Поступки лизы в произведении бедная. Бедная Лиза характеристика образа Лиза (бедная Лиза). Вывезла из зоны боевых действий больше ста детей


Лиза – главная героиня в произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Стеснительная и робкая крестьянская девушка живёт в хижине с матерью. Отец её умер, и девушке пришлось справляться самой со всеми заботами, так как мать, убитая горем, не годилась для работы. Она очень трудолюбивая, добрая и всегда готова помочь близким. Но судьба сводит её с дворянином по имени Эраст.

Лиза влюбилась в этого человека, искренне поверила в его чувства, но он бросил её, и, проиграв всё своё состояние на войне, женился на богатой вдове. Девушка не смогла пережить горе и решила свести концы с жизнью, утопившись в озере. Узнав о смерти дочери, мать бедной Лизы закрыла свои глаза на веки.

Сам автор не осуждает своих героев, а лишь сочувствует им. Именно поэтому он постоянно называет Лизу «бедной», понимая её сложную судьбу. Между чувствами крестьянской девушки и богатого мужчины стоит непреодолимое препятствие – социальное неравенство, поэтому Эрасту невозможно быть с Лизой.

Как я оцениваю поступок Лизы? Я считаю, что героиня поступила неразумно и необдуманно. В любой жизненной ситуации есть выход. Девушка могла бы поговорить со своей матерью, которая бы выслушала и поддержала любимую дочь. Их любовь помогла бы Лизе пережить это страшное предательство, а со временем всё могло бы забыться. Её мама умерла бы счастливой, зная что с дочерью всё хорошо.

Но бедная Лиза выбрала другой, очень жестокий путь, не задумываясь о последствиях своего поступка. Она поддалась своим чувствам, а не разуму. Потеряв Эраста, девушка потеряла смысл своей жизни. Совершив страшный грех, она навредила не только себе, но и своим близким. Вместо того чтобы прожить долгую жизнь, в которой нашлось бы место новому счастью, девушка оборвала свой жизненный путь, не пройдя трудное препятствие. Концом её дороги оказался тупик, из которого Лиза не смогла найти выход.

Обновлено: 2019-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема урока: Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Тип урока : развитие речи

Цели : 1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; Рассмотреть образы действующих лиц. Учить работать с текстом выборочно. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.

Оборудование урока : учебник, текст повести, иллюстрации, музыкальное сопровождение: « Andante » Моцарта; эпиграфы, презентация к уроку.

В душе померк бы день, И тьма настала вновь,

Когда бы на земле, изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил

А кто не знал любви, тот все равно, все равно, что не жил.

Ж.Б. Мольер (1622-1673)

Ход урока:

    Огрмомент. Распределение по группам.

Литература – удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII .

Дома вы прочитали сентиментальную повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», созданную в 1792 году. Ребята, действительно ли повесть является сентиментальной? И что за направление – сентиментализм? (минута на обсуждение)

2.Ввод в тему урока.

Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа – это слова французского писателя 17 века Ж.Б. Мольера. Прошу Вас прочитать и ответить на вопрос: К кому из героев можно его адресовать? И почему? (Лизе и Эрасту, автору). Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Откройте тетради и запишите тему урока «Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Давайте определим цель нашего урока. (Рассмотреть образы главных героев, их поступки)

Ну а какое же ключевое слово можно выделить из эпиграфа? (Любовь) Что вам известно о любви вообще? (Дискуссия)

Я вполне согласна с вами, в словаре С.И. Ожегова Любовь - 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. И в повести мы увидели одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым автор показывал многоликость этого чувства и как бы давал понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно). И об этом мы тоже будем говорить на уроке

Основная часть урока.

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий. Внимание, Проблемный вопрос « Почему герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - не могут быть счастливы ни в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Счастлив ли третий герой повести – автор? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим образы главных героев

Задание для 1 группы

Составить постер по теме « Образ Лизы» (что означает ее имя, черты ее характера (эпитеты), воспитание Лизы, Жизненные ценности Лизы). Начертить диаграмму чувств Лизы.

Задание для 2 группы

Составить постер по теме «Образ Эраста» (что означает его имя, черты его характера (эпитеты), воспитание Эраста, Жизненные ценности Эраста). Начертить диаграмму чувств Эраста.

Задание для 3 группы

Составить постер по теме «Образ автора» (показать роль автора в повести, как он относится к своим героям, какую оценку дает автор поведению своих героев в различных элементах композиции).

Для составления постера вам дается (доказательство надо предоставить отрывками из текста).

Защита постеров.

Оценивание групп.

Высказывание групп

Просмотр отрывка из мультфильма «Бедная Лиза»

А теперь я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма, снятого по повести «Бедная Лиза». Определить, какой элемент композиции здесь показан?(2 мин) (просмотр и обсуждение). И здесь я с вами вполне согласна.

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Перекрестные вопросы.

А сейчас я даю Вам время для того чтобы вы составили сложный вопрос для соседней группы. Вспомним с каких слов могут начинаться сложные вопросы? (Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Согласны ли вы...? ) Перед вами лежат ландыши, напишите на них по одному вопросу и передайте 1 группа -3 группе, 2 группа -1 группе, 3 группа – 2 группе) Время – минута. Передали. Группы вам на обсуждение 1 минута. Ответы.

Пятистишье

А сейчас я предлагаю вам записать пятистишье. Ключевое слово ЛЮБОВЬ

Но 1 группа «Что значит Любовь для Лизы»,

2 группа «Что такое любовь для Эраста»,

3 группа «Что такое любовь для автора» (2 минуты)

Ответы на проблемный вопрос

А теперь возвращаемся к нашему вопросу

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Домашнее задание. Сегодня в качестве домашнего задания, мы используем методику РАФТ и напишем письма героям и от героев

РАФТ

Группы

Роль

Адресат

Форма

Тема

1 группа

Лиза

Мама

Письмо- прощение

«Мое минутное счастье стало несчастьем нашей семьи»

2 группа

Эраст

Лиза

Письмо-страдание

«Я не могу утешиться и считаю себя убийцей»

3 группа

Современной молодежи

Письмо -оправдание

«Всякое страдание получит награду»

Итоги урока. Выставление оценок. Прошу всех спикеров дать оценку каждому члену группы, прокомментировав результат работы. Подведение итогов. А теперь возьмите в руки свои цветы, которые вы получила в начале урока, напишите какие чувства вызвала в Вас сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Сейчас мы соберем корзину чувств.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо.

Фамилия, имя учащегося

Задание №1

д/з и обсуждение эпиграфа

Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера

10б

Задание №3

Задание №4 Пятистишье

Итого 25-23б – «5»

22-20б – «4»

19-17б– «3»

Фамилия, имя учащегося

Задание №1

д/з и обсуждение эпиграфа

Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)

Задание №4 Пятистишье

Самостоятельное составление пятистишья

Итого 25-23б – «5»

22-20б – «4»

19-17б– «3»

Фамилия, имя учащегося

Задание №1

д/з и обсуждение эпиграфа

Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера 10б

Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)

Задание №4 Пятистишье

Самостоятельное составление пятистишья

Итого 25-23б – «5»

22-20б – «4»

19-17б– «3»

p>Повесть Карамзина “Бедная Лиза” открыла для русской литературы сентиментализм. На первый план в этом произведении вышли чувства и переживания героев. Главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности.

p>Повесть рассказывает о любви простой крестьянской девушки Лизы и богатого дворянина Эраста. Случайно встретив на улице Лизу, Эраст был поражен ее чистой и естественной красотой. Он пресытился жизнью богатого барина, “скучал и жаловался на судьбу свою”.

Лиза для него как глоток свежего воздуха, чистая,

Наивная и прекрасная. Его чувство к ней быстро разгорается. Он представлял себе идиллические картины их жизни, считал, что их любовь будет только платонической, что они смогут “жить как брат с сестрою”. Однако со временем их отношения становятся другими.

После того как Лиза отдалась ему, Эраст теряет к ней интерес. Для него она уже не идиллическая “пастушка”, а обычная женщина, которых он уже встречал. Их отношения начинают тяготить Эраста, и он решается уйти в военный поход.

p>Лиза тоже с первой встречи восхищена молодим барином. Она понимает, что между ними не может быть счастливого брака. Однако полюбив, уже не может отказаться от Эраста. Ее чувства глубоки и сильны, а отдавшись, она полюбила Эраста еще сильнее.

Поверив его обещаниям, она ждала его возвращения с войны, но однажды случайно встретила на улицах города. Эраст не был рад их встрече и рассказал о своей скорой женитьбе на богатой вдове. Ему было жалко Лизу, совесть не давала ему просто уйти, и он решил от нее откупиться. Но для Лизы это было равносильно смерти.

Она не видела для себя будущего без Эраста. Поддавшись чувствам, Лиза бросилась в пруд, близ которого они проводили вечера вместе. Эраст так и не смог простить себе смерть Лизы.

До конца своих дней он “почитал себя убийцей”.

p>Чувства героев играют главную роль в повести “Бедная Лиза”. И Эраст, и Лиза живут и совершают поступки, руководствуясь чувствами. Чувства глубокого сожаления и сочувствия смог вызвать автор у читателей.

Он показал внутренний мир человека, его переживания, стремления и надежды.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Повесть “Бедная Лиза” – признанный шедевр русской сентиментальной литературы. В этом произведение на первый план поставлены чувства и переживания героев. Главными героями повести являются крестьянка Лиза и дворянин Эраст. Лиза – молодая красивая девушка с чистой душой и добрым сердцем. После смерти отца, она тяжело работает, чтобы прокормить больную мать. Встретив Эраста, […]...
  2. В повести “Бедная Лиза ” Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния. Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб. Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина […]...
  3. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста. Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. […]...
  4. Повесть “Бедная Лиза” является одним из шедевров русской сентиментальной литературы. Сентиментализм в литературном творчестве характеризовался особым акцентом на чувственности. Поэтому главенствующее место в своей повести автор отдает чувствам и переживаниям героев. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Автор поднимает перед читателем сразу несколько вопросов. На первый план выходит проблема социального неравенства. Герои не могут […]...
  5. Эта повесть рассказывает о любви крестьянской девушки Лизы к богатому молодому человеку Эрасту. Когда у Лизы умер отец, ей было 15 лет, она осталась с матерью, у них не было достаточных средств к существованию, поэтому Лиза занималась рукоделием и работу продавать ходила в город. Однажды она повстречала приятного молодого человека, который купил у нее цветы. […]...
  6. Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-“с изрядным разумом […]...
  7. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой повести достаточно прост, он показывает пропасть, которая лежит между людьми из разных слоев общества. Если же смотреть чуть глубже, можно проследить интересные перемены человеческих чувств, которые тоже подвержены влиянию времени. […]...
  8. Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) – учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью “Бедная Лиза” рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и […]...
  9. Эраст – один из главных героев повести Карамзина “Бедная Лиза”. Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: “сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, […]...
  10. План пересказа 1. Жизнь Лизы в доме ее матери. 2. Лиза встречает Эраста. 3. Молодой, человек приходит в дом Лизы. 4. Переживания героев. 5. Герои начинают встречаться каждый день. 6. Эраст лишает Лизу невинности, и его отношение к ней меняется. 7. Лиза встречает Эраста в Москве и узнает, что он должен жениться на богатой вдове. […]...
  11. История создания Повесть “Бедная Лиза” опубликована в 1792 году в “Московском журнале”, который издавал Карамзин. Писателю всего 25 лет. Именно “Бедная Лиза” сделала его популярным. Карамзин не случайно отнес действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый еще Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюбленных пар, его […]...
  12. Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его “Бедная Лиза” стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не […]...
  13. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” (1792) стала новым словом в русской литературе. Она ознаменовала собой новое течение – сентиментализм. Как известно, сентиментализм интересовался прежде всего внутренним миром героев, их чувствами, настроениями, переживаниями. Это направление можно назвать демократичным, так как оно признавало право людей все сословий на душу и чувства. Недаром крылатым стало выражение из […]...
  14. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина “Бедная Лиза” План I. Актуальность повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” во все времена. II. Истинные и ложные ценности в повести. 1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы. 2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста. 3. Истинные причины гибели бедной Лизы. III. Жить по […]...
  15. Лучшей повестью Карамзина справедливо признана “Бедная Лиза” (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении […]...
  16. Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Главный интерес повествования заключен в душевной жизни Лизы, в истории расцвета и […]...
  17. Повесть начинается с описания кладбища, на котором похоронена девушка Лиза. Отталкиваясь от этой картины, автор рассказывает печальную историю юной крестьянки, заплатившей жизнью за свою любовь. Однажды, продавая на улице собранные в лесу ландыши, Лиза познакомилась с молодым дворянином Эрастом. Ее красота, естественность и простодушие покорили опустошенного светской жизнью аристократа. Каждая новая встреча укрепляла любовь молодых […]...
  18. Характеры главных героев. Основная мысль повести Повесть “Бедная Лиза” была написана Н. М. Карамзиным в конце XVIII века и стала одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Сюжет произведения довольно прост и понятен. В нем слабовольный, но добрый по натуре дворянин влюбляется в бедную крестьянку. Их любовь ждет трагический финал. Эраст, проигравшись, женится на […]...
  19. (По повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаем за гроши. “К тому же бедная вдова, почти […]...
  20. Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления – сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести “Бедная Лиза” проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. […]...
  21. Лиза Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не […]...
  22. Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город – источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам
  23. Повесть “Бедная Лиза” – это история любви прекрасной крестьянки Лизы и молодого дворянина Эраста. Эта повесть одной из первых в русской литературе открыла перед читателем мир чувств и переживаний. Ее герои живут и чувствуют, любят и страдают. В повести нет исключительно отрицательных персонажей. Эраст, ставший причиной гибели Лизы, не плохой и коварный человек. […]...
  24. Повесть начинается с описания Москвы: “мрачных готических башен монастыря”, реки, рыбачьих лодок и “грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи” и везут хлеб (зерно) в алчную Москву. На другом берегу реки пасутся стада, а еще дальше – “блистает златоглавый Данилов монастырь, почти на краю горизонта синеются Воробьевы горы”. Вдали виднеется “село Коломенское с […]...
  25. Повесть “Бедная Лиза” рассказывает о несчастной любви. Автор начинает свое произведения с того, что описывает свои прогулки в “опустевший монастырь”, где похоронена Лиза, и “внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных”. Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать свое сочувственное отношение к главной героине и ее судьбе. Кроме того, эпитет “бедная” […]...
  26. Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений. Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть “Бедная Лиза”. В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует […]...
  27. “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы” – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей “учебником жизни”, то есть тем, на чем основывается слава русской литературы 19 века. Велико значение деятельности Карамзина для русской литературы. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние […]...
  28. Николай Михайлович Карамзин – представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. Чувствительность – так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, […]...
  29. Повесть “Бедная Лиза”, написанная основоположником сентиментализма Николаем Михайловичем Карамзиным, является показательным произведением, где чувства и мысли человека ставятся на первый план. Этой повестью автор хотел обратить внимание на ложь и материальные блага, как главные и самые частные спутники и ценности людей, соответственно. Так же раскрывает страдания, в данном случае героини произведения – Лизы, которые могут […]...
  30. Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. […]...
  31. Незатейливый сюжет “Бедной Лизы”, ее простодушные герои, а главное – ее сверх меры “чувствительный” стиль кажутся сегодня слишком архаичными, чтобы вызывать интерес у широкой публики. Однако подобные представления опровергает одноименный фильм, снятый в 1998 г. известным американско-русским режиссером Славой Цукерманом и отмеченный несколькими престижными премиями. В том, что рассказанная Карамзиным история способна сегодня привлечь к […]...
  32. Главной темой творчества Н. М. Карамзина является человек с его внутренними качествами, переживаниями его “души” и “сердца”. Тот же мотив лежит и в сентиментальной повести “Бедная Лиза”. В центре любовный конфликт: из-за сословного неравенства герои не могут быть вместе. Трагический конец повести – результат обстоятельств и легкомысленности характера главного героя, а не социального неравенства. Карамзин […]...
  33. В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его “Письма русского путешественника” и повести – образец сентиментализма. Так, повесть “Бедная Лиза” (1792) построена в соответствии с основными законами этого […]...
  34. Сентиментально-психологическая повесть “Бедная Лиза” (1792) принесла Н. М. Карамзину славу и сделала его кумиром читающей публики. Место действия повести – окрестности Симонова монастыря – стало “литературным местом”, куда совершали паломничество многочисленные “чувствительные” москвичи. Канули в вечность увлечения, вкусы, представления дворянского читателя XVIII века, любившего повести Карамзина. Давно забыты литературные споры, которые они вызывали. Что же […]...
  35. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения – любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение. Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде […]...
  36. Автор испытывает жалость и сочувствие к Лизе, называя ее “бледной, томной, горестной”. Писатель испытывает неподдельную грусть вместе с любовниками. “Оставленная, бедная” Лиза не должна испытать такую тяжкую разлуку, считает автор, ведь это слишком сильно ранит душу девушки. Пейзаж в данной повести отражает душевное состояние Лизы. Наибольшее значение ему придается во время сцены, происходящей под ветвями […]...
  37. Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства. Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение […]...
  38. Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств. Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, “Бедная Лиза” кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев – неправдоподобными, […]...
  39. 1. Первые шаги в психологической прозе. 2. Художественные особенности повести. 3. Новые приемы, используемые Карамзиным. Н. М. Карамзин, основоположник сентиментально-реалистической литературы, был признанным мастером создания замечательных повестей, рассказывающих о судьбах своих современников. Именно в этом жанре как нельзя полно раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина: “Фрол Силин”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”, “Юлия”, “Рыцарь нашего […]...
  40. 1. Личность автора, его эстетические взгляды. 2. Новаторства Карамзина. 3. Основной смысл повести “Бедная Лиза”. 4. Краткий анализ произведения. 5. Современники о писателе. Творчество Н. М Карамзина занимает особое место в рамках литературы XVIII века. Именно с его именем связывают рассвет русского сентиментализма. По словам известного критика того времени В. Г. Белинского, Карамзин подошел к […]...

БЕДНАЯ ЛИЗА

(Повесть, 1792)

Лиза (бедная Лиза) — главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Бедная крестьянская девушка Л. рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой Л. наследует свой главный талант — умение преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Л., «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет естественной озабоченностью: ему нужно отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с неприятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифоло-гической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Л. сделает то же самое, послав матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же не нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».

Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной «бедной девушки» становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретая при этом особый национальный колорит.
При этом фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития содержатся в зародышевом состоянии, многоточия и тире подчас заменяют собой текст, становятся его «эквивалентом», «значимым минусом». Подобная конспективность отражается и на уровне персонажей. Образ Л. намечен пунктиром, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ. Это не мешает дуэту Л. и Эраста оставаться сюжетным центром повести, вокруг которого организованы все остальные персонажи.

Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»). Своего рода «самодостаточность» героя, его «независимость» от автора во многом определяет специфику бытования образа в тексте, точнее — его выход за рамки текста, осуществляемый по двум основным направлениям. В «Бедной Лизе» топографически конкретное пространство Москвы соединено с условным пространством литературной традиции. В точке пересечения стоит образ Л. «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря. (Симонов монастырь, первые постройки которого датируются XIV в., сохранился и поныне; расположен на территории завода «Динамо» по адресу Ленинская слобода, 26.) Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. Парадоксом является отсутствие противоречия между христианской моралью и невинностью Л. Ей «прощен» даже грех самоубийства. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. Но по существу, Л. была «канонизирована» сентиментальной культурой. Таким образом, героиня Карамзина стоит не только на пересечении вымысла и были, но и на пересечении двух религий: христианской и сентиментальной религии чувства.

К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

Само имя Елисавета — древнееврейского происхождения (с последующей греко-латинской адаптацией) и переводится как «почитающая Бога». «Мировой» контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Это имя жены первосвященника Аарона (Исх., 6, 23), а также жены священника Заха-рии и матери Иоанна Крестителя (Лк., 1, 5). В галерее литературных героинь особое место занимает Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д"Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Ж. Ж. Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза...» (1761). В Эрмитаже находится знаменитый бюст невинной и наивной «Маленькой Лизы» работы французского скульптора Гудона (1775), который мог также повлиять на образ, создаваемый Карамзиным.

Имя «Лиза» до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII—XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой, с «наукой страсти нежной». Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.

Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Л. ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Что еще почитать