Сенсорное занятие в детском саду: учим познавать мир с помощью чувств. Конспект занятия по сенсорному развитию для детей старшей группы «Поможем Колобку и его друзьям — лесным гномикам Открытое мероприятие сенсорное развитие старшая группа

Ирина Битнер
Конспект занятия по сенсорному развитию для детей старшей группы «Поможем Колобку и его друзьям - лесным гномикам»

Занятие в старшей группе по сенсорному развитию «Поможем колобку и его друзьям лесным гномикам » .

Образовательная область : Познание.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие ; Художественно-эстетическое развитие ; Речевое развитие ; Социально-коммуникативное развитие .

Модель организации : Совместная деятельность взрослого и детей .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование для детей : прозрачные стаканчики с водой по 2 на ребенка, гуашевые краски по одному цвету на ребенка, кисточки, салфетки.

Оборудование педагога : плоскостные фигуры квадрат и Колобок , чудесный мешочек с объемными фигурами, нарисованный лес, разноцветные колпачки и коробочки, музыкальная запись «Звуки природы» , «Музыка для конкурса» , «Музыка для рисования» .

Методы и приёмы : наглядный, игровой, словесный.

Форма организации детей : групповая

Словарная работа

Цель : Обогащение сенсорного опыта .

Задачи :

Образовательные :

1. Закреплять знания о различиях в геометрических формах плоских и объемных.

2. Закреплять правила поведения и безопасности в лесу.

3. Пробудить интерес к восприятию звуков.

3. Формировать представления о разных оттенках цвета по насыщенности.

Развивающие :

1. Развивать творческое воображение.

2. Развивать умение сравнивать , анализировать, обобщать.

2. Развивать перцептивно-обследовательские действия.

3. Развивать слуховое восприятие .

4. Развивать восприятие цвета .

Воспитательные :

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

2. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

3. Воспитывать вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим.

4. Воспитывать умение радоваться достигнутому результату.

Словарная работа : плоская форма, объемная форма, самоцветы, оттенки.

Ход совместной деятельности взрослого и детей.

Эмоциональный настрой на работу :

Дружно встали, (дети встают)

Пошагали, (дети шагают)

Хлопнули в ладоши, (хлопают в ладоши)

Какие мы хорошие! (поглаживают себя по голове)

Влево, вправо повернулись (поворачиваются)

И друг другу улыбнулись! (улыбаются)

1. Дети, к нам в гости пришел сказочный герой, как вы думаете, кто это?

На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок, покатился (колобок ) .

Появляется колобок – квадрат зеленого цвета из глянцевой бумаги.

Воспитатель :- Дети, поздоровайтесь с колобком . Какой он красивый зеленый, настоящий колобок !

Ответы и рассуждения детей о том , что он не настоящий и совсем не похож на колобка .

Воспитатель : - А какой должен быть колобок ?

Дети описывают внешность колобка .

Воспитатель :- Вы совершенно правы (и выставляет фигуру колобка из желтой бархатной бумаги).

Сравнить эти два персонажа, предложить детям потрогать их, обратить внимание на то, что квадрат гладкий, а колобок шероховатый , бархатный.

Воспитатель : -Наш колобок имеет форму круга и он плоский, потому что сбежал со страниц книги, а есть еще другие фигуры – объемные.

Ребята, колобок принес нам вот такой чудесный мешочек и предлагает поиграть с вами в игру.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Я буду загадывать загадку, а вы будите находить отгадку в мешочке :

1. Он круглый, как и плоский круг.

Но кругу он объёмный друг.

Такой же формы апельсин,

Арбуз, и мяч, и мандарин. (шар)

2. Принёс нам ящик почтальон –

Посылку мне и брату.

В ящике том шесть сторон,

Все стороны – квадраты. (куб)

3. Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе ,

Похож на бревно и на столбик в заборе. (цилиндр)

4. Этот красный колпачок

Носит гномик- старичок .

Так похож он на пакет

для орехов и конфет.

На ворону, на сачок.

Что ещё назвать ты мог? (конус)

2. Колобок хочет пригласить нас, прогуляться по лесу. Одному ему не хочется идти. Да ведь это и правильно.

Вопросы воспитателя :

Ребята, скажите можно ли детям ходить в лес одним без сопровождения взрослых?

(Ответы детей )

Что может случиться, если ребенок пойдет в лес один?

(Ответы детей )

Ну, хорошо вот пришли вы в лес и как должны вести себя в нем?

(Ответы детей )

А почему нужно вести себя в лесу тихо и осторожно?

(Ответы детей ) .

Еще какие правила нужно соблюдать в лесу.

(Дети называют их : нельзя ломать веточки у деревьев; разжигать костры; разорять птичьи гнезда; разорять муравейники и т. д.)

3. Ну, вот теперь мы можем пойти в лес вместе с колобком . Сказочный лес полон различных звуков, нужно угадать, что это за звуки.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» .

Вопрос воспитателя :

Что вы, услышали в лесу?

(Ответы детей )

4. Воспитатель :

Ребята, а вы знаете, что рассказал мне колобок . Что в лесу живут маленькие гномики они очень добрые и трудолюбивые. Знаете, где они трудятся? Они работают под землей, ищут там самоцветы. Это вот такие красивые камушки (показывает самоцветы рассказывает почему они так называются, для чего их люди используют). Да вот только какая беда приключилась, на их лес напал злой колдун, этот колдун не любит яркие красивые цвета, он любит, чтобы все вокруг было черным. Поэтому он заколдовал маленьких гномиков , и они перестали различать цвета и не знают теперь какие камушки им нужно находить. Они бедняжки растеряли все свои цветные колпачки в лесу. Давайте поможем собрать , и разложить их по цвету в коробочки.

Динамическая пауза под музыку. «Разложи по цвету» (обратить внимание на оттенки) .

5. Воспитатель : –А знаете, друзья я думаю , мы сможем помочь гномикам и научим их снова различать яркие цвета и их оттенки.

Включается релаксирующая музыка.

Воспитатель предлагает детям окрасить воду в разные цвета. Каждого цвета по два оттенка : светлого и темного. После окраски дети расставляют стаканчики с водой – справа – светлые оттенки, слева – темные.

6. Итог занятия .

Воспитатель :

Как хорошо, ребята, что мы смогли помочь гномикам . Они снова научились различать цвета и теперь с легкостью найдут под землей еще много самоцветов. А вот эти самоцветы (показывает самоцветы в шкатулке) гномики дарят нам , они теперь будут храниться в нашей мини-лаборатории.

Колобок тоже благодарит вас , дети и прощается с нами до новых встреч!

Вопросы воспитателя :

Кто был у нас сегодня в гостях?

Во что мы с ним играли?

Кому мы сегодня помогли ?

Как мы помогли ?

Вы, молодцы настоящие верные друзья , которые всегда придут на помощь !

Зульфия Гибатдинова
Конспект занятия по сенсорике в старшей группе

Занятие по сенсорике в старшей группе .

Цель : Обогащение сенсорного опыта .

Задачи : Формировать представление о разных оттенках цвета по насыщенности; пробудить интерес к восприятию различных звуков; развивать зрительное и слуховое восприятие; подготовить детей к литературно- словесному творчеству; упражнять в выкладывании лодки из геометрических фигур.

Материал : колобок (круглый и квадратный, макеты деревьев, картинки «Части суток» , Чудесный мешочек, геометрические фигуры, вода, краски, запись «Звуки природы» .

Ход занятия : - Дети, к нам в гости пришел сказочный герой, как вы думаете, кто это?

На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок, покатился (колобок) .

Появляется колобок – кубик.

Почему колобок не может быть таким? Затем выставляется колобок, он решил пошутить.

Проводится д/и «Найди отличия» .Необходимо сравнить эти два персонажа.

Колобок долго путешествовал, а сейчас он возвращается домой. На пути у него волшебный дремучий лес и он не сможет его пройти не выполнив задания. Давайте поможем колобку. Вы согласны? Тогда отправляемся в сказочное путешествие.

Могучие ели преградили колобку дорогу, нам нужно назвать дни недели :

Сколько дней в неделе? (7 дней)

Назовите третий день недели. (среда)

Который по счету четверг? (4)

Назовите выходные дни. (суббота, воскресенье)

Из чего состоят сутки?

Рассматривание картинок : «Части суток» .

Какое это время суток?

Как вы догадались?

А это какое?

Вы правильно ответили на все вопросы и мы отправляемся дальше.

Сказочный лес полон различных звуков, нужно угадать, что это за звуки. Прослушивание записи через плеер «Звуки природы» .

Проводится физкультминутка.

Мы листики осенние, (машем ручками)

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели (покружится на месте)

И на землю тихо сели. (присесть) .

Экспериментирование.

А теперь давайте угостим колобка волшебной разноцветной водицей.

Окраска воды в разные цвета. Каждого цвета по два оттенка : светлого и темного. После окраски дети расставляют стаканчики с водой – справа – светлая, слева – темная.

Путешествие продолжается. Появляется волк (кукла волк из кукольного театра) . Он спрашивает, знает ли колобок сказки с его участием? (дети называют сказки) .

Посмотрите дети что принес нам колобок? Правильно это действительно «Чудесный мешочек» .

Я – чудесный мешочек, вам, ребята, я дружочек

Очень хочется мне знать, как вы любите играть.

Если отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в мешочке.

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

на тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо

кто же я такой, друзья? (круг) .

Он давно знаком со мной, каждый угол в нем прямой

все четыре стороны одинаковой длины

вам его представить рад, а зовут его (квадрат) .

Три угла, три стороны могут разной быть длины

если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам (треугольник) .

Дети а какие еще геометрические фигуры вы знаете?

Волшебный лес остался позади, но колобку нужно переправиться на другой берег, а как это сделать он не знает.

На чем можно переправиться через речку? (на лодке)

Нам нужно сложить лодку из геометрических фигур для колобка.

Молодцы! Вы помогли колобку вернуться домой.

Рефлексия : - Ну как дети вам понравилось путешествовать с колобком?

А что запомнилось больше всего?

Что мы строили для колобка?

конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием сенсорных эталонов для старшей группы «Приключения Зайчонка»

составила: воспитатель

Задачи: формировать у детей умение подбирать группы предметов, совпадающие по заданному признаку, выбирая их других предметов; продолжать учить использовать в качестве эталонов плоскостные геометрические формы; закреплять умение отгадывать загадки по заданной схеме. Воспитать умение работать в коллективе .

Материал: демонстрационный - план сказочного леса; формы - треугольник, круг, квадрат; шнур или веревка.

раздаточный - планы на каждого ребенка, простой карандаш; карточки с нарисованными цветными кругами, наборы цветов разных по цвету, форме и величине; карточки с загадками.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала,

Словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал

под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе. А помогут нам в этом значки - цветные геометрические формы.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? (ребенок описывает путь по плану)

Иду прямо, прохожу мимо красного квадрата, поворачиваю направо, дохожу до желтого круга, поворачиваю налево до синего овала, иду прямо, поворачиваю направо до зеленого треугольника и вижу домик Лисы.


Молодцы, с этим заданием вы справились, помогли дойти Зайчонку до домика Лисы.

Динамическая пауза.

Поочерёдно показываю геометрические фигуры - дети выполняют движения:

Треугольник - пошагай.

Квадрат - приседай,

Ну, а если круг - дружок,

Выполняй скорей прыжок.

Вот и с этим заданием вы справились!

По дороге к Лисе Зайчик набрал много цветов. Помогите ему собрать букеты. А помогут нам волшебные круги. В красный круг - соберем все большие красные цветы, в зеленый - цветы треугольной формы любого цвета и размера, а в синий круг - все маленькие цветы.

Физкультминутка

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты ромашка, я вьюнок

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки

Побежим вперегонки (бегут по кругу)

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть

Мы веселые лучи

Мы резвы и горячи,

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Чтобы вы не заскучали, я загадаю вам загадки, а вы должны не только отгадать, но и показать. (дети встают в круг с веревкой в руках)

Нет углов у меня

А похож на блюдце я

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня (круг)

Три моей стороны

могут разной быть длины

Где стороны встречаются -

Угол получается

Что же вышло посмотри!

Ведь углов-то тоже три. (треугольник)

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины. (квадрат)

Я - похож на яйцо,

И как просто буква О.


Я почти как круг - малец,

Я такой, как огурец. (овал)

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И все же похож на квадрат, между прочим,

Две длинные стороны и две покороче (прямоугольник)

А сейчас посмотрите, что приготовили наши герои для вас в подарок. Эти загадки надо не только отгадать, но нарисовать свою отгадку.

Прочитайте, что нарисовано на карточке (дети зачитывают свои загадки, затем зарисовывают отгадки на схемах).

Занятие по формированию элементарных математических представлений "В гостях у Мухи-Цокотухи"

для детей старшей группы

Воспитатель

Задачи:

1. Обучающая: совершенствовать счетные навыки, закрепление порядкового счета в пределах 10.

    Умение соотносить цифру с количеством предметов. Сравнение совокупности предметов по количеству. Закрепить знание геометрических фигур. Умение пользоваться таблицей, ориентироваться на листе бумаги. Сравнить длину способом приложения.

2. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, пространственные представления.

3. Воспитать умение работать парами, в коллективе.

Материал:

Продукты для магазина (муляжи), таблицы с геометрическими фигурами на каждого ребенка, геометрические фигуры на каждого ребенка (для составления сапожка), картинки для составления цепочки закономерностей, наборы чайных пар, карандаши, грамзапись, наборы разных по длине полосок 6 штук на каждого ребенка, мяч, шапочки “Насекомые”, карточки с цифрами, муляжи “Насекомые”.

Предварительная работа:

Повторить сказку “Муха-Цокотуха”, вызвать у детей желание принять участие в игре, изготовить шапочки насекомых.

Ход занятия

1. Воспитатель:

Дети, вы любите сказки?

А сказку Корнея Ивановича Чуковского “Муха-Цокотуха” вы знает?

Предлагаю отправиться в гости к Мухе-Цокотухе. Но сначала превратимся в насекомых – друзей Мухи-Цокотухи (дети надевают шапочки-маски).

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муза по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Пошла Муха на базар
И купила самовар!...

Скажите, если бы вы нашли денежку, то на что бы ее потратили?

Но денег мы с вами не нашли, поэтому предлагаю заработать их своим умом, решив задачи:

1. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (четыре)

2.Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (пять)

3. Шесть щенят
Плюс мама – лайка.
Сколько будет?
Посчитай-ка! (семь)

2. Воспитатель:

Молодцы, деньги вы заработали, теперь давайте пойдем, все вместе в магазин и купим угощение для Мухи-Цокотухи. Каждый из вас должен купить такое количество продуктов, чтобы оно соответствовало цифре на вашей карточке.

Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки
С молочком и крендельком.

Перечислите, кто пришел в гости Мухе-Цокотухе?

Молодцы! Сколько пришло гостей?

Для гостей мы накрыли праздничный стол. Нужно расставить чайные пары в соответствии с количеством гостей насекомых.

Сколько нужно поставить чайных пар? (7-столько же, сколько гостей).


Молодцы!

3. Воспитатель:

https://pandia.ru/text/79/292/images/image002_61.jpg" width="373" height="313 src=">

Какого цвета сама короткая паутина? Какого цвета самая длинная полоска-паутинка?

5. Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

6. Воспитатель:

Но жуки червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.

Вы хотите узнать, где спрятались “жуки-червяки”?

Разместите геометрические фигуры разной формы и цвета в таблице.

7. Воспитатель:

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает.
Муху за руку берет
И к окошечку ведет…
Тара-тара, тара-ра,
Заплясала Мошкара!
Слава, слава Комару – победителю

Выходите, друзья – насекомые в круг, поиграем в игру “Позови соседей числа”.

Я бросаю мяч, называю число, а вы называете предыдущее и последующие числа.

8. Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие в гости к Мухе-Цокотухе подходит к концу.

Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?

А теперь давайте выложим в ряд картинки: монета, сапожок, паук, фонарь. Вспомним, что было сначала, что потом.

Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!!!

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи:

— закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал);

— учить узнавать и называть цвета;

— закрепить умение определять величину предметов, используя приемы наложения и приложения;

— упражнять в сравнивании двух предметов по ширине;

— закрепить умение определять положение геометрических фигур на плоскости;

— упражнять в выполнении аппликации.

Развивающие задачи:

— активизировать память, внимание, мышление;

— активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов;

— развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

— воспитывать умение слушать воспитателя;

— аккуратность при работе с кистью и клеем;

— развивать коммуникативные навыки;

— учить детей работать небольшим коллективом дружно;

— вызывать положительные радостные эмоции при двигательной активности.

Планируемый результат: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; проявляет чуткость к художественному слову при чтении потешки «Зайчишка – трусишка»; положительные эстетические чувства и эмоции при проведении физкультминутки «Зайка серенький сидит», при выполнении аппликации «Платочки для зайчат».

Методы и приемы:

1) словесный – слушание и отгадывание загадки, слушание потешки;

2) практический: доставание на ощупь из «сухого бассейна» геометрических фигур, раскладывание дверей в домиках, выполнение аппликации;

3) наглядный: геометрические фигуры, игрушки – заяц, лиса, образец аппликации.

Наглядные средства обучения:

— демонстрационные: заяц, лисичка, ведерко с капсулами от киндер-сюрпризов «сухой бассейн», геометрические фигуры, образец аппликации.

— раздаточные: по два домика с проемами разной ширины, по две двери разной ширины из цв. картона; зайчики для гимнастики для глаз, квадратные листы бумаги для аппликации на каждого ребенка, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, клеенки, салфетки, кисти по числу детей.

Организация детей:

1) Сидя на стульчиках на ковре;

2) Сидя на стульчиках на ковре;

3) Сидя на стульчиках на ковре;

4) Сидя на ковре полукругом;

5) Сидя за столами;

6) Сидя за столами.

Индивидуальная работа: с Софией Г., Машей по называнию геометрических фигур и определению их цвета, с Тимуром по сравниванию «дверей» по ширине, с Машей по выполнению аппликации.

Словарная работа: геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал), узкая, широкая.

Предварительная работа: загадывание загадок, дидактическая игра «Чудесный мешочек», дидактические игры на определение и называние цвета предметов, выполнение аппликации.

Структура:

1) Организационный момент;

2) Дидактическая игра «Назови геометрические фигуры»;

3) «Игры с зайчиком» (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз);

4) Дидактическая игра «Подбери двери к домикам»;

5) Аппликация «Платочки для зайчат»;

6) Рефлексия.

Ход ООД

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель: — Сегодня к нам пришел гость, чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети. Это заяц.

Воспитатель показывает игрушку – зайца.

Воспитатель :- Правильно, это заяц, поздоровайтесь с ним. Только почему-то наш зайчик невеселый, может у него что-то случилось?

2 часть. «Назови геометрические фигуры»

Зайчата расшалились и уронили в «сухой бассейн» геометрические фигуры. (Показывает) Никак не достать их зайчику. Давайте поможем зайчику собрать геометрические фигуры.

Дети по очереди достают из ведерка «сухой бассейн» геометрические фигуры, называют их.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, зайчику помогли, сразу он повеселел, запрыгал, поиграем с ним.

3 часть. «Игры с зайчиком»

Воспитатель читает потешку « Зайчишка – трусишка»

(имитирует действия)

Зайчишка – трусишка

По полю скакал,

В огород забежал,

Морковку нашёл, сидит, грызёт.

Ай, кто – то идёт!

Воспитатель. — А вы, дети, покажите своих зайчиков из пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Зайчик серый

Скачет ловко,

В лапках у него морковка!

Воспитатель:

Зайка глазками моргал,

Других зайчиков искал.

Вот их сколько, посмотрите,

Зайчиков скорей берите!

Гимнастика для глаз « Зайка»

(Каждый ребенок берет зайчика на палочке.)

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайчик влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

4 часть. «Подбери двери к домикам»

Воспитатель: — У нашего зайчика есть маленькие зайчата — непоседы, очень любят они играть и прыгать, забывая, что в лесу для них много опасностей. Вот и сейчас вышла на охоту плутовка – лиса. Зайчики разбежались по домикам, а двери не закрыли. Давайте спрячем зайчат от лисы. Только дверь нужно подобрать правильно: если дверь будет узкая, лиса их заметит, а если очень широкая, то дверь не закроется плотно.

(Дети проходят на ковер, где разложены домики для зайчат, выполняют задание, воспитатель подходит с игрушкой лисы, проверяет выполнение задания).

Воспитатель: — Какого цвета домики у Ратмира? У Алины? Одинаковые двери в домиках? Какие они? (Одна дверь широкая, другая узкая) Ребята хорошо спрятали зайчат и лиса ушла восвояси. Теперь можно повеселиться и поиграть.

Воспитатель.

Физкультминутка «Зайчики»

(Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал . (Дети садятся.)

5 часть. Аппликация «Платочки для зайчат»

Воспитатель: — Наши зайки поскакали, даже лапки замарали. Нужны зайчатам платочки. Давайте сделаем им много красивых платочков.

У меня есть только один платочек. (Показывает образец)

Скажите, какой он формы, какие на нем геометрические фигуры? Что расположено в центре? Что расположено по углам?

Дети выполняют аппликацию из геометрических фигур.

Воспитатель: Какие фигуры на твоем платочке, Клим, какого они цвета? А у Самины?

(Готовые платочки воспитатель вывешивает на доске).

С такими красивыми платочками лапки у зайчат всегда будут чистыми. Зайчик улыбается, он очень доволен, говорит вам спасибо, давайте с ним попрощаемся, ведь ему пора к своим малышам.

Рефлексия.

Воспитатель: — Кому мы сегодня помогали?

— Что вам больше всего понравилось делать?

За вашу помощь зайчик оставил вам фотографии маленьких зайчат.

Воспитатель раздает детям «фотографии» зайчат.

Сенсорное развитие - важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Цели сенсорного развития

Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.

Первая младшая группа

Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития - совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.

Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.

Воспитатели учат детей:

  • Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
  • Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
  • Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
  • Определять количество объектов и т. д.

Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы

Вторая младшая группа

Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.

Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое

Средняя группа

Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.

В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.

Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире - общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:

  • размер;
  • форма;
  • цвет;
  • материал;
  • практическая польза и т. д.

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.

Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.

Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета - любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный - белый, а максимально тёмный - чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.

В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.

Подготовительная группа

Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.

Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).

Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:

  • Плодотворное сенсорное развитие - непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
  • Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
  • Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.

Виды деятельности

Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя - максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Деятельность для сенсорного развития может быть:

  • игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
  • трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
  • коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
  • познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
  • продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
  • музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
  • двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).

Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Мотивирующее начало сенсорного занятия

Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала - моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.

Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант - предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).

Примеры начала занятий

Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.

«Знакомство с сенсорной комнатой»

Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.

Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».

Что еще почитать