Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду. Что такое норма

«У тебя в комнате свинарник!» - это чуть ли не самый частый возглас родителей подростков. Но как, как из маленького ангела вырос поросенок? Увы, вы сами его вырастили, вы и никто другой! Нет, гены дяди Пети и бабы Нюры тут ни при чем, и он вовсе не лентяй и неряха, а просто жертва вашей педагогической ошибки.

Ваш ребенок еще только ходит в садик, но задатки матерого поросенка уже проклевываются? Узнайте, что вы делаете не так, и как все сделать правильно!

Поросенок семи нянек

Нет, не обязательно такое дитя останется без глаза, но в семье, где единственного ребенка опекают сразу и родители, и бабушка с дедушкой, а то еще и няня, у него остается слишком мало стимулов к деятельности. Если целый день слышишь: «Не трогай, я уберу», «Не бери, я подниму», «Не надо, ты испортишь», то поневоле впадешь в апатию и бездействие. Ну, то есть не совсем бездействие, но просмотр мультиков лежа на диване не считается.

Что делать?

Оставьте ребенку поле деятельности, которое вы считаете немного небезопасным - то, где он может «накосячить», но без трагических последствий. Ну да, скорее всего он разольет, разобьет, рассыплет, возможно, пару раз ушибется. Зато он будет действовать, а это главное!

Совет: конечно, ребенок не сразу поверит, что «всё, теперь можно». Но это не значит, что инициатива все время должна исходить от вас! Не командуйте, а почаще предлагайте ему несколько альтернативных занятий, например: «Сейчас мы будем убираться, ты хочешь подметать пол или вытирать пыль?», и вскоре он станет находить себе полезные занятия сам.

Поросенок-холерик и поросенок-флегматик

Зачастую родители обвиняют детей в лени просто потому, что не могут приспособиться к их природным темпераментам. Ребенок-«живчик», который ни минуты не сидит на месте, бросает все полезные начинания на полпути, и постоянно слышит, что он лентяй - не доделал, не убрал, не домыл… Что уже говорить про маленького флегматика, мишку-топтыжку, у которого каждое дело растягивается на целую вечность - а ведь он не ленится, он просто живет с «другой скоростью».

Что делать?

Научиться жить со скоростью ребенка. Для гиперактивного - разбивать задания на такие куски, которые он сможет выполнить за 5-7-10 минут, насколько у него хватит терпения. Пусть не убирает комнату, пусть уберет, скажем, вещи, разбросанные на полу в центре комнаты, а беспорядок на столе подождет еще полчаса. Для медлительного… то же самое! Ставьте задачи так, чтобы ребенок мог справиться с ними за разумное время. Ерунда, что одну книжную полку он будет протирать столько же, сколько вы - целый шкаф. Чем дольше он занят, тем медленнее делается, так что пусть задания будут разбиты частями и выполнены на протяжении дня.

Совет: подружите ребенка с часами, это поможет вам настроиться на одну волну. Ведь пять минут - это пять минут, даже если вы ощущаете их как сущий пустяк, а ребенок - как вечность (или наоборот).

Скучающий поросенок

Ребенок ничего не делает, потому что ему скучны предлагаемые занятия. Да, да, не такой уж это редкий случай! Не настолько уж увлекательны наши повседневные домашние дела, чтобы вызвать у ребенка приступ энтузиазма - да и у вас-то они восторга не вызывают, признайте честно. Так что не стоит винить ребенка за то, что он отлынивает от всякого занудства, просто он может это делать, а вам отступать некуда!

Что делать?

Превратить уборку в игру! Пусть убирает не комнату, а драит палубу на пиратском корабле или будет доброй Золушкой перед балом. Петь, пританцовывать, декламировать стихи - рекомендуется!

Совет: за неприятным, но добросовестно выполненным делом должна следовать награда - уделите пять минут совместному чаепитию! Да, и чай должен быть с вареньем!

Поросенок в недоумении

Порой дети просто не понимают взрослых «правил игры». Зачем утром заправлять постель, а вечером снова разбирать? Зачем собирать кубики после игры, если утром планируешь снова строить город? Зачем убирать штанишки в шкаф, если снова их доставать? Согласитесь, в этом есть своя логика!

Что делать?

Ничего не поделать, придется формулировать ответы на все вопросы «зачем», и учтите, они должны быть убедительными! Объясните, что о брошенную игрушку можно споткнуться и больно ушибиться (не говоря уж о том, что это не пойдет на пользу самой игрушке). А расправленная постель становится пыльной (для эксперимента можно не вытирать пыль с какой-нибудь полированной поверхности несколько дней и наглядно показать, как много пыли скопится на подушке и простынке).

Совет: если вы и сами не до конца убеждены, что вещи нужно развешивать на плечики, а не скидывать на стул - сочиняйте сказки! Например, про веселых шебуршунчиков, которые ночью вылезают погулять, а днем забираются спать под покрывало. А если постель не заправлена - то они не высыпаются и горько плачут!

Поросенок без цели

Разновидность поросенка в недоумении - поросенок, который не понимает рутину как таковую. Он с удовольствием поможет вам убраться перед приходом гостей, перед праздником, приездом бабушки, но если ничего подобного не намечается, то он впадает в недоумение. Раз нет события, к которому надо поторопиться, то зачем спешить? Почему бы не отложить неприятное занятие на потом и еще раз на потом?

Что делать?

Никаких обманов «Ой, приедет тетя Люба (которая, разумеется, и не собиралась к вам), давай уберемся!». Придется воспитывать внутреннюю потребность в чистоте. Постоянно подчеркивайте, как вам приятно находится в убранной комнате, и старайтесь поддерживать в малыше любые положительные эмоции, которые, возможно, зародятся случайно.

Совет: если внутренней потребности в чистоте нет и не предвидится, придется идти на хитрость. Убираться «для солнышка, которое заглянет в комнату после обеда и огорчится, увидев пыль», для «кукол, которым нравится сидеть в кукольном домике»… Да хоть для котенка или щенка, которые иначе «привыкнут к беспорядку и станут хулиганами».


Убейте в себе внутреннего поросенка!

«Помни это каждый сын, знай любой ребенок вырастет из сына свин, если сын - свиненок» , - сообщил детям поэт Владимир Маяковский и был, разумеется, неправ. Прежде чем вырасти в свина, свиненок воспитывается в семье свинок, это и есть основная причина свинства. Ребенок никогда не будет аккуратнее, чем вы сами, сколько бы правильных слов, поучительных сказок, педагогически верных мотиваторов вы не изобретали, ведь воспитывают не слова, воспитывают поступки.

Поэтому, прежде чем требовать от ребенка безупречного порядка, подумайте - а нужно ли? Пылинки красиво танцуют в солнечных лучах, в постели днем «досыпают» кукла, зайка и мишка, а работы по строительству лего-замка запросто могут растянуться на месяц, несмотря на протесты игрушечных обманутых дольщиков… Нет, мы не призываем вас жить в свинарнике, просто напоминаем, что никакая чистота и порядок не заменят любви, радости и счастливых часов, проведенных вместе с ребенком.

Не превращайте жизнь с ребенком в череду повинностей, старайтесь получать удовольствие и от чистоты, и от уборки, и от минуток приятной лени тоже!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Одной из основных задач мам и пап, которая должна быть привита в раннем детстве, это как приучить ребенка к порядку, дабы не получить великовозрастного подростка, лежащего в куче барахла в своей непроветренной комнате (шутю конечно).

О том, как приучить ребенка к порядку и помогать родителям не только в уборке, но и в любой другой работе, поговорим об этом ниже.

Формируем у ребенка привычку

Вырабатывая у ребенка привычку убирать за собой сначала игрушки, потом свою одежду, потом карандаши и альбомы и любые другие принадлежности.

Мы формирует в ребенке самостоятельную личность, способную самому себя обслужить.

Посредством уборки ребенок становится более ответственным, дисциплинированным, уверенным в себе, приобретает способность планировать и ранжировать свои дела, отдает отчет времени.

Все это очень важно. Конечно же все это мы получим намного позднее, но семена порядка мы должны сеять уже сегодня.

В противном случае вы всю жизнь будете за ним убирать, и убирать, и убирать! И конца этому не будет никогда!

Пока ваше чадо не улетит из родного гнезда, где это переходящее знамя будет нести его супруга или супруг. Тьфу, тьфу, не дай бог, конечно. Чтобы этого избежать приступаем:

Правило № 1. Рано не бывает

Когда же начинать этот сложный процесс? Как только узнали об этом — тут же и начинаем, не откладываем на следующий понедельник.


Многие родители оттягивают этот момент, жалея свое солнышко, что он еще слишком мал, он еще не понимает, он не умеет и прочие отговорочки, тогда, как времячко идет и ваш малыш привыкает к тому, что за ним убирают.

И чем старше он становится, тем сложнее вам будет приучить его к порядку.

Вот ваш малыш научился ползать — он ползет и на своем пути все сметает, ой, а если он поднялся на ножки, то вообще берегитесь — вот оно самое время для сбора этих самых игрушек.

Так же ребенок вряд ли будет поддерживать чистоту, если у вас в квартире повсюду бардак. Не требуйте от ребенка того, чего сами не делаете.

Ребенок всегда подражает своим родителям, если мама содержит дом в чистоте, то разбросанные игрушки, сразу бросятся в глаза и объясняйте крохе, что везде все прибрано — посмотри, все вещи на своих местах и твои игрушечки тоже хотят на свои места.

Правило № 2 Убираемся играя

Ну и как же это все организовать? Как приучить ребенка к порядку?- ну конечно же посредством игры. Заставить его не получиться, а вот заинтересовать - это да!

Включите фантазию и тогда ребенка увлечет этот процесс. Этот мишка устал валятся на полу, он хочет к себе в домик в коробку, эта машинка поехала в гараж, в эту же коробку.

А этот конструктор сейчас убежит от тебя, если мы его не спрячем в специальный ящик, где живут такие же детали.

Этот зайка хочет к мишке в коробку, ему здесь скучно, давай его отвезем на этом поезде и этот поезд отправляется с зайкой на конечную остановку под названием «коробка для игрушек».

1, 2, 3, 4, 5, будем игрушки с тобой убирать: раз — слоненок, два — мишутка, три — плюшевая утка, отправляйтесь на места, отдохните до утра. Четыре — машинка, а пять — кенгуру, утром опять я за вами приду.

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Благодаря психологу Людмиле Петрановской и ее книге о таком явлении, как привязанность ребенка ко взрослому, узнало уже очень много родителей. Для тех, кто сейчас в самом начале родительского пути, будет полезно краткое объяснение привязанности и ее противоположности - гиперопеки - от семейного психолога Ларисы Сурковой, мамы пяти детей.

Теория привязанности (авторства Боулби) была создана почти сразу после войны, и ее задача состояла в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального хотя бы один человек должен быть с ним в стабильно постоянном контакте (не обязательно мама). Тогда же был введен термин "четвертый триместр беременности", который подразумевает первые месяцы жизни малыша. О чем еще говорит нам теория привязанности?

  • Малышу очень нужна мама, особенно в первые три месяца. Если он плачет - ласкайте его, берите на руки. Младенцу не надо "разрабатывать легкие", ему нужна близость и безопасность. Это базовые потребности человека, а новорожденному без них и не выжить. Вы не разбалуете его и не приучите к рукам: на следующем этапе развития он захочет ползать, потом - ходить, а после вы сами будете просить: "Посиди у меня на ручках!". Все дети разные: одни спят с рождения в кроватке, другим нужны руки (на это у них есть причины), и главное - дать им эти руки.
  • Привязанность формируется постепенно. Обычно ее первые признаки мама начинает замечать в возрасте 6–8 месяцев ребенка. Эта психологическая особенность развития ребенка нормальна. Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ему чувство безопасности при освоении окружающего мира , в столкновении с новым и неизвестным.

Привязанность ярче всего проявляется у младенца в ситуациях, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но стоит только чем-либо напугать или взволновать малыша, как он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью своего объекта привязанности ребенок оценивает опасность новой ситуации. Например, малыш приближается к незнакомой яркой игрушке, но останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога или ее голос будет испуганным - ребенок также проявит настороженность.

  • Важный момент: в изобилии предоставляя ребенку общение с мамой, помните, что надо вводить в его жизнь и других людей, с которыми ему предстоит иметь дело. С 9–12 месяцев круг привязанностей уже так хорошо сформирован, что на вновь прибывших ребенок реагирует очень тяжело - как правило, резко отказываясь от общения.
  • Когда ребенок начинает ходить, у окружающих возникает иллюзия, что он менее привязан к взрослым. Это не так. Очень важно поддерживать у ребенка ощущение безопасности, находясь рядом с ним, защищая его интересы . Не начинайте играть с ним в "ты уже большой, не ной, сделай сам". Нельзя избаловать человека безопасностью и заботой. Но в отсутствие всего этого взрастить в нем ощущение опасности, страха потери и одиночества - можно.
  • Ближе к трем годам ребенок вступает в период "я сам, но вместе с мамой" . Ему требуется больше свободы, но при этом остается необходимость иногда сделать "шаг назад" и ощутить, что опора (близкий человек) - в разумной досягаемости.

Мы забыли один важный нюанс: привязанность - это то, что возникает и у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он показывает это всем своим поведением, но мама не может отпустить его от себя... Тут и начинается явление, которое называется гиперопекой.

Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) - это такой стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Ключевое слово - "чрезмерно". Несомненно, детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда родители игнорируют вторую половину условий роста.

Если ребенок хочет есть или спать, и мы помогаем ему решить эту потребность - это забота. Если мы пытаемся сами убедить его в том, что он хочет есть, спать, гулять, играть - это чрезмерно. Пока ребенок маленький, такая опека не выглядит страшной. Но время идет - и вот мы уже решаем, как ему общаться со сверстниками, кого выбирать в друзья, как он должен думать, что говорить, чувствовать, действовать...

В 1965 году британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт ввел в оборот термин "достаточно хорошая мать". Он утверждал, что обязанность матери - создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской заботе ребенок будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Стараясь оградить ребенка от окружающего мира, мы прежде всего мешаем его развитию. Психологи давно сошлись во мнении: гармонично развиваться и формироваться личность может только через преодоление - не важно, преграда ли это на ковре при ползании или отстаивание своего мнения в споре.

Любой ребенок имеет право на самоопределение, самоощущение, даже если ему нет еще и года. Нам только кажется, что мы знаем все лучше него, поэтому отрываем его от собирания пирамидки и несем кормить или спать. Ничего, что он плачет, - мама лучше знает. Если в пять лет он занят игрой в Лего, а мы решили, что ему пора спать, он должен мгновенно подчиниться, ведь мама снова знает лучше, что ему надо!

Конечно, иногда дети вырываются из-под гиперопеки, и все заканчивается хорошо, как в любимом всеми психологами примере с самым известным гиперопекаемым ребенком в истории - Буддой Шакьямуни. Его родители, по легенде, решили во что бы то ни стало оградить свое чадо от любых страданий.

Принц Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и беспрестанным весельем, не ведая ни горя, ни болезней - до тех пор, пока однажды не отважился выйти за пределы дома. Обнаружив, что жизнь простых людей полна страданий, он отправился скитаться по миру в поисках универсального средства, способного принести избавление от страдания всем живым существам. Поиски эти, как известно, увенчались успехом: Будда обрел просветление и стал великим учителем.

Однако в наши дни для простого смертного подобные воспитательные эксперименты заканчиваются совсем иначе. Вырастая, такие люди либо остаются большими детьми, зависимыми от мнения окружающих, мягкими и слабовольными, либо, полностью переняв родительскую модель, начинают так же воспитывать своих детей, при этом вычеркивая из своей жизни родителей как травмирующее воспоминание.


Как же не перейти тонкую грань между заботой и гиперопекой?

  • Первое и самое главное - дайте ребенку время на самоопределение с самого раннего возраста. Если малыш лежит, гулит и смотрит по сторонам - позвольте ему это .
  • Если ребенку не нравится прикорм - не заставляйте , дайте ему время привыкнуть.
  • Если малыш увлеченно играет, а ему пора ложиться спать, то предупреждайте его о том, что игру пора завершать, заранее! После того как вы объяснили план действий, дайте ребенку время на осознание этого плана. Есть даже специальная формула: возраст ребенка надо умножить на 2 - именно столько минут потребуется малышу, чтобы сделать то, что вы просите (например, в 3 года - это 6 минут).

Что такое норма?

  • Дайте ребенку принимать ответственность за свои поступки .
  • Предоставьте малышу возможность самому решать, нужна ли ему ваша помощь, и просить о ней. Не сидите над ним, когда он хочет играть сам, а в дальнейшем разрешайте ребенку . Приходите на помощь только по его зову.
  • Не вмешивайтесь в отношения ребенка с ровесниками , пока он сам вас об этом не попросит.
  • Дайте ребенку право выбора в одежде, еде, игрушках и книгах. Пусть сначала его наряды будут выглядеть смешно и нелепо - со временем он всему научится.

Живите ради себя, а не ради ребенка. Ему нужна счастливая и полноценная мать, удовлетворенная собой и своей жизнью. Дети не станут благодарить вас за то, что вы свою жизнь положили на их алтарь. Поэтому живите рядом с ребенком, а не вместо него!

Комментировать статью "Как не приучить ребенка к рукам? Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет"

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или манеже 3 Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет.

Как не приучить ребенка к рукам? Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет. про гиперопеку и про похвалу. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Подросток и родители: как стать ближе? Укрепляем привязанность.

От привязанности до гиперопеки – один шаг. Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет. про гиперопеку и про похвалу. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Подросток и родители: как стать ближе?

Гиперопека. Отношения с родителями. Взрослые дети (дети старше 18). Взаимоотношения со взрослыми детьми: учеба, высшее образование, любовь, армия, свадьба.

глубокое нарушение привязанности. в понедельник дочке поставили этот диагноз, с прогнозом, что никогда не пройдёт, но можно научится с этим жить. Конечно имеете. Более того- обязаны. Именно родители и выставляют рамки, которые дают детям понятия- что такое хорошо и что...

приучение к самостоятельности. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. приучение к самостоятельности. привет, девочки, очень ребко пишу сейчас, ноан конференции с Колиного рождения уже В августе ребенку будет 10 лет.

Гиперопека.Как справиться?. Детско-родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью привязанности ребенка “с недифференцированными привязанностями ” ко взрослому является то, что она тесно переплетена с привязанностью к другим детям. Дети привязываются ко взрослому не каждый по отдельности, а небольшой группой.

Самостоятельность малыша. Капризы. Ребенок от рождения до года. 90% времени бодрствования Алиса проводит либо у меня на руках /в рюкзаке, либо держу ее подмышки, а она "ходит". В коляске не сидит совсем:((Как приучить хоть немного времени проводить самой?

Конференция " Ребенок от рождения до года " " Ребенок от рождения до года ". Вот задумалась на эту тему. Как не приучить ребенка к рукам? С какого возраста это делается? У меня еще месяца нет сыночку, пока маленький спокойно засыпает в своей кроватке.

Когда ребенок закрывает глаза и трогает рукой. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить. ?? В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она... Как научить ребенка самостоятельности?. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим...

О моей привязанности к ребенку..:(..(длинно). Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание Как бороться с такой привязанностью к ребенку? Или ничего в этом ненормального нет? Может кто-то со старшими уже перживал...

Что такое РАД, простите? Что вы понимаете под нарушением привязанности? Насчет привязанности в этом возрасте. Нормальная или нет. Попробую разъяснить. Если ребенок привязан к маме (нуждается в ее присутствии большее время суток) это нормально.

про гиперопеку и про похвалу. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и про гиперопеку и про похвалу. улька как-то стремительно стала взрослеть. проявляются потихоньку и зависимость от похвал, и оглядка...

как не приучить к рукам? вот не понимаю я. все говорят - не приучай... я тоже учащийся человек, для меня было проще приучить ребёнка к самостоятельности...она родилась у меня во время сессии, выбора особого Привыкание к рукам.. Сон. Ребенок от рождения до года.

С трех лет ходила, никогда не плакала, с первого дня уходить не хотела. Всегда просила забрать ее попозже. Про второго еще не знаю. Просто учителю неплохо бы было как то контролировать ситуацию. Ступеньки адаптации. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Как приучить ребенка к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – до рождения брата или сестры: потом будет некогда. Как приучить спать в кроватке. Капризы. Ребенок от рождения до года. Не хочет лежать на спине.

Развитие привязанности у приемного ребенка. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Развитие привязанности у приемного ребенка. Представляю пред ваши очи свой перевод попавшей ко мне американской статьи.

Чрезмерная привязанность ребенка к маме? «Сверхконтроль и гиперопека родителей, приводят к подавлению инициативы и самостоятельности и, как следствие, чрезмерной зависимости ребенка от взрослого». Периодически нападаю на такие фразы, и просто...

Как учить ребенка самостоятельности?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Вы знаете, только после двух- трех лет наш ребенок действительно может сам себя занять какое-то время. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Новая пора детской жизни – детский сад. Ребенок здесь впервые встречается с большим коллективом. Все детки по-разному переносят период адаптации к новому месту, к новым людям. Частая реакция – плач. Бывает, что кроха ведет себя спокойно в детском садике, но вечером дома дает волю слезам, а иногда малыш первоначально выявляет готовность к походу в учреждение, а у самых дверей начинает капризничать. Более взрослый возраст карапуза (3 года и старше) – более легкая адаптация.

Детки могут сначала согласиться идти в садик, а в последний момент отказаться и даже заплакать

Почему малыш отказывается посещать садик?

Плач малыша, когда он идет в ДОУ, имеет под собой ряд серьезных причин. Перечислим их:

  • Малыш боится смены окружающей обстановки и режима. Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно. Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома. Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик.
  • Негативный опыт первого посещения детского садика. Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.
  • Ребенок психически не готов к детскому саду. Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.
  • Малыш не обладает навыками самообслуживания. Это может стать причиной сложностей пребывания малыша в дошкольном учреждении.
  • Переизбыток впечатлений. Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.
  • Негативное отношение к ребенку персонала. Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.


Дети до трех лет еще очень сильно привязаны к маме и не могут надолго расстаться с ней

Приучение к саду

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ответим на вопрос, как приучить ребенка к садику. Благодаря простым приемам можно достичь снижения уровня напряжения и волнения, создать благотворную среду внутри детской личности для принятия новых условий жизни. Приучить малыша к садику можно только постепенно. Готовьтесь сами морально и готовьте малыша к тому дню, когда вы впервые поведете его в дошкольное учреждение. Создайте дома режим дня аналогичный тому, что будет у малютки в садике (прогулка, кормление, сон).

Приучать карапуза нужно также через объяснение, чем занимаются дети в детском саду и какую роль играют воспитатели. Часто детки не понимают, почему мамы отдают их чужим тетям. Следует объяснить, как сообщать воспитателю о своих потребностях и как правильно его называть, тогда приспособление к новой жизни пойдет проще.

Проведите несколько прогулок по территории ДОУ. Показывайте крохе, как красиво и интересно кругом. Сделайте акцент на том, что совсем скоро сын или дочь получат возможность гулять здесь вместе с другими детками под присмотром воспитателя.

Для первых дней адаптации ограничьте время пребывания в учреждении двумя часами. Временной интервал увеличивайте постепенно. Спустя 2-3 недели (это промежуток может быть короче или длиннее в зависимости от самого ребенка) при желании карапуза можно оставить его в саду на весь день.



Чтобы ребенок не страдал от разлуки и быстрее адаптировался, в первое время лучше оставлять его в садике всего на пару часов

Создание благоприятного впечатления

Когда вы забираете кроху из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, как ему понравилось в саду и чем они занимались в течение дня. Непременно сделайте акцент на положительных моментах, ведь порой именно от позитивных реплик со стороны родителей зависит построение положительного отношения к учреждению у самого ребенка.

Укладываться на ночь начинайте пораньше, чтобы иметь возможность поговорить с дочкой или сыном перед сном, побеседовать о садике. Накануне вечером перед походом в ДОУ можно обсудить, какую игрушку малыш возьмет завтра с собой и выбрать совместно одежду для будущего дня.

Режим дня, принятый в учреждении, следует сохранять и в выходные дни. Повторяйте все, что дети обычно делают в садике и то, что малыш уже научился делать там.

Условьтесь, каким будет ваше прощание и встреча. Прорепетируйте несколько раз эти сцены. Такие действия крайне необходимы вашему малышу, особенно если он боится расставания с вами. Соблюдайте эти ритуалы и в дальнейшем.

Посещение садика – начало жизни, лишенной физического контакта с родителями, хотя и временно. Дети все равно нуждаются в мамином тепле и любви, поэтому чаще берите их на ручки, почаще обнимайте и старайтесь проявлять максимум заботы. Не забывайте, что дома ребенок должен восполнить недостаток вашего внимания.



Чтобы биологические часы ребенка не сбились, желательно соблюдать установленный в садике распорядок дня даже в выходные

Ошибки родителей

Трудности нередко встречают родителей на пути освоения нового места пребывания их ребенком. Приведем примеры распространенных ошибок и рассмотрим способы их предотвращения.

Одна из самых частых ошибок - родители оказываются не готовыми к отрицательной реакции на детский сад. Они не знают, как реагировать на слезы и капризы, когда ребенок не хочет идти в детский сад, ведь дома малыш вполне адекватно воспринимал предложение идти туда. Нужно учитывать, что кроха сталкивается с таким опытом впервые, то есть он не может заранее предугадать всю картину. Адаптация со слезами – явление распространенное и абсолютно нормальное. Слезы пройдут так же внезапно, как и появились, стоит лишь родителям проявить терпение.

Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать детей за слезы. Так ситуацию не решить. Взрослые должны проявить терпение и такт. Важно помочь крохе приспособиться к новому месту пребывания. На помощь в этом непростом деле обязаны прийти воспитатели.

Отложить все дела

Мама должна на адаптационный период абстрагироваться от любых других важных дел, в том числе и от выхода на работу, чтобы полностью заняться малышом. Время привыкания может составить 2-3 месяца. Также родители сами не должны нервничать и выражать свою обеспокоенность внешне. Сейчас не время для самобичевания по поводу того, хороший вы или плохой родитель, самое главное для вас – быть спокойным и уравновешенным. Малыши очень легко перенимают настрой взрослых, а ведь им предстоит преодолеть важный рубеж и научиться жить в большом коллективе. Не говорите папе или другому члену семьи о том, что сын или дочь плакали, если малютка в этот момент находится рядом. Не стоит акцентировать внимание на вашей тревоге, ведь дети, хоть их порой и считают еще слишком маленькими, все очень хорошо понимают, а еще лучше – чувствуют. Все это будет усиливать детское беспокойство.



Даже если тревога ребенка кажется надуманной, нужно спокойно и с любовью помочь ему пережить непростой период

Распространена ошибка, когда мамы начинают проявлять к ребенку в это время меньше внимания. Груз ответственности спал с их плеч, они облегченно вздыхают - и совершенно напрасно, потому что именно сейчас нужно максимально много времени проводить с крохой, чтобы показать, что вы любите его так же как раньше и даже больше. Услышав, как малыш с радостью делится с вами переживаниями прошедшего дня и рассказывает об играх и занятиях, можете быть спокойны – ваш карапуз одолел науку адаптации к детскому саду.

Продолжительность периода приспосабливания у каждого ребенка будет индивидуальной. Адаптация – это проверка и для взрослых - на то, как они сами настроены на помощь своему чаду и готовы к поддержке в тяжелых ситуациях.

Решение уже имеющихся проблем

Представим ситуацию, что ребенок не хочет идти в садик при условии, что он уже продолжительное время его посещает и все чаще выражает беспокойство в тот момент, когда мама говорит, что пора собираться в группу. Скорее всего причина здесь в том, что у малыша 4-5 лет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или с воспитателями. Возможно, карапуз плохо воспринял приход нового воспитателя или имеется неразрешенный конфликт между одногруппниками.

Причиной может быть простое недосыпание. Стоит родителям ввести новый подходящий распорядок дня, как проблема решится сама собой. Малыш будет полностью восстанавливаться за ночь и вставать самостоятельно с удовольствием.



Полноценный сон - залог хорошего настроения и самочувствия ребенка, что позволит ему быстрее адаптироваться к садику

Как исправить ситуацию?

Выяснение причин

Как поступать родителям, если кроха выражает свое недовольство и протест по поводу хождения в детское учреждение? Разберем самые оптимальные способы решения с точки зрения доктора Комаровского:

  1. Разговор с ребенком. Каждый раз, забирая сына или дочь из сада, интересуйтесь, как они провели день. Возможно, из разговора вы узнаете, что воспитатель грубо обращался с малюткой или кто-то из деток его обидел. Причина того, почему кроха плачет и не хочет ходить в ДОУ, в 80% случаев раскрывается именно в этом формате.
  2. Разговор с воспитателем. Необходимо соблюдать правила общения: быть вежливым, спокойным, не высказывать претензий и не повышать голоса. Такой подход гарантирует вам получение правдивого отзыва от человека, под контролем которого ваш малыш находится целый день. Выслушав его мнение, вы сможете сделать выводы, как педагог влияет на вашего ребенка.
  3. Разговор с родителями. Частые и групповые истерики у большинства детей по утрам требуют сбора родительского собрания, чтобы выявить причины такого поведения.
  4. Предложите малышу нарисовать свой детский сад. Увидев радость и живые эмоции на рисунке, будьте уверены, что проблема где-то еще - скорее всего в семье. Преобладание темных тонов, слезы, ругань на картинке – повод обратиться к психологу или показать этот рисунок воспитателю группы.
  5. Обратиться к воспитателю с просьбой показать результаты трудов своего чада в стенах ДОУ. Увидев, что по сравнению с другими детками ваш кроха отстает в рисовании, лепке или аппликации, следует позаниматься с ним дополнительно дома. Тогда ребенок перестанет чувствовать свою ущербность по сравнению со сверстниками.


Даже ссора с другим ребенком может быть причиной нежелания посещать ДОУ

Устранение причин

  1. Видя проблему в сложности общения вашего ребенка с другими детками, чаще бывайте на площадках, помогайте ему налаживать контакт с малышами. Нужно помочь ему преодолеть свою замкнутость и научить общаться и жить в социуме.
  2. Не идите на поводу у его капризов и прекратите чрезмерно его баловать.
  3. Режимы дома и в садике должны быть максимально похожими, особенно это касается времени обеда и тихого часа.
  4. Прививайте ребенку навыки общения со взрослыми, чтобы уже с юного возраста он понимал необходимость послушания взрослым и осознавал важность субординации.
  5. Выяснив, что причиной слез и истерик у ребенка является некомпетентный педагог, и это подтверждает большинство родителей в группе, следует обратиться к руководству ДОУ для назначения нового воспитателя (подробнее в статье: ).
  6. Присутствующий конфликт между вашим ребенком и воспитателем необходимо разрешить с последним. Отсутствие положительного решения приведет к тому, что сад придется поменять.
  7. При возможности проведите хотя бы один день в группе. Разумеется, всю картину вы вряд ли увидите, потому что воспитатель при вас может вести себя по-иному, но все же вам будет проще понять, чем именно вызвана тревога вашего чада.

Устранение нарушений

  1. Мешающие нормальному общению и проведению занятий дефекты речи следует устранить. Для этого нужно обратиться к логопеду.
  2. Имеющиеся серьезные патологии (ДЦП, олигофрения, аутизм, нарушения слуха, зрения и т.д.) требуют перевода ребенка в специализированный детский сад. Не настаивайте на пребывании вашего ребенка в обычном саду. Специализированное учреждение больше подходит для работы с детьми такого плана.
  3. Причиной отказа от посещения детского сада может быть сильная чувствительность и эмоциональность ребенка. Крохе тяжело в саду, ему там некомфортно, он хочет более спокойного места и более дружеской обстановки. Попробуйте обратиться за советом к психологу. Опытный специалист подскажет, как вести себя в такой ситуации. Старайтесь давать малышу поменьше поводов для стрессов, а вечерами включайте почаще классическую музыку.

  1. Не стремитесь поменять сад, если ребенок не против его посещать и хочет ходить в данное учреждение.
  2. Не кричите и не ругайтесь на ребенка, если он отказывается идти в садик. Ведите себя спокойно и сдержанно, без раздражения и гнева - так вы поможете ребенку перенять ваше положительное настроение.
  3. Ссоры и конфликты между взрослыми должны быть вне поля зрения ребенка. Развод родителей не должен коснуться малыша никоим образом.

Для выяснения причин, почему ребенок отказывается посещать сад, требуется комплексный анализ. Здесь важно все: и как он воспринимает сад в целом, и отношение к нему сверстников, и мнение воспитателя. Учитывайте, что не всегда причина кроется во внешних раздражителях, порой виной всему негативная домашняя обстановка. Родителям сложно быть объективными в решении данного вопроса. Самый лучший способ разобраться – обратиться к психологу. Такой вариант предполагает выявление корня проблемы и принятия решения по ее устранению.

Что еще почитать