Что такое мода и зачем она нужна. Зачем нужны моды для Майнкрафт ПЕ? Кто делает моды

Зачастую показы мод вызывают интересный эмоциональный букет: странная смесь недоумения, заинтригованности, вдохновения и отторжения. Порой модная одежда смотрится как минимум странно, а модели выглядят отталкивающе.

Почему так? Что нас так задевает? Давайте разделим эту тему на несколько аспектов.

Исторические аспекты: что, где, когда.

Мода появилась с тех пор, как человек начал осознанно носить одежду.

Возникает вопрос: когда эту одежду начали целенаправленно показывать людям? Временем зарождения показов мод считают 19-е столетие, когда англичанин Чарльз Фредерик Ворт приехал в Париж и после длительной работы в сфере продажи шелка открыл свою мастерскую в 1858 году.

Он первым решил демонстрировать свои произведения не на эскизах, а на своей жене Мари-Августине Верне – в истории моды её называют первой манекенщицей. Она вращалась в высоких кругах общества и при этом была умной и обаятельной, что помогало ей преподнести произведения мужа в чрезвычайно соблазнительной форме. Есть сведения, что и в других салонах использовали показ одежды на девушках-манекенщицах, но наибольшей популярности добился именно Ворт.

Имеются точные данные о том, что знаменитый французский модельер начала ХХ века Поль Пуаре организовывал процедуры, напоминающие по содержанию современные показы: девушки, поочередно переодевающиеся в отдельной комнате, выходили к гостям в разных нарядах и дефилировали, чтоб показать одежду с разных ракурсов.

Эстетические аспекты: тело и лицо

Представление об идеальном женском теле менялось постоянно. Многим может показаться, что эталоном красивой женщины должна быть именно манекенщица, вся работа которой заключается в том, чтоб презентовать себя как красавицу.

Тут мы сталкиваемся с популярным заблуждением: с каких это пор модели демонстрируют себя? Цель манекенщицы – показать одежду, стиль, идею кутюрье, но никак не себя.

Требования к моделям высоки: рост должен быть 172-184 см, обхват бедер – 86-88 см. У каждого свой вкус, но, с точки зрения медицины и биологии, такие параметры трудно назвать женскими – это проявляется как во внешнем виде, так и в масштабных изменениях в репродуктивной системе, эндокринной, нервной и т.д.

Фигура с такими параметрами больше напоминает каркас, который умеет ходить и показывать то, что накинули на неё сверху. Но!

Целью показов мод является не удовлетворить человеческую жажду прекрасного, а произвести выгодный маркетинговый ход.

Отдельного внимания заслуживают лица моделей .

С одной стороны, лицо, которое обычно ассоциируется с личностью, не играет принципиальной роли – интенсивная работа визажиста замаскирует то, что может отвлечь зрителя от созерцания наряда и что поможет ему воспринимать образ в целом. Опять же, маркетинг.

С другой стороны, есть масса моделей, которые имеют скорее явно отталкивающую внешность с классической точки зрения.

И за кого зацепится взгляд: за барышню с безупречным и пропорциональным лицом или за нечто из ряда вон выходящее? Вопрос риторический. Тут уже отмечается повышенное внимание ко всему образу и оценивается всё: лицо, макияж, модные платья.

Продукты на таких моделях всегда запоминаются. Этих девушек трудно назвать красавицами, но в них есть нечто особенное, что заставляет задержать взгляд и не отвернуться, а рассмотреть.

Психологические аспекты

Женским комплексам лет столько же, сколько и женскому роду. Вечное стремление сравнить себя с кем-то, чтоб потом заниматься самобичеванием в разных формах популярно и в наши дни.

Показы мод также можно вписать в список причин таких комплексов. Внешний вид женщины, который нам преподносят как образец вкуса и стиля (мы уже разобрались, что манекенщицы не для этого работают, но всё же), как правило, отличается от внешности среднестатистической женщины.

Равняясь на моделей, женщины делают с собой вопиющие вещи и теряют контроль над своим телом и психикой: перестают есть, пить, носят безумные корсеты, проводят множество ненужных пластических операций. Опять же, это личное дело каждой, однако нездоровое желание походить на искусственный «идеал» может привести к печальным последствиям.

Практические аспекты: куда девают и когда надевают

Как много платьев с модных показов смогла бы надеть хоть куда-то обыкновенная женщина? Одно из ста.

Женщины недоумевают на тему того, зачем показывать такие странные вещи, ведь их ну точно никто не наденет, кроме, разумеется, отдельных эпатажных особ. Такие вопросы возникают при неточном понимании сути показа мод.

Эта суть не так пряма и конкретна, как кажется с первого взгляда – у зрителей хотят не вызвать желание покупать идентичный наряд, но хотят привлечь внимание, задеть, заякорить. Запомниться. Чем более эпатажно выглядит на показе модная одежда, тем больше шума вокруг неё.

С другой стороны, не стоит забывать, что мода – тоже искусство, а кутюрье – тоже творцы. Их самовыражение происходит так, как чувствуют они и часто для них важен больше внутренний отклик зрителя, чем внешний.

Такие люди задевают более глубокие части нашего «Я», как и знаменитые художники и композиторы. Это, конечно же, не исключает вращение в сфере моды людей, настроенных исключительно на потребительскую потребность человека.

Возникает следующий вопрос. Если одежда такая непрактичная и сделана лишь для душевного отклика, то куда она отправляется после показа? Не выбрасывать же.

Коллекционные модели частично распродаются – как правило, цены просто безумные, ведь покупатель получает тот самый оригинал, который приглянулся во время показа. Отдельная часть одежды отправляется для съемок в журналах или же ездит по миру, где устраиваются с ней другие новые показы.

Весь секрет в том, чтобы не слепо подчиняться моде, а подчинять ее себе, подбирая именно то, что идет только вам. (В.Зайцев)

Дорогие читатели, возможно, у вас есть своё особое мнение по затронутой теме, — поделитесь им, пожалуйста, в комментариях.

Это модификация для автоматического расчета точного поражения цели. В моде «точка упреждения» используется вертикальное и горизонтальное попадание по кораблю противника. Такое наведение гарантирует достижения цели с точностью почти 100%, с любого расстояния, даже при хорошем маневрировании вражеского судна. Немало игроков, особенно среди новичков используют моды для world of warships для повышения своей боевой эффективности.

Более опытные участники не видят смысла в использовании мода с упреждением, ведь корабли итак двигаются медленно, игрокам со стажем ничего не мешает, опираясь на свой опыт поразить боевую машину врага. К тому же многие, считают, что с использованием «помогатара» притупляется интерес, ведь научится самостоятельно стрелять по цели хорошо, не получится. Все-таки имея модифицированные, а не только стандартные прицелы воевать спокойнее и комфортнее.

Как пользоваться модом?

0.5.2.3 СКАЧАТЬ И УСТАНОВИТЬ МОД (пароль 8984F)

0.5.2.2 СКАЧАТЬ И УСТАНОВИТЬ МОД (пароль 12345g)


  • - После установки файлы переносятся в папку World of Warships/res_mods/0.5.13;

  • - Запускаем игру и заходим в бой;

  • - Зум выкручивается до конца, важно чтобы был снайперский прицел, и нажимаем ALT;

  • - Сразу появится круглый маркет у корабля противника, нужно взять его на мушку и открыть огонь.

Для корабля в текущей игре настройки сохранятся автоматически, для каждого боя действия повторяются. Моды, как и шкурки для world of warships наполняют игру красками и оригинальностью. Шкурки могут быть историческими, передавая в точности реальный окрас боевого судна или авторскими, которые создаются участниками.

Oblivion входит в число таких игр, которые смогли стать культовыми и пользуются невероятно широкой популярностью среди игроков по всему миру не только в первое время после своего выхода, но и в течение долгих лет после него.

Причиной такого успеха TES 4, как и других игр в серии The Elder Scrolls, является наличие полностью открытого огромного мира, продуманного до мелочей, а также захватывающий логичный сюжет не только основной линии, но и дополнительных квестов.

Каждый игрок имеет возможность полностью самостоятельно вносить всевозможные правки в игровой мир, устанавливая специализированный мод для Oblivion. При этом модов сегодня предлагается огромное множество, в связи с чем у каждого есть возможность сделать такой Тамриэль, который не будет похож ни на один другой.

Что дают моды для Oblivion 4?

Моды на сегодняшний день предлагаются в невероятно широком разнообразии, при этом у каждого есть возможность выбрать те из них, которые являются наиболее актуальными на его взгляд. Можно найти как глобальные дополнения, которые кардинально изменяют Тамриэль, так и небольшие фиксы или же дополнения, которые добавляют в игру определенные предметы или вовсе оказывают лишь незначительное влияние на графику или же геймплей. Таким образом, каждый человек сам выбирает, каким образом он хочет использовать мод для Oblivion, и если одни стараются создать абсолютно непохожий на свой уникальный мир, другие просто шлифуют с их помощью стартовую версию, делая ее более актуальной под свои вкусы и предпочтения.

Кто делает моды?

Отдельным достоинством игр серии The Elder Scrolls является то, что здесь дополнения могут самостоятельно выпускаться самими игроками, и для их создания даже не всегда нужно обладать какими-либо специализированными знаниями. Таким образом, преимущественное большинство модов выпускалось самими игроками, и в зависимости от вкусов и продвинутости пользователя уже изменялось качество дополнения и его актуальность для большинства игроков.

Сама компания Bethesda занимается разработкой лишь обширных дополнений, которые вносят кардинальные изменения в изначальный мир Oblivion. Каждый такой мод для Oblivion значительно меняет определенные аспекты игры или же просто добавляет определенный контент для того, чтобы игроки испытали новые ощущения и не потеряли интерес к игре.

Стоит ли скачивать любительские моды?

Конечно, сразу стоит отметить тот факт, что далеко не каждый мод для Oblivion, который размещается любителями, является действительно качественным и актуальным для большинства. При этом некоторые моды могут конфликтовать между собой, вследствие чего, устанавливая одновременно несколько дополнений, можно столкнуться с такой ситуацией, когда игра перестает запускаться вообще.

Однако если с конфликтами ситуацию решить вряд ли получится и приходится в данном случае жертвовать одним из модов, то проблему с некачественными модами решить проще, просто скачивая их лишь с проверенных сайтов.

Какими бывают моды?

Как говорилось выше, сегодня можно найти мод Oblivion практически под любые вкусы и потребности пользователей:

  • Добавление определенной экипировки или же оружия.
  • Улучшение графики и производительности игры.
  • Добавление различных NPC, включая спутников и компаньонов.
  • Добавление контента наподобие различных миссий и других.
  • Изменение боевой системы.
  • Фикс багов.

За счет такого широкого разнообразия и возможности выбрать для себя наиболее актуальный мод Oblivion, соединяя дополнения в разнообразных комбинациях, среди любителей этой игры вряд ли можно найти два абсолютно одинаковых клиента. Каждый делает свой собственный Тамриэль, изменяя и дополняя его по-своему, и именно по этой причине TES 4 Oblivion по сегодняшний день является одной из наиболее популярных игр, несмотря на то, что она была выпущена несколько лет назад и серьезно уступает современным играм по графике и эффектам.

Картинка эта напрямую связана с заявленной темой. Можно даже c точностью сказать, в какой фазе "мода на оригинальность" сейчас находится. Но обо всем по порядку.

Что такое мода?

Казалось бы, мода - явление временное, изменчивое, нестабильное. Сегодня ты на гребне волны, а завтра уже смешон. В то же время, слово costume - говоря про моду на одежду - в английском, итальянском, немецком и ряде других европейских языков означает «обычай, привычка». То есть получается, что с одной стороны мы имеем нечто непостоянное, с другой - устойчивое. И мода, действительно, и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчивость. Все это дает нам возможность постоянного развития, поиска нового и адаптации его к реальности. При соответствующем подходе это отличный инструмент для самовыражения, творчества и даже для коммуникации.

Как это возможно?

Тут важно разобраться, как мода возникает и развивается. Она не появляется на пустом месте, а отражает сложные общественные процессы, витающие в воздухе настроения. Гениальные дизайнеры лишь улавливают эти веяния и воплощают их в своих коллекциях.

Так, во времена Второй Мировой войны модны были жесткие костюмы и платья прямого кроя, с минимумом декора, угловатыми плечами, откровенно отсылающие к военной форме. В 1950е, напротив, в моду вошел женственный силуэт, подчеркивающий изгибы тела, туфельки на каблуках и прочие диоровские прелести.

Почему? Дело здесь не только в тотальной экономии 1940х. Одежда а-ля военная форма - элемент защиты, необходимой обществу в трудные времена, так же как женственность и беззащитность - символ времени мирного. Общество устало от войны, в 50-е дамам захотелось снова стать женственными, защитники-мужчины вернулись, теперь можно было себе это позволить. Кроме того, вернувшаяся мода на женственность принесла с собой и довоенные гендерные роли, что ускорило процесс освобождения рабочих мест для бывших солдат, а ныне – просто рядовых граждан. Так что и государству это тоже было весьма выгодно.

Вот так это выглядело, 1940е:


В каждом десятилетии 20го века можно раскопать причины появления моды на ту или иную одежду, они довольно прозрачны, и это весьма интересное упражнение.

Пара примеров из настоящего: господствующая в моде андрогинность - символ стирания гендерных границ, стремление добиться равноправия полов достигло своего апогея, и граница между полами в моде исчезла вовсе. А подвернутые брюки и закатанные рукава - не более чем «тренд на молодость» (вспомните маленького ребенка - одежда ему часто велика, приходится подворачивать рукава и штанины, срабатывает психологическая установка - одежда велика, значит человек «маленький», юный).


(на фото слева модель Андрей Пежич в женском образе, справа - актриса Тильда Суинтон в мужском)

Понимание причин возникновения моды на что-либо дает возможность не слепо ей следовать, а, пропустив через себя, разгадать, какой в ней заложен смысл, близка ли она по духу, после чего осознанно принять и адаптировать, либо отторгнуть.

Вернемся к процессу развития моды: на первом этапе модным становится нечто уникальное, охватывающее небольшую группу людей. То есть изначально мода - не массовое явление. Она отличает данную группу, выделяет ее из толпы, становится символом элитарности, эстетичности, престижа, утилитарности, а может даже бунта (вспоминаем историю джинсов и футболок, о которых мы писали тут: анкорная ссылка на «тут»). За появлением и демонстрацией новой моды всегда стоят попытки личности или группы обособить себя. Это реализация стремления к новому, возможность самовыражения, воплощения в одежде своих жизненных целей и ценностей.

Мода становится массовой (второй этап), когда она захватывает значительную часть людей (общество готово и испытывает психологическую потребность в этих изменениях). Распространение моды происходит благодаря психологическому феномену подражания. Но, распространившись, мода вскоре исчезает или меняется - востребованным моментально становится нечто совсем иное, часто противоположное, уже опять не массовое, а уникальное. То, что еще недавно было модным, становится рутинным, обыденным, привычным и повседневным (третий и заключительный этап).

Итак, жизненный цикл моды таков: уникальность - массовость - обыденность - смена моды.

Теперь возвращаемся к заглавной картинке и делаем выводы о текущем состоянии общества.

Мода на оригинальность уверенно вошла в фазу «обыденность»: каждый стремится быть оригинальным и/или считает себя таковым. Именно поэтому и заняли свою нишу стили типа «нормкор», как отрицание оригинальности и моды на нее.

А для чего нам, собственно, нужна мода? И нужна ли?

Тут не обошлось без психологии. Человека увлекает не столько красота или полезность нового, сколько отличие от людей «немодных». Это делает его значимым в собственных глазах.

Привлекательна и принадлежность к особой социальной группе. Следование моде повышает престиж человека, дает возможность приобщиться к элитарности и также ведет к повышению самооценки, оказывает влияние на самоуважение, приносит радость.

В наше время сложно поделить одежду на модную и немодную. Если в 20м веке каждое новое десятилетие было непохожим на предыдущее, и модные тенденции легко прочитывались в крое одежды, ее длине, фактурах, цвете, то сегодняшняя мода вдохновляется прошлым. Одежда из любого предыдущего десятилетия встречается на подиуме и улицах, и каждая - актуальна. Загвоздка в том, что модны сейчас не конкретные вещи, а умение их использовать в оригинальном ключе. Происходит это потому, что именно во главе угла - человек, его индивидуальность и самореализация. И речь здесь уже не столько о моде, сколько об индивидуальном стиле. Внутреннем содержании личности, переработавшем модные тренды, и выразившемся во внешнем.

Ваша имидж-студия "Ателье стильных идей"
Заказать можно, заполнив форму ниже. Ознакомительная встреча бесплатна.
У нас всегда есть действующие .

Майнкрафт - безграничная вселенная. Здесь вы можете делать что хотите: укрываться от монстров в одиночку, построить огромный замок и позвать в него друзей или ничего не делать, просто разбрасывая печеньки по миру. Однако, данная игра безгранична не только в плане создания построек и размера мира. Для Майнкрафта ПЕ можно написать множество модов. Идея для мода тоже может быть абсолютно безумной: переплавив в печке палку вы сможете получить алмаз, а убив зомби с него будет падать новый предемет, из которого можно сделать блок, который будет менять время в игре. А ведь таких идей может быть миллионы... Сегодня я хочу рассказать для чего нужны моды и вообще с чем их едят!


Мод (от англ. modification - модификация, дополнение) - дополнение для игры. Существует множество модов для огромного количества игр. Но речь пойдет, конечно же, о модификациях для Minecraft PE. Мод для Майнкрафт ПЕ - скрипт, который добавляет новые блоки, предметы, еду, команды, элементы интерфейса итд. Идеи для модификаций бесконечны: вы можете добавить свой блок, предмет, моба и все это будет слушаться только вас (то есть ваш скрипт). У блока/предмета может быть стандартная текстура, встроенная в игру, а также любая ваша. Все зависит от вашего воображения. Какие же есть способы создания модов для Майнкрафта ПЕ?
Способы создания
ModPE script - самый распространенный способ. Установка таких дополнений производится через программу . Писание модов на ModPE script, даже с минимальными знаниями javascript, очень простое. Научиться созданию модов на этом API вы сможете благодаря приложению
Следующий вид API - Core Engine - более продвинутый вариант, хотя здесь используется все тот же javascript. Создан этот API разработчиком мода Factorization - Жекой Смирновым. С помощью Core Engine можно делать глобальные моды, работать с частицами, анимацией, инструментами и даже индивидуальным интерфейсом для блоков, схожим со стандартным ГПИ Майнкрафт ПЕ.

Аддоны (не путать с адд-онами) - самый сложный и продвинутый способ написания модов для Майнкрафта ПЕ. Эти модификации довольно таки редкая вещь, но интересная. Такие моды не простой javascript-текст, а полноценное apk-приложение. Например, аддон PocketPower - самый известный - добавлял полноценную редстоун-систему в Майнкрафт ПЕ, когда самих механизмов еще не существовало в игре.
Адд-оны (наборы параметров, behavior packs) - самые простейшие дополнения, которые можно установить через игру. Представляют собой несколько.json файлов с ИИ некоторых объектов. Но в начале 2017 Mojang нам обещают глобальнейшее API для написания и установки модификаций без сторонних программ. Посмотрим, что из этого выйдет...

Что нам дают моды?
А дают они нам просто безграничные возможности. Любой человек может создать свой небольшой мод для Майнкрафта ПЕ. Будь то читерский мод на переплавку угля в алмазы, или интересное сюжетное дополнение на нового босса и предмета. Все ограничивается лишь вашей фантазией. Ведь Minecraft игра не только о соединении кубиков в единое целое, но и бесконечный мир невероятных возможностей и приключений!
Какие программы требуются для этого?
Все что вам понадобится.

Что еще почитать