Рождество христово в честь чего такой праздник. Рождество Христово: история, какого числа, богослужение в храме, традиции. Видео: православные истории для детей

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.


Для всего мира Рождество Христово стало особо важным моментом в истории, поскольку стало причиной изменения летоисчисления на события, произошедшие до и после рождения Спасителя. Для такого великого праздника, как Рождество, история и традиции имеют огромное значение. Вместе с появлением Христа из недр иудаизма выросла новая религия, которая стала основой мировоззрения многих поколений людей, ведь Иисуса послал на землю сам Бог, чтобы он искупил грехи человечества и тем самым спас его.

Момент рождения Спасителя описывается не только в канонических, но и в апокрифических источниках. Но если в одних документах описывается история праздника Рождества Христова кратко, то более подробно оно освещается у Матфея и Луки.

  • Краткая история Рождества
  • Когда именно родился Иисус Христос?
  • Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Краткая история Рождества

История праздника Рождества Христова кратко для детей обычно описывается примерно так:

Повелел император Октавиан Август провести перепись населения на всей подчиняемой ему земле. А для удобства указал, чтобы все жители возвратились в родные города.

Иосиф был из рода Давида, поэтому вместе со своей женой Марией отправились они в Вифлеем. До родов Марии оставалось совсем мало времени, но лишь к вечеру пятого дня они добрались до места. Оба были изнурены тяжёлой дорогой, но не удалось им найти подходящего ночлега, ведь в Вифлеем на перепись прибыло очень много народу. Все постоялые дворы были уже переполнены, а цены за ночлег так подскочили, что бедному плотнику оказались не по карману. В результате долгих поисков Святое семейство нашло приют в пещере возле Вифлеема, в которую пастухи загоняли скот от непогоды. Здесь, в пещере, и наступила святая ночь, в которую на свет появился Спаситель. Мария спеленала его и за неимением люльки вынуждена была положить сына в ясли, наполненные сеном для кормления животных. История праздника Рождества для детей повествует также и о том, что божественного младенца с двух сторон согревали вол и осёл.

О великом событии рождении сына Бога первыми узнали пастухи. Ночную тьму вдруг разогнал дивный свет, пастухам явился сияющий ангел, который и возвестил им о приходе Мессии. Перед оторопевшими пастухами выстроилось всё небесное войско, исполнившее торжественную и радостную песнь. Когда это представление закончилось, пастухи увидели, что из одной из пещер пробивается яркий свет. Они вошли в эту пещеру, где и обнаружили Иосифа, Марию и лежащего в яслях младенца.

Повествующая про Рождество история праздника кратко подчёркивает, что хоть пастухи были неграмотны, всё же они тотчас уверовали, что стали свидетелями рождения не простого ребёнка, но Сына Божия, а свет Вифлеемской звезды не позволил в этом сомневаться.

Волхвы-мудрецы, жившие далеко на востоке, также пришли поклониться Младенцу. Они смогли предвидеть это событие, а увидев на небе путеводную звезду, тотчас отправились в путь. В библейских историях Рождества сказано, что пройти волхвам пришлось через несколько стран, но они предстали перед Мессией не с пустыми руками, а с дарами не просто для младенца, но для Царя: золотом, смирной и ладаном.

Царю Иудеи Ироду Великому также стало известно о предсказании пророков о появлении нового царя, которого он воспринял, как конкурента на престол своим наследникам. Поговаривали, что он даже пустился на хитрость, обратившись к волхвам и прося их указать место, где родился Мессия, чтобы пойти туда и поклониться ему. Но волхвам стало известно о злом замысле Ирода, поэтому они оставили в тайне от царя место рождения Иисуса. Далее краткая история Рождества омрачается, ведь Ирод пошёл другим путём – приказал убить всех младенцев, коим исполнилось не более двух лет. В результате погибло свыше 14 000 детей, однако, Иисусу удалось чудесным образом уцелеть – к Иосифу явился ангел, подсказавший ему, что нужно направиться в Египет. Туда и отправилось Святое семейство, где и дождалось вскоре смерти грозного царя.

Видео об истории Рождества Христова для детей:

Когда именно родился Иисус Христос?

История события Рождества Христова до сих пор вызывает споры у учёных. На дате 25 декабря настояла Римско-католическая церковь, и эта дата была принята Никейским Вселенским собором. Первые упоминания об отдельно празднуемом Рождестве появились в IV столетии.

Христиане долгое время не могли определиться с датой и статусом праздника Рождества. Как известно, первые христиане были евреями, а для них рождение больше ассоциировалось с несчастьями и болью. Поэтому они никак не отмечали рождение Христа. Более важным праздником считалась Пасха, на которую выпал и момент его воскресения. Когда же к христианству примкнули греки, то от них и пошла традиция и история праздника Рождества Христова.

Но откуда Рождество получило свою точную дату? У ранних христиан (конец II века – IV век) событие Рождества было связано с днём Богоявления, то есть, 6 января. Об этом примерно в 200 году писал Климент Александрийский. Но в середине IV века появились первые свидетельства выделения Рождества в отдельный праздник с датой 25 декабря. Есть версия, что тем самым новая религия пыталась вытеснить культ Непобедимого Солнца, который был широко распространён в Римской империи и отмечался он именно 25 декабря (в ту пору это был день зимнего солнцестояния). Такова возможная история создания Рождества.

Впрочем, даже само существование такой личности, как Иисус Христос вызывает сомнения у историков. И даже если он жил на самом деле, то большинство дат его жизни крайне туманны. Скорее всего, он мог появиться в 5-7 гг. до н. э. В 221 году от рождения Христа в календаре древнего историка Секста Юлия Африкана появилась дата 25 декабря. Позднее Дионисий Малый, бывший при папе архивариусом, подтвердил эту дату. Изучив хроники 354 года, он предположил, что Иисус родился во времена правления Цезаря и отнёс его к 1 году н. э.

Если опираться на писания в Евангелие, то осиявшая небо Вифлеемская звезда была не чем иным, как пролетавшей в это время возле Солнца кометой Галлея. Это событие должно было состояться в 12 году до н. э. Если учитывать проводившуюся в Израиле перепись населения, то тогда получается, что Иисус родился в 7 году н. э. Но маловероятными кажутся даты рождения после 4 года до н. э., поскольку и канонические, и апокрифические тексты сходятся в том, что Иисус появился во время правления царя Ирода I Великого, который умер в 4 году до н. э.

Не подходят поздние даты рождения и потому, что примерно определено время его казни. Если бы Иисус появился в нашу эру, то был бы казнён в слишком молодом возрасте.

В послании от Луки упоминается, что при рождении Христа пастухи спали в поле, но такое могло быть лишь летом или ранней осенью. Правда, если год удавался тёплым, то в Палестине и в феврале можно было пасти стада.

Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Католики и большая часть протестантов отмечают Рождество 25 декабря по действующему ныне григорианскому календарю.

Иерусалимская, Грузинская, Русская, Украинская, Сербская и Афонская православные церкви, а также ряд восточнокатолических церквей празднуют Рождество также 25 декабря, но по «старому» юлианскому стилю, что по действующему григорианскому календарю сдвинуто на 2 недели до 7 января.

Александрийская, Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Болгарская, Кипрская, Элладская, Румынская и ещё ряд православных церквей придерживаются даты 25 декабря по новоюлианскому календарю. Он будет совпадать до 1 марта 2800 года с григорианским календарём, то есть, и у них Рождество совпадает с «католическим».

У древневосточных христиан Рождество совпадает с Крещением, образуя единый праздник Богоявления, отмечаемый 6 января.

Как Вы думаете, какая версия рождения Иисуса Христа наиболее вероятна? Верите ли Вы в библейские тексты, отмечаете ли Рождество? Расскажите об этом в комментариях .

Рождество Христово - один из главных православных господских праздников, по значимости считается вторым после . Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день - 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается и начинаются Святки - время от Рождества до .

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество » разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у в наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.


Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!


Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).


Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).


Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Библиотека Русской веры

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.


Лубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).


Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.


Христославы

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Лубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. Из праздничного чина. Начало XV в. Андрей Рублев. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва
Рождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник Икона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Рождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
Рождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.


Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.


Церковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.


Христорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.


Церковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.


Христорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.


Церковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.


Христорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

Христорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.


Христорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».


Храм во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.


Мироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в ,

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).


Храм РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Христорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

История праздника Рождества Христова известна с момента возникновения христианства. С IV века праздник назывался Богоявлением, праздновался 25 декабря и был объединением нескольких событий, которые сегодня известны как три отдельных праздника: Богоявление (Крещение Господне), Благовещение и Рождество.

Явление во плоти Сына Божия, воспоминание и прославление этого события – основная и первоначальная цель светлого праздника Рождества Христова. Но есть и второстепенная цель, какая – выясним в этой статье.

Когда празднуют Рождество Христово христиане

Какого числа христиане отмечают Рождество Христово – в современном мире по-разному. Большинство используют Григорианский календарь при исчислении даты праздника, который был создан в XIV веке. По этому календарю живет светское общество в большинстве стран мира – в том числе, в Европе и в России. По Григорианскому календарю Рождество Христово отмечают 25 декабря – такова традиция у католиков и некоторых других конфессий. В Западной церкви сохранилась удивительная традиция празднования Рождества на государственном уровне – с украшением улиц, общественными гуляниями и искренней радостью. Этот праздник европейцы отмечают с тем же размахом, с каким в России встречают Новый год.

В России осталась традиция исчисления событий по солнечному церковнославянскому календарю, который ввел Юлий Цезарь в 45 г до Р.Х., и который носит его имя – Юлианский. По этому календарю, следуя руководству апостолов, рассчитывают праздники христиане Восточной Церкви. Православный праздник Рождества Христова – 7 января, хотя по старому стилю эта дата приходилась также на 25 декабря. Новый стиль ввели в России сразу после революции 1917 г., после нововведений время сместилось на 14 дней вперед. Этот праздник считается двунадесятым, начинается с Рождественского сочельника накануне – 6 января. В этот день христиане строго постятся до первой звезды, а потом вкушают особенное блюдо – сочиво. Рождеству Христову предшествует 40-дневный пост. В ночь на 7 января на праздничном Богослужении православные и христиане других конфессий Восточной Церкви встречают праздник Рождества и идут домой праздновать его со всей роскошью – теперь пост закончен, и можно веселиться всю ночь.

Краткая история Рождества Христова

История церкви Христовой знает немало расхождений с истинным учением апостолов, оно выражалось в искажении общего богословия и, как следствие, искажалось само учение о Христе. Это также стало причиной того, что праздник отделился от общего празднования Боговоплощения, которое соединило в себе три события, и было введено отдельно Рождество.

Отделение праздника произошло в IV веке при папе Юлии. Установив дату празднования 25 декабря, Церковь создала противовес культу солнца, который язычники отмечали в этот день. Празднование было так популярно, что в нем принимали участие даже христиане, греша тем самым против второй . Таким образом, введение праздника Рождества Христова заменило языческую традицию празднования зимнего солнцеворота и обратило сердца людей к истинному Богу.

День для праздника был крайне символичен и закономерен – ведь символ солнца, как никакой другой, приличествует воспоминанию события Рождества, так как Христос – это Солнце правды, Свет миру, Победитель смерти – как называют Его апостолы.

По мнению великих христианских умов мировой величины, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, св. Кирилл Александрийский и другие – дата Рождества 25 декабря действительно имеет высокую историческую достоверность в деле вычисления дня Рождества Христова.

Введение летоисчисления от Рождества Христова произошло в 525 году и связано со значением, которое оно имело для всего человечества. Две эры – до Рождества Мессии, до возможности вечной жизни и прощения грехов, — и после. Монах Дионисий Малый, который высчитывал события, чтобы положить их в основу нового календаря, ошибся с расчетами – если быть точным, то сейчас на 4 года раньше, чем принято считать и действующий счет времени имеет эту погрешность. Но событие, тем не менее, осталось главным в истории человечества – вот почему летоисчисление ведется от Рождества Христова.

Символы Рождества Христова

Можно перечислись следующие самые известные символы Рождества Христова:

  • нарядная ёлка;
  • подарки;
  • Вифлеемская звезда;
  • вертеп;
  • ангелы и пастухи.

История возникновения ели, как атрибута Рождества, идет от западной традиции, которая сложилась не сразу, и была связана с представлениями народов о вечнозеленых растениях, как о символе бессмертия, вечной жизни. То есть, именно того, что стало возможным с приходом в этот мир Спасителя.

Подарки принесли Христу волхвы – персидские знахари, представители зороастризма – первой в мире монотеистической религии, предназначенной для всех народов, а не только для еврейского. Они занимались астрологией и высчитывали Рождение Мессии, которое было предсказано в их религии. Волхвы принесли с собой дары Младенцу Христу – атрибуты, символизировавшие три важных качества, которыми Он обладал. Это было:

  • золото – Царю;
  • ладан – Священнику;
  • смирну – Человеку, который должен умереть.

Смирна – это очень ароматная смола, которая применялась для молитвы над умершими людьми и являлась символом погребения. После возвращения на родину волхвы проповедовали рождение Спасителя. Церковь почитает их как «трех святых царей». В память об этих дарах в Рождество принято дарить подарки – не потому, что человек себя хорошо вел, не по какой-либо другой причине, — но по любви, ради Христа.

Вифлеемская звезда – загадочный небесный объект, который привел волхвов к Христу. По одной из версий, необычное небесное явление случилось, когда в одной точке сошлись Юпитер и Сатурн. По вычислениям астронома Иоганна Кеплера, жившего в XVII веке, такое явление могло быть возможным во время евангельских событий. Существует разная традиция в изображении Вифлеемской звезды – известна 5-конечная звезда, характерная для арабской церкви, 8-конечная считается символом Богородицы и изображается в православной традиции. Также существуют 6-конечные и другие виды Вифлеемской звезды.

Из Предания достоверно известно, что Христу не нашлось места в гостиницах Вифлеема, куда пришло Святое семейство на перепись населения, и родился Он именно в пещере (вертепе) и был спеленат и положен в яслях – кормушке для скота. Поэтому благочестивые христиане ставят под рождественскую елочку фигурку вертепа с Младенцем и Святым семейством – в память о великом событии.

Согласно евангельскому повествованию:

«В окрестностях же Вифлеема были пастухи, которые жили в поле и, ночью сменяя друг друга, стерегли свое стадо. И предстал перед ними ангел Господень. Сияние света Господня озарило их. Они очень испугались, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я несу вам добрую весть — весть о великой радости для всего народа: сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Христос, Господь! И вот вам знак: вы найдете Ребенка спеленатого, лежащего в яслях». (Лк, 2:8-12)

Пастухи увидели ангелов, услышали Великое славословие, ангельскую песнь, которую сохранили люди, поверили и пришли поклониться Создателю первыми.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк,2:14)

В воспоминание этого события пастухи и ангелы стали символами Рождества Христова. Они изображаются на рождественских подарках, в качестве украшения на елку, рождественских статуэтках и других символах, которые являются традиционными атрибутами Рождества.

Рождество Христово: традиции и обычаи

На Рождество поют колядки, украшают дом и улицы, готовят праздничное угощение – эти атрибуты присутствуют, пожалуй, у всех народов. Но как еще празднуют Рождество Христово, и какие традиции существуют?

Следует отметить, что в странах Европы к Рождеству относятся крайне серьезно: этот праздник считается главным в году, отмечается он дома в тесном семейном кругу и приглашать кого-либо не принято. Подготовка к Рождеству Христову включает угощение и подарки. Накануне рождественскими украшениями наряжается весь город.

Накануне праздника Рождества Христова на Руси проходят Рождественские ярмарки, на которых можно приобрести все, что связано с тематикой Рождества. У православных праздник начинается в Сочельник и оканчивается на Крещенский сочельник. Все это время – особые дни радости, Святки.

Сочельник Рождества – это навечерие праздника, когда по благочестивой традиции варится сочиво – сладкое блюдо из злаков пшеницы с медом и сухофруктами. Иногда пшеницу заменяют рисом. В этот день христиане стараются ничего не есть до первой звезды, а потом, в предпраздничной атмосфере торжественно накрывают стол и вкушают сочиво. Стол для сочива украшают сеном и элементами, символизирующими Рождество. После трапезы верующие готовятся к ночному Рождественскому Богослужению.

Святки – это святые дни, которые проходят с 7 по 18 января и являются временем усиленной радостной молитвы, веселого времяпрепровождения с застольями, пением колядок и прочими счастливыми моментами. На Руси Рождество праздновали с колядками и активным посещением Богослужений на Святки. Сегодня эти традиции возрождается среди молодежи и становится популярным видом досуга, в чем можно убедиться, посетив храмы.

Рождество Христово – великий праздник, знакомый с детства. Это второй по величине после Пасхи, и первый детский праздник – время волшебства и чудес. Он наполнен атмосферой ожидания чуда. Дети, чьи сердца всегда чисты, лучше других чувствуют его. История праздника Рождества Христова учит нас радоваться и ждать неожиданных подарков – ни за что, просто так. Потому что родился Христос – наш общий Подарок.

В ночь с 6 на 7 января миллионы православных христиан во всем мире отмечают один из главных церковных праздников — светлое Рождество Христово, которое входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

© Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы "Рождество Господа Иисуса Христа". XV век

Рождество Христово

Согласно пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира в царствование императора Августа (Октавия). События Рождества Христова отражены в Евангелиях от Луки и Матфея.

Как сообщают евангелисты, Дева Мария и ее муж Иосиф, жившие в городе Назарет (он существует в Израиле и в наши дни), пошли в Вифлеем, чтобы принять участие в обязательной переписи населения Римской империи. Император Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Перепись велась по коленам, племенам и родам, а каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. У Девы Марии и Иосифа таким городом был Вифлием, куда они и отправились, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.

© Sputnik / В. Робинов

Икона "Рождество Христово"

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых о его рождении известил ангел. Матфей упоминает и о чудесной звезде, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, поднесших дары — золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Прослышав о рождении Иисуса, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, и опасавшийся его как соперника своему царствованию, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

История праздника

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца" (от марта).

Праздник Рождества Христова отмечается в разные даты христианскими церквями из-за различий в юлианском и григорианском календарях.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря,но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

В 1582 году западные европейцы провели реформу, перейдя на григорианский календарь, который был введен в России лишь в 1918 году. Однако, Русская православная церковь этого не признала и продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.

Рождественский пост

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Молдова отмечает Рождество дважды

Молдова — православная страна, однако в ней переплелось множество различных культур. Отмечают здесь с размахом и католическое Рождество — 25 декабря, и "традиционное" православное — 7 января.

© Sputnik / Мирослав Ротарь

Две даты празднования Рождества Христова — по новому и по старому стилю — закреплены в республике на законодательном уровне. Различия в юлианском и григорианском календарях и стали причиной того, что в правительственном праздничном календаре появилось два Рождества.

Молдавские традиции на Рождество

Колядки и прочие зимние песнопения — наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово "колядка" в молдавском языке звучит как "колинда" — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок — коза.

© Sputnik / Максим Богодвид

Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар — хлеб, символ достатка. Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.

Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент "бугай". Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов. Среди них своеобразные кричалки — "урэтурь" и "стригэтурь", в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.

Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети. В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения. Большинство колядок начинаются словами: "Восходит высоко звезда". Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.

Детям дарит подарки Мош Крэчун, аналог Деда Мороза и Санты Клауса. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик. Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги. Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.

Рождественский стол в Молдове

Рождество в Молдове отмечают с размахом. После поста столы ломятся от лакомств. Но даже праздничное застолье не обходится без обрядовых традиций. В Рождество на праздничном столе обязательно должны быть блюда из свинины, символизирующие богатство и достаток в доме. Традиционно подают свиное жаркое и колбасы, голубцы, холодец (студень), рыбу, хлеб, фрукты, сласти и напитки, а также мамалыгу и кутью (толченая пшеница с изюмом, орехами и медом).

Блюд должно быть семь, девять или 12. Считается, что эти числа имеют магическое значение.

Что еще почитать