Ребенок в садике с мамой. Ребенок идет в садик. Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Что делать, если в садике?

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  1. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  2. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  3. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Распространенные ошибки родителей

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Кажется, что еще вчера он был таким маленьким и беспомощным. Все, что его окружало, заключалось в одном слове «мама». Но ваш малыш уже не такой маленький, ему уже 3 года и пришла пора отправлять его в большой мир. И первое знакомство с ним он получит в детском саду.

Для девочек оптимальным возрастом, когда ребенок идет в сад является 2,8-3 года, а для мальчиков – 3,5-4 года, что связано с более поздним физиологическим и психологическим развитием. При этом малыш должен иметь хорошее здоровье.

Перед тем, как отдавать ребенка в садик желательно, чтобы он умел сам себя обслуживать: мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, сам кушал и одевался, просился в туалет. Воспитатель, конечно, всегда поможет малышу, но для обоих будет лучше, если малыш будет более самостоятельным.

Еще дома следует приучать ребенка к садовскому рациону – кушать все три блюда, на завтрак есть кашу, которую дома обычно не едят и родители. Приучите ребенка к правильному режиму дня: ложиться спать и вставать в определенное время, спать днем, кушать в одно время.

Готовить малыша к садику нужно и в психологическом плане. Не рассказывайте о садике, как об исправительном и воспитательном режимном объекте. Иначе, в результате таких запугиваний, ребенок будет протестовать идти в сад, и каждое утро будет как наказание. Поэтому, ребенок должен представлять сад, как место, где много детей, игрушек, с которыми можно играть с другими детьми.

Однако, психологическую подготовку перед тем, как ребенок идет в сад, должен пройти не только малыш, но и мама. Она должна быть готова к тому, чтобы отпустить своего ребенка в новую для них обоих жизнь, которая отличается от предыдущих трех лет. Мама должна с легким сердцем отдавать свое чадо в сад. И не нужно стоять под окном и плакать. Если родители сильно переживают по этому поводу, то и ребенок будет чувствовать себя неспокойно, плакать. Ведь малыш все еще эмоционально привязан к маме и чувствует ее настроение.

Часто бывает так, что ребенок начинает чаще болеть. Это происходит из-за того, что происходит адаптация детей друг к другу, к новой микрофлоре со своими бактериями. Когда организм научится справляться с новыми микробами, здоровье только укрепится.

Однако в болезнях есть и психологический фактор. Когда ребенок болеет, мама ему говорит: «в садик сегодня не пойдем, так как у тебя кашель». Малыш начинает видеть связь болезни с возможностью остаться дома с мамой. И психологически настраивает себя на болезнь. Поэтому не акцентируйте его внимание на том, что он остается дома из-за кашля или насморка.

Некоторые родители не спешат отпустить ребенка в самостоятельное плавание, думая, что занятия дома или с личными педагогами смогут заменить сад. Но это не полноценная альтернатива. Занимаясь дома, играя на детской площадке под присмотром бабушки, ребенок не может научиться самостоятельности. Он не сможет постоять за себя, ведь в случае чего он знает, что бабушка его защитит.

В результате, когда ребенок идет в сад или в школу после домашней обстановки у него случается сильный стресс, ведь его обязательно кто-нибудь толкнет или обзовет. Он к этому оказывается психологически не готов. Поэтому сад это бесценный опыт общения со сверстниками, социальная адаптация, где ребенок получает уроки выживания – бесценный жизненный опыт.

Настало время идти в детский сад. Вы, скорей всего, волнуетесь, и у вас возникают естественные вопросы типа: «Как же я его одного там оставлю, он же ничего там не знает?», «Как же он там будет без меня?», «А если он расплачется и не захочет меня отпускать?» и многие другие. В первый раз нужно быть готовым к любой реакции малыша, держать себя в руках и оставаться спокойными. Дети все разные, вне зависимости от возраста, одни принимают факт отсутствия родителей, им интересно в группе, другие отказываются оставлять маму, чтобы она им ни говорила. Все объясняется психологией ребенка.

Первое и основное – сильная привязанность к родителям. В эмоциональном плане ребенок чувствует себя защищенно, когда мама и папа или хотя бы один родитель находится рядом, и здесь характерен спокойный эмоциональный фон. Если резко сменить привычную обстановку, ребенок по меньшей мере будет испытывать дискомфорт. Поэтому стоит подводить его к этому постепенно, таким образом он поддастся влиянию взрослых, поймет роль воспитателя, будет его слушаться и чувствовать себя с ним свободно.

Интеллектуально малыши все время стремятся узнать что-то новое, в детском саду это у них будет получаться само-собой. Социально, дети нуждаются в обществе и стремятся приспособиться к другим людям. Способствуйте ему, рассказывайте, как он должен вести себя в садике с другими детками, воспитателем и остальными работниками детского сада, будьте объективны. Через родителей ребенок определяет, что важно, а что нет, подражает всему и заинтересован угождать им. Поэтому ваша реакция во время расставаний и встреч в детском саду весьма значима для него, так как он будет вести себя соответственно. Необходимо помнить, что на основании родительских слов формируется его самооценка, и стараться не называть ребенка плаксой, ревой и т.д., не говорить, что он вас позорит, устраивает истерики и тому подобное.

Понятие «Я»

Малыши в данном возрасте эгоцентричны, т.е. на первом месте стоит «Я», мои желания, мне, мое, как я хочу. Некоторые мальчики и девочки ходят в садик по настроению, попеременно, то напрочь отказываясь идти, или наоборот просят поскорей отвести их. Спокойно подходите к такой задаче, выясните причину и конструктивно ее разрешите. Если это просто каприз (обычно так и бывает), лучше настоять на своем решении, потому что потом ребенок будет манипулировать таким образом постоянно. Если думаете, что есть какая-то проблема, лучше уступить ему, пока не разберетесь в ситуации. Обычно в первое время ребенку трудно привыкать к новой обстановке. Для того чтобы быстрее и лучше освоиться в детском саду, существует период адаптации.

Само слово адаптация означает процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, и в общем сводится к тому, что ребенка не сразу оставляют на целый день в группе. Сначала на небольшой промежуток времени (к примеру, на 30 минут), увеличивая период пребывания в детском саду до целого дня. Но лучше подготовиться до того, как малыш начнет ходить в садик. Процесс адаптации важен как для психологической сферы, так и для физиологической.

Психологическая адаптация

Перед садиком настраивайте детей на позитивные эмоции, говорите, что они могут там найти новых друзей, поиграть, погулять, что бы им не пришлось думать только о том, что вы будете далеко целый день. Будьте готовы забрать ребенка в случае возникновения проблем. Тяжелее всего совсем маленьким крохам, и лучше первые несколько раз маме походить вместе со своим чадом, пока тот знакомится с группой. Конечно, в большей степени все зависит от темперамента и общительности детей, как больших, так и маленьких. Когда вы уйдете, малыш, скорей всего, будет чувствовать страх, и если имеет место сильная привязанность к матери, то чаще всего ходить в садик ребенок будет со слезами на глазах и истерикой. Некоторым свойственна коммуникабельность, тогда дети быстро находят общий язык с другими и даже машут маме ручкой.

Физиологическая сфера

Для физиологической адаптации в первую очередь необходимо закалять ребенка: воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе. Старайтесь не укутывать его в большое количество одежд. Не обеспечивайте «стерильные» условия. Элементарных правил гигиены вполне достаточно: мыть руки перед едой и после прихода с улицы, ежедневно купаться, чистить зубы. Сделайте все соответствующие прививки (об этом поговорите с вашим педиатром). Вакцинацию нужно закончить как минимум за 2 месяца.

Укрепляйте иммунитет, обеспечьте правильное питание. Если необходимо, пропейте курс витаминов (здесь лучше проконсультироваться у вашего лечащего врача), не забывайте про фрукты и овощи, богатые полезными веществами. Желательно не водить ребенка в сад при появлении явных признаков простуды (сопли, кашель), даже когда кажется, что это скоро пройдет. В этот момент уже слабеет иммунная система, и состояние может резко ухудшиться, а при вирусном заболевании от него могут заразиться другие дети. В начале периода адаптации иммунитет может снизиться, скажутся волнения, стрессы ребенка, и организму нужно время, что бы научиться противостоять незнакомой микробной среде. Если разумно подойти к периоду приспособления, иммунитет улучшится и даст организму необходимую защиту.

Желательно посетить дошкольное учреждение заранее, узнать меню, приготовить из него пару блюд и ввести их в рацион. Считается, что это поможет процессу пищеварения, особенно если «домашнее» меню значительно отличается от «детсадовского». Большую роль играет режим. Следует приучить ребенка рано вставать, пораньше ложиться спать и кушать вовремя (как в детском саду). Некоторые воспитатели даже советуют соблюдать режим и в выходные дни. Физиологический аспект адаптации во многом зависит от психологического.

Знакомство с группой и воспитателем

Ребенок более уверенно себя чувствует, если он знает, что ему надо делать, когда, к примеру, он захочет в туалет; знает, к кому ему нужно подойти и попросить о помощи, что делать, если не понравится какое-нибудь блюдо и т.д. Придя в группу, расскажите, где находится туалет, познакомьте его с воспитательницей, объясните, что именно ее он должен слушаться, она ему будет помогать во всем. Если ваш малыш еще очень маленький для таких пояснений, походите с ним по комнате, покажите игрушки, поговорите с воспитательницей о том, как он обычно просится в туалет, и лучше подготовить запасной комплект одежды. Спрашивайте воспитателя, как он ведет себя в группе, легко ли он успокаивается, часто ли капризничает, как кушает.

Наблюдайте и спрашивайте

Наблюдайте за тем, как ребенок ведет себя дома, как спит, кушает, какое у него настроение. Спросите, весело ли он провел время, чем занимался, было ли ему интересно, с кем познакомился. В очень редких случаях бывает, что дети даже в течение месяца чувствуют себя плохо, выглядят грустными, не желают ходить в садик, могут терять в весе. В этом случае стоит вернуться к теме «детский сад» спустя несколько месяцев (поговорите в этом случае с руководством сада). Во второй раз малышу будет немного проще адаптироваться, и это принесет ожидаемый результат.

Самым сложным в первый раз является момент прощания, это бывает тяжело не только для детей, но и для родителей.

Вот несколько советов мамам и папам:
не растягивайте ваше расставание,
не плачьте, иначе малыш вообще не захочет вас отпускать: видя, что вы несчастны, он будет бояться еще больше,
не стоит уходить пока ребенок вас не видит, иначе он не будет от вас отходить и будет думать, что вы его обманываете,
не уходите, злясь на него («Я сказала тебе: успокойся!», «Замолчи сейчас же!», «Ты сейчас у меня получишь!» и т.д.),
попрощайтесь с ним, ободрите его своей улыбкой, особенно если он вот-вот заплачет,
в случае если ребенку совсем тяжело расставаться с мамой и по прошествии нескольких дней, можно попросить кого-нибудь из родных отвести его в садик. Обычно детям легче прощаться с ними, чем с мамой.

Конечно, родителям бывает трудно учитывать все вышеперечисленное, но постарайтесь сделать максимально больше, для того что бы ваш малыш чувствовал себя комфортно в первые несколько недель в детском саду и в последующее время. Важно отметить, что в итоге все мальчики и девочки осваиваются, чуть раньше или немного позднее, и поход в детский сад становится для них обычным делом.

Малыш идет в детский сад.

Эта вечная проблема - отдавать ли свое чадо в муниципальный детский сад? А если вести его туда, то в каком возрасте? Будет ли ему там комфортно, безопасно и интересно? Как выбрать дошкольного педагога и вообще возможен ли такой выбор? Многие мамочки малышей от 1,5 до 3-х лет задаются этими вопросами. Это естественно, ведь они отдают в «чужие руки» самое дорогое - своих деток.

Как правило, деток в 1,5 года устраивают в детский сад исключительно потому, что в семье не очень стабильное материальное положение. Поэтому работает не только папа, но вынуждена работать и мать ребенка. Государственные детские пособия не могут в полной мере дать финансовую базу для полноценного воспитания ребенка. А что уж говорить про мам одиночек и других малоимущих слоях населения!

Самым оптимальным возрастом, как считают психологи, для первого похода в детский сад считается 3 года. К этому времени ребенок уже имеет элементарные бытовые навыки: ходит на горшок, умеет держать ложку, выражать свои мысли и эмоции словами. И, что немаловажно, дети в этом возрасте нуждаются в общении со сверстниками и способны к адаптации в социуме.

Начинание в любом деле - штука сложная. Так и первый поход в детский сад и последующая адаптация ребенка в новом пространстве и коллективе - не исключение. В первую очередь к этому должна быть готова мама. От настроя мамы да и вообще всей семьи, в данном случае, будет зависеть успех дела. Мама должна понимать, что ребенок чувствует ее настроение: тревогу или спокойствие, нервозность или положительный настрой. Если мама готова и видит, что ее дитя тоже достаточно дозрело до временной разлуки с ней, с удовольствием общается со сверстниками, то смело можно начинать готовить к походу в детский сад своего ребенка.

При разговоре с малышом о детском саде, воспитателе и ребятах из группы важно выражать только позитивные эмоции. Так же ребенку будет интересно, если вы расскажете ему свои воспоминания о жизни в детском саду, о своем воспитателе, о всех интересных занятиях и открытиях того времени. Для детей очень важны позитивные эмоции и, если они идут от родителей, то скорее всего он будет проецировать их на себя и свое окружение.

Немаловажным фактором в успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении является выбор педагога. Современное законодательство предусматривает право выбора родителем воспитателя для своего ребенка. Другое дело, как этому подходят именно в том садике, куда вы отдаете малыша. Самое главное, что бы ваш малыш и воспитатель нашли общий язык, симпатизировали друг другу. Просто нужно быть готовым к тому, что это произойдет не сразу.

Время адаптации ребенка в детском саду очень индивидуально. Все дети разные и по темпераменту, и по характеру, и по уровню развития. Но опытный педагог к каждому ребенку сумеет найти подход и поможет освоиться в новой обстановке. Очень важно слышать и слушать педагога, адекватно воспринимать замечания и советы. Труд воспитателей и их помощников очень нелегок и, если вы будете с ними «в одной упряжке», то успех гарантирован.

В конечном итоге все малыши рано или поздно привыкают к детскому саду. Многие с удовольствием идут туда, так как помимо общения с друзьями их там ждет много увлекательных открытий, интересных занятий и праздников. Дошкольное образование - важный этап развития вашего ребенка. Ведь от этого будет зависеть его успеваемость в школе и успешность в будущем. Наберитесь терпения, учитесь слушать своего ребенка, участвуйте вместе с педагогом в процессе его воспитания, будьте доброжелательны к родителям других детей и дошкольная жизнь вашего малыша, несомненно, сложится удачно.

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.

Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Что еще почитать