Приметы на день Георгия Победоносца (6 мая). Народные приметы на урожай

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

Егорьев день - праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца . В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий - Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно - Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря - Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля - день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же - основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему - завершаются.

Егорий Вешний - суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» - так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней - обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников - еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего - ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений - чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо - жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала - их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета - если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей - проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки - плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров - к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо - в этом году его вырастет много. Снег, град и иней - к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась - урожайными будут поздние. Южный ветер - к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру - ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет - рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний - традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой - на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных - напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки - «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция - парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие - в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета - к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви - чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе - сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего - слушать воду в колодцах . По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода - к теплу, шумная - к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия - к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет - к сильному ветру, вьюге. Ветер - к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

Аннинский район

664. На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь: «Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

665. Егорьев день - в этот день не работали, а если работать, то в дом придет несчастье. Скота выгоняли освященной вербой.

с. Островки (Фролова М.Е. 1942 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Бобровский район

666. Выгоняли скотину вербами, которые оставили с вербного воскресенья. «На Егорья надо огород посадить до обеда». В этот день сажали капусту.

с. Коршево (Чичасова Е.М. 1926 г.р.; Волкова Т.П. 1923 г.р., Пономарёва А.В. 1937 г.р.) № 554/14, №

667. Чтобы пасти скот нанимали пастухов, составляли договор на сходке. Нанимали до первого позимья. Выгоняли скотину вербой.

с. Пчелиновка (Бородинов Д.И. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 218/9.

Бутурлиновский район

668. На Егория веточкой вербы выгоняли скот, со словами: «Верба хлёст, бей до слёз. Да красное яичко, да белое молочко».

с. Козловка (Рогатнёва Т.Ф. 1913 г.р.) ВГАИ КНМ № 159/28.

Верхнехавский район

669. Служили молебен, батюшка благословлял пастухов.

с. Архангельское (Ерёмина З.Я. 1933 г.р.) ВГАИ КНМ № 454/28.

670. Выгоняли скот.

с. Верхняя Луговатка (Быханов Г.В. 1921 г.р.) ВГАИ КНМ № 456/17.

671. В этот день не работали. Выносили на улицу всю одежду и просушивали её.

Пастух играл важную роль. Он полностью отвечал за скотину. Должен был напоить, накормить. Если скотина заболела, то пастух был обязан сообщить об этом хозяину. Когда пастух трубил в рог, это значило, что нужно выгонять скот из дворов на пастбище. Когда солнце садилось, пастух гнал скотину домой.

В деревне этот праздник называют - Ягорьев день или Ягорий.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Грибановский район

672. Вербой выгоняли скотину, чтоб она была здорова. Носили в лес яйца, сало, чтобы волк не съел скотину.

с. Листопадовка (Линчевская В.И. 1930 г.р.) ВГАИ КНМ № 235/11.

Калачеевский район

673. На Егорья смотрели - если к этому времени вырастало жито, и в нём мог спрятаться грач, то будет большой урожай жита. И к этому дню на огороды высаживали огурцы, бахчевые культуры, тыкву.

с. Новомеловатка (Шмегерилова А.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Каширский район

674. На этот день всегда сажали огурцы, последнее просо сеяли. В этот день грех стирать, но огурцы сажали. Скот выгоняли ещё до этого дня, когда лёд был. Праздник этот в честь Егория Победоносца.

с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

675. В этот день не работали, в церковь ходили.

с. Каширское (Маслова М.А. 1935г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Нижнедевицкий район

676. На Егория сажают огурцы.

с. Курбатово (Новичихина Т.И. 1941 г.р., Киреева Е.А. 1925 г.р.) ВГАИ КНМ № 887/33.

677. Первый день выгона скота - 6 мая. Скот выгоняли вербой, при этом говорили: «Верба крест, бей до слёз. Верба ксти, Бог прости».

с. Кучугуры (Зуева А.М. 1919 г.р., Пахомова М.А. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 890/51.

678. Егорий - праздник сердитый, работать на него тоже нельзя было.

с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Петропавловский район

679. В этот праздник не работали. Это скотский день. Считали, что если работали на Егория, то

потом волки грызли скотину. Скот выгоняли не первый раз в году на пастбище, он пасся и раньше.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Рамонский район

680. Шли в лес и несли кусочек хлеба и мяса, всё это клали на дубок. с. Глушицы (Абакумова А.П. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/17.

681. В этот день не работали. Сажали тыкву.

с. Карачун (Лямзина М.И. 1916 г.р.) ВГАИ КНМ № 813/26.

682. Носили в лес кусочек хлеба и сала, оставляли на пеньке, чтобы волк не пришёл в деревню. с. Пекшево (Климова П.И. 1910 г.р.) ВГАИ КНМ № 815/14.

683. Несут в лес кусок хлеба и сала, чтобы волк скотину не тронул. с. Пятая Сотня (Глазьева Е.П. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 820/22.

684. Ходили в лес несли сало и хлеб, чтобы волки не трогали скотину. с. Сенное (Елютина Е.И. 1907 г.р.) ВГАИ КНМ № 819/10.

685. Ходили в лес и клали на пенёк кусок хлеба и сала. Это был лошадиный праздник. с. Ситная (Остапова В.С. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/8.

Репьёвский район

686. Несли пастуху яйца.

с. Истобное (Семёнова Е.К. 1939 г.р.) ВГАИ КНМ № 853/42.

687. Выгоняли скотину вербами, оставшимися после вербного воскресенья. На шею скотине ве-

шали «ладанок».

с. Новосолдатка (Андраханова А.П. 1938 г.р.) ВГАИ КНМ № 590/12.

Семилукский район

688. Первый раз выгоняли скотину вербой, какую освещали в церкви на Вербное воскресенье.

с. Долгомоховатка (Вахтина Н.Г. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 707/16.

689. Вся деревня устанавливает стол, застелют скатертью, ставят на стол яйца, хлеб, стакан соли.

Тот, кто будет стеречь коров, всё это забирает.

690. Первый выгон скота был в мае. Пастуху отдавали хлеб, соль, два яйца.

с. Каверье (Савина Т.Н. 1940 г.р., Савин Н.С. 1937 г.р.) ВГАИ КНМ № 439/9.

691. Отмечался 6 мая. В этот день нельзя было работать, он злой для скотины. с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/20.

Таловский район

692. Ягорий день отмечають, строгий праздник. Угощали пастуха, выгоняли скот. с. Вязовка (Панарина А.Г. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

693. Хлеб на деревья клали на Егорьев день.

с. Вязовка (Токарева Т.А. 1931 г.р., Кичкова А.И. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Хохольский район

694. Выгоняют телят, делают яичницу.

с. Кочетовка (Комарова О.Д. 1919 г.р., Князева Е.М. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 547/29.

695. На Егорьев день (и на Крещенье) освящали скотину. Пастухи окропляли скот святой водой. На Егорьев день пастухи гнали стадо с пастбища и приговаривали: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». Святую воду добавляли в корм.

с. Оськино (Колесникова А.Ф. 1906 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1990.

Часто соседи говорят, что в праздники нельзя работать в огороде. Но мы с женой работаем все 5 дней в неделю и большую часть работы по огороду выпадает на выходные. Да, понятно, когда великие праздники (Пасха, Крещение, Вознесение и т.д.), но очень часто бывает так, что попадают на выходные дни и другие православные праздники. Ответьте пожалуйста мне, в какие праздники можно работать на огороде, в доме, во дворе?

Геннадий Юрин

компьютерная верстка газеты

Уважаемый Геннадий, наверное, самым животрепещущим вопросом для крестьян и горожан-садоводов является проблема их участия в субботних, воскресных и праздничных богослужениях, если в другие дни люди работают и вся работа в огороде возможна только в выходные.

Несомненно, в наше время весь строй христианской жизни нарушен. И это особенно касается города, где человек трудится 5-6 дней в неделю, но так и не может прокормить свою семью, и поэтому вынужден и в выходные дни заниматься огородом.

В этой проблеме главное чтобы люди испытывали желание жить церковной жизнью. Если такого желания не будет, а возобладают леность и нерадение о своем спасении, враг обязательно представит множество "затрудняющих обстоятельств" и убедит в том, что ходить в церковь совсем необязательно и просто невозможно. К сожалению, многие решают вопрос в пользу огорода, и весной-летом особенно заметно, как опустеют храмы по сравнению с зимними службами.

Но выход можно всегда найти. Во многих городских храмах по воскресеньям служат две литургии - раннюю (в 7 часов или даже ранее) и позднюю. У тех, кто придет на раннюю службу, потом будет вполне достаточно времени добраться до участков, и поработать до вечера. Тем горожанам, чьи участки находятся очень далеко от города, и им необходимо уезжать на все выходные, можно посоветовать следующее. В воскресенье хотя бы до 12 часов не работать, а уделить молитве и чтению Евангелия или какой-либо духовной литературы. Вернувшись с огородных работ раздать более щедрую милостыню, чем в иные дни.

Увы, не во всех деревнях и дачных поселках есть храмы, но это не повод, чтобы приняться за работу с раннего утра в воскресенье. В этот день полностью читайте утренние и вечерние молитвы, читайте Евангелие, книги отцов Церкви, проповеди на тот же день года, каноны, - много чем можно хоть в малой мере восполнить отсутствие на богослужении. Хотя, можно и поработать в воскресенье… Мало ли в деревнях одиноких стариков, которым требуется помощь? Добрые дела в таких случаях всегда благословлялись Церковью!

Многовековой опыт крестьян и современная жизнь показывали, что вроде бы "упущенный" воскресный день, всегда по Божьей благодати с лихвой наверстывался дружными всходами и хорошим ростом растений. В то время как упорные "труженики", всегда по неразумению ссылающиеся на пословицу "весной один день год кормит", зачастую получали за свое "усердие" плохое прорастание семян, нашествие вредителей, ограбление и прочие напасти.

В надежде на помощь Бога в своих земледельческих делах, нужно помнить апостольские слова "много может молитва праведного" (Иак. 5:16), не только справедливы при исцелении людей. Поэтому людям, живущим церковной жизнью и слушающих заповедей Господа Его благодать проявляется в полной мере. Чем полноценней ваша обычная церковная жизнь (любовь Бога, стремление к праведной жизни, участие в службах, частое искренне исповедание своих грехов, достойное Причастие, молитвенная жизнь и т.п.), тем более вы можете ожидать успеха от своих трудов.

Что еще почитать