Открытое занятие в первой младшей группе по экспериментированию. Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе Волшебница вода Конспекты экспериментирования в 1 младшей группе

Анна Ганоцкая
Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе Волшебница вода.

Виды детской деятельности :игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

Задачи :

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды : прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.

2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной , горячей, теплой, мутной.

4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода ) и мыслительную деятельность.

5. Развивать внимание, интерес к .

Целевые ориентиры : может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности , владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки» , принимает участие в игре «Для чего нужна вода » .

Оборудование : Инвентарь для опытов : стаканы с водой (по количеству детей, ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, крахмал, кофе, сахар, варенье, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки, сюжетные картинки.

1. Организационный момент.

Дети проходят на стульчики.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Ребята, я заблудился. Я был маленькой капелькой, однажды подул сильный ветер и унес меня.

Я жил там, где много воды. А где была вода , всем было хорошо. Счастливые рыбки плавали в воде, цветы издавали волшебный аромат , а растения радовали своей зеленью. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса . Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода .

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться –

Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас .

Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап) .

У нас дома откуда мы берем воду? (из крана) .

Какая вода бежит из крана ? (холодная и горячая) .

Какой водой лучше мыть руки? (теплой) .

Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети определяют воду в ведерках холодную и горячую.

2. Основная часть. Опыты с водой.

Опыт : «Смешивание холодной и горячей воды»

Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка : в одном горячая вода , а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике) .

Опыт : «Цвет воды»

А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная , поэтому видно ложку) . Это еще одно свойство воды – вода прозрачная .

Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье) . Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет , а если мы размешаем в воде сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся? (растворился в воде) . Вот какая волшебная вода – может менять цвет и растворять вещества.

Опыт : «Форма воды»

(Налить немного воды на плоскую тарелку) . Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы , так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия) . Это тоже свойство воды – она не имеет формы.

3. Физкультминутка «Рыбки»

Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко. " (Качаем сомкнутыми ладонями -

отрицательный жест).

А третья сказала : "Мне хочется спать!" (Ладони поворачиваются на

тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула : "Здесь крокодил! (Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения

сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их) . А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные : у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).

Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат, вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые) .

Опыт «Что сказала водичка?»

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

Что ответила вам водичка? (Буль)

- Вода умеет издавать разные звуки.

Опыт : «Тонет или плывет»

Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная .)

Капитошка принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки– тяжелые или легкие? (Щепки легкие) .

А что легче, что тяжелее – щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)

Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает) .

Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.

Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?

4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода »

Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.

Рыбки плавают в озере.

Дети поливают цветы.

Из крана льется вода , мальчик моет руки с мылом.

Бабушка моет посуду.

Мама в ванночке купает малыша.

5. Рефлексия.

Да, вода всегда нам нужна , чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб , птиц и растений. Вот какая нужная вода . Спасибо тебе, Капитошка, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.

«Смею вам я доложить-

Без воды нам не прожить!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Капитошка принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.

Занятие по экспериментированию

«Что такое чистым быть?»

(первая младшая группа, 2-3 года)

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цели: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования, познакомить детей со свойствами воды, расширять представления об окружающем мире, развивать любознательность, мышление и речь ребенка.

Задачи: Привлекать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов, Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Материалы и оборудование : стаканчики с водой, тазик с водой, краски (гуашь, разведенная водой и налитая в красивую бутылочку), мелкие игрушки (например киндер сюрприз), салфетки, грузовик.

Организационный момент:

В группу заезжает грузовик с мелкими игрушками.

Воспитатель: ребята посмотрите какие гости к вам сегодня приехали.

Раздает каждому ребенку по игрушке. Дети их рассматривают и называют.

Воспитатель: На улице сегодня грязно и пока игрушки к вам ехали они испачкались. Давайте их помоем.

Что такое чистым быть?

Ручки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да подстричь их поскорей.

Нужно умываться по утрам

Да еще по вечерам.

Основная часть:

Дети подходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой.

Воспитатель: давайте опустим игрушки в воду и помоем их. Посмотрите, вы видите в воде свой игрушки? Водичка какая? (прозрачная, чистая).

А давайте капнем в воду краску. Какая стала водичка? (грязная, Непрозрачная)

Что с ней случилось? (испачкалась).

Ребята, водичка стала грязная и игрушки наши опять испачкались. Что же нам теперь делать? Как же их опять отмыть? (Помыть в чистой, прозрачной водичке).

Давайте их помоем в тазике с чистой, прозрачной водой.

Дети моют игрушки в тазике с чистой водой и вытирают их салфеткой.

Ах, водичка-вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги - вправо, брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытремся мы очень быстро!!!

Воспитатель: Ну вот, теперь ваши игрушки опять чистые и могут с вами поиграть.

Реализация содержания программы в образовательной области:.,Познавательное

развитие, Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, .

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,игровая.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Материал: большая чаша с водой на столе, мячи из резины, пластмассы, дерева, метала, стекла,пластилин,доска для лепки,салфетки.

Пальчиковая игра:,Котятки..

Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая Таня.

Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?

Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.

Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)

Воспитатель:А у нас в группе тоже много мячей.Ребята,посмотрите сколько мячей лежат в корзине(дети подходят к первому столу).Возьмите каждый по мячу,потрогайте и скажите какой это мяч?

Дети:-Гладкий,круглый,легкий,пластмассовый.

Воспитатель:-Правильно.А давайте проверим утонут эти мячи или нет.(Дети отпускают мячи в чашу с водой)Утонули мячи?

Дети:-Нет.

Воспитатель:-Почему они не тонут?

Дети:-Мячи легкие.

Воспитатель:-Правильно пластмассовые мячи легкие и они не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?

Таня:-Нет.У меня мяч был не пластмассовый.

Воспитатель:-Ребята,подойдемте к другой корзине,тут тоже лежат мячи,возьмите их и скажите какие они?

Дети:-Легкий,деревянный.

Воспитатель:-Правильно.Посмотрим тонут они или нет.(дети экспериментируют)

Дети:-Не тонут.

Воспитатель:-Верно,деревянные мячи тоже не тонут.Таня,такой у тебя был мяч?

Таня:-Нет.Он был не деревянный.

Воспитатель:-А у нас еще есть мячи,(подходят к следующей корзине),возьмите их и скажите какие это мячи.

Дети:-Легкие,мягкие,резиновые.

Воспитатель:-Давайте их тоже отпустим в воду и посмотрим тонут они или нет.(Дети экспериментируют).

Дети:-эти мячи тоже не тонут,потомучто они легкие.

Воспитатель:-Правильно,резиновые мячи легкие и не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?

Таня:-Да,У меня мяч был резиновый.

Воспитатель:-Таня,ты не переживай,мяч твой не утонет потому что он резиновый.(Таня радуется и перестает плакать)А теперь сядем на стульчики,у меня для вас еще приготовлены мячи.(Дети садятся)Посмотрите,ребята,какой у меня еще есть мяч,но он у меня один,поэтому я вам дам посмотреть поочереди.(Дети поочереди рассматривают незнакомый мяч)Какой он?

Дети:-Тяжелый.

Воспитатель:-Верно,он тяжелый,потомучто это металический мяч.Давайте вместе скажем это новое слово.(Дети повторяют).Посмотрим утонет этот мяч или нет.(Воспитатель отпускает в чашу с водой,мяч тонет).

Дети:-Мяч тонет.Он тяжелый.

Воспитатель:-Правильно,металические мячи тонут.А у меня еще есть один мяч,он тоже один и с ним надо обращаться очень осторожно,так как может разбиться,это стеклянный мяч.Скажем все вместе слово,стеклянный,(дети повторяют).Проверим тонет ли он.(воспитатель отпускает в чашу с водой стеклянный мяч)

Дети:-Тонет.

Воспитатель:-Верно.Стеклянные мячи тоже тонут.

Таня:-Сколько мячей у вас,ребята,а у меня с подругами только один и мы всегда соримся.

Воспитатель:-Не переживай,Таня,сейчас мы с ребятками слепим тебе мячи и у тебя тоже много будет мячей.(Дети садятся за столы и лепят Тане мячи из пластилина,затем дарят Тане).

Таня:-Спасибо,ребята!Я пошла к подругам и обрадую их.До свидания!(Дети прощаются с Таней)

Воспитатель:-Ребята,понравилось ли вам сегодня занятие?Чем занимались мы сегодня?(воспитатель выслушивает ответы)Какие вы молодцы,так хорошо занимались сегодня.Спасибо вам.

Елена Перепечаева

Цель :

Познакомить детей со свойствами воды : теплая, холодная,

прозрачная, чистая, без запаха, без вкуса, жидкая.

Подвести малышей к пониманию того, что свойства воды могут меняться в зависимости от того, в какой температуре она находиться и что в нее добавить (замерзает, окрашивается, может приобретать запах и вкус, может пениться).

Отметить важность воды на земле (для растений, рыб, животных и человека) .

Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа :

Наблюдение за комнатными растениями.

Чтение потешек и сказок.

Купание куклы, стирка белья.

Игры с игрушками в воде.

Материал :

- капельки и цветочки (на фланелеграфе) ;

Емкости для экспериментов с водой ;

Лейка с водой, комнатное растение;

Стакан, банка с горячей водой, ложки, пустые чашки (по кол-ву детей, сахар, краска, жидкость для мытья посуды, мыльные пузыри.

Ход занятия

Воспитатель : Я вам дети, сейчас расскажу историю про маленькие капельки .

Жили-были маленькие водяные капельки . Где были капельки , там была вода. А где была водичка, всем было хорошо.

Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды, налетел сильный ветер и принёс мороз, капельки замёрзли .

(Показываю лёд)

Что это детки?

Потрогайте, какой лёд?

Холодный, прозрачный.

А без капелек погибнут рыбки , цветы. Надо спасать капельки . Давайте позовём на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельки .

(Дети просят «Солнышко» о помощи)

Воспитатель : Солнышко! Ветер и мороз капельки заморозили . Помоги нам вернуть их, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения и люди не могут без воды.

Показываю детям «размороженные» капельки

Подвожу детей к столу для экспериментов с водой .

Предлагаю вниманию детей емкость с водой.

Вопросы :

Какая водичка? Потрогайте и посмотрите.

(Дети опускают пальчик, пробуют воду на ощупь) .

Дети : Холодная, чистая, прозрачная.

Воспитатель : А в этом стаканчике? (дети пробуют воду в другой емкости)

Дети : Теплая, чистая, прозрачная.

Воспитатель :

Ребята, давайте пустим рыбок в баночку и посмотрим на них.

Как вы думаете им нравиться плавать в прозрачной, чистой воде?

А что произойдет, если мы добавим в воду краску?

– Где наши рыбки?

Видно ли их ребята?

А почему не видно? (вода грязная)

Это грязная вода, она никому не нужна.

Воспитатель : Нужно, чтоб рыбки жили в чистой и прозрачной воде. (Пересаживает рыбок в прозрачную воду.

(Все подходят к столу, где стоят чашки с водой) .

Воспитатель : Рыбки пьют в аквариуме, А кто пьёт из чашки кипяченую водичку? Догадайтесь ребята, для кого эта водичка?

Дети : Для нас.

Какая вода в стаканчике? Чистая, прозрачная, кипячённая, вкусная

Попробуйте ребята, водичку. Что вы делаете?

Дети : Пьём воду.

Воспитатель : Какая водичка? Чистая, прозрачная, вкусная

Можно ли пить грязную воду?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята а как вы думаете, что произойдет если мы добавим в водичку сахар? Какая станет водичка?

(Дети пробуют воду на вкус) – Сладкая!

Воспитатель : Ребята, а цветы тоже любят водичку.

Обращаю внимание детей на цветок (комнатное растение)

Воспитатель : Как здесь наш цветочек поживает? Что- то он загрустил. Ребята, а кто скажет, что нам нужно сделать, чтобы цветочек повеселел?

Дети : Полить водичкой.

Воспитатель - А растение. что делает с водичкой?

Дети : пьют.

Воспитатель : Видите ребята, без водички погибли бы все растения, и цветы.

Воспитатель : Ребята, давайте с водичкой поиграем.

Кто мне скажет, что это такое?

(показываю жидкость для мытья посуды) . А как вы думаете, какой станет вода, если в нее налить моющее средство? (мыльной) .

Я вам сейчас покажу, как с этой водичкой можно поиграть. (Надуваю мыльные пузыри) .

Ребята, Вам понравилось играть с водичкой. ?

Что интересного вы сегодня узнали?

Что произойдет с водой, если ее заморозить (лед)

Какая вода на вид (чистая, прозрачная, без запаха)

Воду можно покрасить (непрозрачная) .

В воде можно растворить сахар (сладкая, моющее средство.

Без воды все погибнет.






Публикации по теме:

Конспект НОД с элементами эксперимента «Знакомство с камешками» Тема «Знакомство с камешками» Цель: - познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит); - развивать мышление,.

Конспект НОД с элементами эксперимента «Путешествие с Капитошкой» «Путешествие с Капитошкой» Образовательная область: Познание Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе ознакомления.

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым); выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее.

Конспект занятия по лепке с элементами рисования в первой младшей группе «Колобок катится по дорожке и песенку поет» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «В гости к нам пришли матрешки». Задачи: -развивать понимание и мотивацию.

Конспект занятия с элементами экспериментирования по формированию представлений о воде «Путешествие серебристой капельки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Музыка», «Художественная литература» «Программа.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Путешествие Капельки» Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования «Путешествие Капельки». Средняя группа. Воспитатель: Муравлева И. Е. Программное.

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе

«Спасение цветочка»

    Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
    Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления детей о свойствах воды. - активизировать словарь детей (горячая, теплая, холодная) Развивающая: - развивать речь детей посредством общения. Воспитательная: - воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: - цветы, снег, лейки.

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель заводит детей в группу. Дети здороваются с гостями и садятся на стульчики.

Стук в дверь. А кто к нам в гости пожаловал? Зайка из леса (плачет).

Воспитатель: Зайка, а почему ты плачешь? Что у тебя случилось?

Зайка: Ребята, у меня заболел цветочек. Помогите мне, пожалуйста

Воспитатель: Зайка, не плачь, мы тебе поможем. Поможем, ребята

Воспитатель: Зайка давай посмотрим, что с твоим цветочком? Ой, да он сухой у тебя, его нужно полить. Ребята, как вы думаете, чем нужно полить цветочек?

Дети: Водой

Картинки на мольберте

Воспитатель: А что еще водичкой можно делать?

Чем мы умываемся каждое утро?

А посуду чем моют наши мамы?

Когда Вы пить хотите, что пьете?

Дети: Водой.

Физминутка: «Зайка серенький»

Зайка серенький сидит

(приставляем ладошки к голове)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(топаем ногами)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал!

(пугаемся и разбегаемся по комнате)

Воспитатель: А что у нас здесь, посмотрите. Воспитатель подводит детей к столу (на столе чашка с горячей водой)

Дети: Вода.

Воспитатель: А какая она? потрогайте.

Дети: (Дети трогают воду) Горячая.

Воспитатель: А можно ли горячей водой поливать цветы?

Дети: нет

Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы водичка стала теплой?

Дети: Добавить снег

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Давайте добавим и снег в горячую воду. Что случилось со снегом?

Дети: они растаял.

Воспитатель: А вода, стала какой?

Дети: теплой

Дети трогают воду.

Воспитатель: Теперь можно поливать цветы?

Дети: Да. (Берут лейки, наполняют их водой и поливают цветы).

Дети с воспитателем поливают цветы.

Зайчик: Ребята, спасибо вам большое, вы спасли мой цветочек!

Воспитатель: Зайчик, мы и твой спасли и свои полили.

Заключительный этап:

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы делали сегодня

Дети: помогали зайчику.

Воспитатель: А какой водой, нужно поливать цветы?

Дети: теплой.

Воспитатель: А у нас какая сначала была вода?

Дети: горячая.

Воспитатель: Вот видите, ребята, снег - это тоже вода, только твердая, и чтобы сделать воду теплой, нужно перемешать холодную и горячую воду. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и зайкой.


Что еще почитать