Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Что значит "целомудренная девушка"? Целомудрие и девственность - разница

Ее можно трактовать по-разному. Но всегда она останется актуальна для девушек. Один раз испортив свою репутацию легкомысленным поведением, последствия можно пожинать всю оставшуюся жизнь. Девственность и целомудрие - есть ли разница между этими понятиями, и если да - то какая?

Термин "целомудрие"

Это понятие подразумевает в первую очередь нравственную чистоту. Наши современницы редко задумываются о своем образе жизни. Девушки, начиная с самого раннего возраста, хотят стать взрослее и для этой цели не брезгуют никакими способами. Встречи со взрослыми мужчинами, распитие алкогольных напитков, курение, желание обладать самыми современными гаджетами и страсть к путешествиям - можно ли девушку с такими жизненными ценностями назвать целомудренной?

Современное общество до такой степени раскрепостилось и утратило рамки нравственности и морали, что термин "целомудрие" стал носить несколько юмористический, развязный оттенок. Никто не задумывается о его истинном значении. Многие люди подменяют понятие, считая термин "целомудрие" синонимом слова "девственность". Якобы, целомудренная девушка обязательно должна быть девственной. На самом деле это миф.

Какие качества свойственны для целомудренной девушки?

В наше время такая характеристика не понравится многим. Но люди, задумывающиеся о своем будущем, по достоинству оценят целомудренную девушку.

Для ее портрета характерны следующие черты:

  • Кроткость. Она не станет нахваливать себя перед преподавателями или подругами. Лучше доказать свои знания предмета и способности к обучению непосредственно на деле.
  • Серьезность к собственным обещаниям и словам. Она не бросает фразы на ветер - понимает, что "слово - не воробей, вылетит - не поймаешь".
  • Отсутствие вредных привычек. Целомудренная женщина понимает, что сигарета в зубах и бокал даже самого дорогого коктейля в руке женщины смотрится карикатурно и пошло. Такая дама вызывает презрение и может заинтересовать своей персоной мужчину только для краткосрочных отношений.
  • Целомудрие - это нравственная чистота. Таким людям нет нужды гнаться за деньгами и признанием. Они живут не призрачными кратковременными целями, а фундаментальными - семьей, интересами рода, наукой, альтруизмом.
  • Для целомудренной девушки характерны благотворительные поступки. Она помогает животным, старикам и детям не ради красивого жеста или слова "спасибо". Она это делает по велению души.

Отношение религии к целомудрию

Многие наши современники при фразе "целомудрие - помыслов" или подобных сразу вспоминают о сектах или разного рода религиях. Это ошибка, не всегда это понятие имеет подобный подтекст.

Любые религии (будь то православие или ислам) не приветствуют развязный и распутный образ жизни. Но разве желание вести достойную жизнь обязательно только под страхом нарушить догмы своей веры? Сотни тысяч женщин ведут целомудренный образ жизни, берегут свою честь не под гнетом мифических заповедей, а благодаря своему мироощущению.

Что значит "целомудренная девушка" с точки зрения православия? Она не только блюдет себя в отношении мужчин, но и соблюдает посты, регулярно причащается, знает и изучает Слово Божие, исповедуется Батюшке.

Целомудренная девушка - это хорошо или плохо? Ответ на этот вопрос однозначен. Семья и школа должны привить девочке чувство собственного достоинства, уважение к старшим, альтруизм и верное понимание понятия "целомудрие".

Какая девушка считается девственной

Понятие девственности немного отличается от вышеописанного. Это медицинский термин. Девственная плева - это препятствие, которое возникает перед самым первым в жизни каждой девушки половым актом. После ее нарушения можно говорить о том, что девственность утеряна.

Это может произойти всего один раз в жизни. После этого момента девушка становится женщиной. В светском обществе принято считать, что статус "женщина" существо женского пола обретает только после того, как станет матерью. Точки зрения на этот вопрос могут быть различными.

Девственность - это недостаток или преимущество?

Решающий момент в этом вопросе - возраст особи женского пола. Разумеется, если возраст больше двадцати пяти лет, девственная плева становится проблемой и источником комплексов. Все должно происходить в свое время. Если есть постоянный партнер, взаимная любовь между парнем и девушкой - то в акте любви нет ничего страшно. Напротив, он станет источником радости и счастья для обоих партнеров.

Заниматься воспитанием девочки должны оба родителя. Привить должную самооценку, ценить себя и блюсти свою честь невозможно в условиях постоянных семейных скандалов. Очень редко целомудренная девушка может выйти из проблемной семьи, где пьяные скандалы и рукоприкладство являются нормой.

Если в семье растет девочка...

То оба родителя должны приложить все усилия, чтобы научить ее целомудренному поведению и привить здоровую самооценку. В наше время, в связи со сложной экономической ситуацией в стране и утерей ценности семейного статуса, дети растут как "сорняк". Они предоставлены сами себе, гуляют на улицах без присмотра взрослых и черпают из интернета сведения о самых темных сторонах взрослой жизни. Разве может девочка вырасти в такой обстановке целомудренной?

Основной ценностью стали деньги и финансовое благополучие. Юные девочки смотрят на поведение ровесниц, начинают курить и пить, встречаться с мальчиками не ради чувств, а ради ложного престижа. Ради нового "айфона" они готовы буквально на все. И таким их мир делаем мы - взрослые люди. Какими они могут вырасти в подобной обстановке? А потом по телевизору народ удивляется очередной программе "Пусть говорят" о пятнадцатилетней школьнице, родившей двойню.

Девственность и целомудрие: разница

"Девственность" - это физическое понятие. А "целомудрие" - духовное. В этом заключается основная разница.

Духовный мир каждого человека может быть красивым, а может быть уродливым. Жадность, зависть, стяжательство, предательство - эти качества устраивают в душе каждого человека персональный ад уже при жизни. Не ведя разговор в религиозном русле, даже с точки зрения обывательской кухонной психологии, каждый из нас признает, что эти качества разрушительны.

Что значит "целомудренная девушка" с точки зрения светского общества? Честная, добрая, без злых помыслов, всегда готовая протянуть руку помощи ближнему. Только недалекий человек, услышав это слово, начинает хихикать и представлять себе неприличные сцены из всех известных фильмов. Хорошее образование, достойная семья и круг общения, качественный кинематограф благотворно влияют на воспитание девочек и помогают им вырасти целомудренными и цельными личностями.

Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Напишите отзыв о статье "Целомудрие"

Ссылки

В энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Целомудрие

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.

Словарь Ушакова

Целомудрие

целому дрие , целомудрия, мн. нет, ср. (книж. ). Добродетель, строгость в нравственном отношении.

Этимологический Словарь Русского Языка

Целомудрие

Старославянское – ц(ять)ломоудрие.

Древнерусское – ц(ять)ломудрие.

Существительное «целомудрие» является заимствованием из церковнославянского языка. Известно в древнерусском языке с XI в. Слово оформилось на базе двух прилагательных – «целый» и «мудрый», которые появились в языке в результате калькирования греческих слов.

Производное: целомудренный.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Целомудрие

целом’удрие (1Тим.2:9 ,15; 1Тим.3:2 ; 2Тим.1:7 ; Тит.1:8 ; Тит.2:2 ,5,6,12) - в оригинале означает: строгость, самодисциплина, неповрежденность.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Целомудрие

Целомудрие

♦ Clastete

Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее – не более чем фактическое состояние, тогда как первое – скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением. Другой вопрос, нужна ли такая победа. А если и нужна, разве не самый верный способ одержать ее – регулярно удовлетворять свое желание? После акта любви мы становимся поразительно целомудренными. Что лучше – укротить зверя или приручить его? Пожалуй, все же второе.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Целомудрие

♦ (ENG chastity)

(от лат. castas - цельный, чистый)

сексуальная чистота во всех аспектах существования; нарушается внебрачной связью и прелюбодеянием. Как добродетель, Ц. упорядочивает человеческую сексуальность в соответствии с ее целью.

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ожегова

ЦЕЛОМУ ДРИЕ, я, ср.

1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный).

2. перен. Строгая нравственность, чистота.

Энциклопедия изречений
  • игумен
  • прп.
  • прп. Пётр Дамаскин
  • блаж. Августин
  • Галина Муравник
  • Татьяна Макиенко
  • Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

    Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

    Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

    О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (). Но Ветхозаветная не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

    Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего » ().

    Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
    Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора - помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
    Епископ Пантелеимон (Шатов)

    Целомудрие женщины и мужчины — что это? Это прекрасное понятие в наше время практически потеряло свое значение, о нем просто забыли, извратив и перекроив сознание. К сожалению, нравственность потеряла свою привлекательность. Измена больше не считается поступком, порочащим репутацию человека. Свободная любовь гордо несет свой флаг, идя впереди многих разрушенных постоянными предательствами людей. Романтические свидания и трепет первой любви постепенно вытеснили ночи в поисках коротких удовольствий. Любовь превратилась в дешевую игру, выиграть в которой можно только подлостью. Вместе с верой в Бога было забыто и целомудрие.

    В христианстве целомудрие имеет большое значение. В заповедях, данных Моисею, есть упоминание о недопустимости изменять супругу, и желать чужого спутника жизни. был рожден от Девы Марии. В храме младенца Иисуса встретила пророчица Анна, которая не выходила замуж после того, как овдовела. Иисус хоть и уделял большое значению браку, Сам не был женат. Апостол Павел говорил о скопцах ради Царствия Небесного. Примеров, подтверждающих важность целомудрия, в Библии очень и очень много.

    Удивительно, что даже многие верующие поддались давлению социума в данной сфере и считают совершенно нормальным сочетание веры в Иисуса и свободной любви. Целомудрие не только невинность девичью обозначает, дословно это: целостность мудрования, цельность души — прямая противоположность разврату, развращенности души. То есть, когда все силы души — ум, воля, чувства, соединены во едино, духом Божиим, и все направлено на благоугождение Богу, а невинность, чистота — она связана, конечно, с целомудрием. Если человек целомудренный, он обязательно будет чистый и воздержанный. Все наши святые, и конечно же, являющиеся для нас образцом истинной любви, были целомудренными, чистыми, святыми, воздержанными. И это для нас пример, мы должны сами к этому стремится.

    Зачем создавать семью?

    Сейчас, когда в мире разврат считается чуть ли не нормой жизни, многие боятся венчаться, как бы оставляя за собой возможность повернуть все вспять. Оно и так — после венчания брак нужно сохранять любыми путями (хотя многие сейчас, повенчавшись по моде, запросто разбегаются и живут в блуде с другими, не считая это чем-то трагичным!) Причиной развода может стать только грех любодеяния. Вот многие так и рассуждают — зачем венчаться — тогда нельзя будет развестись?

    То есть, вступая в брак, они имеют лукавую мысль, и венчаются у нас сейчас всего –то 2-3% от всех, вступающих в брак, что является грехом, потому что люди пренебрегают благословением Господним, которое на брачующихся подается в Таинстве венчания. А еще многие просто даже и регистрировать брак не считают нужным — пожили да и разбежались, если что не устраивает. Не хотят приспосабливаться, притираться друг к дружке, терпеть, быть снисходительным — не нравится что –то, не по-моему — все, «в сад»! И с детками та же история — забеременела — на аборт, выкидывай, убивай ребенка, зачем с ним возиться, проблемы себе создавать, нужно ведь для себя любимой (любимого) жить. чего там детей сопливых растить!

    А потом проходит время, другое осознание жизни, и человек понимает, что натворил в жизни, как теперь все исправить, где семьи, где дети, где основа жизни, зачем жил вообще??!! И как теперь узнать, и как самой жить с такими грехами, и куда душа отправится после смерти — в вечное мучение? или можно что-то исправить….

    Целомудрие — это:

    • Ответственность и способность контролировать себя.
    • Отказ кормить людей, построивших состояния на индустрии секса и боли.
    • Продление молодости и здоровое тело.
    • Брак, построенный на доверии и отсутствие постоянных слез и подозрений.
    • Крепкая дружба, в том числе и между разнополыми людьми.
    • Сохранение трезвости ума и сил для радости жизни.
    • Сохранение лучших качеств своего пола.

    В противовес — что такое блуд:

    • Это наслаждение на первых порах, а потом страшная зависимость от него.
    • Это раздраженность и подавленность, когда нет возможности получить желаемое.
    • Это потеря контроля над собственным телом.
    • Это бесконечная гонка за призом и потеря драгоценного времени.
    • Это бессонные ночи, слезы и звонки всем знакомым.
    • Это удар за ударом и потеря доверия к кому-либо.
    • Это подозрительность, которая может превратиться в паранойю.
    • Это бездна, из которой очень трудно выбраться.

    Что еще почитать