Инновационные формы работы с родителями в доу. «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» методическая разработка на тему Инновационные формы сотрудничества с родителями в доу

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Кадочникова Наталья Алексеевна

Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

    Информационно-аналитическое направление

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

    Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

    Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному процессу относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Родительские уголки, папки – передвижки; семейный и групповые альбомы; библиотека – передвижка, фотомонтаж; фотовыставки; семейный вернисаж.

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде».

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей.

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в детском саду. Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

ЗАЯВКА

На участие в семинаре для педагогов и воспитателей детских садов

Ф.И.О . : Кадочникова Наталья Алексеевна

Направление 1 : « Инновационные образовательные технологии в ДОУ».

Место работы : Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Должность : Воспитатель Дошкольных Учреждений

Почтовый адрес : 140000, г.Павлодар, ул.Ак.Сатпаева 251

Телефон домашний : 61-71-96

Телефон мобильный : 87471274207

Е- mail :

  • · психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • · вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • · участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • · родительские университеты;
  • · конференции;
  • · индивидуальные и тематические консультации;
  • · родительские собрания;
  • · тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • · дни творчества детей и их родителей;
  • · открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • · помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • · родительское общественное патрулирование;
  • · шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • · участие родителей класса в работе совета школы;
  • · участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • · участие в работе совета содействия семье и школе.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые наш педагогический коллектив использует в работе.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • · Год рождения моего ребенка - каким он был, этот первый год?
  • · Первые книжки ребенка.
  • · Друзья моего ребенка.
  • · Праздники нашей семьи.
  • · Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • · Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • · Фотографии нашего детства.
  • · Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • · Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • · Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • · Соблазны и пути их преодоления.
  • · «За и против» школьной формы.
  • · Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников -- важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Формы работы: На первом плане -- индивидуальная работа

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

На индивидуальные беседы с родителями мы можем приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника -- в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».

Дюсупова К.К.

Воспитатель , КГКП ясли – детский сад « Дәншік »

Кокпектинский район

ДОКЛАД

Тема: «Инновационные методы работы с родителями»

Всем сотрудникам дошкольных учреждений хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательную – образовательную микросферу. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом. Они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Вне сомнения, информативный компонент общения с родителями – вещь неизбежная и естественная. Эмоциональная бедность общения, не затрагивающая сознания и чувств родителей, оставляет их равнодушными к работе детского сада.

Задачи:

Поиск новых путей и подходов к работе с родителями.

Ребёнок – главная точка отчёта работы с родителями.

Изучение возможностей родителей.

Соблюдение индивидуальности и конкретности в работе с родителями.

Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.

В начале учебного года нужно провести тестовый опрос педагогов и родителей, как партнеров по общению.

Педагоги и родители заполняют бланки.

Бланки опроса родителей; Бланки опроса педагогов;

Затем провести обработку данных тестирования. Данные тестирования позволяют выявить: - единодушия мнений; наличие противоречивых точек зрения; наличие уклончивых точек зрения, т.е. мнений, лишенных искренности.

Проблема дефицита взаимного доверия педагогов и родителей и поиск способов его роста является наиболее актуальной задачей. Провести опросник для воспитателей, например Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями. Изучения мнения родителей о профессиональных качествах воспитателя во взаимоотношениях с ребенком. Анализ опросника помогает в определении тематики консультативной помощи.

При осуществлении консультативной помощи педагогам в общении с родителями используем активные методы обучения. Это тренинговые упражнения, игровые задания и другие.

Нужно заполнять бланк анкет для родителей по изучению «Социального семейного воспитания».

Обязательно провести анкеты для отца.

Тесты для родителей такие, как:

Стиль воспитания ребенка в семье; готовы ли мы отдать своего ребенка в школу; Памятки для родителей, памятки для педагогов и.др., например:

Чтобы это у меня получалось «Я не забуду»; «Наши принципы общения с родителями».

Дошкольные учреждения – это первый опыт пребывания ребенка вне семьи, а члены семьи хотят быть в курсе его успехов. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества. В основу программы взяты такие формы: письменные, формы общения, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки, личные блокноты, ящик предложений, творческие отчёты. В записках отмечаются успехи ребёнка, изменения в его поведении или желания…Записки называются «счастьеграммы», их получают и взрослые – «Благодарим!». Также можно о каждой семье, о каждом ребенке сказать что-то хорошее. Важно найти и отметить это. Формы работы с родителями очень разные. Можно использовать формы радиостанция – радиогазеты. Особенно в дни праздники много слушателей. Родители слышат о себе слова благодарности за помощь воспитателям, или принимают поздравления от детей, которые желают им счастья, добра, здоровья (запись на магнитофоне).

Следующая форма работы индивидуальная. Известно, что индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, которые удается воспитателю завоевать, подчас оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей. Своеобразие влияния семьи на ребёнка может определяться не только непосредственным отношением к нему родных, но и, косвенными факторами: количественным составом семьи, степенью родственных отношений, традициями и даже возрастом её членов. Поэтому работа воспитателя с родителями должна строиться на индивидуальном, дифференцированном подходе его как к разным семьям, так и отдельным их членам. Противоречия во взглядах на воспитание отца, матери и бабушки часто создают условия, пагубно влияющие на формирования личности ребёнка. В таком случае воспитателю нужно поговорить с каждым из них в отдельности, подобрав для этого соответствующие ситуацию и слова. Только при систематической, продуманной индивидуальной работе с семьями между воспитателями и родителями устанавливаются взаимоуважительные отношения. Это дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи семье.

Очень важна форма проведения беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. При знакомстве с родителями особенно необходимо соблюдать. Рассказывая о требованиях, предъявляемых к ребенку в детском саду, о тех новых условиях, в которых предстоит ему находиться, нужно обязательно подчеркнуть, что все это будет входить в жизнь детей постепенно, а сотрудники детского сада постараются учесть индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников.

Важным этапом в работе с родителями является знакомство воспитателя с условиями, в котором живёт ребёнок, в общей среде, в доме. Учитывая это, воспитатель даст родителям более обоснованные рекомендации, сумеет найти оптимальные пути и средства построения единого мнения воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по инициативе педагога.

Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждения сына или дочери воспримется правильно. Например: Миша – воспитанный, хорошо развитой мальчик. Но он избалован дома, ленив. Всегда старается переложить свои обязанности, трудиться с большим нежеланием. Стремясь остановить на этом внимание родителей, воспитатель в присутствии мальчика рассказывает им о том, что, как Миша не захотел убрать пособие после занятия, разбросал игрушек: «Ну, это еще не самое страшное, потрудиться он ещё успеет. Пусть немножко пошалит. Уж вы его не ругайте слишком, он у нас хороший мальчик. Правда «Мишенька, говорит мама». Слыша такой ответ, ребенок лишний раз убеждается в том, что ему всё можно. В индивидуальных беседах воспитатель не только учит, подсказывает, как, например, поднять авторитет родителей или членов семьи, но и сам активно помогает этому, влияя на ребенка в группе.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференций по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний. Эти разнообразные формы работы при умелом сочетании дополняют друг друга.

Программы лекторий продумываются воспитателями и заведующим детским садом. Содержание их может быть различными в зависимости от потребности. Осветить родителям тот или иной вопрос в воспитании детей. Поэтому ставятся задачи, в плане работы на данный год. Например:

«Как подготовить ребенка к школе» (Консультации. Музыка в жизни детей)

Тематика проведения лектория для молодых родителей особая. Система занятий в таком лектории носит несколько своеобразный характер. Молодым папам и мамам следует дать не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Как успокоить ребенка, если он капризничает. Как привить мальчику культурно-гигиенические навыки, правильно убрать комнаты.

Занятия в педагогических кружках имеют основной целью вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитаний детей. Интересно проходят занятия, на которых родители узнают, как следуют читать детям, разучивать с ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения. Все эти знания преподносятся родителям с практическим показом и приемом.

Эффективной формой работы с родителями, является организация тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с различными вопросами воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи в доступной и привлекательной форме, представлять демонстрационный материал. Содержание выставок обуславливается «Программой воспитания», «Материалами по защите прав и достоинств маленького человечка», планом работы с родителями, специальной организации воспитательно – образовательного процесса по данной группе, уровнем развития детей, условиями их жизни в семье. Материалы тематических выставок могут освещать широкие педагогические проблемы:

«Пример родителей в воспитании детей», «Воспитания детей – главная обязанность родителей», «Отец в семье».

Оформление тематических выставок зависит от условий жизни группы, детского сада. Материал тематических выставок тщательно отбирается. Он должен быть краток, четко сформирован, точно соответствовать выбранной теме.

Кроме тематических положений, родители должны найти в нём практические советы, рекомендации. Текст иллюстрируется фотографиями зарисовками, подделками детей. Групповые выставки целесообразно оформлять на стендах. Можно привлечь родителей не только к оформлению выставок, но и к обсуждению их содержания, отбору интересных материалов. Например: «Выставки», рассказывающие о необходимости правильно и красиво одевать детей, поручить мамам или бабушкам смыть образцы одежды. Написать советы о правильном выборе одежды и обуви, чтобы детям было удобно, комфортно и главное не вредно для здоровья. Хорошо разнообразить представленный материал фотографиями.

Посещения родителями детского сада «дни открытых дверей», непосредственное знакомства с работой детского сада в процессе посещений и наблюдение за детьми в отдельные отрезки времени, привлекают родителей, является действенной формой педагогической пропаганды. Дни открытых дверей – не только средство удовлетворения естественного интереса и любопытства родителей к тому, как живут их дети в детском саду. Это прежде всего знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами, воспитательно – образовательной работы, а также преодоление иногда очень стойкого, участия родителей, поверхностного суждения о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организаций педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми, тоном, речью, обращенной к ребенку, многому может научить родителей.

Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители увидели всю сложность и многогранность работы педагогического коллектива, обратили внимание на главное, выделили из всей суммы впечатлений именно, то, что необходимо. Прежде всего, следует тщательно продумать и наметить содержание работы на этот день.

В младших группах это прежде всего режимные процессы, закаливающие процедуры. Родителей детей этого возраста волнует, как их ребенок справляется с новыми многочисленными обязанностями, как он самостоятельно себе обслуживает. Таким внимание родителей нужно обратить на то, что с детьми проводятся занятия.

В средних группах показать как дети осваивают трудовые навыки, как учиться помогать и уступать друг другу, как постепенно приучаются трудится в коллективе и для коллектива.

В старших группах показать, как дети готовятся к школе, в процессе занятий, труда и повседневной жизни. Остановить их внимание на особенностях, характеризующих детей этого возраста.

Заранее продумывается, кто встретит родителей, проводит их по группам, где они разместятся во время занятий, приема детьми пищи. Очень важно, чтобы в процессе предварительной беседы родителям рассказали, что во время работы воспитателя с детьми ему нельзя задавать вопросы, делать замечания, что нельзя отвлекать детей, нарушать установленный в группе порядок и.т.д.

Все родители должны прийти в назначенное время, иначе они будут нарушать обычный распорядок жизни детского сада.

После просмотра с родителями проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнением об увиденном, получают советы и рекомендации, как использовать опыт воспитателей в семье.

Родители должны быть частыми гостями в детскому саду.

Это также должны быть такие формы работы:

Круглые столы; совместный досуг взрослых и детей; семейные вечера; тренинг, КВН; телефон доверия; группы поддержки; чаепития; пикники; видеоролики; караоке; распродажи. Родители становятся доброжелательными, помощниками на постоянной основе. Родители принимают участие в принятии решении, помогают определить основные направления работы в группах.

Наша задача быть всегда готовыми оказать поддержку родителям, независимо от того, на каком этапе родители или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в процессе работы в группе.

Поэтому родители являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса в детскому саду.

Литература:

    «Воспитателю о работе с семьей» О.Н.Урбанская, М.Пр.1977г.

    Детский сад и родители. Е.И.Колоярцевой, М.Пр. 1969г.

    Отбасы және балабақша № 5, 2007ж.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Слайд 1.

Тема: «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только сотрудничество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

Слайд 2.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Однако, больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Слайд 3.

Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Поэтому нам, педагогам, необходимо выработать новую философию взаимодействия с семьей, пересмотреть свою роль и позицию.

Слайд 4.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.

Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения педагога.

У чет индивидуальности ребенка . Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

У крепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

Слайд 5.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 6.

Функции работы ДОУ с семьей.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

Психолого - педагогическое просвещение родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.

Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Слайд 7.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Информационно-аналитические

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Форма проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» и др.

Досуговые

Цель : установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Форма проведения общения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах и др. мероприятиях.

Познавательные

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Форма проведения общения: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей и т.д.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Форма проведения общения: информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек и т.д.

Слайд 8.

Во всей этой работе невозможно обойтись без использования современных ИКТ.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Теперь с уверенностью можно сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. Поэтому хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму работы с родителями - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Цель обобщения положительного семейного опыта - повышение активности родителей по обмену опытом семейного воспитания.

Слайд 9.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А для этого педагогу необходимо пересмотреть свою роль, свою позицию, встав на путь сотрудничества, партнерства с родителями.

Роль педагога – сотрудника, партнера:

1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

5.Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.

7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Слайд 10.

Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог.

Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  • Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Список литературы

  1. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006.
  3. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
  4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. - М.: Айрис-пресс, 2006.

« Инновационные формы работы с родителями в ДОУ » Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?







Наглядно - информационные формы работы с родителями. Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией: выставки детских работ информационные листки памятки для родителей выставки книг папки - передвижки папки – ширмы выставка фотографий « Из жизни нашей группы », которые вызывают у родителей особый интерес.


Родительские собрания в форме круглого стола, вопросов - ответов, семинаров - практикумов, где родители являются не просто пассивными слушателями, а активными участниками. На таких собраниях родители делятся своим опытом воспитания, решают педагогические ситуации, задают вопросы и сами находят на них ответ.


Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из « зрителей » и « наблюдателей » превратятся в активных участников и помощников педагога.


Особой популярностью у родителей пользуются игровые тренинги на: знакомство, сближение, сплочение. создание дружеской, творческой, рабочей атмосферы. информирование о возрастных психологических особенностях детей. Значение детской игры, её роль в жизни ребёнка.


Игра на сплочение " Встреча руками " Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки: сначала найдут друг друга; познакомятся; проявят симпатию; потанцуют; подерутся; помирятся; попрощаются. Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы: Легко ли было выполнить это упражнение? Что мешало? Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды. Упражнение " Грецкий орех " Ведущий: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты. Запомните свой орех, чтобы затем его найти. (В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.) Ведущий: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех. (Участники тренинга выполняют задание.) Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопрос: По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.) На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые " черточки ". Нужно их только почувствовать и понять. ИГРА 1. « Пирамида любви » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход игры: - Каждый из нас что - то или кого - то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по - разному его выражаем « Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. - Расскажите и вы, кого и что любите вы! - А сейчас, давайте построим « пирамиду любви » из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и любимы сами.


ИГРА 2. « Отгадай и покажи » (игра - драматизация) Цель: Развивать умение перевоплощаться в предметы, невербально описывать сюжет. Учить договариваться и взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход игры: Нарисовать схематически две сказки для детей и родителей. « Колобок », « Курочка ряба ». Раздать эти схемы двум командам (в первой части игры участвуют только дети) чтобы дети отгадали и разложили их в правильной последовательности, по сказке. А затем с помощью мимики и жестов должны показать так чтобы дети и родители другой команды догадались, какая у вас сказка. (во второй части игры участвуют дети и родители, но если дети ошиблись при выкладывании сказки, родители должны найти выход чтобы понятно показать сказку для соперников, придерживаясь последовательности выложенных схем). ИГРА 3. « Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем » Цель: Продолжаем учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Воспитываем дружелюбное отношение друг к другу умение проявлять внимание и заботу. Ход игры: Делятся на две команды. С одной стороны зала дети, а с другой родители. Команды самостоятельно обсуждают, что они будут показывать. Показывают по очереди, где были, что делали. Дети: на музыкальном занятии, лепили, на зарядке. Родители: в магазине, на работе, мыли посуду.


ИГРА 4. « Нарисуй по описанию » Цель: Умение родителей задавать вопросы детям. Почувствовать некую общность с ребёнком. Почувствовать радость сотрудничества. Ход игры: С одной стороны зала сидят родители за столами (на столе альбомный лист бумаги, краски и карандаши), с другой стороны зала находится 5 картин из серии « Детский сад ». Ребёнок внимательно рассматривает картину. Подходит к своему родителю, он расспрашивает ребёнка где, что, где, кто? Ребёнок отвечает только « да » или « нет ». Затем родитель воспроизводит рисунок, по тому, как он понял своего ребёнка. У кого точнее сходство рисунка и картины та команда и побеждает (родитель - ребёнок). Рефлексия Ведущий: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга. Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том: что он узнал сегодня; было ли для него это полезно; какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга; что он хотел бы еще узнать. Игра « Связующая нить » Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.

Что еще почитать