Отделка изделий из папье-маше. Мое папье-маше

Некоторое время назад на ЯМе был опубликован МК с громким названием "Лучший рецепт папье-маше". Так получилось, что как раз сейчас я, по целому ряду причин возвращаюсь к работе с этим материалом, которым плотно занималась года 4 назад, а года 3 как отложила в дальний ящик. Разумеется, я не могла не поинтересоваться, какой-же рецепт лучший, т.к. у меня имеется свой, построенный на довольно глубоком изучении темы, в том числе - истории материала, и он мне нравится, но тут же "ЛУЧШИЙ"!
На деле все оказалось банальнейшим и тупейшим "размочите 2 рулона туалетной бумаги и смешайте с полкило ПВА"... Правда, надо отдать авторам должное - они упомянули о применении льняного масла. Если оставить за рамками тот факт, что при использовании в качестве связующего исключительно ПВА, применение масла почти теряет смысл - это очень ценная информация, в большинстве рецептов этот компонент не указывают, мне, чтобы про него разнюхать, пришлось, в свое время, копать очень глубоко. Мои робкие попытки заметить, что прежде чем называть свой рецепт лучшим - неплохо бы поинтересоваться, "а какие, вообще, существуют", масса по предложенному рецепту, практически, не пригодна для дальнейшей обработки, как минимум, встретили не просто непонимание, а, я бы сказала, недоумение и распальцовки на тему "для нас он лучший"... Оставила товарищей упиваться собственным величием (кому-то и зубная паста - сладость), и по просьбам заинтересовавшихся публикую свой рецепт.
Чтобы было понятно, в чем его прелесть - изделия из такой массы можно ошкурить до, практически, фарфоровой гладкости. В качестве примера могу привести картинки:
вот поверхность, еще не обработанная шкуркой по финишному слою, просто покрытая "шликером" из той же массы

Для многих вещей уже такая очень даже хороша, мне кажется.

А вот она же после ошкуривания

Тактильно поверхность непередаваемо приятна!
Если кому-то интересно - добро пожаловать под кат

Для папье-маше массы я беру дешевую (серую) туалетную бумагу, клетки для яиц (по настроению - не обязательно, хотя удешевляет, пожалуй) и - это очень важно! - крафтовую бумагу. Как несложно догадаться, тратиться на крафт для художников у меня нет желания - масса по цене приблизится к чугунному мосту - поэтому я, недолго думая, иду в ближайший магазин и беру коробки из гофрокартона. Стараюсь выбрать без надписей, или с минимумом их. Все виды бумаги я рву на куски (как не лень) и замачиваю в горячей воде. Разбухает, обычно, пару дней. В туал. бум и яичной упаковке воду можно вообще не менять, или сменить пару раз, чтобы, просто, налить теплую. Вообще, ТБ можно замочить позже остальных компонентов. А вот картон надо помыть. Буквально. Смыть с него, насколько получится, клей которым склеены его слои. Поэтому воду придется поменять почаще,и не стоит рвать его слишком мелко - неудобно полоскать и менять воду.
Когда у нас все размокло - откидываем всю эту красоту на дуршлаг. По видам. После чего, берем емкость, в которой нам будет удобно работать блендером. Складываем туда размоченную бумагу. Точную рецептуру не скажу. Возможны разные варианты. Можно взять по трети всех видов, можно - половину крафта, а остальное по вдохновению... Главное, крафтовой бумаги от трети до половины. Какую положить "серую" бумагу, и в какой пропорции - это уж как душа запросит. Думаю, опытным путем выясните, что вам больше подходит.
Класть бумажной массы в емкость надо не очень много, по возможности размельчить руками на клочки поменьше. Налить воды, так, чтобы блендер не выплескивал её из емкости даже на самой большой скорости. Учтите, что «каша», которая в результате получится, не должна быть густой - не гуще самой жидкой сметаны - иначе не удастся достаточно тщательно измельчить.
Полученную кашицу откидываем на ткань, желательно синтетическую, типа органзы или потолще, даем хорошенько стечь и отжимаем. В зависимости от используемой тары процедуру повторяем несколько раз, пока не получим желаемое кол-во однородной бумажной массы.
Далее в дело пойдет химия. Понадобится сухой обойный клей на основе модифицированного крахмала (я, в результате, больше всего полюбила "Келид экспресс для бумажных обоев"), по возможности - обойный же клей КМЦ, клей ПВА, самый густой, который обнаружится в магазине (у меня - Люкс мебельный), силикатный клей (в строительных магазинах продается под названием "Жидкое стекло" в разных емкостях), акриловая шпатлевка по дереву (мне больше всего нравится белая) и либо натуральная олифа (к сожалению, у нас почти невозможно найти в бытовой фасовке), либо любое высыхающее масло, хоть то же льняное.
Чем вы будете перемешивать и в какой посуде - решать вам. Это не принципиально. Можно руками, можно миксером... Я перешла на нецелевое использование кухонного комбайна с насадкой-тестомеской.
КМЦ, если будете его использовать, предварительно надо развести, но гораздо гуще, чем написано на упаковке - только чтобы он разбух.
Во влажную бумажную массу (по консистенции она должна напоминать простой творог) насыпаем обойный клей. Что называется, "строго на глаз", не жмотясь, но и без фанатизма. Тщательно перемешиваем. Даем постоять минут 5-10 - уже на этой стадии становится понятно, надо ли добавить клея, или, наоборот, с клеем перестарались, и стОит добавить бумаги. Допустим, полученный результат нас устраивает. Теперь можно добавить разбухший КМЦ (если используем), немного(!),снова перемешать. Следующий номер программы - ПВА. Без него никак, но и перебухать его крайне нежелательно. Вот тут можно дать приблизительную пропорцию - на объем бумажной массы около литра берем 2-3 столовых ложки ПВА. Снова перемешиваем. Можно попробовать полученную массу помять в руках, понять, нравится ли... Возможно, почувствуете, что, нужно добавить, например, ПВА... Как раз за это время "отдохнет" девайс, используемый для перемешивания, да и сама масса.
Следующий ход - жидкое стекло. Добавляем понемногу, перемешивая. Его должно войти НЕ МЕНЬШЕ чем ПВА. Потом добавляем шпатлевку - она придает гладкость и уменьшает усадку - все на тот же изначальный условный литр 100-150мл (с полстакана) шпатлевки. Снова тщательно перемешиваем.
Завершает наше выступление добавление олифы или масла. Для начала добавим половину того объема, которого брали ПВА. Перемешиваем. Смотрим результат. Если нужно - добавляем еще. Но понемногу. Если перестараться - масса начнет разваливаться.

Лепим, сушим, долепливаем, выглаживаем, снова сушим (долго сушим!), шкурим.
Грунтуем-красим-лачим - опционально.
Все.

Up 24.09.2013

Мне периодически приходят вопросы по поводу этой темы. Одна из девушек хорошо сформулировала "правильные" вопросы, за что и получила... ответы на них. Думаю, они пригодятся не только ей.

Итак, по пунктам:

Как долго можно хранить массу, если ее герметично упаковать?

У меня масса хранилась больше 2-х лет вне холодильника, упакованная в полиэтиленовый пакет и уложенная в пластиковое ведерко из-под майонеза. В итоге я её выкинула, т.к. она заплесневела, но в какой момент это произошло - не знаю, потому, что проверяла её, где-то, через полгода после упаковки и еще через полгода - она была, кажется, в порядке... А после этого спохватилась, еще больше чем через год - она была непригодна. Но это ИМХО, экстрим, который никому не нужен.

Какой слой папье-маше нужно делать при лепке головы куклы (окружностью около 30см), если использовать внутри форму из пенопласта или скомканной фольги?

Не знаю. Все зависит от Ваших предпочтений. Сразу толстый мазать не рекомендую - замучаетесь сушить, и усадку, как ни старайся, никто не отменял - а, следовательно, деформацию. У меня подготовлены заготовки для пуговиц - круглые плашки диаметром около 4см, так вот их толщина порядка 3мм, а это, в будущем, напонмю - пуговицы, т.е. им предстоит выдерживать механические нагрузки, и, я надеюсь, они справятся. Но и такая толщина не кладется в 1 слой.

Я в качестве основы на тельце и, кажется, голову использовала пластилиновые формы, а ручки и ножки лепила вокруг трубочек подходящего диаметра, которые накрутила и проклеила из бумаги, т.к. специфика шарнирки такова, что в конечностях нужны довольно ровные тоннели, а вес - скорее необходимость, чем недостаток. Позже сделала заготовки голов, в которых в качестве основы использовала выдутые скорлупы от яиц (только сначала надо хорошенько промыть и просушить их.) - мне понравилось, но для Вас, наверное, размер маловат. Можно, в качестве основы, скомкать и обмотать слегка нитками шар из бумаги нужного размера - тогда сушка происходит быстрее. И начать лучше машированием (выклеиванием бумаги кусочками) - это гораздо проще и быстрее, чем кажется, пока не попробуешь. Первые 2-3 слоя приляпывают салфетки или туалетную бумагу просто на воду (чтобы в последствии отделить основу от "скорлупы"), потом клеите несколько слоев той же бумаги/салфеток (можно перемежать с газетой, но мне не нравится мысль об остатках свинца в готовом изделии) на разведенный обойный клей, в который можно (и неплохо) добавить ПВА. Немного - 6 слоев вполне достаточно (больше, конечно, лучше - с полученной скорлупкой легче работать - но, обычно, терпения не хватает, и, кстати, слишком много тоже не стОит), просушить, разрезать, извлечь основу, склеить на тот же клей, который использовали для маширования (прикрыв, конечно, стык полоской бумаги), потом неплохо положить еще парочку машированных слоев, просушить, и продолжить работу уже с массой. Первый слой лучше сделать потоньше, чтобы машированная основа не размокла быстрее, чем простохнет масса.

Каким лучше инструментом пользоваться при лепке?

Эммм... У меня куплен набор пластиковых стеков для д/сада и начальной школы, в работе несколько маникюрных палочек (те, которые, типа, из апельсинового дерева) и руки - все, кажется... Важно иметь под рукой емкость с водой, в которой смачивать руки, и желательно поставить рядом плошечку с клеем, как для маширования (смесь обойного и ПВА), т.к., если масса начинает липнуть к рукам или инструменту - надо их тщательно вытереть от налипшей массы, и потом смачивать, просто водой, или немного с клеем - сами в процессе поймете, по ситуации и собственному удобству.

Как нужно сушить вылепленные детали? Сколько по времени?

Вот это - главная засада. Сохнет долго. Зимой легче - сушу на батарее, положив на сухую тряпочку. Летом сложнее, особенно таким, как нынешнее - большая влажность. У меня сын со своей невестой затеяли себе на свадьбу маски из п-м, так вот, не успели - тупо, не просохло ко времени. Можно, говорят, сушить в духовке (на невысокой т-ре, т.к. участвует ПВА - думаю, не выше 100-120гр), но когда жарко - совершенно не радует перспектива на несколько часов врубить еще и духовку. Если лето сухое и солнечное - можно сушить на солнышке/ветру. Слои лучше делать, повторюсь, нетолстые. По времени - до высыхания. Зависит от многих условий.

Как долепливать, чем лучше выглаживать, шкурить, красить, лакировать?

Долепливать прямо поверх предыдущего слоя. Желательно, только, или слегка намочить поверхность водой, или (еще лучше) все той же смесью клеев, которая у нас стоит под рукой. Выглаживать чем удобно, но, скорее всего, потребуется, чтобы палец, которым выглаживаете, или иной инструмент были мокрыми. Шкурить обычной шкуркой (№ 600-1000) по сухому. В принципе, неплохо подшкуривать промежуточные этапы - бывает, что масса прилично бугрится, особенно если положенный слой толстоват... Красить, лакировать - это, уж, как душа просит. У папье-маше очень мало ограничений в этом вопросе... Например, очень хороший результата дает грунтовка смесью водоэмульсионной краски и гуаши - потом можно, кажется, любыми красками красить/расписывать, лачить - в зависимости от выбранной краски.

Что такое "шликер" из папье-маше? Как его изготовить?

шликер - он шликер и есть, что глиняный, что бумажный... разводите массу водой (лучше с клеем) до густоты жидкой сметаны - вот Вам и шликер. Слегка ошкуриваете готовое изделие, и кисточкой покрываете шликером. Возможно - в несколько слоев, с промежуточной сушкой (но шликер сохнет быстро).

Режется ли полое изделие из папье-маше? Чем лучше резать?

Частично ответила выше. Можно обойтись и без маширования - сразу массой начинать, но, все равно, лучше пару слоев салфеток на воду пригладить к основе. И не пытаться сначала полностью слепить, а потом резать - лучше полложить слой, который при высыхании уже будет тверденькой скорлупкой, разрезать, вынуть основу, склеить и продолжить работу - так готовое изделие получается более монолитным, в процессе долепливания шов полностью исчезает, и прочность по нему не отличается от общей. Режу макетным ножом из магазина стройинструментов, самое узкое лезвие (мне так удобно), с таким же бывает в канцтоварах, но пластиковая основа более хлипкая, как правило...

Что касается результата - посмотрите в и-нете работы Лопусовой-Томской. Вот где класс! можно скачать её книгу. Она замечательная! И, в свое время, очень мне помогла. Там не самый распространенный формат, но, если комп не прочтет, легко найти в и-нете нужную прогу, скачать, поставить и наслаждаться. Лопусова-Томская работает, в основном, в технике маширования, из массы долепливает совсем немного. Но это, мне кажется неважно - по качеству результата она отличный ориентир, маяк, так сказать !

Поступила большая кукла АМ 390 в совершенно несчастном состоянии. Рваные раны на плечевых шарнирах из папье-маше, трещина на плече, борозды вокруг шеи, проваленные гнезда под бедренные шарниры. И все-все перекрашено, живое только туловище в центральной части и часть рук. С перекраской бороться не стала, а вот повреждения не давали кукле жить.

Репортаж о восстановлении будет не совсем бодрый, так как получилось не так здорово, как хотелось бы, но из этого опыта вытекают нужные выводы, как можно делать и что надо доработать.
Покажу только руки, это было самое сложное. Они обе такие. Кроме того, видно, что многочисленные слои краски осыпаются.

Не знаю, что бы делала без отлично подошедшего ко всем этим проблемам немецкого клея для дерева UHU Holzleim (в магазине "Передвижник" продаются банки по 250 г., белые с синей крышечкой). Он сначала белый, но после высыхания становится прозрачным. При контакте с деревом и картоном проникает в структуру, немного разбухает, но потом ужимается в нормальный объем. Схватывает и сохнет быстро. Им промазала все трещины, чтобы не сыпалось.

Затем нужна смесь папье-маше. Это в нашем случае просто "жеваная" влажная бумага. Надо найти бумагу очень плохого качества, лучше всего подойдут дешевые газеты или оберточная бумага типа советской, которая коричневая и легко рвется. Рвем на мелкие кусочки, складываем в посудину или банку, наливаем столько воды, чтобы она вся впиталась в бумагу, ждем, пока размокнет. Далее - растираем эту гадость в кашицу, чем однороднее, тем лучше. Воды быть не должно, только кашица! У кого есть ручной блендер - я вам завидую!! Мне пришлось разбалтывать это вилкой:) Теперь ручной блендер - одна из запланированных покупок.
Но надо помнить, что смесь долго не хранится, заплесневеет.

Мешаем эту смесь с клеем ПВА и вышеописанным UHU. Можно добавить древесной пыли, но это если у вас есть родственник-плотник с "болгаркой":) Самостоятельно напилить нужное количество можно, но доооолго и нуууудно. Пропорции: 1 часть папье-маше и 0,5-1 часть клеёв.
Залепляем наши дырки изнутри тонкой картонкой и UHU. Сверху накладываем от души нашу смесь. Ждем сутки.

Высохшую смесь подшлифовать, чтобы не было сильных неровностей. Круглый напильник хорош для выравнивая краев дырки.

Далее - грунт. Мой первый опыт был с грунтом "Для реставрации" фирмы "Таир" на основе мела и желатина. Колеровать его рекомендовалось водорастворимыми красками, поэтому я использовала гуашь. И хоть я смешала его с ПВА, результат не порадовал - поверхность покрылась трещинами и легко отковыривалась.

Поэтому на сей раз я взяла грунт Акриловый (тот же "Таир"), колеровала его акриловыми красками, но смешать с клеем забыла, о чем вспомнила лишь после того, как намазала на поверхность. Оставила, как есть. Теперь интересно, что бы изменилось, не забудь я про клей.

По поводу колеровки: если планируете покрывать лаком, делайте такой цвет, какой должен быть в результате после высыхания с учетом того, что по нему пройдет определеннго цвета лак. Это сложно, да. Когда грунт высохнет, он будет практически белый, не пугайтесь.

Итак, пытаемся намазюкать шпателем этот грунт на поверхность. После высыхания он прекрасно держится на высохшем слое папье-маше и предыдущем слое грунта, но легко отслаивается от тем мест, где он лег на лак. К сожалению, упругий металл шпателя исключает возможность его изгиба в дугу... Поэтому - иначе, как "намазюкать" этот процесс назвать нельзя:)
То, что слева - высохший результат, справа - выровненная поверхность. Сильные неровности подпиливаем надфилем, дальше - шкуркой от крупной к мелкой.

Тут виден первый косяк - под шкуркой проявились слои предыдущих ремонтов. Вывод: надо было счистить это все до оригинального грунта с самого начала.

Смешиваем чистый прозрачный шеллак и не самый чистый - для желтизны. Сразу же грунт сильно темнеет, что можно испугаться за конечный цвет, но не обращайте внимания. После высыхания лака он светлеет и становится именно такого цвета, как надо! Тут два слоя лака.

Косяки:
Проявилась сеточка мелких трещин, однако, не повлиявших на крепость конструкции. Это от того, что в грунте не было клея или я что-то еще не так делаю?
Лак усилил видимость предыдущих слоев покраски.
При соприкосновении со старым лаком образует сильно видимую границу-подтек, и ничего с этим поделать нельзя. Разве что перегрунтовывать деталь полностью, но это слишком проблемно.

Если по отшлифованному грунту положить несколько слоев акриловой краски (каждый слой должен просохнуть), то первых двух косяков не будет видно под краской, но граница лака останется. Выход - не лачить совсем, но в этом случае краска должна быть отшлифована до лакового блеска.
Акрил оставляет бороздки, но на последнем не совсем просохшем, но и не свежем, слое их можно сгладить влажным пальцем или губкой. Затем после полного высыхания (сутки!) - осторожно отшлифовать мелкой и самой мелкой шкуркой. Если с цветом угадали - будет неплохо.

Результатом я недовольна, хотя программа-минимум выполнена. Все практические рекомендации приму с благодарностью.

Готовое изделие из папье-маше сушат и зачищают. Неровные кромки подрезаются, разлохмаченные места подклеиваются. Подготовленное к отделке изделие покрывают несколькими слоями горячей олифы или грунта. Грунт делают из смеси олифы и густотертых красок в соотношении 2:1 (олифа-краска). После высыхания грунтового слоя изделие шпатлюется. Шпатлевки могут быть как масляными, так и клеевыми, в зависимости от характера последующей покраски. Под масляную покраску готовят соответственно масляную шпатлевку, а под клеевую - шпатлевку из клея.

Состав масляной шпатлевки - олифа с сикаттивом в соотношении 10:1. В качестве наполнителя применяется сухой просеянный мел. Заполнитель обычно добавляется до тех пор, пока шпатлевка не приобретает необходимую консистенцию (густоту).

Клеевая шпатлевка готовится из жидкого клея и наполнителя из мела. На обрабатываемую поверхность шпатлевка наносится кистью или шпателем. После высыхания поверхность обрабатывается мелкозернистой шкуркой. Если первый слой шпатлевки не заполнил все неровности, шпатлевание проводят еще раз. Когда изделие полностью подготовлено, оно может быть окрашено в нужный цвет.

Окраска гипсовых лепных изделий

Гипсовые изделия можно окрашивать клеевыми, известковыми или масляными красками. В любом из этих трех случаев грунтовка является очень важным этапом подготовки изделия к нанесению краски. Дело в том, что гипс довольно интенсивно впитывает влагу, из-за чего грунтовка будет быстро наслаиваться, забивая рисунок орнамента. Для предупреждения этого изделие необходимо полностью покрыть светлой олифой. В состав этой олифы должны быть обязательно добавлены белила (250 граммов на 1 литр олифы). Состав хорошо перемешивается до полной однородности. После нанесения олифы можно покрывать изделие тонким слоем грунтовки. Когда этот слой просохнет, наносится слой купоросного грунта. Сразу надо оговориться, что если речь идет о применении известковой краски, то цвет грунтовки должен соответствовать этой краске. Сам процесс окраски производится обычным способом небольшой кистью тонким слоем. Употребление клеевой краски не требует дополнительных комментариев. Об особенностях применения известковой и масляной красок следует сказать несколько слов.

Тертую масляную краску желательно делать более жидкой (разжижить окрасочный состав), чтобы ускорить процесс высыхания нанесенного слоя. Достигается это путем добавления в краску скипидара с небольшим количеством сиккатива. Известковая краска должна отвечать следующим требованиям: она должна быть приготовлена на молоке. Известковая масса процеживается через густое сито и отстаивается. Вода сливается, а масса (тесто) разводится на молоке до желаемой густоты. Красится изделие обязательно два раза, причем вторая покраска производится не раньше, чем через сутки.

Рецепт папье-маше для отливки изделий в моделях

Этот рецепт несколько сложнее предыдущего, зато из такой мас­сы получаются более качественные изделия.

В подходящей емкос­ти смешать 5 кг истолченного в порошок и отмоченного глинистого сланца; 2 кг бумажной массы, подготовленной по рецепту, ; 3 кг алебастра, и развести смесь водой до консистен­ции жидкой кашицы. Настоять массу в течение 5-6 часов, затем разлить ее в заранее подготовленные и предварительно смазанные жиром формы. После того как в форме образуется корка (обычно на это уходит 20-30 мин), излишек жидкой массы извлечь, а полу­чившиеся предметы достать из форм, подсушить и подверг­нуть последующей обработке.

Для прочных декоративных изделий и архитектурных деталей (например, лепнины) можно также сделать массу папье-маше более густой, т. е. консистенции крутого теста. Такую бумажную массу надо раскатать при помощи скалки на столе, покрытом клеенкой. Затем полученные «блины» следует нарезать на куски необходимой величины и вдавить их при помощи деревянных лопаточек в подго­товленные (т. е. смазанные жиром или вазелином) формы. Главное условие при этом - отсутствие трещин в массе.
После того как вся внутренняя поверхность формы будет заполнена слоем бумажной массы, излишек воды, выступившей при вдавливании, надо уда­лить при помощи поролоновой губки. После небольшой просушки (10-15 мин) оттиск из папье-маше надо вынуть и выложить для просушки на проволочную сетку.

Слоеное папье-маше

Гораздо сложнее сделать изделия в технике слоеного папье-маше.

Для такой работы потребуются: старые газеты, клейстер, кисточка и форма.
Сначала надо разорвать газету на небольшие кусочки. Бумагу для папье-маше лучше всего не резать, а рвать руками, так как в этом случае края получаются тонкими, и в результате они лучше приклеиваются и сглаживаются во время работы. Размеры кусоч­ков во многом определяются размерами изделия. Соответственно, чем миниатюрнее будущая поделка, тем мельче должны быть ку­сочки.
Крупными кусками бумаги оклеить форму можно гораздо быстрее. Однако следует знать, что такие куски нужно сначала опустить в миску с клеем, дать им намокнуть и перед тем, как на­клеивать, помять в руках.

После наклейки на поверхность формы большие куски бумаги надо хорошенько разгладить руками, что­бы удалить образовавшиеся складки.

Для начинающих лучше взять бумагу двух или трех цветов, в зависимости от количества слоев, и использовать ее в работе по­следовательно. А чтобы не запутаться, где какой слой, для каждо­го следующего слоя берется бумага другого цвета.

Затем, смачивая каждый кусочек водой, последовательно на­клеить на форму первый слой бумаги, внимательно наблюдая, чтобы не было ни одного не оклеенного сантиметра поверхности. Сразу же после этого, не давая первому слою высохнуть, нанести второй слой, но уже с помощью клейстера. Обрывки бумаги при этом надо смазывать клеем при помощи кисточки с двух сторон. Приклеенные полоски следует тщательно разгладить так, чтобы удалить все пузырьки воздуха (примерно так, как это делается при оклейке стен обоями). Далее надо накладывать по 2-3 слоя одно­временно. Если сразу наложить много слоев, поделка будет очень долго сохнуть.
Аналогичным образом накладываются все следующие слои, которых должно быть не менее 7-10 - чтобы достигнуть нужной толщины стенок изделия. Если у поделки предполагается на­личие каких-то деталей: выпуклых украшений, ручек и т. д., то их легко изготовить при помощи кусочков картона: необходимые де­тали вырезаются из картона и прикрепляются к поделке модели скотчем. Затем они также покрываются слоем папье-маше.

После того, как изделие полностью покрыто необходимым количеством слоев бумаги, его ставят на просушку. При комнатной температу­ре поделка средних размеров полностью высыхает за 48 часов.

Пока папье-маше полностью не высохнет, с ним ничего нельзя делать (снимать с формы, подвергать дополнительной обработке или красить), иначе оно деформируется, и весь труд пропадет зря.

После полной просушки копия из папье-маше аккуратно снима­ется с формы.

Поскольку первый слой, смоченный водой, наносился на форму без клея, изделие из папье-маше должно легко от нее отделяться.

Если в качестве формы используется предмет, с которого невоз­можно целиком снять поделку, то придется последнюю снимать час­тями, предварительно аккуратно разрезав ее острым ножом.

После того как все части будут сняты с формы, их необходимо тщательно склеить 2-3-мя слоями кусочков газет­ной бумаги.

Когда изделие окончательно просохнет, его поверхность сначала аккуратно выравнивается при помощи мелкозернистой наждачной бумаги, острого ножа, напильника и т. д. Практически всегда гото­вое изделие из папье-маше требует дополнительного покрытия - грунтовки. В этих целях лучше всего использовать шпаклевку, при­готовленную на водной основе или на основе латекса. Готовый грунт следует наносить тонкими слоями с обязательной просушкой перед нанесением очередного слоя. Для нанесения грунтовки лучше всего подходят плоские кисти или тонкий резиновый шпатель.

Затем, для того чтобы сгладить неровности и полностью закрыть газетный шрифт, высохшее изделие можно покрасить одним-двумя слоями водоэмульсионной краски.

Следующий этап - раскрашивание по­делки.

Окрашивание изделий из папье-маше

Существуют разные способы окрашивания поделок из папье-маше.
Один из них состоит в том, что красками покрывают только поверхность изделия, а другой заключается в окрашивании всей бу­мажной массы насквозь.

Для вещей, предназначенных для частого использования, например, игрушек, шкатулок, коробочек для ук­рашений и прочего, предпочтительнее сквозная сплошная окраска. В случае стирания выпуклых частей у этих предметов (например, углов у шкатулок или носиков на головках кукол) дефекты не будут заметными. Если же их покрыть только поверхностным слоем краски, то со временем будут образовываться некраси­вые «проплешины».

У сувениров или предметов, которые не предполагается часто брать в руки, достаточно покрыть краской только поверхность.

При необходимости в одном изделии можно сочетать оба способа окра­шивания.

Для декорирования поделок из папье-маше годится практически любая краска: акриловая, анилиновая, масляная, водоэмульсион­ная, эмаль, глянцевые краски. Чаще всего применяются акриловые краски, так как они относи­тельно дешевы, просты в использовании, быстро сохнут. К тому же гамма акриловых красок чрезвычайно разнообразна.

Не рекомендуется окрашивать изделия из папье-маше гуашью и акварелью, так как это нестойкие краски (со временем легко стираются). Однако, если гуашь развести клеем ПВА (в про­порции 1 ч. л. клея на 1 баночку гуаши), ее стойкость повысится.

Для получения матовой поверхнос­ти изделия часто применяют темперные краски, а для глянцевой блестящей - масляные.

Блеск внешней поверхности поделки придаст также любой бесцветный лак (например, мебельный).

Изделия из папье-маше можно декорировать не только окраши­ванием.
На них можно наклеивать аппликации и даже расписывать их в технике .

По материалам книги «Лучшие поделки из бумаги».

1. Берем несколько лотков для яиц.

2. Рвем на кусочки. Хорошо при этом вспомнить свои давние обиды — и бумага быстрее крошится и обиды уходят. Всю эту «рвань» помещаем в глубокую миску.

3. Заливаем крутым кипятком так, чтоб вся бумага была под водой. Закрываем и оставляем в покое до следующего дня.

4. Если бумаги небольшое количество, можно и не выжидать сутки. Пока вода остывает, пористая структура картона впитывает влагу. Можно заглянуть к ней и через час. Попробовали пальцами, если мягкая и хорошо расходиться под пальцами, можно работать.

Сливаем примерно половину воды. Руками, затем вилкой или миксером достигаем однородности массы. Чем дольше «месим», тем однороднее и мягче будет структура. Но может быть, нас устроит более шероховатая, аутентичная поверхность изделия папье-маше. Тогда сокращаем время миксования. На все про все от 5 до 10 минут.

После таких операций получится в миске нечто совсем некрасивое. Но мы знаем, что вся красота впереди! На этом этапе не забудьте добавить несколько ложек клея ПВА в раствор, а то потом держаться не будет.



5. Сцедить лишнюю воду можно по примеру наших бабушек, которые делали творог. Берем дуршлаг, помещаем в раковину. Укрываем его марлей. Выливаем туда нашу неприглядную массу. Марлю завязываем узлом. Сверху помещаем пресс или что-нибудь тяжелое, попавшееся под руку.

6. Когда вода перестала скапывать, распаковываем наш бумажный сыр и пробуем на ощупь. Масса должна быть послушной под пальцами, держать форму, если сжать ее щепоткой как, например, хлебный мякиш. Выглядит при этом она так, как на фото.

7. Теперь можно закрыть ее герметично и хранить в холодильнике. Но лучше, конечно, приступать к работе сразу. Зачем же было проделано столько грязной работы?

8. Берем обыкновенную кухонную разделочную деревянную доску. Заворачиваем ее в пищевую пленку или фольгу, или в любой пакетик, что был под руками. Чтобы наша рамка, которая будет формироваться и сохнуть на доске, не присохла навечно.

10. Формируем собственно рамочку. Для этого нужно сделать в центре углубление под фото или то, что будет вместо него. Не торопитесь брать стамески! Найдите любую коробку, которая была бы нужной формы и размера. В данном случае это коробка с ватными палочками! Разместите ее в центре будущей рамки, и с силой, но осторожно и равномерно вдавите на несколько миллиметров. Не вынимайте пока!

11. Теперь обрезаем по наружному краю все лишнее обычным кухонным острым ножом. Можно под линейку. Есть уже почти то, что нужно. Убираем коробку-штамп. Смотрим, любуемся, и думаем над декором.

12. Осталась самая приятная часть работы — декор. Удобно делать тем же методом вдавливания и тиснения. Берем любые шнурки, выкладываем их спиралями на поверхности. Вдавливаем на несколько миллиметров. Снимаем. Короткие черточки продавливаем неострым ножом.

13. Снова подравниваем края, но только если они расползлись слишком. Работа практически готова, выглядит примерно так, как на фото.


14. Оставляем сохнуть до готовности. Лучше при естественной температуре и без сквозняков, чтобы не покоробилась.

15. Примерно на другой день, когда рамка совсем высохнет, можно красить. Лучше гуашью, а не акрилом, чтобы не создавалась пленка на поверхности и была хорошо видна фактура поверхности. Тонируем в отдельной баночке жидкую гуашь — в нашем случае белила, охра и капелька желтого, чтобы попасть в аутентичный цвет песчаника. Широким флейцем прокрашиваем быстро. Просушиваем. Полностью сухую рамку папье-маше скрываем матовым акриловым лаком в один слой, чего вполне достаточно. Двухсторонним скотчем клеим фотографию любимого человека, а в крайнем случае — Хью Джекмана. Сзади клеем крепление супер-клеем.

Вот и все! Первый мастер класс папье-маше закончен — шедевр готов. Если изготовить несколько рамок в таком стиле, они создадут завершенную композицию. Не правда ли, все-таки быстро, просто и красиво?!

Что еще почитать