Краткое описание семьи кашириных. Родословная семьи кашириных. Несколько интересных сочинений

Маленький герой повести М Горького «Детство» после смерти отца попадает в семью своего деда. Это был суровый человек, всю жизнь «копивший копейку».

Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья — два сына и дочь — мать Леньки. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное — «изведут Варвару».

Ленька попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен. Вот как Ленька описывает его в то время: «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей…»

Дед очень переживает из-за поведения сыновей, он видит, что они ни перед чем не остановятся в погоне за деньгами.

Каширин выделял Леньку из всех своих внуков, чем-то он нравился ему больше, чем все остальные. Но спуску мальчику не давал, также сек его за провинности. Причем иногда дед был очень жесток с Ленькой.

Этот человек был запальчив и гневен. Разойдясь, он мог запороть внука до потери сознания. И такое было, когда за мальчика вступались бабушка и мама. Каширин не терпел, когда ему перечили, особенно в его доме.

Именно Леньке рассказывает дед историю своей жизни. В молодости Каширин был бурлаком: «своей силой супротив Волги баржи тянул». Он рассказывает внуку, какое это трудное занятие. Человек выбивается из последних сил, буквально истекает потом и кровью. Но деваться некуда — надо тянуть: «Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!..»

Каширин говорит, что он Волгу вымерял три раза туда и обратно — многие тысячи верст. Но были в этой жизни и приятные моменты, когда на отдыхе вся артель запевала бурлацкую песню. Каширин говорит, что у него «аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, — так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков».

Постепенно семья Кашириных разоряется. Дед стареет. В конце повести мы уже видим, что это больной и дряхлый человек. Материальное положение деда значительно ухудшилось. Доходило до того, что бабушка ходила просить милостыню. Дед, так боявшийся потерять деньги, под конец жизни превратился в почти нищего человека.

Мы видим, как он изменился: «дед ещё более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зелёные глаза смотрят подозрительно».

Нехватка денег очень угнетает Каширина. Он даже отделяется от своей жены, чтобы не содержать лишнего рта: «Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал своё, — это после полусотни лет совместного труда!» Он попрекает бабушку и Леньку: «- Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и…» И это несмотря на то, что внук и так практически жил на улице.

В конце повести дед выгоняет Леньку на улицу. У мальчика умирает мать, и дед говорит ему: «- Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошёл я в люди».

Судьба деда Каширина трудна и неоднозначна. Из преуспевающего купца он превратился в нищего и одинокого старика. Важно, что своих родных он «разогнал» сам: поссорился с сыновьями, разошелся с женой, выгнал внука, обрекая его на самостоятельное выживание.

Алеша Пешков после смерти отца переехал вместе мамой и бабушкой в дом к деду Каширину. Обстановка ему не понравилась с первого дня. В доме царила постоянная вражда между дядями мальчика, Михаилом и Яковом. Они досаждали отцу, чтобы тот быстрее разделил наследство, и тогда каждый бы смог начать свое собственное дело.

В доме деда всегда присутствовал «туман вражды»: постоянные драки дядьев; наказание детей в виде порки по субботам; издевательство над полуслепым работником на фабрике; расправа деда над бабушкой.

Алексей не привык видеть такое поведение взрослых, их регулярные драки и ссоры, а также физическое наказание детей. Когда он жил с отцом и матерью, то у них в доме царили любовь и уважение.

Главная причина постоянных ссор между членами семьи Кашириных – это жадность к деньгам и не разделенное между детьми имущество деда. Каждый брат опасается, что больший и лучший кусок наследства достается другому. Бабушка уговаривает деда разделить между сыновьями наследство, что поможет прекратить вражду и драки между ними.

Дед Кашириных был властным и грубым человеком. В молодости у него была суровая жизнь. Он испытал всю тяжесть работы и нищету, в то время, когда был бурлаком. Он ненавидел бедность, а нищих считал глупыми и ленивыми. Благодаря, своей хитрости сумел сколотить приличное состояние и открыть собственное дело. Он не спешил делить свое богатство с детьми, и это было причиной постоянных ссор и драк в доме.

Все боялись деда. Детей он постоянно держал в строгости и наказывал за маленькие провинности, розгами. Он думал, что таким образом добьется хорошего воспитания и послушания. Старик Каширин был умным и прозорливым, он с первого взгляда мог определить, что собой представляет человек.

Он разглядел в подкидыше Цыганке хорошего работника с «золотыми руками», а во внуке Алеше способность к наукам и самостоятельно обучил его грамоте. Дед уважал свою жену и гордился, что она не растерялась во время пожара в доме. Хотя кричал и бил ее. Она не обижалась и списывала эту злость на «неудачи в доме».

Образ бабушки является полной противоположностью деду. Она ласковая, добрая и всегда готова придти на помощь. Ее душа разрывается между детьми и их постоянными драками. Она переживает, что Михаил и Яков ссорятся, а дед суров и не идет им на встречу.

Бабушка для Алеши стала ангелом, который помогал мальчику привыкнуть к новому дому и устоявшимся нравам в семье Кашириных, а также защищала его от злых людей. Она, а не мать пожалела Алешу и схватила на руки, когда дед впервые хотел выпороть его розгами за испорченную скатерть.

Мама мальчика ушла и появлялась очень редко, поэтому Алеша постепенно забывал образ матери. Он жил в одной комнате с бабушкой. По вечерам она рассказывала ему сказки и истории из жизни Кашириных, что очень нравилось мальчику. Бабушка испытывала жалость и сострадание к людям, что приводило деда в бешенство.

Когда дед умер, Алеша и бабушка остались ни с чем. Мальчик ходил побираться и все что ему подавали, он приносил этой доброй и старой женщине. Глядя на него она, молча плакала, переживая, что же будет с внуком в будущем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Путешествие моей мечты

    Что может лучше и прекраснее путешествий? Наверняка, что ничего! Ведь путешествие лично для меня – это приобретение нового опыта, знакомство с прекрасными людьми, посещение замечательных мест

  • Анализ рассказа Распутина Век живи век люби

    Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь

  • Портрет Маруси с цитатами в рассказе В дурном обществе

    Владимир Короленко общепризнанный писатель, который во многих своих произведениях осуждал болезни общества. Одну из таких болезней, а именно, социальное неравенство в обществе, он описывает в повести «В дурном сообществе»

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Картина Фельдмана притягивает взгляд. Здесь настолько одухотворенный солдат. У него такой взгляд, наполненный чувством каким-то хорошим… Мне очень нравится картина

  • В своём рассказе «Тихое утро» Казаков повествует о дружбе двух мальчишек из разных социальных слоев, о взаимопомощи. Ю.П. Казаков рассказывает о деревенской жизни и показывает нам насколько разное деревенское и городское население.

Районная конференция

исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ КАШИРИНЫХ

номинация «родословие»

г. Верхнеуральска,

ул. Мира, 115

Руководитель: ,

учитель краеведения,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа» №1

г. Верхнеуральска,

ул. Мира, 115

1. Введение

2.Родословная семьи Кашириных

4. Список литературы

Приложения

1. Введение

Генеалогия, родословная, геральдика - это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства - это философская основа и жизни и гражданственности.()

Взгляд человека в будущее связан с надеждой. Взгляд в прошлое - с ответственностью за себя, за то, каковы мы есть. Занимаясь генеалогией, мы соединяем прошлое с будущим.

Семейные альбомы - это летопись в лицах, В наших семейных альбомах немало фотографий, но особенно мне дороги две - их возраст более ста лет. Над историей семьи Кашириных я работаю уже третий год и заметил, как трудно собрать информацию о предках, живших в конце ХIХ начале ХХ веков.

В начале работы я поставил перед собой цель - исследовать историю семьи Кашириных

1. изучение историю семьи Кашириных

2. выяснить, как события страны отражались на судьбах семьи Кашириных

2.Родословная семьи Кашириных

Недалеко от песчаного берега Урала, окаймленного тальником, в поселке Форштадт, в доме потомка пугачевца казака-учителя, а затем уважаемого казаками атамана Верхнеуральской станицы Дмитрия Ивановича Каширина и его жены Ларисы Матвеевны росли четыре сына и две дочери. Старшими среди них были Николай и Иван. Много позднее их народ назвал красными героями гражданской войны.

Дмитрий Иванович не случайно избирался атаманом 28 лет. Он ревностно служил обществу. Заботился о быте, образовании, духовном облике станичников. Он организовал сбор средств на сооружение храма и следил за строительством, пока Георгиевская церковь в Форштадте 21 марта 1910 года не вошла в строй. Старостой церкви стал один из его братьев - Григорий Каширин. В станичном поселке Форштадт полпоселка были Кашириными. Поэтому детей и внуков - пятерых братьев звали: Дмитрия - «Атамановы», Якова - «Урядниковы», Григория - «Старостины», Владимира - «Володины», Михаила - «Михайлины». Сестрой у них была Евдокия Ивановна. К моменту избрания д. И. Каширина атаманом (1891-1892 гг.) в Верхнеуральскую станицу (казачий юрт) входило 13 поселков, деревень и хуторов. В станице в 1890 году числилось 8510 душ обоего пола, а к 1911 году число их удвоилось.

Может возникнуть вопрос: как же это сыновья казачьего атамана - царские офицеры стали революционерами, большевиками ? Во многом это объясняется происхождением Кашириных. Дмитрий Иванович был сыном бедного казака. Будучи мальчиком способным и любознательным, он единственный из пяти братьев окончил сельскую школу. Как лучшего ученика, учитель взял его в помощники. Так он и стал учителем. Атаманом он стал в 1891 голодном году, когда во время эпидемии тифа из станицы сбежал атаман. Он был трудовым казаком, как и большинство станичников.

После окончания школы Николая и Ивана возникла проблема, где брать средства на их учебу в гражданских учебных заведениях. Семья - восемь душ. Оставалось поступить в военное казачье училище, где обучение было бесплатное.

Старший из братьев Николай после школы и учительских курсов одно время работал в школе. Затем окончил с отличием Оренбургское юнкерское училище, стал служить в казачьих частях, завершив мирный период жизни сотником - помощником командира 5-го казачьего полка, находившегося на службе у эмира Бухарского. Вскоре окончили это же училище Иван и Петр. Младшему брату Алексею удалось продолжить учебу «на гражданке».

И вдруг над семьей станичного атамана разразился гром. Нежданно и негаданно под новый, 1912 год, явился Николай. Революционно настроенного Каширина в Ташкенте «за разложение офицерства» наказали, а затем изгнали из полка как неблагонадежного.

Иван Каширин стал после окончания училища хорунжим, затем, как и брат, сотником, в 1911-1912 годах служил во 2-м Оренбургском полку в Варшаве. Но и Иван не ужился в строевых частях. Бунтаря, не согласного с жандармской ролью казаков, после неоднократных наказаний, как и старшего брата, исключили из состава полка. Он также возвращается в родной Форштадт и занимается хлебопашеством. Так старшие сыновья атамана Каширина за два года до войны оказались в опале, что, конечно же, не могло не сказаться на их поведении во время революционных событий. В Верхнеуральской станице они постепенно создают оппозицию войсковому начальству.

Когда разразилась первая мировая война, Николая и Ивана отправили на Юго-Западный фронт. Воевали они в 9-м и 10-м полках, воевали храбро. был награжден шестью орденами. Последний орден - Святого Владимира - даже вводил героя в дворянское сословие. Заслужил награды и подъесаул Иван, в том числе и шашку в серебре. Но за вольнодумство и революционные действия Николай побывал в Киевской тюрьме и после суда офицерской чести был снижен в звании до подъесаула и под предлогом ранения удален из дивизии. Он стал в Верхнеуральске начальником учебной команды и председателем казачьего комитета 1-й Оренбургской дивизии. За выступление против Временного правительства, после суда на сентябрьском (1917 г.) войсковом круге, он был исключен из дивизии и вернулся в Верхнеуральск. Большевики Николай и Иван Каширины развернули революционную работу среди верхнеуральских казаков. Третий брат Петр попал в плен, в котором пробыл до 1918 года.

Младшие сестра Мария и брат Алексей, как и вся семья атамана, были участниками героической эпопеи Южно-Уральской партизанской армии, главкомами которой были Иван, Николай Каширины и Василий Блюхер. Не участвовала в этом рейде лишь сестра Евдокия, которая до 1922 года скиталась по колчаковским тюрьмам, а после освобождения воевала в рядах дальневосточных партизан, и Петр, еще не вернувшийся из плена. Затем Каширины (и Петр тоже) прошли фронты гражданской войны дорогами 30-й дивизии, начальником которой был Николай Каширин.

Иван Каширин закончил войну командиром особой казачьей кавалерийской бригады на Восточном фронте и был награжден боевым орденом Красного Знамени. Николай - командиром кавкорпуса на Южном фронте, став кавалером двух орденов Красного Знамени и особой награды - Почетного революционного оружия со знаком ордена Красного Знамени; Петр - комиссаром 10-й кавалерийской дивизии на Западном фронте. Высшее воинское звание после войны Николая Каширина - командарм 2-го ранга, Иван Каширин - комиссар госбезопасности 2-го ранга. Петр был заместителем председателя Челябинского и председателем Оренбургского губисполкома. Алексей работал бухгалтером. Слава старших братьев Н. д. и И. д. Кашириных многозначна. Революционность их проявилась не только в личном героизме в период гражданской войны, но и в успешном решении крупных военно- политических задач. Они раскололи оренбургское казачество и, в противовес атаману, стали вождями оренбургских красных казаков. Прошли путь до высоких военно-политических руководителей и делегатов ХI, ХIУ, ХУ, ХУI съездов партии, а Петр - ХУ Всесоюзной партконференции, до государственных деятелей, членов ЦИК СССР. Наряду с Кочубеем, Думенко, Мироновым и Примаковым они были организаторами и командирами советских казачьих кавалерийских полков и соединений.

С 1937 года имя героев Кашириных, как и всей семьи атамана, перестало упоминаться.

Этот год для Николая и Ивана Кашириных и всех других членов семьи был годом мучительных переживаний. Тень ложного обвинения легла и на них. Лавры боевых побед и народного признания не могли спасти от репрессий... Известно, что перед объявлением приговора по «делу Тухачевского» судья Ульрих и Ежов побывали у Сталина. Дав согласие на высшую меру наказания, спросил: «Как вели себя члены присутствия?», в числе которых был. Ежов ответил, что активно вел себя лишь Буденный, члены суда в основном молчали. Сталин распорядился «посмотреть» внимательно на членов суда.

Первым был арестован за неделю до окончания этого суда - 6 июня 1937 года Петр Каширин, управляющий Оренбургской областной конторой коммунального банка «по обвинению в измене Родине, участии в антисоветской диверсионно-террористической организации».

Ровно через полмесяца был арестован Иван Каширин, один из руководителей Наркомлеса СССР, по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористической организации».

На очереди был старший брат. Были получены компрометирующие показания. В ночь на 20 августа приехали за Николаем Дмитриевичем.

Не выдержало сердце матери тяжелого удара судьбы. Лариса Матвеевна ушла из жизни вскоре после гибели сыновей. Во время Великой Отечественной войны погиб Алексей Каширин, В 1923 году, после скитаний, вернулась на родной Каширина. Неизвестна пока судьба красной партизанки и бойца Красной Кашириной. В ЗО-х годах она «пропала без вести».

В 60-х годах Верховный Суд СССР отменил несправедливые приговоры. Николай, Иван и Петр Каширины были посмертно реабилитированы, их имена возвращены истории. Еще при жизни Кашириных, как немногим из героев, их имена присваивались району Оренбургской области (ныне Октябрьский), конезаводу и поселку в Курганской области , совхозу и колхозу Челябинской области , школам, улицам в поселках и городах Южного Урала. После реабилитации их имена снова носят улицы и школы. Бронзовые бюсты Николая и Ивана Кашириных установлены в 1960 году на одной из площадей Верхнеуральска.

В ходе исследования поставленные задачи были выполнены, Погружаясь в атмосферу прошедших лет, (с конца ХIХ и до конца ХХ века) я ощутил, какой нелегкий путь прошла наша страна; как волны радостей и трагедий то поднимали, то пытались утопить род, предков семьи Кашириных.

Памятник Николаю Каширину г. Верхнеуральск, Стадион имени Братьев Кашириных

Домик Каширина в Нижнем Новгороде - это и живая иллюстрация к повести Максима Горького «Детство», и возможность своими глазами увидеть огромное количество вещей, к которым прикасался великий писатель.

Сохранился чудом

«Поток желающих посмотреть на дом, где рос великий писатель, огромный, - говорит Тамара Шухарева, заведующая музеем детства А.М. Горького «Домик Каширина» . - У нас постоянно гости - и дети, и взрослые. Приходят семьями, классами, вузовскими группами. Среди гостей много иностранцев: за границей Горький - один из известнейших российских писателей. В какой-то момент было настоящее паломничество китайских студентов. Видимо, сначала пришла одна группа, а потом эти ребята рассказали соотечественникам об этом музее».

История небольшой усадьбы на Почтовом съезде уникальна. Прежде чем обрести статус музея, она дважды находилась под угрозой сноса: в начале XX века (но градостроительным планам помешали Первая мировая и революция), потом в 1930-е годы - тогда на его защиту встала нижегородская интеллигенция.

Основателем и первым директором Домика Каширина был Фёдор Павлович Хитровский . Он знал Горького лично - они вместе работали в «Нижегородском листке». Музей для посетителей открыли 1 января 1938 года. Дом и обстановку восстанавливали с 1935 года. Хитровский просил лично Горького помочь воссоздать здесь всё, как было при Кашириных. В 1936 году Горький прислал собственноручно начерченный план дома.

Комната деда Василия Каширина. За кадром осталась знаменитая енотовая шуба. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

«Каширины словно только что вышли!»

Воссоздавать обстановку дома помогали многие люди, которые бывали здесь при Кашириных. Соседи, друзья, родственники - все вспоминали, как была расставлена мебель, какие занавески были на окнах.

«Здесь много вещей настоящих, каширинских, - говорит Тамара Шухарева. - Когда дед Василий Каширин решил разделить наследство между сыновьями, в домике на Почтовом съезде в отдельной комнате жила семья Михаила. Тот, в отличие от брата Якова, имущество не промотал. Многие вещи в музей принесли потомки Михаила Каширина. Так сюда вернулась почти вся посуда, круглый стол и бархатная скатерть. Сохранились даже бабушкины перина и стёганое одеяло, ложки и вилки, которыми пользовались Каширины. Красивая сахарница-домик и маслёнка с цыплятами тоже были в доме, когда сюда приехал маленький Алёша Пешков».

Реставраторы обрадовались, найдя под штукатуркой старые обои. Под обоями был слой газет с датами, которые соответствовали времени проживания Кашириных. Художники восстановили рисунок обоев, и новые напечатали по спецзаказу.

Перед открытием в музей пригласили Анну Кирилловну Заломову , подругу матери Горького. Заломова часто бывала у Кашириных, именно она стала прототипом главной героини романа «Мать». Анне Кирилловне в 1938 году было почти 90 лет. Она осмотрела дом и сказала: «Каширины-то словно только что вышли отсюда!».

Печка в доме Каширина. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

Сказки и розги

«Сказки маленький Алёша слушал каждый вечер, - продолжает Тамара Шухарева. - Спал он в комнате бабушки на сундуке, а напротив его постели была печка с изразцами. Они прекрасно сохранились. Сюжеты картинок на каждом разные. Они, можно сказать, и были первыми иллюстрациями к сказкам для будущего писателя».

В доме Кашириных в некоторые рамы были вставлены цветные стёкла - это было показателем благосостояния. Стёкла сохранились. Алёше эти цветные блики тоже казались сказочными.

Но рядом в кухне стояла скамья и розги в большой лохани... Пока был жив отец, Алёшу никто пальцем не трогал. Но, попав в дом деда, мальчик столкнулся с другим миром - почти сразу пришлось отведать розг. Ребёнок, поняв, что его собираются пороть, вёл себя не безропотно, как остальные дети в семье. Он дёрнул деда за бороду и укусил его за палец.

Но нельзя забывать и то, что именно дед был первым учителем будущего писателя. Он научил его грамоте, заметил, что у внука хорошая память и есть способности к учению. В хорошем настроении Каширин даже обещал Алёше подарить свою шубу на енотовом меху.

Цыганок выжил?

«В повести Горького «Детство» описываются и этот дом на Почтовом съезде, и его обитатели, - говорит Тамара Шухарева. - Но надо понимать, что «Детство» - всё-таки не научная статья, а художественное произведение. Так, например, у литературоведов нет однозначного мнения, кто же был прототипом Цыганка».

Цыганок в повести Горького один из близких друзей Алёши, он явно оказал на будущего писателя большое влияние. Это Цыганок учит Алёшу, как правильно себя вести во время порки, старается помочь ему избежать наказания за шалости. Парень работает в красильне, он любимец бабушки, весёлый, живой, лукавый.

В повести Цыганок гибнет из-за братьев Кашириных. А вот что было на самом деле? И был ли вообще Цыганок в этом доме?

Цыганок, оказывается, не погиб под крестом. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

«В повести написано, что Ваня Цыганок - подкидыш: «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке», - говорит Тамара Шухарева. - Изучением прототипов и историей создания повести много лет занимался Николай Забурдаев, почти 20 лет возглавлявший Государственный музей Горького. В архивах полиции он не нашёл никаких упоминаний о том, что в дом Кашириных подкидывали младенца. В бумагах городской управы тоже не было записей об усыновлении».

Скорее всего, Цыганок - собирательный образ нескольких учеников деда Каширина.

Одним из таких учеников был мастеровой роты кантонист Мовша Фестовский, ему было 19 лет. Именно его Василий Каширин усыновил и даже крестил - Мовша стал Николаем. Но Николай Фестовский не погиб, как Цыганок под крестом. В 1864 году он был взят в солдаты и вернулся в Нижний Новгород в 1870 году в чине унтер-офицера 145-го Новочеркасского пехотного полка. Николай Забурдаев пишет, что после службы Фестовский приписался в нижегородское мещанство и, видимо, опять поступил на работу к Кашириным. В 1874 году Фестовский женился и стал торговать. Его дом с вывеской «Торговля овощами» запечатлён на фото Максима Дмитриева.

В повести Горького «В людях» бабушка Акулина Ивановна говорит, что дед совсем разорился, дав деньги в рост без расписки крестнику Николаю. В 1930-е годы Хитровский, собирая материалы для музея, разговаривал с сыном Михаила Каширина Константином. Тот вспомнил, что и в жизни Василий Каширин незадолго до смерти одолжил торговцу фруктами 3 тыс. руб., но не оформил расписки, и деньги пропали. Правда, Константин Каширин называет торговца Крестовским. Забурдаев считал, что путаница в фамилиях - просто ошибка памяти.

Изразцы на печке возле Алёшиной постели прекрасно сохранились. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

Три факта о «Детстве» и Домике Каширина

  • В доме Кашириных не было детских книг, хотя сказки маленький Алёша слушал каждый вечер.
  • Енотовая шуба деда, которой сейчас больше 200 лет, висит в музее в его комнате. Василий Каширин гордился этим нарядом. В те времена такие шубы в основном носили купцы. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.
  • Прототип Цыганка Мовша (Николай) Фестовский в 1870 году выступал поручителем жениха во второй свадьбе дяди Алёши Пешкова - Якова.

Отклик читателя Алексея Решенкова на статью в Вестнике городской Думы».

(Прим.: материал присутствует только на сайте).

Моя семья и род Кашириных

Маркова Анастасия Сергеевна (1916-2007), дочь Кашириной Валентины Егоровны (1877-1956 г.), не раз в беседах со мной упоминала, что её бабушка Каширина Елена со своим супругом Кашириным Егором некоторое время жили в одном доме с А.М. Пешковым , упоминала также, что на роду лежит проклятие. Говорила о том, что возможно Егор не настоящее имя дедушки. Как-то серьёзно я тогда не воспринимал эту информацию. Но когда в 2007 году не стало родного и близкого мне человека, ощутив боль потери, стремительность уходящего времени, я стал интересоваться своей генеалогией.

Отношение нашего рода к Пешкову я даже и не рассматривал. Одно мне было понятно: дед и бабушка Горького - Василий Васильевич и Акулина Ивановна - являются моими далёкими предками. Подтверждение этому я нашёл в личном архиве Владимира Николаевича Исайчева . В его фотоальбоме есть фотографии людей, которые встречаются и в моём архиве. (www.isaichev.ru) - семья Ивана Петровича Каширина ).

Первый и третий мужчина справа и первая женщина слева присутствуют на групповой фотографии семьи Кашириных 1905 г.

В своём стихотворении - “Родовая находка”, Владимир Исайчев пишет:

Каширина ж - не много и не мало,

Коль верить и преданьям, и молве,-

Так бабушка отцова состояла

С самим Алёшей Пешковым в родстве.

Не надо объяснять с каким волнением и трепетом я перечитывал «Детство» Горького, как зачитывался Павлом Басинским . Каждая страница этих книг дарила мне ощущение того времени. Вырисовывала психологические портреты родных людей, которые, как показала жизнь, повторились через поколения. Постепенно образ Василия Васильевича и Акулины Ивановны, семьи Кашириных в моём сознании приобрели некоторые очертания.

В 1831 году, на 24 году жизни, Василий Васильевич в Спасо-Преображенской церкви венчался с дочерью Нижегородского мещанина Ивана Яковлевича Муратова - Акулиной Ивановной 18 лет. (Илья Груздев пишет, что Акулина Ивановна вышла за муж 14 лет от роду.) По моему мнению, именно Акулина Ивановна оказала большое влияние на формирование взаимоотношений в семье Кашириных.

Стремление Василия Васильевича в браке возвысить свой род объясняет нам, почему трудяга и домовитый Василий сделал предложение сироте (возможно, внебрачной, на что указывает “ бобыльство” её матери и раннее нищенство).

«Хорошо было Христа ради жить…» - так рассказывала бабушка Акулина Алексею Пешкову. Титул мещанина - вот цель, которую преследовал Василий Васильевич.

Преследуя её, мудрый Василий, при выборе невесты игнорирует даже вопрос веры. Ведь не мог не знать Василий Васильевич, что Акулина поклоняется солнцу, что языческая кровь бродит в ней.

« - Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться, а ты всё своё бормочешь, еретица! Как только терпит тебя Господь! Чуваша проклятая! Эх вы-и…»

А “ведьма “- молится…

«- Сердечушко моё чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое. Мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы, не обижали зря!»

На фоне этих различий между супругами часто возникают разногласия. А если учесть суровый, жесткий характер Василия и добрый (словами Горького , «по истине, свет в окне, сердце мира, чуть ли не земная богородица») характер Акулины Ивановны, то разногласия эти были значительны. Благодаря этим, довольно таки разным людям, Алексей Пешков рано познаёт взрослую жизнь, а с помощью дара, коим обладала Акулина Ивановна, дара рассказчицы, он как бы ненароком приобщается к образному, литературному мышлению.

«- Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!»

Вот так вот одной фразой показать доброту и поэзию своего языка, это талант.

По православным традициям венчание христианина и язычника - недопустимо, а коль так случилось, достойно проклятия. А потому, как складывается жизнь Василия Васильевича, Акулины Ивановны, а так же их детей и внуков. можно сказать, что проклятие нашло своё отражение во всех последующих поколениях рода Кашириных.

Меня бы взяло сомнение о наличии проклятия, если бы не слова Василия Васильевича:

«…Не удались дети-то, с коей стороны ни взгляни на них. Куда сок-сила наша пошла? Мы с тобой думали, в лукошко кладём, а Господь-от вложил в руки нам худое решето…. А всё ты потакала им, татям, потатчица! Ты ведьма!

Если бы и Павел Басинский не подметил:

«Определённо над родом Кашириных висело проклятие дедушкиного Бога! Все дети красавицы Варвары, кроме нелюбимого Алексея, умирали, угасали, исчезали, будто тени».

Если бы под каждым из нижеследующих пунктов я бы не смог написать фамилии потомков Акулины и Василия, которых знал лично:

если в роду есть умственно отсталые дети,

если в роду люди отрицающие бога,

если в роду судятся, делят наследство кровные родственники,

если в роду добровольно отказываются от родства (Ты мне больше не мать!)

проклятие висит над этим родом. Причём, грехи каждого из нас, как снежный ком, нарастают из года в год и усиливают угрозу для наших потомков.

Бесплодие - свидетельство того, что с точки зрения Творца, данный род должен быть прекращен. Грехи их слишком тяжелы, чтобы передавать детям.

Дело не в проклятии, как в церковном обряде, а в тех разногласиях, что царили у Кашириных, создавая нервозную обстановку в семье, доводившую нередко до драк и, конечно, имевшую влияние на психику подрастающего поколения.

Марков Иван , диакон храма Георгия Победоносца, что в селе Игнатьево под Гжелью, отец Сергея Ивановича Маркова (1873-1939), а также дедушка Анастасии Сергеевны Марковой . По роду своей службы хорошо разбирался в людях. И когда его сын Сергей попросил отца о благословении брака с Кашириной Валентиной Егоровной, ответ его был резко отрицательным.

Языческая кровь, иноверие в семье Кашириных просачивались буквально во всём.

Для диакона Маркова Ивана этот брак воспринимался не только как личное оскорбление, но и как угроза истинной вере. Вере во Христа. Сергей Иванович пошёл против отца и венчался с Валентиной Егоровной. С того самого момента жизненные пути отца и сына разошлись. Можно сказать, что этот семейный раздор, тоже есть следствие проклятия.

На удивление чётко, через поколения передалось физическое сходство, к примеру, Акулины Ивановны (по описаниям) и Кашириной Валентины Егоровны (внучки). На фотографии «Каширина Елена и Марковы» крайняя справа. - Валентина Егоровна, в замужестве Маркова, - «Большеголовая, с огромными глазами». К сожалению, фото Акулины Ивановны я не видел, как впрочем, и фото Якова, описания которого очень похожи на Егора Каширина. Но передались не только физические черты. Так же, под копирку, передаются и психологические портреты Кашириных.

И когда читаю письмо Горького к Екатерине Волжиной , невесте, а затем жене, характеризующее молодого Алексея Пешкова, я могу подписаться под каждым его словом и сказать, что это портрет моего отца.

«Прежде всего, он недостаточно прост и ясен. Он слишком убежден, что он не похож на людей, и слишком рисуется этим. Он предъявляет к людям слишком большие требования, как будто бы умён один он, - а все остальные идиоты и болваны. А главное - его трудно понять, ибо он сам себя совершенно не понимает. Главное - он слишком непонятен, вот его несчастье».

Разбираясь в отношениях между членами семьи Василия Васильевича, в отношении его к внукам, я понял, почему мои родители отправили на «вольные хлеба» меня в 18 лет. Почему и по сей день, когда мне исполнилось 47 лет, отец не проявляет ко мне и к своим внукам интереса. История повторяется.

И всё-таки мечтаю поклониться могилам предков, несмотря на проклятие, влияние которого сказалось и на мне. Готов расцеловать каждого из них. В благодарность за мою жизнь, основу которой начали закладывать в 1831 году Василий Васильевич и Акулина Ивановна, сами того не подозревая.

Это мой взгляд на отношения в семье Кашириных, возможно, где-то я ошибаюсь. Но основан он не только на исследовательской работе Груздева, Пелевина , Басинского и самого Горького, но и на моём анализе жизни потомков Василия Васильевича и Акулины Ивановны, жизнь которых, как параллель веков, копирует жизнь своих предков.

Безмерно благодарен тем людям, которые хранят память о семье Кашириных.

Хотелось бы попросить Людмилу Михайловну Смирнову оказать содействие в приобретении родословной Кашириных. Со своей стороны буду рад ответить на все интересующие Вас вопросы. Спасибо за Ваше творчество.

[email protected]

Что еще почитать