-карму. Время и есть та космическая ось, вокруг которой вращается колесо кармы. То, что было сегодня создано свободной волей, становится причиной того, что завтра мы назовем судьбой. Никто не управляется одной лишь судьбой, но временами может возникать впечатление, что это именно так, до тех пор, пока не выйдет на сцену свободная воля. Только в этих случаях количество и качество усилия, вложенного в изменение ситуации, способно по своей эффективности сравняться или даже превысить количество и качество того усилия, которое создало данную ситуацию; и только тогда может произойти действительная трансформация, которая есть нечто иное, чем просто очередное изменение в жизни. Иначе говоря, трансформация может произойти лишь тогда, когда агама- и криямана-кармы нейтрализуют саньчита- и ее текущую актуализацию - прарабдха-карму. Количество и качество усилия, необходимого для того, чтобы изменить прежние кармы, зависят от величины или степени выраженности прарабдха-кармы в каждом конкретном случае.

В зависимости от степени выраженности прарабдха-кармы, принято выделять три ее типа, каждый из которых может затрагивать какую-либо одну, несколько или все сферы жизни человека. Они называются:

1. Дридха - «жесткая», фиксированная карма, не поддающаяся изменению;

2. Дридха-адридха - «мягкая/жесткая» карма, поддающаяся частичному изменению;

3. Адридха - «мягкая» карма, изменяемая сознательным усилием воли.

Дридха-карма

Дридха-карма производит наиболее стойкий результат. Ее потому характеризуют как «жесткую», «фиксированную» карму, что ее последствия чрезвычайно трудно поддаются изменению со стороны сознательной воли. Этот вид кармы предполагает, что некие события или переживания, приятные или, наоборот, тяжелые, мучительные, даются нам «в обязательном порядке», не в наших силах избежать их - настолько сильны были породившие их причины. Вы, наверное, замечали, как время от времени какие-то события случались с вами, как бы вы ни пытались их избежать? Такие события часто называют роковыми. Здесь можно привести такой пример. Если, скажем, женщина, имевшая отличное здоровье до и во время беременности и пользовавшаяся самым лучшим медицинским обслуживанием, о каком только можно было мечтать, в результате производит на свет ребенка с серьезным врожденным дефектом, - в этом случае джйотиши мог бы отметить, что она, несомненно, испытала на себе действие дридха-прарабдха-кармы, касавшейся ее детей, а родившийся ребенок, со своей стороны, подвергся действию дридха-прарабдха-кармы в отношении своего физического тела. Не следует забывать, что этот вид кармы может быть для человека как приятным, так и болезненным: как мы знаем, нередко именно те, кто кажется наименее достойными, то и дело оказываются в жизни впереди остальных.
Дридха-карма присутствует в том гороскопе, где имеется «стечение признаков». Этот термин означает, что большое число астрологических факторов сходятся в своих показаниях. Чем больше число согласующихся указаний, «хороших» или «плохих», в какой-либо области гороскопа, тем более очевидным образом они проявят себя в жизни. Только в том случае, если несколько признаков в гороскопе беременной женщины указывают на рождение ребенка с физическим недостатком, мы можем заключить, что у нее имеется дридха-прарабдха-карма в отношении детей. Любопытно, что, хотя стечение признаков - чрезвычайно важное правило в толковании гороскопа, традиционные тексты джйотиша упоминают о нем лишь мельком, как бы между прочим. Почему так? Должно быть, причина в том, что авторы текстов всецело полагались на устное разъяснение наставника, который, в чем не сомневались, своевременно и с должными комментариями передаст это важное знание ученику.

Дридха-адридха-карма

С дридха-адридха-кармой мы сталкиваемся везде, где некоторые (но не очень многие) астрологические факторы, имеющие отношение к определенной сфере жизни, сходятся в своих показаниях. Эти предписания судьбы (кармы), хорошие или плохие, могут быть изменены посредством сконцентрированного проявления творческого волевого усилия, хотя усилие должно быть очень большим. Такая карма может быть как неизменяемой, так и изменяемой - все решает интенсивность прилагаемого усилия. Если, например, врожденный дефект развития у вышеупомянутого ребенка может быть исправлен или существенно облегчен, будь то хирургическим путем, с помощью диетического питания, специально подобранных лечебных упражнений или каким-то иным способом, это значит, что его прарабдха-карма принадлежала к типу дридха-адридха. Если ваш отец под конец своей жизни оставит вам своим тяжким трудом заработанные деньги, а вы систематически и в короткий срок растратите их, это также будет пример дридха-адридха-кармы, сведенной на нет волевым усилием индивидуума.

Адридха-карма

Адридха-карма , как считается, приносит неустойчивые, легко изменяемые результаты. Там, где в гороскопе нет никакого стечения признаков, присутствует адридха-карма. Это напоминает чистую грифельную доску, на которой вы можете писать все, что вам вздумается. Когда нормальный, здоровый ребенок активно занимается физическими упражнениями, и от этого его тело становится еще сильнее и крепче, пропорционально затраченному усилию, и в этот процесс не вмешиваются никакие непредвиденные обстоятельства извне, не возникает никаких труднопреодолимых препятствий или чего-то еще в таком роде, это - пример проявления адридха-прарабдха-кармы в сфере телесного развития данного ребенка.

из книги Роберта Свободы — «Джйотиш: Введение в индийскую астрологию»

* * * * * * * * *

Виды кармы

Этот большой и очень трудный для понимания раздел рассмотрим со стороны ведических знаний. Для того чтобы более полно осветить данный вопрос, мы поговорим с вами о карме как о деятельности человека в целом. По Ведам принято классифицировать карму по результатам деятельности, которую мы совершали в прошлом, и той деятельности, которую мы будем совершать в будущем.

Санчита карма – это результаты деятельности, накопленные в прошлых жизнях, которые, складываясь вместе, формируют нашу судьбу.

Прарабдха карма – это та часть накопленной в прошлых жизнях кармы, которая предназначена только для настоящего воплощения, в котором мы сейчас живем. Эта карма состоит из уже созревших плодов наших поступков, готовых к отработке в настоящее время

Крийяман карма – это та карма, которая создается нашими поступками в этой жизни и влияет как на это воплощение, так и на будущие.

Агами карма – это карма, результаты деятельности которой накоплены в прошлых жизнях, но предназначены не для настоящего, а для будущих воплощений.

Санчита карма

САНЧИТА КАРМА - это вся карма, а если сказать другими словами, все плоды наших желаний и поступков, накопленные за множество жизней, но еще нами не отработанные. Образно говоря, Санчита карму можно разделить на Прарабдха карму , т. е. то, что нам предстоит отработать в данном воплощении, и Агами карму – то, что заранее запланировано на последующие воплощения.

Прарабдха карма

ПРАРАБДХА КАРМА - это самая жесткая и неизбежная карма, карма нашей настоящей жизни, которую мы должны отработать в данном воплощении.

Свобода выбора, которая нам была дана в прошлом, в настоящем воплощении уже трансформировалась для уплаты нашего долга. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают иногда так противоречивы, что они не могут осуществиться одновременно; следовательно, в одном воплощении человек сможет погасить только часть своей кармы. Поэтому законы кармы выбирают ту часть индивидуальной кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью и общественную среду, наиболее подходящие для осуществления кармы, которая выделена из общего итога. При этом соединяются такие условия, благодаря которым проявляются созданные человеком причины и их последствия, совмещаясь и не вызывая при этом противоречия.

Эти причины, заложенные в прошлых воплощениях, определяют в данной реинкарнации:

Продолжительность земной жизни;
особенности физической оболочки, ее положительные и отрицательные свойства;
подбор родственников, друзей и врагов, т. е. тех людей, с которыми человек войдет во взаимодействие исходя из своего кармического долга;
общественные условия;
строение мозга и нервной системы, определяющие те сферы, в которых проявятся силы души;
соединение всех созданных кармическими реакциями радостей и страданий, которые могут быть пережиты в данном воплощении.

Во всем этом для человека уже нет выбора, т. к. выбор его был сделан в прошлом, благодаря благим и греховным поступкам.

Одно из проявлений Прарабдха кармы представляет собой поступки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих воплощений в одно целое, вызвали в настоящем воплощении наше душевное состояние, и достаточно небольшого толчка для того, чтобы вывести чашу весов из равновесия. Если мысли были злобные и мстительные, то человек с легкостью пойдет на преступление, или наоборот, если ум создавал бескорыстные мысли, направленные на помощь ближним, то наступит момент для совершения благих поступков. Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют нашу волю и момент их выполнения остается только вопросом времени. Но если хозяин мысли успел перед этим подумать, то свобода выбора еще возможна: он сможет противопоставить закоренелой мысли новую и, сосредотачиваясь на ней, постепенно поменять прежнюю мысль. В этом и состоит ключ разрешения между свободой воли и предопределением. Наша свободная воля создает нам те ограничения, которые мы и называем своей судьбой.

Между свободной волей и предопределением происходят все самые сложные сочетания свободы и необходимости, на которых построена человеческая борьба. Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь многократно, уже стали нашими привычками; привычки ограничивают волю и делаются в конце концов автоматическими. Но приходит минута, когда совесть говорит, что приобретенная привычка нехороша – тогда человек силой воли начинает разрушать старую привычку, создавая мысли положительного характера. После этих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и потерянная ранее свобода берет верх над предопределением.

Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного «Я», нашей бессмертной души как бы оболочку, которая держит нас в плену. Этот плен может длиться несколько воплощений. В это время наша бессмертная душа, собиравшая опыт, уже успела многому научиться и приобрести высшие свойства, но они еще долго могут оставаться под этой оболочкой. Чтобы разорвать эту оболочку, многим требуется хороший толчок извне или яркий пример, для того чтобы высшие свойства личности вышли на свет и начали образовывать уже чистые и праведные мысли, а впоследствии и желания, и мне бы очень хотелось, чтобы этим толчком была написанная мною работа.

Многих из вас, наверное, не раз интересовал вопрос, почему люди рождаются в той или иной семье, почему одни рождаются в бедных семьях и вынуждены всю жизнь пробиваться по жизни, а вторые, счастливчики, уже родившись, приобретают условия, к которым первые идут почти всю свою жизнь. Для того чтобы наиболее полно осветить данный вопрос, необходимо вспомнить из школьного курса по биологии общие понятия о генетическом коде, ДНК, генах и хромосомах, так как без этих базовых понятий в этом вопросе нам не разобраться.

Как вы помните, носителями генетической информации являются хромосомы и гены, которые выращивают тело – физический объект. Карма тоже чем-то подобна генетическому коду, только она выращивает тонкое тело – разум, подсознание, сознание. Тонкое тело кардинально отличается от физического, материального тела. Его можно рассматривать в данном случае как функцию физического тела – подобно как вино, налитое в бокал, определяет функцию (использование) бокала. Поэтому естественно, что тонкое тело должно соответствовать физической оболочке.

Согласно учению Теравады, карма притягивается к вибрациям, создаваемым при зачатии. Так, на вибрации, соответствующие генетическому коду, настраиваются и кармические вибрации, как, например, частоты радиоприемника. Таким образом, находится подходящая генетическая структура и новое рождение происходит в подходящем теле. Человек, который занимался благими деяниями и улучшил свое сознание, создает хорошую карму, которая «притягивается» к вибрациям генетически здорового тела, что позволяет развивать хорошую карму в следующем рождении. Упрощенно можно сказать, что в богатых семьях с хорошим питанием рождаются здоровые дети, которые наследуют хорошую карму и счастливую богатую жизнь. Наоборот, в нищих семьях с плохим питанием рождаются генетически слабые дети, которых ожидает плохая карма и несчастная жизнь. Хоть такой взгляд кажется примитивным, но он наилучшим образом при помощи вибраций раскрывает эти вопросы.

Очень естественно, когда следующее рождение происходит в ближайших родственниках (например, дед перерождается во внуке и т. п.) или в пределах своего рода. В чем же причина? Люди одного рода генетически близки, и если жизнь идет естественным чередом, то и карма передается к людям генетически похожим. А больше всего генетически похожими являются ближайшие родственники. Если же человек значительно изменил себя, то он уже не может переродиться в ближайших родственниках или соплеменниках – он ищет потомков смешанных браков или иноземцев для отработки новой, созданной по его желаниям кармы.

Хочу рассмотреть с вами еще один пример, связанный с вибрациями. Давайте возьмем человека, который часто дерется. Всякий раз, проходя по улице, он будет обязательно ввязываться в драку, вне зависимости от того, хочет он этого или нет, и причина этому – сходные с другими драчунами вибрации, которые создают его мысли и тело. В то же время спокойный человек, идя по той же улице, никогда не будет притягивать драк, конфликтов, потому что вибрации у него совершенно другие. Получается в итоге, что сходные вибрации вольно или невольно пересекаются, верша тем самым карму человека, которая ранее рождалась в его мыслях, желаниях и поступках.

Также благодаря этому учению различают и причины смерти. Смерть может быть из-за истощения генетических сил, проще говоря, по старости, когда приходит срок, отведенный природой. Также смерть может быть из-за истощения кармических сил, когда человек уже реализовал себя и не может жить дальше, теряя интерес к жизни и умирая ранее отведенного природой срока. И смерть может быть из-за несчастного случая – недостаточной генетической или кармической защищенности.

Агами-карма

АГАМИ КАРМА - это вид кармы, при котором результаты наших действий, накопленные в прошлых жизнях, предназначены не для настоящего, а для будущих воплощений. Как происходит такой феномен, можно понять, если сравнить формирование наших поступков с деревом. Если мы совершаем какой-либо поступок, то сажаем в почву нашей судьбы семя. Оно требует подпитки и ухода, поэтому у нас появляется склонность делать подобные поступки. Так как мы поливаем семя, то оно всходит, и склонность становится привычкой. Дальше, когда мы на протяжении длительного времени совершаем этот вид деятельности, то росток, увеличиваясь, начинает давать ветки. Ветки, выросшие из стабильной деятельности, это не что иное, как поступки. Затем ветки дают листья – это тот эмоциональный настрой, который окружает нас в жизни. Именно поэтому мы постоянно находимся в каком-нибудь настроении. Через некоторое время появляется цветок – это новый вид вкуса к жизни. Цветок постепенно превращается в плод – так назревают те плоды, которые были заложены семенем, и именно они приносят возмездие нам за наши дела. Только после созревания плода мы его кушаем и испытываем счастье или страдания в зависимости от того, что совершили. В применении «дерева поступков» к Агами карме получается, что семена, которые были посажены в прошлой жизни, в этой успели дать только росток или ветки, а плоды пока еще не появились, поэтому следует ждать результата этих поступков не раньше чем в следующей жизни.

При переносе Агами кармы на нашу жизнь она составляет наши неоднородные и разные по своей природе мысли и желания, которые мы формируем на протяжении наших перевоплощений. Наши поступки, желания и мысли иногда так противоречат друг другу, что многие не смогут переродиться в Прарабдха карму и будут ждать своей очереди для того, чтобы в нужное время проявиться. Таким образом, в течение веков мы нагромождаем причины, которые не могут быть осуществлены до подходящего времени, и тем самым мы живем под влиянием двойной кармы: одна проявляется, другая ожидает подходящего момента для своего проявления. Из этого можно вынести, что Агами карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго не давать о себе знать вообще, и она «оживет» только тогда, когда проявятся налицо все необходимые для нее условия. С психологической точки зрения Агами карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого. Но, в противоположность Прарабдха карме, Агами карма подлежит изменению! Наклонности могут быть нами усилены или ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены благодаря нашей внутренней работе над собой. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть плохой энергии, вошедшей в состав нашей кармы. Если рассмотреть то же самое при помощи «дерева поступков», то нам по силам переломить ход негативной кармы уже после того, как мы посеяли семя поступка, или же на этапе ростка или образования веток, т. к. не поддерживая его своими деяниями, мы сможем засушить дерево поступка, и оно отомрет, так и не развившись, освободив тем самым нас от самого коварного вида кармы.

Крийамана карма

КРИЙЯМАН КАРМА – создается нами прямо сейчас. К ней относятся те результаты наших поступков, которые нам придется начать отрабатывать уже в этом воплощении, как в случае моментальной кармы, а также и то, что перенесется на будущие инкарнации.

Так как Крийяман карма создается нами в этой жизни, то у нас есть большая свобода выбора, какой она будет, плохой или хорошей. Совершая всевозможные поступки, мы являемся вершителями своей судьбы. Вот почему деятельный человек, который в любую минуту может склонить чашу весов в свою пользу, имеет гораздо более шансов изменить карму, чем человек бездеятельный. Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много плохой кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою плохую карму, ослабляет силу ее сопротивления. Для примера рассмотрим денежные неудачи человека. Допустим, что карма требует для него бедности и лишений; он делает усилия, добивается путем напряженных трудов благоприятных результатов, но снова теряет все приобретенное и опять начинает добиваться своей цели. Видимые неудачи этого человека могут продолжаться до самой смерти, но в той невидимой лаборатории, где созидается наше будущее, его усилия сделали свое – они ослабили силу сопротивления его плохой кармы, и если он не победил в этом воплощении, то он обязательно победит в будущем. То же самое происходит и с пороками, борьба с которыми кажется безуспешной. Знание кармы показывает, что в этой борьбе главное значение не столько в видимой победе, сколько в ослаблении дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не следует складывать оружие и говорить: «Я не могу побороть своей слабости».

Отсюда следует, что нужно не переставая бороться, потому что с каждым новым усилием, направленным против плохой привычки, сила ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно справиться с ней. Необходимо также помнить, что ни одно доброе усилие человека не проходит даром, так как каждое усилие гасит частицу его кармического долга. Если вы плохо усвоите закон кармы, то можете прийти к примерно такому выводу, что не следует помогать страдающему, раз это его карма и он сам виноват в ней. Это в корне неверно, и такой вывод может повести к сухости и бессердечности человека. Да, мы окружены злом и страданиями всякого рода, которые являются естественным результатом плохой кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий для противодействия этому злу. Плохие мысли и поступки создают страдания, но зато хорошие мысли и поступки заменяют страдание счастьем. Раз человек становится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что, пропуская возможность облегчить страдания, можно создать для себя такую карму, в состав которой войдет отсутствие помощи в тяжелый час, когда мы сами будем нуждаться в участии других. Карма не мешает никакому доброму действию, ее законы допускают улучшение нашей собственной участи, а тем более судьбы наших близких.

из книги Константина Пилипишина «Ваша карма на ладонях»

Существует четыре вида кармы: Санчита карма или карма, накопленная нами за множество жизней в человеческом обличии, это вид кармы является как бы «банком» всех наших заслуг как хороших, так и плохих, всех видов самскар (впечатлений как прошлой, так и настоящей жизни) и т.д. Это может косвенно проявляться в характере человека, его тенденциях, способностях, склонностях, его способности следовать дхарме и желаниях. Прарабдха карма или карма, принёсшая плоды, это часть нашей общей кармы (санчита), данной нам в этой жизни. Прарабдха карма олицетворена нашим телом, набором чувств, умом и обстоятельствами нашего текущего воплощения. Это – плод наших прошлых действий, которые мы должны испытать в этой жизни. Вся санчита карма не может быть испытана в одно и то же время. Только та часть, которая «созрела» может проявиться в этой жизни и называется – прарабдха. Натальный гороскоп показывает только прарабдху. Время рождения индивидуума или его гороскоп есть проявление его прарабдхи.

Крийяман карма или текущая карма. Это – новая карма, которую мы создаём в этой жизни. Эта та область, которая предопределяет свободу выбора, именно эта карма определяет наши будущие жизни. Крийяман карма накапливается в этой жизни и впоследствии добавляется к санчите. Таким образом, это непосредственно влияет на прарабдху следующих жизней.

Агами карма или карма будущего, которая рождается из наших мыслей, которые порождают поступки, наше планирование будущего и есть агами карма. Планы, которые мы строим сегодня, могут стать реальностью завтра. Планирование – это агами, а выполнение – крийаман. Таким образом, агами (планирование) управляет крийаман (действиями, совершаемыми в этой жизни) которые становятся санчитой (всеобщей кармой) и позднее проявляется опять как прарабдха (судьба). Санчита карма проявляет двумя способами, как прарабдха или так называемая судьба, и как самскара или тенденции.

В настоящей жизни мы испытываем влияние кармы парарабдха. Иными словами, гороскоп указывает на ту часть прошлой жизни, которая является судьбой в этой жизни. Поэтому астрологические предсказания - суть тенденции природы в их завершенности или проявлении, и мы можем усилить или ослабить их действие в желаемом направлении, используя соответствующие средства, предписанные в древних астрологических книгах. Варахамихира говорит, что астрология подобна лампе, которая бросает свет на темные уголки будущего, делает видимыми результаты и последствия кармы, наработанной в предыдущих жизнях. Таким образом, в этой жизни человек пожинает горькие или сладкие плоды своей прошлой кармы. Какую роль играют в этом планеты? Указывают ли они слепо и механически на течение человеческой судьбы, или с их стороны происходит некое активное воздействие? Когда человек теряет сына, то он страдает вследствие своей кармы, которая может быть связана с тем, что он принес кому-либо подобное несчастье в своем предыдущем рождении, а не потому, что Марс находится в 5м доме его гороскопа. Время реализации события также согласуется с планетарными периодами в жизни человека. В древних текстах после описания различных планет, их размеров, расстояний и т. п. используется слово танниямаха, означающее существование активной ментальной или астральной составляющей, действующей помимо физической массы планеты. Наша жизнь состоит из постоянной борьбы между судьбой (видхи) и свободной волей (иччхашакти), и в каждый момент времени результирующая этих сил определяет действия человека. Сила воли обычного человека невелика. Таким образом, события его жизни в значительной степени будут соответствовать прогнозу, данному по его гороскопу. Для человека же, достигшего высокого духовного развития, возможны отклонения даже при – том, что общий рисунок, обозначенный в гороскопе, остается тем же. В этом мире относительности ни судьба, ни свобода воли не могут возобладать. Поэтому человек и наделен некой условной свободой.

Что еще почитать