Лето: где мусульманке отдыхать хорошо? Где отдохнуть мусульманской семье в июле

Отдыхают люди по-разному: будь - это активный или пассивный отдых, главное, чтобы он приносил удовольствие и придавал прилива сил до следующего отпускного сезона.

Отдыхать, конечно, хорошо, но стоит обсудить его доступность в отношении «халяльности». Известно, что для мусульман есть несколько требований относительно отдыха: дозволенная еда, место для совершения молитвы, для женщин – зона безлюдного купания, но вот, пожалуй, основные. Кажется, не так все плохо: насчет питания-халяль, я думаю, можно несколько дней обойтись без мяса и питаться рыбными и овощными блюдами, или же кошерной едой, место для чтения намаза – все свободное пространство, лишь бы оно было чистым и нужного направления, а искупаться мусульманка сможет, поискав безлюдное местечко или в специальном костюме для купания- «буркини», сейчас их, благо, на любой вкус и кошелек.

И дух отечества нам сладок и приятен…

Самым популярным у россиян, еще с советских времен, считаются курорты Краснодарского края: это города Сочи, Анапа, Геленджик. Объясняется это тем, что климат там субтропический, море долго остается теплым, а мелкие песчаные пляжи традиционно привлекают туристов с детьми, да и загранпаспорт не требуется. Этим летом мне удалось отдохнуть в этих краях, а именно в г.Адлер, так же удалось побывать в близлежащей Абхазии, которая встретила своими знаменитыми курортами Пицунда и Гагры. Сопоставлю все плюсы и минусы мусульманского отдыха этих регионов. В Адлере мы снимали комнату, где имелись ванна и туалет, в огромном доме, потому как в отеле меня не устраивала перспектива ночного гуляния и шумной музыки до утра, а так же распития спиртных напитков со стороны его обитателей. Море в двух минутах от дома, но пляж сплошь усыпан отдыхающими, и сколько мы не пытались найти уединенное местечко, так и не получилось. Смирившись, я купалась в специальном костюме. Оказалось не так уж плохо! Костюмчик легко сохнет, пропускает солнечные лучи, а главное, нет никаких солнечных ожогов на коже. Жару переносить там очень легко, потому, как климат не влажный, и даже в 38 градусов чувствуешь себя в одежде хорошо. Я, наверное, была экзотикой в своих одеяниях для туристов, отдыхающих, практически, голыми и даже по городу ходивших в купальниках! Отношение со стороны местного населения уважительное, все так и норовили поближе узнать и поговорить о моей религии. Насчет питания: несмотря на граничащий рядом Северный Кавказ и ее местным обширным ассортиментом халяль-продукции, в Адлере, я даже в больших супермаркетах оного не нашла. Единственное, что было – это колбаса сочинского производства под названием «Мусульманская» с пометкой без свинины, но мы же с вами знаем, что не все «халяль», что с названием «Мусульманская». Так я и провела рыбно-овощные дни своего отдыха, о чем совсем не жалею.

Абхазия. Чтобы туда попасть, необходимо пройти границу между Россией и Абхазией, а - это, немного-немало от часа до трех, а то и больше. Уже сам заезд на территорию этой страны поражает своей красотой! Это чудеснейший уголок земли с чистейшим морем и ласковым солнцем. Очаровывающая природа, памятники архитектуры и красивые места делают отдых в этой стране просто незабываемым. А эти горы, врезающиеся в облака и с пронизывающими их стремительными речками – необычайно захватывающие дух.

Отдых здесь значительно спокойнее, нежели, в шумном Сочи, море самое чистое и самое спокойное на всем Черноморском побережье, климат мягче. Если постараться можно найти мусульманкам отдаленное место для купания, которых, кстати, можно встретить на улице. Цены недорогие, но на сувениры придется раскошелиться, так как основной заработок местного населения – туризм, время которого длится с мая по октябрь. Насчет еды все не так печально. Одна моя знакомая мусульманка, которая отдыхала здесь в одном из пансионатов, рассказала, что администратор позаботилась о том, чтобы ей готовили отдельную еду, оказывается, у них уже были случаи отдыха из мусульманок. Больше всего меня поразило смешение двух религий: мусульманского (так как за горами Сев.Кавказ) и христианского, но, конечно, на сегодняшний день преобладает последнее. Страна очень древняя, мало новых построек, много послевоенных разрушений, и даже нет действующего вокзала и аэропорта, но даже это не затмит, поистине, приятное времяпровождение там.

В России хорошо, а за границей – лучше!

Моя подруга решила провести свой отдых за границей - в Турции, дескать, мусульманке там лучше и комфортнее. И, действительно! Пока я «парилась» в поисках уединенного места для купания себе, Алия нежилась и загорала на пляже оборудованного в отеле бассейна, защищенном от взглядов мужчин, который окружен забором, где нет никакого алкоголя, мужчин, дискотеки и т.п. Не все отели там таковые, но именно этот под названием «Caprice» полностью соответствовал мусульманскому образу жизни, в комнатах есть даже коврик для чтения намаза и указание направления Киблы.

«Для меня во время отдыха не было никаких проблем ни с питание, так как все в Турции является халяльным, ни с языком, так как турецкий похож на мой родной татарский, и пусть нелегко, но речь я понимала и могла выражаться. Я загорала сколько хотела, правда около нашего бассейна, а в море я купалась в буркини, так как пляжи здесь тоже забиты туристами, но там было очень много девушек в аналогичной одежде» , - делится Алия.

«А я отдыхала в Египте, в Хургаде. Очень понравилось все, еда халяльная не везде, но есть кафе, рестораны. Мусульманок-туристок очень много, у нас отель был обычный, но так же, слышала, там есть отели и с закрытыми пляжами, где можно позагорать» , - рассказала Диана.

А вот, что мне рассказала еще одна моя подруга, которая уже несколько лет живет в Дубаи: «Исключительно для женского населения на пляже у нас специально отводятся дни – это понедельник, где все мусульманки могут смело позагорать и искупаться, не боясь взглядов мужчин. Да и вообще, мне кажется, что самый прекрасный отдых для мусульман, которые любят комфорт и новизну – это в Дубаи, здесь все создано, для того, чтобы мусульманкам было хорошо!» , - рассказала Аида.

С каждым годом все больше пользуется спросом мусульманский отдых и многие туристические компании стремятся создать определенные условия для желающих. Так, мусульманкам скоро с комфортом можно будет отдохнуть и в Италии. По словам турфирмы «Легенда» в городе Риччионе местные власти решили сделать специализированные пляжи для мусульманок. Специальная бухта на побережье этого курорта будет огорожена и закрыта от мужчин, а спасателями будут только женщины. Эта инициатива связана с тем, что за последние несколько лет Риччионе стал любимым местом отдыха туристов с Арабского полуострова.

Диния Гельмутдинова

Айша-Галина Бабич - об особенностях исламского отдыха и проблеме буркини

Последние недели природа не радует жителей центральной России солнечными деньками, и многие устремляются к теплым морским берегам. Среди отдыхающих все больше и больше становится мусульман. Однако в нашей стране халяль-индустрия, сколько бы о ней ни говорили, так и остается неразвитой. Журналист и колумнист «Реального времени» Айша-Галина Бабич в сегодняшней авторской колонке делится мыслями о сегменте туризма для приверженцев ислама и останавливается на такой детали, как буркини - мусульманский купальник.

«Купалась я в платье, брюках и платке...»

Много лет назад в одном высокогорном селе Дагестана несколько моих подруг-мусульманок предложили мне сходить на речку искупаться. Я была крайне удивлена, ведь до этого момента я считала, что мусульманке не суждено в этой жизни поплавать в прохладном водоеме, поскольку кругом мужчины, купальник не дозволен, а прудов и рек, где не ступала нога человека, на планете уже не осталось.

Но вот меня подвели к реке: она была узкая, так что можно перепрыгнуть, и неглубокая. Купалась я в платье, брюках и платке: весь этот наряд тут же прилип к телу, вытянулся, стал тащиться за мной по дну, платок сползал, забивался в глаза, рукава и штанины заплетались друг за друга…

Я совсем отчаялась, легла на воду, раскинув руки, и смотрела, как мальчишки издали кидали в нас камни и хохотали: теперь надо было незаметно выскочить на берег и, облачившись в широкий халат, добежать до ближайшего забора. С одежды струилась вода, было холодно и мерзко. Поистине, это незабываемо.

Так что когда ливанская дизайнер Ахеда Занетти изобрела свой первый буркини - мусульманский купальник, название которого возникло из остроумного сочетания европейского «бикини» и мусульманской «бурки», это произвело мини-революцию в мусульманском мире. Удобная модель - рукава и брючины на резинках, плотный капюшон, быстросохнущая ткань, продумано все до мелочей.

А ведь прежде мусульманки, следуя правилу закрывать от посторонних взоров все тело, кроме лица и кистей рук, и мечтать не могли о том, чтобы плавать, заниматься серфингом, аквааэробикой, дайвингом, регатой… Впрочем, большинство из них по-прежнему об этом и не мечтает.

Когда Ахеда Занетти изобрела свой первый буркини, это произвело мини-революцию в мусульманском мире. Фото bbc.com

Буркини раздора

Мусульманский купальник остается предметом ожесточенных споров между ревнителями строгих традиций и демократично настроенными современными последовательницами ислама . Брюки и короткая туника, по мнению первых, непозволительная вольность, ибо все тело должно быть тщательно укрыто таким образом, чтобы нельзя было угадать, сколько мусульманок на самом деле спрятано в такой просторной абае.

Сторонницы буркини, напротив, считают модель максимально комфортной и удобной для плавания, поскольку в длинном платье совершать кульбиты в воде фактически невозможно, да и опасно. Но, откровенно говоря, плаванием это можно назвать лишь условно, поскольку скоростные заплывы в такой одежде невозможны, а возможно только неспешное курсирование по поверхности воды. А вот, скажем, для серфинга и регаты буркини - в самый раз.

Но представительницы ислама в арабских странах о водных видах спорта не задумываются в принципе. Море - это место, где нужно плескаться у берега, следя за резвящимися детьми. И никакие новомодные модели не изменят вековой традиции. Покорять волну или исследовать морские глубины - это не про женщин. Как, собственно, не про женщин бег, велоспорт, теннис или сноубординг. Европейские мусульманки, напротив, стремятся побороть эти стереотипы.

Скоростные заплывы в такой одежде невозможны, а возможно только неспешное курсирование по поверхности воды. А вот, скажем, для серфинга и регаты буркини - в самый раз. Фото Максима Платонова

Пляжный десант

Мечты активных мусульманок о водных видах спорта в России заканчиваются ровно там, где заканчиваются безлюдные водоемы и начинаются переполненные пляжи с неизбежными атрибутами в виде обнаженных тел и бесконтрольного потребления алкоголя. Зрелище это для мусульман тяжелое и бесполезное, к тому же запретное.

Впрочем, иные отчаянные героини в черных просторных платьях умудряются втиснуться в толпу загорающих сограждан и просидеть пару часов на солнцепеке, попутно ругаясь на излишне любопытных прохожих, которые тычут в них пальцем и допускают оскорбительные реплики. И потом мы читаем об ущемлении прав мусульманок и недовольстве отдыхающих.

Даже в странах, где к присутствию на пляжах и в отелях мусульманок стараются относиться лояльно, случаются казусы. Ведь некоторые женщины прыгают в бассейн ни в каких не в купальниках, а ровно в той же одежде, в которой убирают двор и посещают заведения с нечистотами. Иногда эти женщины объединяются в большие семейства, и остальные посетители вынуждены ретироваться. Тут уж глупо списывать возмущение туристов на исламофобию, когда не соблюдаются элементарные правила гигиены.

Демонстрация отсутствия

Пока по всему миру открывается все больше и больше отелей и курортов, ориентированных на мусульман, - с раздельными бассейнами, мечетями внутри, халяльным питанием, особой женской зоной, в России только в избранных регионах спокойно отнесутся к хиджабу и предоставят халяльное меню. С этим меню тоже непросто: редко какой отель у нас откажется летом от продажи алкоголя и свинины, так что насчет мяса-халяль на соседней тарелке возникают некоторые сомнения.

Пока по всему миру открывается все больше и больше отелей и курортов, ориентированных на мусульман, - с раздельными бассейнами, мечетями внутри, халяльным питанием, особой женской зоной, в России только в избранных регионах спокойно отнесутся к хиджабу и предоставят халяльное меню. Фото gid.turtella.ru

Инициативы устроить отдельный пляж для мусульманок уже много лет не встречают поддержки: дорого, сложно, велико сопротивление общества. Ведь определенная часть последователей ислама в России тоже категорически против мусульманских женских пляжей, поскольку убеждена, что женщине негоже развлекаться в водоемах, отдыхать на курортах и иными способами уподобляться праздной толпе неверующих.

Мы найдем в этом «лагере» и женщин, которые буквально приходят в ужас от мысли, что мусульманка появится на берегу. Неважно, надето на ней неподобающее буркини, плотное широкое платье или классический никаб: она вообще не должна показываться на людях и демонстрировать свое существование. Тем более что «любой желающий» может подняться в воздух на вертолете и оттуда вдоволь налюбоваться купающимися грешницами. Так что лучше уж без пляжа.

Коран перед сном

Но на одних лишь мусульманских купальниках, конечно, свет клином не сошелся. Если пляжи с лежаками недоступны, есть, в конце концов, катамараны, гидроциклы, «бананы», водные батуты. Отдых у воды можно чередовать с походом в горы или в лес, где женщин сопровождают мужчины. Путешествуя, наслаждаться пейзажами, осматривать достопримечательности, кататься на верблюдах и дегустировать местную кухню.

Услуги халяль-отелей стоят недешево. Фото oae-tut.ru

Все это реально проделывать, не пользуясь услугами халяль-отелей, которые, к слову, стоят недешево. Мусульманам только нужно соблюдать нехитрые правила: одеваться в соответствии с требованиями шариата - причем это касается и мужчин, которым следует прикрывать область от пупка до колена; употреблять дозволенную пищу и безалкогольные напитки; по-прежнему совершать пятикратную молитву и не заводить «легких» знакомств с противоположным полом.

Впрочем, все эти курортные изыски - для избалованных гурманов и тех, кто целый год задыхался в индустриальных буднях. Сельским жителям не до путешествий, самый сезон работы в огородах: покос, посев, полив, первый урожай… Так что наиболее популярным видом отдыха в религиозных семьях по-прежнему остается чтение Корана перед сном. Хотя от халяльного шашлыка на дачном участке в приятной компании вряд ли кто откажется, и для этого не нужно покупать путевки и облачаться в буркини.

Айша-Галина Бабич

Справка

Айша-Галина Бабич - журналист, писатель, блогер.

  • Родилась и выросла в Москве.
  • Окончила факультет информатики РГГУ и Высшую школу журналистики Международного университета в Москве.
  • Работала редактором сайта Ислам.Ру, публиковалась в различных мусульманских изданиях (в газете «Ислам-info», журналах «Ислам», «Мусульманка», «Четки»), а также в газетах «Московский комсомолец», «Независимая газета», сотрудничала с «Российской газетой». Колумнист «Реального времени».
  • Экс-продюсер телеканала Russia Today.
  • Возглавляла редакцию журнала Muslim Magazine.
  • Автор книг «Многоженство: советы и комментарии» и «40 рассказов про ислам».
  • Приняла ислам в 2002 году.
  • Замужем, воспитывает сына.

На протяжении большей части своей истории мусульмане проживали под сенью исламского государства и в условиях исламского общества. Практические все классическое исламское правовое и культурное наследие сложилось именно в этот период – проживания мусульман на своей же мусульманской территории.

Однако со временем, по мере ослабления самих мусульман и исламской цивилизации, исламское государство начало рассыпаться, а все больше исламских земель начало отходить от Халифата под власть немусульман. На тот период, в сознании мусульман отвоеванных территорий уложиться не могло, что они будут жить под властью неверных правителей. Оттого они в массовом порядке совершали хиджру из занимаемых немусульманами земель в те страны, где еще сохранялось мусульманское правление. Так, мусульмане, практически, полностью покинули отбитую у них Андалусию и Сицилию.

Точно также из завоеванных царской Россией Кавказа и Средней Азии мусульмане целыми селами и аулами уходили и совершали хиджру в Турцию, Аравию и Афганистан. Однако в этот раз уходили не полностью. Большая часть кавказских горцев, узбеков и таджиков решили остаться под властью «белого царя». И не столько потому, что вера у них оказалась слабее, чем у уходивших из под власти немусульман мухаджиров. Но и потому, что к тому времени во многих мусульманских землях их не готовы были встретить радушно и гостеприимно, как встречали мухаджиров Мекки ансары Медины. А земли им, зачастую, выделялись еще хуже, чем в собственных выжженных скалах, ущельях и пустынях.

Точно также решили остаться под властью немусульман татары, башкиры, балканские мусульмане, а затем и жители всех занимаемых западными колонизаторами земель – Индии, Египта, Алжира, Ливии и т.д. Ко времени колонизации Западом стран Арабского Востока, совершать хиджру мусульманам уже было, практически, некуда. К этому времени уровень развития и условия жизни в мусульманских странах достигли настолько низкого уровня, что мусульманские земли превратились в самые запущенные окраины цивилизации.

И вдруг в 20 веке ситуация кардинально поменялась. Во многих мусульманских странах у власти утвердились такие свирепые диктаторы, что жить под их пятой и сохранять верность исламской религии стало не только труднее, нежели под властью западных немусульманских правительств, но и просто невозможно. А на Западе в это время бурно развивалась экономика, укреплялась и расширялась демократия, последовательно защищались права человека, вне зависимости от религиозных убеждений, или национального происхождения.

И мусульмане вдруг широкой волной добровольно начали переезжать в немусульманские страны, спасаясь от преследований диктаторов в собственных странах. Поскольку для сохранения собственных религиозных убеждений на Западе оказалось намного больше возможностей, нежели в родных местах. Кроме того, западные страны предоставляли широчайшие возможности для заработка и получения образования. Такая же картина, с некоторыми отличиями, сложилась и на просторах бывшего СССР, когда мусульмане Кавказа и Средней Азии вынуждены были спасться от репрессий и нищеты собственных республик в Москве, Петербурге и других городах и районах Центральной России.

Но итог и на Западе, и в России оказался одним и тем же. Огромная масса соблюдающих мусульман оказалась проживающей не только в условиях отсутствия исламского правления, но и в окружении немусульманских народов и обществ. В подобных условиях, в которых еще никогда в истории не проживали мусульмане, перед ними встало огромное количество вопросов и актуальных проблем. Основным вопросом, стоящим и по сей день перед мусульманами, проживающими в немусульманских обществах, является вопрос о том, каковы должны быть намерения и цели верующих, обосновавшихся на постоянное жительство в подобных условиях?

Конечно же, первейшей обязанностью любого мусульманина, вне зависимости от того, где он проживает, является возвышение слова Аллаха превыше всего. Что означает донесение до людей исламского призыва, развитие исламского общества, укрепление и сплочение рядов верующих и утверждение в этом мире справедливости. Проживание в немусульманских обществах не только не снимает с мусульманина эти обязанности, но и увеличивает в несколько его ответственность за их выполнение. А само немусульманское общество вынуждает мусульманина больше внимания и усердия посвящать тем целям и задачам, без которых его основная миссия абсолютно невыполнима.

Вполне очевидно, что, если мы говорим об убежденных и соблюдающих мусульманах, а не о забывших и оставивших свою религию, то самой первой целью любого мусульманина в любое время и в любом месте должно являться сохранение и укрепление своей веры. Данная цель достигается твердой приверженностью исламским предписаниям, стремлением соблюдать как можно больше из дополнительного поклонения, чтением исламской литературы, общением с праведными и богобоязненными братьями, как можно более частым посещением мечети и углублением исламских знаний.

Следующей обязанностью мусульманина является проявление широчайшей заботы о своей семье, поскольку в окружении неверующих людей, семья мусульманина является самой основной крепостью и цитаделью. Забота о семье означает не только обеспечение ее в материальном плане, но и забота о ее нравственном здоровье, глубине веры, уровне богобоязненности, степени приверженности исламским предписаниям.

Хотя забота о своей семье и так является обязанностью каждого мусульманина, ее важность стоит особо подчеркнуть в случае мусульман, проживающих в немусульманских обществах. В традиционных мусульманских странах решать проблемы, связанные с должным воспитанием детей, молодежи, созданием мусульманского круга общения для женщин, в огромной степени помогает само мусульманское общество, круг ближайших родственников, друзей и соседей. В немусульманских же обществах этот круг обязанностей взять на себя чаще всего некому, поскольку мусульманские общины там только формируются. Поэтому мусульманину, как главе семейства приходится подходить к данной обязанностью с двойной ответственностью.

Следующей обязанностью мусульманина является объединение сил со своими братьями по вере. Опять-таки, в немусульманском обществе важность этого шага возрастает в разы. Для противостояния натиску соблазнов, факторов, отвлекающих и разрушающих веру, мусульмане должны не только объединиться, но и сплотиться всем, как один человек. Говоря о степени объединения, взаимодействия и взаимоподдержки мусульман, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий для верующего как строение, каждый камень которого скрепляет другой».

Обязанности мусульман перед обществом, где они проживают, в том, чтобы дать этому обществу истинное знание и вывести его из заблуждения, также являются одними из основополагающих. Мусульмане должны помнить, что исламский призыв является обязанностью не только имамов, ученых и шейхов, но обязанностью каждого соблюдающего мусульманина. Мусульманин, проживающий в немусульманском обществе не только не должен снижать усердие по призыву в Ислам, но и уделять ему намного больше внимания, нежели его собратья в мусульманских странах. Поскольку он, в отличие от них, находится на передовой линии противостояния безбожию и неверию, несет заблудшим людям свет Ислама и дарует им возможность обрести милость Аллаха.

Еще одной ступенью в обязанностях мусульманина является обязанность защищать интересы и права мусульманской уммы – угнетенных, нуждающихся в помощи, ищущих совета и поддержки в испытаниях. Сегодня все мы видим, как США или Израиль ради одного своего гражданина, оказавшегося в беде или затруднительном положении в других странах и обществах, готовы мобилизовывать батальоны дипломатов, политиков, военных, переговорщиков и т.д. Мусульманам же, имея столько предписаний Всевышнего и Его Пророка (мир ему и благословение) о необходимости помощи и поддержки братьев, необходимо проявлять в данном направлении в десятки раз больше усердия.

Именно от того будут ли мусульмане уделять должное внимание всем своим обязанностям, выполнять их наилучшим обязанностям и проявлять в этом искреннее усердие, зависит не только будущее мусульман в немусульманских обществах, но и будущее всей исламской цивилизации. И именно у нас, у нашего поколения мусульман есть уникальный шанс стать тем исламским авангардом в немусульманском мире, который вновь возвысит религию Аллаха на причитающуюся ей высоту.

Часто бывает так, что приобретение какого-то движимого либо недвижимого имущества для человека или целой организации бывает невыгодным. Иногда могут «кусаться» цены, в некоторых случаях покупка объекта не имеет смысла из-за постоянной изменчивости ситуации на рынке. И здесь на помощь приходит такой экономико-правовой инструмент, как аренда. Ислам, будучи системой, помогающей людям во всех сферах жизни, накладывает собственные рамки на эту форму имущественных отношений сторон.

В арабском языке аренда обозначается словом «иджар» , что можно перевести как «продажа права пользования», «выгода». Шариатское определение этого явления следующее: заключение сделки между сторонами на определённое время по поводу какого-то имущества, направленное на извлечение пользы, на основе взаимного согласия.

Фактически в исламском праве аренда делится на два вида: 1 - аренда, направленная на извлечение какой-то пользы (речь идёт о недвижимом имуществе, транспортных средствах, одежде, бытовой технике и так далее); 2 - найм человека для выполнения определённой работы (например, строительство, пошив одежды, разработка сайтов, написание текстов и прочее).

Коран и Благородная сунна об аренде

В Священном Коране в двух местах говорится об арендных отношениях между сторонами, однако в этих случаях упоминания носят эпизодический характер.

В суре «Ат-Талак» сказано следующее:

«Предоставьте на определённый срок пристанище для разведённых женщин…» (65:6)

В суре арендные отношения упоминаются в контексте истории пророка Мусы (а.с.):

«Одна из дочерей Шугайба сказала: «Отец, найми его в качестве пастуха! Он будет лучшим среди тех, кто может справиться с этим». На это Шугайб ответил: «Я хотел бы, чтобы ты женился на одной из моих дочерей. В качестве выкупа невесты ты можешь предложить мне наёмную работу в моих интересах в течение 8 лет…» (28:26-27)

В сборнике хадисов имама аль-Бухари можно найти изречение Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) о том, как он рассказывал сподвижникам о своём прошлом. Не осталась в стороне и его трудовая деятельность в форме найма: «Кто бы ни посылался Аллахом на этот свет, он всё равно пас овец. И я тоже. Я делал это для жителей Мекки, они платили мне за этот труд несколько каратов».

Условия аренды в исламе

Арендные отношения предполагают наличие двух основополагающих моментов. Речь, как и в случае , идёт о предложении (иджяб) и согласии (кабул).

Условия заключения арендного соглашения сводятся к нескольким пунктам:

1) Человек должен быть разумным, то есть ему должно быть, как минимум, 7 лет. В столь юном возрасте он может выступать в качестве субъекта подобных имущественных отношений только после получения разрешения от опекуна.

2) У арендуемого имущества обязательно должен иметься собственник. Аренда не производится в отношении тех вещей, собственник или опекун которых неизвестен.

3) В соглашении должны быть детально разобраны сущность арендуемого, время аренды либо найма (если речь идёт о людях, приглашённых на проведение какого-то вида работ). Между сторонами не должно быть недосказанности, дабы избежать связанных с этим конфликтов.

4) Арендуемая вещь либо услуга должны быть такими, что они действительно имеют те свойства, на которые рассчитывает арендатор. Кроме того, эти качества должны соответствовать Шариату. Например, если администрация мечети ищет уборщицу и находит её, то она на момент проведения работ должна находиться в чистом состоянии (отсутствие менструации). Иначе ей будет запрещено заходить в мечеть, и она не выполнит условий заключённого договора найма.

5) Польза от аренды либо найма должна полностью соответствовать исламскому праву. В этом смысле запрещается нанимать людей для совершения какого-то преступления или производства харамной продукции и услуг.

6) Нельзя нанимать человека, если предполагается, что он будет совершать действия, обязательные для него, согласно исламскому праву. Например, брать деньги за проведённый намаз неприемлемо. Однако если речь идёт о проведении занятий, например, по , исламскому праву, о строительстве мусульманских храмов, то указанный запрет не действует.

7) Человек, которого наняли для совершения какой-то работы, не должен напрямую извлекать для себя пользу от результата работы, так как последний относится не к нему, а к нанимателю. Правоведы трактуют этот случай как то, что рабочему нельзя выдавать плату результатом его работы. Например, если человек должен был произвести деревянные фигурки, то с ним нельзя расплачиваться этими же игрушками.

8) Если объект аренды является движимым имуществом, то арендодатель должен предоставить арендатору его лично.

9) Объект арендных отношений не должен обладать какими бы то ни было изъянами, которые делают невозможным пользование всеми доступными свойствами.

Случаи аннулирования арендных соглашений:

  • в связи со смертью одной из сторон-участников договорных отношений;
  • если стороны едины во мнении, что необходимо расторгнуть соглашение по какой-то причине;
  • если при определённых обстоятельствах арендуемая вещь потеряла свою сущность (была, например, уничтожена);
  • срок арендных договорённостей истёк, и стороны решили их не продлевать.

Кому мусульмане не могут сдавать собственность в аренду

Перечисленные выше условия аренды отличаются тем, что их реализация относительно проста в условиях однородной исламской среды, где вопрос соответствия предпринимательской деятельности Шариату стоит не так остро. Но что делать, когда мусульмане вынуждены вступать в деловые отношения в светском обществе, в регионах, где представители ислама не доминируют? Как быть, если арендатор собирается открыть в помещении, принадлежащем мусульманину, стриптиз-бар, кредитную организацию или магазин, в котором продаются спиртные напитки?

Ответ на эти вопросы, согласно исламскому праву, не так прост, как кажется. Ученики и основатели других мазхабов суннитского ислама полагали, что предоставление имущества в аренду на подобные цели запрещено. Абу Ханифа считал так же, но с некоторыми оговорками, о чём будет сказано ниже. Экономическая выгода как критерий в вышеприведённых ситуациях совершенно не учитывается. Банковские учреждения, микрофинансовые организации, которые, как правило, не имеют проблем с деньгами, могут предлагать привлекательную цену за арендуемую площадь, но правоверный мусульманин обязан не поддаваться искушению и отказать подобному потенциальному арендатору.

Под запрет подпадают также и классические страховые компании западного образца, которые имеют дело с неопределённостью. Что это значит? Страховщики берут с клиента взносы, возвращение которых даже в случае оговоренных в договоре условий может не произойти. В результате человек платит деньги страховщику, а тот может благодаря собственной юридической изворотливости вообще ничего не делать и избежать впоследствии материальных выплат в пользу застрахованного. Кроме того, очень рискованно сдавать в аренду помещения под гостиницы, студии массажа, сауны и бани, которые в определённых местностях часто используются, помимо прямого их назначения, как место совершения плотского греха.

При этом стоит отметить, что собственник помещения может не отвечать за действия арендатора, если последний намеренно вводит в заблуждение владельца недвижимости. Например, изначально было обговорено, что в том же массажном салоне женщины будут обслуживать исключительно женщин и наоборот, но на деле оказалось, что арендатор на постоянной основе устраивает «фестиваль зины» - в этом случае собственник не несёт перед Всевышним никакой ответственности. Аналогично трактуется ситуация, если в магазине изначально был оговорён запрет на продажу алкогольных напитков, но арендатор не выполняет этот пункт соглашения. Однако, конечно, лучше не допускать подобной ситуации и держать деятельность арендатора на предмет её соответствия договору под контролем.

Имам Абу Ханифа считал, что в условиях, когда мусульманин живёт в стране, где его единоверцы составляют меньшинство, сдача в аренду помещений или каких-то предметов для открытия магазина со спиртным не является запретным. Однако делать подобное в мусульманской стране категорически запрещается.

Вступление в арендные отношения с представителями других религий, например, христианами или иудеями, допускается всеми авторитетными учёными. Имам Абу Ханифа полагал, что они могут даже открывать в арендуемых помещениях собственные храмы и другие религиозные объекты, тогда как его ученики и имамы других суннитских мазхабов считали подобные соглашения противоречащими Шариату.

Что еще почитать