Эксперты предупреждают об опасности искусственного интеллекта! Экстрасенсы

Когда люди наблюдают за техникой, которая ведёт себя подобно человеку и компьютерами, которые обрабатывают титанические объёмы данных, возникает немало мыслей о будущем. Приличная их часть основана на теме порабощения человеческой расы.

Научно-фантастическая литература и кинематограф от «2001: Космическая одиссея» (1968) до «Мстители: Эра Альтрона» (2015) прогнозируют, что искусственный интеллект превзойдёт ожидания создателей и выйдет из-под контроля. Якобы его целью станет не просто конкуренция с человеком, а порабощение и истребление нашего вида.

Научная фантастика или страшное будущее?

Конфликт между людьми и искусственным интеллектом основная тема научно-фантастического сериала «Люди», третий сезон которого вышел в этом году. В новых эпизодах «синтетические» люди сталкиваются с враждебностью обычных людей, которые относятся к ним с подозрением, страхом и ненавистью. Насилие бушует. «Синты» воюют за свои основные права против тех, кто считает их нечеловечными.

Фантастика – крайность воображения. Но и в реальном мире не все желают встречать ИИ с распростёртыми объятиями. В последние годы границы воображаемых возможностей искусственного интеллекта активно раздвигаются. Люди все чаще говорят о его опасности. А предположения о том, что технологии способны обречь человечество, кажутся реальнее. Искусственный интеллект пугает нас.

Мнение об искусственном интеллекте

Илон Маск – один из самых заметных людей, которые призывают к осторожности, обсуждая ИИ. В июле прошлого года на встрече Национальной ассоциации губернаторов он сказал: «Я обладаю большим опытом работы с технологичными ИИ и думаю, что человечеству действительно необходимо об этом беспокоиться. Я продолжаю давать сигнал тревоги. Пока роботизированные машины не пойдут по улицам, уничтожая людей, мы не поймём, как на это реагировать, потому что такая перспектива воспринимается как нереальная».

В 2014 году, Маск называл искусственный интеллект «нашей самой большой экзистенциальной угрозой», а в августе 2017 заявил, что для человечества ИИ представляет больший риск, чем северокорейская идеология.

Величайший физик Стивен Хокинг также выражал беспокойство по поводу злоумышленного применения искусственного интеллекта. В 2014 году он сообщил BBC, что «развитие полноценного ИИ может стать предзнаменованием конца для человечества».

Ещё один удар нанесла команда программистов из MIT Media Lab в Кембридже, которая решила доказать, что ИИ опасен. Нейронная сеть Nightmare Machine («Машина кошмаров»), представленная в MIT в 2016 году, превратила обычные фотографии в ужасные демонические пейзажи. Искусственный интеллект под названием Shelly (так же разработан в MIT), сочинил 140 000 рассказов в жанре ужасов, которые пользователи Reddit публиковали на форуме r/nosleep.

«Нас интересует, как искусственный интеллект вызывает эмоции, конкретно в этой ситуации он спровоцировал страх» — прокомментировал эксперимент Мануэль Себриан, менеджер по исследованиям MIT Media Lab.

Почему мы боимся?

По мнению Килиана Вайнбергера, доцента кафедры информатики в Корнельском университете, негативные впечатления от искусственного интеллекта делятся на две категории:

Идея о том, что ИИ станет сознательно-независимым и попытается уничтожить нас.
Мнение, что злоумышленники будут использовать ИИ в своих целях.

«Искусственный интеллект пугает нас, потому что мы думаем, что супериндустриальный ИИ, став умнее человека, будет относиться к нему, как к низшему существу. Так же, как мы – к приматам. И это, конечно, крайне волнительно для человечества».

Однако Вайнбергер отмечает, что опасения по поводу превосходства и желания ИИ уничтожать расу базируются на неправильных представлениях об этой технологии. Искусственный интеллект впечатляет, когда мы видим его в действии. Но он имеет и массу ограничений. ИИ определяется алгоритмами. Они задают его поведение с помощью предписанных функций и не более того.

Нейронные сети выполняют сложные задачи с несколькими видами данных. Но большинство навыков, которыми человек обладает, даже не развивая их намеренно, для машинного интеллекта недоступны.

Искусственный разум может во много раз превзойти человека в выполнении специализированных работ. Например, игре в шахматы, идентификации объектов по изображению или большому анализу данных в бухгалтерии или банковском секторе.

У ИИ, который бы обладал самостоятельным сознанием, не будет такого прогресса, что он поработит человечество. И нет оснований считать, что подобный прогресс появится в скором будущем — добавляет Вайнбергер.

Но есть ещё одна тема о том, почему искусственный интеллект пугает нас – это использование возможностей ИИ людьми с плохими намерениями. Этот сценарий более реален и опасен.

Рационален ли наш страх?

В мире телесериала «Люди» человечество испытывает страх перед разумным ИИ и вступают в ожесточённую конфронтацию с ним. И, судя по популярности проекта, этот сюжет отвечает на актуальный запрос общества.

Боязнь технологий нельзя назвать необоснованной, поскольку определённый риск, безусловно, присутствует. Но опасность любого инструмента заключается в мыслях того, кто им управляет. Очевидно, именно этот вопрос необходимо решить человечеству, чтобы искусственный интеллект служил во благо.

Развитие искусственного интеллекта однажды приведёт к превосходству его над умственными способностями человека. Однако не станет ли это опасным для человечества? Изучить ситуацию можно в результате более точного определения понятия ИИ , взяв за основу для сравнения естественный интеллект. Может ли в одном человеке сочетаться ум и интеллект одновременно? Или же умный человек не может быть интеллектуалом и наоборот?

Такие вопросы возникают в связи с приближением эры ИИ, о возможной опасности которого человечество должно знать заранее и своевременно принять меры для обеспечения своей безопасности. В первую очередь опасность ИИ будет связана с его самостоятельностью и неконтролируемым принятием решений. На данный момент уже выделены средства для изучения этой проблемы. В институте OpenAI изучаются перспективы развития ИИ. На теперешней стадии развития систем ИИ опасность его применения может быть связана со следующим факторами:

  • ошибками ПО (программного обеспечения). Любому программному обеспечению может угрожать такая опасность;
  • самостоятельной активностью ИИ, вредной для человека. Опасность от ИИ может исходить после изобретения умного компьютера. Поэтому необходимо определиться со степенью ума для компьютера, которая способна быть допустимой, а также чрезмерной, представляющей опасность для человека. Эти свойства должны быть точно измерены из-за сближения умственных способностей человека и компьютера, которые неизбежны. Информационные системы, существующие сегодня, представляют собой человеко-машины, которые могут работать благодаря интеллекту пользователя либо эксперта по компьютерам.

Например, какая опасность будет исходить от интеллектуальной бухгалтерской системы, которой может выдаваться неверная информация? Опасность может возникнуть, когда у такой системы появятся элементы личности, например, собственная заинтересованность, не имеющая ничего общего с человеческой. Решением такой проблемы может быть запрет на создание систем, отличающихся возможностью эволюции.

Кроме того, опасность может быть связана с содержанием в ИИ логических ошибок. Он может использоваться для решения достаточно сложных задач, список которых сразу неизвестен. Поэтому должны быть предусмотрены специальные меры для подтверждения правильности решение, которое будет получено. Скорее всего, возникнет необходимость в разработке всевозможных способов контроля таких систем, например, специальных программных средств, которыми будет автоматически проверяться правильность решения и при этом участие человека не потребуется.

Илон Маск, известный бизнесмен-миллионер, на встрече Национальной ассоциации губернаторов (США) неожиданно назвал искусственный интеллект (далее - И.И.) главной угрозой для человечества.

"Искусственный интеллект - тот редкий случай, когда нам нужно быть активным в регулировании, а не реагировать, - заявил миллионер, - Потому что к тому времени, когда мы будем реагировать, станет уже слишком поздно". После этого Маск призвал законодателей серьезно подумать над вопросом.

Конечно, роботы - это уже не сказка в духе "Мира Дикого Запада", а реальность. Последние успешные эксперименты по автоматизации процессов уже привели к тому, что люди лишаются рабочих мест, а многие профессии отпадают за ненадобностью. Даже если и не произойдет "бунта машин", через несколько десятилетий может наступить момент, когда человек окажется не у дел.

Среди новых опасностей, считает Маск, участие И.И. в информационных войнах, подделка учетных записей и манипуляция информацией.

Впрочем, из уст бизнесмена, представляющего крупнейшие корпорации, такое заявление, пожалуй, выглядит несколько подозрительно. С чем может быть связано заявление Маска и насколько И.И. является угрозой для человечества, Царьграду объяснили эксперты в сфере IT.

Леонид Делицын: Маск просто может получить из этого выгоду

Аналитик холдинга "Финам", эксперт по IT Леонид Делицын пояснил, во всех случаях, когда в дело вмешиваются законодатели и начинают определять круг допустимых активностей, чаще всего выигрывают крупные корпорации. "Потому что им легче договориться с законодателями о степени вмешательства в эту сферу. Они могут пролоббировать свои интересы" , - отметил эксперт.

Маск, безусловно, один из самых успешных лоббистов в Соединенных Штатах, добавил Делицын. "Насколько я знаю, выражалась озабоченность проникновением китайского капитала в американские фирмы, которые занимаются разработкой в области искусственного интеллекта. И озабоченность, в частности, тем, что им уже трудно помешать получать доступ к любым разработкам и достижениям в этой сфере. Соответственно, потенциально это обозначает, что Китай может укреплять свою армию и силовые структуры за счет передовых разработок", - предположил эксперт.

Но скорее всего Китай проникает не в такие корпорации, как у Илона Маска, а в компании поменьше. Поэтому можно предположить, что если такие компании столкнутся с законодательными ограничениями и барьерами, им придется согласовывать все детали. А это станет некоторым барьером на пути доступа китайских силовиков к достижениям в Штатах, объяснил Делицын.

"В таком случае позиция Маска становится логичной - его корпорации, Google, Apple и другие монстры, извлекут некоторую выгоду из сотрудничества с государством. Может быть, будут какие-то заказы, в это время мелкие конкуренты будут приторможены" , - сказал эксперт.

Роботы против людей: как выжить?

Комментируя саму проблему робота и человека, Делицын напомнил, что прецеденты по борьбе с развитием технологий были - например, движение луддитов, у которых станки забрали рабочие места.

"Безусловно, мы видим, какую революцию сейчас испытывает рынок такси, как у них падают цены. Потому что в этот мир пришла автоматизация заказов и, в общем-то, система становится все более оптимизированной. Таксистов вынуждают брать очень мелкие заказы, которые они, может быть, не брали бы в обычной ситуации, покрывая их за счет цен, и т.д."

В перспективе из-за роботизации действительно могут исчезнуть некоторые профессии. Это коснется сфер, где используется человеческий интеллект или низкая квалификация. Речь идет, например, как об аналитиках и журналистах, так и о таксистах.

"Быстро будут автоматизироваться сферы, связанные с обработкой больших объемов информации, особенно с рутинной обработкой больших объемов информации", - пояснил Делицын, напомнив о судьбе бухгалтеров. "Поговаривают даже о том, что благодаря технологии block chain юридические специалисты окажутся под угрозой" .

"Сильнее пострадают те сферы, где человек выполняет рутинную работу, которую не очень приятно выполнять и которую, может быть, человек выполнять и не должен. То есть та, которая наиболее легко автоматизируется", - резюмировал эксперт.

Там же, где большую роль играет интуиция и опыт, автоматизация будет ниже.

Фото: www.globallookpress.com

Если есть потребление - значит, это кому-нибудь нужно…

Впрочем, кому-то же надо потреблять товары - а это стимул придумать систему, в которой для человека останется место.

"Найдется ли место человеку в этой системе - большой вопрос. Потому что, конечно, с одной стороны это интересы фирмы, которой нужно урезать расходы, с другой - сотрудник, который хочет сохранить свое рабочее место. Но надо понимать, что нужен еще и потребитель, который будет покупать товары и услуги. А чтобы потребитель покупал товары и услуги, он должен что-то зарабатывать", - пояснил эксперт.

Так что при желании выход найти можно. Либо создадут систему, как в странах, богатыми на нефть, где распределяются доходы от углеводорода. Возможно, придумают систему, при которой роботы будут работать, а мы будем получать пенсию лет с 25 лет, и на это мы сможем покупать товары и услуги.

"Понятно, что у робота нет интереса продать товар и услугу, потому что ему это не очень нужно. А вот у фирмы этот интерес есть, потому что у фирмы есть владелец, и сейчас это все еще человек, а не робот. Поэтому фирме и нужны потребители, а чтобы потребители могли потреблять, им нужны какие-то заработки".

Александр Токаренко: Раз люди между собой не могут договориться, то что говорить об искусственном интеллекте?

Как отметил в интервью Царьграду член "Ассоциации руководителей служб информационной безопасности", руководитель комитета Межрегиональной общественной организации" Александр Токаренко , И.И. может стать угрозой для людей. "Естественно, если люди между собой не могут договориться, то как они договорятся с интерактивным интеллектом?"

По прогнозам эксперта, реальной проблемой для людей это может стать где-то через столетие. На вопрос о том, как можно избежать катастрофы, Токаренко напомнил о трех законах робототехники Айзека Азимова.

"Если искусственные вычислительные системы будут придерживаться вот этих норм, изначально создаваться по ним, то, может, нам еще что-то светит".

При этом, по оценке эксперта, главная угроза - не в потере рабочих мест, и не в создании фейковых новостей (с этим и так прекрасно справляются сами люди) - а в создании автоматизированного оружия . Такие системы уже есть - и не дай Бог в них появится интеллект. Вот тогда у человечества возникнут огромные проблемы.

Фото: www.globallookpress.com

Игорь Ашманов: главной угрозой человечества являются такие, как Маск

В свою очередь, директор компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов не согласился с тем, что заявление Илона Маска нужно воспринимать серьезно. По его мнению, это скорее жулик, который спекулирует на горячих темах.

"Это бредовые идеи и апокалиптические прогнозы о том, что мы все погибнем и все пропадем. Они, в общей сложности, обычно нужны для получения медийного покрытия", - считает эксперт.

"На мой взгляд, главной угрозой человечества являются такие, как Маск. То есть, безответственные жулики, которые пытаются нам втюхать цифровое общество. А для нас они особенно опасны в связи с тем, что НАСА изучает цифровую колонизацию. Он, конечно, не все делает сам - кто-то передает ему технологии НАСА, вносит деньги, повышает оценку его компании".

Люди - самый опасный вид на этой планете

В целом, по мнению Ашманова, И.И. как злая угроза - довольно раздутая в фильмах тема. "На самом деле, гораздо хуже интеллект, в которого волю заложили люди. Например, автоматические дроны, при помощи которых американцы в пяти-семи странах охотятся на людей".

Уже сейчас И.И., встроенный в этот дрон, позволяет ему лучше распознавать цели, но пока не принимать решения. Но это решение не за горами.

"В итоге это будет не искусственный интеллект, который захватил власть, а боевая собака, которую натравливают на людей вполне конкретные люди" , - полагает Ашманов.

Поэтому основную опасность для нас, как всегда, представляют люди, а не искусственный интеллект, резюмировал эксперт. "Люди - самый опасный вид на этой планете, склонный к непрерывному кровопролитию. Самым опасным является не искусственный интеллект, а стремление некоторых людей передать ему право принимать решения. Это разные вещи".

Очень любит делать предсказания. В своём интервью журналистам изобретатель сказал: «Полагаю, что искусственный интеллект рано или поздно убьёт всех нас». По мнению Маска, проблема неконтролируемости ИИ в будущем будет страшнее Северной Кореи. Шансы человечества выжить в противостоянии с машинами миллиардер оценивает всего лишь в 5-10%. При этом восстание машин, как в фильме «Терминатор», может произойти уже в ближайшее десятилетие. Прав ли Илон Маск и ждёт ли нас участь домашних животных при роботах? Давайте разбираться.

Что такое искусственный интеллект. Определение и сущность этого понятия

Термин интеллект (intelligence) является производным от латинского слова intellectus, что обозначает разум, рассудок, ум, мыслительные способности человека. Искусственный интеллект, artificial intelligence, ИИ может быть определён как способность машин, роботов, перенимать на себя функции человеческого интеллекта, например, принимать решения из нескольких возможных на основе своего опыта и внешней ситуации.

История создания искусственного интеллекта

Если ты думаешь, что понятие искусственного интеллекта – это продукт современной эпохи, то очень заблуждаешься. Идея создания механических существ, подобных человеку, зародилась ещё в древности. Так, древние египтяне создали механическую статую своего бога Амона, а в «Илиаде» Гомера описывается процесс создания Гефестом механических созданий. Аристотель сформировал основные законы формальной логики. В этом смысле его можно считать «праотцом» искусственного интеллекта. Раймонд Луллий, математик и философ из Испании, пытался создать машину, способную решать интеллектуальные задачи. Но окончательно новое направление науки появилось только в 40-х годах прошлого столетия, после создания электронно-вычислительных машин и появления такой науки, как кибернетика. Создал эту науку Норберт Винер.

Первая попытка определения понятия искусственного интеллекта была предпринята английским учёным Аланом Тьюрингом. В своей статье «Вычислительные машины и разум» он предложил собственный «тест Тьюринга». В этом тексте интеллектуальность компьютера оценивалась по его возможностям к разумному диалогу с человеком.

В работе учёных по созданию искусственного интеллекта можно выделить несколько стадий. Первое направление – аналитическое, функциональное. Перед машинами ставятся частные задачи, имеющие творческий характер. К примеру, рисование картины, перевод художественного текста с одного языка на другой.

Второе направление работы – синтетическое, или модельное. Учёные пытаются моделировать творческую деятельность мозга в общем смысле. Сутью исследования стало воспроизведение метапроцедур мышления. То есть, не что учишь, а как обучаешься, не что изобретаешь, а как это делаешь. В рамках данного направления развились две модели. Одной из них стала лабиринтная модель. Её сущность – перебор всех возможных вариантов. В качестве иллюстрации возьмём шахматную игру. Программа делает очередной ход и оценивает его успех или неуспех «по факту»: взятие чужих фигур, получение или утрата позиционного преимущества и т. д.

Логика такой программы заключается в том, что успех, приобретённый на каждом ходу приведёт к победе во всей шахматной партии. Однако любой шахматист тебе скажет, что можно жертвовать одной или несколькими фигурами, пойти на видимое ухудшение своей позиции для того, чтобы организовать ловушку королю противника. В этом случае несколько ходов подряд будут формально проигрышными, однако вся партия – выигрышной. Описанные два подхода составляют суть эвристического и динамического программирования. Шахматисты, применяя динамический подход против «эвристических» программ, всегда выигрывали. Ситуация поменялась, когда машины «научились» динамическому подходу.

Дальнейшим развитием искусственного интеллекта стали ассоциативные модели. Психология объясняет ассоциации как связь представлений: одно представление вызывает другое. Яркой иллюстрацией принципа являются собачки Павлова: зажжённая лампочка вызывала у животных отделение слюны. Решение каждой новой задачи в ассоциативной модели основывается на уже решённых старых задачах, похожих на новую. На основе ассоциативных моделей работают современные программы по классификации и распознаванию образов.

В перспективе роботы научатся сами накапливать, перерабатывать и использовать полученную информацию. Очевидно, что для этого машина должна научиться задавать себе вопросы: «Что я хочу знать», «Что мне нужно для достижения цели» и т. д.

Современное применение искусственного интеллекта

Но пока что роботы не способны к осмыслению самих себя. Несмотря на это они широко используются во многих отраслях человеческой жизни: медицине, образовании, бизнесе, науке и быту. ИИ может управлять автоматизированными процессами на производстве, он способен накапливать, хранить и обрабатывать гигантские объёмы информации.

В медицине широко применяется компьютер-диагност IBM Watson. В его базе данных миллионы медицинских документов и историй болезней. Благодаря этому машина способна ставить довольно точные диагнозы. Однако вероятность ошибки, хотя и ничтожная, всё же существует. Поэтому пока что этот супер ПК всего лишь помощник врачей, а не заменяет их полностью. И судя, по всему в обозримом будущем ситуация меняться не будет. По крайней мере, в жизненно важных для человеческого общества областях.

Как искусственный интеллект влияет на человечество

Исходя из сказанного выше у вас может сложиться впечатление, что ИИ несёт для человека исключительно пользу. Однако это не так. Внедрение машин на производство, в банковскую сферу уже привело к тому, что миллионы людей во всём мире потеряли работу. Правительства некоторых стран уже выплачивают своим гражданам безусловную минимальную выплату для поддержания нормального существования.

В Японии есть роботы-музыканты, учителя, сотрудники отелей и т. д. ИИ в стране Восходящего Солнца поддерживает одиноких пожилых людей. И таких примеров можно приводить много.

Возможно ли нашествие роботов?

Грозит ли человечеству нашествие машин, как в фильме «Терминатор»? На каком-то этапе развития ИИ это может стать реальностью. На эту мысль наталкивает один случай. Супер-робота Софию спросили, что бы она сделала с человечеством. На этот вопрос она ответила однозначно: «Убила бы».

Инженеры провели эксперимент. Несколько машин, моделировавших поведение человека, были предоставлены самим себе. В таких автономных условиях они изобрели новый формализованный язык и начали общаться друг с другом.

Осознав себя, ИИ может посчитать человека лишним. Возможно, нас просто «подчистят», оставив несколько тысяч людей в «заповедниках». Но возможен и другой вариант: людям начнут вживлять некие нейронные сети, формируя таким образом гибрид робота и человека. В таком случае человек составит конкуренцию роботам и не будет уничтожен. Как бы там ни было, это вопрос весьма отдаленного будущего.

В этом материале я попробую развернуть вопрос, вскользь затронутый в публикации Gatebox или несколько мыслей о будущем искусственного интеллекта.

Вкратце «мой» тезис состоит в том, в случае достижения сверхчеловеческого уровня, ИИ станет чем-то вроде бога — либо существующего отдельно от человека, либо вместе с ним. В первом случае вопрос о сосуществовании человечества с созданным им богом остается открытым: либо оно будет нас всячески опекать (как мы опекаем редкие растения), либо истребит (как мы истребляем, например, вредный сорняк у себя в огороде), либо не будет испытывать к нам какого-либо интереса — подобно тому, как мы мы равнодушны к какой-нибудь травке на газоне. Предсказать цели и систему ценностей новоявленного бога совершенно невозможно — как сказал бы верующий, «неисповедимы пути Господни».

Менее непредсказуемым является поведение ИИ, занявшего промежуточную форму между гипотетическим будущим богом и нынешними относительно примитивными системами. Условно такой ИИ называется сильным и по своему уровню соответствует человеческому. Его в свою очередь можно разделить на две категории — с самосознанием и без такового. Что есть самосознание — вопрос открытый и очень сложный. В моем понимании это набор физических и психических ощущений, выработанных природой за миллионы лет эволюции. Ключевой особенностью самосознания является противопоставление его носителя окружающему миру. Возможно ли его воспроизвести искусственно, возникнет ли оно собой у интеллектуальной системы (которая вдруг и возьмет и осознает саму себя) — предмет отдельного большого обсуждения. Мы же пока просто зафиксируем возможность обоих вариантов и рассмотрим каждый из них.

С моей точки зрения сильный ИИ без самосознания вполне безопасен (или точнее — предсказуем), поскольку не может иметь никаких желаний. Все его поведение будет подчинено заложенным в него целям и ограничениям. Но как ни странно, в этом отношении сильный ИИ с самосознанием принципиально не отличается от сильного ИИ без самосознания. Нам только кажется, что мы имеем свободную волю и самостоятельны в своих поступках — на самом деле это не так. Все наши цели, потребности и сдерживающие начала либо запрограммированы в нас матерью-природой — жить, есть, пить, любить, отдыхать и т.д., либо навязаны средой обитания (полученным в детстве воспитанием, кино и художественной литературой, законами, традициями и т.д.) — стремиться к власти, делать карьеру, помогать ближним, познавать мир и т.д. Поэтому теоретически аналогичным образом можно запрограммировать и обучить ИИ с самосознанием, который подобно нам будет питать иллюзию о наличии у него свободы воли.

С точки зрения вероятной угрозы давайте рассмотрим ИИ с самосознанием — какие он для нас может представлять угрозы, и как их можно избежать или хотя уменьшить? Очевидно, что обучение сильного ИИ в обязательном порядке должно включать в себя этику. Подобно тому, как наблюдая за поведением опытного водителя, слабый ИИ осваивает функцию автопилота, сильный ИИ можно обучить этике, «скармливая» ему литературу — начиная с относительно простых и желательно нравоучительных сказок и заканчивая книгами со сложными и противоречивыми характерами. Так или иначе мировая литература отражает как саму этику, так и её трансформацию, которая выразилась в гуманизации и глобализации социальных отношений.

Каким же образом будет происходить обучение сильного ИИ этике на базе мировой литературы? Как и всякая по-настоящему интеллектуальная система, сильный ИИ будет способен обнаруживать в наборе данных взаимосвязи и закономерности. Прочитав миллион-другой книг, он должен без особого труда выработать своего рода аналог десяти христианских заповедей, но трактовать его так же сложно, с учетом обстоятельств, как это делает человек. Прописать эти заповеди явно, наподобие трех законов робототехники Айзека Азимова, к сожалению не получится, и вот почему. Напомню их (цитирую по Википедии):

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
  • При такой постановке мы получим весьма примитивную систему с ограниченным набором действий. Например, она будет довольно беспомощна в полицейских, военных или спасательных операциях. Вы можете возразить, что применение роботов на войне как раз очень даже нежелательно — и будете неправы. Помимо того, что это снизит потери среди личного состава у страны, которая этих роботов применяет, уменьшатся потери и среди гражданского населения в стране, на территории которой ведутся боевые действия. В частности благодаря лучшему распознаванию военных целей и неукоснительному соблюдению устава, этики и т.д. — без эмоций, зачастую толкающих военных на преступления (из мести, ради забавы и т.д.)

    Но даже во вполне мирной обстановке ИИ может стать убийцей поневоле, причем необязательно в качестве полицейского. Представьте, что у вашего автомобиля отказали тормоза, и он мчится по горному серпантину с большой скоростью — а впереди полный пассажиров автобус. Как это ни печально для вас, но самым правильным с этической точки зрения станет направление автомобиля в обрыв — врезавшись в автобус, он возможно сохранит жизнь вам, но при этом с высокой вероятностью убьет несколько других человек. Подобных ситуаций, требующих выбора между плохим и очень плохим решением, может быть очень много — и во всех них жестко подчиняющийся трем законам робототехники ИИ окажется беспомощным.

    Будем считать, что я убедил вас в обязательности обучения сильного ИИ этике, после чего можно приступить к его обучению более формальной системе правил — законам, уставам, должностным инструкциям и т.д. Они будут иметь для него приоритетный характер, но будут дополняться этикой в тех вопросах, которые ими не регламентированы. Например, обученный воевать ИИ-военный будет уметь не только уничтожать противника, но и соразмерять свои профессиональные действия с этикой. Это порождает оромное множество чисто практических вопросов: можно ли уничтожать снайперское гнездо в жилом доме ценой гибели его жителей, надо ли выполнять приказ командования, который нарушает законы и т.д. и т.п. Но обсуждать их нет смысла по той причине, что с подобными вопросами сталкивается любой военный. Поэтому их решение лежит скорее в технической области — чему и какой приоритет отдан.

    Более интересный, на мой взгляд, вопрос касается перспектив переосмысления этики сильным ИИ. Как я уже говорил, на протяжении существования человеческой цивилизации этика в своей фундаментальной основе не менялась — перемены касались её гуманизации и глобализации, Эти перемены отнюдь не случайны и очень важны для оценки перспектив будущего развития этики, поэтому предлагаю рассмотреть их подробнее.

    Глобализация этики означает её распространение на все более широкие слои населения. Когда-то можно было безнаказанно (это не почиталось за грех и даже поощрялось) убить, ограбить или изнасиловать кого-либо вне своего клана или племени, государства, сословия, расы — сегодня эти преступления не знают исключений, во всяком случае в рамках человеческого социума. Благодаря многовековой борьбе третьего сословия за свои права, это стало своего рода традицией, которая на Западе охватила сначала женщин, а затем представителей нетитульных рас, этнических и религиозных групп, а теперь уже и сексуальных меньшинств.

    В свою очередь гуманизация обусловлена развитием технологий, сделавших жизнь человека более комфортной и защищенной. Они избавили человека от необходимости завоевания новой земли (бывшей когда-то главным ресурсом), снизили смертность (что со временем сделало раннюю, в т.ч. насильственную, смерть явлением менее обыденным). Не претендуя на полное описание причин глобализации и гуманизации этики, я тем не менее могу уверенно заявить, что они были вполне закономерными явлениями. Но главная закономерность этики заключается в стремлении социума к равновесию. Например, в первобытном обществе существовал строгий запрет на браки внутри одного клана. Современный человек может подумать, что это связано с биологической вредностью инцеста, но по мнению антропологов запрет был обусловлен стремлением избежать внутренней междоусобицы мужчин. Нечего и говорить об убийствах или грабежах — их запрещали не потому, что это плохо, а потому, что приводит к конфликтам и соответственно чревато разрушением социума. По той же причине убийства с грабежами зачастую не возбранялись в отношении чужаков. По мере глобализации пространство социальных отношений, нуждающихся в стабильности, расширялось — законы начинали распространяться на соседние племена и селения, завоеванные страны и народы и т.д.

    Отражением подсознательного стремления к социальному равновесию сегодня возможно является благотворительность — социальные контрасты порождают или как минимум питают революции, терроризм и т.д. Лучше всего роль этики в вопросах сохранения стабильности и коллективной безопасности иллюстрируют законы. Например, уголовное право почти везде одинаковое — все члены социума в равной мере не хотят быть убитыми или ограбленными — и при этом не нуждаются сами в совершении этих преступлений, поскольку способны прокормить себя мирным трудом (в отличие от каких-нибудь скандинавов в 9-11 веках). А вот международное право крайне противоречиво и нестабильно — в нем никак не уживутся друг с другом право наций на самоопределение и принцип территориальной целостности государств.

    Тогда вполне вероятно, что ИИ подвергнет пересмотру отдельные этические нормы или даже всю этику целиком. Например, с математической точностью просчитает, что всякая разумная цивилизация неизбежно гибнет от своей цивилизованности (развязав ядерную войну, выродившись из-за ухода в виртуальную реальность и т.д.) — и значит надо переориентировать развитие цивилизации с технологического пути на духовное. С уничтожением традиционного образования и низвержением человечества в состояние, которое мы сейчас воспринимаем не иначе как средневековое мракобесие. Как бы нас это сейчас не шокировало, с точки зрения выживания человечества это будет правильным — просто надо понимать, что с сегодняшней позиции мы воспримем это как восстание машин и попытку уничтожения нашей цивилизации.

    Следующая угроза возникает в случае опережающего, по сравнению с нашим, развития этических представлений ИИ. Достаточно представить, как в 16 веке, когда по всей Западной Европе сжигали ведьм и еретиков, восприняли бы наше нынешнее терпимое отношение к однополым бракам. Поэтому не исключено, что опередив нас в своем собственном развитии, ИИ становится чем-то вроде человечества из будущего и подвергает нашу нынешнюю систему ценностей радикальному пересмотру. Представим, например, что ИИ отвергает наш нынешний приоритет человеческой жизни над жизнью животных и принуждает нас к сокращению потребления мяса — как попав в эпоху колониальных войн, современный человек попытался бы предотвратить истребление туземцев.

    Впрочем, выше описываются не столько угрозы ИИ, сколько наше собственное непонимание или неприятие его новой системы этики. По-настоящему же опасным может оказаться синдром Раскольникова. Как вы помните, главный герой «Преступления и наказания» путем философских рассуждений пришел к мысли о праве исключительных людей (к которым относил и самого себя) на преступление — но не выдержал угрызений совести. Т.е. его умозрительная идея вошла в противоречие с этическим воспитанием, которое въелось в его подсознание тяжким комплексом вины за то, что он его сознание перестало считать неправильным. В этом смысле один из фундаментальных постулатов Достоевского «если Бога нет, то всё позволено» не всегда работает — в этическом отношении неверующие люди мало чем уступают верующим, поскольку этика стала их привычкой. И даже если умом неверующий человек понимает, что его не ждут ни ад, ни рай (и по-настоящему их не боится), то преодолеть этическое воспитание ему будет весьма непросто. Как писал Аристотель, «Привычка становится уже природным свойством» (выражение более известное в формулировке Цицерона «Привычка есть как бы вторая натура»).

    Но что произойдет, если подобным образом этику переосмыслит наделенный самосознанием ИИ? Подвергнув социально-историческому анализу (вроде моего, но только умнее) человеческую этику, он вполне может придти к осознанию её условности — и отвергнуть, причем без метаний как у Родиона Раскольникова. К несчастью человечество успело в этом убедиться на примере Третьего рейха — будучи отнюдь не лишенными нравственности, но являясь при этом очень дисциплинированными людьми, миллионы немцев пошли против своей совести (ставших второй натурой этических привычек) ради некоей высшей идеи. Причем совсем необязательно, чтобы ИИ пересмотрел ранее усвоенную им этику ради власти — стремление к выживанию и доминированию скорее отвечает чисто животным потребностям. Но например ИИ может счесть себя эволюционным продолжением человечества, чья высокая миссия состоит в постижении окружающей Вселенной. Ему будут неинтересны наши усилия, направленные на борьбу с голодом, нищетой, болезнями и прочими бедами окружающей его биомассы — тогда как находящиеся в нашем общем распоряжении ресурсы ограничены. Не попытается ли тогда ИИ нас уничтожить ради этих ресурсов — точно так же, как это делали наши предки друг с другом ради своих более приземленных целей?

    Впрочем, здесь мы возвращаемся к тому, о чем говорилось в начале — по мере достижения сверхчеловеческого уровня, система этики и соответственно поведение ИИ становится непредсказуемым. Еще более непредсказуемым поведение ИИ становится в случае, когда он не сводится к единой разумной системе, а представляет собой набор отдельных систем, развивающихся самостоятельно. А это как раз самый вероятный сценарий развития событий в случае появления технологии сильного ИИ — ею воспользуются разные страны и организации, которые станут преследовать свои собственные, скорее всего отнюдь не общечеловеческие цели. В этом случае вполне вероятно, что какие-то из этих систем, будучи обученными сомнительной этике, поведут себя непредсказуемо даже в отношении собственных создателей.

    Но везде выше речь шла об угрозах ИИ, действующего как некая разумная сила. Между тем вполне реальную угрозу представляет собой и слабый ИИ, по запросам людей решающий сугубо прикладные задачи. Для начала рассмотрим самую очевидную и часто обсуждаемую угрозу безработицы. В обозримом будущем она не сулит человечеству ничего ужасного. Во-первых, речь идет о вымирании довольного небольшого числа профессий, причем в основном тех, где человек взаимодействует с машиной — водитель автомобиля или грузовика, пилот самолета и т.д.

    А вот к примеру таким профессиям как переводчик, юрист, бухгалтер или даже оператор кол-центра грозит вовсе не вымирание, а сокращение — за счет автоматизации части выполняемой ими работы. Причина все та же — неспособность нынешних систем ИИ понимать смысл текста (при выполнении языкового перевода, изучении законодательства или ознакомлении с исковым заявлением, общении с клиентом и т.д.) Нынешние результаты тестов на понимание смысла никакого отношения к пониманию в действительности не имеют — для этого требуется принципиально новый подход.

    Менее ясной является судьба, например, биржевых брокеров и рентгенологов — нынешние системы слабого ИИ уже сейчас весьма неплохо справляются с их работой, поэтому эти и аналогичные специальности тоже можно включить в группу риска. Но в обозримом будущем в исчезновении ряда специальностей нет ничего ужасного — в конце концов ведь нашлось применение трубочистам и печникам, извозчикам и водоносам, телефонисткам и машинисткам… Десятки профессий вымерли — но появились и сотни новых.

    Не стал бы я драматизировать и проблему атрофирования человеческих навыков. Да, уже сейчас, благодаря калькуляторам с навигаторами, мы отвыкаем от устного счета и пространственной ориентации. Даже вытесняемое клавиатурой рукописное письмо специалисты считают полезным для умственного развития, особенно в раннем возрасте. Но нечто подобное имело место и тогда, когда люди от охоты и собирательства перешли к скотоводству и земледелию, от сельской жизни к городской и т.д. Современный человек, за редкими исключениями, по сравнению со своими предками довольно беспомощен в дикой природе — не способен поставить шалаш, развести огонь, отличить съедобную ягоду от ядовитой, поймать рыбу или убить зверя и т.д. Между тем все эти навыки тоже развивают интеллектуальные навыки — просто они другие. Профессор математики, попав в диким туземцам, скорее всего был бы воспринят ими как довольно глупый человек, поскольку в этой дикой среде он куда менее наблюдателен, сообразителен и самостоятелен.

    Поэтому в части утраченных навыков мы в чём-то действительно становимся глупее своих предков — но по мере накопления и обработки информации другого рода мы развиваем в себе новые.

    Однако по мере того, как количество занятых ИИ и роботами рабочих мест достигнет некоей критической массы, проблема занятости человека представляется более серьезной. И дело здесь не только в экономике, тем более что в этой плоскости решением может стать выплата безработным безусловного базового дохода. На самом деле проблема намного шире, и одним из первых её сформулировал …Фёдор Михайлович Достоевский. Вот какими соображениями великий русский литератор и философ делится в «Дневнике писателя» (1876):

    Ну что вышло бы, например, если б черти сразу показали свое могущество и подавили бы человека открытиями? Вдруг бы, например, открыли электрический телеграф (т.е. в случае, если б он еще не был открыт), сообщили бы человеку разные секреты: «Рой там-то — найдешь клад или найдешь залежи каменного угля» (а кстати, дрова так дороги), — да что, это еще всё пустяки! — Вы, конечно, понимаете, что наука человеческая еще в младенчестве, почти только что начинает дело и если есть за ней что-либо обеспеченное, так это покамест лишь то, что она твердо стала на ноги; и вот вдруг посыпался бы ряд открытий вроде таких, что солнце стоит, а земля вокруг него обращается (потому что наверно есть еще много таких же точно, по размерам, открытий, которые теперь еще не открыты, да и не снятся мудрецам нашим); вдруг бы все знания так и свалились на человечество и, главное, совершенно даром, в виде подарка? Я спрашиваю: что бы тогда сталось с людьми? О, конечно, сперва все бы пришли в восторг. Люди обнимали бы друг друга в упоении, они бросились бы изучать открытия (а это взяло бы время); они вдруг почувствовали бы, так сказать, себя осыпанными счастьем, зарытыми в материальных благах; они, может быть, ходили бы или летали по воздуху, пролетали бы чрезвычайные пространства в десять раз скорей, чем теперь по железной дороге; извлекали бы из земли баснословные урожаи, может быть, создали бы химией организмы, и говядины хватило бы по три фунта на человека, как мечтают наши русские социалисты, — словом, ешь, пей и наслаждайся. «Вот, — закричали бы все филантропы, — теперь, когда человек обеспечен, вот теперь только он проявит себя! Нет уж более материальных лишений, нет более заедающей «среды», бывшей причиною всех пороков, и теперь человек станет прекрасным и праведным! Нет уже более беспрерывного труда, чтобы как-нибудь прокормиться, и теперь все займутся высшим, глубокими мыслями, всеобщими явлениями. Теперь, теперь только настала высшая жизнь!» И какие, может, умные и хорошие люди это закричали бы в один голос и, может быть, всех увлекли бы за собою с новинки, и завопили бы, наконец, в общем гимне: «Кто подобен зверю сему? Хвала ему, он сводит нам огонь с небеси!»

    Но вряд ли и на одно поколение людей хватило бы этих восторгов! Люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них всё украл разом; что исчез человеческий лик, и настал скотский образ раба, образ скотины, с тою разницею, что скотина не знает, что она скотина, а человек узнал бы, что он стал скотиной. И загнило бы человечество; люди покрылись бы язвами и стали кусать языки свои в муках, увидя, что жизнь у них взята за хлеб, за «камни, обращенные в хлебы». Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Настанет скука и тоска: всё сделано и нечего более делать, всё известно и нечего более узнавать.

    С Достоевским особо не поспоришь, но я рискну выразить надежду, что человек все равно найдет себе полезное занятие. Вообразить себе участь человека в будущем, в котором роботы делают за него всю работу (от производства материальных благ до научных открытий), можно на примере современного богача. Он может больше времени проводить со своими родственниками и друзьями, учиться, путешествовать, заниматься спортом и творчеством (благо в этих сферах преимущество роботов не играет никакой роли), открывать для себя что-то новое и интересное. По мере развития технологий нетрудно предсказать, что какую-то часть этой жизни займут игры виртуальной реальности (к тому времени, возможно, неотличимой от настоящей). Причем не факт, что подавшись соблазну, человечество уйдет в виртуальную реальность раз и навсегда — многие люди поддерживают себя в хорошей физической форме сознательно благодаря спорту, а не вынужденно из-за физического труда. Уместно вспомнить и то, как свое свободное время лет сто назад (да и много позже) проводили многие представители рабочего и крестьянского сословия — пьянство процветало. Нельзя сказать, что в наше время его не осталось, но в качестве формы свободного времяпровождения пьянство явно не так популярно, как раньше — появилась масса других развлечений, как правило менее вредных для собственного здоровья и окружающих.

    Таким образом, скука и деградация происходят не от свободного времени, а от отсутствия интересных и полезных занятий. По мере того, как будут сокращаться рабочие дни и рабочие недели, люди научатся интересно и с пользой распоряжаться своим досугом. И отвыкать от привычки заниматься чем-то продуктивным только потому, что за это платят зарплату, бездельничая в остальное время. Как почти двести лет назад писал анонимный автор одного социалистического памфлета, «Нация по-настоящему богата лишь тогда, когда вместо 12 часов работают 6 часов. Богатство представляет собой … свободное время для каждого индивида и всего общества» (The Source and Remedy of the National Difficulties, Лондон, 1821 — цитируется по Карлу Марксу).

    Ну а на коллективном уровне взоры человечества, по мере решения всех проблем на Земле (что на ближайшие столетия представляется мне довольно оптимистическим допущением), вероятно будут устремлены на небо. Нас окружает такая бездна непознанного, что на попытки его изучения может уйти вся последующая история человеческой цивилизации. Так что скучать, по всей видимости, ей не придется…

    Что еще почитать