Рождество христово краткое описание для детей. Что за праздник рождество

История праздника Рождества Христова известна с момента возникновения христианства. С IV века праздник назывался Богоявлением, праздновался 25 декабря и был объединением нескольких событий, которые сегодня известны как три отдельных праздника: Богоявление (Крещение Господне), Благовещение и Рождество.

Явление во плоти Сына Божия, воспоминание и прославление этого события – основная и первоначальная цель светлого праздника Рождества Христова. Но есть и второстепенная цель, какая – выясним в этой статье.

Когда празднуют Рождество Христово христиане

Какого числа христиане отмечают Рождество Христово – в современном мире по-разному. Большинство используют Григорианский календарь при исчислении даты праздника, который был создан в XIV веке. По этому календарю живет светское общество в большинстве стран мира – в том числе, в Европе и в России. По Григорианскому календарю Рождество Христово отмечают 25 декабря – такова традиция у католиков и некоторых других конфессий. В Западной церкви сохранилась удивительная традиция празднования Рождества на государственном уровне – с украшением улиц, общественными гуляниями и искренней радостью. Этот праздник европейцы отмечают с тем же размахом, с каким в России встречают Новый год.

В России осталась традиция исчисления событий по солнечному церковнославянскому календарю, который ввел Юлий Цезарь в 45 г до Р.Х., и который носит его имя – Юлианский. По этому календарю, следуя руководству апостолов, рассчитывают праздники христиане Восточной Церкви. Православный праздник Рождества Христова – 7 января, хотя по старому стилю эта дата приходилась также на 25 декабря. Новый стиль ввели в России сразу после революции 1917 г., после нововведений время сместилось на 14 дней вперед. Этот праздник считается двунадесятым, начинается с Рождественского сочельника накануне – 6 января. В этот день христиане строго постятся до первой звезды, а потом вкушают особенное блюдо – сочиво. Рождеству Христову предшествует 40-дневный пост. В ночь на 7 января на праздничном Богослужении православные и христиане других конфессий Восточной Церкви встречают праздник Рождества и идут домой праздновать его со всей роскошью – теперь пост закончен, и можно веселиться всю ночь.

Краткая история Рождества Христова

История церкви Христовой знает немало расхождений с истинным учением апостолов, оно выражалось в искажении общего богословия и, как следствие, искажалось само учение о Христе. Это также стало причиной того, что праздник отделился от общего празднования Боговоплощения, которое соединило в себе три события, и было введено отдельно Рождество.

Отделение праздника произошло в IV веке при папе Юлии. Установив дату празднования 25 декабря, Церковь создала противовес культу солнца, который язычники отмечали в этот день. Празднование было так популярно, что в нем принимали участие даже христиане, греша тем самым против второй . Таким образом, введение праздника Рождества Христова заменило языческую традицию празднования зимнего солнцеворота и обратило сердца людей к истинному Богу.

День для праздника был крайне символичен и закономерен – ведь символ солнца, как никакой другой, приличествует воспоминанию события Рождества, так как Христос – это Солнце правды, Свет миру, Победитель смерти – как называют Его апостолы.

По мнению великих христианских умов мировой величины, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, св. Кирилл Александрийский и другие – дата Рождества 25 декабря действительно имеет высокую историческую достоверность в деле вычисления дня Рождества Христова.

Введение летоисчисления от Рождества Христова произошло в 525 году и связано со значением, которое оно имело для всего человечества. Две эры – до Рождества Мессии, до возможности вечной жизни и прощения грехов, — и после. Монах Дионисий Малый, который высчитывал события, чтобы положить их в основу нового календаря, ошибся с расчетами – если быть точным, то сейчас на 4 года раньше, чем принято считать и действующий счет времени имеет эту погрешность. Но событие, тем не менее, осталось главным в истории человечества – вот почему летоисчисление ведется от Рождества Христова.

Символы Рождества Христова

Можно перечислись следующие самые известные символы Рождества Христова:

  • нарядная ёлка;
  • подарки;
  • Вифлеемская звезда;
  • вертеп;
  • ангелы и пастухи.

История возникновения ели, как атрибута Рождества, идет от западной традиции, которая сложилась не сразу, и была связана с представлениями народов о вечнозеленых растениях, как о символе бессмертия, вечной жизни. То есть, именно того, что стало возможным с приходом в этот мир Спасителя.

Подарки принесли Христу волхвы – персидские знахари, представители зороастризма – первой в мире монотеистической религии, предназначенной для всех народов, а не только для еврейского. Они занимались астрологией и высчитывали Рождение Мессии, которое было предсказано в их религии. Волхвы принесли с собой дары Младенцу Христу – атрибуты, символизировавшие три важных качества, которыми Он обладал. Это было:

  • золото – Царю;
  • ладан – Священнику;
  • смирну – Человеку, который должен умереть.

Смирна – это очень ароматная смола, которая применялась для молитвы над умершими людьми и являлась символом погребения. После возвращения на родину волхвы проповедовали рождение Спасителя. Церковь почитает их как «трех святых царей». В память об этих дарах в Рождество принято дарить подарки – не потому, что человек себя хорошо вел, не по какой-либо другой причине, — но по любви, ради Христа.

Вифлеемская звезда – загадочный небесный объект, который привел волхвов к Христу. По одной из версий, необычное небесное явление случилось, когда в одной точке сошлись Юпитер и Сатурн. По вычислениям астронома Иоганна Кеплера, жившего в XVII веке, такое явление могло быть возможным во время евангельских событий. Существует разная традиция в изображении Вифлеемской звезды – известна 5-конечная звезда, характерная для арабской церкви, 8-конечная считается символом Богородицы и изображается в православной традиции. Также существуют 6-конечные и другие виды Вифлеемской звезды.

Из Предания достоверно известно, что Христу не нашлось места в гостиницах Вифлеема, куда пришло Святое семейство на перепись населения, и родился Он именно в пещере (вертепе) и был спеленат и положен в яслях – кормушке для скота. Поэтому благочестивые христиане ставят под рождественскую елочку фигурку вертепа с Младенцем и Святым семейством – в память о великом событии.

Согласно евангельскому повествованию:

«В окрестностях же Вифлеема были пастухи, которые жили в поле и, ночью сменяя друг друга, стерегли свое стадо. И предстал перед ними ангел Господень. Сияние света Господня озарило их. Они очень испугались, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я несу вам добрую весть — весть о великой радости для всего народа: сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Христос, Господь! И вот вам знак: вы найдете Ребенка спеленатого, лежащего в яслях». (Лк, 2:8-12)

Пастухи увидели ангелов, услышали Великое славословие, ангельскую песнь, которую сохранили люди, поверили и пришли поклониться Создателю первыми.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк,2:14)

В воспоминание этого события пастухи и ангелы стали символами Рождества Христова. Они изображаются на рождественских подарках, в качестве украшения на елку, рождественских статуэтках и других символах, которые являются традиционными атрибутами Рождества.

Рождество Христово: традиции и обычаи

На Рождество поют колядки, украшают дом и улицы, готовят праздничное угощение – эти атрибуты присутствуют, пожалуй, у всех народов. Но как еще празднуют Рождество Христово, и какие традиции существуют?

Следует отметить, что в странах Европы к Рождеству относятся крайне серьезно: этот праздник считается главным в году, отмечается он дома в тесном семейном кругу и приглашать кого-либо не принято. Подготовка к Рождеству Христову включает угощение и подарки. Накануне рождественскими украшениями наряжается весь город.

Накануне праздника Рождества Христова на Руси проходят Рождественские ярмарки, на которых можно приобрести все, что связано с тематикой Рождества. У православных праздник начинается в Сочельник и оканчивается на Крещенский сочельник. Все это время – особые дни радости, Святки.

Сочельник Рождества – это навечерие праздника, когда по благочестивой традиции варится сочиво – сладкое блюдо из злаков пшеницы с медом и сухофруктами. Иногда пшеницу заменяют рисом. В этот день христиане стараются ничего не есть до первой звезды, а потом, в предпраздничной атмосфере торжественно накрывают стол и вкушают сочиво. Стол для сочива украшают сеном и элементами, символизирующими Рождество. После трапезы верующие готовятся к ночному Рождественскому Богослужению.

Святки – это святые дни, которые проходят с 7 по 18 января и являются временем усиленной радостной молитвы, веселого времяпрепровождения с застольями, пением колядок и прочими счастливыми моментами. На Руси Рождество праздновали с колядками и активным посещением Богослужений на Святки. Сегодня эти традиции возрождается среди молодежи и становится популярным видом досуга, в чем можно убедиться, посетив храмы.

Рождество Христово – великий праздник, знакомый с детства. Это второй по величине после Пасхи, и первый детский праздник – время волшебства и чудес. Он наполнен атмосферой ожидания чуда. Дети, чьи сердца всегда чисты, лучше других чувствуют его. История праздника Рождества Христова учит нас радоваться и ждать неожиданных подарков – ни за что, просто так. Потому что родился Христос – наш общий Подарок.

Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме. Это произошло так:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей (до трёх лет).

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

Эти слова Ангелов отражены в начале утреннего Богослужения в Малом славословии.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Трижды.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Дважды.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока». Волхвами называли мудрецов и наблюдателей звёзд.

Изучая звёздное небо, эти волхвы-мудрецы увидели необычную, очень яркую, новую звезду. Им было открыто, что на земле родился Спаситель мира. Так как город Вифлеем находился в Иудее, то Спасителя называли Царём Иудейским. Волхвы собрались в путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю. Сначала они пришли в Иерусалим и стали спрашивать жителей: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».


Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской. Вифлеемская звезда изображается на иконах и имеет обычно восемь концов. Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды, поздравительные открытки напоминают нам о Вифлеемской звезде.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну ».

Ладан – это специальная ароматная смола, используемая при богослужениях, а смирна – дорогое масло, которым натирали тела умерших. Это были не случайные подарки. Своими дарами волхвы показали, что поклоняются Христу как Богу, Человеку и Царю: ладан предназначался Иисусу как Богу, смирна – как Человеку, обречённому на смерть, и золото – как Царю, имеющему власть и силу править судьбами людей.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. пророков, что Он Назареем наречется.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума:/ в нем бо звездам служащии,/ звездою учахуся,/ Тебе кланятися Солнцу правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока:\ Господи, слава Тебе.

Твое рождение, Христе Боже наш, осветило мир светом разума. Те, которые служили звездам, научены были звездою поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток, с Высоты. Господи, слава Тебе.

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца , дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Иисус – имя Спасителя, которое и значит «Спаситель ». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус. А Христос означает «помазанник ». Так древние евреи и называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро – смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая. Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.

История создания праздника

В Апостольских постановлениях (памятнике истории христианской Церкви, относящемся к первым векам ее бытия) заповедуется праздновать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю).

В церквах восточных (к примеру, Александрийской и Кипрской) он отмечался вместе с праздником Крещения Господня 6 января (старого стиля) под общим именованием Богоявления. Основанием такого совмещения послужило не историческое соответствие праздника дате самого события – день Рождества Христова и для Древней Церкви оставался неизвестен, а церковное предание, что Господь родился в тот же день, в который родился Адам, то есть в шестой от создания мира, поэтому Адам Новый – Христос должен родиться тогда же. На установление праздника Рождества Христова 25 декабря (старого стиля) имело влияние языческое празднование 25 декабря как дня «поворота солнца с зимы на лето» или « дня рождения нового солнца, снова к земле обращающегося». Поэтому Церковь и противопоставила языческому празднику «дня непобедимого солнца» День Рождества Иисуса Христа, Который называется Солнцем Правды (Мал.4,2)

Чтобы верующие достойно подготовились к встрече и празднованию Рождества Христова, Церковь установила пост, продолжающийся 40 дней, который называется Рождественским или Филипповым (так как начинается на следующий день после празднования памяти апостола Филиппа).

Праздником Рождества Христова заканчивается Рождественский пост, поэтому после праздничной Божественной литургии верующие разговляются – вкушают скоромную пищу.

День, предшествующий Рождеству (6 января нового стиля), именуется Рождественским сочельником. Это день особо строгого поста. Само название «сочельник» происходит от наименования «сочива» — особенно постного блюда, которое готовят в этот день (пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). По давней русской традиции, в сочельник не вкушают пищу весь день до появления на небе первой звезды (в память о Вифлеемской звезде).

Святки

Время с 8 по 17 января включительно именуется святыми днями, или святками. На протяжении святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу, это дни особой радости, торжественного продолжения празднования Рождества Христова. По традиции, верующие – с благопожеланиями и рождественскими песнопениями – посещают дома родных и близких людей; в народе такие посещения именуют «славлением Христа» или «колядованием».

Рождество Христово

В яслях спит на свежем сене
Тихий, крошечный Христос,
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок,
Прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик,
Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»

Саша Черный

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ
НОЧЬ ТИХА

Ночь тиха, ночь свята, Ночь тиха, ночь свята,
Свет с небес льет звезда. В небе мир, красота.
Божий Сын, пеленами повит, Бога славит ангельский хор,
В Вифлеемским вертепе лежит. Песней оглашая простор
Спи, Младенец Святой, Над уснувшей землей,
Спи, Младенец Святой. Над уснувшей землей.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЗАГАДКИ

Каждый год приходит к нам
Праздник в каждый дом и храм.
Новость, слышанная всеми:
Бог родился в ….

Здесь родился наш Бог и Господь,
Здесь обрел от Пречистой Он Плоть,
Здесь, где милые сердцу картины,
На Священной земле ….

Из Галилеи шествовали вместе
Иосиф и Мария – всем известно.
Ну, а в какую землю шли Они?
Скорей отвечать начни!

В гостинице иной раз места нет.
И вот какой скорее дай ответ:
Что сделали Мария и Иосиф?
Не скажешь, так других об этом спросим.

Иосиф был послушным,
Сказать я не боюсь,
Нарек Младенцу Богу
Он имя ….

Испугались не на шутку пастушки,
Убежали бы, да ноги нелегки!
Кто развеял страх у пастушков?
Вижу, что ответ давно готов.

Шли волхвы вслед за звездой,
Чтоб узнать, где Пресвятой
Спит Младенец. Вдруг, о, чудо!
Вот Он! Спрашивать же буду,
Как узнали это место,
Верно, то тебе известно?

Знаете ль, ребятки,
Что такое Святки?

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИГРЫ

Приближается Рождество Христово. Символ приходящих в мир вместе со Христом счастья и радости – это нарядная рождественская елка. Макушка ее увенчана прекрасной звездой – в память о Вифлиемской звезде, указавшей путь волхвам, ветви увешаны разноцветными шарами, мишурой, фонариками…

В сочельник, день накануне Рождества, существует благочестивый обычай – ничего не есть и не пить до появления первой звезды.

ИГРА

Найди в столбике лишний предмет и впиши первую букву его названия в клеточку.

КРИПТОГРАММА

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КРОССВОРД

1. Восточный мудрец.
2. Город, в котором родился Младенец Христос.
3. Мать Христа.
4. Что послужило Младенцу вместо колыбели?
5. … Обручник.
6. Другое название Рождественского поста.
7. Место, где родился Христос.
8. Русское название см. п.7.
9. Божий вестник.
10. Один из даров восточных мудрецов.
11. Откуда пришли в Вифлеем Иосиф и Дева Мария?
12. Сколько восточных мудрецов пришло поклониться Христу?
13. Куда бежала от царя Ирода семья маленького Христа?

Просмотрено (6485) раз

Православные христиане 7 января радостно отмечают один из главнейших праздников - Рождество Христово. Даже те, кто не разделяет христианскую веру, знают, что в этот день на свет появился особенный младенец, которому суждено было изменить мир. Но далеко не каждому известна подробная история возникновения праздника, а она не ограничивается лишь одним событием.

Как появился праздник

Празднование Рождества начали отмечать в четвертом веке. До этого такого праздника в православном календаре не было, а было Богоявление, символизирующее Крещение Иисуса и явление миру в этот момент Пресвятой Троицы. Изначально этот важный праздник называли днем Просвещения, олицетворяя этим Бога со Светом и давая понять, что он явился в мир, чтобы сделать его светлее.

Однозначно, что дата 7 января не является точным днем рождения Иисуса, а назначена лишь приблизительно, основываясь на предположениях. Согласно библейским преданиям Христос должен был пребывать на земле полное количество лет, а значит, день его зачатия вероятнее всего совпадал с датой распятия.

Существует также предположение, что дата празднования Рождества не случайно приходится на день языческого праздника Рождения Солнца Непобедимого, символизирующего начало пребывания солнечного дня. Возможно, таким образом, христианская церковь хотела вытеснить древние обычаи. Не секрет, что христианство аналогичным способом заменило языческие праздники своими. К примеру, так произошло с Пасхой и Масленицей.

Традиции празднования Рождества Христова

Рождество Христово входит в число двенадцати наиболее значимых церковных праздников. В ночь на 7 января его отмечают православные церкви, придерживающиеся юлианского календаря (в том числе российская и украинская церкви), а также некоторые восточные католики. Остальные христиане придерживаются григорианского летосчисления и празднуют появление на земле Спасителя в ночь с 25 на 26 декабря.

Рождественским праздникам предшествует сорокадневный пост, он не такой строгий, как проходящий перед Пасхой Великий пост. Четыре дня в неделю допускается включать в меню растительное масло, а в субботу и воскресенье, а также в церковные праздники, выпадающие на это время, разрешено кушать рыбу.

Встречать Рождество начинают вечером 6 января. Христиане называют этот день Сочельником и придают ему огромное значение. В последний день поста строго запрещено работать и есть. Празднование начинают только после того, как на небосводе загорится первая звезда - символ рождения Иисуса. В этот момент все дружно садятся за стол и начинают встречать великое событие.

Сначала на столе должно быть ровно 12 постных яств, главное из которых сочиво - по-особенному приготовленная каша из зерен пшеницы, сдобренная медом и фруктами. Стол застилают белоснежной скатертью и обязательно кладут на него небольшой пучок сена, символизирующий ясли, в которых лежал новорожденный Спаситель.

Только после полуночи разрешается ставить на праздничный стол мясные и рыбные закуски, сладости и другие деликатесы. Православные приступают к трапезе сразу после окончания ночной церковной службы. Рождественское застолье одно из самых пышных и сытных. Изобилием еды христиане радуются чуду рождения Христа.

Рождество в России

В России Рождество начали отмечать в 5 веке, сразу после Крещения Руси. К концу 19 века праздник стал не только церковным, но и светским. Правители всячески не одобряли попытки народа в этот день любые упоминания о языческом празднике - Дне солнцестояния. Запрещалось наряжаться в костюмы, ходить в них по улицам и петь песни. В начале 20 века появился обычай наряжать Рождественскую елку, тогда и родился любимый всеми Дед Мороз с подарками и гостинцами.

С приходом к власти атеистически настроенных коммунистов Рождество внесли список запретных праздников, о которых не допускалось было даже упоминать. Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными елками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу.

В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя - главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции - в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми.

Что-то случилось в мире - так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.

Но в наши времена по многим причинам - и мировоззренческим, и запутанно-календарным - свет Рождественской звезды был затенен плюшевой шубой и ватной бородой Деда Мороза, китайскими гороскопами и канонадой новогодних петард. И наши дети на вопрос: «Какой нынче год от Рождества Христова?» бодро отвечают «Год Дракона!» А увидев случайно вертепное действо, с жадностью спрашивают нас: «Что это? А почему ты мне никогда об этом не рассказывала?» Не рассказывала, потому что в глубине души мама и сама порой не знает - как поведать ребенку о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад.

Вот как об этом знаменательном событии повествует «Библия в рассказах для детей» (Издательский Совет Русской Православной Церкви). Мне и самой было интересно:о)

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В небольшом Галилейском городе Назарете(Древняя Палестина) жили муж и жена — Иоаким и Анна. Они были дальними и бедными потомками царя Давида, но людьми добрыми и благочестивыми.
Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому поводу. Иоаким и Анна молились и просили, чтобы Господь послал им ребёнка, и даже дали обещание посвятить своего ребёнка на служение Богу.
Господь услышал их молитву и исполнил усердную просьбу добрых и праведных людей. У них родилась Девочка, которую они назвали Марией. Когда Марии исполнилось три года, родители торжественно привели Её в Иерусалимский храм. Там Мария изучала Закон Божий и занималась рукоделием.
Всё Своё детство Она провела в храме. Усердная и кроткая, Мария всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Все люди любили Марию и удивлялись Её уму и смирению. Марию не привлекали ни роскошные одежды, ни весёлые и шумные гуляния. Любимыми Её занятиями были молитва, чтение Священного Писания и помощь бедным.
Скоро Иоаким и Анна умерли и бедная Девочка осталась круглой сиротой. Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без Своей помощи и покровительства.
Когда Мария выросла, то священники той церкви, где Она воспитывалась, должны были отдать Марию замуж, как велел закон. Но Она сказала им, что дала обет Богу никогда не выходить замуж. Священники очень удивились и решили отдать Марию под покровительство Её дальнего родственника, богобоязненного старца Иосифа, который по ремеслу был плотник. Он был вдовец, и у него были дети от умершей жены. Мария поселилась в его доме как помощница. Она помогала Иосифу по хозяйству и вела такую же скромную и уединённую жизнь, как и при храме.
Господь увидел, что Мария скромнее и добрее всех девиц на свете, увидел, что Она усерднее всех молится Богу и потому назначил Её быть Матерью Господа Иисуса Христа.
И вот однажды, когда Мария читала Священное Писание, вся Её бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула: перед Ней в воздухе, с цветами в руках, стоял .
— Радуйся, святая, добрая Дева! — сказал Архангел, — Господь с Тобою! Своим смирением, Своим чистым сердцем и любовью к Богу Ты заслужила великую милость: на Тебя сойдёт Святой Дух, и у Тебя родится Сын, которого Ты назовёшь Иисус. Он будет Сыном Бога, Спасителем мира.
Кроткая Дева Мария не ожидала такого счастья и такой высокой чести, но со смирением ответила Архангелу:
— Я раба Господня, пусть будет со Мною так, как хочет Господь Бог.
С этой минуты юная Дева Мария стала знать, что от Неё родится Сын Божий Иисус Христос, Который спасёт весь мир от власти греха и смерти.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

В то время Иудея была под властью римского императора Августа. Однажды он решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей живёт в его царстве. Все должны были явиться в город, откуда происходили их предки, и там записаться. Праведный Иосиф и Святая Дева Мария жили в городе Назарете, но они происходили из рода царя Давида и поэтому должны были прийти в город Вифлеем, так как все потомки царя Давида были приписаны к этому городу. Там в это время собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки для ночлега были уже заняты.Одна за другой закрывались перед ними двери - никто не хотел пускать их на ночлег.
А Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем насту пила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.
И вот, в такой убогой обстановке, в холодной пещере совершилось величайшее событие в жизни всех людей. Этой святой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос, Спаситель всего мира. Иисус Христос был Богом и Человеком одновременно. У Него было всё, что есть у людей. Кроме одного: у Него не было греха, Он был безгрешным.
Святая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли — кормушку для скота.
Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал лучезарный, сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел Божий сказал:
— Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет у всех людей. Сегодня в Вифлееме родился Спаситель, Который есть Господь Иисус Христос. Идите, и в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях.
Едва скрылся этот Ангел, как услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры Ангелов сошли с Небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя:
— Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Все Ангелы пели и радовались тому, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Своё Небесное Царство.

Затем пастухи отправились в пещеру и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли и рассказали Иосифу и Пречистой Деве о явлении Ангела . Дева Мария запомнила все слова пастухов и сохранила их в Своём сердце.
Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

1.В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

3. Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

5. Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

2.Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

4. Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

6. «Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
(Саша Черный. Рождественское)

Путеводная звезда
В тот момент, когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда - Вифлеемская звезда. Волхвы (так называли восточных мудрецов) увидели ее в небе и поняли, что она возвещает о рождении Царя Иудейского. Согласно Писанию, звезда двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца.Царь, по их мнению, должен был родиться в столице - Иерусалиме.Через некоторое время после Рождества Христова из далеких восточных стран волхвы-мудрецы пришли в Иерусалим поклониться Божественному Младенцу: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.»
Такие слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться ».

Оседлав верблюдов, волхвы тронулись в путь, а чудесная Рождественская звезда указывала им дорогу, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус.
Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.
Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.

Вскоре Иосифу во сне явился Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет - Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание - истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола: «тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.

ДОБРЫЙ СВЕТ РОЖДЕСТВА

С тех стародавних времён символ Вифлеемской звезды используется как украшение Рождественских праздников ,
как на улице, так и в интерьере. Вифлеемская путеводная звезда - традиционное ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки.

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество. Увы, порой за блестящими разноцветными обертками пропадает главное - воспоминание о том, ради чего приносятся эти дары. Обсудите с малышом события, которые произошли более двух тысяч лет назад, рассмотрите картины великих художников, которые повествуют о Рождестве.

Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым, а дети способны лишь снисходительно принимать дары? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым. Ваша задача - лишь чуть-чуть помочь ему и порадоваться вместе с ним. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай - устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто - устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Найдите на школьном дворе или на участке в детском саду небольшую елочку (подойдёт и обчное деревце),повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под деревцем, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости - голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия!

ПРЕДАНИЕ О ПЕРВОЙ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЁЛКЕ

Каких-либо указаний на Рождественскую ёлку (рождественское дерево) как символ празднования Рождества Христова в христианских источниках нет. Однако. нашла вот такое интересное предание. которое можно рассказать вашим малышам.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,- говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! - робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! - окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? - прибавила маслина. -Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Вот эта красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской Елочки.

Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Праздник Рождества Христова отмечают 25 декабря (католики), 7 января (православные) христиане и относят его к числу главных, самых важных праздников. На Руси его стали отмечать в X веке практически одновременно с проникновением сюда христианства.

Естественно, что по времени он практически слился с зимним древнеславянским праздником, святками, которые праздновались с конца декабря и всю первую неделю января. Постепенно с утверждением Христианства на Руси святочные дни обрели твердые даты. Они начинались 25 декабря (день рождения Христа) и заканчивались в январе (день его крещения).

У древних славян святки были одним из главных праздников. Начинались они с магического очищения от нечистой силы, скверны. Для этого вымывалось жилище, окроплялся водой скот, люди мылись сами. Накрывался богатый праздничный стол, уставленный всевозможными яствами, украшениями из теста и колосьев.

Перед началом праздничной трапезы глава дома брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг жилища. После этого он через окно или дверь выбрасывал на улицу несколько ложек кутьи, угощая духов.

Конечно, в настоящее время от этих традиций практически ничего не осталось. Но праздничный стол у нас всегда максимально заставляется угощеньями.

Мы говорили, что на Руси праздник Рождения Христа стал отмечаться практически одновременно с приходом Христианства, но еще очень долго он находился как бы в тени святок, постепенно получив с ними равные права, а затем и вытеснив их почти полностью.

В двух Евангелиях – от Марка и от Иоанна – о появлении на свет Сына Божьего ничего не упоминается. А Матфей и Лука рассказывают об этом событии, но по-разному.

В Евангелии от Луки говорится, что родители Христа, Иосиф и Мария, жили в городе Назарете, там Марии явился архангел Гавриил, и предсказал ей зачатие и рождение необыкновенного сына Иисуса.

Незадолго до наступления родов Иосифу и Марии необходимо было направиться на Родину своих предков в город Вифлеем для регистрации по случаю проводимой всеобщей переписи населения.

Не найдя места для ночлега, они решили переночевать за городом в пещере, служившей загоном для скота. Здесь и родился Иисус Христос. Его появление на свет было отмечено чудесным знамением. С неба ангелы сообщили о рождении Сына Божия, находившимся неподалеку пастухам. В это же время в воздухе прозвучал гимн "Слава в вышних Богу".

Совсем иначе эти события описываются в Евангелии от Матфея. Здесь уже старый плотник Иосиф узнает, что его молодая жена – девственница Мария – забеременела, он решает ее тайно отпустить, но во сне к нему является ангел и объясняет, что Мария не виновна, она зачала от Духа Святого, и родит Сына Божьего, которому предначертано стать спасителем мира.

Согласно Матфею, Иисус родился в городе Вифлееме, где постоянно жили его родители. При его рождении в небе появилась чудесная звезда, которую увидели волхвы, и пришли к новорожденному с дарами.

От волхвов об этом событии узнали население Иерусалима и царь Ирод. Боясь, что Иисус станет претендовать на трон, Ирод приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, что и было сделано, – 14 тысяч младенцев были умерщвлены.

Христос же остался жив благодаря тому, что заранее предупредил родителей о готовящейся расправе, и семье удалось бежать в Египет, где они и поселились, после смерти Ирода они вернулись на Родину, но, опасаясь преследований, поселились в городе Назарете.

Сами по себе различия в описаниях рождения и других событий не могут служить основанием считать такое событие не имевшим место. Как известно, о событии (особенно давнем) несколько людей не могут рассказать совершенно одинаково. Кто-то считает важными одни детали, другой – другие.

Как мы уже говорили, сам праздник, посвященный Рождеству Иисуса Христа, появился позднее других. Это естественно. Ведь верующих гораздо больше интересовали подробности его смерти и воскресения. И лишь со временем – с возрастанием интереса верующих ко всей Его земной жизни – возникла необходимость рассказать о ней.

До середины четвертого века в январе отмечался один христианский праздник – Богоявление. Но в 354 году впервые в Риме 25 декабря Рождение Иисуса праздновалось уже самостоятельно.

Рождество – теперь один из самых торжественных и красивых православных праздников. В церквях ему посвящается богослужение в течение 12 дней, начиная с 20 декабря и до Нового года. Первые пять дней считаются предпразднством Рождества, конечно, в день самого праздника совершается торжественное богослужение. Даже людей неверующих это красочное действо не может оставить равнодушным. В богослужениях вспоминается о рождении Иисуса, Его жизни и смерти, об истинно высоком назначении Его пребывания на земле.

Что еще почитать