Игры для развития нравственного воспитания. Значение игры в нравственном развитии дошкольников. Игра « Я могу помочь другим »

(8 голосов : 4,8 из 5 )

Я подобрала 10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

2. Шарик с пожеланиями

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3. Пять орешков.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4. «Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

6. «Заветные буквы»

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

7. «Розовые очки»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе - крокодила,
В апельсине - кожуру,
В лете - страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, -
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите - и скоро
В таксе - лучшую подружку,
В апельсине - сока кружку,
В лете - речку и песок,
А в шкафу - одни наряды…
Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

8. «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4-5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Первый этап - игра проводится в микрогруппах.

Второй этап - игра проводится с участием всех детей группы.

9. Свеча

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

10 Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Советы организаторам

1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их - они имеют право выбора.

3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на формирование

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация»).

Цель: Воспитание духовно – нравственной личности через решение следующих задач:

Задачи:

1. Формирование гражданского самосознания , любви к Родине и своему народу.

2. Приобщение детей к традиционным духовно – нравственным ценностям России, знакомство с православной культурой.

3. Пробуждение таких чувств как долг, ответственность, патриотизм, гражданственность, совесть, стыд, вера.

4. Формировать морально–нравственную позицию личности , выражающуюся в готовности справедливо оценивать совершаемые поступки.

5. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

6. Содействовать целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка дошкольника , посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимопомощи).

7. Развивать нравственное сознание.

8. Развивать эмоционально-волевую сферу личности ребенка

Игры на формирование

Нравственных качеств ребенка

« Разговариваем с детьми»

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.

«Определение настроения членов семьи».

Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:

Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?

В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.

А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Узнать, как ребенок понял причину настроения близких - поможет игра

«Закончи предложение».

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопрос:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«Чудо-дерево».

Деткам предлагается следующая ситуация:

Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!

Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:

Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

«Сделай комплимент».

Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:

Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.

«Щедрые подарки»
Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Один ребенок - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила»

«Верные друзья»
Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и дружелюбии.
Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача детей – быстрее спасти своих детей.

«Как надо заботиться»
Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

«Только хорошее»
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

«Любимое качество»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

«Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Круг честности»
Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

Развивающие игры

«Гуси-Лебеди»
Цель игры:
*формирование отзывчивости;



* вызвать желание помогать товарищу;

Количество игроков - не менее 7 человек.
Ход игры.
Выбирается ребенок на роль волка, который будет ловить гусей и их хозяин путем жеребьевки. Остальные дети изображают гусей
Воспитатель проводит на земле две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора волка.
Хозяин провожает гусей на луг. Гуси свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:
Хозяин: - Гуси-гуси!
Гуси: - Га-га-га.
Хозяин: - Есть хотите? .
Гуси: - Да-да-да!
Хозяин: - Ну, летите!
Гуси: - Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!
Хозяин: - Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а волк их ловит.
Когда волк осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), он отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.
Гуси: - Волк-волк, отдай наших гусят!
Волк: - Не отдам!
Гуси: - Тогда мы сами их отнимем у тебя!
Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» - говорит хозяин. Он подходит к волку, берет его за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем - потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя

«по-тя-нем!» (раза -два - три).
Как только волк под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой.
Затем выбирается новый волк, и игра начинается сначала.

«Помоги слепому дедушке»
Цель игры:
*формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам;
*научить детей внимательному отношению к окружающим их людям, доверию друг к другу;
* развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
* овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;
*приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Материально – техническое обеспечение: секундомер, повязки на глаза.
Количество игроков - не меньше 2-х человек. Также можно в эту игру играть командами (по 7 игроков).
Игру лучше всего проводить на улице или в большом помещении.
Ход игры.
В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут.
Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами.

«Комплименты»
Цель игры:
*формирование добродушия;
*формирование положительного эмоционального настроя;
*научить детей внимательному отношению к окружающим их людям, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;


Ход игры.
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит «Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т.д.

«Ласковые имена»
Цель игры:
* формирование добродушия;
*формирование положительного эмоционального настроя;

* научить детей внимательному отношению к окружающим их людям;
*формирование таких качеств, как дружелюбие и взаимоуважение по отношению ко всем участникам игры.
Материально – техническое обеспечение: мяч резиновый.
Количество игроков - не ограничено.
Ход игры
Дети встают в круг. Один из игроков бросает другому игроку мяч, ласково называя его по имени (Кирюша, Машенька, Светочка и т.п.). Поймавший мяч должен бросить его следующему игроку также ласково назвав его по имени и так далее. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имён.

«Салочки-выручалочки»
Цель игры:
*формирование таких качеств, как самокритичность и справедливости;
*воспитание у детей умения своевременно приходить друг другу на помощь;
*формирование положительного эмоционального настроя;
*формирование у детей навыков взаимодействия и сотрудничества;
*формирование таких качеств, как дружелюбие и взаимоуважение по отношению ко всем участникам игры;

*воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе;
*приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Ход игры.
Выбирается «салочка» путем жеребьевки. Салочка становится в центр площадки и закрыв глаза считает до 20. Остальные игроки должны разбежаться от нее в периметре игровой площадки. Как только салочка закончит считать, она откроет глаза и побежит салить (дотрагивается до плеча легонько) остальных ребят должны убегать от нее.
До кого она дотронется, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так. Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Если салочка совсем близко, можно присесть на корточки (в домик). Того, кто присел, салка не тронет.

« Совушка »
Цель игры:
* формирование таких качеств, как дружелюбие и взаимоуважение по отношению ко всем участникам игры;
*развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
* воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;

*формирование положительного эмоционального настроя;
*воспитание гуманного отношения детей к животным и насекомым.
Материально техническое обеспечения: большой обруч (гнездо).
Количество игроков – не менее 5 детей.
Ход игры.
Выбирается «совушка» путем жеребьевки. Остальные игроки распределяют между собой роли мышек, жучков, бабочек. На площадке обозначается гнездо, в котором она находится. Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагаются по всему залу (площадке). По сигналу воспитателя все дети ходят, бегают по площадке, передовая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит: « ночь» и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо. По сигналу «день» совушка улетает, а мышки, жуки, бабочки снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим (из числа ни разу не пойманных).

«Правила движения»
Цель игры:
*овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;
*развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
*воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе;
*приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;

* формирование положительного эмоционального настроя;
*продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения;
*воспитывать умение ориентироваться в дорожной ситуации;
*расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Материально – техническое обеспечение: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Ход игры.
Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения), чтобы те следили за порядком на дорогах города. Одного из детей просят повторить правила дорожного движения - останавливаться около «зебры», чтобы дать пешеходу перейти дорогу, не выезжать за пределы дороги и на встречную линию, не ехать с большой скоростью, останавливаться на красный цвет у светофора…. Остальные дети – автомобилисты выбирают себе игрушечные автомобили. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

«Черепаха-путешественница»
Цель игры:
*формирование таких качеств, как терпимости и внимательности;
*развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;

* воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе;
*формирование положительного эмоционального настроя;
*приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;
*воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
*развивать чувство юмора;
*воспитание чувства коллективизма.
Материально – техническое обеспечение: тазы небольшого размера (панцири) в соответствии с количеством детей.
Количество игроков – не ограничено.
Ход игры.
В начале игры дети разбиваются на команды и строятся в колонны друг за другом. Воспитатель объясняет детям, что черепаха – медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобиться таз (металлический или пластмассовый). Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимает следующий по очереди за ним игрок черепаший панцирь и устанавливают его на своей спине, после чего выполняет задание и так до последнего игрока. Побеждает та команда, которая не нарушила правила и закончила задание первой.

«Вот идет Рассеянный по улице Бассейной»
Цель игры:
*развивать чувство юмора;
*формирование положительного эмоционального настроя;
* развивать умение сохранять тайну;
* воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;

* развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
* воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества.
Материально – техническое обеспечение:3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.
Количество игроков – не ограничено.
Ход игры.
Воспитатель произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.
Дети, разбиваются на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку. Дети выполняют задание воспитателя.

«У нас порядок»
Цель игры:
*научить детей быстро и аккуратно складывать вещи по своим местам, приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам;
*научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей;
*воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
* развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
*воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;
* приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;
Материально – техническое обеспечение:
1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.
2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода).
3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.
Количество игроков – не ограничено.
Ход игры.
Дети делятся на равные команды. В ходе игры необходимо заметить как можно больше вещей, лежащих не на своих местах, и как можно быстрее убрать их. За каждую убранную вещь дается 1 очко, дополнительные очки начисляются за бережливость.
Команды складывают вещи по очереди, давая объяснение своим действиям. Например, участник одной команды говорит: «Я кладу книгу на полку в книжный шкаф» (он зарабатывает для своей команды очко). Участник второй команды говорит: «А я вешаю полотенце около умывальника». Дети из третьей команды дружными усилиями подвинули лавочку к окну, так как она стояла посередине группы и всем мешала выполнять задания. Они получают сразу 1 очка: за доброе дело и за проявленную заботу. Игра продолжается до полной победы над беспорядком. Побеждает команда, получившая наибольшее количество очков.
Игры проводятся регулярно со всей группой (в группе и на прогулке) в течение двух недель.

Музыкально-дидактические игры

Музыкально-игровое упражнение «Кто это может быть!»

Дети встают в два круга внешний и внутренний образуют пары.

Надо посмотреть друг другу в глаза, подумать о том, кто перед тобой. Слова и хорошая музыка помогут детям.

1 пара. Посмотри на человека, стоящего перед тобой. Посмотри ему в глаза, постарайся понять, что у него в душе сейчас? Ему светло, спокойно? Или что-то тревожит? Он напряжен? Чего он боится? Посмотри ему в глаза. О чем они говорят тебе? От чего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Что мог бы подарить ему ты? Определитесь, сделайте выбор. Покажите свой выбор. Сделайте то, что вы выбрали. Спасибо. Вы сейчас расстанетесь, не говорите, друг другу ничего - все уже сказано. Внешний круг - делают шаг вправо, и - встречаются новые пары,

2 пара. Побудьте наедине друг с другом. Поглядите, друг другу в глаза, почувствуйте, что друг у друга на душе. Бывает ли тот человек одинок? Хочет ли он любить? Бывает ли ему больно, когда он остается один? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Что подаришь ему ты?

Участники определились, показали свой выбор, выразили чувства. Новый переход,

3пара: Взгляни на этого человека. Это же настоящий ребенок! Большой ребенок, иногда капризный, он любит ласку и тепло. Иногда ему бывает тоскливо, хочется плакать, но он знает, что этого делать уже нельзя... Чем бы вы могли согреть его? Ваш выбор. Если текст поддерживается светлой музыкой, праздничный выбор делают почти все дети.

Музыкально-игровое упражнение «Мое солнце»

Дети рисуют себя в образе солнца. Все подписывают солнце своим именем и передают его под светлую музыку по кругу, и дети говорят чтобы они хотели подарить солнышку с этим именем

Музыкально-дидидактическая игра «Музыкальная шапочка»

С помощью музыкальной шапочки мы поиграем в одну очень веселую и очень полезную игру.

В игре мы будем передавать шапочку из рук в руки под музыку, а как только песенка закончится и музыка остановится, тот, у кого в руках окажется шапочка одевает ее на голову выходит в круг. А мы с вами полюбуемся и похлопаем в ладоши, а затем назовем одно положительное качество этого человека.

Звучит музыка: «Ну, ребята, не зевайте, шапочку передавайте, только перестанут петь, надо шапочку надеть. Тра-ла, тра-ля, тра-ля-ля (3 раза) И любуется народ как же шапочка идет».

  • Отдать надо шапочку тому, кого хотел бы поблагодарить.
    Игра продолжается с того человека, у кого в руках шапочка.

Игра “Снежный ком”

Фоном игры выступает мелодичная музыка. Закройте глаза и представьте себе: белый, белый снег вокруг, он мягко ложится на землю, окутывая все мягким покрывалом, белые поля, леса, дорожки, дома. Снега наметает все больше и больше, и хочется скорей слепить первую снежную бабу. Представили себе? Очень хорошо, Откройте глаза, скажите, а вы любите лепить снежную бабу? А из чего лепят ком? Правильно, сначала лепят маленький снежок, а потом постепенно накатывают большой снежный ком. Так и мы с вами будем сейчас скатывать ком. Только он будет не из снега, а из добрых приветствий. Сейчас я вам все объясню и покажу. Пойдем…(вдвоем выходим в центр)

Система занятий «Учись разговаривать сердцем»

Учись разговаривать сердцем

Цель: улучшить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные и имеет равные права и возможности.

Задачи Уроков Доброты:

  • формирование представлений об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • дать представление о физических и бытовых возможностях инвалидов методом игровой проекции;
  • дать представление, о правах инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • рассказать о совместном обучении в обычном детском саду детей с инвалидностью и без инвалидности, т.е. о доступном детском саду для всех.
  • воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;
  • развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

Тематическое планирование

тема

Форма работы

Кол-во часов

Далеко ли эти ножки уведут его.

Комплексное занятие

30 мин

Что увидят эти точки.

Комплексное занятие

30 мин

Что услышат эти ушки.

Комплексное занятие

30 мин

Это трудно, это сложно, но иначе невозможно

Беседа, игровая деятельность

1 ч. 30 мин

Cистема занятий «Учись разговаривать сердцем» разработана, как дополнение к Профилактической программе « УРОКИ ДОБРОТЫ » Прудниковой М.С., Рычковой Е.А. Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста от 4-х до 7 лет. Проводить занятия необходимо педагогу-психологу, либо – воспитателю, но при обязательном присутствии педагога-психолога. Занятия могут быть проведены в любое удобное время, обязательно в знакомом детям помещении в форме подгрупповой работы (6-10 человек).

В дополнение к занятиям во время свободной деятельности детей необходимо включить дополнительные формы работы:

  • Дидактические игры «Профессии»;
  • Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  • Проведение подвижных игр (для детей с низким уровнем двигательной активности;
  • Свободное рисование по материалам занятий;
  • Выставка в книжном уголке «Я ребенок и я имею право» (Дидактическое пособие «Права ребенка» М., Весна-дизайн, 2005г., 10 л.)
  • Занятие в изостудии «Мы разные, но мы вместе»
  • Экскурсии в музеи коррекционных групп
  • Прослушивание и разучивание песен «Точка, точка, запятая», «Дорогою добра»

Занятие №1

«Далеко ли эти ножки уведут его»

Материалы и оборудование:

Листы тонированной бумаги, цветные мелки, варежки по количеству детей, широкий скотч, набор знакомых игрушек, телефон, иллюстративный материал с изображением ходунков, инвалидного кресла , тонкие книги по количеству детей.

Беседа

В: Здравствуйте, ребята. Я хочу поговорить о том, какие мы все разные, у нас разный цвет волос, глаз, разный рост. Но ведь цвет волос можно изменить? А заниматься физкультурой, спортом может каждый из нас? А рисовать, смотреть мультфильмы, слушать сказки, кататься на велосипеде? Вы любите это делать?

А скажите мне, ребята, вы болеть любите? Веселое это занятие? Ребята, а ведь бывают разные неприятные случаи, когда человек получил травму – например, сломал руку или ногу. Может он тогда все делать так же, как здоровый человек? Давайте проверим.

Упражнение. «Непослушные пуговицы»

Дети делятся на пары, берут друг друга за руку, вторая рука остается свободной.

  • Расстегните две пуговицы
  • Застегните две пуговицы

А как вы думаете, почему пуговицы такие непослушные? Никак не хотят расстёгиваться и застёгиваться? (подвести к выводу, что одной рукой это делать неудобно)

  • А теперь не держитесь за руки и попробуйте сделать это еще раз

В: Вот, видите, ребята, человеку, который получил травму и не может двигать рукой, трудно выполнить простое задание, а ведь пуговицы приходится застегивать каждый день.

Однако, ребята, врачи не всегда могут помочь, например, если травма очень сильная. И есть люди, у которых с рождения плохо двигаются руки и ноги. Таких людей называют инвалидами. В нашем саду есть такие дети. Как вы думаете, они, наверное, совсем не любят делать то, что нравится вам – рисовать, делать поделки из бумаги, рассматривать книжки, покататься на санках или лыжах с горки? Давайте с вами попробуем, как у них это получается.

Упражнение «Имитация»

  • Зафиксировав ноги вместе, принести игрушку из спальни.
  • Сесть на стул и попробовать достать игрушку с верхней полки.
  • Сесть на стул и дотянуться до игрушки на столе.
  • Надеть на руки варежки и перелистать книгу.
  • Спрятав руку за спину – открутить пробку.

Проблемная ситуация – достать с полки телефон, не вставая со стула, телефон необходим для срочного звонка. (формирование представления о необходимости посторонней помощи)

Творческое задание «Цветик-семицветик»

Поделить детей на группы:

1 группа - те кто справился с заданиями с нарушением условий (встал, переступал ногами и т.п.)

Условия выполнения задания:

1 группа одевает варежки на обе руки

2 группа одевает варежки на обе руки, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.

Инструкция: подойдите к столам; возьмите лист бумаги и карандаши; нарисуйте «Цветик - семицветик».

(ВНИМАНИЕ! Они могут помочь детям в варежках, но только, либо по их непосредственной просьбе, либо по собственному желанию, предварительно спросив, нужна ли ребенку помощь)

В: Для людей-инвалидов, которые плохо двигаются, есть разные приспособления – костыли, ходунки, кресла. С их помощью люди могут передвигаться, доставать необходимые предметы

А вместе с другими ребятами им хочется поиграть? Ребята, а что мы с вами можем сделать, для того, чтобы эти дети не скучали, не обижались, не расстраивались, если у них что-то не получается?

В заключение

Домашнее задание .

Занятие №2

«Что увидят эти точки.»

Проверка домашнего задания. Ребята рассказывают, что им на их вопросы ответили близкие.

В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям? Кто же такие инвалиды? Можно лих встретить на улице или в нашем садике? /проверка домашнего задания/

Беседа.

В: Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо видят. Мы с вами знаем, что есть люди, которые уже с рождения имеют какое-либо заболевание, а есть люди, которые стали инвалидами из-за болезни или травмы, которые нельзя вылечить.

Скажите, кто из вас боится темноты? Однако, зрение у людей может быть разным.

Человек, который плохо видит - носит очки, человек, который не видит совсем - ходит с палочкой, которой нащупывает перед собой дорогу и предметы. Слепым людям помогают собаки-поводыри, этих собак специально обучают, как правильно перейти дорогу, как предупредить человека о едущей машине.

Проекция. «Ежик в тумане»

Дети надевают солнцезащитные очки и рассказывают, что изображено на картинке (можно заменить просмотром мультфильма не более 1,5 минут)

Упражнение «Под копирку»

Детям в солнцезащитных очках, демонстрируются изображения простых предметов и символов, которые надо изобразить на бумаге

(Приветствуются комментарии детей)

Все, что мы попробовали – это не полная слепота. Давайте попробуем узнать, а как могут действовать слепые люди, которые не видят вообще ничего.

Упражнение «Имитация»

Детям завязывают глаза и просят выполнить несколько заданий

  • Найти определенную игрушку среди нескольких
  • Вымыть руки
  • «сделать чай»
  • Надеть куртку
  • Надеть и завязать ботинки

Все выполняемые задания просить комментировать, даже на уровне могу-не могу.

Проблемная ситуация – «пожар» - выйти из помещения (формирование представления о необходимости посторонней помощи)

Творческое задание «Доброе сердце»

Поделить детей на группы:

2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»

3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.

Условия выполнения задания:

1 группа завязывает глаза

Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий

(ВНИМАНИЕ! Они могут помочь детям с повязками, но только, либо по их непосредственной просьбе, либо по собственному желанию, предварительно спросив, нужна ли ребенку помощь)

В: Вы сейчас возьмите свой лист и посмотрите на него. Что вы видите? (наклеенное сердце) Правильно, это для того, чтобы вам было легче нарисовать сердце, потрогайте его пальчиками, чувствуете, что оно выступает на листочке, поэтому, когда мы с вами завяжем глазки, вы сможете разукрасить сердце, трогая пальчиками другой руки края, наклеенного сердечка.

Теперь завяжем глаза и начинаем рисовать.

После того, как рисунок будет закончен, с глаз ребёнка снимается повязка. И у детей спрашивается. Каково им было рисовать завязанными глазами? Было ли им трудно?

В заключении – рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.

Домашнее задание . Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.

Занятие №3

«Что услышат эти ушки.»

Проверка домашнего задания.

В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям. Кто же такие инвалиды? Можно ли их встретить на улице или в нашем садике? /проверка домашнего задания/

Беседа.

В: Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо слышат. Давайте помолчим…… что мы слышим?

Чтение рассказа «Тишина»

В: Скажите, ребята, действительно ли важно внимательно слушать и слышать? Почему?

В: А сегодня мы с вами попробуем узнать, а как могут действовать глухие люди, которые не слышат вообще ничего. Люди, которые плохо или совсем не слышат, носят слуховые аппараты, чтобы лучше слышать звуки

Упражнение. «Рупор»

Дети разбиваются на пары, один из которых аудирует, а второй с расстояния 10 м озвучивает изображения на карточках в полный голос, шёпотом, шёпотом в рупор.

Упражнение «Имитация»

Дети надевают наушники и выполняют задания:

  • Подними карточку, если услышишь звонок телефона
  • Подними карточку, если услышишь свой номер
  • Подними карточку, если услышишь свое имя
  • Поднимите карточку девочки
  • Поднимите карточку мальчики

Проблемная ситуация – «перейди через улицу» - перейти дорогу без пешеходного перехода (формирование представления о необходимости посторонней помощи)

Творческое задание «Разноцветные лучи»

Поделить детей на группы:

1 группа - те кто справился с заданиями с нарушением условий

2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»

3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.

Условия выполнения задания:

1 группа завязывает глаза

2 группа завязывает глаза, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.

Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий.

Задание: произносится шепотом.

  • Нарисуйте в центре листа круг жёлтого цвета и раскрасьте его;
  • Нарисуйте три красных лучика;
  • Нарисуйте два зеленых лучика;
  • Нарисуйте три синих лучика;
  • Остальные лучики нарисуйте желтым цветом

В заключении – рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.

Разучивание фразы на языке жестов «Мы с вами – друзья»

Домашнее задание . Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.

Занятие №4

«Это трудно, это сложно, но иначе невозможно»

Проверка домашнего задания.

В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям. Кто же такие инвалиды? Можно ли их встретить на улице или в нашем садике? /проверка домашнего задания.

Беседа.

В: Скажите мне, ребята, у кого из вас есть младшие братья или сестры? Они умеют рисовать? Рисуют так же хорошо как вы? А одеваться сами умеют? А знают буквы, цифры, умеют определять время? Знают столько же, сколько и вы? А почему? (еще маленькие) Как вы думаете, они научатся всему, что вы знаете? А знаете, ребята, есть дети-инвалиды, у которых головка не сможет так быстро думать как у вас, их очень сложно научить, даже читать и писать. Для таких детей есть специальные учебники. Вот таким детям разве не захочется почитать сказку? А что мы сможем сделать, чтобы помочь таким детям? (объяснить, показать, рассказать) В нашем садике много таких ребят, и сегодня мы с вами не будем пробовать сами, что умеют делать такие ребята, а просто побудем вместе с ними в группе, вместе поиграем и пойдем на прогулку.

Этап программы «Вверх по радуге»

Дети массовой группы делятся на подгруппы по 5-6 человек и в сопровождении психолога вводятся в коррекционные группы на срок до 1,5 часов в текущий режимный момент. По возвращению в группу дети обмениваются мнениями, что им понравилось или не понравилось в гостях, что они делали, какие особенности заметили у детей коррекционной группы, захотели бы еще раз сходить к ним в гости, или пригласить к себе?

Занятие № 5

«Только так из человечка выйдет человек»

Заключительная беседа – проведение экскурсии по детскому саду с демонстрацией маркеров, строительных особенностей, механизмов и приспособлений для инвалидов, ещё раз обратить внимание ребят на ключевые проблемы этой темы.


Даулеталиева Ж. А., воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

ГККП я/сада №4 «Березка»

Статья

«Игра - как средство нравственно-духовного

воспитания дошкольников»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Считаю, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников» является формирование нравственных, общественных качеств ребенка в процессе игры.

В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях, так как игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созиданию нового.

Ребенок в сюжете игры соединяет реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители искренне интересуются играми своего ребенка, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним.

Поэтому, я провожу целенаправленную работу по развитию нравственно-духовных качеств у детей путем использования в своей работе сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, театрализованных игр, так как важным в игре является не только умственное, эстетическое и физическое, но и нравственное развитие ребенка, которое помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду я использую в возрастных группах разнообразные игры.

Уверена, что игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Также я придаю большое значение индивидуальной работе, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Таким образом, действия в воображаемом плане (в игре) помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Большое место в нравственно-духовном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В заключение хочу отметить, что с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Считаю, что игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Увлекательные игры помогают сделать воспитательно-образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретет такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Так что начинайте заниматься с детьми с детства, играйте с ними в игры, причем, чем раньше, тем лучше!

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть он видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 21. 10. 2016 года)

Ни для кого не секрет, что дети гораздо проще усваивают информацию, преподнесенную в игровой форме. Так, в последнее время именно в игровой форме педагоги обучают детей математике, грамоте, иностранным языкам. Но не только для школьников игра важна. Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста также велика. Ведь именно посредством игры ребенок проявляет различные стороны характера, удовлетворяет свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, формирует личность.

Игра как метод воспитания: чему она учит?

При правильном подходе роль игры в воспитании ребенка огромна – она учит ребенка любить знания, стремиться к обучению и воспитанию, показывает правильные модели отношений и поведения. Кроме того, обучаясь чему-то посредством игры, ребенок даже не подозревает, что учится.

Игры нравственного воспитания для детей

В воспитании детей необходимо руководствоваться народной мудростью: «ребенка легче воспитать, чем перевоспитать», а также: «чем раньше начать воспитание, тем лучше будет результат». Поэтому всегда стоит беспокоиться о том, что, с кем, и как делает ваш ребенок. Чтобы направить малыша на совершение положительных поступков и позитивные мысли, необходимо особую роль отвести играм нравственного воспитания для детей. Они могут быть подвижными или спокойными – это неважно.

Игра как средство воспитания детей: примеры нравственных игр

  • Игра «Волшебное слово». Оказывает очень положительный эффект, заключается в том, что каждое действие и поступок необходимо сопровождать произнесением приятных слов и вежливых фраз;
  • «Магазин одной покупки». Данная игра как метод воспитания полезна тем, что ребенок оказывается в ситуации выбора, при котором из множества различных желаний он может выбрать только одно. Эту игру, как средство воспитания детей, полезно использовать для того, чтобы дети умели ориентироваться в возможностях семейного бюджета, в излишке и полезности некоторых вещей, а также учились делать осознанный выбор, за который они впоследствии смогут нести ответственность;
  • «Хорошо-Плохо». Роль игры в воспитании ребенка заключается в том, что ему раскрывается сущность плохого и хорошего, формируется система преставлений о том, что плохо и хорошо, раскрывается причинно-следственная связь различных действий и поступков.

Данные игры как средство воспитания детей формируют у них представление о вежливости, первоочередности потребностей и желаний, возможности их удовлетворения, учит детей развивать и обогащать язык.

Нравственное воспитание посредством народных игр

Народные подвижные игры очень занимательны для детей, а также чрезвычайно полезны. Эти игры как метод воспитания учат их управлять своим телом и движениями, подчиняться и принимать правила игры, развивают воображение. Особенно важна в народных играх эмоциональная вовлеченность взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать необходимые слова и действия, но максимально выражать интерес к конкретной игре.

Примеры нравственного воспитания посредством народных игр:

Игры как средство воспитания детей неплохо заканчивать игрой в молчанку. Это переключит внимание ребенка и успокоит его.

Помните, что родители – самые активные участники игр с детьми, поэтому, чем активнее будет общение отца и матери с ребенком, тем быстрее он будет развиваться.

Он движим в своем развитии физиологическими и эмоциональными потребностями. Однако постепенно, благодаря родителям и другому окружению, кроха узнает, какие правила и нормы приняты среди людей, за что осуждают, за что поощряют, а также что таят в себе важнейшие ценности этого мира: любовь, сострадание, милосердие, честность, справедливость и т.д. Ведущей деятельностью малыша на протяжении длительного времени является игра. С раннего возраста именно игры становятся для детей катализатором развития их нравственных качеств.

Когда начинать развитие нравственности у ребенка?

Детские педагоги и психологи обозначают возраст 3-4 года как период появления первых нравственных качеств. Примерно до 10 лет дети учатся отличать плохое от хорошего, нравственное от безнравственного, ориентируясь на реакцию взрослых: их наказание или поощрение. Играющий в песочнице трехлетка уже может определить, какой поступок его сверстников хорош, а какой нет.

Ближе к 10 годам дети начинают осознавать общественную полезность нравственного поведения, необходимость соблюдения общепринятых норм. И лишь с 13 лет подростки способны самостоятельно оценивать поступки других людей и действовать, опираясь на усвоенные принципы. Это десятилетие жизни ребенка крайне важно для усвоения им морально-этических норм, начала формирования сознательной, гармонично развитой личности.

Нравственное развитие ребенка распадается на три больших направления:

  • усвоение норм и принципов поведения и отношений между людьми, принятых в обществе;
  • способность взаимодействовать с другими членами общества, сопереживать им и действовать сообща;
  • развитие собственных нравственных качеств и выработка своего уникального взгляда на мир.


Игровая среда: из выдуманного мира в реальный

Роль первых учителей морали для ребенка исполняют, конечно, его родители. Имеет значение и обстановка, царящая в доме, и то, как его обитатели решают повседневные проблемы и преодолевают конфликты. Понятно, что влияние родителей - важнейшая составляющая процесса воспитания.


Если кроха с малолетства видит примеры агрессии, нечестного, равнодушного или оскорбительного поведения, это наверняка отразится на его поступках, а впоследствии и на мировоззрении. Напротив, в семье, где проблемы привыкли решать миром, где учитываются интересы всех домочадцев и часто произносятся добрые слова, больше шансов вырастить позитивного, неравнодушного к другим человека. Как правило, если в семье есть пожилые родственники, младшие братья и сестры, домашние животные, ребенок раньше впитывает общечеловеческие ценности.

Но мало научить ребенка моральным нормам общества. Нужно еще закрепить в сознании малышей их пользу и сделать нравственное поведение насущной и естественной потребностью будущего члена общества. Хорошую услугу педагогам и родителям оказывают русские народные и другие волшебные сказки, в которых добро побеждает зло, а честные, благородные поступки героев возвращаются им сторицей.

Чтение увлекательных историй, обсуждение хороших и плохих поступков героев, представление себя на месте того или иного персонажа способствуют принятию ребенком основных ценностей нашего мира. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом.


Наибольшую помощь в процессе морально-этического воспитания оказывают сюжетно-ролевые игры. Эта игры, в которых каждый участник получает свою роль, а развитие движется по определенному, хоть и не жесткому, сюжету. Так, дошкольники с удовольствием играют в «семью», где «папа» ходит на работу, «мама» готовит обед, «дети» ходят в школу и сад и т.д.

Мальчишки строят «космические корабли» из стульев и отправляются покорять неизведанные дали, а девочки устраивают балы или лечат игрушечных животных. Ролевые игры для детей необыкновенно ценны для нравственного воспитания, понимания ими добра, долга, бескорыстия, сострадания, честности и т.д. По сути, это маленькая тренировка ситуаций взрослой жизни, в которых каждый человек может проявить себя по-разному. Кроме того, ролевая игра - это совместное поведение, которое развивает умение работать сообща, «чувство локтя», коммуникативные навыки, умение выслушивать и учитывать мнение других, толерантность.


Игры для развития нравственного поведения

Среди многообразия детских игр, организуемых в коллективе, выделяются мероприятия, которые направлены именно на развитие нравственных качеств:

  • «Ласковые слова»

Популярная игра для проведения ее в детских садах и начальной школе, развивающая доброжелательное отношение ребенка к другим людям Дети становятся или садятся в круг, педагог дает им небольшой мячик. Дети передают мячик по кругу, называя получателя мяча ласковым именем (Сереженька, Алиночка, Викуля). После прохождения круга игра повторяется, но в обратном направлении. Затем можно позволить детям бросать мяч любому участнику игры, называя его ласково.

  • «Дедушка и я»

Эту игру можно проводить в помещении или на свежем воздухе. Она развивает внимательность к другому человеку, способность к сопереживанию, умение выражать свои мысли и слышать других. Участники делятся на пары, в каждой паре один ребенок - «дедушка» (ему завязывают глаза платком), второй - «внук» («внучка»). Внуки должны перевести своих дедушек через дорогу. Ведущий поясняет, что дедушка старенький и плохо видит и слышит, обращаться к нему нужно уважительно и тактично. В простом варианте игры внукам разрешается вести дедушек за руку, в сложном - только вежливо помогать словами. На пути следования пар ведущий ставит стулья и другие препятствия, чтобы дорога не оказалась слишком простой. Побеждает пара, которая не только пришла к финишу первой, но и проявила наилучшее умение работать сообща.

  • «Добрые дела»

Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы в детском саду или целого класса в младшей школе. Организатору игры (родителям, педагогам) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью), а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.


  • «Чудо-ожерелье»

Эта забава развивает в детях толерантность, поднимает самооценку и учит уважать других людей. В нее хорошо играть в большой семье, группе детсада, классе начальной школы. Приготовьте красивые крупные бусины разного цвета, фактуры, формы по числу участников игры. Также возьмите иголку с ниткой. Объясните детям, что каждая бусинка - это один человек из вашего коллектива. Каждая бусина отличается от других, но по-своему красива, а если собрать их все вместе, можно создать уникальное ожерелье. Раздайте их детям, пусть подержат в руках и полюбуются. Называйте имя ребенка, берите у него бусину и надевайте ее на нитку. Когда ожерелье будет готово, снова отметьте, что каждая часть в нем важна, и если убрать хотя бы один элемент, ожерелье будет уже другим.

Организуя специально предназначенные для развития нравственных качеств игры, необходимо понимать, что отдельные мероприятия не дадут эффекта, если не будут подкреплены грамотно организованным досугом ребенка, а главное - личным примером значимых для малыша взрослых.

Что еще почитать