Китайская вышивка. Потрясающей красоты китайская вышивка

Вышивка шелком по шелку - древнее восточное искусство.

Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в Древнем Китае, более 2 тысяч лет назад в эпоху Троецарствия.

Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств».

Рукодельница вышила на шелковой ткани, шелковыми нитями горы, реки, города и строения, причем в мельчайших деталях.

В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие, как волос. Цвета нитей столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию.

В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Вышивка шелковыми нитями - это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на три, четыре и более месяцев.

Особенной терпеливости к себе требуют именно нити, ведь они легко лохматятся.

Что нужно для вышивки:

1. Пяльца;

2. Шелковая ткань;

3. Картонная заготовка или вышивальный комплект;

4. Карандаш, либо мел;

5. Разноцветные шелковые нити;

6. Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания:

1. Закрепить шелковую ткань на пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения.

2. Приложить картонную заготовку к ткани, обвести её карандашом или мелом. Начинающим вышивальщицам рекомендуется приобретать готовое изображение.

3. Аккуратно закрепить нить на ткани.

4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.

5. Чтобы вышиваемое изображение казалась объёмным, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.

В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках.

Самые распространенные виды шелковой вышивки

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

1. Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники необходимо использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру.

2. Второй вид вышивки шелковыми нитями, техника «Сян». Чаще всего в данной технике изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью.

3. Третий вид - техника «Yue». Картины вышитые в этой технике поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими.

4. И последний, четвертый вид, техника «Шу» . В ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Нитки, используемые в этой технике максимально приближенные по цвету к самой основе.

Если вы желали знать, до каких высот может подняться мастерство рукоделия, вам стоит познакомиться ближе с традиционной сучжоуской шёлковой вышивкой.
Некоторые работы китайских мастеров поистине бесценны. Они по праву могут быть отнесены к «золотому фонду» наиболее совершенных произведений культуры за всю историю человечества. Сучжоуская вышивка производится «шёлком по шёлку» - шёлковой нитью по специальной, особенно тонкой тканевой основе из шёлка, прозрачной либо близкой к прозрачности. Она соединяет в себе приёмы живописи, графики и прикладного искусства. Этот вид практикуется в Китае уже многие тысячи лет и при этом постоянно совершенствуется и развивается.
За чрезвычайной давностью дата открытия шелка неизвестна. Шёлковые коконы со следами ручной обработки находят Археологи в раскопах, относящихся к праистории Китая третьего-четвёртого тысячелетий до Р. Х. В те далекие времена китайцы ухитрились использовать для производства легчайшей ткани нить-паутинку, вырабатываемую гусеницей тутового шелкопряда.

По романтической легенде, однажды Лэй-цзу, жена императора Хуанди, пила чай в саду. Вдруг с дерева в чашку упал кокон шелкопряда. Вынимая его, царица потянула за ниточку и та стала разматываться. Лэй-цзу обошла дворец вокруг прежде, чем нить закончилась.


Из-за своей легкости и прочности долгое время шелк ценился на вес золота. Он был доступен только очень богатым людям.
За тысячу лет до Рождества Христова китайский шёлк был знаменит в разных концах света. Мумии из гробниц египетских фараонов в некоторых случаях находят облаченными в китайские шёлковые халаты.
Веками китайцы сохраняли тайну получения шелковой ткани. Раскрытие каралось смертной казнью. Европейцы, оказавшиеся в Китае, не имели права вывозить из страны бабочек, гусениц и куколок шелкопряда. И хотя затем секрет оказался раскрыт (или украден), по сей день китайский шелк сохраняет первенство по качеству и популярности.


Шёлковой нитью тутовый шелкопряд окутывает себя накануне перерождения в бабочку. Специальный секрет из желёз гусеницы моментально твердеет на воздухе. Нить двойная, под микроскопом она выглядит как лента, разделенная посередине бороздкой. Весь кокон образован единым непрерывным волокном длиной от 300 до 1500 метров. Толщина волокна 20 микрон. Нить двойная, так как у червя две производящие шёлк железы. Она чрезвычайно прочна на разрыв и выдерживает вес в 15 граммов - примерно в 15 000 раз больше собственного веса.
Отличительную особенность шёлка представляет его блеск. Свет играет, отражаясь частично, частично же преломляясь в призмообразной форме волокна (в разрезе оно треугольной формы с закруглёнными краями). За счёт этого шёлковая ткань кажется подвижной, а изображение, вышитое шёлковой нитью, обретает объём и словно бы оживает.


Город Сучжоу является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле".
Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что обеспечило развитие шелководства.
В былые времена почти каждая семья в Сучжоу занималась разведением тутовых шелкопрядов, ткачеством, обработкой тканей и изготовлением изделий из шёлка и вышивкой. Названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: «переулок шелковой нити», «фабрика шелка», «улица вышивки цветов» и другие.


Создание картин из стежков - чрезвычайно кропотливое занятие. На одну картину уходит от 6 месяцев до года неустанного труда мастера. Особенно трудоёмка двухсторонняя вышивка, при которой изнанка каждой из композиций прячется под лицевым шитьём, так что глаз постороннего наблюдателя не различает узелков и переходов.


Интересны световые и цветовые контрасты, имитация посредством вышивки эффекта люминисценции (светоизлучения).


Другой излюбленный приём - игра на различии плотностей «закрашивания» стежками в сочетании с прозрачной основой.

Сучжоуские техники идеально подходят для передачи таких изобразительно сложных явлений, как пух, рябь водной глади, брызги и прочего.



Но это ещё не самое впечатляющее! Почти сверхъестественно смотрятся двухсторонние вышивки с не совпадающими композициями и красками. Вглядитесь, перед вами две стороны одного полотна.
На заднем плане - очертания выставочного зала с посетителями. Очевидно, что изделие полупрозрачно. А между тем силуэты ярко-оранжевого цветка посередине с одной стороны и пары плывущих уток с другой не видны! Их нет, как нет! Любые попытки отследить глазом загадку изображения тщетны.
Неудивительно, что в старину сучжоуские картины считались магическими.



Секрет, как считают, таится в том, чтобы вышивкой с обеих сторон покрыть всю поверхность ткани - и фон в том числе (стежки под цвет фона). Тогда свет проходит сквозь основу и рисунок, не меняя своей интенсивности (не порождая теней).
Но полной разгадки феномена нет. Остаётся проблема контура. Даже в тканях равной толщины контур всё равно будет заметен в местах прокалывания дырочек иглой и пропуска нити через основу.
Одним из возможных объяснений этому является вышивка одной непрерывной нитью, сверхдлинной и состоящей из кусочков, выкрашенных в разный цвет!
Работы высшей степени сложности принадлежат авторству Жень Хойсянь, которая отдала 70 лет жизни сучжоуской вышивке. Соотечественники с огромным почтением относятся к мастерице, называя её «мастером святой иголки».


В начале 30-х годов ХХ в. возник новый стиль шёлковой вышивки, получивший название «произвольный стежок». Его создатель - Ян Шоуюй, декан факультета вышивки в профессиональной женской школе. Стиль специально создан с целью использования стежков разной длины и направлений. Новая техника дала возможность произвольно накладывать вышитые слои для достижения нужного эффекта. Это усложнило работу, сделав её ещё более кропотливой, с другой же, придало дополнительную живость картинам, добавило глубины цветам. Вышивкой в различных направлениях стало возможным в точности воспроизводить «шёлком по шёлку» европейскую реалистическую живопись и фотографию.



Прикладное значение сучжоуской вышивки состоит в декорировании с её помощью одежды: от самой нарядной и праздничной до повседневной.


Ниже вы видите, как технику сучжоуской вышивки используют в необычном, новаторском дизайнерском ключе - для отделки деталей костюма. Совершенно очаровательные котики и котята вылезают из кармашков, выглядывают из-за борта рубашки... Очень умилительное зрелище.


В жилом интерьере вышивки, выполненные с двух сторон, не принято вешать на стены. Их оправляют в специальные рамки. Последние в свою очередь бывают весьма изящными, содержат элементы резьбы и узел вращения, облегчающий просмотр обеих сторон. Удивительно: нити, которыми сделаны вышивки, не выцветают со временем! Они сохраняют яркость в течение многих десятилетий. Такие вышивки украшают дом, служа нескольким поколениям и передаваясь по наследству как фамильные ценности

Сегодня мода часто возвращается к традиционным фольклорным сюжетам, народному костюму, и, конечно, рукоделию. Модельеры все больше уделяют внимание уникальности изделия, которое выполнено вручную, и делают главным элементом своих коллекций различные виды национальной вышивки. Часто именно вышивка в китайском стиле становится предметом переосмысления в современной моде: дизайне одежды, аксессуаров, а также интерьере. Сегодня мы поговорим о том, откуда китайская вышивка берет свое начало, какую символику имеют ее сюжеты, и какую роль она играет в современной моде.

Китайская вышивка. Фото: okvedu.ru

Вышивка в Древнем Китае

Китай - это страна, имеющая уникальную культуру, совершенно отличающуюся от европейской, в ней соединяются национальные мотивы разных народов Востока и богатая тысячелетняя история страны. Вышивка – один из важнейших элементов китайского фольклора, в этой стране она является не просто частью бытовой жизни человека, но и настоящим искусством. Начинается история китайской вышивки еще в Древнем Китае около 1 тысячи лет до нашей эры, однако благодаря тому, что на Востоке принято сохранять традиции, мы можем видеть элементы древней вышивки и в работах современных рукодельниц.


Китайская вышивка. Фото: livemaster.ru

Изначально вышивка была прерогативой одних только богачей, ей украшали одежду придворной знати и интерьеры императорских дворцов. Рукоделием занимались даже жены императоров, уделяя этому виду прикладного творчества особое внимание. Однако впоследствии вышивка перешла в бытовую жизнь китайцев, становясь элементом фольклора - в нее привносились сюжеты из народных легенд, мифов, сказок. Своего расцвета китайская вышивка достигла в период правления династии Сун: активно совершенствовались техника вышивания, материалы и инструменты, которыми пользовались китайские рукодельницы.

Изначально создание вышивки доверялось преимущественно мужчинам, но со временем перешло в более искусные руки женщин.

Прошло уже несколько тысячелетий, но этот вид прикладного искусства не только не был забыт, но стал настоящим народным достоянием - до сих пор то, что под силу китайским мастерицам, не смогла повторить ни одна машина.

Особенности китайской вышивки

Так чем же так уникальна китайская вышивка, кроме того, что она имеет тысячелетнюю историю? Безусловно, это очень кропотливый и долгий труд, один подбор материалов может занимать несколько часов, ведь для того, чтобы получались такие реалистичные пейзажи, как у китайских мастериц, нужно тщательно подбирать оттенки, толщину нитей. В Китае этому искусству обучают с самого детства, и все секреты данного мастерства передаются по наследству.

Одной из самых популярных и известных в мире техник создания китайской вышивки является техника «шелк по шелку».


Вышивка "Шелк по шелку". Фото: okvedu.ru

Вышивание таким способом, действительно требует особенной многолетней подготовки. При создании шелковых картин требуется от 100 различных нитей и стежков, которые располагаются очень плотно друг к другу, создавая эффект трехмерности. Самым высоким уровнем мастерства считается создание двусторонних картин, вышивка накладывается на полотно сразу с двух сторон. Обыкновенно, произведения, созданные подобным образом, размещаются в тонкой стеклянной рамке. В современном мире трудно встретить людей, которые владеют этим искусством и при этом не живут в самом Китае, однако даже в России существуют уникальные таланты, которые создают шедевры таким непростым образом.

Безусловно, сильная зависимость китайской вышивки от региона, в котором она произведена, тоже является ее особенностью. По такому принципу выделяют несколько школ китайской вышивки: сяньсюй, юэсюй, шусюй, сусюй. В каждой школе имеются свои определенные краски, материалы, мотивы, символы.

Школа «Юэ»

Это одна из самых древних школ вышивания, она впитала в себя множество элементов китайского творчества, и ее стиль является своеобразным результатом такого смешения. Одной из основных черт вышивки «Юэ» являются яркие краски, в основном ярко-синий, золотой, зеленый. Самым частым сюжетом является изображение мифических птиц, павлинов с длинными переливающимися хвостами, в связи с этим в этой вышивке используются перья, которые превращаются в особенную нить.


Вышивка "Юэ". Фото: liveinternet.ru

Школа «Сян» (Сянсюй)

Название данной школы происходит от реки «Сян», которая протекает в месте, где сформировался этот стиль. Основные особенности данной вышивки: крупное изображение предмета, обычно животных (львов, тигров, птиц), отсутствие изнанки, так как вышивка наносится сразу с обеих сторон. На внешний вид вышивки «Сян» также повлияло искусство каллиграфии, которое широко используется в Китае. В изделиях, созданных при помощи данной техники, присутствуют яркие акценты - это достигается применением более заметных стежков, а не броских красок. Этот способ используется в основном в украшении одежды.


Вышивка "Сян". Фото: liveinternet.ru


Вышивка "Сян". Фото: search.fotki.com

Школа «Шу»

Школа «Шу» знаменита своей техникой изменения плотности нити: этот прием позволяет придать изображению объем. Толщина нити в данном виде вышивки может быть разнообразной, все зависит от того, что задумала рукодельница. Цвета в вышивке «Шу» приглушенные - соответствуют натуральным. Основным сюжетом являются опять же природные мотивы, в том числе панды, которых много в этом регионе.


Вышивка "Шу". Фото: tomatoz.ru

Школа «Су»

Свое название школа «Су» берет из названия города Сучжоу, в котором она появилась. Вышивка данной школы является наиболее известной во всем мире. Все благодаря невероятной тонкости, изящности, с которой выполнены работы в данном стиле.

Изделия с применением техники «Су» высоко ценились при дворе императора за особенный элегантный дизайн, а так же проработанность рисунка.

Стежки на вышивке практически невозможно различить из-за плавных цветовых переходов и высокой плотности рисунка. Основным мотивом вышивки является природа, в особенности деревья и цветы. На картинах в стиле вышивки «Су» они выглядят впечатляюще реалистично.


Вышивка "Су". Фото: http://azialand.ru

Символика: Что можно понять по сюжету вышивки?

В каждой культуре вышивка является таким же элементом фольклора, как и сказки, песни, легенды. Сюжеты, изображенные на вышивках, несут определенную смысловую нагрузку, имеют свою символику. Культура Китая всегда была тесно связана с природой, поэтому, не удивительно, что одним из самых частых мотивов является изображение растений и животных. Они тоже имеют особенное значение и размещаются на одежде или мебели с определенной целью.

Богач – бедняк

В древнем Китае, как и во многих других странах, существовало деление на сословия. Отличить эти сословия друг от друга помогала, в том числе вышивка на их одежде. Например, на вышивке воина принято изображать тигра, леопарда, льва, поскольку эти животные издревле считались символом воинской доблести.


Вышивка Тигр. Фото: china-inc.ru


Вышивка Цилинь. Фото: emaze.com


Вышивка Леопард. Фото: pu-yi.narod.ru

А на вышивке чиновника часто изображались птицы, например, журавль, павлин, гусь. Птицы являются посланниками бога, а поскольку бог в древнем Китае отождествлялся с императором, то и птицы как бы являлись слугами императора.

Интересно, что в этих изображениях существовало определенное ранжирование: если вы видите на одежде чиновника изображение сороки или перепелки, то положение на службе у него низкое, а если изображен журавль, то вы стоите перед очень значимой особой.

Если же журавль изображен на одежде простого человека, не являющегося чиновником, возможно, он только желает получить высокий чин.

Также у каждой императорской династии существовало определенное символическое животное, которое изображалось на царской одежде, например, лев, журавль, цилинь. Однако универсальным для одежды правителя являлось изображение драконов. Дракон - одно из самых почитаемых животных в китайской мифологии, он олицетворяет силу, мощь, великодушие. На одежде императора было принято размещать сразу пять драконов, этот рисунок был доступен только высшему лицу в государстве.


Вышивка Дракон. Фото: pinterest.dk

Мужское – женское

Как и во всех культурах в вышивке Китая есть определённые изображения с женской и мужской символикой, например, феникс и дракон. Феникс часто изображается на женском костюме и является символом милосердия, благополучия, тепла, пристойности. Иногда феникса изображают фрагментами: только крыло или роскошный хвост. Также частым является изображение феникса на свадебных нарядах, так как это мифическое существо в китайской культуре покровительствует браку. В свою очередь, дракон являлся символом мужественности, силы, благородства и размещается на костюме мужчины.


Китайская вышивка свадебный наряд. Фото: mylitta.ru


Китайская вышивка свадебный наряд. Фото: aminoapps.com

Лисица тоже может являться символом женственности, считалось, что, когда лисице исполнялось 50 лет, она может превратиться в настоящую женщину.

Долголетие и здоровье

Если вы хотите «жить долго и счастливо», то для своей одежды вам нужно выбирать вышивку с изображением черепахи, журавля или бамбука. Черепаха является символом вечности во многих культурах, и Китай не исключение. Существует даже особенный орнамент вышивки под названием черепаха, выполненный в виде ее панциря.

Орнамент черепаха. Фото: china-inc.ru

Вышивка журавли. Фото: silklandia.ru


Вышивка бамбук. Фото: bestpodarki.ru

Также символом долголетия является и журавль, для птицы возраст жизни сроком около 50 лет, является достаточно долгим, именно эту особенность подметили древние китайцы. Если же вы хотите быть здоровым, смело вышивайте изображение бамбука, который является символом стойкости, здоровья и долголетия, ведь он на самом деле используется в лекарственных целях.

Кроме зооморфной символики в китайской вышивке есть много повторяющихся орнаментов, которые неизменно вышивались на одежде или текстильных изделиях, например, гора - это опора мироздания, центр вселенной, а водоросли, которые часто изображались внутри геометрической фигуры, - символ природной чистоты, огонь - острого ума.

В современной моде

Что такое шинуазри?

На данный момент одной из главных тенденций в современной моде является этническая тема. Уникальность национального костюма может вдохновить на совершенно необычные дизайнерские решения.

Китайский стиль уже несколько сезонов является одним из самых используемых в современной моде, увлечение всем восточным, китайским даже получило свое наименование - «шинуазри».

Шинуазри – это стилизация элементом средневековой китайской культуры в европейской архитектуре, дизайне. Заимствование происходит и в моде. Модельеры повторяют покрой традиционных китайских рубашек, костюмов, платьев и, конечно, технику вышивки, которая является национальной гордостью Востока.

Очень часто китайская вышивка используется для украшения обыкновенной европейской одежды, делая ее утонченной, замысловатой. Иногда сюжеты вышивки трансформируются воображением дизайнеров в более европеизированную форму без мифических животных, иероглифов, зато остаются изображения растений в китайском стиле: сакура, бамбук, магнолия, персиковое дерево, - все это можно встретить на нарядах современных модниц.

Китайская вышивка на платье. Фото: liveinternet.ru


Китайская вышивка на платье (gucci spring summer 2015). Фото: vogue.com

Древнее китайское искусство широко используется и в высокой моде, часто на подиуме можно увидеть модель в платье, на котором заметна китайская вышивка. Модные дома вроде Valentino, Gucci, Dolce & Gabbana ежегодно эксплуатируют тему китайской вышивки на мировых подиумах и всегда остаются в выигрыше, ведь такая скрупулёзная работа не может не восхищать своим великолепием.


Китай - родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку - самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.

Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в .

Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».

История вышивки в Китае


Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.

Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.

Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».

В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек . В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.

Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.

Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.

Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.

Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.

Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.

В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.

Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.

Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.

Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.

Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.

Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.

Китайская вышивка шелком – цвета и символы


В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.

Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:

Белый - олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий - олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный - символы огня, счастья, радости;
Желтый - символы земли, власти;
Черный - символ воды, вечности, пространства.

А любимыми изображениями считаются:

Рыбы – символ успеха;
Бабочки - символ радости, счастья;
Птицы - символ свободы и радости.
Сливы, персики - символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса - символ верности.

Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.

Каждое изображение в вышивке имело определенное значение и пожелание владельцу вышитого изделия. Например, изображения бабочки – пожелания счастья; тигра – силы, чиновника на лошади – успешной карьеры.

Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.

В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.

Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.

Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.

Вышивка картин шелковыми нитями на шелке


Создание картин из шелковых нитей - чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.

Двусторонние картины оправляют в специальные рамки, которые в свою очередь бывают также произведениями искусства. Они содержат элементы резьбы и узел вращения, который облегчает просмотр картины с обеих сторон.

Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.

























Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

  • Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники вам нужно будет использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру;
  • На картинах вышитых при помощи техники «Сян» чаще всего изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью;
  • Картины, вышитые при помощи «Yue» поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими;
  • Отличительной особенностью вышивки «Шу» является то, что в ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Картины при помощи такой техники вышивают на мягкой атласной ткани, используя при этом нитки, максимально приближенные по цвету к самой основе.

Что еще почитать