Как правильно сидит ребенок. Как и когда учить ребенка сидеть самостоятельно? Стимулирующие упражнения. Что делать не надо

Советы специалистов. Надо ли учить ребенка сидеть, комплекс упражнений для развития умения присаживаться и равновесия, ориентировочные нормы.

Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?

Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».

В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.

А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?

Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.

Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.

Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы и весь организм ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему) не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов — ребенок сядет сам!

Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате — слабые.

Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:

1) Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.

2) Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,

3) Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).

4) Упражнение для развития ползания «Лягушка». Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).

Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка — движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.

Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.

Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?

Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!

Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.

Вывод:

— Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание . И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.

— Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.

Как научить ребенка сидеть: о нормах развития малыша.

Малыш начинает сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной в возрасте 7-8 месяцев. Также в этом возрасте малыш умеет садиться самостоятельно из положения «стоя на четвереньках». Сидя, малыш поворачивает туловище, когда тянется за игрушкой. В 8 месяцев ребенок в положении сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками.

А к 8-9 месяцам ребенок уже начинает, придерживаясь, за кроватку, пытаться вставать.

В 9 месяцев ребенок садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно. Переходит из положения сидя в положение для ползания. Встает на колени у опоры и удерживает тело в этом положении. Сидит продолжительно с прямой спиной, играя с игрушками.

Как научить ребенка сидеть: полезные упражнения для физического развития младенца.

Все данные ниже упражнения направлены прежде всего на развитие мышц ребенка и готовят малыша к сидению. Но не являются стимуляцией сидения или обучением ребенка сидеть.

В этих упражнения малыш не сидит, а учится менять позу тела и переходить в позу сидения и сохранять равновесие, то есть активен и подвижен.

Они будут полезны любому малышу, как физическая нагрузка для развития мышц и всего опорно –двигательного аппарата ребенка.

Упражнения делаются в возрасте малыша 6 месяцев и старше. Ни в коем случае нельзя усаживать или присаживать ребенка в возрасте 4-5 месяцев!

Когда и как нужно проводить упражнения:

— когда ребенок сыт,

— на свежем воздухе (в комнате не должно быть душно), можно летом заниматься на свежем воздухе.

— когда ребенок доволен, спокоен. Не стоит делать их, если ребенок хнычет или плачет.

— заниматься нужно не более 7, максимум 10 минут (при условии, что это нравится ребенку),

— при выполнении каждого упражнения взрослый разговаривает с малышом, называет части тела, читает потешки, комментирует свои действия: «Где левая ножка! Вот левая ножка! Давай потопаем – вот так!», «Давай сядем» и т.д.

Какие упражнения нужны малышу:

упражнения, побуждающие самостоятельно (ключевое слово – самостоятельно, а не мы усаживаем) садиться из разных положений (лежа на животе, на спине, из положения на четвереньках),

обучающие садиться, удерживаясь за палочку, колечко (сначала двумя руками, потом одной рукой),

тренирующие равновесие ребенка в положении сидя (например, сидение на надувной подушке или надувном бревне со страховкой взрослого)

Учимся сидеть: перечень упражнений для физического развития ребенка

Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Данные ниже четыре упражнения для детей от 6 до 9 месяцев разработаны в Институте коррекционной педагогики и подробно описаны в замечательной книге Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» (выпускает книгу издательство «Школьная Пресса»)

Упражнение 1. Ладушки.

Взрослый садится на пол. Малыша нужно посадить так, чтобы он сел между ног взрослого, а его спина касалась груди взрослого.

Ноги ребенка должны быть согнуты, руки разогнуты и лежат на коленях мамы. Стопы на поверхности.

Обхватываем локоток ребенка и хлопаем его раскрытой ладошкой по своей ноге. Приговариваем:

«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!
Маслом поливала,
Детушкам давала…
Хороши оладушки
У нашей бабушки!»

Затем повторяем упражнение другой ручкой ребенка.

Упражнение 2. Равновесие.

Взрослый садится на пол, ноги вытянуты. Нужно посадить ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел на Вас. Стопы ребенка на полу.

Медленно покачиваем малыша из стороны в сторону, стимулируя его удерживать равновесие.

Говорим в это время потешку:

«Ехали мы ехали,
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
Да в ямку – бух!»

Упражнение 3. Тепики.

Взрослый ложится на пол, себе под голову подкладывает валик, сгибает ноги.

Малыш сидит на взрослом и смотрит на маму, его ножки разведены, а стопы стоят на полу и опираются на него.

Берем ручки малыша в свои руки, толкаем его ручки, качаем малыша из стороны в сторону, вперед и назад.

Приговариваем потешку (можно выбрать любую). Например:

«Тепики- тепики, по водице хлопики!
Хлопики ладошками да босыми ножками»»

Упражнение 4. Мой веселый, звонкий мяч.

Малыш сидит на полу. Кладем перед ним большой надувной мяч. Подталкиваем малыша вперед (ручки вытянуты вперед, кисти раскрыты). Малыш пытается опереться о мяч. Читаем стишок:

«Мой веселый звонкий мяч!
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой!»

Упражнение «Надувной круг».

Еще одно классическое упражнение для развития равновесия в положении сидя – это упражнение «надувной круг».

Купите в магазине обычный надувной круг для плавания и используйте его для упражнений для развития равновесия в сидении. А когда малыш подрастет — он будет на нем плавать:).

Вариант 1. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были внутри круга.

Вариант 2. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были снаружи круга.
Чтобы сидеть на круге нужно балансировать. Поэтому обязательно подстраховывайте ребенка и помогайте ему опираться на ручки для удержания равновесия.

Во время упражнения используйте потешку, например, такую:

Тутушки! Тутушки!
Сели на подушки.
Тутушки! Тутушки!
Едем на подушке!
Тутушки, тутушки!
Пришли подружки,
Тутушки, тутушки!
Столкнули с подушки (снимаем малыша с круга).

Упражнения для развития умения ребенка самостоятельно присаживаться.

Как правильно выполнить присаживание ребенка с фиксацией колен из положения лежа на спине.

Купите в аптеке резиновые кольца для зубов – два одинаковых ровных кольца. Малыш лежит на спине. Поддерживайте своей левой рукой колени ребенка на полу. В левую руку ребенка своей правой рукой вложите колечко. Направьте эту руку ребенка вперед до прямого угла и побудите малыша сесть. Ребенку можно говорить каждый раз одни и те же слова: «Садись! Садись, Сашенька!». Слова не должны меняться – они должны быть одинаковыми каждый раз! (чтобы малыш их запомнил и понимал). Ребенок держится за колечко и опирается на свободную руку и присаживается. Сразу же возвращаем малыша в исходное положение лежа.

Упражнение повторяем два раза каждой рукой. Упражнение развивает мышцы брюшного пресса ребенка.

Усложнение упражнения:

Как только малыш освоит присаживание с помощью колечек, можно зафиксировать его колени, но не давать поддержку кольцом. Показать игрушку и сказать «Садись! Садись, Сашенька!», привлекая его игрушкой, которую хочется взять в взрослого.

Если малыш сел, опираясь на ладонь – то упражнение повторяется один раз.

Если малыш сначала опирается на локоть при подъеме, то повторяем его еще раз.

Упражнение считается освоенным, когда малыш поднимается за игрушкой сам без поддержки, опираясь на кисть своей руки.

Чтобы малышу было интересно, показывайте ему каждый раз что-то новое, что ему захочется взять в руки.

Как выполнить присаживание ребенка «Ванька — встанька»

Упражнение развивает мышцы шеи, спины и брюшной пресс.

Как правильно выполнять присаживание ребенка из положения лежа «Ванька- встанька». Упражнение очень важное. Оно выполняется всего один раз, а эффект – на всю жизнь! Так как формирование правильной осанки – это залог здоровья!

Исходное положение. Ребенок лежит на спине, ножками ко взрослому.

Первый этап. Ребенок лежит на спинке. Даем ему ухватиться ручками за большие пальцы наших рук (Ребенок держит своей кистью большой палец взрослого. А мы сверху обхватываем его кисть нашими четырьмя другими свободными пальцами. Получается очень крепкий «замок – сэндвич»: внутри большой палец взрослого, на нем – кисть ребенка – на ней четыре пальца взрослого. Даже если малыш перестанет держаться – он не упадет, так как мы его крепко держим)

Разводим ручки ребенка в стороны так, чтобы между ними получился угол 90 градусов.

Легко подтягиваем ребенка вверх, чтобы он приподнял голову и плечевой пояс.

Опускаем очень осторожно в исходное положение лежа – на бок. Обратите внимание – это очень важно: опускать на бочок нужно, чтобы малыш не ударился головой о стол!

Упражнение выполняем первый раз с укладыванием на левый бок, второй раз – на правый бок.

Для детей 4- 5 месяцев – добиваемся в упражнении только приподнимания головы и плечевого пояса, после чего укладываем на бочок. Не присаживаем ребенка ни в коем случае — только приподнимаем и кладем на бочок.

Для детей 6 месяцев и старше – упражнение проводится немного по-другому. Малыш в этом упражнении садится. Его обе ручки соединяются в левой руке взрослого. А правой рукой взрослый легко проводит вдоль позвоночника сверху вниз указательным и большим пальчиками. В ответ на поглаживание ребенок разгибает спину. Затем правой рукой взрослый придерживает голову малыша и укладывает его очень осторожно на спину (а не на бочок). Выполняем один раз в день.

Второй этап. Для детей 8 месяцев и старше. Ребенок лежит. Одной рукой взрослый придерживает его колени на столе. Другой рукой дает ребенку кольцо. Ручка ребенка с кольцом отводится в сторону. Взрослый подтягивает ребенка за кольцо вверх. Ребенок садится с опорой на кисть другой руки.

Врачами разработан комплекс упражнений, обучающих малыша присаживаться и развивающих опорно-двигательный аппарат ребенка.

Комплекс упражнений для развития умения ребенка присаживаться

Упражнение 1. Малыш лежит на спине, ножки прямые. Взрослый ладонью руки придерживает его ножки прямыми (фиксирует их). Взрослый берет ребенка за одну ручку и перенося центр тяжести на другую руку (например, взяв ребенка за правую ручку и ведя ее влево) стимулирует подъем корпуса с опорой сначала на предплечье и локоть, затем – на кисть.

Упражнение 2. На мяче.

Положите малыша на большой мяч, придерживайте его на мяче в области таза и за ножки. Покачивайте мяч. При этом малыш слегка поворачивается на бок и опирается на руку.

Упражнение 3. С круглым валиком. Положите валик на пол. Малыш стоит на четвереньках над валиком, опираясь на него животом. Взрослый ласково подтягивает малыша за таз и помогает ему сесть на пятки, положив ручки на валик.

Упражнение 4. С круглым валиком. Ребенок стоит на четвереньках над валиком. Взрослый показывает ему игрушку. Малыш тянется ручкой за игрушкой вверх и вперед, переносит центр тяжести на ножки и садится.

Упражнение 5. Четвереньки. Это также упражнение с валиком.

Ребенок стоит на четвереньках на большом круглом валике. Взрослый потягивает осторожно малыша за таз в сторону. При этом сгибается одноименная нога ребенка и на нее переносится центр тяжести. Другая ножка ребенка полусогнута. Из этого положения взрослый помогает малышу сесть рядом с валиком.

Комплекс по коррекции физического развития ребенка «Тренировка устойчивого сидения»

Комплекс проводится с детьми, которые уже сидят для развития устойчивости позы сидения.

Упражнение 1. Малыш сидит по турецки с поддержкой взрослого. Взрослый проводит пальчиками вдоль позвоночника малыша. Это движение стимулирует выпрямление спины.

Упражнение 2. Ребенок сидит в той же позе и поддерживается взрослым за плечи. Взрослый берет малыша правой рукой за правой плечо сверху, левой рукой – за левое. И отводит ручки и плечи ребенка назад. Туловище выпрямляется, голова поднимается.

Упражнение 3. Ребенок сидит по –турецки. Мама поддерживает его под грудь или за плечи. Взрослый берет привлекательную для малыша звучающую игрушку и перемещает ее в разные стороны на уровне глаз ребенка. Это стимулирует наклонять, поднимать, поворачивать голову в положении сидя. Постепеннь интенсивность поддержки взрослого уменьшается.

Упражнение 4. Ребенок сидит с прямыми ногами лицом к взрослому. Взрослый держит малыша за ручки, которые разведены в стороны. Взрослый покачивает ребенка вперед, назад, в стороны, по диагонали. Упражнение развивает устойчивость и чувство равновесия.

Упражнение 5. Ванька – встанька. Упражнение стимулирует опору на ручки при сидении. Исходное положение то же. Взрослый слегка покачивает ребенка вправо – влево. Когда делается наклон влево, взрослый отпускает левую ручку малыша, стимулируя эти опору на руку ребенком. Когда делается наклон вправо, взрослый отпускает правую ручку малыша, этим вызывается опора на нее.

Упражнение 6. Где игрушка? Упражнение учит поворачивать корпус при сидении. Ребенок сидит на краю стола, свесив ножки. Взрослый кладет рядом с ним на стол игрушку (на расстоянии от края стола) и побуждает ее взять в ручки. Чтобы захватить игрушку, ребенку нужно повернуть корпус в сторону. Затем взрослый кладет игрушку с другой стороны. Кладите предметы на разном расстоянии от малыша.

Упражнение 7. Возьми игрушку.

Ребенок сидит. Взрослый показывает малышу игрушки в разных положениях и побуждает их взять в ручки. Для этого малышу нужно наклонить корпус и вернуться в исходное положение.

Упражнение 8. Сидим на валике. Малыш сидит на круглом валике (сверху, валик между ножками). Правильное положение – опора стоп на пол. Взрослый придерживает малыша за туловище.

После этого взрослый показывает малышу игрушку и побуждает ребенка следать за игрушкой взглядом – поворачивать, наклонять, поднимать голову. Затем игрушка дается малышу в ручки.

Также можно положить игрушку впереди от ребенка. Этим мы побуждаем малыша сделать наклон к игрушке, ее достать и вернуться в исходное положение.

Итак, давайте подведем итоги на тему и ответим на вопросы:

  1. Обучать сидеть ребенка не нужно, нужно развивать опорно-двигательный аппарат ребенка, чувство равновесия в активной гимнастике. Тогда он и сядет и пойдет без проблем. И сам! В своё время, когда его организм будет к этому готов. А мы заложим основу для полноценного физического развития здорового малыша.
  2. Ни в коем случае нельзя насильно усаживать ребенка около опор или в подушки!
  3. Главное, что готовит ребенка к сидению, стоянию, ходьбе – это активное ползание, очень полезное для здоровья и физического развития младенца. Поэтому основной акцент нужно сделать именно на развитие этого движения ребенка, а не сидения.
  4. Физические упражнения полезны и важны для любого ребенка. Например, упражнение «Ванька — встанька» проводится раз в день, но при правильном его выполнении закладывает базис здоровья и положительный эффект на долгие годы!

А в заключении статьи — зарубежное видео о развитии у ребенка умения сидеть, в котором очень хорошо показана неправильная поза сидения ребенка, правильная поза и упражнения, выделено то, на что надо обратить внимание.

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Первый год жизни ребенка - ответственный период: кроха при поддержке родителей осваивает много новых навыков и умений. Например, он учится сидеть, ползать и ходить. И от того, правильно ли ребенок это делает, зависит его здоровье в будущем.

Поэтому вооружитесь терпением и знаниями, чтобы:

* избежать типичных ошибок, которые часто допускают родители в стремлении помочь ребенку;

* понять, когда малыш готов начать сидеть, ползать, ходить;

* подготовить ребенка к получению новых навыков и умений, стимулировать его интерес к ним путем выполнения необходимых упражнений и поощрением.

Каковы типичные ошибки родителей

Первая и самая частая

Многие родители интересуются, когда малыш должен начать сидеть, ползать и ходить. На самом деле, слово «должен» не совсем применимо по отношению к малышу до года.

Этовы обязаны усвоить: кроха начнет постигать новые навыки и умения, когда будет к ним готов. Понять и не упустить эти моменты - ваша обязанность!

Ведь каждый ребенок индивидуален: он может родиться как доношенным, так и недоношенным, иметь заболевания или врожденные патологии и пр. По этим причинам его физическое развитие иногда несколько запаздывает, а костно-мышечная система

Следовательно, начинать сажать ребенка, учить его ползать и ходить раньше времени - затея бесперспективная и вредная . Поскольку она может привести к печальным последствиям: неправильному развитию скелета в виде искривлений позвоночника, грудной клетки и пр.

Конечно, слишком медлить тоже нельзя. Будет лучше, если ориентиром для вас станет календарь развития здорового ребенка. Однако, при возникновении явных отклонений от него, обращайтесь к педиатру.

Вторая ошибка

Многие родители полагают, что для усвоения навыков сидения необходимо помогать малышу: подкладывать опору под спинку. Например, подушку. Но этот распространенный подход ошибочный, поскольку спинке не нужна опора, а ребенок сядет, когда будет готов к этому.

Третья ошибка

Некоторые мамы и папы считают, что если малыш пропустит период ползания, ничего страшного не произойдет.

На самом деле «перепрыгивание» этого этапа ни к чему хорошему не приведет. Ведь мышцы рук, позвоночника и плечевого пояса не готовы к физическим нагрузкам, которые возрастают в разы при вертикальном положении тела. Кроме того, у ребенка на этом этапе нет уверенной координации в движениях.

Четвертая ошибка

Существует стереотип: родители полагают, что перед тем, как встать на ноги, ребенок должен натренировать руки для подтягивания и опоры.

На самом деле, емунамного больше нужны подготовленные бедра, сильные мышцы плечевого пояса и спины, поскольку он должен вставать, опираясь на мышцы ног, а не подтягиваясь на руках.

Самый верный знак, того, что ходить пока рано - если малыш, стоя на ногах с опорой, наступает на цыпочки.

Поэтому если ваше чадо начинает вставать на ножки, но вы видите, что он пока еще не готов к ходьбе, не торопите природу: не держите его за руки и не пытайтесь помогать пойти, совершая первые прогулки по комнате.

Это будет ошибкой, поскольку такими действиями вынавредите крохе : нарушите нормальное развитие костно-мышечной системы и создадите условия для возникновения травм, за счет того, что тельце будет заваливаться назад или вперед при ходьбе.

Запомните! Вы всегда должны ориентироваться на то, что малыш способен делать самостоятельно!

Когда ребенок готов к новым навыкам и умениям

Чтобы это понять, вы должны усвоить несколько моментов:

Пора сидеть?

Если ваше чадо начинает уверенно и активно переворачиваться со спинки на животик и обратно, он способен ощущать равновесие и скоро настанет время для самостоятельного сидения. Обычно это происходит в 6-7 месяцев.

Ребенок готов к тому, чтобы начать ползать, если он:

* сидя на боку, опирается на одну ручку, а второй тянется за игрушкой, но при этом удерживает себя и не заваливается назад;

* стоя на четвереньках:

– наклоняется вперед, тянет одну ручку, стучит ею по полу или пытается схватить находящуюся впереди интересную игрушку;

– качается назад и вперед, держа спинку параллельно полу и не прогибая ее;

– пятится назад: это происходит, потому что поначалу ему трудно поднять ручку и переставить ее вперед, а двигаться и осваивать новые территории очень хочется;

* лежа на животе , сгибает ножку под животик самостоятельно, либо вы сами сгибаете ее (она должна остаться согнутой), и при этом малыш пытается ползти.

Эти моменты означают, что кроха развивается правильно и не спеша, может переносить свой вес, у него окрепли боковые мышцы, мышцы плечевого пояса и он скоро начнет ползать. Как правило, это происходит в 7-8 месяцев.

Уже пойти?

Когда малыш стабильно сидит и ползает, так что вам трудно за ним угнаться по комнате, он готов к следующему этапу - ходьбе. Дети уверенно начинают ходить на 11-15 месяце жизни.

Однако мало знать, когда ребенок готов к усвоению новых навыков и умений. Ваша задача - помочь малышу приобрести ихправильно , так, чтобы не навредить здоровью.

Как научить малыша сидеть, ползать и ходить

На самом деле, все довольно просто. Достаточно того, чтобы вы:

* следовали инстинктам ребенка, которые заложены природой;

* прививали ему новые навыки и умения в соответствии с физической подготовленностью к очередному этапу развития путем выполнения комплекса упражнений.

Это не сложно, главное - не опережайте события.

Упражнения для сидения

Их цель - укрепление мышц плечевого пояса и спины.

1. Научите ребенка делать упор на локтях.

Положите его на пол, прижмите к полу одну ручку полным локотком, а второй помогите ему действовать: дотянутся до игрушки. Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы ножки малыша не напрягались, а одна из них (противоположная действующей руке) была согнута - это даст устойчивость. Потом поменяйте ручки.

2. Научите малыша опираться на свободные ладошки.

Сядьте на пол, вытяните ноги и положите кроху на свои бедра животиком. После этого его ладони обоприте об пол, предварительно положив перед ним яркий предмет, чтобы малыш тянулся к нему.

Во время упражнения придерживайте карапуза за крестец и поясницу таким образом, чтобы он не валился вперед.

3. Укрепляйте мышцы на разных вспомогательных средствах:

* Упражнение на небольшом овальном мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, а перед ним яркую игрушку. Затем обоприте кроху ручками об пол. В этой позе совершайте покачивающие движения вперед, при этом ребенок будет тянуться к игрушке. Во время упражнения придерживайте рукой крестец и поясницу крохи.

* Упражнение на большом круглом мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, придержите его одной рукой за крестец и поясницу, а другой согните одну ножку. Затем начните раскачивать мяч из стороны в сторону, периодически сгибая то одну ножку, то другую. Хорошо, если малыш станет попеременно отрывать одну руку от мяча и тянуться к интересующему его предмету.

* Постройте полосу препятствий.

Возьмите обычную диванную подушку и расположите ее на полу, затем положите на нее малыша животиком, а перед ним - интересную игрушку. Потом обоприте ладошки крохи об пол и попеременно сгибайте то одну ножку, то другую, помогая ему ползти вперед, к цели.

Во время упражнения, если понадобится, придерживайте кроху рукой за поясницу и крестец.

4. Учите малыша раскачиваться на четвереньках.

Расположите ребенка на четвереньках и раскачивайте его назад и вперед, придерживая за ягодицы и бедра таким образом, чтобы ножки были немного согнуты под тельце.

Выполняя все упражнения каждый день, наверняка, вы задаете себе вопрос: когда же ваше чадо сядет? Все просто: если он, сидя на боку и опираясь на одну руку, вторую отрывает от пола, вполне уместна «барабанная дробь», поскольку навык сидения ребенок уже приобрел.

Теперь можно смело переходить к следующему этапу - обучению ползанию.

Упражнения для ползания

Цель - укрепление мышц плечевого пояса и глубоких мышц спины, а также боковых мышц.

Все упражнения, способствующие усвоению навыка сидения, подготавливают кроху также и к ползанию. Однако этого недостаточно, поэтому этот комплекс необходимо дополнить.

1. Похлопывайте по животику.

У малыша, готовящегося ползать, как правило, еще не окрепли мышцы. Поэтому, стоя на четвереньках, спинка у него прогибается. Чтобы исправить это, слегка похлопайте по животику - тогда кроха напряжется и постарается держать спинку прямо.

2. Преодолевайте препятствия.

На пол положите мешок, наполненный пластмассовыми шариками, или подушки, и помогите карапузу преодолеть это препятствие на четвереньках.

3. Играйте в «туннель».

На стол постелите длинную скатерть или одеяло - так, чтобы края свешивались до пола. Таким образом, у вас получится самодельный туннель, в конце которого находится любимая игрушка или мама, зовущая кроху к себе.

3. Ползайте вместе с малышом.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок становится маленьким повторяшкой, поэтому будет великолепно, если вы на несколько дней «переселитесь» вместе с ним на пол.

Малыш, желающий познать мир, быстрее усвоит новый навык, повторяя различные упражнения, такие как ползание за двигающейся игрушкой, прохождение по туннелю и другие.

4. Укрепляйте глубокую мускулатуру.

Карапуз с удовольствием учится новым навыкам, если у него имеется цель, к которой он стремится - любимая игрушка. Однако неправильно располагать ее прямо по курсу, поскольку вперед двигаться ему сложно. Поэтому гораздо лучше, если игрушка находится сбоку от него. Тогда ваше чадо, опираясь на ручку, дотягивается до своей цели легко.

Итак, пройден еще один этап: ребенок научился ползать. Теперь необходимо закрепить достигнутые результаты и подготовиться к уверенной ходьбе. Ведь предстоит встать на крошечные ножки и удержаться на них.

Упражнения для ходьбы

Их цель - укрепить мышцы бедер и стимулировать интерес к новым открытиям.

1. Учите ребенка самостоятельно вставать, ползать и опускаться на четвереньки.

Вначале малыш поднимается и, удерживаясь за опору, раскачивается, но в таком положении быстро устает. Как правило, это длится несколько дней.

В этот период задача родителей - ставить ребенка, взяв его за подмышки и попку, на четвереньки или сажать посреди комнаты, поскольку он самостоятельно этого делать пока не может.

Цель - стимулировать ребенка поползти обратно к интересующему объекту и встать.

Через неделю после таких активных тренировок у карапуза окрепнут ноги, и он научится опускаться на четвереньки.

2. Делайте приятные перерывы.

Первые уроки даются с трудом, поэтому малыш иногда устает. Вы это поймете, если увидите, что у опоры он стоит на цыпочках. Тогда снимите его с «трассы» и дайте немного отдохнуть: повторите упражнения для ползания, разрешите посидеть и поиграть на полу.

Кроме того, помогите карапузу расслабиться: положите его животиком на большой мяч и делайте круги. Во время этого простого упражнения массируйте ему попку, похлопывая по ней.

3. Учите ходить правильно вдоль опоры.

Спустя месяц активных тренировок малыш должен уже уверенно шагать вдоль опоры приставным шагом (в бок). Ноне всегда он делает это правильно, поэтому помогайте ему обучаться: двигайте ножки ребенка своими руками.

4. Учите ходить за игрушками, которые можно передвигать.

Для этого подойдут машинки или велосипед с высокими поручнями. Малыш, держась за них, будет более уверенно перемещаться по комнате.

И вот цель достигнута - ребенок пошел! Ура!

Напоследок приведем два противоречивых факта об усвоении ребенком навыка ходьбы:

* Необходимость обуви.

Когда карапуз только начинает вставать на ноги, определенно обувь ему нужна, потому что он часто хочет поставить ножку неправильно , поскольку ему так удобнее. В этом случае обувь будет фиксировать лодыжку.

* Необходимость ходунков.

Большинство педиатров пришло к мнению, чтоходунки - не такой уж хороший помощник в физическом развитии ребенка. Поскольку в них малыш вынужден стоять, не может опуститься на четвереньки, отдохнуть и поползать. Более того, такие тренировки не совсем полезны для позвоночника.

Пожалуй, всю необходимую информацию о том, как правильно научить ребенка сидеть, ползать и ходить вы уже получили. Как видите - это совсем не сложно.

Главное - не торопитесь и не стимулируйте ребенка раньше времени!

Лучше терпеливо дождитесь, когда маленький первооткрыватель мира будет готов к очередному этапу развития, помогайте ему осваивать новые территории и выполнять упражнения, постоянно поощряйте похвалой.

И у вас все получится!

Как вы видите, примерный ориентир – 4-6 месяцев. В свое время мы с мужем выбрали золотую середину и начали учить сидеть ребенка в 5 месяцев. Примерно через 3-4 недели Настя уже умела сидеть сама.

Смотрите, в первую очередь, на своего ребенка. Деток, которые развиваются быстрее сверстников, можно начинать учить сидеть немного раньше – в 4-5 месяцев. И нет ничего страшного в том, что в 5-6 месяцев малыш не умеет сидеть сам. Не нужно бить тревогу и вызывать МЧС, потому что уже спустя пару недель кроха удивит вас. В любом случае, если с ребенком заниматься, то к 7 месяцам он обязательно научится сидеть самостоятельно. Так что набираемся терпения, милые мамы, и начинаем действовать.

Как научить ребенка сидеть?

Наши мамы и бабушки, конечно, посоветуют свои любимые подушки. Для тех, кто не в курсе, поясню. Ребенка нужно посадить и обложить со всех сторон подушками. В идеале – он будет сидеть и никуда не падать.

Не знаю, может быть, я что-то делала не то, но у меня в этих подушках ребенок не мог сидеть, дочка постоянно заваливалась то в одну, то в другую сторону. Возможно, я не до конца поняла эту навороченную схему с подушками. История закончилась тем, что я нашла другой выход.

Сегодня я расскажу вам, как мы с мужем научили ребенка сидеть самостоятельно. И если этот способ окажется для вас действенным, я буду только рада.

Итак, мы начали с сидения на диване. То есть, каждый день сажали дочку на диван так, чтобы ее спинка упиралась в завал. Получается, что малышка могла завалиться только набок. Вот так каждый день по несколько раз, постепенно увеличивая время «уроков», мы и сидели рядышком. Сначала, конечно, падали из стороны в сторону, как неваляшка. Примерно через неделю количество падений заметно сократилось, было видно, что ребенок уже может сидеть самостоятельно, не падая, целых 10-12 секунд.

Спустя еще некоторое время сидеть на диване нам стало скучно и неинтересно. Падать – мы не падали, поэтому можно было смело переходить на новый уровень и учить ребенка сидеть без опоры. Специалисты советуют делать это на твердой поверхности – например, на полу. Мы же учились на кровати, потому как я была излишне заботливой мамой и лишний раз ребенка на пол не пускала, ссылаясь на сквозняк и прочее. О чем, кстати, не жалею. Настя за первый год жизни болела всего 1 раз.

Вернемся к теме. Учиться сидеть без опоры тоже было весело – ребенок снова кувыркался из стороны в сторону. Но недолго. Ведь за то время, пока мы учились сидеть на диване, позвоночник малышки уже хорошо окреп и был готов к большим нагрузкам.

Распределение времени занятий

Если бы я начала учить сидеть ребенка самостоятельно сразу (без дивана и пр.), уверена, таких быстрых результатов не было бы. Да и дочке было бы намного сложнее. А так, наши занятия превратились для нее в игру. Падать-то весело. Самое главное – она не уставала сидеть. Наоборот, ей было интересно.

Когда начинаешь учить ребенка сидеть, нужно обязательно рассчитывать нагрузку. Помните, что позвоночник малыша еще слишком слаб. Начните с занятий по 3-5 минут, каждый день увеличивайте время еще на 5 минут. Но, если видите, что ребенок устал и не хочет больше сидеть, не сажайте его насильно. Лучше завтра посидите лишние 2 минутки.

И напоследок...

Если вы действительно хотите научить ребенка сидеть самостоятельно, занимайтесь каждый день. Занятия раз в неделю не дадут того эффекта, который вам нужен. Можно разделить одно занятие на пару подходов. Например, 2 раза по 5 минут. Ребенку так будет намного легче.

Знаете, научить ребенка сидеть – не самое сложное. Намного легче, чем, например, учить ходить. Я уверена, что 99% из вас, дорогие мамочки, справятся с этой задачей уже через месяц.

Сайт запущен уже больше недели назад и, наверно, это неправильно, что до сих пор не было поста о Яне. Тем более что она время даром не теряла, а буквально за последние дни начала самостоятельно садиться!

Когда ребенок начинает сидеть официальные нормы

Нормы ВОЗ

В соответствии с позицией ВОЗ окно появления умения самостоятельно сидеть должно появится у ребенка в период с 4 до 9 месяцев . Оригинал схемы на официальном сайте ВОЗ тут. Если появление умения запаздывает необходимо сообщить об этом педиатру.

Возрастные нормы по статистике Казьминых

Супруги Казьмины (Казьмин Александр Михайлович – кандидат медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ, Казьмина Людмила Викторовна – детской врач-невролог, кандидат медицинских наук ) в рамках своей деятельности составили с контрольными сроками. Если умение не появляется в сроки обозначенные в дневнике, следует начать волноваться. Прикладываю выдержку из дневника о реакциях связанных с умением сидеть:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 мес
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. 6 мес
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. 7,5 мес
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. 8 мес
Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). 8 мес
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. 9 мес
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. 10 мес
Садится из положения на четвереньках. 11 мес

Когда ребенок начинает сидеть | после или до того, как начинает ползать?

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Когда ребенок начинает сидеть | Как научить ребенка сидеть (упражнения с фото) : 18 комментариев

  1. Ксения

    Здравствуйте, Катерина) Очень нравятся ваши статьи, периодически почитываю)) У меня вот тоже сын даже не стремиться сидеть, а ему 8,5 месяцев…Только начал на четвереньки вставать и раскачиваться, ну и вертится уже давно. Вы вот переживали за крупного ребенка, а я за мелкого… Потому что первые 3 месяца почти не прибавлял, потом вошел в норму и сейчас как раз по таблице средний вес, либо чуть-чуть ниже среднего… Но все замучили: что такой мелкий…Но зато у него мелкая моторика развивается хорошо, и ладушки месяцев с 7 уверенно играет)) Поэтому реально, у всех по-равному… Я тоже медленно до года-двух развивалась физически, но сообразительная была. И сейчас не хуже других сижу и хожу, и училась на отлично)))

  2. Анна

    спасибо за статью. Я очень боюсь упражнений на мяче, что можно положить для подстраховки, или какие есть альтернативы этим упражнениям?

  3. Живу в Швеции, сегодня с сыном (4 мес) была на плановом осмотре, медсестра задала первый же вопрос: ну что, стульчик купили, чтоб ребенок с Вами на кухне сидел? Да, садить можно и подолгу, когда спина устанет, ребенок Вам это покажет, не пропустите. Вкладка только нужна, чтоб поддерживать.
    Историческая справка:в Швеции поток информации централизован и находится под контролем государства (местного Минздрава), то есть это установка не конкретной работницы, а общенациональная рекомендация.

  4. MikeCuro

    У меня средний начал сам сидеть в 5 месяцев, как взрослый. Я его пыталась откидывать в коляске и в креслице за позвоночник боялась, а он упорно выпрямлялся. А старший вообще до года не сидел. Или лежал, или стоял. Это всё индивидуально.

  5. Таисия

    Старшая дочь по комплекции и весу была как Яна. Перевернулась в 3, поползла по-пластунски в 7, села и поползла на четвереньках в 8 с чем-то. Была усидчивая, спокойная,могла часами лежать с игрушкой и ковырять ее. После года весь вес постепенно ушел. После двух лет ее наверное в попу кто-то ужалил. Не ребенок-бандит. Бегает, прыгает,шумит. От того увальня не осталось и следа… Она собой заполняет все пространство. Так что не стоит говорить раньше времени про развитие и темперамент. Он еще поменяется. А по нормам ребенок должен занять вертикальное положение — сесть или встать к 10 месяцам.

  6. наталья

    поэтому и развитие медленное как она и говорит, потому что раскормила ребенка, вес ого го!! как она попу поднимет в 6 месяцев с таким весом!

    1. Автор записи

      Наукой доказано, что ограничение питания при ГВ не требуется. У моего ребенка на первом году был прекрасный вес у верхней границы нормы, который за второй год весь ушёл.

      Что касается медленного развития, то Вы не задумывались, что все люди разные? К сведению, большинство детей бегучие, а ребенок про которого Вы прочитали пост может слушать книжки и играть в усидчивые игры в 1-2 года часами. Т.е. потребность в движении у него значительно ниже. Это я к тому, что помимо питания существует много факторов от которых зависят темпы развития. Например: темперамент, наследственность, питание и др.

      П.С. Если малыш не поднимает попу в 6 месяцев значит и не должен. Поднимет позже. Он от этого не хуже других.

    2. Кира

Малыш растет, и ему уже не интересно постоянно лежать на спине. Он разными путями пытается изменить положение своего тела. И мама обязана ему в этом помочь.

Когда начинать учить?

Очень рано, ты можешь поддерживая усаживать чадо. Но только когда ему будет около 5 месяцев, он готов самостоятельно тренироваться сидеть. Чтобы малышу помочь, надо способствовать укреплению мышц спины и шеи. Тогда уже в возрасте восемь месяцев твой малыш должен самостоятельно сидеть.

Упражнения

Малыша со своей поддержкой начни периодически усаживать. Так он легко привыкнет к новому для него положению. Потом, немножко убирай руки, позволяя ему самостоятельно удерживаться в сидячем положении.

Делай с ребенком следующее упражнение. Расстелите одеяло и на живот положите ребенка. Перед ним показывай разные картинки, игрушки, которые могут его заинтересовать. Важно, чтобы малыш свое внимание удерживал на объектах и при этом удерживал свою голову. Данное упражнение укрепит спинку и шею. Ежедневно занимайтесь этим в течение тридцати минут.

Усаживайте малыша возле тех предметов, которые будут держать его спину. Например, усади ребенка на диван или кресло, и поставь подушку. Пусть раз в день он сидит с подушкой, пока самостоятельно без дополнительной поддержки не начнет это делать.

Как только малыш будет способен без твоей помощи сидеть, обеспечь его игрушками, чтобы он больше находился в сидячем положении.

Развивай у малыша равновесие, чтобы он не заваливался набок при попытках сидения. Пусть во время игры он поворачивается своим корпусом из стороны в сторону.

В первые дни обучения делай малышу легкий массаж. Так ты его подготовишь к нагрузкам.

Если малыш находится в сидячем положении, но при этом на руки опирается, поставь рядом игрушку. Играя с ней, ему нужно будет освободить руки. Большая вероятность, что он привыкнет сидеть на попе.

Если малыш сидит, его удобнее кормить с ложечки. Употребление еды в таком положении будет хорошо влиять на процесс пищеварения.

Если ребенок отказывается сидеть – не заставляй. Не нужно малышу перегружать позвоночник. Всему придет свое время.

Контролируй, чтобы во время обучения ребенок не ударился, когда будет падать. Ведь это его может напугать, и у него пропадет желание сидеть.

Бывают случаи, что дети сначала учатся стоять, а потом уже сидеть.

Но если ребенку уже девять месяцев, а он не умеет сидеть – пойти на консультацию к педиатру или невропатологу.

Что еще почитать