Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя. Воспитание будущего читателя Из опыта одной мамы

Малыш возьмет в руки букварь, кубики, азбуку, начнет заниматься. Пройдет год-два, и любой ребенок более или менее научится складывать буквы в слоги и слова. Можно ли назвать этот навык чтением? С натяжкой! Ведь чтение – это увлекательный мир, полный приключений, переживаний, слез, веселья. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением? Над этим вопросом задумался кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», директор НИИ школьных технологий, заместитель начальника управления школьных технологий Министерства образования РФ Алексей Михайлович Кушнир. Так появилась методика воспитания Читателя. Дети, занимавшиеся по Кушниру, любят книги и умеют не только быстро читать их, но и размышлять, переживать, анализировать. А еще они очень грамотно пишут. Почему же традиционным методикам не удается добиться таких высоких результатов? В чем секрет Алексея Кушнира?

ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

Вот малыша начали учить читать (не важно как – по звукам, буквам или слогами). Цель многих, даже разных, методик одна – формирование навыка чтения, а собственно чтение является отсроченным и весьма отдаленным событием. Ребенку предлагается огромный объем подготовительных упражнений, его заставляют многократно прочитывать по слогам короткие и примитивные букварные тексты. О понимании, тем более переживании прочитанного и речи нет. Словом, он выполняет бездумную, механическую работу, смысла которой не понимает. Период овладения приемлемой техникой чтения растягивается на годы. И каков же результат? Если, начиная читать, дети любят книгу (ведь они выросли на сказках, которые им читали родители), то к школе они чуть ли не ненавидят ее и чтение тоже.

В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя.

Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.

Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.

Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.

Пишут безграмотно

Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.

Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.

Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе – зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.

Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто – двигаться от слова к букве.

Читают медленно

Как начинают учить читать малыша? Вслух. Его учат правильно выговаривать буквы, читать громко и с выражением. Но Кушнир уверен, что громкое чтение письменного текста – это не чтение, а иная отдельная деятельность, в которой чтение исполняет служебную роль. Чтение вслух – это дополнительная сложность, а вовсе не тренировка навыка чтения.

Читать вслух не только сложно, но и вредно – уверен Кушнир. У ребенка создается устойчивый стереотип – выговаривать слова. И он продолжает их выговаривать, проговаривать даже тогда, когда читает про себя. Это ограничивает скорость чтения. В итоге – темп чтения молча (про себя) лишь незначительно превышает скорость чтения вслух. Для обучения быстрому чтению уже требуется переучивание.

Читают и не понимают

У чтения вслух есть и еще один минус.

Озвучивание и осмысливание текста – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Был проведен такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети поймут еще меньше, чем взрослые. В итоге нередко школьники умеют бегло озвучивать тексты, но абсолютно не понимают, что они читают.

Что делает малыш, если нужно понять текст? Кушнир доказал, что на начальном этапе обучения ребенок возвращается к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется еще один стереотип: обратное движение глаз – регрессия, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения. По методу Кушнира дети учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу слова.

ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ

Кто учитель

Кушнир не советует родителям учить детей читать. Чтение – очень важный и ответственный навык. Если научить неправильно, то можно навсегда отвратить ребенка от чтения, закрыть доступ к информации. Так что неуверенному в своих силах родителю лучше за эту задачу не браться, а довериться специалистам. У мам и пап другая задача – уверен Кушнир – сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем. Путь к этому один – читать ребенку книги вслух. И делать это нужно до 16-17 лет. Необходимо создать дома традицию семейного чтения. И тогда ребенок не бросит чтение.




Когда начинать

Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой.

Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно.

Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям.

Возможные ошибки родителей

1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов.

2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность.

3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель).

4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще.

5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст.

6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения.

Дочтение: осваиваем алфавит

Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности.

Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук належится на букву.

Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др.

Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность.

Первый этап: читает мама

Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению.

Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть.

Обратите внимание!

На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал.



Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием.

Второй этап: берем в руки указку

Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка.

Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке.

Далее можно использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Записываете текст на магнитофон со скоростью 40-50 слов в минуту. При начитывании текста на пленку не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами.

Третий этап: наращивание темпа

Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту.

Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова.

Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно.

Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме.

Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса.

Четвертый этап: чтение-«схватывание»

Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст.

Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать.

ЗА И ПРОТИВ

Плюсы методики

1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.

2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.

3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.

4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.

5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.

Минусы методики

1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.

2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.

3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.

Кому не стоит заниматься по Кушниру

Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.

Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.

Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мы учились читать сразу целыми словами. Очень успешно. И в школе все было просто: либо очень повезло, либо этот фонематический анализ для умеющих читать детей не страшен. На грамотности моих отпрысков это никак не отразилось.


Сын научился читать рано, сразу целыми словами, не по слогам. Но у него очень хорошая зрительная память: если он видит слово, то он сразу запоминает, как оно пишется. Некоторые слова произносит так, как они пишутся: говорил «яйцо», выделяя голосом «яй», сейчас часто слышу от него «сЕгодня», вместо привычного «сиводня». Логопед его слушала и сказала, что фонематический слух у сына «плоховато» развит. Но я подумала, что такие диагнозы четырехлетнему ребенку ставить рановато и внимания не обратила. А сейчас я вообще не понимаю, нужно ли нам делать упражнения на развитие фонематического слуха или нет. Ведь прекрасно читает и пишет! Видимо, этот анализ нужен, чтобы путался и безграмотно писал.


Наблюдая за сыном и его одноклассниками, вижу, что фонематический анализ и чтение от звука к букве отнимает массу сил у хорошо читающих детей, а нечитающих вообще вгоняет в ступор.


Мой Саня научился читать именно так сразу целыми словами. Оказывается, это методика Кушнира. Я не знала, просто все интуитивно делала правильно. Садилась рядом с ним и читала следя пальчиком по строкам. Самый подходящий вариант для него оказался. У нас, правда, бывают сложности с осознанием прочитанного, если вслух читаем. Или чтение и понимание, или громкое выразительное чтение в пустоту. Но, как я поняла, вслух читать и не нужно. Вот и хорошо!


Мне очень понравился метод Кушнира. Только моему сыну быстро надоело водить пальчиком по строкам. Не тот характер.


Старшего начинала учить читать с двух лет. К этому времени он знал (мог показать) все буквы. Пытались читать сразу целыми словами (по Доману), но дело не пошло. Сынок принципиально не понимал, зачем это надо. Ну, узнавал в три года несколько словечек из списка (папа, мама, собака, панда, яблоко и прочее), и все. Потом учились по таблице Зайцева. К сожалению, склеить кубики нам так и не удалось. К первому классу мы поняли, что читает он очень плохо. И его это не очень интересует. А потом нам попалась книжка «Капельки солнца». Стали читать вместе. Очень интересные тексты, сыну нравилось. И к весне он читал уже много, и книжки начали «толстеть». За «капельками» пошли веселые истории про детей, потом приключения, фантастика и прочее. В девять лет за два дня прочитал толстенный том «Гарри Поттера».


Мой сын пошел в первый класс. Я в шоке от новых методик обучения. Фонематический анализ! Для меня в университете фонетика была одним из самых трудных предметов. Бедные дети! Хорошо, мы научились читать заранее без всякой фонетики. А то бы к десятому классу, кроме азбуки, так бы ничего и не прочел.

На мой взгляд (филолога), именно обучение вдумчивому чтению про себя способствует развитию грамотности, чутью языка. А фонетику надо оставить до пятого класса.

Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы - воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу - приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание - подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками , способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: - это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное - её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя - стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

Умение читать, понимать написанное необходимо, оно незаменимо, как при чтении ценников в магазине, так и при чтении серьёзных документов. Всё зависит от навыков читателя, от его умения читать, которые несомненно прививаются в детстве.

Все хотят воспитать в ребёнке-дошкольнике "талантливого читателя" (С.Я. Маршак). Вас может смутить такое утверждение: ведь ребёнок еще не читает сам, он только слушает чтение, и может ли быть талантливым читателем слушатель? Ответ на этот вопрос несомненно должен быть утвердительным. Ведь читая ребёнку, Вы формируете у него начитанность, то есть знание литературных произведений, их героев, интерес к чтению, познанию нового, стремление к культурному совершенствованию. В процессе чтения Вы приобщаете ребёнка к литературе как к искусству, открываете ему мир литературных образов, красоту и величие русского языка. Ребёнок слушая , учится пониманию литературного произведения: воображение рисует ему героя, его образ, события, участником которых он становится. Поступки персонажа говорят о его взглядах, помыслах и характере. Для ребёнка открывается духовный мир человека, вся сложность человеческих отношений, нравственных понятий, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Проходя с героями через всевозможные испытания, переживая по ходу развития сюжета, ребёнок делает свой выбор: становится на сторону героя, противостоит вместе с героем персонажам, олицетворяющим зло и творящим несправедливость. Такая чувствительность к литературному образу, желание помочь герою, способность к активному содействию и сопереживанию, формирует нравственную и духовную позицию ребёнка в жизни, а тяга к чтению и является наиболее важной характеристикой "талантливого читателя".

Но талантливый читатель должен и воспитывается талантливыми произведениями. Поэтому отбор необходимого материала для детского чтения очень трудная и непростая задача. Трудность усугубляется ещё и тем, что речь здесь идет о первом опыте ребёнка, то есть первой встрече с художественной литературой на важнейшем этапе развития его личности - этапе дошкольного детства.

Сказки - это своего рода пособие, которое обучает на примере сказочных или вымышленных персонажей, птиц, животных, насекомых, природных явлений, что хорошо, а что плохо. Незаметно для себя ребёнок готовится к тому, с чем придётся ему столкнуться в жизни, как нужно реагировать, относиться и поступать в затруднительных ситуациях. Люди в стародавние времена (когда сочинялись народные сказки) были вероятно, помудрее ныне живущих, они не хотели рассказывать детям заранее о тех трудностях, с которыми впоследствии им неминуемо придётся столкнуться самим, со временем почувствовать на себе все тяготы жизни, и незаметно для самих детей подготавливали их к этим трудностям, спокойному отношению к ним, а следовательно растили психически здоровых людей, с устойчивой психикой.

В сказках зачастую используется психологический эффект "заманивания" - сказка и её сюжет привлекает ребёнка, и незаметно для себя он постигает основные законы жизни.

В сказке "лиса и журавль", есть такая поговорка: "Как аукнется, так и откликнется" – точно так же как и в сказке происходит и в жизни: ведь когда добрым расположением пренебрегают, используют в своих целях, то отношения в лучшем случае прекращаются. Всем хорошо известны выражения "Битый не битого везёт", "Мерзни, мерзни, волчий хвост!", "Ловись, рыбка, и мала, и велика!" (

Все их знают, слышали и запомнили в раннем детстве, а помнят всю жизнь, даже в большой старости люди сохраняют эту информацию, воспоминания из детства. Действующие лица участвующие в сказке: животные, птицы могут быть забыты, но суть заложенная всего в нескольких словах, в одной фразе остаётся с человеком всю жизнь, не забывается с годами.

Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»

Воспитывать читателя

Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!» , которая состоит из следующих пунктов:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека;

Способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

Чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

Начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

Помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

Помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

Название;

Главный герой, действующие лица;

Значение слов

Моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций , настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии , которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение (например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования ;

-словарная работа , особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя . Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…

Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.

Как же воспитать читателя? Как привить любовь к книгам? Прежде всего скажу, что любовь нельзя привить, она просто может случиться или нет. А интересом можно заразить. Но только в том случае, если книги — часть и вашей жизни. Поэтому советы такие:
1. Если вам кажется, что нужно читать сказки Пушкина, но вам, родителю, они не понятны, не интересны, то не нужно сказок Пушкина. Читайте детям те книги, которые интересны и вам. Пусть это будет хоть инструкция для стиральной машинки. Пусть это будет что-то по физике. Пусть это будет справочник садовода. Если вы этим увлечены, ребенок почувствует ваш настрой, увидит как горят ваши глаза, будет стараться понять, что же здесь такого, что так маму или папу зацепило.

А тон вашего голоса, тембр, ритм речи — все будет направлено на то, чтобы увлечь малыша, заразить своей любовью. Только тогда он почувствует истинный интерес, увидит, какое удовольствие доставляет чтение и познание, а это прекрасный опыт.
2. Не делайте из чтения обязанность. Читать «не надо». Если для вас чтение — обязанность, если вы не чувствуете удовольствия, читая, а делаете это лишь для ребенка, то и для него это станет обязанностью, чем-то скучным.
3. Ответьте себе на вопрос: зачем я читаю? Зачем моему ребенку нужно читать книги? Нет такой цели: читать книги. Книги читают для чего-то. Если вам просто нужна информация, то ее можно получить очень разными способами, не обязательно читать. Если для вас чтение — это удовольствие, обучение, читайте вместе с ребенком.
Чтобы хорошо учиться, кстати, тоже не обязательно читать. Некрасивая правда состоит в том, что школа часто не способствует любви к литературе, но требует ее знания ради отметки. Это логично, что дети подстраиваются под эту кривую систему, читая краткое содержание и скачивая сочинения из интернета.
Если вы хотите подарить ребенку возможность получать удовольствие от чтения, покажите почему это любите вы. Покажите, что можно узнать из книг, как это может пригодиться, что это за инструмент такой — книга, для чего он. И этого будет достаточно.
4. Начинайте знакомить ребенка с книгами с самого раннего возраста. И не прекращайте читать вместе, как только он научится читать. Наоборот, как только это произойдет очень важно, чтобы вы читали ему много. Иначе чтение грозит быстро превратиться только в неподъемный труд. Ведь у него вначале будет получаться не слишком бегло, смысл ускользать, а в школе к чтению добавится новый минус — за чтение оценивают, читательские способности сравнивают. А куда же уходит удовольствие? Вот тут и происходит поломка у многих детей. Читайте со школьниками просто так, не требуя анализа текста, не задавая вопросов. Просто читайте вместе. Через какое-то время пробудится его естественная потребность читать самому.
5. Читайте только книги по возрасту и в соответствии с уровнем восприятия вашего ребенка. Если ваши друзья уже прочли с трехлеткой муми-троллей, а вы еще нет, не нужно соревноваться или считать своего ребенка отсталым.
6. Следуйте за способом чтения своего ребенка. Не стремитесь при совместном чтении закончить книгу во что бы то ни стало. Часто дети прерывают чтение вопросами, комментариями. Иногда история пробуждает в них какие-то воспоминания и им не терпится это тут же обсудить. Постарайтесь не раздражаться на это, не ругать ребенка за неусидчивость, не расстраиваться и не навешивать ярлыков «мой ребенок не любит читать». Наоборот, это говорит о том, что книга сделала свое дело — связала вас общей темой, пробудила в ребенке мысль и творчество. Некоторые дети (у меня такая дочь) во время чтения могут предложить: «Теперь я тебе буду читать». При этом читать они могут не уметь, но самозабвенно будут рассказывать вам разные истории, перелистывая страницы. Это тоже хорошо. Впрочем, если ваш ребенок всего этого не делает, это не означает, что книга ему бесполезна.
7. Обсуждайте прочитанное. Отвечайте на вопросы во время чтения и обсуждайте происходящее в книге. Например, так: «Как тебе кажется, почему Бенни забрал у братика соску и убежал?» В то же время не нужно устраивать допрос (особенно со школьниками осторожнее). Если видите, что ребенку сложно и не интересно такое общение, не настаивайте. Пусть это будет его тайной, что он понял в книге и какое впечатление она на него произвела. Если вам обоим интересно, то вы читаете «даром».
8. Не учите ребенка читать раньше, чем у него появится потребность в этом, возникнет интерес к буквам и словам. Это может отбить у него охоту к чтению в будущем. Естественная потребность читать у детей проявляется около 5-6 лет. Интерес к буквам не означает, что ребенок готов.
9. Говорите с ребенком. Обсуждайте ваш день, слушайте, что рассказывает он. Устная речь развивает мастерство рассказчика, ребенок сам становится сочинителем историй, а уж потом заинтересовывается тем, как это делают другие — писатели.
Слушайте ребенка внимательно, обращайтесь к нему в разговоре, обсуждайте с ним что-то, а не просто «воспитывайте» и давайте указания.
Основой успешного обучения чтению является хороший словарный запас, а он формируется благодаря разговорам. Он зависит от словарного запаса вашей семьи, круга общения ребенка, от тех книг, которые вы читаете вместе. к тому же, когда ребенок столкнется с большой литературой, чем меньше непонятных слов для него там будет, тем с большей вероятностью он втянется в книгу.
10. Помните, чтение — это удовольствие, а не работа. Все, что нужно родителю — это поддержать природный энтузиазм, не делать из чтения наказание, а из телевизора или планшета награду.

Что еще почитать