Анна Ганоцкая
Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе Волшебница вода.
Виды детской деятельности :игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели : формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи :
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды : прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной , горячей, теплой, мутной.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода ) и мыслительную деятельность.
5. Развивать внимание, интерес к .
Целевые ориентиры : может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности , владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки» , принимает участие в игре «Для чего нужна вода » .
Оборудование : Инвентарь для опытов : стаканы с водой (по количеству детей, ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, крахмал, кофе, сахар, варенье, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки, сюжетные картинки.
1. Организационный момент.
Дети проходят на стульчики.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Ребята, я заблудился. Я был маленькой капелькой, однажды подул сильный ветер и унес меня.
Я жил там, где много воды. А где была вода , всем было хорошо. Счастливые рыбки плавали в воде, цветы издавали волшебный аромат , а растения радовали своей зеленью. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса . Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода .
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас .
Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап) .
У нас дома откуда мы берем воду? (из крана) .
Какая вода бежит из крана ? (холодная и горячая) .
Какой водой лучше мыть руки? (теплой) .
Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети определяют воду в ведерках холодную и горячую.
2. Основная часть. Опыты с водой.
Опыт : «Смешивание холодной и горячей воды»
Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка : в одном горячая вода , а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике) .
Опыт : «Цвет воды»
А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная , поэтому видно ложку) . Это еще одно свойство воды – вода прозрачная .
Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье) . Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет , а если мы размешаем в воде сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся? (растворился в воде) . Вот какая волшебная вода – может менять цвет и растворять вещества.
Опыт : «Форма воды»
(Налить немного воды на плоскую тарелку) . Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы , так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия) . Это тоже свойство воды – она не имеет формы.
3. Физкультминутка «Рыбки»
Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.
Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко. " (Качаем сомкнутыми ладонями -
отрицательный жест).
А третья сказала : "Мне хочется спать!" (Ладони поворачиваются на
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями – дрожь.)
А пятая крикнула : "Здесь крокодил! (Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их) . А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные : у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).
Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые) .
Опыт «Что сказала водичка?»
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
Что ответила вам водичка? (Буль)
- Вода умеет издавать разные звуки.
Опыт : «Тонет или плывет»
Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная .)
Капитошка принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки– тяжелые или легкие? (Щепки легкие) .
А что легче, что тяжелее – щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)
Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает) .
Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.
Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?
4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода »
Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.
Рыбки плавают в озере.
Дети поливают цветы.
Из крана льется вода , мальчик моет руки с мылом.
Бабушка моет посуду.
Мама в ванночке купает малыша.
5. Рефлексия.
Да, вода всегда нам нужна , чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб , птиц и растений. Вот какая нужная вода . Спасибо тебе, Капитошка, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.
«Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Капитошка принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.
Занятие по экспериментированию
«Что такое чистым быть?»
(первая младшая группа, 2-3 года)
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цели: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования, познакомить детей со свойствами воды, расширять представления об окружающем мире, развивать любознательность, мышление и речь ребенка.
Задачи: Привлекать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов, Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Материалы и оборудование : стаканчики с водой, тазик с водой, краски (гуашь, разведенная водой и налитая в красивую бутылочку), мелкие игрушки (например киндер сюрприз), салфетки, грузовик.
Организационный момент:
В группу заезжает грузовик с мелкими игрушками.
Воспитатель: ребята посмотрите какие гости к вам сегодня приехали.
Раздает каждому ребенку по игрушке. Дети их рассматривают и называют.
Воспитатель: На улице сегодня грязно и пока игрушки к вам ехали они испачкались. Давайте их помоем.
Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.
Основная часть:
Дети подходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой.
Воспитатель: давайте опустим игрушки в воду и помоем их. Посмотрите, вы видите в воде свой игрушки? Водичка какая? (прозрачная, чистая).
А давайте капнем в воду краску. Какая стала водичка? (грязная, Непрозрачная)
Что с ней случилось? (испачкалась).
Ребята, водичка стала грязная и игрушки наши опять испачкались. Что же нам теперь делать? Как же их опять отмыть? (Помыть в чистой, прозрачной водичке).
Давайте их помоем в тазике с чистой, прозрачной водой.
Дети моют игрушки в тазике с чистой водой и вытирают их салфеткой.
Ах, водичка-вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытремся мы очень быстро!!!
Воспитатель: Ну вот, теперь ваши игрушки опять чистые и могут с вами поиграть.
Реализация содержания программы в образовательной области:.,Познавательное
развитие, Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, .
Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,игровая.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Материал: большая чаша с водой на столе, мячи из резины, пластмассы, дерева, метала, стекла,пластилин,доска для лепки,салфетки.
Пальчиковая игра:,Котятки..
Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель:А у нас в группе тоже много мячей.Ребята,посмотрите сколько мячей лежат в корзине(дети подходят к первому столу).Возьмите каждый по мячу,потрогайте и скажите какой это мяч?
Дети:-Гладкий,круглый,легкий,пластмассовый.
Воспитатель:-Правильно.А давайте проверим утонут эти мячи или нет.(Дети отпускают мячи в чашу с водой)Утонули мячи?
Дети:-Нет.
Воспитатель:-Почему они не тонут?
Дети:-Мячи легкие.
Воспитатель:-Правильно пластмассовые мячи легкие и они не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?
Таня:-Нет.У меня мяч был не пластмассовый.
Воспитатель:-Ребята,подойдемте к другой корзине,тут тоже лежат мячи,возьмите их и скажите какие они?
Дети:-Легкий,деревянный.
Воспитатель:-Правильно.Посмотрим тонут они или нет.(дети экспериментируют)
Дети:-Не тонут.
Воспитатель:-Верно,деревянные мячи тоже не тонут.Таня,такой у тебя был мяч?
Таня:-Нет.Он был не деревянный.
Воспитатель:-А у нас еще есть мячи,(подходят к следующей корзине),возьмите их и скажите какие это мячи.
Дети:-Легкие,мягкие,резиновые.
Воспитатель:-Давайте их тоже отпустим в воду и посмотрим тонут они или нет.(Дети экспериментируют).
Дети:-эти мячи тоже не тонут,потомучто они легкие.
Воспитатель:-Правильно,резиновые мячи легкие и не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?
Таня:-Да,У меня мяч был резиновый.
Воспитатель:-Таня,ты не переживай,мяч твой не утонет потому что он резиновый.(Таня радуется и перестает плакать)А теперь сядем на стульчики,у меня для вас еще приготовлены мячи.(Дети садятся)Посмотрите,ребята,какой у меня еще есть мяч,но он у меня один,поэтому я вам дам посмотреть поочереди.(Дети поочереди рассматривают незнакомый мяч)Какой он?
Дети:-Тяжелый.
Воспитатель:-Верно,он тяжелый,потомучто это металический мяч.Давайте вместе скажем это новое слово.(Дети повторяют).Посмотрим утонет этот мяч или нет.(Воспитатель отпускает в чашу с водой,мяч тонет).
Дети:-Мяч тонет.Он тяжелый.
Воспитатель:-Правильно,металические мячи тонут.А у меня еще есть один мяч,он тоже один и с ним надо обращаться очень осторожно,так как может разбиться,это стеклянный мяч.Скажем все вместе слово,стеклянный,(дети повторяют).Проверим тонет ли он.(воспитатель отпускает в чашу с водой стеклянный мяч)
Дети:-Тонет.
Воспитатель:-Верно.Стеклянные мячи тоже тонут.
Таня:-Сколько мячей у вас,ребята,а у меня с подругами только один и мы всегда соримся.
Воспитатель:-Не переживай,Таня,сейчас мы с ребятками слепим тебе мячи и у тебя тоже много будет мячей.(Дети садятся за столы и лепят Тане мячи из пластилина,затем дарят Тане).
Таня:-Спасибо,ребята!Я пошла к подругам и обрадую их.До свидания!(Дети прощаются с Таней)
Воспитатель:-Ребята,понравилось ли вам сегодня занятие?Чем занимались мы сегодня?(воспитатель выслушивает ответы)Какие вы молодцы,так хорошо занимались сегодня.Спасибо вам.
Елена Перепечаева
Цель :
Познакомить детей со свойствами воды : теплая, холодная,
прозрачная, чистая, без запаха, без вкуса, жидкая.
Подвести малышей к пониманию того, что свойства воды могут меняться в зависимости от того, в какой температуре она находиться и что в нее добавить (замерзает, окрашивается, может приобретать запах и вкус, может пениться).
Отметить важность воды на земле (для растений, рыб, животных и человека) .
Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Предварительная работа :
Наблюдение за комнатными растениями.
Чтение потешек и сказок.
Купание куклы, стирка белья.
Игры с игрушками в воде.
Материал :
- капельки и цветочки (на фланелеграфе) ;
Емкости для экспериментов с водой ;
Лейка с водой, комнатное растение;
Стакан, банка с горячей водой, ложки, пустые чашки (по кол-ву детей, сахар, краска, жидкость для мытья посуды, мыльные пузыри.
Воспитатель : Я вам дети, сейчас расскажу историю про маленькие капельки .
Жили-были маленькие водяные капельки . Где были капельки , там была вода. А где была водичка, всем было хорошо.
Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды, налетел сильный ветер и принёс мороз, капельки замёрзли .
(Показываю лёд)
Что это детки?
Потрогайте, какой лёд?
Холодный, прозрачный.
А без капелек погибнут рыбки , цветы. Надо спасать капельки . Давайте позовём на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельки .
(Дети просят «Солнышко» о помощи)
Воспитатель : Солнышко! Ветер и мороз капельки заморозили . Помоги нам вернуть их, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения и люди не могут без воды.
Показываю детям «размороженные» капельки
Подвожу детей к столу для экспериментов с водой .
Предлагаю вниманию детей емкость с водой.
Вопросы :
Какая водичка? Потрогайте и посмотрите.
(Дети опускают пальчик, пробуют воду на ощупь) .
Дети : Холодная, чистая, прозрачная.
Воспитатель : А в этом стаканчике? (дети пробуют воду в другой емкости)
Дети : Теплая, чистая, прозрачная.
Воспитатель :
Ребята, давайте пустим рыбок в баночку и посмотрим на них.
Как вы думаете им нравиться плавать в прозрачной, чистой воде?
А что произойдет, если мы добавим в воду краску?
– Где наши рыбки?
Видно ли их ребята?
А почему не видно? (вода грязная)
Это грязная вода, она никому не нужна.
Воспитатель : Нужно, чтоб рыбки жили в чистой и прозрачной воде. (Пересаживает рыбок в прозрачную воду.
(Все подходят к столу, где стоят чашки с водой) .
Воспитатель : Рыбки пьют в аквариуме, А кто пьёт из чашки кипяченую водичку? Догадайтесь ребята, для кого эта водичка?
Дети : Для нас.
Какая вода в стаканчике? Чистая, прозрачная, кипячённая, вкусная
Попробуйте ребята, водичку. Что вы делаете?
Дети : Пьём воду.
Воспитатель : Какая водичка? Чистая, прозрачная, вкусная
Можно ли пить грязную воду?
Дети : Нет.
Воспитатель : Ребята а как вы думаете, что произойдет если мы добавим в водичку сахар? Какая станет водичка?
(Дети пробуют воду на вкус) – Сладкая!
Воспитатель : Ребята, а цветы тоже любят водичку.
Обращаю внимание детей на цветок (комнатное растение)
Воспитатель : Как здесь наш цветочек поживает? Что- то он загрустил. Ребята, а кто скажет, что нам нужно сделать, чтобы цветочек повеселел?
Дети : Полить водичкой.
Воспитатель - А растение. что делает с водичкой?
Дети : пьют.
Воспитатель : Видите ребята, без водички погибли бы все растения, и цветы.
Воспитатель : Ребята, давайте с водичкой поиграем.
Кто мне скажет, что это такое?
(показываю жидкость для мытья посуды) . А как вы думаете, какой станет вода, если в нее налить моющее средство? (мыльной) .
Я вам сейчас покажу, как с этой водичкой можно поиграть. (Надуваю мыльные пузыри) .
Ребята, Вам понравилось играть с водичкой. ?
Что интересного вы сегодня узнали?
Что произойдет с водой, если ее заморозить (лед)
Какая вода на вид (чистая, прозрачная, без запаха)
Воду можно покрасить (непрозрачная) .
В воде можно растворить сахар (сладкая, моющее средство.
Без воды все погибнет.
Публикации по теме:
Конспект НОД с элементами эксперимента «Знакомство с камешками» Тема «Знакомство с камешками» Цель: - познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит); - развивать мышление,.
Конспект НОД с элементами эксперимента «Путешествие с Капитошкой» «Путешествие с Капитошкой» Образовательная область: Познание Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе ознакомления.
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым); выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее.
Конспект занятия по лепке с элементами рисования в первой младшей группе «Колобок катится по дорожке и песенку поет» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «В гости к нам пришли матрешки». Задачи: -развивать понимание и мотивацию.
Конспект занятия с элементами экспериментирования по формированию представлений о воде «Путешествие серебристой капельки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Музыка», «Художественная литература» «Программа.
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Путешествие Капельки» Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования «Путешествие Капельки». Средняя группа. Воспитатель: Муравлева И. Е. Программное.
Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе
«Спасение цветочка»
Оборудование: - цветы, снег, лейки.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель заводит детей в группу. Дети здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Стук в дверь. А кто к нам в гости пожаловал? Зайка из леса (плачет).
Воспитатель: Зайка, а почему ты плачешь? Что у тебя случилось?
Зайка: Ребята, у меня заболел цветочек. Помогите мне, пожалуйста
Воспитатель: Зайка, не плачь, мы тебе поможем. Поможем, ребята
Воспитатель: Зайка давай посмотрим, что с твоим цветочком? Ой, да он сухой у тебя, его нужно полить. Ребята, как вы думаете, чем нужно полить цветочек?
Дети: Водой
Картинки на мольберте
Воспитатель: А что еще водичкой можно делать?
Чем мы умываемся каждое утро?
А посуду чем моют наши мамы?
Когда Вы пить хотите, что пьете?
Дети: Водой.
Физминутка: «Зайка серенький»
Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)
Воспитатель: А что у нас здесь, посмотрите. Воспитатель подводит детей к столу (на столе чашка с горячей водой)
Дети: Вода.
Воспитатель: А какая она? потрогайте.
Дети: (Дети трогают воду) Горячая.
Воспитатель: А можно ли горячей водой поливать цветы?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы водичка стала теплой?
Дети: Добавить снег
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Давайте добавим и снег в горячую воду. Что случилось со снегом?
Дети: они растаял.
Воспитатель: А вода, стала какой?
Дети: теплой
Дети трогают воду.
Воспитатель: Теперь можно поливать цветы?
Дети: Да. (Берут лейки, наполняют их водой и поливают цветы).
Дети с воспитателем поливают цветы.
Зайчик: Ребята, спасибо вам большое, вы спасли мой цветочек!
Воспитатель: Зайчик, мы и твой спасли и свои полили.
Заключительный этап:
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы делали сегодня
Дети: помогали зайчику.
Воспитатель: А какой водой, нужно поливать цветы?
Дети: теплой.
Воспитатель: А у нас какая сначала была вода?
Дети: горячая.
Воспитатель: Вот видите, ребята, снег - это тоже вода, только твердая, и чтобы сделать воду теплой, нужно перемешать холодную и горячую воду. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и зайкой.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам