Головной убор латвии. Латышское этническое украшение, сакта. тысяч национальных костюмов

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Тема: Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»


Введение

Семейные отношения

Женщина эпохи домостроя

Будни и праздники русских людей

Труд в жизни русского человека

Нравственные устои

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

К началу XVI века на культуру и быт русского народа имела огромное влияние церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодоление суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали воздействие на семейную жизнь, брак, воспитание детей.

Пожалуй, ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, как «Домострой».

Считается, что первая редакция «Домостроя» составлена в Великом Новгороде в конце XV – начале XVI века и в начале он бытовал как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. Вторая редакция, значительно переработанная, собрана и заново отредактирована выходцем из Новгорода попом Сильвестром, влиятельным советником и воспитателем молодого русского царя Ивана IV, Грозного.

«Домострой» - это энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – всего многообразного спектра человеческого поведения.

«Домострой» имел цель научить каждого человека «благо – рассудливому и порядливому житию» и был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом наставлении ещё много пунктов связанных с церковью, но в них содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось что, что сводом изложенных правил поведения, должен был руководствоваться каждый гражданин страны. На первом месте в нём ставиться задача нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место выносилась задача обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и на третьем месте стояло обучение грамоте, книжным наукам.

Таким образом, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.


СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

У российских народов долгое время бытовала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлись коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли обычно из двух поколений – родители и дети. Семьи служилых людей были, как правило, малыми, так как сын, достигнув 15 лет, должен был «служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину». Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением православия браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный свадебный обряд – «веселие» сохранился на Руси ещё примерно в течение шести-семи веков.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод – «распуст» разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае её измены, причём к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (сXVI века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Четвёртый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребёнка надлежало крестить в церкви на восьмой день после рождения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребёнка, умершего некрещеным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд после крещения – «постриги» - производился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крёстные родители) выстригали у ребёнка прядь волос и дарили рубль. После пострижек каждый год праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого человек был назван (позже стал называться «день ангела»), а не день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

В эпоху средневековья в семье была чрезвычайно велика роль её главы. Он представлял семью в целом во всех её внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже – в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из её членов. Это касалось и личной жизни детей, которых отец мог женить или выдать замуж против их воли. Церковь порицала его только в том случае, если он при этом доводил их до самоубийства.

Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических.

Важной частью «Домостроя» - энциклопедии русского быта XVI века является раздел «о мирском строении, как жить с жёнами, детьми и домочадцами». Как царь является безраздельным владыкой своих подданных, так муж является господином своей семьи.

Он несёт ответственность перед богом и государством за семью, за воспитание детей – верных слуг государства. Поэтому первейшая обязанность мужчины – главы семьи – воспитание сыновей. Чтобы воспитывать их послушными и преданными «Домострой» рекомендует один метод – палку. «Домострой» прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитанных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

В «Домострое» в 21 главе под названием «Как детей учить и страхом спасать» содержаться следующие наставления: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдёшь в них покой и благословение. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по рёбрам его, пока он растёт, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».

Таким образом, необходимо с раннего детства воспитывать детей в «страхе божием». Поэтому следует их наказывать: «Не наказанные дети от бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от людей продажа и сромота». Глава дома должен учить жену и своих слуг, каким образом надо наводить дома порядок: «и увидит муж, что непорядливо у жены и слуг, ино умел бы свою жену наказать всяким рассуждением и учить А только, если велика вина и кручиновато дело, и за великое страшное ослушание и небрежение, ино плёткою вежливенько побить за руки держа по вине смотря, да получив примолвити, а гнев бы не был, а люди бы того не ведали и не слышали».

ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ

В «Домострое» женщина, предстаёт во всём послушной своему мужу.

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женою.

Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалась недостойной, чтоб с нею вместе есть. По законам приличия, порождённым византийским аскетизмом и глубокую татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор.

Внутриусадебный семейный быт средневековой Руси долгое время был сравнительно замкнутым. Русская женщина была постоянно невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Однако простые женщины – крестьянки, посадские – вовсе не вели затворнический образ жизни. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах было, чтобы юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично её согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.

В «Домострое» есть следующие указания, как надо воспитывать дочерей: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё детство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё».

Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, когда её передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства. Ревнивый муж приставлял к ней шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему всё в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым её движением и обо всём передавали мужу.

Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Но не во всех семьях такая роль была у женщин. Во многих домах на хозяйке лежало много обязанностей.

Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже.

При такой деятельной жене муж ни о чём не заботился по домашнему хозяйству; «жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушала к себе уважение».

При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой как челядь кормить в какой день: в мясоед – хлеб решетный, щида каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя её, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья

По воскресеньям и праздникам к обеду пироги густые каши или овощи, или селёдочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлёт».

Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи: «рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками (для чего) отмерить пряжи и шёлка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки».

Одна из важных обязанностей мужа – «поучати» свою жену, которая должна вести всё домашнее хозяйство и воспитывать дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняются мужчине.

Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, вплоть до того, о чём она может вести разговоры. Регламентируется «Домостроем» и система наказаний.

Нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря».


БУДНИ И ПРАЗДНИКИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ XVI ВЕКА

О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две – обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молению.

В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовней, и после утреннего богослужения священник кропил святой водою.

Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах служанкам. Но не всех жён уделом была такая деятельная жизнь; большею частью жёны знатных и богатых людей по воле мужей вовсе не вмешивались в хозяйство; всем заведовали дворецкий и ключник из холопов. Такого рода хозяйки после утреннего моления отправлялись в свои покои и садились за шитьё и вышивание золотом и шелками со своими прислужницами; даже кушанье к обеду заказывал сам хозяин ключнику.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять благословение священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семьи: жёны с детьми трапезовали особо. Незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне – хозяева оседлые ели вместе с жёнами и с прочими членами семьи. Иногда семейные члены, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там, где сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний, дворецкий – при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий, принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера предавались уже забавам и беседам.

Иногда бояре собирались во дворец, смотря по важности дела, и вечером. вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые раскидывались перед домами.

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели – воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приёмами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани – «омывания святой водой».

По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны ещё в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, акробат, кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами – «братчинами». Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией.

Общественный быт включал также проведение игр и забав – как военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века – в карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.

ТРУД В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Русский человек эпохи средневековья непрерывно занят мыслями о своём хозяйстве: «Всякому человеку, богату и убогу, ве – лику и малу, рассудити себя и сметити, по промыслу и по добытку и по своему имению, а приказному человеку, сметя себя по государскому жалованью и по доходу, и таков двор себе держати и всякое стяжание и всякий запас, по тому и люди держати и всякий обиход; по тому и ести и питии и с людьми сходитися с добрыми».

Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие или ремесло, по «Домострою», следует исполнять приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего – святым образам поклониться в землю – с тем и начать всякое дело.

По «Домострою», каждый человек должен жить согласно своим достаткам.

Все хозяйственные припасы следует покупать во время, когда они дешевле, и хранить их тщательно. Хозяин и хозяйка должны ходить по кладовым и погребам и смотреть, каковы запасы, и как они хранятся. Заготовлять и заботится обо всём для дома должен муж, сберегать же заготовленное должна жена – хозяйка. Все припасы рекомендуется выдавать по счёту и записывать, сколько чего выдано, чтобы не позабыть.

«Домострой» рекомендует постоянно иметь на дому у себя людей, способных к различного рода ремёслам: портных, сапожников, кузнецов, плотников, чтобы ничего не надо было покупать на деньги, а всё иметь в доме готовым. Попутно указаны правила, как надо готовить те или иные припасы: пиво, квас, заготовлять капусту, хранить мясо и различные овощи и т.д.

«Домострой» является своего рода мирским обиходником, указывая мирскому человеку, как и когда ему надо соблюдать посты, праздники и т.д.

«Домострой» даёт практические советы по ведению домашнего хозяйства: и как «устроити хорошо и чисто» избу, как повесить иконы и как их содержать в чистоте, как приготовить пищу.

Отношение русских людей к труду как добродетели, как к нравственному деянию отражается в «Домострое». Создаётся настоящий идеал трудовой жизни русского человека – крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу слуг). Все в доме – и хозяева, и работники – должны трудиться, не покладая рук. Хозяйка, даже если у неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчёркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена должна быть «добрая, трудолюбивая и молчаливая». слуги – хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей».

Таким образом, «Домострой» был не только сводом правил поведения зажиточного человека XVI в., но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства».

НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ

Чтобы добиться праведного жития, человек должен следовать некоторым правилам.

В «Домострое» приведены такие характеристики и заветы: «Благоразумный отец, который торговлей кормиться – в городе или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь » (гл. 20), «любите отца своего и мать свою и старость их чтите и немощь и страдания всякое от всей души на себя возложите» (гл. 22), « следует молиться о своих прегрешениях и отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, иконах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницу, и за всех христиан» (гл. 12).

В главе 25 «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает жить» «Домостроя» отражены нравственные правила, которым должны следовать русские люди эпохи средневековья: «Да самому тебе, господину, и жене, и детям и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело привить без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовью принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чём не повинен, за это от бога награду получишь».

Глава 28 «О неправедной жизни» «Домостроя» содержит в себе следующие наставления: «А кто не по-божьи живёт, не по-христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую, и долгов не платит, а незнатного человека во всём изобидит, и кто по-соседски не добр или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя при власти накладывает тяжкие дани и разные незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посёк, или переловил всю рыбу в чужом садке, или борти, или перевесище и всякие ловчие угодья неправдою и насилием захватит и ограбит, или покрадёт, или уничтожит, или кого в чём ложно обвинит, или в чём обманет, или ни за что кого-то предаст, или в рабство неповинных лукавством или насилием охолопит, или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложно свидетельствует, или лошадь, и всякое животное, и всякое имущество, и села или сады, или дворы и всякие угодья силою отнимает, или задёшево в неволю купит, и во всяких непотребных делах: в блуде, в гневе, в злопамятстве, - сам господин или госпожа их творят, или дети их, или люди их, или крестьяне их - обязательно все вместе будут в аду, а на земле прокляты, ибо во всех тех делах недостойных хозяин такой богом не прощён и народом проклят, а обиженные им вопиют к богу».

Нравственный уклад жизни, являясь составляющей ежедневных забот, экономических и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о «хлебе насущном».

Достойные взаимоотношения между супругами в семье, уверенное будущее детей, благополучное положение стариков, уважительное отношение к власти, почитание духовных лиц, радение о соплеменниках и единоверцах есть непременное условие «спасения», успеха в жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, реальные особенности русского быта и языка XVI столетия, замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам были отражены в «Домострое», значение которого заключается в том, что он рисует нам жизнь зажиточного человека XVI в. – горожанина, купца или приказного человека.

«Домострой» даёт классическую средневековую трёхчленную пирамидальную структуру: чем ниже на иерархической лестнице стоит существо, тем меньше его ответственность, но также и свобода. Чем выше – тем больше власть, но и ответственность перед Богом. В модели «Домостроя» царь отвечает за свою страну разом, а хозяин дома, глава семьи – за всех домочадцев и их грехи; почему и появляется нужда в тотальном вертикальном контроле за их действиями. Вышестоящий при этом имеет право карать нижестоящего за нарушение порядка или нелояльность к его власти.

В «Домострое» проводиться идея практической духовности, в чём и состоит особенность развития духовности в Древней Руси. Духовность – не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и, прежде всего идеала праведного труда.

В «Домострое» дан портрет русского мужчины того времени. Это добытчик и кормилец, примерный семьянин (разводов не было в принципе). Каков бы не был его социальный статус, на первом месте для него – семья. Он защитник своей жены, детей и своего добра. И, наконец, это человек чести, с глубоким чувством собственного достоинства, чуждый лжи и притворства. Правда, рекомендации «Домостроя» позволяли использовать силу по отношению к жене, детям, слугам; да и статус последних был незавидным, бесправным. Главным в семье был мужчина – хозяин, муж, отец.

Итак, «Домострой» есть попытка создания грандиозного религиозно - нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности.

Уникальность «Домостроя» в русской культуре, прежде всего, в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985

2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996

3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. – С. 161-172

4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998

5. Личман Б.В. История России. – М.: Прогресс, 2005

6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. – М.: Просвещение, 1992

7. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.). – М.: Просвещение, 1997

8. Терещенко А. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997


Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. - М.: Просвещение, 1992.-С. 116

Личман Б.В. История России.-М.:Прогресс, 2005.-С.167

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. лит., 1985.-С.89

Там же. – С. 91

Там же. – С. 94

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 90

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.) – М.: Просвящение, 1997.-С. 44

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 94

Там же. – С. 99

Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, №3. –С.162

Трещенко А. Быт русского народа.- М.: Наука, 1997. – С. 128

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985.

Надвратный храм Прилуцкого монастыря и др. Живопись В центре живописной изобразительной культуры конца XV - XVI века стоит творчество величайшего иконописца того времени Дионисия. "Глубокая зрелость и художественное совершенство" этого мастера представляют многовековую традицию русского иконописания. Вместе с Андреем Рублевым Дионисий составляет легендарную славу культуры Древней Руси. О...

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с вами вспоминали национальную одежду Эстонии:
Ну а сегодня предлагаю поговорить о Латвии.

Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось. Хотя археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей начиная с VI в. н. э. примерно. По реконструкциям, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала — «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных постолов. Мужская же — из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. В период XIV—XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что из-за ухудшения социально-экономического положения значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды.
В латышском народном костюме их можно выделить пять: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности ливами и частично латгалами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части — прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток; юбка — продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах—с пришитым лифом; наплечные покрывала — внллайне —белые, в некоторых районах с богатой вышивкой. Девичий головной убор — красный венок, вышитый стеклянным бисером или же красные шерстяные ленты для волос. Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей — русских, белорусов, поляков.


Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая или белая юбка, виллайне — крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала — «снатене» (snatene). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние — полотенчатый головной убор

Аугшземский комплекс характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях — земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» - длинное полотенце, которым обматывали голову.

Земгальский комплекс совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка — клетчатая или полосатая с особым цветочным узором; виллайне — с богатой тканой каймой, без вышивки;

головной убор — шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки — сзади.

Курземский комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии по сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям. Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой.


Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.
Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.
Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана — короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.
В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны.
В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных — высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу — так называемую ратене

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими (slengene) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.

С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней. Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.

В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.

В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.

В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.

В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.

Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.

Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.

В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.

В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.

Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.

Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.

Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.

Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.

Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.

Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Женский костюм

Костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

Рубашка. Имеются данные, что до девятнадцатого века рубашку не шили, а она представляла собой просто отрез ткани, который обматывали вокруг тела и подвязывали поясом. Ливы носили рубашки, которые имели длину ниже талии. Рубашка состояла из двух кусков ткани, переднего и заднего, которые скрепляли на плечах (позднее их сшивали) и затягивали плетеным поясом. Рубашка, состоящая из двух кусков, была прототипом рубашки со сшитым верхом, а рубашка, которую обматывали вокруг тела, впоследствии стала сшитой рубашкой со складками или сборками.

Пояс. Пояс (josta) в основном служил для скрепления рубашки, а также для опоясывания талии, чтобы обеспечить свободу движения. К слову сказать, узорчатые пояса носили только женщины; считается, что узоры связаны с культом плодовитости. В восемнадцатом и девятнадцатом веках ливы не носили расшитые узором пояса, так как символом плодовитости был фартук. Пояса были разными по длине; длинные пояса, по три метра и более, обматывали вокруг талии несколько раз.

Мужской Костюм

Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

На стиль мужского костюма оказала влияние также военная форма, особенно в деталях, таких как лацканы и вышивка. Женщины обычно сами шили свои костюмы, а мужчины прибегали к услугам портного. Кафтан и брюки для повседневной носки обычно шили из серого домотканого сукна; праздничная одежда была белого цвета. С длинным кафтаном носили пояс. Для восточных регионов характерным был плетеный пояс; кожаный, металлический или кожаный с металлом был типичным для западных (Курземе (Kurzeme)) регионов. До середины девятнадцатого века брюки были ниже колена и заправлялись в вязаные чулки, которые были до колена. Длинные брюки стали популярными в конце века. Самым распространенным головным убором была широкополая шляпа из фетра, украшенная лентой. Летом носили шляпы из соломы.

Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники. В холодное время года надевали несколько пар чулок. С древних времен и вплоть до двадцатого века ступни оборачивали тканью. Для праздников существовали ботинки или туфли, которые свидетельствовали о зажиточности их владельца.

Украшения

Количество украшений на национальном костюме также свидетельствовало о материальном достатке его владельца и его статусе. Рубашки и шали скреплялись брошами. Броши, изготовленные с семнадцатого и по девятнадцатый век, были исполнены в стиле Ренессанс и Барокко, а также с учетом местных художественных традиций. Большинство украшений было из серебра. В Курземе броши покрывали бронзой. Иногда их украшали красными или синими камнями. Для южных областей были характерны янтарные броши, янтарные бусы и двойной ряд пуговиц или пряжки. Броши и пряжки с выгравированными узорами солнца демонстрировали символическую связь янтаря с солнцем.

Орнаменты

Праздничные костюмы были украшены вышитыми, плетеными или вязаными узорами для того, чтобы сделать их более выразительными, выделяющимися и оригинальными. Для народного искусства Латвии характерны геометрические узоры; они состоят из отдельных элементов, составляющих единую композицию. Вполне вероятно, что замысловатые рисунки являются формой письма, способом передачи идеи или желания. На латышском языке письмо и орнамент обозначаются одним словом. Иногда узор или raksts, состоит из непрерывно меняющихся рисунков. Традиционные орнаменты и декоративные рисунки сохранились прежде всего в национальных костюмах.

Цвета играли важную роль в украшении костюма. Преобладали белый и серый цвет, так как костюмы были сшиты из натуральных тканей, таких как лен и шерсть. В древние времена пряжу красили с помощью натуральных красителей, изготовленных в основном из местных растений. В узорах на варежках, шалях и поясах использовали сочетания из четырех цветов - красного, синего, зеленого и желтого. Эти цвета повторялись в различных оттенках и пропорциях на каждой части костюма из шерсти. Вероятно, строгое соблюдение традиций в отношении цвета связано с магическими значениями.

Белый цвет с его магическими ассоциациями занимает особое место в латышском фольклоре. Само слово "белый" является синонимом чистоты, добродетели и просветления (просвещения). Считалось, что белый цвет больше всего подходит для праздничной одежды.

Местные различия

В каждом регионе Латвии существовали свои ярко-выраженные традиции в отношении костюмов.

Привязанные к дому и земле, крестьяне имели представление только о том, что происходит в непосредственной близости и не знали о традициях и привычках в отдаленных деревнях. Все, что было необходимо для создания национального костюма согласно местной традиции, находилось под рукой дома.

До тех пор, пока соблюдались эти традиции, национальные костюмы сохраняли характерный для них покрой.

Сшитые в домашних условиях повседневные костюмы дольше сохраняли традиционный облик, чем праздничные, которые были больше подвержены влиянию городской моды. Исключение составляют некоторые регионы в Курземе-Ницы (Kurzeme-Nica), Руцаве (Rucava) и Алсунге (Alsunga) – где праздничные костюмы оставались неизменными до середины двадцатого века, хотя обычная одежда покупалась в магазинах.

Традиции в отношении национальных костюмах живы в этих регионах и по сей день.

Что еще почитать