Параметры микроклимата в спальных помещениях дошкольных групп. Детская психология: благоприятный микроклимат в детском саду. Нормирование микроклимата дошкольных организаций

Консультация для воспитателей

«Создание благоприятного микроклимата в группе»

одна из важных задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

Детей надо приучать жить среди людей,

формировать у них определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

Микроклимат для малышей

В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.
«Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

«Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

За стенами детсада

Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

«Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

«Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

«В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

Дети нуждаются в красоте

Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».
С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

«Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

Пресс-служба CAPAROL

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

  • температура воздуха во внутренних помещениях детских садов;
  • влажность воздуха;
  • свежесть воздуха.

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Еще по теме Микроклимат дошкольных учреждений.:

  1. Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям
  2. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений
  3. Гигиенические требования к оборудованию помещений дошкольных учреждений
  4. В целях предупреждения пищевых отравлений в дошкольных учреждениях предлагается:
  5. Гигиенические требования к цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений
  6. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольных учреждениях

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого .

Одной из важнейших задач в работе педагога является формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций; сплочению группы.

Приёмы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);

«Уголок настроения» – для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

использование принципа изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул»).

Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой – синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведением и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы – это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей.


Что еще почитать